Программное обеспечение игровой компьютерной индустрии что это

Обновлено: 06.07.2024

Сейчас я прохожу испытательный срок на должность младшего геймдизайнера в компании Tilting Point, работаю над проектом Star Trek Timelines — по вселенной «Стар-трек» , хотя прежде работала маркетологом.

Если коротко, геймдизайнер продумывает правила игры, ее логику и баланс, управляет эмоциями игроков. Иногда пишет в том числе историю.

Расскажу, как мне удалось попасть в геймдев без опыта и с помощью бесплатных курсов. На все про все — от задумки до получения оффера — у меня ушло четыре месяца.

Интерес к играм

Я открыла для себя видеоигры в 13 лет. Тогда я играла в Will Rock — бегала по греческим развалинам, стреляя в минотавров. С тех пор постоянно во что-то играю. Постепенно пересела на мобильные игры: играть в них можно где угодно, да и ноутбук не всегда тянул то, что мне нравится.

Несмотря на увлечение, я даже не думала, что можно связать свою жизнь с играми. Это же хобби, при чем здесь работа?

Я работала маркетологом: настраивала контекстную и таргетированную рекламу, делала лендинги, писала рекламные тексты, разрабатывала СММ-стратегии. Вкладывалась в обучение, повышала квалификацию — словом, достигла уровня, когда могла получать неплохие деньги. На последнем месте работы зарплата была 60 000 Р и проценты.

Но меня не покидало ощущение, что я занимаюсь чем-то не тем. И продолжала убивать свободное время в играх.

Между тем я кое-что знала о профессиях и навыках, нужных в индустрии: мой знакомый работал геймдизайнером, а на предыдущей работе одним из проектов была онлайн-школа в этой сфере. Но все равно казалось, что попасть в геймдев нереально. У меня не было опыта работы с играми, я не умею рисовать или писать код.

Но любопытство оказалось сильнее неуверенности, и я изучила профессии в геймдеве глубже. Их очень много: есть художники, моделлеры, аниматоры, программисты, сценаристы, тестировщики, но геймдизайн понравился больше всего. Показалось, что в нем я смогу и удовлетворить творческие амбиции, и самореализоваться.

Осенью 2020 года я по знакомству попала на стажировку в студию, которая делает мобильные игры в жанре «три в ряд». Писала игровые документы по шаблонам, узнала, что такое игровой движок и система управления версиями — Git.

Правда, поработать с ними так и не получилось, по личным причинам пришлось уйти. К февралю следующего года я поняла, что хочу вернуться к играм: начала учиться, мониторить рынок труда. В конце июня получила оффер.

Как я училась

Попасть в геймдев джуном — то есть совсем с нуля или с небольшими знаниями — несложно, моя проблема заключалась в том, что я не могла набираться опыта на практике, работая за 30 тысяч рублей в месяц. Примерно столько получает младший геймдизайнер уровней во Friday’s Games в Петербурге. Чтобы претендовать на большую сумму, нужно иметь хоть какие-то знания.

Зарплаты в геймдеве

Платить за обучение я боялась: в свое время купила дорогой курс по маркетингу на «Скиллбоксе». Он был хороший, но какой от него толк, если я сменила профессию. Поэтому искала способы учиться самостоятельно и бесплатно. Я понимала, что бесплатное обучение не даст того объема знаний, какой дадут платные курсы. Но не теряла уверенности, что изучу достаточно, чтобы стать младшим сотрудником.

Ресурсы я делю на теоретические и практические.

Теория

Самыми полезными для меня стали видео XYZ из плейлиста «Игры искусство», где разбираются аспекты той или иной игры, например саунд-дизайн в The Last of Us 2

Курсы. Помимо канала у XYZ есть бесплатные вводные курсы по геймдеву — от концепт-арта до моушн-графики и 3Д-моделирования. Курс «Введение в игровую индустрию» расскажет, какие профессии есть в геймдеве, и поможет понять, какая по душе.

От редакции

В июне 2021 года выяснилось, что XYZ School задержала платный курс по разработке игр и попала в корпоративный конфликт. Учитывайте это при выборе платных курсов.

Бесплатные курсы размещает «Скиллбокс», у «Медиа Нетологии» есть раздел со статьями о геймдизайне. Считаю, ими пренебрегать не стоит. Никогда не угадаешь, что пригодится для выполнения тестового — любая информация на вес золота. Кроме того, при смене профессии мне было важно понимать, какая работа ждет в будущем: вдохновляют ли меня истории успеха, хочется ли «делать так же », когда смотришь влог геймдизайнера о прототипах, не удручат ли меня гейм-диздоки (составление игровой документации).

Выделю бесплатные курсы от Dev2Dev. Они рассказывают и об основах геймдева, и о маркетинге мобильных игр, и о математике в геймдизайне. Об этих курсах я слышала больше всего положительных отзывов от знакомых из ИТ-сферы . А приятель, который рассказал мне об этой платформе, многое узнал на базовом курсе маркетинга мобильных игр.

Сама я прошла курс «Психология в геймдеве», чтобы узнать, какие психологические приемы делают игру интересной и удерживают игрока. Оттуда узнала о сегментации игроков по психотипам, которую вывел исследователь игр и психолог Ричард Бартл. По его системе игроки делятся на накопителей, киллеров, исследователей и социальщиков. Исходя из этой классификации можно сбалансировать механики игры, чтобы она была интересна каждому психотипу игроков, или, наоборот, сделать упор на привлечении того или иного психотипа.

Курс дает понимание, почему люди вообще играют. Мне кажется, это важное знание для будущего геймдизайнера, хотя курс, на мой взгляд, пригодится и художникам, и эйчарам, и разработчикам.

Книги. Книга американского геймдизайнера Джесси Шелла «Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все» подойдет геймдизайнерам, которые еще ничего не умеют. Книга отличается простым языком и хорошей структурой.

К выходу статьи я ее не дочитала, но уже лучше ориентируюсь в задачах. Профессия расплывчатая, и на каждом новом месте могут потребоваться разные навыки: компании используют разные движки, системы ведения документации и расчета баланса, часто есть локальные инструменты, разработанные специально для компании. Поэтому важно в целом понимать, как устроено создание игр, чтобы не запутаться в инструментах.

Вот еще несколько книг для начинающих геймдизайнеров, но до них я еще не добралась:

    , Раф Костер; , Scott Rogers; , Brenda Brathwaite, Ian Schreiber; , Михаил Кадиков.

Платные курсы по геймдизайну

У меня не было опыта платного образования в геймдизайне, но вот курсы, которые заслуживают внимания исходя из отзывов и рейтингов:

Практика

Найти и освоить теорию довольно легко, с практикой сложнее. Поскольку платных курсов я не проходила, то лишилась их преимуществ: большого количества практических заданий, обратной связи от преподавателей и других студентов. Также платные курсы предполагают, что на выходе у студента будет портфолио, некоторые школы вроде «Нетологии» помогают с трудоустройством.

Звучит заманчиво, но есть обратная сторона. На прохождение курса тратишь не только деньги, но и время — как правило, не меньше полугода. Да и гарантия трудоустройства в описании курса не означает, что ученик отправится на стажировку в большую компанию на высокооплачиваемую должность.

Я собиралась заниматься нарративным дизайном — то есть придумывать игровую историю. Чтобы пополнить портфолио, бесплатно поработала в команде разработчиков над проектом по типу Genshin Impact — игра с квестами в открытом мире. Увидела в «Твиттере» объявление, что ребята ищут людей, готовых помочь в разработке. Откликнулась и написала один обучающий квест.

Этот опыт дал мне понимание, как организован процесс разработки, на какие нюансы обратить внимание, создавая сценарий. Например, при написании реплик нужно было учесть, сколько времени игрок проходит квест, отметить моменты смены локаций, поз, интонаций персонажей.

Мы прописывали и тексты для рецептов зелий, свитков, краткие описания квеста: как они отображаются в игровом меню и в журнале заданий. Одновременно мы рассчитывали баланс: сколько нужно ингредиентов для зелий, какие механики использовать.

По приблизительным подсчетам, в Genshin Impact играют больше 40 млн человек по всему миру. Источник: HoYoLAB

Я не сомневалась, что могу заниматься нарративом, скорее меня пугал геймдизайн в целом. Для меня ли эта область, сумею ли рассчитывать баланс? Больше всего меня волновала работа с движком. Но все оказалось не так страшно. У XYZ есть бесплатный курс Intro Hypercasual о работе с движком Unity и создании простенькой мобильной игры без знаний. Курс убедил меня, что разобраться в движке мне по силам.

Азы даются за день: познакомилась с интерфейсом и основными инструментами Unity, научилась создавать простейшие фигуры. Но занятия я не закончила, потому что уже готовила тестовое на геймдизайнера, да и основную работу никто не отменял. Впоследствии оказалось, что знание движка на старте работы мне не понадобилось.

Тяжелые игры разрабатывают на мощных компьютерах, у меня же был ноутбук HP 14s-fq0019ur 22P65EA, сейчас такой стоит около 25 тысяч рублей. Он вполне тянет «Юнити» и «Ютуб», на которых я и училась. Источник: «Яндекс-маркет» Интерфейс создания игры «Юнити». Насколько я знаю, каждая компания делает выбор в пользу какого-то одного движка, полностью освоить разные сложно. Источник: Unity

Где я искала и нашла работу

Одновременно с обучением я изучала вакансии. По описаниям узнавала, что ждут компании от соискателя. Список игровых компаний в России и СНГ смотрела на сайте ВШЭ.

На «Хедхантере» не ограничивалась запросом «геймдизайнер»: проверяла все игровые студии, которые могла найти на сайте, смотрела вакансии каждой, оценивала, на какую могла бы откликнуться. Отдельно вела документ с контактами заинтересовавших компаний, чтобы напрямую спрашивать, не ищут ли они амбициозного джуна без опыта работы. Документ, правда, не сохранился.

Также подписалась на телеграм-каналы с вакансиями и мероприятиями:

По моим наблюдениям, компании ищут в основном разработчиков, тестировщиков, художников, маркетологов, — мало вакансий, связанных исключительно с нарративом, сценариями или саунд-дизайном. Исследование сайта Ingamejob показывает примерно то же самое. Сначала это открытие заставило меня опустить руки, но потом я решила, что нужно все равно откликаться на имеющиеся вакансии.

Отклики на вакансии — тоже способ учиться. Скорее всего, после отклика предложат выполнить тестовое задание. Обычно на него дают от двух до пяти дней. Я сделала только одно, для компании Tilting Point, где сейчас прохожу испытательный срок. Но изучала где-то пять тестовых из тех, что приходили на почту. Также я общалась с приятелем, который работает в индустрии и делал тестовые на геймдизайнера, и разговаривала о тестовых с эйчар-специалистом в компании, где сейчас работаю.

Тестовое выполнимое, если претендуете на джуна и представляете, чего от вас хочет потенциальный работодатель. По моим наблюдениям, задание обычно включает следующее:

  1. Оценить плюсы и минусы игры — той, что предложил работодатель, или на выбор.
  2. Описать игровой цикл игры, разобрать ее недостатки и предложить изменения, которые, на взгляд соискателя, пришлись бы по вкусу аудитории.
  3. Рассчитать баланс с исходными данными, например вероятность выпадения легендарного меча из лутбокса (здесь чистая школьная или универская математика: уравнения, теория вероятности).
  4. Написать план квеста, описание персонажа, диалог между предложенными персонажами.
  5. Описать собственный игровой опыт, проанализировать плюсы и минусы любимой игры, предложить для нее изменения.

Воздушных замков относительно денег я не строила, понимала, что джуны получают от 30 тысяч рублей. Но такая зарплата не позволила бы платить за аренду и покупать еду. Я была готова брать подработки, правда, боялась, что в первые месяцы будет сложно: на новом месте было бы много новой информации. На собеседовании я честно озвучивала, что рассчитываю на зарплату от 40 000 Р . И через тестовое задание показала, тяну ли я.

зарплата на которую я рассчитывала

Забавно, что выполнение тестового, которого я боялась, заняло всего полтора дня, большая часть времени ушла на собеседования — их было три или четыре за месяц. Думаю, их так много, потому что джуна придется всему учить — и работодатель хочет убедиться, что кандидат не уйдет через неделю из-за нагрузки.

Не могу сказать, что собеседования сильно отличались от собеседований на другие вакансии. Были общие вопросы обо мне, моем опыте, текущем месте работы, о том, почему решила сменить сферу.

Были и специфические: о любимых играх и почему я хочу работать в игровой индустрии. Уточняли, понимаю ли я, чем занимается геймдизайнер, готова ли к большому объему информации и рутинной работе, которой не избежать. Также спрашивали и о самом проекте: как я отношусь ко вселенной «Стар-трека» , какой любимый персонаж, почему заинтересовала эта игра.

У меня нет привычки готовиться к собеседованиям, просто придерживаюсь правила «не врать». Честно говорю, что уже знаю и умею, а о чем не имею ни малейшего представления.

На тот момент я была в сообществе фанатов «Стар-трека» довольно давно, хотя знакома с ним по современным фильмам Абрамса.

На собеседовании рассказала, почему посмотрела эти фильмы, что меня в них зацепило, и добавила: несмотря на то, что я не смотрела оригинальный сериал и другие передачи по «Стар-треку» , многое узнала из фандом-вики . Предупредила, что практического опыта в разработке игр у меня нет, да и о создании игр знаю только в теории.

Словом, на собеседовании дала понять, что хочу учиться, развиваться в этой сфере и мне действительно интересен проект. В июне получила оффер и сейчас прохожу испытательный срок.

Что я делаю на работе

В августе 2021 года идет второй месяц моего испытательного срока. Команда, в которой я работаю, занимается мобильной игрой по «Стар-треку» . Помимо того что я вникаю в рабочие процессы, я еще больше вливаюсь во вселенную, в которой проходит игра.

Мой основной рабочий инструмент — гугл-документы . Пока разнообразие задач небольшое, половина связана с составлением документов по новым персонажам. Мои опасения насчет баланса и движков были напрасными: освоить систему расчета баланса оказалось не так сложно, когда тебе все доходчиво объясняют, с движком пока работать не доводилось. На испытательном сроке я поняла, что грамотный тимлид в случае чего поможет.

Я работаю и в локальных инструментах, разработанных специально для проекта, они нужны для балансировки навыков. Еще меня учат работать с Perforce — это программа для контроля версий — делать конфигурации персонажей, правильно искать референсы. Наверное, в другой компании у меня были бы другие задачи.

Моя история больше про риск и желание. Еще год назад я подумать не могла, что могу работать с играми и заниматься геймдизайном. Была уверена, что эта работа — из другого мира, что она «не для девчонок» и что мне нет смысла соваться в индустрию. Тем не менее я решила попробовать, и оказалось, что в профессии есть место и для меня.

В одной из статей в феврале этого года я задал вопрос CTO, СEO и Project Manager вопрос: «Обязательно ли высшее образование в IT?». Тогда получилось собрать широкий спектр мнений, который в целом сложился в то, что «нет, не обязательно». Как раз перед официальным началом всемирной пандемии.

IT-индустрия, учитывая нежданный-негаданный коронавирусный кризис, а следом и экономический спад, оказалась одной из самых перспективных и быстро развивающихся отраслей 2020 года.

Например, после Второй Мировой войны в США были более всего популярны не фильмы о войне и героической высадке в Нормандии, или о коварстве японцев в Жемчужной гавани, а мультфильмы, мюзиклы и комедии. Так сработали компенсационные механизмы человеческой психики — люди не хотели реальности и недавнего прошлого. Они желали сказок, веселья, дурашливых историй, комедий и мелодрам. Любви, смеха, веселья. Люди хотят восстановить внутренний баланс либидо-мортидо в классическом понимании.

Так и сейчас игровую индустрию ждёт во время второй половины кризиса и после него небывалый взлёт. Естественный эскапизм никто не отменял.

И мне стало интересно, насколько нужен диплом, если есть желание войти в геймдев? Дает ли диплом преимущества при трудоустройстве, бонусы при обсуждении заработной платы? Можно ли войти в геймдев вообще без диплома? Да и кого больше в геймдеве — людей с дипломами о специфическом образовании или без?

На мои вопросы ответил Константин Сахнов, совладелец издательства JustForward и преподаватель Высшей школы бизнес-информатики Национального исследовательского университета Высшая школа экономики.


Вопрос о том, нужен ли диплом для того, чтобы попасть в геймдев, мне задают крайне часто. Неудивительно, он действительно актуален.

Из-за огромного количества различных курсов и онлайн обучения, которые не сертифицируются и не проходят проверок, качество образования трудно проверить, пока не увидишь его результаты. А это годы работы выпускников — и проекты, в которых они участвовали.

Отсюда можно сделать абсолютно рациональный вывод:

Если программа конкретного учебного заведения доказала свою эффективность не рекламой и не обещаниями, а трудоустройством выпускников, такой программе можно верить.

Можно ли тогда считать, что её диплом — это гарант знаний выпускника и его готовности применять полученные навыки на практике? Абсолютно нет. Всё зависит от двух факторов: качество и системность преподавания, и сам слушатель.

А что если у программы ещё нет множества отзывов со стороны слушателей и нет трудоустройств? Возможно, она появилась недавно, но качество такой программы очень хорошее? Конечно, возможно. Но как показала практика, годы оптимизации крайне важны для качества обучения. Если их нет, рекомендую смотреть на имена преподавателей и искать в сети их статьи, лекции и работы. Важно помнить, что есть два навыка — это преподавание и знание своего дела.

Геймдизайнеры Ведьмака, вполне возможно, не смогут научить других создавать шедевры. Ведь помимо профессии геймдизайнер, они должны обладать крайне развитыми навыками обучения и передачи знаний.

Второй важный факт. Диплом сам по себе — это знак целеустремленности кандидата. Он нашел время, деньги и желание учиться, чтобы в дальнейшем получить работу мечты. Это само по себе уже ценится.

А значит наличие диплома никогда не может быть отрицательным знаком. За исключением, пожалуй, тех редких случаев, когда человек является «профессиональным студентом». Как мы уже поняли, важен не только факт диплома, но и то, кто его выдал. Диплом — это как одежда, по которой нас встречают. Но провожают всегда по уму.


У нас есть курс «Менеджмент игровых проектов», по сути, обо всем — от разработки до маркетинга. Фундаментальное отличие отечественного геймдев-образования от западного заключается в целях подготовки кадров.

Огромная доля российского геймдев-образования зарождалась как самостоятельный бизнес. Курсы продвигали платформы, конкретных личностей, давали возможность заработать деньги. Но связь с бизнесом долгое время не ставилась на первое место.

И в этом нет ничего удивительного. С одной стороны геймдев-сообществу потребовалось время, чтобы осознать пользу и роль образования в подготовке кадров. Ведь его же раньше никогда не было, и все компании привычно готовили кадры внутри себя или перекупали их с рынка.

С другой стороны, образование само было оторвано от реальных студий. Наша программа на базе ВШБИ с первого дня ставила своей целью создание слушателями своих инди-проектов или компаний, а также трудоустройства в большие игровые студии. Список трудоустройств всегда доступен на сайте программы.

Встречается ещё такой вопрос: «Есть ли смысл получать образование, если ты уже работаешь в геймдеве? Что это дает? Можно ли совмещать обучение с работой?»

Образование — это в том числе систематизация знаний. Очевидно, для работающего специалиста есть смысл в двух вещах: узкие профессиональные знания, которые трудно получить без образования, и систематизация со структурированным подходам.

Никакие общие, обзорные и вводные материалы работающему сотруднику совершенно не нужны. Они прекрасно справляются с задачей ввести новичка в курс дела и помочь ему выбрать направление. Так, к примеру, у нас есть дистанционная программа «Основы создания игр», которую мы рекомендуем всем, кто хочет определиться. Но мы совершенно не советуем её слушать людям, которые уже несколько лет работают в геймдеве. Они попросту знают уже 80-90% материала.

В противовес вводной программе, наша основная программа «Менеджмент игровых проектов» даёт систематизацию знаний. Поэтому на неё регулярно приходят учиться текущие сотрудники индустрии.

И раз уж мы затронули тему систематизации, то важно отметить, что не только обучение позволяет разложить всё по полочкам. Еще лучше структурирует знания само преподавание. Поэтому если у вас уже есть лет 5 опыта в индустрии, и вы хотите учиться дальше, — отличным решение станет самому выступить с докладом, написать статью или даже включиться в полноценное преподавание. И вам опыт, и новичкам ваши знания.

За границей образование игрового разработчика, конечно, представлено куда шире, чем в России. В Европе, Америке и Австралии порядка 90 учебных заведений готовы предложить студентам получить степень бакалавра, 40 также предлагают и степень магистра.

Наиболее распространенными программами подготовки в сфере игровой индустрии являются «Геймдизайн», «Игровое программирование», «Анимация и визуальные эффекты в играх», а также общие курсы, охватывающие все аспекты разработки игр. В Англии и Шотландии даже можно получить степень доктора наук по данному направлению.

В России программы высшего образования по игровой индустрии пока что можно пересчитать по пальцам. На всю нашу необъятную страну на данный момент представлено лишь 7 программ бакалавриата и 2 программы магистратуры для желающих прокачать свои скиллы.

  1. Школа дизайна Высшей школы экономики, г. Москва.
    • Гейм-дизайн и виртуальная реальность.
    • Системный гейм-дизайн.
  2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский политехнический университет», г. Москва.
    • Программное обеспечение игровой компьютерной индустрии.
    • Технологии дополненной и виртуальной реальности в медиаиндустрии.
  3. Научно-исследовательский институт профессионального образования», г. Москва.
    • Геймдизайн
  4. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, г.
    Санкт-Петербург.
    • Анимация и графика компьютерных игр.
  5. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет ИТМО», г. Санкт-Петербург.
    • Технологии разработки компьютерных игр.
  6. Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск.
    • Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений.
  7. Федеральное государственное бюджетное Образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет»(ВятГУ), г. Киров.
    • Дизайн виртуальной реальности.

С дополнительным образованием в сфере геймдева ситуация в России куда лучше, чем с высшим. Здесь у страждущего окунуться в мир игровой индустрии появляется куда более широкий выбор: множество онлайн и офлайн курсов, продолжительностью от нескольких недель до года. Программы и цены варьируются, и каждый может найти то, что будет наиболее актуально именно для него.

У нас в ВШБИ существует две образовательные программы в данной сфере: базовый онлайн-курс, рассчитанный на 3 месяца, «Основы создания игр» и более фундаментальный очный курс «Менеджмент игровых проектов», рассчитанный на 8 месяцев. Обе программы охватывают весь спектр направлений геймдева и позволяют выпускникам как найти своё место в крупной игровой компании, так и заниматься своим собственным инди-проектом.

Мы поддерживаем связь со своими студентами, общаемся с ними, отвечаем им и помогаем, когда они приходят к нам со сложными для них вопросами. Учеба однажды заканчивается, а работа над игровыми проектами — нет.

Самые сложные вопросы всегда касаются разработки игр, но не технической части. Все основные аспекты рассматриваются на программе.

Сложными являются вопросы вида: есть ли у тебя знакомый аниматор/художник? Или какой-либо другой начинающий специалист или уже состоявшийся профессионал.

Именно такие вопросы я считаю самыми сложными, так как поиск специалиста для работы над игрой даже сейчас иногда вызывает проблемы. Хорошо, что у меня много знакомых из разных сфер, что помогает сформировать команды, но для меня очевидно, что даже сейчас, когда российская игровая индустрия уже достаточно развилась и выросла, одна из главных проблем для нас — нехватка квалифицированных специалистов. Мы, на «Менеджменте игровых проектов», стараемся сделать все от нас возможное, чтобы помочь решить эту проблему.

Недавно, я задался вопросом: «Из каких сфер обычно хотят перейти в геймдев?» И провёл небольшое исследование среди наших студентов.

На самом деле, сферы самые разнообразные, иногда мне кажется, что люди идут в геймдев отовсюду. Тем не менее самые частые сферы это: информатика, IT и программирование, что неудивительно, так как сферы весьма близки с геймдевом.

Кроме того, очень часто к нам приходят из банковской сферы (финансы и кредит, экономика), из сферы бизнеса и менеджмента. Вот на последнем потоке, который сейчас идет, пришло много людей, которые хотят именно вступить в команду для финансирования, для вложения денег, так как считают, что геймдев — это перспективная сфера для бизнеса. Это для нас новый опыт — очень интересно.

И последние, самые популярные сферы. это Юриспруденция и Архитектура, как бы странно ни звучало. Из архитекторов получаются хорошие 3d-шники.

В принципе, верно утверждение, что любой человек может работать в геймдеве, специализации найдутся на всех. Вы знаете, у нас уже 11-я группа обучается, программе шесть лет, поэтому я могу смело утверждать что любой может работать в геймдеве! Главное — желание и любовь к играм.

Почему я так считаю: перечисленные сферы — только самые популярные, но на самом деле к нам идут и филологи, лингвисты, химики, историки, математики, психологи, технологи, бухгалтеры, драматурги, монтажеры, дизайнеры.

Были люди и из таких интересных сфер как Востоковедение и Африканистика, Мосты и транспортные тоннели, Международные отношения, Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, Журналистика и конечно же — Туризм.

Для поступления на нашу программу, которая и дает все необходимые первоначальные знания и навыки (я не мог об это не сказать :) ), никаких специфических знаний и навыков не требуется. А далее вы сможете устроиться в геймдев или заниматься своими проектами.

Но это не единственный способ — вариантов получения первоначальных знаний много — в интернете просто море информации, доступной каждому желающему. Для того, чтобы начать свой путь в геймдев — требуется только желание и любовь к играм.

Но конечно же, программисту нужно уметь программировать, художнику — рисовать. Без этого никуда. Если вы хотите занять в итоге лидирующие позиции, то вам нужны будут определенные навыки, которые понадобится постоянно развивать и совершенствовать.

Вообще, это довольно большая тема для обсуждения, но подробно эти вопросы рассматриваются в нашем подкасте «Хочу в геймдев». Это совместный проект ВШБИ НИУ ВШЭ и компании 101XP. Минутка откровенной рекламы, извините. :)

В общем, если вы хотите в геймдев, делать свои игры, то просто начните и делайте, для этого вам ничего кроме желания не нужно. А дальше сможете получить и развить все необходимые навыки.

Геймдев – относительно молодая и ещё далеко не полностью «укомплектованная» сфера. Игровым компаниям постоянно требуются новые специалисты, однако джуны сталкиваются с высоким порогом входа в индустрию. На рынке труда львиная доля вакансий рассчитана на соискателей с опытом, стартовые должности появляются значительно реже.

Наиболее востребованными сейчас являются маркетологи и программисты, также высоки шансы найти вакансию мечты у аниматоров, художников, геймдизайнеров и тестировщиков.

Рассчитывать на «космические» зарплаты начинающим специалистам, как и в любой другой индустрии, не стоит. В направлениях HR, продаж и community средний заработок составит 30-35 тыс. рублей. Представителям более творческих профессий, таким как художникам, геймдизайнерам, маркетологам и программистам, можно рассчитывать на чуть более серьёзный заработок в 40-50 тыс. рублей. Наиболее высокие стартовые зарплаты у локализаторов, аналитиков, project-менеджеров и продюсеров, они могут увидеть в оффере сумму в 60 тыс. рублей.

Нужно понимать, что приведенные суммы — лишь примерный уровень, на который можно рассчитывать. Ваша стартовая зарплата будет главным образом зависеть от конкретной компании, в которой вы найдёте свою точку старта, и, конечно же, от набора компетенций, который вы сможете предложить своему работодателю.

Когда ты входишь в гейм индустрию, ты становишься частью чего-то масштабного, ты помогаешь создать и поддерживать жизнедеятельность проекта, который увидят тысячи пользователей. Ты, наверняка, и сам заинтересован в этом проекте. Это творческая работа, у которой почти нет шанса наскучить, а при грамотной работе всей команды, она ещё и способна приносить неплохие деньги. Конечно, нужно понимать, что устроившись в геймдев, ты не «сделаешь» игру. Игру «сделает» очень долгая и кропотливая работа большого коллектива, возможно, твой вклад в этот проект даже не будет заметен для рядового игрока, но это не значит, что он не будет важен.

Многие игровые компании предоставляют своим сотрудникам самостоятельно выстраивать свой рабочий график, основываясь на собственной оценке продуктивности в течение дня. Это несомненный плюс для сотрудника, который способен трезво оценивать свои возможности и контролировать распределение задач во времени. Это же способно стать ахиллесовой пятой для не очень собранного сотрудника, которому требуется некоторый контроль извне.

У людей, которые интересуются сферой gamedev, уверен, осталось ещё много вопросов. И Слёрм обязательно продолжит серию интервью — тем более, что мы в одной лодке, обучаем людей новым профессиям. Потому что просто в одном тексте всё не уместить — и получится статья, которую трудно будет «переварить» за один присест.

Но определённо точно могу сказать, что gamedev сейчас на стартовой площадке. И уже по запросам инвесторов видно, что они позитивно оценивают развитие индустрии. И по сравнению с другими классическими отраслями, которые из-за системных проблем мировой экономики, а также пандемии коронавируса постепенно сваливаются в долгосрочную рецессию, IT-cферу в целом и Gamedev в частности ждёт достаточно оптимистичное будущее.

В современном мире создание видеоигр является одним из наиболее крупных сегментов индустрии развлечений. Масштабы игровой индустрии сопоставимы, например, с киноиндустрией. А по скорости роста за последние пять лет индустрия видеоигр существенно ее опережала.

Структура игровой индустрии

По степени влияния на потребителей и вовлеченности их в интерактивное окружение, предлагаемое видеоиграми, этот сегмент уже давно выделяется среди других видов развлечений.

Геймдев или разработку игр невозможно рассматривать обособленно от индустрии компьютерных игр в целом. Непосредственно создание игр – это только часть комплексной «экосистемы», обеспечивающей полный жизненный цикл производства, распространения и потребления таких сложных продуктов, как компьютерные игры.

В структуре современной игровой индустрии можно выделить следующие уровни: платформы, игровые движки, разработка видеоигр, издание и оперирование, популяризация и потребление.

Очень небольшое количество учебных заведений в мире готовят специалистов непосредственно для игровой индустрии. В России же единственная образовательная программа подготовки кадров для игровой индустрии Менеджмент игровых интернет-проектов готовит специалистов сразу для двух уровней Создание игр и Издание (Оперирование).

Игровые платформы

Аппаратно-программные системы, позволяющие запускать интерактивные игровые приложения. Среди основных видов можно выделить:

Игровые движки

Программная прослойка между платформой и собственно кодом игры. Использование готового игрового движка позволяет существенно упростить разработку новых игр, удешевить их производство и существенно сократить время до запуска. Также современные игровые движки обеспечивают кроссплатформенность создаваемых продуктов. Из наиболее продвинутых движков можно выделить: Unity 3D, Unreal Development Kit, CryENGINE 3 Free SDK.

Разработка игр

Большое количество компаний и независимых команд занимаются созданием компьютерных игр. В разработке участвует специалисты разных профессий: программисты, гейм-дизайнеры, художники, QA специалисты и др.

К разработке крупных коммерческих игровых продуктов привлекаются большие профессиональные команды в 100+ специалистов. И стоить подобные проекты в разработке могут десятки миллионов долларов.

Однако вполне успешные игровые проекты могут воплощаться и небольшими командами энтузиастов. Этому способствует присутствие на рынке большого количества открытых и распространенных платформ, качественные и практически бесплатные движки, площадки по привлечению «народных» инвестиций (краудфандинг) и доступные каналы распространения.

Издание и оперирование игр

Распространением игр или оперированием (в случае с MMO) занимаются, как правило, не сами разработчики, а издатели. При этом издатели (или операторы) локализуют игры, взаимодействуют с владельцами платформ, проводят маркетинговые компании, разворачивают инфраструктуру, обеспечивают техническую и информационную поддержку выпускаемым играм.

Для средних и небольших игровых продуктов данный уровень практически не доступен. Такие продукты, как правило, сами разработчики выводят на рынок, напрямую взаимодействуя с платформами.

Популяризация (маркетинг игр)

Специализированные средства массовой информации всегда являлись мощным каналом донесения информации до пользователей.

Сейчас наиболее эффективным и широко представленным направлением СМИ являются информационные сайты, посвященные игровой тематике.
Игровые журналы, долгое время выступавшие главным источником информации об играх, в настоящее время уступили свое место интернет ресурсам.

Специализированные выставки все еще остаются важным информационными площадками для игровой индустрии (E3, GDC, Gamescom, ИгроМир, КРИ, DevGamm). Прямое общение прессы и игроков с разработчиками, обмен опытом между участниками рынка, новые контакты - вот то, что предлагают конференции и выставки в концентрированной форме.

Еще один важный канал донесения полезной информации до игроков – это ТВ-передачи, идущие как в формате классического телевещания, так и на множестве каналов видео-контента.
Более подробную информацию по маркетингу онлайн-игр вы можете найти в статье от преподавателя образовательной программы «Менеджмент игровых интернет-проектов» Уточкина Вячеслава.

Потребление

Игроки – это основной источник прибыли для игровых продуктов. Но в современном мире наиболее активные игроки стали существенной движущей силой в популяризации игр и отчасти в расширении контента.

Игровые сообщества

В рамках наиболее популярных игровых направлений, вокруг конкретных игр или серий образуются игровые сообщества, возникают новые сайты, форумы и группы в социальных сетях. Зачастую подобные группы генерируют даже больший поток информации, чем могут себе позволить разработчики и издатели через собственные ресурсы и рекламу. Достаточно типично, когда независимый сайт по игре предлагает посетителям более полную информацию по миру игры, по сравнению с официальным сайтом.

Киберспорт

Киберспорт

В связи с широким распространением киберспорта наиболее опытные игроки получают возможность переводить свои увлечения играми на профессиональные рельсы. В мире проводится достаточно много чемпионатов, а ставки столь высоки, что результативные игроки могут сделать на этом хорошую карьеру киберспортсмена. Сейчас киберспорт – это целая индустрия со своей инфраструктурой, финансированием и знаменитостями.

Творчество игроков

Наиболее преданные фанаты игр не только проводят за творениями игродела многие годы своей жизни, но и зачастую создают разнообразный контент вокруг любимой игры. Это могут целые сайты, рисунки, косплеи, журналы, видеопередачи, игровые дополнения или даже полноценные игры.

Индустрия компьютерных игр: история зарождения и развития

Первые компьютерные игры появились еще на заре компьютерной эры, во времена ламповых ЭВМ. В 1952 году А. С. Дуглас как часть своей университетской диссертации создал программу «OXO», работавшую на большом компьютере EDSAC в Кембриджском университете. Это была простейшая реализация игры, известной всем как «крестики-нолики».

Но до тех пор, пока технологии не позволяли выпускать компактные и надежные компьютерные системы, создание игр было уделом отдельных увлеченных научных сотрудников.

Игровая индустрия 1970-е
1970-е

Началом же индустрии видеоигр принято считать запуск в 1971 году игры Computer Space на аркадных автоматах. Следующим шагом на пути становления индустрии видеоигр стал коммерчески успешный выпуск компанией Atari видеоигры Pong в 1972. Всего было продано 19 тыс. аркадных автоматов с этой игрой.

В том же году на рынке появилась первая домашняя игровая консоль Magnavox Odyssey.

По мере развития технологий и появления новых (поначалу специализированных, а затем и универсальных) устройств, индустрия видеоигр тоже развивалась и адаптировалась к новым реалиям.

Аркадные автоматы

Конец 1970-х и начало 1980-х стали «золотой эрой аркадных автоматов» автоматов.

Среди наиболее значимых игр данного периода можно отметить Space Invaders (1978) и PacMan (1980). Новые игры уже существенно отличались в лучшую сторону от родоначальников индустрии визуально и в плане игрового процесса.

Суммарный мировой доход игровой индустрии в 1982 году вплотную приблизился к $12 млрд. (или почти $30 млрд. в ценах 2012 года).

1980-е

RPG

В 1980-е с появлением персональных компьютеров начало формироваться направление разработки игр для них. Поначалу игры создавали энтузиасты-разработчики, но по мере роста производительности и распространения персональных систем, для них стали выпускаться уже коммерческие игровые продукты. Игры для персональных систем существенно отличались от классических аркадных. В это время появились первые стратегии и сложные RPG миры. Но все же основой игровой индустрии оставались аркадные автоматы и специализированные игровые приставки.

В это время появились первые печатные издания, посвященные компьютерным играм.

1990-е

Игровая индустрия 1990-е

В 1990-е дальнейшее развитие цифровых технологий (внедрение CD-ROM, развитие аппаратных 3D технологии визуализации, появление интернета) и распространение GUI ориентированных операционных систем (Microsoft и Mac OS) привели к существенному увеличению доли компьютерных игр.

Именно в этот период появляются все основные жанры и возникает большое разнообразие игровых механик.

Совместная игра в клубах

Становится доступной совместная игра в клубах или через интернет. Зарождается киберспорт.

В середине 1990-х появляется первое учебное заведение, готовящее специалистов по разработке видео игр. DigiPen Institute of Technology открывается в Ванкувере в 1994 году.

2000-е

В 2000-е основными движущими силами развития игровой индустрии становится широкое распространение интернета и появление достаточно производительных для реализации игр мобильных устройств.

Warcraft

В 2007 году выходит iOs, а Facebook предлагает сторонним разработчикам создавать приложения на своей социальной платформе. В 2008 году Google выпускает на рынок первую версию Android с полноценным пакетом разработчика SDK 1.0.

Наиболее значительным событием этого периода становится выход игры World of Warcraft в 2004 году. Это самая популярная и самая долго живущая ММО игра в мире. Фактически она определила направление развития этого сегмента игровой индустрии на десятилетия вперед. На декабрь 2014 года в игре было 10 млн. подписчиков.

Warcraft на стадионах

В этот период развитие киберспорта достигло небывалых высот. Интересный факт. Спустя несколько лет после выхода игра Star Craft в Южной Корее стала национальным видом спорта, собирая целые стадионы на финальные матчи. В период наибольшей популярности ПРО геймеры зарабатывали от $20 до $600 тыс. в год.

В 2003 году появляется уникальное образовательное учреждение (The Guildhall at SMU, штат Техас), обучающее специальностям геймдева, в частности геймдизайну.

The Guildhall at SMU

Уникально оно тем, что в разработке учебных программ принимали активное участие легенды мирового игростроя Том Холл, Джон Ромеро, Пауль Джаквейс, Тим Виллитс и Ричард Бейли Грей aka Levelord! А учебные корпуса напоминали здания из компьютерной игры.

В дальнейшем уже во многих странах начинает развиваться gamedev образование.

Геймдев (Gamedev) в России

Россия в виду своей специфики долгое время отставала от развитых стран по распространению цифровых технологий. Также серьезную проблему представляло пиратство. Индустрия игростроя начала формироваться только в конце 1990-х годов. И лишь распространение ММО игр в середине 2000-х дало толчок к расширению игрового рынка в России и серьезному росту доходов игровой индустрии. Инвестиции и совместные с крупными западными компаниями игровые проекты стали появляться и в России.

Геймдев образование в России долгое время отсутствовало и только в 2011 году были созданы первые курсы геймдизайна на базе школы компьютерной графики Scream School. А в 2014 году на базе Высшей школы бизнес-информатики Национального исследовательского университета Высшая школа экономики открылась первая программа профессиональной переподготовки в сфере разработки и управления игровыми проектами.

Современность и прогнозы

В предыдущие пять лет игровая индустрия во всем мире переживает бурный рост. Рост наблюдался во всех сегментах, но основными драйверами в этот период стали мобильные игры на двух основных платформах iOS и Android.

Стоит отметить, что наибольший вклад в объемы индустрии игр вносят США и Китай, но структура рынка у этих фаворитов сильно различается. В США самый крупный сегмент – это консольные игры, а Китае – ММО.

Интересна причина такой специфичности китайского рынка игр. До 2013 года в Китае существовал мораторий на продажу игровых консолей. Этот запрет стал катализатором быстрого развития направления ММО игр. В результате Китай стал основным производителем огромного количества зачастую очень похожих друг на друга, но в тоже время достаточно качественных игровых проектов ММО сегмента. Игровой рынок Китая в 2014 оценивался почти в $18 млрд., а количество геймеров в 173 млн.

Minecraft

Среди самых значительных событий в 2014 году можно отменить:

Покупка Facebook технологии Oculus VR за $2 млрд. Понятно, что технологию можно использовать во множестве областей и для различных задач, но для игровой индустрии – эта технология стала принципиальным прорывом для формирования нового VR направления.

Объем рынка игр

В 2014 году количество активных игроков в России превысило 40 млн., а объем рынка превысил $1.8 млрд. в 2013 году. Статистику же 2014 года подпортила существенная девальвация рубля.

Виртуальная реальность
Геймдев и виртуальная реальность

Начиная с конца 2014 года, во всем мире и в России начинают набирать обороты новые направления игростроя – виртуальная реальность и дополненная реальность. Развитие этих направлений обусловлено появлением новых доступных VR устройств и новых технологий визуализации на мобильных платформах. Пока эти направления находятся в зачаточном состоянии, но большинство экспертов сходятся во мнении, что за ними будущее и в перспективе пяти лет, они завоюют существенную часть рынка. Уже сейчас начинают проводиться крупные российские конференции по виртуальной и дополненной реальности (MaxAR2015), появляется первая российская Ассоциация дополненной и виртуальной реальности.

Работа в геймдеве

В настоящее время устройство на работу в gamedev предоставляет большие возможности и перспективы для роста по следующим причинам:

Работа в геймдеве

  • Высокий уровень зарплат из-за специфики требований.
  • Достаточно большой дефицит хороших специалистов в отрасли.
  • Бурный рост индустрии, рост региональных рынков, появление новых технологичных направлений открывают хорошие перспективы для выхода новых компаний на рынок и стимулируют расширение бизнеса в крупных игровых компаниях.
  • При должном упорстве и таланте можно вырасти до международных проектов. В игродел уже много прецедентов, когда лучшие российские специалисты устраиваются на работу в ведущие мировые компании.

Учебных заведений дающих качественное образование в области геймдева достаточно много в США, Англии, Австралии, во Франции. Самые известные из них: Guildhall at SMU, DigiPen.

Материал подготовили преподаватель геймдизайна программы "Менеджмент игровых интернет-проектов»" Константин Сахнов и продюсер образовательных программ по игровой индустрии Вячеслав Уточкин.

Гейм-дизайнер

Гейм-дизайнер (game designer, геймдиз) – это создатель игр в широком смысле этого слова. Его можно назвать режиссером игр, ответственным за весь цикл создания проекта. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Чтобы быть создателем игр, надо любить игры и понимать их; необходимо находить удовольствие в анализе игры, разборе игры на составляющие и понимании того, как эти части образуют целое.

Любой проект начинается с ИДЕИ. А в игровом бизнесе гениальная идея и фантазия гейм-дизайнера – это определяющий фактор. Гейм-дизайнер не просто генерирует какие-то идеи и разные фичи, но и досконально продумывает способы их реализации, учитывая интересы целевой аудитории. Идею игры гейм-дизайнер формирует в концепцию, составляя первичный концепт-документ, в котором четко излагает краткое описание игрового процесса и особенности игры. На основании концепт-документа создается дизайн-документ («диздок» на жаргоне разработчиков игр). На этом же этапе решается вопрос финансирования проекта. Затем гейм-дизайнер собирает команду специалистов, которые на основе «диздока» создадут игру. В процессе разработки игры гейм-дизайнер контролирует работу команды, чтобы технические спецификации соответствовали основной идее игры. Дизайн-документ в ходе работы корректируется в зависимости от предложений разработчиков. В тестировании игры гейм-дизайнер также принимает активное участие.

Таким образом, гейм-дизайнер решает следующие задачи:

  • разработка идейной основы игры;
  • составление концепции проекта;
  • составление и редактирование дизайн-документа («диздока»);
  • при необходимости корректировка идейной основы игры;
  • контроль над процессом разработки в части игрового дизайна;
  • участие в составлении технической спецификации игры.

Особенности профессии

В современном мире создание компьютерных игр – это четко отлаженный поэтапный процесс. В игровом бизнесе существует два типа компаний: разработчик (developer) и издатель (publisher). Часто бывает так, что разработчик и издатель – это одна и та же студия. Это идет на пользу созданию игры: разработчику не надо будет убеждать издателя в целесообразности капиталовложений.

Этапы создания типичной компьютерной игры:

  • Первый этап разработки игр называется Pre-production,или подготовка к производству. Он включает в себя составление концепт-документа, подбор средств для реализации проекта, составление плана работ, работу с художниками для определения графического стиля игры, решение финансовых вопросов.
  • На втором этапе – Pre-alphaсоставляется и утверждается подробный дизайн-документ, в котором детально расписана вся игра. Это основной документ, которым руководствуются в работе все специалисты. План работ согласовывается с компанией-издателем. Как правило, все современные игры разрабатываются для конкретного издателя, который вкладывает в разработку свои средства. На этом этапе в работу включается сценарист.
  • Третий этап – альфа-версия – ключевой этап в создании игры, в процессе которого разработчики занимаются реализацией плана, заполняют игру содержанием. Гейм-дизайнер ведет постоянную работу с дизайнерами уровней и художниками/моделлерами, контролируя соответствие концепции и обеспечивая целостность и единый художественный стиль игры. При этом необходимо уделять внимание и деталям, которые делают игровой мир живым. На этом этапе периодически анализируются текущие результаты разработки: работающая демо-версия игры, первый уровень. Эти промежуточные результаты используются в рекламе новых игровых проектов: демо-версии публикуют на игровых сайтах.

зарплата гейм-дизайнера


Специфика работы специалистов по созданию игр

Чтобы создать качественную современную компьютерную игру, требуется не один год упорной работы. Поэтому над созданием игр трудится одновременно несколько производственных команд, каждая из которых выполняет свои задачи. В создании компьютерной игры, кроме программиста, участвуют и представители других профессий, но программист – центральное звеном всей разработки.

Программист занимается написанием программного кода игры, с помощью которого реализуется игровая физика и искусственный интеллект игры. Программист должен иметь богатый опыт работы в области информатики и разработки.

Аниматор – это самая творческая профессия. В некоторых играх, таких как Myst, аниматор играет даже более важную роль, чем программист. Аниматор – это человек с хорошим воображением, современным мышлением и множеством идей. Графическая составляющая всегда была одним из главных критериев оценки игры. Аниматоры сегодня имеют в своем арсенале самое современное аппаратное и программное обеспечение (в частности, технологию Motion Capture), которое дает возможность записывать реальные движения человека и переносить их потом на игровых персонажей.

Композиторы, музыканты, актеры, звукорежиссеры работают над звуковым оформлением игры, пишут и исполняют музыку, читают тексты персонажей. Без достойной музыки и качественного озвучивания, как и без хорошей графики, современная игра не будет успешной. Музыкальное и звуковое сопровождение, конечно, не главное, но попробуйте поиграть в Need For Speed: Underground 2 без звуков и музыки – большая часть очарования этой игры исчезнет.

Сценарист. Сценарий игры обязательно присутствует в ролевых и приключенческих играх, а также в играх смешанных жанров. Но даже в FPS-играх требуются качественные и интересные тексты. Этим занимаются сценаристы и режиссеры.

Дизайнер игры занимается программированием игрового дизайна, уделяя особое внимание сюжетным линиям, структуре игры и правилам.

Дизайнеры уровней. После того как программисты, аниматоры, художники, музыканты выполнят основную работу по созданию персонажей игры, игровых интерьеров, звуков, в работу включаются дизайнеры уровней. Если даже игра представляет собой один большой уровень без явного разбиения на части, дизайнерам приходится немало поработать над созданием игровой вселенной.

Тестер – испытатель игры – занимается поиском различных ошибок и несоответствий в игре, анализируя детали игры. Любая игра перед выходом в свет должна быть протестирована.

Плюсы и минусы профессии

Профессия гейм-дизайнера чрезвычайно интересная и сложная, требующая полной самоотдачи. Авралы и ненормированный рабочий день – обычные будни. К плюсам можно отнести востребованность и высокую оплату труда.

Место работы

Компании, занимающиеся производством компьютерных игр.

где учиться на гейм-дизайнера

Важные качества

Для гейм-дизайнера просто необходимы:

  • любовь к играм;
  • широкий кругозор;
  • богатая фантазия;
  • хорошее воображение;
  • художественный вкус;
  • объективность и гибкость мышления;
  • навыки организатора, аналитика, психолога, игрока, технического писателя;
  • усидчивость;
  • способность работать в команде;
  • умение понятно излагать свои мысли людям разного мышления (художникам и программистам).

Обучение на гейм-дизайнера

До недавнего времени в российских вузах не было программ подготовки специалистов в сфере разработки игр. Пройти обучение можно было только на курсах. Сейчас бакалаврские и магистерские программы обучения гейм-дизайнеров открыли НИУ ВШЭ, ИТМО и пока немногие другие ведущие университеты страны, но учеба на курсах по-прежнему хорошая альтернатива фундаментальному образованию.

Читайте также: