Простейший способ организации данных в компьютере файл

Обновлено: 07.07.2024

Начну с ответа на второй вопрос, поскольку он краток — ничем. Каталог и директория правильные ИТ-названия того, что сегодня именуют папками. Аналогии с привычными вещами ввели для удобства пользователей. Если встречаете слова «каталог» и «директория», знайте — речь о папке. Из употребления не вышли.

Если каталог — это папка, то файл — тетрадь

Файл — набор связанных данных, которые хранятся на запоминающем устройстве. Бывает текстовым, графическим, исполняемым. В форме файлов представлены фотографии, песни, приложения. Является контейнером для хранения информации в операционной системе. Не только пользовательской, но и необходимой самой ОС — конфигураций, настроек и команд.

Если сравнивать каталог с папкой, то файл подобен листу формата А4. Сравниваю и с ученической тетрадью, если файл многостраничный или его структура сложная. И неважно, что на листе или в тетрадке — слова, рисунки или и то и другое, его можно положить в папку. У файла есть имя, которое задает тот, кто создал. Название большинства файлов можно поменять. Когда речь идет о системных, делать этого не советую, чтобы ничего не испортить.

Папка — метод организации файлов на компьютере. В свою очередь в ней могут храниться другие папки. Их называют подпапками, субдиректориями, подкаталогами или вложенными каталогами. Когда речь идет о файлах пользователя, желательно класть в папку файлы по определенному признаку. К примеру, все файлы одного проекта, только комедийные фильмы или новогодние фотографии. Лишь рекомендация, как и обычную папку, в каталог файловой системы можно сложить все подряд.

Папка — тоже файл

В свою очередь папка тоже файл, в котором находятся другие файлы. Как и у любого файла, у каталога есть свойства. Пользователи они доступны не всегда, поскольку могут быть защищены внесения изменений. Откройте контекстное меню директории и сможете узнать, сколько места на диске она занимает и другие сведения.

Основное различие в том, что файл содержит данные определенного формата и является единицей хранения. Папка — хранилище, в которое можно поместить файлы любых форматов.

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Информатика. 7 класса. Босова Л.Л. Оглавление

Логические имена устройств внешней памяти компьютера

К каждому компьютеру может быть подключено несколько устройств внешней памяти. Основным устройством внешней памяти ПК является жёсткий диск. Если жёсткий диск имеет достаточно большую ёмкость, то его можно разделить на несколько логических разделов.

Наличие нескольких логических разделов на одном жёстком диске обеспечивает пользователю следующие преимущества:

  • можно хранить операционную систему в одном логическом разделе, а данные — в другом, что позволит переустанавливать операционную систему, не затрагивая данные;
  • на одном жёстком диске в различные логические разделы можно установить разные операционные системы;
  • обслуживание одного логического раздела не затрагивает другие разделы.

Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти, а также каждый логический раздел жёсткого диска имеет логическое имя.

В операционной системе Windows приняты логические имена устройств внешней памяти, состоящие из одной латинской буквы и знака двоеточия:

  • для дисководов гибких дисков (дискет) — А: и В:;
  • для жёстких дисков и их логических разделов — С:, D:, Е: и т. д.;
  • для оптических дисководов — имена, следующие по алфавиту после имени последнего имеющегося на компьютере жёсткого диска или раздела жёсткого диска (например, F:);
  • для подключаемой к компьютеру флеш-памяти — имя, следующее за последним именем оптического дисковода (например, G:).

В операционной системе Linux приняты другие правила именования дисков и их разделов. Например:

  • логические разделы, принадлежащие первому жёсткому диску, получают имена hdal, hda2 и т. д.;
  • логические разделы, принадлежащие второму жёсткому диску, получают имена hdbl, hdb2 и т. д.

Файл

Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов.

Файл — это поименованная область внешней памяти.

Файловая система — это часть ОС, определяющая способ организации, хранения и именования файлов на носителях информации.

Файл характеризуется набором параметров (имя, размер, дата создания, дата последней модификации) и атрибутами, используемыми операционной системой для его обработки (архивный, системный, скрытый, только для чтения). Размер файла выражается в байтах.

Файлы, содержащие данные — графические, текстовые (рисунки, тексты), называют документами, а файлы, содержащие прикладные программы, — файлами-приложениями. Файлы-документы создаются и обрабатываются с помощью файлов-приложений.

Имя файла, как правило, состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имени файла и расширения. Собственно имя файлу даёт пользователь. Делать это рекомендуется осмысленно, отражая в имени содержание файла. Расширение имени обычно задаётся программой автоматически при создании файла. Расширения не обязательны, но они широко используются. Расширение позволяет пользователю, не открывая файла, определить его тип — какого вида информация (программа, текст, рисунок и т. д.) в нём содержится. Расширение позволяет операционной системе автоматически открывать файл.

В современных операционных системах имя файла может включать до 255 символов, причём в нём можно использовать буквы национальных алфавитов и пробелы. Расширение имени файла записывается после точки и обычно содержит 3-4 символа.

Операционная система Linux, в отличие от Windows, различает строчные и прописные буквы в имени файла: например, FILE.txt, file.txt и FiLe.txt — это в Linux три разных файла.

В таблице приведены наиболее распространённые типы файлов и их расширения:


В ОС Linux выделяют следующие типы файлов:

  • обычные файлы — файлы с программами и данными;
  • каталоги — файлы, содержащие информацию о каталогах;
  • ссылки — файлы, содержащие ссылки на другие файлы;
  • специальные файлы устройств — файлы, используемые для представления физических устройств компьютера (жёстких и оптических дисководов, принтера, звуковых колонок и т. д.).

Каталоги

На каждом компьютерном носителе информации (жёстком, оптическом диске или флеш-памяти) может храниться большое количество файлов. Для удобства поиска информации файлы по определённым признакам объединяют в группы, называемые каталогами или папками.

Каталог также получает собственное имя. Он сам может входить в состав другого, внешнего по отношению к нему каталога. Каждый каталог может содержать множество файлов и вложенных каталогов.

Каталог — это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов).

Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.

В ОС Windows любой информационный носитель имеет корневой каталог, который создаётся операционной системой без участия пользователя. Обозначаются корневые каталоги добавлением к логическому имени соответствующего устройства внешней памяти знака «\» (обратный слэш): А:\, В:\, С:\, D:\, Е:\ и т. д.

В Linux каталоги жёстких дисков или их логических разделов не принадлежат верхнему уровню файловой системы (не являются корневыми каталогами). Они «монтируются» в каталог mnt. Другие устройства внешней памяти (гибкие, оптические и флеш-диски) «монтируются» в каталог media. Каталоги mnt и media, в свою очередь, «монтируются» в единый корневой каталог, который обозначается знаком « / » (прямой слэш).

Файловая структура диска

Файловая структура диска — это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.

Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).

Простые файловые структуры могут использоваться для дисков с небольшим (до нескольких десятков) количеством файлов. В этом случае оглавление диска представляет собой линейную последовательность имён файлов (рис. 2.8). Его можно сравнить с оглавлением детской книжки, которое содержит названия входящих в неё рассказов и номера страниц.


Иерархические файловые структуры используются для хранения большого (сотни и тысячи) количества файлов. Иерархия — это расположение частей (элементов) целого в порядке от высшего к низшим. Начальный (корневой) каталог содержит файлы и вложенные каталоги первого уровня. Каждый из каталогов первого уровня может содержать файлы и вложенные каталоги второго уровня и т. д. (рис. 2.9). В этом случае оглавление диска можно сравнить с оглавлением нашего учебника: в нём выделены главы, состоящие из параграфов, которые, в свою очередь, разбиты на отдельные пункты и т. д.


Пользователь, объединяя по собственному усмотрению файлы в каталоги, получает возможность создать удобную для себя систему хранения информации. Например, можно создать отдельные каталоги для хранения текстовых документов, цифровых фотографий, мелодий ит. д.; в каталоге для фотографий объединить фотографии по годам, событиям, принадлежности и т. д. Знание того, какому каталогу принадлежит файл, значительно ускоряет его поиск.

Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом. В Windows каталоги на разных дисках могут образовывать несколько отдельных деревьев; в Linux каталоги объединяются в одно дерево, общее для всех дисков (рис. 2.10). Древовидные иерархические структуры можно изображать вертикально и горизонтально.


Полное имя файла

Чтобы обратиться к нужному файлу, хранящемуся на некотором диске, можно указать путь к файлу — имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл.

В операционной системе Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти; после имени каждого подкаталога ставится обратный слэш. В операционной системе Linux путь к файлу начинается с имени единого корневого каталога; после имени каждого подкаталога ставится прямой слэш.

Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла. Не может быть двух файлов, имеющих одинаковые полные имена.

Пример полного имени файла в ОС Windows:

Пример полного имени файла в ОС Linux:

Задача 1. Пользователь работал с каталогом С:\Физика\Задачи\Кинематика. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Экзамен, в котором находится файл Информатика.dос. Каков путь к этому файлу?

Решение. Пользователь работал с каталогом С:\Физика\Задачи\Кинематика. Поднявшись на один уровень вверх, пользователь оказался в каталоге С:\Физика\Задачи. Поднявшись ещё на один уровень вверх, пользователь оказался в каталоге СДФизика. После этого пользователь спустился в каталог Экзамен, где находится файл. Полный путь к файлу имеет вид: С:\Физика\Экзамен.

Задача 2. Учитель работал в каталоге D:\Уроки\7 класс\Практические работы. Затем перешёл в дереве каталогов на уровень выше, спустился в подкаталог Презентации и удалил из него файл Введение, ppt. Каково полное имя файла, который удалил учитель?

Решение. Учитель работал с каталогом D:\Уроки\7 класс\Практические работы. Поднявшись на один уровень вверх, он оказался в каталоге D:\Уроки\8 класс. После этого учитель спустился в каталог Презентации, путь к файлам которого имеет вид: D:\Уроки\ 7 класс\Презентации. В этом каталоге он удалил файл Введение.ppt, полное имя которого D:\Уроки\8 класс\ Презентации \Введение.ррt.

Работа с файлами

Создаются файлы с помощью систем программирования и прикладного программного обеспечения.

В процессе работы на компьютере над файлами наиболее часто проводятся следующие операции:

  • копирование (создаётся копия файла в другом каталоге или на другом носителе);
  • перемещение (производится перенос файла в другой каталог или на другой носитель, исходный файл уничтожается);
  • переименование (производится переименование собственно имени файла);
  • удаление (в исходном каталоге объект уничтожается).

При поиске файла, имя которого известно неточно, удобно использовать маску имени файла. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, среди которых также могут встречаться следующие символы: «?» (вопросительный знак) — означает ровно один произвольный символ; «*» (звездочка) — означает любую (в том числе и пустую) последовательность символов произвольной длины.

Например, по маске n*.txt будут найдены все файлы с расширением txt, имена которых начинаются с буквы «n», в том числе и файл n.txt. По маске п?.* будут найдены файлы с произвольными расширениями и двухбуквенными именами, начинающимися с буквы «n».

Вопросы

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Дополняет ли презентация информацию, содержащуюся в тексте параграфа?




Файловая система . На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется используемой файловой системой.

Каждый диск разбивается на две области: обла сть хранения файлов и каталог. Каталог содержит имя файла и указание на начало его размещения на диске. Если провести аналогию диска с книгой, то область хранения файлов соответствует ее содержанию, а каталог - оглавлению. Причем книга состоит из страниц, а диск - из секторов.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) может использоваться одноуровневая файловая система , когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов (табл. 1.2). Такой каталог можно сравнить с оглавлением детской книжки, которое содержит только названия отдельных рассказов.

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска используется многоуровневая иерархическая файловая система , которая имеет древовидную структуру. Такую иерархическую систему можно сравнить, например, с оглавлением данного учебника, которое представляет собой иерархическую систему разделов, глав, параграфов и пунктов.

Начальный, корневой каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, каждый из последних может содержать вложенные каталоги 2-го уровня и так далее. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы.

Например, в корневом каталоге могут находиться два вложенных каталога 1-го уровня (Каталог_1, Каталог_2) и один файл (Файл_1). В свою очередь, в каталоге 1-го уровня (Каталог_1) находятся два вложенных каталога второго уровня (Каталог_1.1 и Каталог_1.2) и один файл (Файл_1.1) - рис. 1.3.

Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.

Рассмотрим иерархическую файловую систему на конкретном примере. Каждый диск имеет логическое имя (А:, В: - гибкие диски, С:, D:, Е: и так далее - жесткие и лазерные диски).

Пусть в корневом каталоге диска С: имеются два каталога 1-го уровня (GAMES, TEXT), а в каталоге GAMES один каталог 2-го уровня (CHESS). При этом в каталоге TEXT имеется файл proba.txt, а в каталоге CHESS - файл chess.exe (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Пример иерархической файловой системы

Путь к файлу . Как найти имеющиеся файлы (chess.exe, proba.txt) в данной иерархической файловой системе? Для этого необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых содержится нужный файл. Пути к вышеперечисленным файлам можно записать следующим образом:

Путь к файлу вместе с именем файла называют иногда полным именем файла.

Пример полного имени файла:

Представление файловой системы с помощью графического интерфейса . Иерархическая файловая система MS-DOS, содержащая каталоги и файлы, представлена в операционной системе Windows с помощью графического интерфейса в форме иерархической системы папок и документов. Папка в Windows является аналогом каталога MS-DOS

Однако иерархическая структура этих систем несколько различается. В иерархической файловой системе MS-DOS вершиной иерархии объектов является корневой каталог диска, который можно сравнить со стволом дерева, на котором растут ветки (подкаталоги), а на ветках располагаются листья (файлы).

В Windows на вершине иерархии папок находится папка Рабочий стол. Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение (если компьютер подключен к локальной сети) - рис. 1.5.

Рис. 1.5. Иерархическая структура папок

Если мы хотим ознакомиться с ресурсами компьютера, необходимо открыть папку Мой компьютер.

1. В окне Мой компьютер находятся значки имеющихся в компьютере дисков. Активизация (щелчок) значка любого диска выводит в левой части окна информацию о его емкости, занятой и свободной частях.

Тема урока: Понятие текстового файла

Цели урока: 1. Образовательная. Ознакомление c Текстовым редактором MS Word

2. Развивающая. Развитие стремления познания окружающего мира и интереса к технике, настойчивости и трудолюбия.

3. Воспитательная. Воспитать культуру речи и ответственное отношение к труду.

Тип урока: Объяснительно-иллюстративный с использованием практических заданий

План урока: 1. Организационный момент (3 мин)

2. Объяснение материала (24 мин)

3. Практическое задание (10мин)

4. Итог урока (2 мин)

Ход урока:

1. Организационная часть (3 мин)

ТЕКСТОВЫЕ ФАЙЛЫ

Для хранения текста на диске очень часто используется специальный формат файла, который называется текстовым файлом.

Текстовый файл – простейший способ организации данных в компьютере. Он состоит только из кодов таблицы символьной кодировки.

Текстовый документ, хранящийся в таком файле разбит на строки. Каждая строка заканчивается специальными управляющими кодами «Возврат каретки» и «Новая строка». Эти коды управляют разделение текста на строки при выводе не отражаются. Весь текстовый файл заканчивается специальным кодом «Конец файла».

Часто в именах текстовых файлов употребляется расширение . txt – текст. Например diktant . txt .

Текстовый файл – простейшая форма хранения текстовой информации. Его содержимое может выводиться на печать или на экран только в единообразном шрифте. Но с помощью компьютера возможно создание текстовых документов, в которых используются разнообразные шрифты, нестандартные символы, например, математические знаки), рисуются таблицы, схемы. Организация таких файлов более сложная, чем текстовых. Они используются для печати книг, журналов, рекламы и другой полиграфической продукции.

ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР

Для работы с разнообразными по содержанию и форме текстовыми документами существуют прикладные программы, которые называются текстовыми редакторами.

Текстовый редактор – это прикладная программа, позволяющая создать текстовые документы, редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать документ, изменять формат документа.

По отношению к развитым ТР с широкими возможностями по форматированию текста, включению графики, проверки правописания часто применяется название «текстовый процессор».

Существует множество разнообразных текстовых редакторов – от простейших учебных до мощных издательских систем, с помощью которых делают книги, газеты, журналы. Рассмотрим основные понятия, которые должны быть знакомы пользователю любого текстового редактора, основные возможности, предоставляемые пользователю.

Данные , с которыми работают текстовые редакторы – символьная информация. Наименьшей единицей символьной информации является символ. Слова – это символьные последовательности, отделяемые друг от друга пробелами или знаками препинания. Далее идут строки, абзацы, страницы и текст. Существуют определенные приемы (команды) работы с каждой из этих единиц.

СРЕДА РЕДАКТОРА

Набираемый пользователем на клавиатуре текст отражается в рабочем поле редактора на экране. Место активного воздействия на рабочее поле отмечается курсором. Курсор имеет вид перемещающейся по экрану черточки или прямоугольника.

Часто текст имеет больший размер, чем тот, что может поместиться на экране. В этом случае в пределах рабочего поля располагается только часть текста. Экран является своеобразным окном, через которое можно просматривать текст. Для перемещения этого окна по тексту используются специальные клавиши или манипулятор.

У большинства текстовых редакторов на экране имеется информация о его текущем состоянии – строка состояния. Как правило, в ней указываются координаты курсора (номер текущей строки и позиции в строке), номер страницы, формат текста, текущий шрифт и некоторая другая информация.

Для любого ТР характерно присутствие на экране меню команд управления редактором. Это команды изменения режимов работы, файловых операций, печати, форматирования текста, обращения за справкой и другие. Меню может иметь как текстовую, так и пиктографическую форму.

3. Практическое задание (10мин)

При создании тест-программы я использовал язык Object Pascal , так как это превосходый инструмент, спомощью которого и начинающий пользователь, и программист-профессионал могут создавать одинаово пофессионально выглядящий интерфейс пользовтеля к приклдным программам самых разлиных классов. Крме того, Delphi позволяет работать с любыми базам данных, создавать приладные программы для работы с Инернет и многое-многое дргое. Данный язык предназначен для объктно-ориентированного программироания.

Развите срдства представлеия структур данных обеспечивают удобства работы , как с числовой , так и символьной и битовой информацией .

Также на нем доольно просто можно создавать алгритмичеки сложные программы. В языке присутсвует удобное представление всех структурных конструкций, высокая степень модульности, упроающая процесс программировния, результатиность автоматической проверки составленных программ и на их корректность через развитый нститут типов данных, высокое быстродействие трансляторов, эффективность объектных модулей. Рассматриваемый язык программрования хорошо приспсоблен для содания необчного интерейса создаваеой прграммы.

В напиании рограммы бли широко исользованы методы объектно-ориентированного пограммирования. Это поволило хорошо структурировать программу и облегчило ее написание. Данную игру можно было - бы и усовершенсвовать: сделаь комьютер блее «уным», предоставить пользователю выбирать уровень сложности игры и предоставить возможность выбора знака (крестика ил нолика) которым пользватель намервается ирать. Но при этом значительно увеличлся бы объем програмы, а изменения в процессе игры были – бы незначительны.

Таким образом , игра кестики - нолки полносью преставлена при пощи языка Pascal Алгоритм создания програмы изображен в виде блок – схем.

В заключене следует сказать, что игр в крестики - нолии легко поддается алгоритмиации в сиу достточно прстых праил.

Читайте также: