Распространение получили персональные компьютеры тип общества

Обновлено: 05.07.2024

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 6. История развития вычислительной техники.

Информатика. 10 класса. Босова Л.Л. Оглавление

6.1. Этапы информационных преобразований в обществе

Веками люди совершенствовали способы и методы передачи, накопления, обработки и хранения информации. При этом средства обработки информации, как и сама информация, видоизменялись и расширяли свои возможности настолько, что это приводило к переменам в общественных отношениях. Появился термин «информационная революция», которым принято обозначать кардинальные изменения инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объёма информации, доступной активной части населения.

Информационная революция — кардинальное изменение инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, а также объёма информации, доступной активной части населения.

Принято выделять пять информационных революций, определяющих, по сути, пять этапов информационных преобразований в обществе (табл. 2.1).

Содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка. Вторая информационная революция была связана с изобретением письменности. Сущность третьей информационной революции состоит в изобретении книгопечатания, сделавшего любую информацию, и особенно научные знания, продукцией массового потребления. Четвёртая информационная революция состояла в применении электрической аппаратуры для скоростного и массового распространения всех видов информации и знаний.

Таблица 2.1

Этапы информационных преобразований в обществе


Пятая, последняя, информационная революция связана с созданием сверхскоростных вычислительных устройств — компьютеров. С появлением и массовым распространением компьютеров человек впервые за всю историю развития цивилизации получил мощное средство для эффективного использования информационных ресурсов, для усиления своей интеллектуальной деятельности.

Возможность использования членами общества полной, своевременной и достоверной информации в значительной мере зависит от степени развития и освоения новых информационных технологий, основой которых является вычислительная техника.

6.2. История развития устройств для вычислений

В развитии устройств для вычислений можно выделить несколько этапов:

• «домеханический» этап — изобретение счётов, таблиц Непера и логарифмической линейки;
• «механический» этап, начало которого связывается с первыми попытками создания механической счётной машины, предпринятыми Леонардо да Винчи (1452-1519). К этому же этапу относится создание многочисленных вариантов счётных машин и арифмометров, а также проект аналитической машины Чарльза Беббиджа, которая должна была выполнять вычисления без участия человека;
• создание электрорелейных вычислительных машин (вычислительные машины Говарда Эйкена, Джона Атанасова, Конрада Цузе и др.);

• создание электронных вычислительных машин (ЭВМ):

Понятие «вычислительная техника» сегодня тесно связывается с компьютерами, которые до 80-х годов прошлого века у нас в стране называли электронными вычислительными машинами. В этом смысле в развитии вычислительной техники также можно выделить несколько этапов, связанных с возникновением разных поколений ЭВМ:

• 40-е — начало 50-х гг. XX в. (создание ЭВМ на электронных лампах);
• середина 50-х — 60-е гг. XX в. (разработка ЭВМ на дискретных полупроводниковых приборах);
• середина 60-х гг. XX в. — середина 70-х гг. XX в. (появление ЭВМ на интегральных микросхемах);
• середина 70-х гг. XX в. — наши дни (использование больших и сверхбольших интегральных схем).

Рассмотрим особенности и характеристики каждого из приведённых этапов более подробно.

6.3. Поколения ЭВМ

Первое поколение ЭВМ — ламповые машины 50-х годов. Скорость счёта самых быстрых машин первого поколения доходила до 20 тысяч операций в секунду. Для ввода программ и данных использовались перфоленты и перфокарты. Поскольку внутренняя память этих машин была невелика (могла вместить в себя несколько тысяч чисел и команд программы), они, главным обра-зом, использовались для инженерных и научных расчётов, не связанных с переработкой больших объёмов данных. Это были довольно громоздкие сооружения, содержавшие в себе тысячи ламп, занимавшие иногда сотни квадратных метров, потреблявшие электроэнергию в сотни киловатт. Программы для таких машин составлялись на языках машинных команд, поэтому программирование в те времена было доступно немногим.

Первая ЭВМ ЭНИАК (ENIAC) была создана в конце 1945 г. в США; она весила 30 т и размещалась на 170 м 2 . В нашей стране первая ЭВМ была создана в 1951 году. Называлась она МЭСМ — Малая Электронная Счётная Машина (рис. 2.1).


Рис. 2.1. ЭВМ первого поколения МЭСМ

К концу 40-х гг. XX в., когда вошли в строй первые большие электронные компьютеры, специалисты начали искать замену громоздким и хрупким, часто выходившим из строя лампам, на которых они были построены. В 1948 году в США был создан первый полупроводниковый прибор, заменяющий электронную лампу. Он получил название транзистор. В 60-х годах транзисторы стали элементной базой для ЭВМ второго поколения. Переход на полупроводниковые элементы улучшил качество ЭВМ по всем параметрам: они стали компактнее, надёжнее, менее энергоёмкими (рис. 2.2). Быстродействие большинства машин достигло нескольких сотен тысяч операций в секунду. Объём внутренней памяти возрос в сотни раз по сравнению с ЭВМ первого поколения. Большое развитие получили устройства внешней (магнитной) памяти: магнитные барабаны, накопители на магнитных лентах. Это способствовало созданию на ЭВМ информационно-справочных, поисковых систем, нуждающихся в длительном хранении больших объёмов информации.

Во времена второго поколения ЭВМ активно начали развиваться языки программирования высокого уровня, одним из первых среди которых был Фортран (Fortran — сокращение от англ. FORmula TRANslation — трансляция формулы).


Рис. 2.2. ЭВМ второго поколения БЭСМ-6

Благодаря транзистору — германиевому кристаллу величиной с булавочную головку, заключённому в металлический цилиндр длиной около сантиметра, — электроника ступила на путь миниатюризации: один транзистор был способен заменить 40 электронных ламп.

Хотя транзистор был выдающимся научным изобретением, он не сразу получил широкое практическое применение в вычислительной технике. Германий, из которого изготавливали первые транзисторы, — довольно редкий химический элемент, поэтому стоимость транзисторов была очень высокой. Резко снизить стоимость транзисторов удалось только в середине 50-х гг. XX в.: в 1954 году был изготовлен первый транзистор из кремния — основного компонента обычного песка, — одного из самых распространённых на Земле химических элементов.

Третье поколение ЭВМ создавалось на новой элементной базе — сложные электронные схемы монтировались на маленькой пластине из полупроводникового материала, площадью менее 1 см 2 . Их назвали интегральными схемами (ИС). Первые ИС содержали в себе десятки, затем — сотни элементов (транзисторов, сопротивлений и др.). Когда степень интеграции (количество элементов) приблизилась к тысяче, их стали называть большими интегральными схемами — БИС, а затем появились сверхбольшие интегральные схемы — СБИС. ЭВМ третьего поколения начали производить во второй половине 60-х годов, когда американская фирма IBM приступила к выпуску системы машин IBM-360. В Советском Союзе в 70-х годах начался выпуск машин серии ЕС ЭВМ (Единая Система ЭВМ). Скорость работы наиболее мощных моделей ЭВМ достигла нескольких миллионов операций в секунду. На машинах третьего поколения появился новый тип внешних запоминающих устройств — магнитные диски. В ЭВМ третьего поколения широко использовались новые типы устройств ввода-вывода: дисплеи, графопостроители (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Рабочее помещение с установленной ЕС-1060

В этот период были созданы операционные системы (ОС), позволявшие управлять большим количеством внешних устройств и выполнять на одной машине несколько программ одновременно. Широкое распространение получили ранее созданные языки программирования. Начали появляться пакеты прикладных программ для решения задач в конкретных областях. Это существенно расширило области применения ЭВМ.

Первая интегральная схема, представлявшая собой кристалл, в котором была размещена целая схема из нескольких транзисторов, была разработана в 1958 г. американским физиком Джеком Килби, удостоенным за это изобретение Нобелевской премии.

Очередное революционное событие в электронике произошло в 1971 году, когда американская фирма Intel объявила о создании микропроцессора.

Микропроцессор — это СБИС, способная выполнять функции основного блока компьютера — процессора. Соединив микропроцессор с устройствами ввода-вывода и внешней памяти, получили новый тип компьютера — микроЭВМ. Микро-ЭВМ относятся к машинам четвёртого поколения. Существенным отличием микроЭВМ от своих предшественников являются их малые габариты (размеры бытового телевизора) и сравнительная дешевизна. Это первый тип компьютеров, который появился в розничной продаже.

Сегодня самой популярной разновидностью ЭВМ являются персональные компьютеры (ПК). Первый ПК был создан в 1976 году в США. С 1980 года и на долгие годы вперёд на рынке ПК ведущей становится американская фирма IBM. Её конструкторам удалось создать такую архитектуру, которая стала фактически международным стандартом на профессиональные ПК. Машины этой серии получили название IBM PC (Personal Computer). С точки зрения общественного развития появление и распространение ПК сопоставимы с появлением книгопечатания. Именно ПК сделали компьютерную грамотность массовым явлением. С развитием компьютеров этого типа появилось такое понятие, как информационные технологии, без которых уже невозможно обойтись в большинстве областей человеческой деятельности.

Ещё одной линией в развитии ЭВМ четвёртого поколения являются суперкомпьютеры — мощные многопроцессорные компьютеры, выполняющие параллельную обработку данных (рис. 2.4).

Все компьютеры, используемые в настоящее время, по-прежнему построены на базе идей четвёртого поколения.


Рис. 2.4. Суперкомпьютер «Ломоносов»

В начале 90-х годов прошлого века в Японии начались работы по созданию компьютера пятого поколения. По замыслу японских специалистов основой работы этих компьютеров должны были стать не вычисления, а логические рассуждения, что означало переход от обработки данных к обработке знаний. Машину обещали научить воспринимать речь человека, рукописный текст и графические изображения. Окончательные результаты в этом направлении всё ещё не достигнуты. Исследования продолжаются.

Можно проследить несколько основных тенденций, имеющих место в развитии вычислительной техники:
• возрастание вычислительной мощности компьютеров от поколения к поколению;
• изменение целей использования компьютеров от сугубо военных и научно-технических расчётов к техническим и экономическим расчётам, коммуникационному и информационному обслуживанию, управлению;
• изменение в режиме работы компьютеров от однопрограммного к пакетной обработке, работе в режиме разделения времени, персональной работе и сетевой обработке данных;
• движение от машинного языка к языкам высокого уровня;
• повышение удобства работы пользователя за счёт усовершенствования аппаратного и программного обеспечения, возможности произвольного мобильного расположения;
• неуклонное расширение областей применения и круга пользователей компьютерной техники.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Веками люди совершенствовали способы и методы передачи, накопления, обработки и хранения информации. Информационная революция — кардинальное изменение инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, а также объёма информации, доступной активной части населения.

Человечество прошло через несколько информационных революций, связанных с появлением речи, письменности, книгопечатания и средств коммуникации (телеграф, телефон, радио, телевизор). Пятая информационная революция связана с новыми информационными технологиями, основой которых является вычислительная техника.

Понятие «вычислительная техника» сегодня тесно связывается с компьютерами, которые до 80-х годов прошлого века у нас в стране называли электронными вычислительными машинами.

В развитии вычислительной техники также можно выделить несколько этапов, связанных с возникновением разных поколений ЭВМ:

1) 40-е — начало 50-х гг. XX в. (создание ЭВМ на электронных лампах);
2) середина 50-х — 60-е гг. XX в. (разработка ЭВМ на дискретных полупроводниковых приборах);
3) середина 60-х — середина 70-х гг. XX в. (появление ЭВМ на интегральных микросхемах);
4) середина 70-х гг. XX в. — наши дни (использование больших и сверхбольших интегральных схем).

Все компьютеры, используемые в настоящее время, по-прежнему построены на базе идей четвёртого поколения.

Вопросы и задания

1. Что понимают под информационными революциями? Какие информационные революции пережило человечество?

2. Выясните, когда отмечается День российской информатики. С чем связан выбор именно этой даты?

3. Дайте краткую характеристику «домеханического» периода развития вычислительных устройств, связанного с изобретением и использованием счётов, таблиц и логарифмической линейки.

4. Дайте краткую характеристику «механического» периода создания вычислительных устройств, связанного с именами таких изобретателей, как Леонардо да Винчи, Вильгельм Шиккард, Блез Паскаль, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Филипп Маттеус Ган, Евна Якобсон и др.

5. Попытайтесь обнаружить «ткацкий след» в развитии вычислительной техники.

7. По какому принципу ЭВМ делятся на поколения? Дайте краткую характеристику каждому поколению компьютеров.

8. Предложите классификацию современных персональных компьютеров. Изобразите её в виде графа.

10. Что такое суперкомпьютеры? Для решения каких задач они используются?

11. Какое место в рейтинге суперкомпьютеров (Тор500) занимают российские разработки?

12. Назовите основные тенденции, прослеживаемые в развитии вычислительной техники.


Выберите суждения, характеризующие общество как динамическую систему.

  • отмирание старых форм социальных взаимодействий
  • обособление от природной среды, утрачивание связи с ней
  • наличие определённых институтов и подсистем
  • вхождение природы и общества в единый материальный мир
  • возникновение новых элементов, социальных институтов взамен устаревших, прекративших существование
Вопрос 3

Выберите признаки, являющиеся общими как для индустриального, так и традиционного типа обществ.

  • наличие обществнного разделения труда и специализации
  • ценность индивидуалистических прав и свобод личности
  • сращивание политической власти и собственности
  • появление и развитие массовой культуры, стандартизация культуры
  • формирование определённой социальной иерархии, объединение людей в социальные группы и общности
Вопрос 4

Выберите верные суждения об обществ.

  • Общество представляет собой универсальную форму взаимосвязи и взаимoдeйcтвия людей, способ существования человечества.
  • На современном этапе общество полностью сосредоточило в своих руках контроль над природными процессами и ресурсами.
  • Динамизм в развитии общества может проявляться в деградации и отмирании ряда социальных институтов.
  • Для современного общества (социума) свойственно осознание единства целей и задач составляющих его членов.
  • Общество на определённом этапе своего развития обособилось от материального мира и утратило связи с природой.
Вопрос 5

Установите соответствие между проявлениями воздействия природных факторов на человеческое общество и иллюстрирующими их конкретными примерами.

  • В 1755 г. землетрясение в Атлантике и наводнение полностью разрушило столицу Португалии Лиссабон.
  • Климат Центральной Америки позволяет успешно организовать возделывание бананов и экспортировать их по всему миру.
  • В 79 г.н.э. извержение вулкана Везувий привело к разрушению трёх городов Римской империи: Помпей, Геркуланума и Стабия.
  • В 1908 г. разрушительным землетрясением у берегов Сицилии был уничтожен город Мессина, погибло около 200 тыс. человек.
  • В Бразилии, странах Центральной Америки, так же как на Аравийском полуострове, в Йемене, Эфиопии, Кении возделываются кофейные деревья, собираются и экспортируются кофейные зёрна.
Вопрос 6

Японское общество отличает приверженность истории, традициям. Сами японцы утверждают, что они представляют собой постиндустриальное традиционное общество и новые технологии, современная техника не препятствуют традиции.

Найдите в приведённом перечне признаки, позволяющие утверждать, что и в современной Японии сохраняются элементы традиционного общества.

  • Японцы уважают и почитают императора (микадо), символизирующего единство нации.
  • Многие жители Японии являются приверженцами древней религии синто, восходящей к языческим культам, обожествлению природы.
  • Японцы возводят искусственные острова из мусора и строят на них сейсмоустойчивые небоскрёбы.
  • Японцы сохраняют приверженность семейным устоям, отмечают семейные праздники и соблюдают старинные обряды.
  • Жители Японии перемещаются на поездах на воздушной подушке и по многоярусным магистралям.
Вопрос 7

Выберите примеры, характеризующие влияние природных факторов на развитие человеческой цивилизации.

  • Юлий Цезарь принял решение о переходе через реку Рубикон, что послужило началом гражданской войны в Римской республике
  • сторонники Гая Мария в Римской республике противостояли в гражданской войне сторонникам Луция Суллы, которых назвали оптиматами.
  • географическое положение Греции предопределило активное занятие греков мореплаванием и торговлей
  • ландшафт Южной Греции и полуострова Пелопоннес в целом обусловил занятость его населения сельским хозяйством
  • в ходе Пелопонесской войны между Афинским союзом и Спартой афинский полководец Акивиад перешел на сторону спартанцев
  • недостаток пищи обусловил перемещение варварских германских племен из лесных районов с неплодородными почвами в Южную Европу, отличавшуюся благоприятными условиями для земледелия
Вопрос 8

Страна Z находится в Северном полушарии. Она многонациональна, большинство населения проживает в городских агломерациях. Основу её экономики составляет крупная фабричная промышленность.

Какие признаки характеризуют тип общества, к которому относится страна Z?

  • широкое распространение сетевых электронных коммуникаций
  • доминирование в регулировании экономических процессов хозяйственного опыта предков
  • внедрение массового стандартизированного производства экономических благ
  • утверждение обязательного среднего образования, расширение роли и значения науки и образования
  • утверждение демократических традиций, многопартийности и парламентаризма
  • разделение общества на сословия, замкнутые группы людей с наследуемыми правами и обязанностями
Вопрос 9

Выберите верные суждения об общественном прогрессе.

  • Общественный прогресс не способен оказывать влияние на отношения между людьми, духовность и нравственные качества людей.
  • Прогресс в обществе неоднозначен и относителен по своим последствиям, одни и те же открытия могут приводить как к благим последствиям, так и порождать новые средства уничтожения людей.
  • Общественный прогресс включает в себя введение новых технологий, облегчающих труд человека и в том числе высвобождающих его время для отдыха и творчества, повышающих комфортность труда и быта.
  • Реформа - форма общественного прогресса, предполагающая. радикальные, коренные изменения в обществе, часто сопровождающиеся катастрофическими последствиями.
  • Сущность эволюции как формы общественного прогресса заключается' в органичности и постепенности изменений, преемственности в развитии.
Вопрос 10

Установите соответствие между элементами, раскрывающими значение природы в жизни человеческого общества и иллюстрирующими их конкретными примерами.

  • Человек дышит воздухом, не может обойтись без питьевой воды, использует в пищу продукты, созданные природой.
  • Художники используют панорамы природных ландшафтов для создания пейзажных полотен, написания натюрмортов с цветами, фруктами, овощами.
  • Люди активно используют в производственной деятельности богатства, извлекаемые из недр земли: нефть, уголь, газ, руду.
  • Композиторы создают симфонии, в которых воспроизводят звуки природы: течение ручья, звон весенней капели, шум листвы в лесу, рокот морских волн.
  • Жители городов, устав от городской среды, стремятся в выходные дни уехать за город, на природу, провести отпуск у моря или в горах, в туристическом походе.
Вопрос 11

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют формы (способы) социальной динамики. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда.

  • эволюция
  • модернизация
  • структура
  • революция
  • стратификация
  • реформа
Вопрос 12

Выберите верные суждения об угрозах и вызовах ХХI в.

  • Угрозы и вызовы ХХI в. обусловлены возросшими масштабами хозяйственной деятельности человека, его вмешательством в природные комплексы, использованием невозобновляемых природных ресурсов.
  • Ряд проблем современного мира связан с разрывом в уровне развития между богатыми странами «мирового Севера» и отсталыми, бедными странами «мирового Юга», стремлением Юга к переустройству мирового порядка.
  • Ведущей угрозой современного мира можно считать широкое распространение микропроцессорных технологий и возможность дистанционной работы на домашнем компьютере.
  • Человечеству сегодня необходимо сохранить себя в глобальном мире, успешно противостоять дегуманизации культуры.
  • К угрозам экологического характера учёные относят глобальный терроризм, распространение новых видов оружия, политическую нестабильность в ряде регионов мира.
Вопрос 13

Страна Z находится в Северном полушарии, её население многоконфессионально. Основу экономики страны Z составляет высокотехнологичное сельское хозяйство и сфера услуг, в которой занята наибольшая часть трудоспособного населения.

Выберите из перечня три характеристики страны Z как общества постиндустриального типа.

  • значительное влияние на жизнь людей сельских локальных общин
  • утверждение в различных областях непрерывного образования на протяжении всей жизни человека
  • охрана законами страны заповедников и заказников
  • широкое применение информационных технологий в управлении социальными процессами
  • укрепление позиции среднего класса в структуре общества
  • особая популярность в стране музеев, в которых экспонируются памятники древней истории и культуры
Вопрос 14

Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?

  • нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
  • нацеленность на развитие собственных волевых качеств
  • нацеленность на приобретение новых знаний
  • нацеленность на развитие физических возможностей
  • нацеленность на овладение определенными умениями
  • нацеленность на приобщение к опыту человечества
Вопрос 15

С помощью такого критерия общественного прогресса, как упрочение нравственных основ общества, можно проиллюстрировать .

  • распространение экологических стандартов производства автомобильного топлива
  • введение нового поколения электронного оборудования в нефтегазовой отрасли
  • введение специальных законов, защищающих животных и вводящих санкции за жестокое обращение с ними
  • проведение исследований в области генной инженерии, создание органических веществ с заранее заданными свойствами
Вопрос 16

Выберите верные суждения об общественном прогрессе и его критериях

  • Общественный .огресс - совокупность всех поступательных изменений в обществе, развитие общества от простого к сложному, от менее совершенному к более совершенному.
  • Доказательством противоречивости прогресса является возможность применения новых технологий во вред человечеству, для создания новых видов оружия.
  • Одним из показателей общественного прогресса является улучшение уровня и качества жизни людеи.
  • Прогрессивное развитие общества связано с возвращением общественных отношений на более примитивные, архаические уровни.
  • Проявлением прогресса можно считать разрушение прежних социальных институтов и структур, деградацию общественной морали.
Вопрос 17

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

  • труд
  • игра
  • учение
  • вид деятельности
  • познание
Вопрос 18

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

  • природа
  • общество
  • экономика
  • политика
  • система
Вопрос 19

В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий.

  • совесть
  • долг
  • зло
  • справедливость
  • добро
  • мораль
Вопрос 20

Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного?

  • использование предметов, данных природой
  • способность к целеполаганию
  • забота о потомстве
  • приспособление к условиям окружающей среды
  • стремление понять окружающий мир
  • общение с помощью членораздельной речи
Вопрос 21

Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека.

  • сознание
  • инстинкты
  • мировоззрение
  • наличие психики
  • проявление эмоций
  • способность к преобразовательной деятельности
Вопрос 22

Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности?

  • навыки
  • мотивы
  • цель
  • способности
  • результаты
  • знания
Вопрос 23

Гражданку А. отличает крепкое здоровье, тем не менее она любит ходить на приём к врачам и не только проходить профилактические обследования, но и беседовать с ними на темы, далёкие от болезней. Какие потребности реализуются в этих действиях гражданки А.?

  • в поддержании своего здоровья
  • в физическом развитии
  • в материальной поддержке
  • в общении
  • в отдыхе
  • в профессиональном образовании
Вопрос 24

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

  • Общество — часть материального мира, обособившаяся от природы, но сохранившая с ней тесную взаимосвязь.
  • Общество и человек пытаются преобразовывать природу, приспосабливая её под свои нужды.
  • Но власть людей над природой, думается, мнима, сомнительна
  • Ежегодно много людей гибнет из-за природных катакизмов, океанических цунами, наводнений, пожаров.
  • Людям следует более бережно и ответственно относиться к внешней естественной среде своего обитания
Вопрос 25

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

Первому массовому персональному компьютеру IBM PC исполняется 33 года

Будем честны, слова Олсена о том, что компьютер в доме никому не будет нужен, относились к идее «умного» дома. И даже в таком контексте они оказались ошибочными. У самого Олсена дома стоял персональный компьютер, на котором он работал. Какая это была модель, сказать трудно, но, например, та же компания Apple представила в 1977 году свой компьютер Apple I, а через год — уже ставший легендарным Apple II.

Но именно IBM PC считается основоположником эры персональных компьютеров.

Это был самый массовый компьютер своего времени. Этому во многом способствовали открытая архитектура и отсутствие лицензии на ключевые компоненты устройства: монитор и принтер могли копировать кто угодно, а сборку и продажу «железа» никто запретить не мог. Таким образом, у IBM PC было огромное количество клонов, распространение которых сделало платформу массовой. А значит, программы и компоненты для IBM PC также были широко распространены.

Большую роль в распространении компьютера сыграла и цена: $1565 за базовую версию — не такие уж большие деньги за полностью собранную и готовую к работе ЭВМ. Один из главных конкурентов — компьютер Apple II, — хотя и стоил от $1298, но имел на борту всего 4 килобайта оперативной памяти. В IBM PC ее было вчетверо больше — 16 килобайт. Самая топовая версия же стоила уже $3005, и в ней было целых 64 килобайта ОЗУ.

Жесткий диск в компьютере отсутствовал, а для хранения данных предполагалось использование 5,25-дюймовых дискет. Позднее появились модели IBM PC, в которых в качестве модуля памяти использовались кассеты. Напрямую жесткий диск подключить к компьютеру было невозможно — не хватало питания. Для этого компания выпустила специальный модуль, который отдельно подключался к электричеству. Через него уже можно было подключать жесткие диски на 10 мегабайт.

В общей сложности с помощью модулей расширения можно было нарастить не только ПЗУ (постоянное запоминающее устройство, память для хранения данных), но и ОЗУ, до 256 килобайт (а впоследствии и до 544). Позднее даже появились видеоадаптеры, позволявшие выводить изображение разрешением 640 х 480 точек и с 256 цветами!

Операционной системой IBM PC стала новая MS-DOS от маленькой фирмы из городка Белвью Micro-Soft. Это сейчас она называется Microsoft и является одним из самых главных игроков рынка IT, а тогда, в 1981 году, штат компании насчитывал всего 32 человека. Впрочем, в те времена для только-только зарождавшейся компьютерной отрасли это уже было прилично.

Новая операционная система понадобилась для процессора Intel 8088, который также положил основу для начала компьютеризации общества. Как ни странно, но изначально это было временное решение перед запуском более мощного Intel 80286, который появился в 1982 году. И в то время в оригинальных IBM PC использовался именно старый 8088, в клонах этого компьютера уже нередко проскакивала новая модель.

Но при этом 8088 был настолько популярным, что все новые процессоры Intel до какого-то времени имели обратную совместимость с ним. Дело в том, что в то время под каждый процессор требовалось компилировать приложения заново, а для 8088 уже было создано огромное количество программного кода. Это же и поспособствовало тому, что MS-DOS надолго закрепился в компьютерах. IBM и Microsoft совместно разрабатывали эту операционную систему вплоть до 1993 года, когда компании выпустили уже две разные версии.

Даже столь распространенная аббревиатура ПК обязана своим появлением именно этому компьютеру. Те клоны, которые имели совместимость с этим компьютером, назывались IBM PC compatible. Со временем марка IBM начала исчезать из речи, а затем и слово compatible, которое и переводится как «совместимый», перестало упоминаться, и в итоге осталось только PC — Personal Computer. Ну а в русском языке уже устоялся прямой перевод этого словосочетания.

Кстати, именно по этой причине называть компьютеры Apple ПК несколько некорректно. Да, это, несомненно, персональный компьютер, но все же этимология этой аббревиатуры подразумевает наследников IBM PC и MS-DOS, а именно современные windows-машины.

Производство легендарного компьютера вместе с различными модификациями продолжалось шесть лет, с 1981 по 1987 год. Клоны IBM PC, в том числе и советские-российские, производились вплоть до 1997 года. А на смену оригиналу пришел компьютер IBM PS/2, уже не снискавший славы своего предшественника.

Читайте также: