Разгон памяти ryzen 5000

Обновлено: 06.07.2024

Производительность десктопных процессоров AND Ryzen всё ещё зависит от частоты и таймингов оперативной памяти. К счастью, часто «оперативку» можно разогнать, чтобы увеличить её частоты, снизить тайминги и добавить скорости процессору. В этой статье мы расскажем, как можно это сделать за короткое время, без десятков попыток подобрать оптимальные параметры для разгона. Мы расскажем вам о программе Ryzen DRAM Calculator.

Историческая часть. Как производительность памяти связана с процессорами AMD Ryzen

Первый раздел статьи будет посвящён краткой истории процессоров AMD Ryzen и расскажет о том, почему их производительность зависит от скорости памяти. Если вы уже в курсе технических подробностей, то можете смело его пропускать и переходить дальше.

Десктопные процессоры AMD Ryzen с самого своего появления оказались требовательны к оперативной памяти. Их максимальная производительность зависела от скорости работы оперативки и выставленных таймингов. Однако, если вы подумали, что для полного раскрытия Райзена стоит взять самую быструю память и дело с концом, то вынуждены вас огорчить. У данной темы много подводных камней, которые неочевидны для большинства пользователей.

У первых Райзенов, вышедших в 2017 году и построенных на архитектуре Zen, частота памяти была завязана на скорость работы шины Infinity Fabric, которая отвечала за взаимодействие между ядрами процессора. Иными словами, получить частоты для памяти свыше DDR4-3200 было сложно. Контроллер памяти, встроенный в CPU, оказался привередливым и на высоких частотах мог работать далеко не со всеми чипами. Поэтому стабильная частота RAM для процессоров Zen 1 составляет 2133 – 2400 МГц. Не очень много даже по тем временам.

К сожалению, с выходом новых Ryzen зависимость производительности CPU от частот и таймингов оперативки сохраняется. Сегодня при сборке системы с процессором Ryzen 5000-й серии подбор правильных модулей превратился из сложного квеста в обычный, но множество вопросов, связанных с разгоном остались. Разгон оперативки гораздо более сложная процедура, чем разгон CPU или GPU. Если для базового, самого простого разгона процессора, достаточно подобрать подходящий множитель напряжение, то с памятью ситуация гораздо сложнее. Для её правильного разгона надо подобрать правильные тайминги и множество других параметров. Чтобы сделать разгон оперативки проще, разработчик Юрий Бублий, также известный под ником 1usmus, создал утилиту Ryzen DRAM Calculator, которая рассчитает все параметры для вашей оперативки.

Теоретическая часть. Подготовка к работе с Ryzen DRAM Calculator


Чтобы Ryzen DRAM Calculator смог правильно рассчитать параметры тайминги, напряжения и другие параметры для вашей памяти, программе нужны вводные данные. Сперва необходимо выбрать процессор из выпадающего списка. Точная модель CPU не требуется (хотя её полезно знать), достаточно указать архитектуру. Если вы используете процессор с архитектурой Zen 3, то стоит выбирать пункт «ZEN 2 AM4 / sTRX4».


В следующем пункте «Memory Type» необходимо указать производителя и тип чипов памяти. Если у вашей оперативки нет радиаторов, то достаточно посмотреть на чип и поискать его модель в интернете. Если на планках памяти установлены радиаторы, то не стоит их снимать – это может повлечь за собой потерю гарантии. Тип чипов можно попробовать узнать по коду, напечатанному на наклейке производителя.


За последнее время сообщество пользователей Ryzen научилось распознавать чипы по кодам памяти G.Skill, Corsair и Patriot. Кстати, лучше всего для разгона подходят чипы Samsung B-die и Micron Rev.E.


Далее понадобится выбрать тип печатной платы, в пункте «DRAM PCB revision». Существует несколько ревизий планок, а определить точную версию можно по расположению микросхем на плате.


Если планка закрыта радиаторами, то оценить расположение чипов можно, взглянув на неё сбоку или снизу. На платах на платах А0 чипы располагаются по всей ширине планки и находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. Планки A1 чаще всего используются в OEM-сборках и почти не встречаются в магазинах. А у памяти A2 чипы расположены двумя группами по 4 штуки в каждой. Пункты Bad Bin и Manual в данный момент можно не выбирать, если вы не используете самую дешёвую память с чипами, отбор которых на заводе не производился. Если сомневаетесь в своей памяти, то выберете вариант A0/B0. Если разгон будет неудачным, то можно вернуться к этому пункту и выбрать Bad Bin.

Затем нужно указать ранговость. Память может быть как одноранговой, так и двухранговой. Определить ранговость памяти можно при помощи AIDA64, сделав общий отчёт о системе, сохранив его в HTML-файл и выполнить поиск по слову «Ranks».

Затем необходимо выбрать тактовую частоту, которую вы хотите получить, указать количество модулей и выбрать чипсет. Если вы используете процессоры семейства Threadripper, то каждый пункт из подменю «Dimm Modules» нужно умножать на два. Так как платы для «Тредрипперов» рассчитаны не на 4, а на 8 планок оперативки.




После того, как все параметры будут введены, нам остаётся нажать одну из двух кнопок: «Calculate SAFE» или «Calculate FAST». Кнопка «Calculate SAFE» рассчитает наиболее безопасные значения для оперативки – с ними больше вероятности на успешный разгон. Клавиша «Calculate FAST» найдёт самые быстрые тайминги для максимальной производительности. Только стоит учитывать, что полученные результаты не гарантируют успешный разгон. Не каждая материнская плата позволит взять высокую частоту памяти, кроме того многое зависит от самих модулей.

После расчёта Ryzen DRAM Calculator показывает нам высчитанные тайминги, напряжения и остальные параметры системы, которые надо поменять в BIOS. Ещё раз напомним, что выставленные параметры не гарантируют успешного разгона, это всё ещё кремниевая лотерея. Многое зависит от экземпляра процессора и чипов оперативки.


В середине окна Ryzen DRAM Calculator указаны тайминги, которые надо выставить в BIOS. Если вы хотите сравнить их с таймингами, установленными в данный момент, то можно нажать на бирюзовую кнопку «Compare Timings». Выставленные тайминги могут быть окрашены в несколько цветов, в зависимости от своего значения. Красный цвет говорит о том, что используемая величина опасна – может вызвать нестабильный разгон или отказ запуска системы. Оранжевый означает пограничные значения, которые можно попробовать поменять в лучшую сторону. Зелёный цвет означает безопасную зону, а бирюзовый – абсолютную безопасность и стабильность системы.


Справа от таймингов расположены основные напряжения и параметры системы. В разделе Voltage Block (Voltage Range) перечислены основные напряжения системы, которые надо поменять для успешного разгона. Помимо напряжения памяти (DRAM Voltage) необходимо изменить напряжение на контроллере памяти (SOC Voltage), напряжение шины Infinity Fabric для чиплета (VDDG CCD Voltage и VDDG IOD Voltage), а также cLDO VDDP Voltage – напряжение на интерфейсе физического уровня DDR4. Для каждого параметра представлено три вида напряжений: минимальное, рекомендуемое и максимальное. Лучше всего начать с минимальных значений и перейти к рекомендованным, если разгон был неудачным. Особенно стоит обратить внимание на напряжения в красной зоне. Слишком высокое напряжение либо не позволит вам разогнать память, либо в крайнем случае – спалит модули оперативки или контроллер памяти процессора. Красные значения напряжений при любом разгоне используются на ваш страх и риск.


В разделе Misc items перечислены вспомогательные параметры, как можно догадаться из названия раздела. Режим Power Down Mode в выключенном состоянии снижает задержки при работе с памятью, он отвечает за энергопотребление. Gear Down Mode при включении снижает скорость передачи данных в оперативной памяти, и также при выключении позволяет устанавливать нечётные тайминги. BGS и BGS Alt отвечают за способы назначения физических адресов памяти для приложений. Command rate это задержка между этапами работы оперативки, а FCLK – частота шины Infinity Fabric. Последний параметр актуален для процессоров с архитектурой Zen 2 и Zen 3.


Раздел Termination block отвечает за значения терминации сигналов памяти. В нём собраны значения сопротивлений RTT_NOM, RTT_WR, RTT_ PARK. В последнем разделе собраны значения терминации сигналов шины.


Во втором окне под название Advanced содержатся дополнительные настройки. Использовать их или нет – дело личное. Если с разгоном с параметрами из первого окна ничего не выходит, то стоит попробовать поменять параметры из вкладки Advanced.

Блок Main Voltages отвечает за основные напряжения. VTT DDR Voltage min и VTT DDR Voltage max обозначает минимальное и максимальное напряжения, используемые для достижения высокой скорости передачи данных и поддержания целостности сигнала. Boot DRAM Voltage – напряжение «тренировки» DDR при старте системы. Vref обозначает опорное напряжение оперативной памяти, обычно оно составляет половину от установленного напряжения памяти DRAM Voltage.


В блоке Debug Voltages перечислены отладочные напряжения. VDDP Voltage и VPP (VPPM) Voltage обозначают напряжения транзистора, определяющего надёжность доступа к содержимому памяти и напряжение для доступа к строке RAM соответственно. PLL Voltage – напряжение системы питания фазовой автоподстройки частоты. Оно актуально при разгоне системы по шине (BCLK).


Блок CAD_BUS Timings показывает задержки транссивера, который является аналогом блока RTL/IOL от Intel. Блок Memory Interleaving + tweaks отвечает за чередование блоков оперативной памяти. Настройки из последнего блока могут повысить стабильность системы, однако, не все параметры из «калькулятора» могут присутствовать в BIOS.


Последний блок, PMU Training, связан с тренировкой памяти при загрузке. Если память разогнать не получается и другие варианты не помогают, попробуйте установить настройки из данного блока.


Третья вкладка – Advanced Calculators – нужна для точно расчёта таймингов и напряжений. Она пригодится для продвинутых пользователей. И если вы не знаете, какой параметр за что отвечает, то лучше обойти Advanced Calculators стороной.


Раздел Power Supply System отображает текущие параметры питания системы и связанные с ними настройки. Менять или рассчитывать здесь нечего. Указанные настройки нужны для стабильной подачи питания на CPU, RAM и SoC.


Раздел MEMbench – это встроенный бенчмарк для оперативной памяти, созданный на основе одноимённого бенча MEMbench. В блоке Setting задаются параметры тестирования: объём памяти для теста, режим работы бенчмарка. Количество потоков, параметр Task Scope (объем задачи в процентах) и метод завершения теста можно задать если перевести бенчмарк в ручной режим. Встроенный бенчмарк пригодится для оценки работоспособности памяти и проверки разгона.


Окно FreezeKiller – небольшой бонус от автора «калькулятора». При активации «киллера» из игры должны пропасть фризы. Однако результат в 100% автор твика не гарантирует.

Практическая часть. Выбор параметров и разгон памяти

Опробуем Ryzen DRAM Calculator на оперативной памяти DDR4-4000 G.SKILL Trident Z Royal. Комплект состоит из двух планок объёмом 8 Гбайт каждая и может работать на частоте 4000 МГц. Это одноранговая памяти, её планка относится к ревизии A2, а используемые чипы Samsung B-Die обещают высокий разгонный потенциал. Точный состав тестового стенда:

  • Процессор: AMD Ryzen 5 5600X;
  • Материнская плата: ROG Crosshair VIII Dark Hero;
  • Система охлаждения: ROG RYUJIN 360;
  • Видеокарта: ROG Strix Radeon RX 6700 XT;
  • Накопитель: 1 Тбайт WD Blue SN550 NVMe;
  • Блок питания: ROG Thor 1200W Platinum;
  • Монитор: ROG Swift PG279Q;
  • Операционная система: Windows 11 Pro, 64 bit;

Архитектура Zen 3 устроена таким образом, при частоте оперативки до 3800 МГц, тактовая частота контроллера памяти равна тактовой частоте памяти. Но как только частота оперативки перевалит за 3800 МГц, тактовая частота контроллера делится на два, чтобы система могла запуститься. На практике это приводит к проблемам – система может работать замедленно и нестабильно. К сожалению, во время нашего разгона мы столкнулись с тем, что даже при активной частоте в 3200 МГц частота контроллера делилась на два. Вероятно дело в том, что BIOS опознал DDR4-4000 как быструю память и решил, что она всегда будет работать с частотой в 4000 МГц. После того, как мы принудительно отключили деление частоты у контроллера – всё пришло в норму. Система загружалась с первого раза и работала стабильно даже при частоте DDR4-4400 МГц.

Тестирование проводилась на трёх частотах. Первая – DDR4-3200, которую можно назвать базовой частотой для производительного игрового или рабочего компьютера. Вторая тактовая частота DDR4-3866, считается максимумом для Ryzen DRAM Calculator, а частоту DDR4-4400 мы получили в ходе последующего ручного разгона, при котором увеличивали частоту памяти самостоятельно, не трогая тайминги и другие параметры.


Согласно результатам тестов AIDA64, самый большой прирост производительности случился после перехода с частоты 3200 МГц до 3866 МГц. Дальше, при переходе к частоте DDR4-4400 прирост производительности замедлился. Это можно объяснить тем, что Ryzen DRAM Calculator не высчитывал тайминги для более высокой частоты. Ручной поиск таймингов потребовал бы длительного разгона и тестирования. Прирост производительности в бенчмарках Performance Test, Super Pi и 3DMark был линейным.

Заключение

Успешный разгон памяти это совокупность многих параметров, в том числе, возможностей материнской платы. Но теперь есть утилита Ryzen DRAM Calculator, которая берёт на себя большую часть работы по разгону. Она сама высчитает оптимальное напряжение, тайминги, сопротивления и другие параметры. Единственная сложность кроется в определение параметров вашей оперативной памяти. Но и эту проблему можно решить при помощи программ, упомянутых в данной статье. Таким образом, Ryzen DRAM Calculator не повелитель звезд на вашей карте разгона, но она определенно поможет вам проложить уверенную тропинку, чтобы вы не запутались по дороге в куче незнакомых параметров. Если вы хотите разогнать оперативную память на системе AMD, но не знаете с чего начать, попробуйте программу Ryzen DRAM Calculator, вероятно она поможет решить вашу задачу.

Понравилась статья? Попробуй новые форматы нашего издания


Мы снимаем видеообзоры с живыми эмоциями автора, тестированием игр и розыгрышами!

Влияние частоты DDR4 2133-4000 МГц на производительность процессоров AMD Ryzen 5 5600X и AMD Ryzen 9 5950X

Архитектура Zen 3 в процессорах AMD Ryzen 5000 сделала заметный рывок производительности благодаря увеличению показателя выполнения операций за такт на 19% и повышения рабочих тактовых частот.


Основным нововведением архитектуры Zen 3 стала перекомпоновка внутренних «модулей» со значительными микроархитектурными изменениями. Инженеры объединили два CCX-комплекса внутри каждого восьмиядерного кристалла в единый блок. Это позволило всем восьми ядрам в одном CCX-комплексе иметь полный доступ к кеш-памяти, что ускорило работу всей подсистемы памяти и снижает задержки при обмене данными. Благодаря такому шагу в шести- и восьмиядерных процессорах Zen 3 основная шина Infinity Fabric стала полностью разгружена от межъядерного траффика и стала отвечать лишь за взаимодействие с контроллерами интерфейсов DRAM DDR4 и PCI Express 4.0. Однако она не потеряла полностью своего предназначения со старшими двенадцати- и шестнадцатиядерными процессорами, где связь между двумя CCD-чиплетами сохранена.


Второй важной особенностью является принцип работы шины Infinity Fabric. Она имеет собственный тактовый домен, синхронизируемым с физической частотой памяти. Благодаря оптимизациям и некоторой разгрузке межъядерного обмена данными стабильной работы можно добиться в режиме DDR4-3600 в синхронном режиме и более в асинхронном режиме.

Однако в общий алгоритм работы вмешивается еще один участник – непосредственно контроллер памяти DRAM DDR4. Поскольку он независим от процессорных ядер, то также имеет свою рабочую частоту. В совокупности мы получаем, что работа подсистемы памяти процессоров семейства Ryzen 5000 имеет три независимых параметра – частоту оперативной памяти, частоту шины Infinity Fabric и частоту контроллера памяти. Инженеры AMD постарались согласовать все три генератора в соотношении 1:1:1 в режиме до DDR4-3600 включительно, после чего работа каждого компонента изменяются согласно таблице.

Частота памяти (MCLK) Частота Infinity Fabric (FCLK) Частота контроллера памяти (UCLK)
До DDR4-3600 до 1800 МГц FCLK = MCLK UCLK = MCLK
DDR4-3600 MCLK = 1800 МГц FCLK = MCLK UCLK = MCLK
После DDR4-3600 выше 1800 МГц FCLK = 1800 МГц UCLK = ½ MCLK

Поэтому в разгоне важно следить за частотой оперативной памяти выше 3600 МГц, вручную активируя частоту шину Infinity Fabric равную половине показателя DDR4 и не забывать выставлять режим UCLK=MemCLK.

Для нашего тестирования мы будем использовать младший процессор AMD Ryzen 5 5600X с единственным CCD-чиплетом и самую старшую модель Ryzen 9 5950X, имеющую два полноценных CCD-чиплета, что позволит наглядно и в полной мере изучить влияние частоты оперативной памяти на показатели быстродействия процессоров с обменом данных, обработки информации и игровую производительность.


В качестве основной платформы выступит материнская плата MSI MEG B550 Unify-X, установившая несколько рекордов разгона оперативной памяти.

MSI MEG B550 Unify-X построена на шестислойном текстолите черного цвета с увеличенной толщиной медных слоев. В дизайне применим строгий внешний вид с минимальным количеством пластика и отличным охлаждением цепей питания. Последняя насчитывает 16 фаз (14+2) с мосфетами Infineon TDA21490 (по 90А), управляемые полноценным шестнадцатиканальным контроллером Infineon XDPE132G5C.


Важнейшей особенностью материнской платы MSI MEG B550 Unify-X является переработанная оптимизированная разводка линий и только два слота DIMM DDR4 для достижения наилучшей производительности и уменьшения задержек.


Производителем предусмотрены индикаторы POST-кодов, кнопки включения и перезагрузки, кнопки прошивки BIOS и сброса настроек на задней панели, а также простой доступ к важным перемычкам на плате. В наборе с MSI MEG B550 Unify-X имеется специальный пак DIY Stands Set с подставками для превращения платформы в открытый стенд с возможностью обдува снизу и легкой доступностью к компонентам.


Завещающим основной «треугольник» комплектующих становится набор оперативной памяти Team T-Force Xtreem 8Pack 4500MHz 16Gb.



В качестве графической составляющей выступает видеокарта MSI Radeon RX 6700 XT Gaming X.


Тестовый стенд

  • Материнская плата: MSI MEG B550 Unify-X;
  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 5 5600X;
    • AMD Ryzen 9 5950X;

    Методика тестирования

    BIOS материнской платы MSI MEG B550 Unify-X обновлен до последней стабильной версии A30 (7D13vA3).


    Для мониторинга показателей системы использовалась утилита HWINFO64.

    Процессоры AMD Ryzen 5000 работают на стоковых частотах.


    Оперативная память Team Xtreem 8Pack оснащена XMP-профилем с высокой тактовой частотой:

    Пределом стабильной работы для процессоров в синхронном режиме стала частота оперативной памяти 4000 МГц, контроллера памяти и шины Infinity Fabric – 2000 МГц. Тайминги понижены до «16-16-16 32-Т1», уменьшены вторичные тайминги. Остальные параметры выставлены в режиме «Auto», включая напряжения SoC, VDDP, VDDG.

    Частота оперативной памяти 4000 МГц и тайминги будет отправной точкой для нашего тестирования. Другие частоты будут достигаться уменьшением множителя с указанными параметрами, включая шину Infinity Fabric и контроллер памяти, кроме частоты 2133 МГц с автоматическими настройками по умолчании.

    Режим MCLK:FCLK:UCLK = 1:1:1


    Для максимальной стабильной частоты DDR4-4000 и демонстрации производительности добавлен асинхронный режим MCLK:FCLK:UCLK = 1:1:2.


    Результаты тестирования

    В первую очередь взглянем на AIDA64 бенчмарк кэша и памяти на системе с различной частотой памяти DDR4.




    Наблюдаем взрывной рост производительности до частоты DDR4-3600, заявленной компанией AMD как наиболее оптимальной для высокоэффективного быстродействия процессоров AMD Ryzen 5000 в независимости от компоновки CCX-комплексов и чипсетов. Дальнейшее повышение частоты ведет к менее значительному росту.

    Латентность оперативной памяти.


    Задержки памяти также заметно снижаются, но до порога DDR4-3200. Отметим, что асинхронный режим в значительной степени пока лишь продемонстрировал падение в данном тесте.

    Тест быстродействия обработки данных WinRAR.


    В обработке потока данных тест быстродействия WinRAR демонстрирует прирост производительности на 34% для младшего процессора AMD Ryzen 5 5600X с одним CCX при разгоне от 2133 МГц до 4000 МГц в синхронном режиме и на внушительные +52% для двух комплексного CCX старшего процессора Ryzen 9 5950X.

    Игровую производительность оценивали в «Ведьмак 3: Дикая Охота» с минимальными настройками графики в разрешении 720p для уменьшения влияния графической составляющей.



    Игра The Witcher 3: Wild Hunt блестяще реагирует на многоядерность системы, и мы снова наблюдаем как частота памяти и шины Infinity Fabric влияет на взаимосвязь в старшем процессоре Ryzen 9 5950X. При стоковой частоте DDR4-2133 она даже ниже младшей модели, но по мере оверклокинга наблюдается ошеломительный прирост до отметки DDR4-3600 МГц.


    Графические пакеты бенчмарки 3DMark Fire Strike и Time Spy, показатели Physics Score и CPU Score соответственно.


    Тест 3DMark Fire Strike практически не замечает разгона оперативной памяти.

    Однако пакет Time Spy значительно лучше демонстрирует связь частоты и влияния связи шины Infinity Fabric между CCX-комплектами: напомним, что Ryzen 5 5600X имеет один блок CCX с шестью ядрами, а Ryzen 9 5950X – два блока CCX, соединенные шиной IF. Прирост составляет 13,5% и потрясающие 42,4%% соответственно. Для моделей Ryzen 7 5800X и Ryzen 9 5900X ситуация будет аналогичная (один и два CCX).


    Результаты бенчмарков Cinebench R20 и Cinebench R23 от компании Maxon.


    Текущие тесты, наоборот, продемонстрировали небольшой спад производительности при многоядерном прогоне. Перегрев был исключен. Возможно, с ростом частот значительнее возрастает нагрузка на контроллер памяти, который сказывался на системе процессора по удержанию заданного лимита (CPU функционировали в стоке), поэтому, как и на решениях Intel чем сильнее разгон оперативной памяти, тем сильнее нагрузка на соответствующие блоки и тем выше нагрев и потребление.


    Заключение

    Влияние частоты оперативной памяти на процессоры AMD Ryzen 5000 неоспоримо и как мантра повторяется уже чуть ли не по телевидению. Однако нам хотелось подробнее изучить данный вопрос с обновлением прошивок BIOS, последней версией AGESA и драйверами, влияющие на оптимизации и быстродействия конечных продуктов, и конечно же на взаимосвязь младшего и старшего процессоров с различной компоновкой.

    AMD Ryzen 5 5600X остается бодрым шестиядерным процессором c одним CCD-чиплетом и IOD-чиплетом, где основная связь возлагается на шину Infinity Fabric. Как мы убедились последняя зависит от частоты оперативной памяти, как и контроллер памяти, поэтому отправной точкой для Ryzen 5 5600X и, следовательно, для Ryzen 7 5800X является частота в режиме DDR4-3200, а более благоприятная отметка достигается при DDR4-3600. Дальнейший рост наблюдается, однако, каждый шаг достигается все более высокими жертвами и меньшей выручкой. В общем итоге средний прирост составляет +28,5%! Если вы приобрели подобную систему и неуверенно разбираетесь в «железе», то нашей рекомендацией будет текущая проверка на какой частоте памяти DDR4 работает ваша система: нередко пользователи и сборщики забывают активировать хотя бы профиль XMP и работают на пониженной частоте 2133-2400 МГц, когда нашим минимумом является 3200 МГц!

    Для топового процессора AMD Ryzen 9 5950X справедливы все вышесказанные утверждения. Но не стоит забывать, что у него и версии Ryzen 5 5900X один блок CCX стоит особняком и там связь держится на той же шине IF, которая чувствительна к любому «чиху». Поэтому даже после частоты DDR4-3600 мы наблюдаем менее линейный, но прирост быстродействия: здесь стоит побороться хотя бы за частоту памяти 3800 МГц, а отметка ниже DDR4-3200 карается наказанием самого себя потерей драгоценных FPS в играх и лишних минутах при обработке больших потоков данных! Средний прирост производительности от 2133 МГц к 4000 МГц составляет аж +48%!

    На прошлой неделе AMD представила серию Ryzen 5000 на базе архитектуры Zen3. Компания объявила, что новые процессоры будут доступны с 5 ноября. Процессоры Ryzen 5000 рекламируются как игровые. Это также первые процессоры компании, которые преодолели барьер производительности однопоточного режима в 600+ баллов в тесте Cinebench R20.


    Разгон памяти на AMD Ryzen 5000, Источник: Technopat

    AMD Ryzen 7 4700G разогнан до 4,75 ГГц по всем 8 ядрам со стандартным охлаждением

    AMD Ryzen 7 4700G разогнан до 4,75 ГГц по всем 8 ядрам со стандартным охлаждением

    На данный момент известны подробности о процессорах Ryzen 5 и Ryzen 7, в то время как младший представитель линейки до сих пор не анонсирован компанией, однако о его

    AMD раскрывает цены на серию Ryzen 4000G

    AMD раскрывает цены на серию Ryzen 4000G

    Появились результаты бенчмарков Ryzen 5 PRO 4650G и Ryzen 3 PRO 4350G

    Появились результаты бенчмарков Ryzen 5 PRO 4650G и Ryzen 3 PRO 4350G

    В продажу поступили новые процессоры Athlon, призванные заполнить промежуток между Athlon 200GE и Ryzen 2200G. Улучшения по сравнению с 200GE заключаются в увеличенных

    Руководство по производительности памяти Ryzen 5000

    В этой статье мы будем искать золотую середину памяти Zen 3 и изучать производительность памяти DDR4 с новой серией процессоров Ryzen 5000. Но прежде чем мы перейдем к этому, важно создать эталон на основе предыдущих тестов и идей.

    Ранее в этом году мы сравнили Intel Core i9-9900K и Ryzen 9 3900X, использующие два модуля по 8 ГБ, с четырьмя модулями по 4 ГБ с точно такими же таймингами памяти. Мы обнаружили, что при использовании довольно медленной памяти DDR4-3000 CL16 мы ожидали увеличения производительности на 3-5% для средней частоты кадров в разрешении 1080p при использовании RTX 2080 Ti, но также прироста на 10% при взгляде на 1 % низкие результаты. Это было замечено как с процессорами AMD, так и с Intel. Конечно, не так много, но это относительно медленная память, и мы ожидали, что прибыль немного вырастет с более быстрой памятью.

    Определить, является ли ваша память двойным или одноранговым, может быть сложно, поскольку программное обеспечение не всегда правильно считывает модули, и не все производители памяти отмечают ранг в идентификаторе модулей. Обычно в одноранговых модулях все микросхемы памяти размещаются на одной стороне печатной платы, а двухранговая память размещает микросхемы на обеих сторонах печатной платы. Однако это не всегда так. Модуль с микросхемами на обеих сторонах печатной платы на самом деле просто двухсторонний, и все же может быть одноранговым модулем, так что это немного сбивает с толку.

    Конфигурации рангов модуля DIMM

    Когда вы вводите больше карт памяти или модулей, все может стать еще более запутанным. Система, заполненная более чем двумя модулями с одним рейтингом, на самом деле будет действовать так, как если бы были установлены модули с двойным рейтингом. Фактически, разница между одним модулем с двойным рангом и двумя модулями с одним рангом при подключении к одному и тому же контроллеру памяти очень мала, хотя микросхемы памяти находятся на разных печатных платах.

    Таким образом, при использовании двух модулей с одним рангом для двухканальной работы память конфигурируется как одноранговая. Однако при использовании четырех одноранговых модулей для двухканальной работы память теперь настроена как двухранговая.

    Это может дать конфигурации с четырьмя модулями DIMM преимущество, поскольку позволяет несколько открытых страниц DRAM в каждом ранге. Хотя к рангам нельзя получить доступ одновременно, к ним можно получить доступ независимо, и это означает, что контроллер может отправлять данные записи в один ранг, пока он ожидает чтения данных, ранее выбранных из другого ранга, и, как вы скоро увидите, это очень сильно увеличивает пропускную способность памяти.

    Насколько это повлияет на производительность, зависит от приложения и способности контроллера памяти использовать открытые страницы. Но все это означает, что да, четыре модуля могут улучшить производительность по сравнению с двумя модулями в двухканальной системе.

    Наша тестовая система была оснащена GeForce RTX 3090, и вот наше сравнение Ryzen 9 5900X, Ryzen 9 3900X и Core i9-10900K при использовании двух модулей DDR4-3200 против четырех модулей DDR4-3200.

    Контрольные точки

    Мы протестировали только две игры, так как это все данные, которые нам нужны, чтобы прояснить любые заблуждения, которые могут возникнуть в отношении 4-х стиков с Zen 3 по сравнению с другими процессорами.

    Тестируя Shadow of the Tomb Raider, игру, очень требовательную к процессору, мы обнаружили, что 3900X демонстрирует увеличение средней частоты кадров на 14% при переходе с 2 модулей на 4, это очень значительное улучшение, хотя обратите внимание, что мы используем экстремальный графический процессор с низким разрешением.

    Переходя к Core i9-10900K, мы снова видим значительное повышение производительности при использовании 4 стиков, на этот раз повышение производительности на 15%. Теперь с Ryzen 9 5900X мы наблюдаем аналогичное увеличение производительности, на этот раз на 12%, и, возможно, мы начинаем сталкиваться с ограничением графического процессора, поскольку Ampere плохо масштабируется при 1080p, но дело в том, что все три процессора видят аналогичное двузначное повышение производительности с 4 палками, так что это не какая-то особенность, уникальная для Zen 3.

    Hitman 2 может быть немного странным, и мы подозреваем, что с 3900X мы наблюдаем узкое место в производительности, которое больше связано с задержкой ядра к ядру, чем с производительностью DRAM. В любом случае, с 5900X мы также наблюдаем значительное увеличение производительности на 1% при использовании 4 стиков, на этот раз увеличение производительности на 21%. Но мы снова подозреваем, что сталкиваемся с ограничением графического процессора для средней частоты кадров. Дело в том, что 10900K и 5900X демонстрируют аналогичное увеличение производительности с четырьмя модулями памяти, а не что-то уникальное для Zen 3.

    Тесты DRAM

    Теперь давайте посмотрим, как ведет себя архитектура Zen 3 при использовании разных модулей памяти, частот и таймингов. Мы снова используем RTX 3090, но позже у нас также есть данные с более массовым графическим процессором.

    На данный момент ни один из наших процессоров Ryzen 5000 не работает с FCLK 2000 МГц, что ограничивает нас памятью DDR4-3800. Судя по всему, новый BIOS повысит вероятность FCLK на 2000 МГц, хотя в нашем случае это не помогло. Хорошей новостью является то, что все работало отлично на FCLK 1900 МГц, чего не было с Zen 2.

    Для большей части этого тестирования мы использовали память TridentZ 3600 CL14 от G.Skill, которую мы настроили вручную, подняв CL до 16, но агрессивно ужесточая вторичные и третичные тайминги, что значительно улучшает производительность для всех процессоров Ryzen. Эта конфигурация будет протестирована на DDR4-4000, 3800, 3600 и конфигурации 3000 с пониженной тактовой частотой.

    Мы также включаем тестовую конфигурацию G.Skill TridentZ F4-3200 C14 4x8GB, используемую в наших обзорах, и добавим конфигурацию 2x8GB для однорангового тестирования. Мы сделали все возможное, чтобы пометить эти данные как можно проще, но мы понимаем, что некоторых из вас это может немного запутать. Наконец, мы остановимся на Ryzen 9 5900X, хотя обратите внимание, что эти результаты применимы ко всем процессорам Zen 3, даже к Ryzen 5 5600X.


    Более того, мы наблюдаем разницу в 7–10% между самой быстрой и самой медленной протестированными конфигурациями памяти, что не так уж и важно. Также похоже, что память DDR4-3600 CL18 с двойным рейтингом сопоставима с нашей памятью DDR4-3600 CL14 с двойным рейтингом, по крайней мере, в этом названии.


    Переходя к F1 2020, мы наблюдаем очень незначительное улучшение конфигурации нашей тестовой системы при использовании памяти DDR4-3800 с ручной настройкой. На этот раз разница в производительности между самой быстрой и самой медленной конфигурациями памяти составляет


    Если мы возьмем ту же спецификацию 3800 и просто увеличим частоту до DDR4-4000, которая прямо сейчас в отсутствие поддержки FCLK 2000 МГц отделяется от соотношения 1: 1 с Infinity Fabric, мы фактически немного снизим производительность, упав до тюнингованная 3600 спец.


    Horizon Zero Dawn, как F1 2020 и Death Stranding, не особенно чувствительны к памяти, и мы снова видим всего 5% разницы между самой быстрой и самой медленной памятью. Также практически нет разницы между одноранговыми и двухранговыми конфигурациями памяти.



    Производительность памяти имеет большое значение в Watch Dogs Legion. Мы ожидаем увеличения производительности на 6%, просто добавив еще два модуля DDR4-3200. Затем за счет разгона и настройки производительность была увеличена еще на 3%. Конечно, это не то, что будет реализовано в более высоких разрешениях, когда срабатывают ограничения графического процессора, но это ощутимая разница.


    Как было замечено ранее, Hitman 2 очень чувствителен к памяти и процессору. Настройка вашей памяти может иметь большое значение в этой игре, хотя это будет только в том случае, если производительность ограничена ЦП.

    Мы видим, что производительность при использовании стандартных комплектов DDR4-3600 CL18, таких как Corsair Dominator Platinum RGB или ADATA XPG Spectrix D50, в одноранговой конфигурации довольно ужасна по сравнению с тем, что мы видим с двухранговыми или настраиваемыми вручную конфигурациями. Поразительно, но мы ожидаем снижения производительности на 1% примерно на 23%.

    Кроме того, если мы посмотрим на конфигурации DDR4-3200 с использованием 2 и 4 модулей, мы увидим, что наша тестовая конфигурация с 4 модулями будет на 17% медленнее, если мы удалим два модуля.

    Мы также видим модули Spectrix D50 16GB DDR4-3600, предлагающие хороший прирост производительности, поскольку они были на 6% быстрее, чем наша тестовая конфигурация 3200 CL14. Мощность двухрангового режима велика, и, к сожалению, нам не удалось протестировать вручную настроенную конфигурацию DDR4-3800 в двухранговом режиме, поскольку у нас недостаточно этих модулей.

    В Hitman с объемом памяти на уровне 3200 или выше мы наблюдаем разницу в производительности до 21% и на 12% больше, чем в нашей тестовой конфигурации.



    Мы смотрим на аналогичную производительность комплекта ADATA XPG 32 ГБ DDR4-3600, и, конечно же, это повышение объясняется не дополнительной емкостью, а конфигурацией с двумя рангами. Кроме того, мы не особо выигрываем от памяти DDR4-3600 и 3800, настроенной вручную.


    Мы также провели несколько тестов 1440p с Shadow of the Tomb Raider, и мы считаем, что это то, что вы можете ожидать увидеть в большинстве игр, даже с таким экстремальным, как RTX 3090.

    Принимая во внимание, что мы увидели разницу в 19% между самой быстрой и самой медленной протестированными конфигурациями при разрешении 1080p, при 1440p этот запас снижен до 4%, а с памятью, работающей на уровне базовой спецификации AMD или выше, мы говорим о разнице в 0,7%.

    8 Среднее количество игр

    Если мы усредним данные 1080p по 8 протестированным играм, это даст четкую картину разницы в производительности, которую вы можете ожидать от экстремального графического процессора при низком разрешении.


    В игровых сценариях с более ограниченным ЦП конфигурация DDR4-3800, настроенная вручную, даст вам примерно на 7% больше производительности по сравнению со стандартным комплектом памяти, таким как, например, Corsair Dominator Platinum RGB. По сравнению с нашей настройкой обзора, мы ожидаем прироста в среднем всего на 3%.

    Пропускная способность памяти AIDA64


    Для тех из вас, кому интересно, вот посмотрите на производительность пропускной способности памяти в этих различных конфигурациях. Хотя производительность DDR4-4000 была средней, учитывая, что мы не могли работать на FCLK 2000 МГц, полоса пропускания по-прежнему впечатляет, поддерживая 55 ГБ / с.

    Память DDR4-3800 с ручной настройкой управляла скоростью 53 ГБ / с, что было ненамного быстрее, чем набор ADATA Spectrix 32 ГБ, который достиг почти 52 ГБ / с. Наша тестовая конфигурация показала почти 47 ГБ / с, что является максимумом, на который можно надеяться от памяти DDR4-3200.


    Вот почему конфигурация DDR4-4000 со скоростью 55 ГБ / с не стала доминирующей в игровых тестах: задержка не впечатляет при 60 нс, и это лишь ненамного лучше, чем у нашей тестовой установки DDR4-3200. Настроенная память DDR4-3800 уменьшила задержку DRAM на 9%, поэтому она так хорошо показала себя в играх, чувствительных к памяти, таких как Hitman 2, Far Cry New Dawn и Shadow of the Tomb Raider.

    Масштабирование частоты DDR4


    Говоря о Hitman 2, вот взгляд на масштабирование частоты памяти, поэтому мы используем ту же память и тайминги, с единственными изменениями, внесенными в частоту памяти и FCLK, который был сохранен в соотношении 1: 1 для оптимальной производительности, за исключением конфигурации DDR4-4000.

    В Hitman 2 мы видим довольно стабильное масштабирование по мере увеличения пропускной способности памяти и / или задержки, вплоть до DDR4-3800. Если бы мы могли заставить работать FCLK с частотой 2000 МГц, мы ожидаем, что вы увидите еще 3% прирост производительности для конфигурации DDR4-4000.


    Тесты RTX 2070 Super



    Даже в Hitman с разрешением 1080p, с RTX 2070 Super вы будете почти полностью привязаны к графическому процессору, а если вы будете играть с разрешением 1440p, ну, вы будете полностью привязаны к графическому процессору, и независимо от того, сколько вы потратите на свое память, или сколько у вас модулей, производительность будет такой же.



    Что мы узнали

    Прямо сейчас что-то вроде набора Crucial Ballistix 16GB DDR4-3600 CL16 выглядит великолепно и стоит всего 75 долларов. Если вы захотите, они предложат высокую степень настройки. G.Skill также предлагает доступный комплект DDR4-3600 CL16 примерно за 80 долларов.


    Если предположить, что нам удалось заставить FCLK с частотой 2000 МГц работать с будущими версиями BIOS, мы не думаем, что стоит тратить на эти комплекты более 100 долларов. Скорее всего, вы никогда не заметите разницы. Этот материал лучше оставить для оверклокеров, желающих получить более высокие результаты в 3DMark или какой-либо другой таблице лидеров, которая их волнует в наши дни.

    Что касается дискуссии о 2 палках против 4 палок памяти. Нет ничего нового, о чем можно было бы сообщить после нашего собственного теста почти год назад. Повышение производительности Zen 3 не отличается от повышения производительности Zen 2 или конкурирующих процессоров Intel. Поля также будут зависеть от используемых настроек качества и, конечно же, оборудования. Если вы снизите настройки качества в играх, вы еще больше увеличите маржу, и это действительно уведет вас от реальности для большинства геймеров.


    Мы понимаем, что большинство из вас просто установят свою память и начнут играть, и, честно говоря, если вам не нравится играть с этим, тратить часы на настройку и возиться с таймингами памяти, что, вероятно, приведет к очень небольшому выигрышу в реальном мире, это просто пустая трата времени.

    Это может быть более важным для нас, рецензентов, пытающихся провести научное тестирование, и иногда мы действительно немного увлекаемся выделением определенного компонента, чтобы увидеть, какие могут быть различия в производительности, но действительно важно напомнить читателям, что для по большей части они вряд ли увидят такой выигрыш в реальных игровых условиях, так что имейте это в виду.

    Читайте также: