Проблемы применения компьютеров в психодиагностике

Обновлено: 03.07.2024

Термин "Компьютерная Психологическая Диагностика" требует уточнения. Психологической диагностикой занимается не компьютер, а психолог. Применение компьютерных технологий в данной сфере деятельности это не более, чем создание эффективных виртуальных продолжений профессиональных знаний, опыта и способностей дипломированного психолога. И именно психолог несет всю нравственную и юридическую ответственность за корректное применение результатов тестирования. В нашем исследовании было установлено, что сам факт применения компьютерных версий психодиагностических методик дает незначительные отличия от стандартного "бумажного" оригинала. Наиболее существенное влияние на точность результатов тестирования оказывают различные социально-психологические феномены, возникающие при проведении тестирования. Психологическое тестирование - это всегда "Субъект - Объект - Ситуация". Личностные особенности психолога, проводящего тестирование, а также его пол, возраст, внешняя привлекательность, коммуникативные способности и др. вносят определенные систематические и строго индивидуальные "поправки" в результирующие показатели тестовых шкал. Личностные особенности самого клиента и его актуальное психологическое состояние оказывают аналогичное влияние. Следующим фактором является ситуация тестирования. В ситуации "клиента" и в ситуации "экспертизы" тестовые показатели некоторых тестовых шкал у одного и того же испытуемого могут быть различными, а в ряде случаев даже сильно искаженными. И, тем не менее, современная тенденция развития компьютерных методов психологической диагностики идет по пути создания технологий максимально игнорирующих и "субъект", и "объект", и "ситуацию". Основное внимание сосредоточено на применении сложных алгоритмов тестирования и автоматизированной генерации т. н. "непротиворечивых заключений". "Непротиворечивые заключения" - это, прежде всего, искусство и профессионализм психолога, а не результат применения формальной логики, которая и составляет основу всех цифровых технологий. Вместо термина "Компьютерная психологическая диагностика" следовало бы использовать термин "Психологическая диагностика и консультирование с применением компьютерных технологий" . А применение компьютерных технологий выходит за рамки обычной психодиагностики и далеко ею не исчерпывается.

Так что же МОЖЕТ современный компьютер применительно к профессиональной деятельности психолога?

1. Объем и хранение базы знаний.

Объемы информации, которые могут хранить современные носители компьютерной памяти, значительно превышают возможности памяти одного психолога. И оперативной и долговременной.

2. Разнообразие типов хранимой информации.

Тексты, графические изображения, аудиозаписи, видеофильмы, программы тестирования, математической и статистической обработки результатов исследования, аудио и визуального сопровождения всех процессов психологической диагностики и консультирования. И это "немного" больше, чем просто "бумажная" психодиагностика.

3. Точность хранения информации.

Не вызывает сомнения.

Контрольная копия гарантирует длительность хранения и возможность быстрого воспроизведения.

4. Компактность носителя информации.

Один пример: USB Flash RAM.

Размер: меньше коробки спичек.

Объем информации: персональная научная библиотека по специальности.

Компьютер в каждом учреждении и практически в каждом доме.

5. Скорость обработки и поиска информации.

Технический прогресс в области создания компьютерного "железа", а также в сфере разработки программного обеспечения идет такими темпами, что производительность цифровых методов обработки информации превышает возможности не только одного психолога, но целого коллектива специалистов.

6. Мобильность.

Если USB Flash RAM с персональной базой знаний всегда с собой, то приступить к работе на новом рабочем месте и в другом городе можно практически сразу же после включения компьютера.

7. Новые технологии психологической диагностики.

Пример: технология преодоления т.н. "психологической защиты".

Компьютерное тестирование - это процедура обследования, а не заполнение "бумажного" бланка тестирования.

Т. н. "шкала достоверности" в компьютерном варианте - это предупреждающая, "обучающая" и диагностическая процедура. Если критическое значение по этой шкале в процессе тестирования превышает допустимое, компьютерная программа может вернуть обследуемого к первому пункту вопросника и предупредить о необходимости быть более искренним. Количество подобных повторов имеет не только диагностическое значение, но и меняет весь ход психологической диагностики.

Компьютерная программа в автоматическом режиме может фиксировать время ответа (вплоть до миллисекунд) на каждый пункт тестового опросника и вычислять среднее время реакции по каждой айт-теме (шкале многофакторной методики). Данная информация имеет дополнительное диагностическое значение и не может быть получена в ходе обычного тестирования.

8. Новые технологии психологического консультирования.

Психологическая диагностика и психологическое консультирование это две взаимосвязанные стороны одного процесса. Применение компьютерных технологий оказывает психологическое воздействие на эмоциональные состояния, мнения, убеждения и мировоззрение клиента. Предъявление графических изображений результатов тестирования в форме различных графиков и диаграмм, а также текстов интерпретаций, имеющих разное эмоционально-оценочное значение, в зависимости от задачи консультирования имеет особое значение, выходящее за рамки только психодиагностики.

Пример практического применения.

Графическая форма результатов тестирования с помощью компьютерной версии методики "Диагностика алкогольной болезни" позволяет в той или иной степени преодолевать т.н. "алкогольную анозогнозию" и наглядно продемонстрировать клиенту его истинный уровень алкогольных проблем в сравнении с "обычным" клиентом наркологического стационара. С диагностической точки зрения по отношению к клиенту с установленным диагнозом "алкогольная зависимость" применение этой методики не имеет никакого смысла. С точки зрения психологического воздействия имеет. И работает.

Тексты интерпретаций, предназначенные для клиента - это не констатация факта наличия тех или иных эмоциональных состояний, особенностей характера, типа темперамента, отношений с окружающими или патопсихологических отклонений. Это еще и метод психологического воздействия. И каждый такой текст должен быть индивидуальным, хорошо продуманным и основанным на всей имеющейся дополнительной информации о клиенте.

9. Новые невербальные методы воздействия.

Хорошо известный факт. Защитная позиция клиента с закидыванием ноги на ногу и со скрещиванием рук на груди на 38% уменьшает восприятие информации и вызывает более критическое отношение к консультанту. Простое предложение психолога пройти психологические тестирование на компьютере снимает эту проблему. Чтобы отвечать на вопросы вербальной тестовой методики необходимо изменить позу и раскрыть руки. И это тоже не психодиагностика. Это метод психологического консультирования. Результат тестирования не всегда имеет значения. Установление контакта с клиентом - имеет.

10. Удаленный вариант общения с клиентами и коллегами.

Современные технологии Интернет позволяют не выходя из дома контактировать с другими людьми находящихся в любой точке нашей планеты в режиме реального времени. Ауди и видео вариант такого общения это уже повседневная реальность.

И даже "мини" цифровые технологии - современный сотовый телефон.

11. Расширенное понимания психических явлений.

Виртуальные личности, которые существуют в виртуальной реальности в форме конкретной реализации тех или иных цифровых технологий и которые "оживают" только при включении цифровых устройств расширяют классическое понимание психических процессов в пределах одного конкретно взятого физического тела.

12. Новые технологии оформления документации.

Представление данных психологического обследования должно иметь респектабельный вид. Заключение психолога может быть "украшением" истории болезни в медицинском учреждении, а может быть "китайской грамотой", написанной неразборчивым почерком с использованием терминов малопонятных самому психологу.

Оформление документации, которая передается клиентам на руки, имеет еще большее значение. Профессионально составленное и красочно оформленное с помощью различных шрифтов, таблиц, диаграмм заключение с обязательными рекомендациями по решению психологических проблем клиента обладает эффектом последействия общения с консультантом. После выхода из кабинета психолога консультирование не заканчивается. Как показывает практика, все документы в течении определенного времени хранятся, изучаются и обсуждаются со знакомыми или родственниками клиента. "Виртуальное" присутствие личности психолога в повседневной жизни клиента - это также метод психологического воздействия.

Развивающиеся информационные технологии охватывают многие сферы деятельности человека, в том числе и психологическую диагностику.

Возникновение и становление компьютерной психодиагностики как междисциплинарного направления, требующего знаний и умений, как в области информатики, так и в области психологии, является закономерным итогом информационной революции, происходящей в нашем обществе последние 15 лет.

В настоящее время быстрое развитие информационных технологий влияет на стиль и методологию работы психологов, способствуя созданию и практическому использованию психодиагностического инструментария, разработке принципиально новых видов экспериментов и методик работы с психологической информацией на базе современной вычислительной техники. Более того, в практической психологии происходит постепенный переход компьютерных технологий из области вспомогательных в сферу обязательных средств, аналогично тому, как это уже произошло во многих сферах практики.

Проблема развития компьютерной психодиагностики, ее практического применения является сегодня одной из актуальных проблем психологии.

Применение компьютеров в психодиагностике

Основными целями компьютерной психодиагностики являются создание психодиагностического инструментария, в том числе компьютерных психодиагностических методик, а также разработка принципиально новых видов экспериментов и методов работы с экспериментально-психологической информацией [3].

Основной задачей компьютерной психодиагностики можно считать обеспечение психологов качественными психодиагностическими инструментами, создаваемыми на базе новых информационных технологий.
Создание компьютерных психодиагностических методик, использующих компьютер в качестве организатора стимульного материала, т.е. реализация психофизиологических тестов, систем адаптивного, игрового, дистанционного и мультимедийного тестирования.

В основе каждого направления исследований в области компьютерной психодиагностики лежит собственный, специфический подход, или парадигма конструирования психодиагностического инструментария. Корректное использование компьютерных психодиагностических методик в области тестирования требует понимания того, что лежит в основе инструментария этого класса.

Компьютерный психодиагностический инструментарий — это сложный аппаратно-программный комплекс, позволяющий психологам осуществлять психодиагностическое исследование испытуемого.

Компьютерные тесты – это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры. Таким образом, протокол сразу создаётся как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

Требования к использованию ЭВМ в психодиагностике:

Головные методические центры отрасли должны поощрять применение ЭВМ психологами-разработчиками методик на этапе как психометрического анализа теста, так и автоматизации процедуры проведения, обработки и интерпретации результатов обследования. В инструктивных материалах по методике обязательно фиксируется уровень автоматизации методики, указываются авторы оригинальных программ (на правах соавторов методики или авторов модифицированных автоматизированных версий).

Пользователями, обладающими правом получения программного обеспечения к автоматизированной методике, являются профессиональные психологи. Специалист в смежной области не имеет права использовать программу-методику без разрешения отраслевой методической организации психологов.

Все варианты использования автоматизированной методики без уполномоченного пользователя следует считать некорректными и с профессиональной, и с этической точек зрения. Пользователь лично отвечает за принятие адекватного решения на основе результатов автоматической методики: он обязан контролировать достоверность этих результатов. При использовании автоматизированной обратной связи (когда клиент - испытуемый получает информацию о своих промежуточных или окончательных результатах работы по методике), пользователь лично отвечает за правильное понимание испытуемым смысла обратной информации, за психотерапевтический эффект этой информации.

Применение систем автоматизированной интерпретации считается корректным только в том случае, если клиент-испытуемый получает информацию на языке не научного диагноза, а собственного запроса.

Бесконтрольное распространение аттестованных программ-методик среди пользователей ЭВМ, попытки использования аттестованной П-методики в качестве игры с ЭВМ следует считать некорректными. Психологи должны предотвращать возможность неправильного использования автоматизированных методик и их бесконтрольное распространение среди программистов [1].

Все приведенные требования находятся в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этого стандарта могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов:

Принцип этической и юридической правомочности.

Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

Принцип благополучия клиента.

Принцип профессиональной кооперации.

Принцип информирования клиента о целях обследования.

Принцип морально-позитивного эффекта обследования.

Принцип гражданственности и патриотизма.

Мы попытались проанализировать развития и актуального положения компьютерной психодиагностики. Особое внимание в работе было уделено компьютерной психодиагностике. Мы рассмотрели, требования применения компьютерных технологий в психодиагностике.

Нами было установлено, что компьютерная психодиагностика, в отличие от психодиагностики как науки, имеет достаточно короткую историю. Ее появление и становление напрямую связано с появлением и распространением компьютерной техники и компьютерных технологий. При этом компьютерная психодиагностика на Западе началось использоваться раньше, чем у нас в России. Сегодня компьютерная психодиагностика развивается в нескольких направлениях: конструирование психодиагностических методик; разработка психодиагностических экспертных систем; создание компьютерных психодиагностических методик, использующих компьютер в качестве организатора стимульного материала

В настоящее время быстрое развитие информационных технологий влияет на стиль и методологию работы психологов, способствуя созданию и практическому использованию психодиагностического инструментария, разработке принципиально новых видов экспериментов и методик работы с психологической информацией на базе современной вычислительной техники. Более того, в практической психологии происходит постепенный переход компьютерных технологий из области вспомогательных в сферу обязательных средств, аналогично тому, как это уже произошло во многих сферах практики.

Содержание работы

Введение 3
История применения компьютеров в психолого-педагогической диагностике 4
Использование компьютерных технологий в психодиагностике 7
Заключение 11
Список литературы 12

Содержимое работы - 1 файл

ППД для Гали.docx

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

Применение компьютеров в современной психодиагностике.

по специальности «Психолого- педагогическая диагностика»

Пориете Галина Владимировна

Студентка 2 курса заочного отделения

Алмазова Светлана Леонидовна

История применения компьютеров в психолого-педагогической диагностике 4

Использование компьютерных технологий в психодиагностике 7

Список литературы 12

Развивающиеся информационные технологии охватывают многие сферы деятельности человека, в том числе и психологическую диагностику.

Возникновение и становление компьютерной психодиагностики как междисциплинарного направления, требующего знаний и умений, как в области информатики, так и в области психологии, является закономерным итогом информационной революции, происходящей в нашем обществе последние 15 лет.

В настоящее время быстрое развитие информационных технологий влияет на стиль и методологию работы психологов, способствуя созданию и практическому использованию психодиагностического инструментария, разработке принципиально новых видов экспериментов и методик работы с психологической информацией на базе современной вычислительной техники. Более того, в практической психологии происходит постепенный переход компьютерных технологий из области вспомогательных в сферу обязательных средств, аналогично тому, как это уже произошло во многих сферах практики.

Проблема развития компьютерной психодиагностики, ее практического применения является сегодня одной из актуальных проблем психологии.

История применения компьютеров в психолого-педагогической диагностике.

Технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации всегда имели большое значение для повышения эффективности разработки и использования экспериментальных психодиагностических методик. В докомпьютерную эпоху, а иногда по разным причинам и в настоящее время, такими средствами были и остаются «карандаш и бумага». Очевидно, что подобный стиль работы занимал и занимает у психологов достаточное количество времени.

Стремление к повышению эффективности работы и устранению рутинных операций привело к идее автоматизации психодиагностических исследований испытуемых.

Первые упоминания о машинной обработке данных психологического тестирования относятся к началу 1930-х годов. Долгое время использование компьютеров в психологических и (психодиагностических) исследованиях ограничивалось лишь обработкой числовой информации в процессе психодиагностического эксперимента. В то время компьютер (тогда еще ЕС ЭВМ, СМ-3, СМ-4, «Электроника-100») представлялся мощным арифмометром, который может освободить психолога от трудоемких рутинных операций типа «наложения ключей» и арифметического подсчета числовых показателей.

В нашей стране первой программой реализованной на языке ПЛ/1 для ЕС ЭВМ, была программа обработки результатов тестирования испытуемых с помощью методики ММPI. Оператор набивал ответы испытуемого на перфокарты, а компьютер, осуществляя числовую обработку, распечатывал значения Т-оценок.

Использование компьютера в качестве арифмометра для целей психодиагностики, конечно же, оказалось значительным прогрессом. За счет автоматизации психолог освобождался от трудоемких рутинных операций и мог концентрироваться на решении сугубо профессиональный задач. Кроме того, повысилась точность регистрации результатов, и исключались ошибки обработки исходных данных, неизбежные при речных методах расчета выходных показателей теста. А оперативность обработки данных при компьютерном эксперименте позволяла в сжатые сроки проводить массовые психодиагностические обследования в рамках скрининговых программ.

В 1970-80-е годы за рубежом широкое распространение получают компьютерные тесты, осуществляющие не только обработку результатов тестирования, но и предъявление стимульного материала испытуемому. в большинстве своем такие автоматизированные тесты представляли собой модификации известный «бланковых» методик, а потому получили название компьютерных версий. В этот же период появляются первые адаптивные тесты, отличительная особенность которых заключается в том, что управление процессом тестирования частично, а в некоторых случаях и полностью передается компьютеру. В 1980-е годы можно считать периодом наиболее активного развития компьютерного инструментария за рубежом, что связано с появлением достаточно мощных и доступных персональных компьютеров.

80-е гг. – период наиболее активного развития компьютерной психодиагностики за рубежом, что связано с появлением достаточно мощных и доступных персональных вычислительных машин, а также господствующей в ряде стран Запада технократической парадигмой, навязываемой и психологической науке.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов наряду с определенными достижениями проявляется неудовлетворенность компьютерными тестами, обусловленная двумя существенными причинами. Во-первых, при создании компьютерных версий, то есть при переносе «бланковой» методики в компьютер, нарушаются стандартные условия предъявления стимульного материала испытуемым — одна из важных психометрических характеристик. Во-вторых, появились компьютерные методики, предлагающие пользователю-психологу не только администрирование, предъявление стимульного материала, числовую обработку результатов тестирования, но и вербальную интерпретацию результатов тестирования. Неудовлетворенность компьютерными тестами, навязывающими алгоритмы интерпретации результатов тестирования наиболее остро критиковалась представителями клинической психологии и всеми теми, перед кем стояла задача постановки индивидуального диагноза.

Таким образом, появление и развитие компьютерной психодиагностики становится возможным на определенном уровне развития информационных технологий. Первые упоминания о машинной обработке данных психологического теста относятся к 30-м гг. В 70-80 гг. широкое распространение за рубежом получают компьютерные тесты, в большинстве своем представляющие модификации известных методик.

На современном этапе достаточно широко возможности вычислительной техники используются при обработке результатов диагностических исследований, разработке новых тестов, создании банков данных.

Использование компьютерных технологий в психодиагностике

Основными целями компьютерной психодиагностики являются создание психодиагностического инструментария, в том числе компьютерных психодиагностических методик, а также разработка принципиально новых видов экспериментов и методов работы с экспериментально- психологической информацией.

Основной задачей компьютерной психодиагностики можно считать обеспечение психологов качественными психодиагностическими инструментами, создаваемыми на базе новых информационных технологий.

На сегодняшний момент в психодиагностике активно используются такие информационные технологии, как: анализ данных, инженерия знаний и Интернет-технологии.

Каждая из этих технологий лежит в основе конкретных психодиагностических задач, которые и определяют ключевые направления работ в области компьютерной психодиагностики:

  1. Конструирование психодиагностических методик в рамках традиционной психометрической парадигмы на основе технологии анализа данных, в рамках психосемантического подхода на основе субъектной парадигмы анализа данных.
  2. Разработка психодиагностических экспертных систем для прогноза поведения в рамках нетрадиционных подходов, например, опирающиеся на внешние критерии в рамках стохастического (вероятностного) подхода (прецедентные экспертные системы).
  3. Создание компьютерных психодиагностических методик, использующих компьютер в качестве организатора стимульного материала, т.е. реализация психофизиологических тестов, систем адаптивного, игрового, дистанционного и мультимедийного тестирования.
  4. Разработка на основе технологии инженерии знаний (внедрение в компьютер опыта работы эксперта-психолога) компьютерных интерпретаторов результатов тестирований, моделей прогноза.
  5. Разработка гибридных систем для психологического сопровождения конкретных видов деятельности (например, кадрового отбора, обучения).
  6. Создание оболочек-конструкторов для компьютеризации (визуального конструирования) различных компонентов, важных в практической работе психологов (методик, профилей, интерпретаторов и т.д.).
  7. Обучение искусству психодиагностики с помощью компьютера.
  8. В основе каждого направления исследований в области компьютерной психодиагностики лежит собственный, специфический подход, или парадигма конструирования психодиагностического инструментария.

Корректное использование компьютерных психодиагностических методик в области тестирования требует понимания того, что лежит в основе инструментария этого класса. Компьютерный психодиагностический инструментарий — это сложный аппаратно- программный комплекс, позволяющий психологам осуществлять психодиагностическое исследование испытуемого. В связи с этим остановимся на особенностях применения тестовых компьютерных методик:

Первый вариант заключается в том, что испытуемый выполняет тестирование на стандартных бланках, и уже потом они вводятся оператором в компьютер, либо вручную, либо с помощью сканера. Однако для многих компьютерных методик этот вариант неприменим, например, для адаптивного тестирования, или тестов в которых важно время реакции испытуемого.

Другой вариант – испытуемый выполняет тест, сидя за компьютером. Для этого варианта желательно, что бы испытуемый имел хотя бы начальные навыки владения компьютером. Как правило, хорошие компьютерные методики предполагают оба варианта использования, но следует помнить, что для второго варианта, в отличие от первого, возможно, понадобятся свои психометрические показатели.

Большое значение в развитии методологии психологической диагностики имеют технические средства стимулирования, регистрации и обработки психодиагностической информации. Эти технические средства нашли свое наиболее полное выражение в современных высокопроизводительных компьютерах с их мощными операционными и дисплейными возможностями.

Использование возможностей современных компьютеров по компактному хранению информации, быстрому ее извлечению и наглядному представлению дает определенные количественные и качественные эффекты в психодиагностике.

Этапы развития и методы применения компьютерной диагностики
В истории психологической компьютеризации можно выделить, по крайней мере, три этапа.

Компьютерная психодиагностика в профессиональной консультации - Проблемы исследования искусственного интеллекта

Проблемы исследования искусственного интеллекта

Методологические проблемы понимаются как проблемы исследования искусственного интеллекта. Это, прежде всего, возможность моделирования психологических феноменов, а также аспекты границ рамок формализации психологических переменных. Здесь следует учитывать, что психологическое моделирование имеет вероятностную достоверность из-за: а) невозможности построения абсолютно полной (адекватной) модели психической деятельности; б) возникновения ошибок в самом измерении; в) ошибок в формировании психологических гипотез и их формализации; г) ошибок субъекта в работе на компьютере; д) ошибок операторов при вводе эмпирических данных (в частично автоматизированных тестах) и т.д.

Технологические проблемы в основном касаются изменений в дизайне методик, процедур обследования и процедурных ошибок испытуемых и психологов-экспериментаторов. Помимо снижения количества ошибок при статистической обработке психологических данных с помощью компьютера, остаются нерешенными проблемы ошибок ввода эмпирической информации, формализации (ошибки доверительного интервала и вычислений) и хранения вторичной информации (проблемы разработки базы данных), коррекции и интерпретации психологических данных, а также проблемы учета мотивационной динамики при тестировании с помощью компьютера и др.

В настоящее время внедрение компьютеров в психодиагностику происходит в основном за счет создания автоматизированных версий отдельных методик. Большинство из этих версий включают в себя техники со стандартизированными вербальными и статичными невербальными стимулами, на которые испытуемые дают ответы в закрытой форме. Компьютер обеспечивает автоматическое предъявление испытуемым тестовых заданий, выводит результаты в формате, привычном для психодиагноста, и ведет запись эксперимента. Однако уже здесь можно заметить положительный эффект для практической психодиагностики. Компоненты этого эффекта следующие.

Во-первых, быстрые результаты диагностики необходимы в таких областях, как клиническое обследование или психологическое консультирование. Во-вторых, эксперт освобождается от трудоемкой рутинной деятельности и может сосредоточиться на решении чисто технических проблем (рутинная деятельность включает инструктаж испытуемого, запись эксперимента и анализ результатов). В-третьих, что не менее важно, это точность регистрации результатов и отсутствие ошибок при обработке данных, которые, скорее всего, возникнут при использовании ручных методов для расчета выходных показателей объемных испытаний. В-четвертых, эффективность обработки данных в компьютеризированном эксперименте позволяет проводить массовые психодиагностические исследования в короткие сроки.

Повышение уровня стандартизации

Некоторые авторы также указывают на положительное влияние компьютеров на условия проведения компьютерного исследования. Использование компьютерных технологий способствует повышению стандартизации этих условий, поскольку испытуемые получают одинаковые инструкции, а задание не зависит от пола, возраста, уровня привлекательности и настроения экспериментатора и самого испытуемого. Кроме того, конфиденциальность автоматизированного обследования позволяет испытуемым быть более открытыми и естественными во время эксперимента.

Заключение в вербальной форме

Отображение результатов. Неоспоримым преимуществом современных компьютеров являются развитые средства отображения информации. С помощью этих средств не составляет особого труда организовать результат одного психодиагностического обследования на экране или в виде распечатки в привычной для психолога форме профиля личности, графика или таблицы. Компьютер также предоставляет возможность быстрого представления результатов обследования выборки испытуемых с помощью диаграмм и гистограмм распределения значений того или иного диагностического параметра.

Перспективы компьютерной диагностики

В зависимости от степени вовлечения компьютерных технологий в процедуру психодиагностического обследования можно выделить несколько этапов. Высокий уровень компьютеризации методики связан с применением компьютера к процессам подбора методов воздействия, подготовки психодиагностических заключений и содержательной интерпретации результатов тестирования. Средний уровень компьютеризации предусматривает участие компьютера в проведении теста. Низкий уровень компьютеризации методологии включает хранение данных обследования и обработку первичных результатов диагностики (расчет показателей тестов и т.д.).

Развитие компьютеризированной методологии на высоком уровне в настоящее время связано со значительными трудностями с научной точки зрения. Существующие компьютерные алгоритмы построения психодиагностических заключений пока не могут быть рекомендованы для массового использования, особенно те, которые направлены на анализ многофакторных процедур.

Техники промежуточного уровня компьютеризации (включающие компьютерное представление стимульного материала) наиболее полезны для практического психолога.

Традиционно эту группу методов называют компьютерным и инструментальным тестированием. С помощью компьютеров можно моделировать различные сложные виды деятельности, приближая модели диагностируемой деятельности к реальной по сложности и динамике изменения ситуаций, учитывая не только результаты, но и способ решения диагностической задачи. Эта особенность особенно важна для методов профессиональной психодиагностики, ориентированных на определенные критерии.

Первый этап компьютеризации методик предполагает использование компьютерных технологий для обработки и хранения результатов психологических исследований. Поскольку компьютер не используется при проведении экзамена, дополнительная стандартизация таких компьютеризированных процедур не требуется.

Методами компьютеризированной психодиагностики в большинстве случаев являются аппаратные (автоматизированные) тесты и опросники.

В настоящее время автоматизация психодиагностики основывается на представлении о возможности формализации (алгоритмизации) психологических явлений и их измерения. В связи с этим для автоматизации наиболее подходят пять основных сфер психологических проявлений: сфера психофизиологических реакций человека на определенный стимул, когнитивная сфера, сфера черт характера, социально-психологические характеристики субъекта, межличностные отношения в групповой и деятельностной (в том числе профессиональной) сферах.

В этой главе приведены примеры и очень краткое описание некоторых компьютерных психодиагностических процедур. Одна часть компьютерных психодиагностических методик предполагает лишь пустую процедуру с последующей компьютерной обработкой и анализом (в том числе статистическим) результатов (частично автоматизированные методики), другая часть методик полностью автоматизирована как в плане процедуры, так и в плане анализа.

Психологическая диагностика является прикладной отраслью психологии, и диагност вносит свой вклад в решение практических задач, возникающих в различных сферах человеческой деятельности, путем применения ее методов, в том числе компьютерных.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: