Рассмотрим способы дифференциации чтения в активных методах выбранных для персонального компьютера

Обновлено: 06.07.2024

Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже (через несколько часов в этот же день или на следующий). С течением времени динамика забывания замедляется.

Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

Эта методика быстрого запоминания информации схожа с предыдущей, но имеет и свои отличия.

В Казанском университете был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые образовали 4 группы. Задача для всех – запомнить текст. В первой группе текст читался вслух 4 раза. Во второй – текст читался вслух 3 раза и 1 раз мысленно пересказывался студентами. В третьей – текст читался дважды и дважды пересказывался мысленно. В четвертой – текст читался вслух всего раз, а 3 раза мысленно пересказывался слушателями.

Результаты показали наибольшую эффективность запоминания у студентов четвертой группы. Чуть менее эффективно запоминали информацию слушатели третьей группы, еще меньше – второй, студенты первой группы хуже остальных запомнили информацию.

Благодаря этому эксперименту и появился метод ОЧОГ:

Старайтесь снизить количество прочтений до минимума. При этом количество мысленных повторений может быть абсолютно любым, необходимым для лучшего усвоения в памяти.

Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест.

Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

    Важно! До того как приступить к освоению метода, важно выбрать для себя собственную последовательность обхода комнат, чтобы не запутаться в своей же логике размещения информации.

А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте. При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат). Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак. В качестве образца помещения можете использовать картинку:

Данная техника — один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

Пиктограмма — это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

4 метода эффективного запоминания текстовой информации

Пиктограммы окружают нас всюду: в магазинах, в аэропортах, в автотранспорте, на дороге

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление). Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное. Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» — слезу или антиулыбку, для «размышления» — лампочку и т.д.

Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.


Несколько примеров херсонского метода пиктограмм

Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.


Примерное упражнение: нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов. Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение.

Спустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинки.

Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

Использование системы накопления: метод Аткинсона

А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы, нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.

Такую систему активно использовали уже в далекие времена, когда пером умели пользоваться лишь избранные, а мудрецы не всегда могли доверять свои секреты

Суть системы такова:

Чем больше количество повторений, тем лучше запоминается новый материал.

Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.

Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.

Исследования показали, что в результате применения этой техники:

Что важно помнить?

Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.

А память можно и даже нужно тренировать! Запоминать нечто новое полезно не только при подготовке к экзаменам, но и для жизни вообще. Уже в скором времени после начала использования выбранной методики можно увидеть, как мозг начинает запоминать другую информацию, которой мы пользуемся в жизни: запоминать телефоны, адреса, регулировать входящую/исходящую корреспонденцию и многое другое.

Секрет в том, что после многократных тренировок память автоматически начинает применять навык запоминания большего количества информации. И это без применения каких либо мнемонических приемов и тренировок. Впрочем, все же стоит время от времени помогать своему мозгу, сортируя важную и неважную информацию. Например, при подготовке к экзамену по дисциплине, которая вам никак в реальной жизни не пригодится, вовсе ни к чему учить массу бесполезной информации.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Татьяна Валерьевна

В статье описан опыт применения авторской мультимедийной обучающей программы Train And Master your English для формирования лексических навыков в процессе овладения учащимися такими видами речевой деятельности, как чтение и аудирование.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесова Татьяна Валерьевна

Трудности в формировании лексических навыков на уроках иностранного языка Из опыта использования мультимедийных технологий в обучении татарскому языку Обучение иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей Технология профессионально-иноязычной подготовки студентов с применением средств новых информационных технологий Этапы формирования навыков произношения у студентов на основе мультимедийных программ i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование лексических навыков при обучении чтению и аудированию с помощью мультимедиа технологий»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И АУДИРОВАНИЮ С ПОМОЩЬЮ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ

FORMATION OF LEXICAL SKILLS IN THE PROCESS OF TEACHING READING AND LISTENING BY MEANS OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. В статье описан опыт применения авторской мультимедийной обучающей программы Train And Master your English для формирования лексических навыков в процессе овладения учащимися такими видами речевой деятельности, как чтение и аудирование.

Abstract. The article describes the experience of using the author’s multimedia computer training programme Train And Master your English for the formation of lexical skills in the process of students’ mastering such kinds of speech activity as reading and listening.

Ключевые слова: мультимедиа технологии, мультимедийная обучающая компьютерная программа, иностранный язык, лексический навык.

Keywords: multimedia technologies, a multimedia computer training programme, a foreign language, lexical skill.

Актуальность исследуемой проблемы. Обучение иностранному языку немыслимо без формирования прочных лексических навыков. Положительный эффект при обучении чтению и аудированию зависит прежде всего от степени сформированности навыков, лежащих в основе этих умений, и в первую очередь, от сформированности лексических навыков.

Лексические навыки в рецептивных видах речевой деятельности (аудировании и чтении) - это навыки, которые реализуются в речевых операциях: опознания слов и значений на основе речевых связей слуховых образов слов, в том числе терминологических, и их употребления (ситуативного и контекстного) в устной речи или опознания их графических образов и понимания значений в письменной речи при чтении текстов разных стилей [2].

Формирование лексических навыков возможно только в результате последовательной тренировки, стадии которой по-разному выделяются в методической литературе.

С. Ф. Шатилов, основываясь на психологической схеме основных этапов формирования навыков и учитывая специфику речевых навыков как автоматизированных операций при выполнении речевых действий, выделяет три этапа формирования лексических навыков [3]:

1. Ориентировочно-подготовительный этап, на котором учащиеся знакомятся с новым лексическим явлением и выполняют первичные речевые и языковые операции по образцу с опорой или без опоры на правило. На данном этапе создается ориентировочная основа как необходимое условие для последующего формирования навыка.

2. Стереотипизирующе-ситуативный этап начинается с автоматизации постоянных компонентов речевого действия в тождественных и аналогичных ситуациях, когда тренируемые языковые явления остаются константными, повторяющимися без существенных изменений.

3. Варьирующе-ситуативный этап, цель которого заключается в последующей автоматизации речевых операций и формировании лабильных свойств навыка, его гибкости путем выполнения действия в разнообразных речевых ситуациях.

Итак, психофизиологическая основа динамического речевого стереотипа создается на двух последних этапах.

Соблюдение последовательности указанных стадий при формировании речевых навыков в условиях группового обучения требует постоянного контроля со стороны преподавателя за деятельностью каждого учащегося. При традиционном обучении преподаватель имеет дело с таким количеством информационных потоков, которое равно числу обучаемых. Естественно, что одновременная обработка всей информации практически невозможна. Данное обстоятельство, помноженное на дефицит учебного времени, нередко приводит к тому, что существенная часть материала неизбежно остается неавтоматизированной у отдельных учащихся.

Компьютер, являясь новейшим техническим средством обучения, обладает возможностью выполнять целый ряд функций, реализуемых преподавателем:

- предъявление и объяснение учащимся учебного материала;

- демонстрация деятельности, в которой учащийся будет использовать этот материал;

- управление процессом формирования знаний, умений и навыков.

Для управления процессом формирования знаний, умений и навыков компьютеру, как и преподавателю, необходимо решать также и ряд частных задач:

1. Предъявление учащимся заданий и упражнений.

2. Контроль деятельности каждого учащегося.

3. Анализ ошибок, полученных в ходе контроля.

4. Коррекция ошибок.

Несмотря на наличие огромного количества готовых мультимедиа продуктов, в последнее десятилетие в России наблюдается устойчивая тенденция создания и применения в обучении иностранному языку авторских мультимедийных компьютерных обучающих программ, нацеленных на решение определенных задач обучения.

С нашей точки зрения, такая программа должна быть средством, дополняющим и усиливающим традиционную методику преподавания иностранного языка, т. е. быть главным помощником преподавателя как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. Поэтому ее следует наделить такими функциями, которые бы, не дублируя основных функций преподавателя, вместе с тем способствовали эффективной работе студентов.

Нам представляется, что ориентировочно-подготовительный этап следует полностью сохранить за преподавателем, а стереотипизирующе-ситуативный идеально подходит для того, чтобы проводить его с помощью компьютерной программы.

Материал и методика исследований. Авторская мультимедийная компьютерная обучающая программа (МКОП) Train And Master English (TAME), разработанная на основе дидактических принципов обучения и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта ВПО РФ, в течение нескольких лет (с 2002 по 2010 г.) применяется на первых курсах неязыковых факультетов Марийского государственного университета для обучения английскому языку. Данная программа создана в интерактивной среде Delphi, возможности которой позволяют организовать учебный материал в различных информационных средах (аудио, видео, текст).

Ведущими методами обучения при использовании данной программы в обучении явились видеометод, метод упражнений и методы программированного обучения.

Результаты исследований и их обсуждение. МКОП TAME состоит из следующих модулей:

2) текстового модуля (текстовая информация для чтения);

3) вариативных упражнений (упражнения для чтения и аудирования);

4) аудио- и видеонаглядности (аудиозаписи, картинки, фотографии);

5) помощи (лексико-грамматический словарь);

6) лингвистических игр;

7) коррекции ошибок (выполнение работы над ошибками);

8) статистики (регистрация результата работы);

10) информационного модуля (информация о разработчиках программы).

Рассмотрим более детально модуль вариативных упражнений, модуль статистики и

Процесс создания программы, предназначенной для формирования прочных лексических навыков чтения и аудирования, прежде всего требует решения проблемы отбора упражнений для формирования рецептивных лексических навыков на базе активной и пассивной лексики, составляющих модуль вариативных упражнений.

Решение этой проблемы необходимо начинать с выделения этапов работы над лексикой. Некоторые педагоги-исследователи (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, Р. К. Ми-ньяр-Белоручев и др.) выделяют следующие этапы работы над лексикой:

■ предъявление лексических единиц (изолированно или в контексте);

■ проверка понимания введенных лексических единиц;

■ итоговый контроль усвоения.

Как известно, успешная семантизация лексических единиц лишь предпосылка для последующего овладения иноязычным словом. Как мы указывали выше, при формировании лексических навыков чтения и аудирования на стереотипизирующе-ситуативном этапе целесообразнее использовать компьютер. Таким образом, мы оставляем за преподавателем первые три этапа работы над лексикой, уделяя основное внимание языковой тренировке с помощью мультимедиа, в ходе которой достигается необходимая степень активизации и закрепления лексических единиц.

Накопленный традиционной методикой арсенал разнообразных упражнений, предназначенных для формирования лексических навыков, разумеется, не может быть в пол -ной мере перенесен в компьютерную среду, но упражнения, направленные на формирование рецептивных лексических навыков чтения и аудирования, переносятся, как правило, без всякого ущерба. Более того, использование технологии мультимедиа позволяет вывести этот процесс на более качественный уровень.

Технология мультимедиа интегрирует аудиовизуальную информацию нескольких сред (текст, видео, аудио, графика, анимация и др.), реализуя интерактивный диалог пользователя с программой и разнообразные формы учебной деятельности. При этом, как показывают исследования, эффективность восприятия материала резко возрастает, и соответственно в несколько раз возрастает эффективность обучения.

Существует несколько общих групп упражнений, характеризующихся способом ввода ответа в компьютер:

1. Упражнения с выборочной формой ответа (множественный выбор).

2. Упражнения с выборочной совмещенной формой ответа.

3. Упражнения с выборочной конструируемой формой ответа.

4. Упражнения с самостоятельным вводом ответа с клавиатуры.

В МКОП TAME использованы упражнения из всех вышеперечисленных групп, примеры которых приведены в табл. 1.

Примеры упражнений для обучения чтению и аудированию

Упражнения для обучения чтению Упражнения для обучения аудированию

1. Выберите из ряда слов синоним (антоним) к указанному слову. 2. Выберите (напишите) слово или словосочетание, адекватное их визуальному изображению. 3. Выделите лишнее слово в группе слов, объединенных по семантическому признаку. 4. Прочитайте предложение/текст с выделенным словом, выберите из нескольких толкований значения слова ему адекватное. 5. Прочитайте текст и укажите утверждения, соответствующие его содержанию (укажите его основную идею). 6. Определите часть речи слова, образованного суффиксальным или аффиксальным способом. 7. Напишите синоним/антоним указанного слова. 8. Расположите слова в виде логически и грамматически верного предложения. 9. Образуйте слова в нужной части речи по контексту. 10. Сгруппируйте слова по указанному признаку. 11. Установите логическую последовательность между абзацами текста. 12. Установите логическую последовательность между выдержками из текстов и их названия- 1. Определите, в каком из следующих слов звук, передаваемый буквой */буквосочетанием **, отличается от остальных. 2. Прослушайте текст и определите его основную идею (укажите утверждения, соответствующие его содержанию; ответьте на вопросы). 3. Прослушайте диалог и определите его тему. 4. Прослушайте текст/диалог и заполните пропуски предложениями, соответствующими содержанию текста/диалога. 5. Запишите синонимы/антонимы произносимых слов на английском языке. 6. Запишите перевод произносимых слов с английского/русского языка (диктант по определенной теме). 7. Сгруппируйте слова по указанному признаку (произнесенному звуку, лексическому значению, морфологическому признаку). 8. Соотнесите произносимое слово или сочетание слов с их визуальным изображением (графическим образом). 9. Прослушайте отрывок из текста и определите, какому из предложенных названий он соответствует. 10. Прослушайте текст и определите логическую последовательность между абзацами текста.

13. Расположите предложения (реплики диалога) так, чтобы получился логически связный текст (диалог)._____________________________________

11. Прослушайте текст и расположите предложения из него в той последовательности, в которой они были в тексте.

Компьютер является идеальным накопителем и анализатором всесторонней статистической информации о ходе учебного процесса. Поэтому он - незаменимый инструмент для преподавателя.

Однако следует признать, что для качественной коррекции со стороны преподавателя такой информации явно недостаточно, поэтому в МКОП TAME дополнительно регистрируются также:

■ номер урока и тип упражнения, с которым работал учащийся;

■ количество исправленных заданий;

■ скорость чтения текстов, вычисляемая по формуле:

где К - общее количество слов в тексте, t - время чтения текста;

■ коэффициент усвоения содержания текстов при аудировании и чтении, вычисляе -мый по формуле:

Такая подробная статистическая информация позволяет преподавателю выделить те уроки и разделы программы, которые наименее полно усвоены учащимися, выявить типичные ошибки и скорректировать на этой основе отдельные разделы программы.

Невозможность редактировать и актуализировать содержимое мультимедийной программы без помощи программиста зачастую приводит к тому, что преподавателям просто приходится отказываться от программ с устаревшими примерами текстовой информации, несмотря на то что в разработку программы были вложены большие материальные и интеллектуальные ресурсы. Интерактивная среда Delphi, в которой создана данная МКОП, очень дружелюбна и позволяет даже далеко не профессионалам в области компьютерных технологий без затруднений редактировать ее содержимое в модуле редактирования.

Автоматически исчисляемый коэффициент усвоения содержания текстов при обучении аудированию и чтению в МКОП TAME позволяет более объективно оценивать уровень сформированности лексических навыков учащихся. В то же время он является показателем степени сформированности данных навыков при обучении соответствующим видам речевой деятельности. Результаты обучения показывают, что при использовании МКОП TAME средний ежегодный коэффициент усвоения содержания текстов при обучении аудированию на 20 %, а при обучении чтению на 35 % выше, чем при использовании традиционных средств обучения. Кроме того, результаты анкетирования свидетельствуют о том, что учащимся нравится работать с МКОП TAME, так как они считают эту программу более объективным, высокотехнологичным и увлекательным средством обучения.

Резюме. При организации учебного процесса преподаватель должен ориентироваться на то, что основной дидактической задачей при выборе средств обучения является ускорение процесса усвоения учебного материала, поэтому он должен тщательно продумывать способы обучения своему предмету. Как показывает многолетняя практика, при использовании средств мультимедиа технологий формирование лексических навыков при обучении чтению и аудированию на иностранном языке происходит значительно эффективнее и интенсивнее, чем при использовании традиционных средств обучения.

1. Кондратьева, В. А. Оптимизация усвоения лексики иностранного языка / В. А. Кондратьева. -М. : Высш. школа, 1974. - 118 с.

2. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С. Ф. Шатилов. - М. : Просвещение, 1986. - 223 с.

У чтения есть разные уровни. Например, в начальной школе мы учимся читать, чтобы понимать задания в учебниках. А в старшей школе уже можем уловить скрытые смыслы, вычленить главное. Американский философ, преподаватель, редактор и популяризатор гуманитарного образования Мортимер Адлер в руководстве «Как читать книги» рассказывает об уровнях чтения и дает советы, как овладеть наукой активного, вдумчивого, многоэтапного чтения.


Качество чтения можно обозначить критериями. Лучше читает тот, кто способен воспринимать более сложный материал. И тот, кто читает более активно, то есть может овладеть тем смыслом, который хотел передать писатель.


Как читать книги
Рассмотрим два основных вида чтения — ради информации и ради понимания.

Вы можете легко заметить их корреляцию с умением читать в целом. Более слабый читатель обычно способен только на первый способ чтения: ради информации. Более сильный, несомненно, способен на большее. Он в состоянии понять новую информацию, а не только усвоить ее. Переход от непонимания к пониманию с помощью собственного умственного усилия при чтении напоминает процесс вытягивания себя за косичку из болота. Это титанический труд.

Не нужно отказываться от информации, но читать книги исключительно ради фактов — это все равно что копать червей авторучкой.

У каждого слова есть множество значений. Контекст помогает понять, в каком значении употребляется в тексте то или иное слово. Прежде чем мы приступим к правилам чтения, рассмотрим основные понятия, на которые опирается автор.

Искусство мышления

Мышление всегда сопровождает обучение и открытие. Думать необходимо как в процессе чтения и слушания, так и в процессе исследования.

Вторую ошибку совершают те, кто пишет об искусстве мышления так, словно оно тождественно искусству открытия. Не менее важно понимать, как мы мыслим, когда читаем книгу или слушаем лекцию. Быть может, для учителей это даже важнее, поскольку искусство читать мы можем связать с искусством учиться, как искусство писать напрямую связано с искусством читать.

Кто плохо читает, не может хорошо писать. И очень сомнительно, что неумеющий учиться способен учить.



Любой всесторонне образованный человек, даже профессиональный исследователь с научной степенью, должен уметь учиться по книгам. Источник

Человечество — поколение за поколением — не должно осваивать всю мудрость мира и учить все с нуля. По сути, это невозможно и бессмысленно. И данный процесс напрямую коррелирует с навыками чтения. Если не развивать мастерство чтения, читать будут все реже. Можно приобретать новые знания, общаясь с природой — она всегда будет отвечать на вопросы человека, — но нет смысла разговаривать с предками, не научившись слушать.

Ограниченное и расширенное чтение

Ограниченное — это чтение самой книги, без какой-либо связи с другими источниками. Расширенное чтение — это изучение книги в контексте других книг, связанных с ней общим смыслом.

Самые необходимые средства расширенного чтения: опыт — общий или специальный, другие книги и живое обсуждение. Другие книги могут быть самыми разными. Справочники, учебники, комментарии, великие книги, посвященные тому же или близкому предмету.

Польза расширенного чтения состоит в особой ценности контекста. Мы знаем, что книга является контекстом для любой ее части, а книги, связанные одной темой, создают еще более широкий контекст, помогающий интерпретировать ее.

Дискуссия, хоть и не является необходимым вспомогательным средством, безусловно, очень полезна. Читатель, который учится обсуждать книги в группе своих единомышленников, одновременно с этим постигает искусство продуктивного общения с автором наедине — в своем кабинете. Быть может, там он даже лучше поймет беседу, которую авторы ведут между собой.

Активное и пассивное чтение

Самый явный признак того, что вы читаете правильно и эффективно, — это усталость. Настоящее чтение требует интенсивной работы ума. Обычно настоящее чтение — это тяжелая и медленная работа. Сама по себе скорость неважна. Главный фактор — это активность. Пассивное чтение не приносит плодов. Оно использует мозг как промокательную бумагу.

Помимо усталости должен существовать видимый результат интеллектуальной деятельности. Обычно людям свойственно основные процессы мышления выражать словами. Мы привыкли вербализовать собственные мысли, вопросы и суждения, которые возникают в процессе чтения. Читая, вы непременно думаете, а потому у вас всегда есть то, что можно выразить словами.

Эффективнее не загружать память во время чтения и делать заметки на полях книги или в блокноте. Процесс работы памяти можно запустить позже, и, конечно, это необходимо. Но правильнее будет не смешивать ее с работой по пониманию замысла автора как главной цели чтения. Вы сможете определить, что читали активно, по объему своих записей.

При попытке осознать всю структуру книги можно сделать несколько пробных набросков по основным ее частям, пока не появится целостная картина.

Всевозможные схемы и диаграммы полезны для выделения основных мыслей.

Делая заметки в книге, помните — всегда полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте. Более того, следует отмечать смежные значения, перечисляя отрывки, в которых ключевые слова используются в разных смыслах. Если автор противоречит сам себе, стоит отметить эти моменты, а также контекст, указывающий на очевидность противоречий.

Только не делайте свои заметки похожими на студенческие конспекты (об этом поговорим ниже). На стадии обучения чтению вам придется читать книгу несколько раз. Минимум трижды, если книга заслуживает внимания.

Однако хороший читатель может одновременно прочесть книгу три раза. Это не обязательно означает «три раза подряд». Строго говоря, это три способа чтения книги, которые следует применять каждый раз при желании прочесть книгу по-настоящему.

Первый способ чтения — структурный, или аналитический

Читатель движется от целого к частному.

Чтобы прочесть тот или иной текст первым способом, вы должны: 1) знать, какого рода книгу читаете, то есть понять ее основной предмет и классифицировать книгу по типу и предмету. Далее необходимо осознать: 2) в чем основной смысл книги (как можно более лаконично это изложить); 3) на какие смысловые или структурные части она подразделяется (для этого необходимо определить основные части книги, их порядок и взаимосвязь), и 4) какие основные проблемы автор стремится решить.

Поясним некоторые пункты.

Если отвлечься от терминологии, то станет ясно, что разница в типах книг заключается в намерении автора. Поэт или писатель занимается изящными искусствами, стремится доставить удовольствие или вызвать восторг с помощью прекрасных произведений так же, как музыкант или скульптор. Ученый или любой специалист в области гуманитарных наук стремится учить других, излагая истину. Данные правила относятся к чтению ради обучения, а не к эмоциональному наслаждению произведениями искусства.

Итак, необходимо точно знать, что вы читаете. Той части, которую принято называть титульными листами, обычно вполне хватает для классификации. Она включает в себя заголовок, подзаголовок, оглавление и предисловие. С их помощью автор сообщает, о чем пойдет речь.



Титульные страницы книг напоминают тиканье часов — обычно его замечаешь только тогда, когда оно пропадает. Источник

У каждой книги есть свой «скелет в шкафу», а точнее — между страницами. Ваша задача — его найти. Книга попадает к вам, если можно так сказать, с плотью на костях и в одежде. Она полностью готова к выходу в свет. Вам не придется раздевать ее или обнажать кости, чтобы увидеть скрытый жесткий каркас. Но в процессе чтения вы должны «просвечивать» книгу «рентгеновским» взглядом, поскольку важнейшая часть первого восприятия книги — это определение ее структуры.

В хорошей книге, как и в хорошем доме, все части упорядочены. Основные части в некотором смысле даже независимы. Как мы увидим, они могут иметь собственную внутреннюю структуру. Но при этом обязательно связаны с другими составляющими функционально, иначе просто не смогут вносить свой вклад в качество книги.

Второй способ чтения — интерпретационный, или синтетический

Здесь читатель движется от частного к целому.

Три правила второго способа чтения: 1) выделить ключевые слова и найти общий язык с автором; 2) отметить наиболее важные предложения в книге и определить утверждения, которые они содержат; 3) найти или сформулировать основные аргументы книги; 4) узнать, какие задачи автор решил в этой книге, а с какими не справился.

Правила интерпретирующего чтения направлены на преодоление препятствия, связанного с коммуникацией. Можно надеяться, что хороший писатель сделает все возможное, чтобы достучаться до нас через все языковые барьеры и препоны, но нельзя рассчитывать, что он реализует это полностью. По сути, у нас есть шанс встретиться на полпути. Задача читателя — усердно пробивать тоннель со своей стороны. Шанс на встречу посредством языка зависит от желания читателя и писателя двигаться друг к другу.

Правило «выделите ключевые слова и с их помощью найдите общий язык с автором» состоит из двух частей. Первый шаг — найти слова, которые играют важную роль. Второй — определить их точное значение в этом тексте.

Если бы язык был чистым и идеальным средством передачи мысли, эти два этапа совпадали бы друг с другом. Если бы каждое слово имело лишь одно значение, а неоднозначность была запрещена, то есть каждое слово представляло собой идеальный термин, язык был бы ясным и прозрачным. Читатель видел бы мысли автора через его слова. В таком случае необходимость во втором типе чтения не появилась бы вообще. Интерпретация была бы не нужна.

Для вас как для читателя наиболее важные слова — те, в отношении которых вы испытываете затруднения. Возможно, именно они являются ключевыми и для самого автора. А может, и нет.

Если важные для автора слова не вызывают у вас трудностей, скорее всего, вы их поняли совершенно правильно. В этом случае вы уже нашли общий язык с автором. Дальнейшие усилия следует прилагать, только если у вас это не получилось.

Несколько признаков ключевых слов. Первый и наиболее очевидный — это явный акцент автора на определенных словах, что достигается различными способами. Автор может использовать типографские средства — кавычки или курсив, чтобы выделить нужное слово. Может прямо в тексте рассматривать его значения и смысл. Может, наконец, подчеркнуть это слово, дав ему свое конкретное определение. Признаком ключевого слова является то, что автор из-за его смысла и толкования вступает в настоящую полемику с другими философами. Если автор горячо объясняет вам, как то или иное слово используют другие и почему он решил использовать его иначе, можете не сомневаться — для него это слово имеет крайне важное значение.



Главная ошибка пассивного читателя — невнимание к словам, из-за чего он не находит общий язык с автором. На фото — книга «Музей без границ. Древний мир»

Предложения и утверждения. Автор может честно декларировать свою позицию относительно конкретных фактов или знаний. Обычно мы ему в этом доверяем. Но честности недостаточно. Если нас интересует не только личность самого автора, нам мало знать, какова его точка зрения, нам требуется мотивированное обоснование.

Аргумент — это всегда набор утверждений. Некоторые из них содержат основания или причины для выводов. Если аргумент верен, то вывод следует из предпосылок. При этом он не обязательно правдив, поскольку некоторые или все предпосылки могут быть ложными.

Основные части книги и даже их подразделы содержат множество утверждений и, как правило, несколько аргументов. Но если вы продолжите делить книгу на составляющие, в конце концов придется сказать: «В этой части автор высказывает следующие мысли». Каждая из этих мыслей наверняка будет утверждением, а некоторые вместе взятые могут представлять собой аргументацию.

Деля книгу на части, вы доходите до уровня утверждений и аргументации. Переходя к аргументам, вы выясняете, каким образом они состоят из утверждений и терминов. Завершив процесс двух видов чтения, вы можете сказать, что знаете содержание книги.

Теперь, когда вы уже нашли с ним общий язык, обнаружили все его утверждения и аргументы, пришло время проверить собственные выводы с помощью следующих вопросов. Вы знаете, какие проблемы автор пытался решить в своей книге? В чем он преуспел, а в чем потерпел поражение? Столкнулся ли он с новыми проблемами в процессе решения поставленных задач? Догадывается ли о нерешенных проблемах, и если да, то о каких? Хороший писатель, как и хороший читатель, должен знать, была ли решена проблема.

Ответив на эти вопросы, вы сами почувствуете, что поняли книгу. Если вы начинали читать именно ту книгу, уровень которой превосходил ваш собственный опыт, значит, вы имели возможность чему-то научиться, пройдя долгий и интересный путь ее изучения.

Первые два способа чтения могут сочетаться, поскольку направлены на понимание книги. Третий же выделяется тем, что предполагает критику после того, как понимание произошло.

Третий способ чтения — критический, или оценочный

После двух видов прочтения ваши глаза открыты, разум бодрствует, но рот оставается на замке. До этого момента вы шли за автором. Теперь же у вас появился шанс поспорить с автором и выразить свое мнение.

Пришло время оценить автора и решить, согласны ли вы с его точкой зрения. Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения.

Чтение книги напоминает разговор: последнее слово всегда остается за читателем.

Рассмотрим три общих правила критического чтения. Часть из них можно назвать общими принципами интеллектуального этикета.

Первое № 1. Вы должны с полной уверенностью сказать: «Я понимаю», перед тем как произнести: «Согласен», «Не согласен» или «Я составлю мнение позже».

Слова «я не понимаю» — это тоже критическое суждение, но их стоит произносить лишь после того, как вы сделали все возможное. Здесь следует искать причину в книге. Говоря «не понимаю», обратите внимание на свою интонацию. Проверьте, точно ли ваше непонимание — проблема автора.

Второе № 2. Нет смысла побеждать в споре, если вы знаете или подозреваете, что неправы.

Когда читатель наедине ведет свой разговор с книгой, ничто не мешает ему победить в споре. Он беспрепятственно может одержать верх, поскольку автор не в состоянии защитить себя. Если читатель хочет только пустого удовлетворения от превосходства над автором, в такой ситуации он его получит. Едва ли ради этого стоит вдумчиво читать книгу. Достаточно пролистать несколько первых страниц.

Третье № 3. Необходимо рассматривать несовпадение мнений как решаемую проблему.

Тогда как второй принцип призывает читателя не возражать ради возражения, третий предостерегает его от безнадежного несогласия. Человек, который даже не надеется на плодотворную дискуссию, часто вообще отказывается понимать, что разумные люди могут достичь согласия.

Несогласие — это пустая трата времени, если нет надежды на решение проблемы.

Кроме того, всегда нужно аргументировать свое несогласие, то есть не просто заявлять о нем, но и сформулировать его суть.

Для того, чтобы полноценно раскрыть тему когнитивного подхода в обучении чтению, нам необходимо понять суть когнитивного подхода в обучении, а также рассмотреть само понятие чтения и то, какие бывают виды и формы чтения. В этой статье мы раскроем эти вопросы и в дополнение к теоретическим знаниям дадим вам несколько практических когнитивных упражнений для обучения чтению. Итак, что означает когнитивный подход в обучении чтению?

Когнитивный подход в обучении чтению

Когнитивный подход в обучении чтению. Фото Thought Catalog, Unsplash

Когнитивный подход в обучении

Суть когнитивного подхода заключается в том, что процесс обучения направлен на решение таких проблем, как восприятие (познание), приобретение, обработка, структурирование, хранение и использование информации.

Когнитивный подход в обучении основан на когнитивной психологии, опирается на принцип сознательности в преподавании и на теорию социоконструктивизма, согласно которой учащийся является активным участником процесса учения, а не объектом обучающей деятельности преподавателя. В таком виде обучения учащиеся интегрированы в учебный процесс, и уже не оспаривается тот факт, что любое обучение – это активная деятельность обучающегося. Когнитивный подход к обучению ориентирован на развитие личности учащегося, его критического мышления, эмоциональной и интеллектуальной сфер психики. Реализация когнитивного подхода, таким образом, предусматривает развитие умения креативного переосмысления текста на основе личных оценочных критериев, а не просто его рецепции (восприятия и понимания).

Когнитивный подход выступает в качестве помощника для тех, кто учится развивать гибкость мышления и полученные знания и становится активным субъектом учебного процесса. Когнитивный подход к обучению развивает традиции проблемного обучения и предполагает высокую степень рефлексии обучаемого.

Проблемное обучение способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстративного. Такой вид обучения предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В его основе лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся.

Помимо развивающего эффекта, когнитивный подход к обучению обладает очень большим воспитательным значением. Такой подход формирует независимость мышления и действия, желание самим управлять своим обучением и оценивать его, он способствует духовному, аффективному и социальному развитию личности.

В психологии известны различные индивидуально-психологические особенности человека, которые определяют тип его личности и влияют на процесс обучения.

Чтение. Понятие, виды и формы

Стоит отметить, что процесс чтения предполагает осуществление сложных мыслительных операций (ориентации, анализа, синтеза, умозаключения, репродукции), а его результат – извлечение информации. Данному виду речевой деятельности отводится очень важная роль, поскольку чтение является ведущей деятельностью, сопутствующей как письменной форме профессиональной коммуникации, так и устной.

Розов О.А. писал: «Чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся громадным объемом подсознательной работы мозга».

Такой подход к классификации способствует лучшей организации материала, к более целенаправленной разработке упражнений, при построении которых учитываются механизмы, лежащие в основе технических навыков и на уровне смыслового восприятия, а также операции, которые совершает читающий в каждом виде чтения.

Более подробно о каждом виде чтения:

Когнитивный подход в обучении чтению

Виды чтения. Фото Jerry Wang, Unsplash

Помимо видов чтение имеет две формы: оно осуществляется про себя (внутренне чтение) и вслух (внешнее чтение). Чтение про себя – основная форма чтения – имеет целью извлечение информации, оно «монологично», совершается наедине с собой; чтение вслух – вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу. Различия между чтением вслух и чтением про себя очень существенны для методики – первое составляет важный методический прием обучения технике чтения и устной речи, а второе является целью обучения. При чтении про себя всё понимание читающего направлено на смысловое содержание письменной речи. Поэтому чтение с целью получения определённой информации всегда бывает чтением про себя. При таком чтении вырабатывается более широкий охват зрительного поля, быстрота схватывания и предвосхищение смысла читаемого.

Когнитивные умения

При изучении такого вопроса как когнитивный подход в обучении, необходимо отметить, что важную роль в изучаемом процессе занимают когнитивные умения обучаемого.

Термин «умения» в педагогике означает подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта учащихся.

Когнитивные умения тесно связаны с учебными познаниями:

  • решение учебных задач творческого характера
  • проведение логических рассуждений
  • нахождение выхода из различных проблемных ситуаций в процессе учебных занятий
  • систематизирование учебного материала
  • использование статистических методов обработки информации и выбора рациональных решений

Когнитивные (познавательные) умения состоят из следующих навыков:

  • наблюдение
  • сопоставление и противопоставление фактов и явлений
  • сравнивание нового с ранее известным
  • логическое мышление
  • нелогическое мышление
  • использование приемов мышления (индукцию и дедукцию)
  • построение моделей
  • систематизирование и классификация
  • структурирование
  • проведение мысленных экспериментов
  • интерполирование и экстраполирование

Для реализации каждого из этих умений необходимо уметь выполнять более простые действия. Например, умение мыслить логически предполагает наличие следующих умений:

  • идеализировать
  • сравнивать
  • анализировать
  • обобщать
  • абстрагироваться
  • конкретизировать

Каждое из перечисленных умений, в свою очередь, можно разложить на ещё более простые умения. Например, умение обобщать состоит из умений:

  • сопоставлять анализируемые понятия
  • выделять в каждом из понятий общие признаки и называть их
  • объединять понятия по этим признакам

Когнитивные стратегии при развитии навыков чтения

Когнитивные стратегии реализуются с помощью следующих приёмов:

  • выделение определённых признаков
  • идентификация, сравнение и классификация фактов
  • сопоставление, установление корреляции
  • обобщение, систематизация
  • логически обоснованная индукция (дедукция)
  • использование образцов, представлений
  • выводы, умозаключения
  • критическая оценка
  • уточнения, пояснения, детализация
  • иллюстрирование примерами
  • соотнесение со знаниями, опытом
  • разрабатывание идеи (развитие, раскрытие, прогнозирование дальнейшего хода)
  • выстраивание доказательства, аргументация
  • перенос умозаключений (выводов) в новые ситуации

Основное внимание в обучении чтению должно быть направлено на развитие умений быстро и эффективно достигать целей чтения в наиболее типичных ситуациях, где оно используется в качестве средства получения значимой информации. Однако наряду с развитием умений понимать текст немаловажное значение приобретает и развитие способности осознанно организовывать свои действия и управлять ими, то есть эффективно выстраивать стратегии деятельности.

Стратегии работы с текстом считаются особым механизмом, позволяющим чтецу организовывать свои действия в зависимости от задачи, которая им решается, имеющихся у него средств, а также способов достижения понимания. В работах разных авторов говорится о стратегиях понимания, которые определяются как «конкретные действия, выполняемые на сознательном уровне для взаимодействия с текстом, с целью его понимания».

Стратегия понимания текста – это путь чтеца к необходимому результату, она задает деятельности необходимое направление, обеспечивает порядок в действиях, исключая их хаотичность, и логику достижения поставленной цели.

Стратегии работы с текстом, стратегии понимания и стратегии чтения являются идентичными понятиями, так как фактически используются для обозначения одного и того же явления

Когнитивные стратегии (мышление, осознание, суждение), позволяют обучающимся выстраивать свою траекторию обучения наиболее рациональным способом. Для того чтобы понять значение когнитивных стратегий при обучении чтению, а также то, какие возможности они предоставляют, необходимо рассмотреть их более детально.

Когнитивные стратегии заимствованы из когнитивной теории личности и связаны с овладением способами получения значимой информации о мире. Они ассоциируются, прежде всего с пониманием изучаемого материала, сохранением его в памяти, способностью воспроизводить усвоенную информацию и проявлять креативность в её преобразовании.

Когнитивный подход в обучении чтению

Когнитивные стратегии при обучении чтению. Фото Thought Catalog, Unsplash

Блок когнитивных стратегий в обучении чтению:

  1. Стратегии планирования:
  • прогнозирование
  • составление списка слов для поиска
  • поиск ключевых предложений
  • выделение основной информации
  1. Стратегии исполнения:
  • предварительное составление схем данных, связей относительно информации, которую предполагается извлечь из текста
  • соотнесение читаемой информации с имеющимися знаниями по этой теме
  1. Стратегии контроля:
  • выделение ключевых слов, резюмирующих предложений, важных фрагментов текста
  • ведение записей и пометок
  1. Стратегии порождения:
  • репрезентация ключевых фактов, утверждений, тезисов
  • резюмирование
  • аннотирование содержания текста

Содержание каждой из перечисленных стратегий чтения имеет строго индивидуальный характер и определяется не только задачей, на решение которой направлена стратегия, характером текста, степенью новизны содержащейся в нем информации, но и индивидуальными особенностями чтеца, так как каждый чтец привносит в процесс чтения свой индивидуальный набор умений, навыков, предшествующего опыта, уровня интеллектуального развития, особенностей мыслительных и эмоциональных процессов, степени заинтересованности в читаемом.

Использование когнитивных стратегий способствует развитию умений разбираться в информационных потоках в своей области, находить, систематизировать, интерпретировать и обмениваться информацией.

Практические когнитивные упражнения для обучения чтению

Давайте потренируем когнитивные умения на чтении данного текста.

Английские Эксцентрики

В своей книге Хемминг рассматривает нашу национальную традицию эксцентричности и встречает множество разных эксцентричных людей. Он берёт интервью у профессионального боксёра в аристократической одежде, предприимчивого изобретателя, успешного модельера и известного рок-музыканта.

Книга Хемминга полна замечательных персонажей и часто очень смешна. Это опредёленно стоит прочитать.»

Задание 1. Ознакомительное

1.Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте

2.Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте

  • В данном задании мы работаем с такими умениями и когнитивными навыками как: логическое мышление, использование приёмов мышления (индукцию и дедукцию); а также работаем с заголовком: определяем тематику текста; перечень поднимаемых в нём проблем; ключевые слова и выражения.

Задание 2. Актуальное

1.Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию.

2. Заполните таблицу:

  • В данном задании мы работаем с такими умениями и когнитивными навыками как: сопоставление и противопоставление фактов и явлений; сравнение нового с ранее известным; построение моделей; систематизирование и классификация; структурирование
Вы хотите улучшить память и другие основных когнитивные способности? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Задание 3. Творческое

1. Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте

2. Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте

  • В данном задании мы работаем с такими умениями и когнитивными навыками как: нелогическое мышление; систематизирование и классификация; структурирование

Благодарим за помощь в подготовке материала магистра кафедры психологии труда и психологического консультирования, факультета педагогики и психологии Московского Педагогического Государственного Университета (МПГУ) Рыскинд Анастасию Александровну

Источники:

Учитель начальных классов, педагог-психолог. Закончила факультет психологии, кафедра начального образования (МГОУ), в данный момент является магистрантом факультета педагогики и психологии, кафедры психологии труда и психологического консультирования, по профилю «Когнитивная психология в социальных практиках» (МПГУ).

Читайте также: