Прочность запоминания не зависит от объема кратковременной памяти

Обновлено: 07.07.2024

Память — удивительная способность человека, которая не устаёт удивлять исследователей, изучающих её особенности. Состоящая из нескольких уровней, словно этажей, она позволяет удерживать только значимую информацию. Прослушав лекцию, посмотрев фильм, поговорив с кем-нибудь из знакомых, попытайтесь воспроизвести в голове отдельные фразы, которые были сказаны лектором, киногероем или собеседником. Сможете ли вы их повторить в точности? Вряд ли, если вы не являетесь эйдетиком.

Это потому, что во время лекции, киносеанса или разговора срабатывала кратковременная память (сокращённо обозначается как КВП), из которой основная информация (тема доклада, сюжет фильма или суть беседы) перекочевала в долговременную. Вы не ставили перед собой задачу в точности запоминать какие-то фразы, поэтому доскональные формулировки исчезли. Это большой плюс, ведь иначе объём памяти был бы переполнен, а это, как правило, приводит к нежелательным последствиям.

Умение фильтровать информацию на данном этапе позволяет не забивать голову ненужными вещами и оставлять достаточно места для чего-то более важного. Чтобы его тренировать, нужно изначально работать именно на этом «этаже».

Что это такое


Кратковременная память — это удержание информации на короткий срок. Специалисты утверждают, что он ограничен 20-30 секундами. Причём затухать точный образ начинает уже на 18 секунде, а к 30-й полностью исчезает. Забывание в течение указанного промежутка времени происходит при условии, что отсутствует целенаправленное кодирование и сохранение. Если же человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он переводит данную информацию на следующий «этаж» памяти — долговременной.

Кратковременная память представляет собой способность удерживать ту информацию, которую мы получаем из жизненного опыта и используем для выполнения повседневной, рутинной работы. Например, домохозяйка моет посуду, и именно КВП позволяет ей сортировать тарелки на грязные и чистые (эти я уже помыла), выполнять элементарные действия (моющее средство в воду я уже добавила, сковородку я уже замочила и т. д.).

Человек даже не представляет, насколько важную роль в его жизни играют краткосрочные воспоминания. Яркий пример их нарушений — болезнь Альцгеймера. Люди, страдающие ею, по несколько раз подряд выполняют одно и то же действие, потому что не помнят, что они его только что совершили.

Так как в психологии это своеобразный комплекс познавательных способностей, специалисты утверждают, что его можно и нужно тренировать и развивать, что позволит в дальнейшем запоминать больший объём информации.

Стадии

Если человек не ставит своей целью запомнить какую-то конкретную информацию, срабатывает кратковременная память, и через 30 секунд он её забывает. Но, когда нужно удержать образ на более длительный срок, запоминание проходит 3 стадии: кодирование, хранение и извлечение. Если вы хотите тренировать КВП, нужно знать, как работают все три.

Стадия 1. Кодирование

Чтобы удержать образ в кратковременной памяти, в первую очередь нужно сосредоточиться на нём. Всё внимание должно быть акцентировано на том, что вам нужно, а всё лишнее, происходящее в этот момент вокруг, отсекается и забывается уже через 30 секунд.

Например, цель — запомнить сумму покупки, которую вы только что сделали в магазине. Спустя время вы её воспроизведёте, так как сосредоточились именно на ней. Но, если вас спросить, какое имя было указано на бейджике кассира, который пробивал вам чек, или сколько человек стояло за вами в очереди, вы вряд ли сможете ответить, потому что вам не нужна данная информация.

Все люди кодируют информацию в КВП по-разному:

  • фонологическое (акустическое) кодирование: чтобы запомнить, вы повторяете информацию вслух или про себя;
  • зрительное: создаётся устойчивая ассоциация с увиденным образом, применяется редко, так как фотографической памятью обладают не многие.

«Этаж» кратковременной памяти состоит из двух комнат. В психологии их принято называть хранилищами или буферами. За каждый из них отвечают разные мозговые структуры. Первый буфер — акустический, туда отправляется вся информация, которую человек запомнил на слух. Он располагается в левом полушарии. Второй — зрительно-пространственный, там хранится то, что было зафиксировано с помощью зрения. Он находится в правом полушарии.

Стадия 2. Хранение

Долгосрочная память позволяет помнить моменты из детства, обучения в школе и институте, какие-то яркие события из прошлого, заученные наизусть стихи и формулы, героев любимых фильмов и актёров, которые их играли. Кажется, что её хранилище безгранично и вмещает в себя огромные пласты информации. Совсем по-другому обстоит дело в КВП.

Понятно, что объём хранящейся информации в кратковременной памяти минимален. Удивительно то, что его можно выразить математическими параметрами. Джордж Миллер (выдающийся американский психолог) выяснил, что она определяется формулой «7 ± 2». Согласно его исследованиям, среднестатистический человек удерживает за 30 секунд всего 7 элементов. В силу различных причин (индивидуальных особенностей, отвлекающих факторов) это число может колебаться от 5 до 9.


Вы сами можете проверить это правило на себе. Бегло просмотрите любой список (имён, фильмов, продуктов), отвернитесь и попытайтесь воспроизвести его. Наверняка сможете вспомнить от 5 до 9 пунктов.

Хранение информации в кратковременной памяти связано с двумя процессами — укрупнением и забыванием. Если ваша задача — расширить её объём, натренировать, нужно знать, что они собой представляют.

Укрупнение

Ваша задача — за короткий промежуток времени запомнить следующую последовательность букв: Sruoyylerecnis. Человек, не знающий английского языка, воспроизведёт от 5 до 9 символов. Тот, кто ранее изучал его, может достать из хранилища долговременной памяти заученную когда-то фразу Sincerely Yours (переводится как «Искренне Ваш»). Получается, что он 14 букв укрупнил до 2 слов, которые легко запоминаются. Этот метод нужно научиться применять на практике, «вытаскивая» из памяти ассоциации, которые позволят сократить объём информации, подлежащей сохранению.

Забывание

Образы из кратковременных воспоминаний быстро забываются по двум причинам: угасание и замещение новыми. Угасание происходит потому, что на данной информации не было акцентировано внимание. Даже если вы сразу закодировали её (запомнили сумму покупки в магазине), как только вы сообщили её кому-то или зафиксировали на бумаге, она в скором времени сама собой сотрётся, так как потеряет актуальность. Она может исчезнуть из хранилища и по другой причине — если эту информацию вам нужно запоминать каждый день, она замещается новыми фактами. Вы наверняка помните, сколько потратили вчера или позавчера, но вряд ли воспроизведёте цифры недельной давности.

Стадия 3. Воспроизведение

Воспроизведение кратковременных воспоминаний кажется процессом гораздо более лёгким, чем воспроизведение долговременных. Ведь в последнем случае их нужно сначала найти, затем вытащить. А здесь хранилище совсем рядом — протяни руку и достань. Однако чем больше элементов находится в буферах, тем медленнее и менее точно происходит воспроизведение. Например, если телефон состоит из 10 цифр, есть большой риск ошибиться хотя бы в одной из них. Если их всего 7, это увеличивает шансы на более точное запоминание (срабатывает «магическая семёрка» Миллера).

Те, кто тренирует КВП, должны это учитывать. Не нужно стараться запоминать слишком большое количество элементов за один раз. Увеличивать объём нужно постепенно.

При постоянном повторении (репрезентации) информации она переносится из кратковременной памяти в долговременную.

В зависимости от того, как именно происходит кодировка в кратковременной памяти, последняя делится на несколько видов.

Аудиальная / слуховая

Запоминание происходит через органы слуха. Тут важен один момент: мало просто услышать нужную информацию, желательно самому проговорить её вслух или про себя. Иначе образ (фраза, слово) через 30 секунд исчезнет.

Визуальная / зрительная

Запоминание происходит через органы зрения. Чтобы перевести картинку из кратковременной памяти в долгосрочную, можно воспользоваться фонологическим кодированием (несколько раз проговорить про себя или вслух, что на ней изображено) или методом ассоциаций.

Тактильная / кинестетическая

Запоминание происходит через прикосновение. Таким видом памяти обладают немногие люди. Им нужно подержать вещь в руках, чтобы зафиксировать и сохранить информацию о ней.

Человек с кратковременной аудиопамятью будет лучше воспроизводить информацию из лекций. Те, у кого она визуальная, для удержания материала должны увидеть его на доске в виде каких-то схем или ключевых моментов. Кинестетикам нужны практические занятия — лабораторные работы, эксперименты.

По длительности хранения информации кратковременную память делят также на мгновенную (через 15-20 секунд образ стирается) и оперативную, рабочую (сохранение материала в течение 30 секунд, пока принимается решение, нужен он для дальнейшего воспроизведения или нет).

Характеристики

Как уже было сказано, оптимальный объём кратковременной памяти взрослого человека — 7 элементов. Допускается незначительное отклонение ± 2 элемента. При этом нужно понимать, что в данном случае плюс гораздо лучше минуса. Если этот параметр составляет цифру менее 5, диагностируются нарушения КВП, выясняется их причина, даются рекомендации по устранению (если это возможно), назначается лечение.

Краткосрочная память показывает умение человека отсеивать ненужную информацию, которой полон окружающий мир. Если во время лекции отвлекаться на такие моменты, как цвет новой блузки у подруги, разговор сидящих сзади, музыку с улицы из открытого окна, учебный материал не будет усвоен, так как хранилища будут заполнены совершенно другими образами.

От краткосрочной памяти напрямую зависит объём и точность долгосрочной. Если плохо закодировать и сохранить информацию в КВП, она и в ДВП останется такой же деформированной, причём носитель этого понимать не будет. Этим объясняются постоянные споры на тему: «Я точно помню, что это было именно так» — «Нет, всё происходило по-другому». Одно и то же событие люди помнят по-разному и именно свой вариант считают достоверным.

Нарушения


На проблемы с кратковременной памятью нужно обращать внимание незамедлительно, потому что они имеют гораздо более серьёзные последствия, чем нарушения долговременной. Когда человек не помнит, что происходило 5 лет назад, это простительно. Но, когда он забывает то, что делал 5 минут назад, это оборачивается катастрофой не только для него самого, но и значительными трудностями для окружающих его людей.

Причины

Потеря или повреждение кратковременной памяти могут быть обусловлены следующими факторами:

  • депрессия нарушает химический и гормональный баланс в мозговых структурах, из-за чего теряется способность концентрироваться;
  • ишемический инсульт приводит к проблемам с мозговым кровообращением;
  • психическая травма: ЦНС блокирует сохранение болезненной информации, с этим связано состояние аффекта, когда после сильнейшей стрессовой ситуации человек не помнит, что происходило в эти несколько минут;
  • травмы головы приводят к временному ухудшению КВП;
  • наркомания, алкоголизм, курение не позволяют головному мозгу получать нужное количество кислорода, отчего страдают те его отделы, которые отвечают за КВП.

Нарушение может быть вызвано также авитаминозом, бесконтрольными или длительным приёмом мощных лекарственных препаратов, бессонницей, проблемами с щитовидкой, болезнью Альцгеймера, тяжёлыми инфекциями (ВИЧем, туберкулёзом, сифилисом) и другими физиологическими факторами.

Симптомы

По каким признакам можно узнать, что имеются проблемы с кратковременными воспоминаниями:

  • отсутствие логики в размышлениях, спутанность мыслей и сознания, прогрессирующее слабоумие;
  • ухудшение зрения: расплывчатые картинки, круги и мушки перед глазами;
  • депрессивное состояние;
  • понижение когнитивных способностей: нарушаются процессы восприятия, обучения и мышления;
  • нарушение двигательной координации, спазмы мышц.

Плохая кратковременная память приводит к проблемам в обучении и существенно снижает качество жизни, поэтому её следует постоянно тренировать и улучшать. Если же диагностируются серьёзные нарушения, это может лишить человека способности выполнять рутинную работу и жить прежней жизнью.

Диагностика

Проверка кратковременной памяти может проводиться по нескольким направлениям:

  • измерение объёма;
  • определение длительности сохранения информации;
  • исследование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.

Для каждого из этих направлений существует своя методика определения.

Объём:

  • классический тест по методу Джекобса;
  • измерение индекса КВП по методу Мучника и Смирнова;
  • частичное воспроизведение, метод Сперлинга;
  • перекодирование информации по методу Вучетича и Зинченко;
  • определение отсутствующего звена по методу Бушке;
  • подпороговое накопление энергии стимульного раздражителя по методу Вергилеса и Зинченко.

Длительность определяется по методу угадывания Хинрикса.

Процесс запоминания:

  • удержанные члены ряда по методу Эббингауза;
  • уравнивание в заучивании, метод Вурдвортса;
  • удачные ответы и парные ассоциации, разработка Мюллера и Пильцеккера;
  • антиципации, предвосхищающее воспроизведение ряда;
  • мысленный лабиринт Персона;
  • пиктограммы, метод Выготского;
  • двойная стимуляция, разработка Лурии и Леонтьева.

Процесс сохранения определяется с помощью метода Эббингауза.

Для изучения процесса воспроизведения используются методы:

  • последовательного воспроизведения;
  • заданного эталона;
  • реконструкции;
  • сбережения.

В рамках каждой из упомянутых методик проводится валеологическая оценка кратковременной памяти, то есть учёт физиологических факторов: возраста, пола, наличия хронических заболеваний, самочувствия на момент проведения теста. Для получения более точных данных исследования организуются несколько раз.

Самая знаменитая методика определения объёма КВП — тест Джекобса.

Есть 4 набора цифр, в каждом из которых — 7 рядов, начиная с 4-х элементов и заканчивая 10-ю. Они выглядят так:

Наборы цифр для проведения проверки КВП с помощью теста Джекобса

Тестирующий читает каждую цифру с интервалом в 1 секунду, после каждого ряда делает паузу в 2-3 секунды и разрешает испытуемым записать то, что они запомнили. Между наборами даётся отдых длительностью в 5-6 минут.

По окончании теста объём КВП высчитывается по формуле: ПК (объём кратковременной памяти) = А (максимальная длина ряда, которая была воспроизведена без ошибок для каждого набора) + С (количество рядов, которые были правильно воспроизведёны и превышают значение А) : 4 (количество наборов).

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

Уровень запоминания по результатам теста Джекобса

Способы улучшения

Что даёт тренировка кратковременной памяти:

  • способность быстро оценивать ситуацию;
  • связное восприятие материала;
  • улучшение навыков чтения и понимания прочитанного/услышанного;
  • усовершенствование математических способностей;
  • успешное выполнение мелких повседневных задач;
  • умение правильно планировать ежедневные дела.

Чтобы улучшить кратковременную память, можно воспользоваться следующими методиками:

  • «тренажёрный зал для мозга», который развивает когнитивные функции — существует в многочисленных онлайн-версиях;
  • повторение: нужно многократно в течение определённого времени воспроизводить одну и ту же информацию;
  • упрощение (укрупнение): преобразуйте материал так, чтобы он легче запомнился;
  • образное мышление: метод ассоциаций и здесь остаётся лучшей методикой, позволяющей развить КВП;
  • эмоциональный компонент: заставьте информацию, которую нужно запомнить, вызвать яркую эмоцию;
  • мотивация: убедите себя в том, что этот образ вам жизненно необходим.

Полезными окажутся любые интеллектуальные игры, разгадывание кроссвордов, заучивание наизусть стихов и песен, изучение иностранного языка. На развитие кратковременной памяти также влияет образ жизни, который ведёт человек. Поэтому, если хотите её улучшить:

  • высыпайтесь;
  • откажитесь от алкоголя и курения;
  • принимайте меньше лекарств;
  • избегайте стрессов;
  • правильно питайтесь;
  • чередуйте умственную и физическую работу, труд и отдых;
  • дышите как можно больше свежим воздухом;
  • постоянно тренируйте когнитивные способности, развивайте интеллект.

При наличии серьёзных проблем врач может назначить препараты для восстановления кратковременной памяти:

  • ноотропы (ускоряют проводимость нервных импульсов): Пирацетам, Глицин, Пантогам, Аминолон, Фенибут, Ноопепт, Диваза;
  • нейропротекторы (улучшают мозговое кровообращение): Циннаризин, Кавинтон, Фезам, Трентал, Гинкго билоба;
  • гомеопатические средства (активизируют мозговую деятельность): церебрум композитум, золотой йод, мемория, полимнезин.

От качества кратковременной памяти напрямую зависит объём и точность долгосрочной. Поэтому так важно начинать именно с её тренировки. При возникновении серьёзных проблем (провалов, полной или частичной потери) необходимо своевременно обращаться за помощью к специалистам.

81. Реконструкция при воспроизведении не проявляется:

а) в отборе главного и отсеве второстепенного материала;

б) в обобщении и привнесении нового содержания;

в) в изменении последовательности изложения;

г) в воспроизведении, максимально близком к заученному материалу.

82. Узнавание – это воспроизведение:

б) вторичное;

г) совершенно новое.

83. Укажите, какое из данных утверждений относительно индивидуальных особенностей памяти неверно. Эти особенности:

а) в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов;

б) в определенной мере связаны с различиями степени уравновешенности нервных процессов;

в) в определенной мере связаны с различиями степени подвижности нервных процессов;

г) не обеспечиваются физиологическим субстратом.

84. Так называемый фактор края имеет вид зависимости:

а) монотонно возрастающей;

б) монотонно убывающей;

в) нелинейной U-образного типа;

г) инвертированной U-образной.

85. Опознание воспринимаемого объекта, как уже известного по прошлому опыту, – это:

б) узнавание;

86. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, фиксируется как:

в) представление;

87. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и старания, – это:

а) припоминание;

88. Кривая забывания Эббингауза имеет вид зависимости:

а) монотонно убывающей;

б) монотонно возрастающей;

в) инвертированной U-образной;

г) сложной квазипериодической.

89. Запоминание на основе установления в запоминаемом материале смысловых связей характерно для … памяти.
а) механической;
б) логической;
в) опосредованной;
г) вербальной.

90. Запоминание материала путем его повторении без осмысления, называется …
а) непосредственным;
б) опосредованным;
в) произвольным;
г) механическим;
д) кратковременным.

91. Запоминание, сохранение и воспроизведение информации, перерабатываемой в ходе выполнения определенного действия и необходимой только для достижения цели данного действия, обеспечивается … памятью.
а) произвольной;
б) оперативной;
в) кратковременной;
г) непосредственной.

92. Генетически первичным является … запоминание.
а) непроизвольное;
б) произвольное;
в) опосредованное;
г) послепроизвольное.

93. Прочность запоминания не зависит от …
а) наличия интереса;
б) значимости запоминаемого материала для достижения предстоящих целей;
в) эмоционального состояния субъекта;
г) объема кратковременной памяти.

94. Классификация памяти на непроизвольную и произвольную осуществляется в соответствии с(со) …
а) степенью осмысленности материала;
б) предметом отражения;
в) длительностью сохранения материала.
г) Нет правильного ответа.

95. Длительность хранения информации в долговременной памяти не зависит
от …
а) значимости запоминаемого материала;
б) характера материала;
в) от характера деятельности, предшествующей процессу запоминания;
г) от объема кратковременной памяти.

96. Объем кратковременной памяти …
а) составляет 7 ± 2;
б) неограничен;
в) различен в зависимости от пола.
г) Предел неизвестен.

97. На скорость забывания материала влияет …
а) степень осмысленности материала;
б) частота использования запоминаемого материала;
в) установка на запоминание.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

98. От процесса запоминания зависит … сохранения материала.
а) полнота;
б) точность;
в) прочность.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

100. Взаимодействие запоминаемой информации с ранее заученной может
приводить к увеличению числа ошибок при воспроизведении в результате …
а) реминисценции следов памяти;
б) интерференции;
в) усталости;
г) уменьшения концентрации внимания.

101. Забывание представляет собой … процесс.
а) произвольный;
б) непроизвольный;
в) управляемый;
г) послепроизвольный.

102. Скорость забывания материала не зависит от …
а) его содержания;
б) степени осознанности;
в) наличия у субъекта мотивов к забыванию.
г) Нет правильного ответа.

103. Форма воспроизведения, основанная на опознании воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту - это …
а) воспоминание;
б) узнавание;
в) представление;
г) реминисценция.

104. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, называется …
а) припоминанием;
б) узнаванием;
в) представлением;
г) реминисценцией.

105. Активная форма воспроизведения, которая характеризуется наличием
сознательно поставленной цели, необходимостью преодолевать определенные затруднения - это …
а) припоминание;
б) узнавание;
в) представление;
г) реминисценция.

106. В соответствии с эффектом Б.В. Зейгарник, незавершенные действия по сравнению с завершенными запоминаются

а) лучше;
б) хуже.
в) Различий не существует.
г) Это зависит от ситуации.

107. К субъективным факторам эффективности запоминания не относится …
а) предшествующий опыт;
б) установка;
в) интерес;
г) характер материала.

108. К приемам осмысленного запоминания не относится …
а) составление плана;
б) группировка материала;
в) составление схем;
г) ритмизация материала.

109. Концентрированное повторение по сравнению с распределенным является …
а) более эффективным;
б) менее эффективным.
в) Эффективность одинакова, главное – количество повторений.
г) Это зависит от ситуации.

110. Быстрое забывание учебного материала сразу после того, как сдан экзамен объясняется …
а) действием фактора времени;
б) наличием желания забыть;
в) заучиванием нового материала;
г) действием закона установки.

111. У взрослых лучше развита память …
а) механическая;
б) логическая (смысловая);
в) эмоциональная.
г) Значимых различий нет.

112. Закон края описывает тот факт, что лучше запоминается та информация,
которая находится в … запоминаемого ряда.
а) середине;
б) конце;
в) начале;
г) начале и конце.

113. Наиболее интенсивно забывание происходит … после заучивания.
а) в первые часы;
б) на следующий день;
в) через неделю;
г) через месяц.

114. Если вслед за заучиванием следует работа со сходным материалом, то забывание заученного …
а) увеличивается, происходит быстрее;
б) уменьшается;
в) уменьшается, если материал неинтересный.
г) Различий не существует.

115. Информация, заучиваемая перед сном, запоминается лучше в силу действия закона …
а) установки;
б) края;
в) повторения;
г) осмысления.

116. К объективным факторам эффективности запоминания не относится …
а) характер материала;
б) тип запоминания;
в) количество материала;
г) обстановка запоминания.

117. Лучше всего запоминается информация при ее восприятии …
а) при чтении;
б) на слух;
в) при помощи зрения и слуха;

г) значимых различий нет.
118. Закон осмысления проявляется в том, что …
а) человек лучше понимает смысл того, что он дольше помнит;
б) тот материал, который осмыслен, запоминается лучше;
в) лучше запоминается тот материал, смысл которого важен для человека;
г) чем дольше материал хранится в памяти, тем лучше он осмысливается.

119. В ходе исследования двум группам учащимся было предложено запомнить рассказ. Первой группе рассказ давался с предупреждением, что опрос будет проводиться на следующий день, второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Фактически в обеих группах проверку провели через четыре недели после заучивания. Учащиеся какой группы лучше воспроизвели рассказ?
а) Первой.
б) Второй.
в) Первой, если рассказ интересный.
г) Различий не существует.

120. В ходе исследования двум группам учащимся было предложено запомнить рассказ. Одной группе рассказ давался с предупреждением, что опрос будет проводиться на следующий день, второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Учащиеся второй группы лучше воспроизвели рассказ. Какой психологический фактор обуславливает подобную закономерность?
а) Закон края.
б) Закон контекста.
в) Закон торможения.
г) Закон установки.

122. Для лучшего осмысления материала с целью улучшения запоминания
нужно …
а) составить его план;
б) обсудить его с кем-либо;
в) составить его структурно-логическую схему.
г) Все ответы верны.

123. Лучшее усвоение материала обеспечивается тогда, когда человек может
а) воспроизвести его словами источника;
б) воспроизвести его своими словами;
в) применить его при решении задач.
г) составить его структурно-логическую схему.

124. Образ предмета или явления, возникающий в отсутствии этого предмета
(явления), и основывающийся на прошлом опыте человека, называется …
а) мечтой;
б) восприятием;
в) представлением;
г) ассоциацией.

125. Сходство представлений с восприятием заключается в …
а) яркости;
б) отсутствии эмоциональной окраски;
в) неустойчивости;
г) модальности.

126. Между представлениями разных людей существуют различия … образа.
а) по яркости;
б) по полноте;
в) по отчетливости.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

41. Что объем памяти не зависит от количества информации в отдельном символе, а определяется длиной ряда предъявленных символов, показал:

б) Дж. Миллер;

42. Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители:

б) гештальтпсихологии;

43. Характеристики запоминания того или иного материала не определяются:

а) мотивами деятельности личности;

б) целями деятельности личности;

в) способами деятельности личности;

г) гендерными различиями субъектов.

44. Динамику процессов запоминания и забывания материала разного объема и содержания позволяет изучить метод:

в) заучивания;

г) удержания следов ряда.

45. Метод двойной стимуляции разработан:

б) А.Р. Лурией и А.Н. Леонтьевым;

в) С.Л. Рубинштейном;

46. Для исследования опосредованного запоминания не применяется метод:

а) парных ассоциаций;

в) двойной стимуляции;

г) бессмысленных слогов.

47. Позиционная зависимость продуктивности запоминания имеет вид:

а) U-образного типа;

б) инвертированнного U-образного типа;

в) монотонно возрастающий;

г) монотонно убывающий.

48. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

49. Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации не зависят:

а) от важности запоминаемого материала;

б) от характера материала;

в) от предшествующего опыта;

г) от объема кратковременной памяти.

50. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти:

а) 7 ±2;

в) предел неизвестен;

51. «Ввод» информации в долговременную память осуществляется через:

а) механизмы предвнимания;

в) проговаривание;

г) иконическую память.

52. Связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого, называются:

б) ассоциациями;

53. Понятие «ассоциация» в научную терминологию ввел:

г) Дж. Локк.

54. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация:

а) по смежности;

55. Два противоположных явления связывает ассоциация:

в) по контрасту;

56. Определения времени ассоциативных процессов и содержательного состава ассоциаций касались ответы:

б) Ф. Гальтона;

57. К факторам забывания относится(ятся):

а) возраст субъекта;

б) неиспользование усвоенного материала;

в) характер материала;

г) гендерные особенности субъекта.

58. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект:

в) Б.В. Зейгарник;

59. Выбор объективных средств контроля влияния повторения на прочность ассоциаций представляет главную проблему при изучении памяти для:

а) Г. Эббингауза;

60. В редком опыте по изучению памяти исследователь имеет дело:

а) с деятельностью усвоения или заучивания;

б) с интервалом между усвоением и воспроизведением (или узнаванием);

в) с деятельностью воспроизведения (или узнавания);

г) с гендерными различиями субъектов.

61. Г. Эббингауз не изучал влияние на запоминание:

а) количества запоминаемого материала;

б) числа повторений;

в) близости и направленности ассоциативных связей;

г) характера деятельности.

62. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала:

а) только полнота;

б) только точность;

в) только прочность;

г) полнота, точность и прочность.

63. Критерием сохранения информации в памяти является(ются):

а) скорость запоминания;

б) эрудированность субъекта;

в) образованность субъекта;

г) воспроизведение и узнавание.

64. На сохранение и последующее воспроизведение информации не влияет:

а) род деятельности, промежуточный между заучиванием и воспроизведением;

б) временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением;

в) степень первоначального заучивания;

г) скорость проговаривания материала при заучивании.

65. Автором теории забывания как следствия постепенного угасания следов памяти является:

в) Г. Эббингауз;

66. Взаимодействие вновь воспринятой информации с ранее известной может приводить к повышению числа ошибок при запоминании в результате:

а) реминисценции следов памяти;

б) интерференции следов памяти;

в) интериоризации следов памяти;

г) экстериоризации следов памяти.

67. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется:

а) реминисценцией;

68. Ретроактивная и проактивная интерференции различаются в зависимости:

а) от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала;

б) от характера интерферирующего материала;

в) от последовательности заучиваемого материала;

г) от способа заучивания материала.

69. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется:

а) реактивным торможением;

б) проактивным торможением;

70. Ретроактивная интерференция:

а) не связана с событиями, происшедшими до запоминания данного материала;

б) не усиливается, если материалы сильно различаются;

в) не лежит в основе положительного переноса при научении;

г) не влияет на запоминание, если материал эмоционально окрашен.

71. Запоминанию способствует интерференция:

б) ретроактивная;

г) все ответы верны.

72. Проактивная интерференция увеличивается:

а) при возрастании степени заучивания интерферирующего материала;

б) при увеличении объема интерферирующего материала;

в) при нарастании степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала;

г) при уменьшении степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала.

73. Воспроизведение нескольких элементов материала после отсрочки, заполненной интерферирующей задачей, составляет суть метода:

а) Броуна – Петерсона;

74. Фиксация количества элементов, правильно воспроизведенных после каждого предъявления, позволяет построить график:

а) заучивания;

в) частоты воспроизведения каждого стимула за все предъявления;

г) зависимости воспроизведения от особенностей эмоциональной сферы личности.

75. Представление о том, что забывание является естественным следствием постепенного угасания следов, не разделяется:

а) Г. Эббингаузом;

г) Р. Аткинсоном.

76. Автором(ами) теории о забывании как результате тормозящего влияния со стороны побочных, интерферирующих воздействий являются:

а) Г. Мюллер, А. Пельцекер;

б) А. Браун, К. Конрад;

77. Забывание обычно протекает как процесс:

б) непроизвольный;

78. Темп забывания материала не зависит:

а) от его объема;

б) от его содержания и степени осознанности;

в) от сходства запоминаемого и интерферирующего материала;

г) от наличия у субъекта мотивов к забыванию.

79. График зависимости забывания логически однородной информации с момента ее полного усвоения называется кривой:

а) забывания Эббингауза;

80. Повторное возбуждение (оживление) следов ранее образованных нервных связей такими раздражителями, которые прямо или косвенно связаны с тем, что воспроизводится, является физиологической основой процесса:


Классик французской психологии Пьер Жане сказал: «Память — это преодоление отсутствия». А наш современник — российский психолог Г.К. Середа дал такое определение: «Память — это психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)». Иными словами, память нужна нам для того, чтобы сохранять и в дальнейшем использовать полученный нами опыт.
Наш опыт — это информация, полученная по каналам восприятия (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Но человек не просто впитывает внешнюю информацию, как песок дождевую воду. Он активно ищет эту информацию, он как бы опрашивает внешний мир, пытаясь удовлетворить врожденный интерес к новому. И при этом он изменяет, преобразует факты и явления окружающего.
«Мозг скорее ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок» — остроумно заметил один из психологов. Конечно, можно испытать переутомление от долгой и непрерывной умственной работы, но это только потому, что мы еще попросту не умеем использовать все наши ресурсы (по расчетам фон Неймана — создателя кибернетики — в принципе человеческий мозг способен вместить примерно 1020 единиц информации; это означает, что каждый из нас может усвоить все то, что написано в миллионах томов знаменитой Государственной публичной библиотеки).

КАК РАБОТАЕТ НАША ПАМЯТЬ

ВИДЫ ПАМЯТИ

В настоящее время различают несколько видов памяти.

Моторная память является эволюционно самым древним видом. Она отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы, например: ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д. Именно моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия на уровне автоматизма.

Эмоциональная память связана с фиксированием переживаний, которыми сопровождаются те или иные события. Эмоции выполняют регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Биологический смысл эмоциональной памяти заключается в выработке системы предупреждения.
Эмоционально окрашенные ощущения фиксируются непроизвольно и практически мгновенно. Эмоциональная память самая прочная, поэтому имеет очень большое значение в процессе обучения. Если вы хотите лучше усвоить учебный материал, привлекайте резервы эмоциональной памяти: придумайте способы насытить информацию эмоциями, сделайте ее интересной для себя, например, нарисуйте комические иллюстрации к скучному тексту.

Образная память имеет несколько подвидов, поскольку связана с работой сенсорных систем или органов чувств. Она включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Информация запоминается в виде образов определенной модальности. Образная память спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение следов воздействия.

Логическая память и в филогенезе, и в онтогенезе возникает позже всех остальных видов памяти. Логическая память формируется только на базе второй сигнальной системы в процессе обучения. Вторая сигнальная система, по определению физиолога И.П. Павлова, — это человеческая речь. Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия.
Никаких природных готовых программ у этой памяти нет. Логическая память — результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека. Логическая память у младших и старших школьников различна. Лучше выражена она у старшеклассников.

Эйдетическая память — особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей. Ее особенностью является сохранение и воспроизведение чрезвычайно яркого, детализированного образа события. Наличие эйдетических образов установлено у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов. В России наибольшую известность получил (прежде всего благодаря работам психолога А.Р. Лурия) репортер Ш. Его особый дар раскрылся в двадцатые годы прошлого века. Это был человек, который не забывал ничего. Он мог безошибочно воспроизвести после одного предъявления ряд, состоящий из пятидесяти (и более) чисел или не связанных между собой слов. Причем он легко и абсолютно точно воспроизводил такие ряды и через неделю, и через месяц, и через. пятнадцать лет (!) после предъявления. Как показали исследования памяти Ш., он обладал сильно выраженной способностью к эйдетизму. Любые сигналы (звуковые, вкусовые и др.) он мог «перевести» в яркий зрительный образ. Так, например, он вспоминал, что у знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна был голос, «как будто какое-то пламя с жилками».
Эйдетическая память связана с такой особенностью восприятия, как синестезия: возникновение ощущений при воздействии на какой-то орган чувств не только модальности, специфичной для этого органа чувств, но и других модальностей. Например, возникают ощущения тепла при восприятии оранжевого цвета, или зрительных картин — при восприятии музыки. Композиторы Римский-Корсаков и Скрябин отличались наличием «цветного слуха». Скрябина недаром считают изобретателем цветомузыки. В обыденном языке явление синестезии нашло отражение в таких, к примеру, привычных оборотах речи, как «кислый вид», «светлая печаль», «холодный голос».

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Память состоит из запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации.
Один из самых первых исследователей памяти — Герман Эббингауз (кстати, именно он открыл закон «7 ± 2»), экспериментируя на самом себе, проверял, сколько повторений потребуется для запоминания без специальных приемов набора бессмысленных слогов и насколько прочным будет это запоминание. Он обнаружил, что быстрее всего забывание происходит в течение первого часа после предъявления материала (теряется почти 60% информации). Потом процесс забывания замедляется. Через шесть дней остается уже не более 20% от общего объема информации, и эта часть сохраняется в памяти достаточно прочно.
Впрочем, эта закономерность относится к запоминанию бессмысленного материала. На уроках же и во время выполнения домашних заданий вам приходится запоминать информацию совершенно иного рода, требующую понимания и обдумывания. Для ее лучшего усвоения и прочного сохранения помните о следующих закономерностях нашей памяти.

Информацию надо воспринимать активно. Не следует бездумно, пассивно «съедать то, что дают». С любым текстом надо работать с карандашом в руках. Ставить вопросы на полях, записывать мысли и идеи, родившиеся по поводу содержания, формулировать вопросы, комментировать, спорить с автором, делать конспекты, переводить текстовый материал в схематическую форму и наоборот.

Информация должна быть эмоционально насыщенной. Если это не так, значит, ее необходимо насытить эмоциями или, проще говоря, сделать интересной. Для этого надо решить, почему вам нужно запомнить эту информацию, где, как и когда вы будете использовать полученные знания. Как говорил английский философ Б. Стюард, «не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не имеешь в виду применять». Если вы решили, что хоть материал и скучный, но запомнить его вам все-таки нужно, то используйте свое остроумие: измените текст, например перепишите теорему в стихотворной форме, или нарисуйте комические иллюстрации к описанию химических реакций.

При запоминании действует эффект Зейгарник. Запоминается лучше та задача, решение которой не удалось довести до конца, чем та, которую благополучно решили. Интересно, что этим эффектом с успехом пользуются создатели бесконечных сериалов.

При запоминании действует эффект края. Обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает». Поэтому, например, на «сборных» концертах в более выгодном положении находится тот исполнитель, который открывает концерт, и тот, кто выступает последним. Этот эффект следует учитывать и при запоминании учебного материала: уделяйте больше внимания центральной части.

Долгосрочность запоминания зависит от установки. В одном эксперименте учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверка первого была назначена на следующий день, относительно второго было сказано, что его надо запомнить надолго. Проверка запоминания обоих рассказов на самом деле была проведена через четыре недели. При этом оказалось, что второй рассказ запомнился значительно лучше, чем первый. Следовательно, если мы говорим себе: «Этот материал я запомню на всю жизнь, он мне потребуется не только чтобы завтра ответить на уроке, но и в дальнейшем», резко возрастает вероятность надолго сохранить информацию в памяти.

Не нужно затаптывать следы. Запоминание ухудшается при возрастании объема сходного по форме и содержанию материала. Поэтому при подготовке домашних заданий следует чередовать точные и гуманитарные предметы: между математикой и физикой учите литературу, после химии беритесь за историю.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

ЗАБЫВАНИЕ

Кто-то из философов метафорически прокомментировал одну из причин забывания. «Это было, — сказала Память. — Этого не могло быть, — сказала Гордость. И Память сдалась». Научно объяснил этот процесс великий австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Он считал, что многие факты забывания связаны с особым психологическим защитным механизмом — вытеснением. Те события, которые неприятны для человека, болезненно им переживаются, как бы выталкиваются из области сознания в область бессознательного. Мы забываем что-то именно потому, что хотим это забыть. И тогда постоянно «вылетает» из памяти какой-то номер телефона или адрес. Никак не вспоминается имя человека, который чем-то нам неприятен. Стирается в памяти ситуация, в которой мы вели себя неподобающим образом.
Другой причиной забывания является старение организма. Пожилые люди, как правило, хуже запоминают новую информацию, хотя порой очень подробно помнят события своей молодости и детства. Как показали специальные исследования зарубежных психологов, в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается; затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а затем — от 30 до 70 лет — может либо ухудшаться, либо — в некоторых случаях — улучшаться.
Психологом Т. Рибо был открыт важный закон, получивший название закона регрессии: сначала забывается то, что усвоено недавно, потом забывание распространяется на то, что усваивалось раньше. По этой причине некоторые пожилые люди лучше помнят то, что случилось десятки лет назад, чем вчерашние события.
Человек может забывать нужную информацию (или сильно искажать ее) из-за интерференции — воздействия (наложения) другой информации с которой оперирует человек. Если мы смотрели подряд несколько похожих друг на друга фильмов, то в голове может возникнуть невообразимая мешанина из имен, ситуаций, фактов именно за счет «наложения» больших объемов сходной информации друг на друга. Интерференция может проявиться и в случае ссоры с лучшим другом накануне экзамена — какое уж тут запоминание учебного материала!
Если человек не пользуется той или иной информацией, она со временем забывается. Крылатое выражение «Образование — это то, что остается, когда все выученное забыто» не утратило своей истинности.
Но ошибается тот, кто думает, будто проглоченное забыванием уже никогда не вспомнится. Специальные эксперименты показали, что человек в состоянии гипноза может восстановить и воспроизвести практически все, что когда-то воспринимал. Интересно также, что двигательные навыки почти не забываются. Даже если мы двадцать или тридцать лет не садились на велосипед, то худо-бедно сумеем на нем проехать. Это касается и вязания, и игры на музыкальных инструментах, и рисования.
А потому — не отчаивайтесь: в сложных ситуациях, на экзамене например, вы можете, способны вспомнить все, что учили.
Иногда бывает, что нужно что-то забыть так, чтобы при необходимости суметь вспомнить. Немецкий психолог Ф. Лезер советует в таких случаях так обходиться с информацией. Нужно ответить на три вопроса.

Что хранится? (Краткая суть информации.)

Где хранится? (Область, к которой относятся сведения.)

Как вспомнить? (Введение опорного сигнала — «бирки».)

Оставив в памяти только «бирку», можно браться за следующий материал. Теперь, когда потребуется что-то вспомнить, нужно будет начать с «бирки».
Нужно уметь забывать и тогда, когда требуется найти решение какой-либо нестандартной задачи. Наша память о привычных, традиционных способах решения задачи или использования предмета может помешать увидеть ситуацию по-новому. Учителя хорошо знают, что куда проще чему-нибудь ребенка научить, чем переучить.

Читайте также: