Realtek sound blaster что это

Обновлено: 04.07.2024

Написать эту статью я решил давно. Где-то месяцев 9 назад я заменил свою старую аудио-карточку Vibra16 на новейший по тем временам SBLive! Сказать, что я был доволен заменой - значит не сказать ничего. Я не думал, что на компьютере возможно получить звук такого качества. Возможно через какое-то время эти мои утверждения покажутся наивными, появятся новые звуковые карты (скажем 24 бит, 96 кГц и т.д.). Но я считаю, что для конца 1998 года поиметь самый настоящий Hi-Fi всего за 80$ - это круто. Завершая это лирическое отступление, скажу вот еще что: когда я купил в дополнение к Лайву приличные наушники (Philips SBC HP 900, цена примерно 60$), я ПЕРЕСЛУШАЛ заново весь Pink Floyd. И получил массу удовольствия.
Так вот. Почему же я решил написать статью о SBLive!? Потому что про него написано много, но в основном это просто повторение, перепечатка из одного первоисточника основных технических характеристик, общие фразы про использование в играх технологии ЕАХ и т.д. Иногда встречаются действительно хорошие материалы - например на сайте Евгения Петрова "Персональные Студии" я узнал много нового про SBLive! Но кое что все равно осталось за кадром - например подробные технические характеристики АЦП-ЦАП, возможности стыковки данной аудиокарты с форматом АС-3 (DVD Dolby Digital 5.1), дополнительные примочки для SBLive! и многое другое.
Здесь я постараюсь об этом рассказать. Но не сразу обо всем. Сначала рассмотрим технические характеристики SBLive!, а также дополнительные устройства, выпускаемые специально для него.

Глава 1. Различные модификации SBLive!

  • PCI512 - наиболее урезанная версия SBLive! Отсутствуют - цифровые входы, цифровые выходы. Нет совместимости с LiveWare. Продается в основном в Северной Америке. (видимо такого количества тупых и нетребовательных юзеров нет нигде в мире :) В основном ориентирована на игровое применение. Категорически не рекомендуется к приобретению.




Рис.2. SBLive! Value Вот схематичное изображение платы:



Рис.4. SBLive! Различия хорошо видны на нижеприведенной схеме:

Да, еще хотелось бы заметить, что на базе DSP (Цифровой Сигнальный Процессор) EMU10001 (или EMU10K1) выпускаются и другие звуковые карты. Например APS (Audio Production Studio) производства E-MU. Но, во-первых, это карта из совершенно другой ценовой категории (около 700 $), а во-вторых, производит ее не Creative, так что к серии SBLive! эта карта не имеет отношения.
В основном, в этой статье будет рассмотрена модель SBLive! Value, ибо, как показано выше, отличия ее от полной версии не принципиальны.

Глава 2. ТТХ* SBLive!

Что же представляет из себя SBLive! ? Чем он, собственно говоря, крут? Вот самые общие характеристики этой аудиокарты:

  • Задние (тыловые) каналы - используется ЦАП UDA 1330ATS производства Philips Semiconductor. Спецификацию на эту микросхему, в формате pdf, вы можете взять здесь.
  • Фронтальные каналы - используется AC'97- кодек производства Creative - CT1297-TAT. Этот чип содержит двухканальные АЦП, ЦАП, а также микшер. К сожалению, найти информацию по этой микросхеме практически невозможно, т.к.. видимо, она предназначена исключительно для внутрифирменного использования, и потому является засекреченной. Однако здесь вы можете ознакомиться со спецификацией на кодеки стандарта АС'97. И еще, для примера, вы можете посмотреть спецификацию аналогичных (АС'97) кодеков других производителей: WM9701 - производства Wolfson, и DAC97S01 производства Standard Microsystems Corporation. В ближайшее время я все же постараюсь откопать информацию по CT1297-TAT.
  • Во фронтальном канале, после ЦАП стоит усилитель TDA 1308 (Class AB Stereo Headphone Driver), производства Philips Semiconductor. Подробную спецификацию можно взять здесь.

Основную часть дополнительных устройств для SBLive! выпускает фирма HOONTECH. Вот что предлагают они для совместного использования с SBLive! (Value):

SB DB II ( 2CH Optical Out , 2CH Coaxial IN , 4CH Coaxial Outs for SPDIF Digital AMP)



Рис.6. SB DB II

  1. MIDI IN - для подключения MIDI-клавиатуры.
  2. MIDI OUT - соединяется с разъемом MIDI IN внешнего MIDI-устройства.
  3. SPDIF IN.
  4. Разъем питания для внешнего S/PDIF Digital AMP (описан ниже). В случае использования этого усилителя, подсоединяем внутренний компьютерный кабель питания к разъему 4-1, а с разъема 4 берем питание на этот самый усилитель.
  5. COAXIAL 1 - цифровой коаксиальный выход фронтальных каналов.
  6. OPTICAL OUT - оптический выход (например для записи на MiniDisc).
  7. COAXIAL 2 - цифровой коаксиальный выход тыловых каналов.
  8. 12-пиновый (2х6) коннектор для подключения SBLive! Value.
  9. 36-пиновый (2х18) коннектор для подключения SBLive!.



Рис.7. SB DB III

  1. AES-EBU входы/ выходы.
  2. COAXIAL входы/ выходы.
  3. OPTICAL входы/ выходы.
  4. 4-пиновый коннектор для соединения с платой SBLive! (Value).
  5. CD DIGITAL IN - для подсоединения привода CD ROM.
  6. COAXIAL OUT - SPDIF выход передних/задних каналов.
  7. 3-пиновый коннектор для соединения с платой SBLive! (Value).

S/PDIF Digital AMP/4CH ( 4CH 96Khz 24bit DAC)



Рис.8. S/PDIF Digital AMP/4CH
Из названия понятно, что это такое. Характеристики ЦАП:

  • 96Khz 24bit high-performance line-out can be easily connected with audio instruments.
  • 24-Bit conversion per channel.
  • 2-low noise and insignificant distortion chips ( 106 dB THD + N )
  • 768 kHz over sampling with the internal digital filter at 96khz sampling rate.
  • Input audio data word; 16/20/24-bit.

ST/SB ADC/digital /documents/345/O BOX ( 4 CH Digital Ins, 6CH Digital Outs, 44.1Khz Optical Out)


Рис.9. ST/SB ADC/digital /documents/345/O BOX

Подсоединив этот девайс, мы имеем все цифровые/аналоговые входы/выходы нашего SBLive! в одном флаконе. Имеется масса цифровых/коаксиальных/оптических разъемов.

  • 96KHz 24-bits ADC for MIC & Line IN
  • 4 CH Digital IN (2 Optical, Coaxial INs, 1 AES/ EBU IN, Input range: 7


PA S/PDIF Digital Amplifier/4CH (96Khz 24bit DAC)


Рис.10. PA S/PDIF Digital Amplifier/4CH

Ну, это тоже внешний ЦАП с усилителем. Имеются регуляторы уровня для передних/задних каналов, а также для стереотелефонов/сабвуфера. Разъем типа 1/4'' для наушников, и 1/8'' для сабвуфера. Параметры ЦАП идентичны S/PDIF Digital AMP/4CH ( 4CH 96Khz 24bit DAC) , описанному выше.

Тридцать лет назад малоизвестная тогда сингапурская компания Creative Technology выпустила свою первую звуковую карту Sound Blaster для IBM PC. «Зачем дешевому офисному компьютеру аудиокарта?» — подшучивали тогда аналитики. Но ажиотажный рыночный спрос быстро доказал, что они ошибались. Успешно выпускает Creative звуковые адаптеры и по сей день, для разных задач и на любой кошелек: аудиофильские Sound Blaster и геймерские Sound BlasterX. Чем же они отличаются и какую модель стоит выбрать именно вам, мы расскажем простым языком в этой статье.


Конструктивные отличия

Интегрированная или дискретная. Первым основополагающим критерием классификации звуковых карт является их разделение на интегрированные в материнскую плату и дискретные в виде отдельного устройства. Интегрированные представляют собой простейшие аудиочипы, выполняющие одновременно задачи аудиопроцессора, цифро-аналогово преобразователя и маломощного усилителя (поддерживает только бюджетные наушники с сопротивлением до 150 Ом). Дискретные же решения имеют более сложную многоступенчатую конструкцию, где каждый каскад звукообработки оптимально выполняет свою персональную задачу. Благодаря этому, дискретки выгодно отличаются качеством как воспроизведения музыки, так и звукозаписи.

Внешняя или внутренняя. Звуковые карты с USB-подключением являются более универсальными, ведь могут работать как с настольным ПК, так и ноутбуком. Но ограничение по мощности питания через шину USB (усиление для наушников до 300 Ом), как и стабильность питания через USB-порт (сильно варьирует в зависимости от модели материнской платы), в большинстве случаев делают внешнюю звуковуху хуже внутренней, работающей по намного более стабильной в плане питания шине PCI-Express.


Аудиопроцессор и ЦАП. Ключевыми элементами звуковой карты является аудиопроцессор и цифро-аналоговый преобразователь. Первый можно лирически назвать «мозгом» звуковухи, а второй — «душой». Себестоимость аудиопроцессора и ЦАП у разных звуковых карт варьирует от нескольких долларов до нескольких сотен долларов. Но качество звучания при этом может отличаться не в разы, а всего лишь на несколько десятков процентов. Важно понять, что в случае аудиооборудования каждый процент прироста качества звучания достигается очень большой доплатой.


Операционные усилители. Если многие аудиоколонки имеют свой собственный усилитель, то для достижения комфортной громкости звучания наушников, особенно дорогостоящих высокоомных (до 600 Ом) обязательно нужна звуковая карта с хорошим операционным усилителем. Он может быть как интегрированным в основной аудиочип, так и в виде отдельной микросхемы, распаянной на звуковой карте или даже вставленной в слот для быстрой замены. Также может быть реализован каскад из нескольких микросхем, раздельно на каждый из стереоканалов или же последовательно, друг за другом обрабатывающих звучание.


Аудиоразъемы. Простейшие звуковухи, например интегрированные в ноутбуки, оснащаются лишь двумя (для стереонаушников и микрофона) или вообще одним спаренными 3.5-мм MiniJack-разъемом. Чуть более функциональные решения позволяют подключать уже 5.1 или 7.1-канальные аудиосистемы. Топовые звуковые карты, как правило, оснащаются RCA-разъемами для колонок и 6.3-мм «большим» Jack для меломанских наушников. Владельцам цифровых аудиоресиверов обязательно нужен S/PDIF-выход под оптоволоконный кабель Toslink. Модели с прицелом на звукозапись дополнительно оснащаются XLR-разъемом для микрофона, причем сразу с усилителем (фантомным питанием).

Обзор и тестирование звуковой карты Creative Sound Blaster Audigy Rx

Звуковая карта для караоке? Вы скажете, что это не серьезно, и будете правы. Два микрофонных входа - это скорее дополнительный бонус для PCI-E Audigy Rx. Данная звуковая карта позиционируется производителем как оптимальное записывающее решение для домашней студии. И это не только из-за наличия двух микрофонных входов, также запись возможна через драйвер Audio Stream Input/Output (ASIO), и в комплекте идет специальное программное обеспечение для записи и для караоке.

Основой карты является легендарная «емушка» - звуковой процессор E-MU. Любители качественного звука хорошо знакомы с различными решениями на основе этого чипсета.

И самое главное – доступная стоимость продукта, за Audigy Rx просят около 6000 рублей. За решения с геймерским позиционированием, оснащенные подсветкой и специальным ПО, просят почти в два раза дороже. Но так ли нужны все эти дополнительные функции? Важно, что мы получаем качественный звук, усилитель для наушников и возможность получения объемного звука.


Технические характеристики

  • Модель: SB1550;
  • Установка: слот PCI-E ×1;
  • Питание: через шину;
  • Разъемы: 6 × 3,5 мм, TOSLINK;
  • Усилитель для наушников 16-600 Ом: сигнал-шум 106 дБ;
  • Звуковой процессор: E-MU;
  • Наличие ASIO 2: воспроизведение и запись, 24-бит/ 96 кГц и 16-бит/ 48 кГц;
  • Воспроизведение: до 24-бит/ 192 кГц;
  • Запись: до 24-бит/ 96 кГц.

Упаковка и комплектация

Звуковая карта поставляется в картонной коробке с цветной полиграфией. На лицевой стороне расположены глянцевые вставки с наименованием модели и изображением звуковой карты. Снизу пиктограммами описаны основные характеристики.


На обратной стороне - схематическое описание разъемов интерфейсной панели. Также выделены три особенности: наличие двух микрофонных входов, функция Stereo Direct и многоканальный звук 7.1.


В комплекте множество бумажных инструкций и диск с драйверами – привет из прошлого. Карта в антистатическом пакете зафиксирована в коробке картонной вставкой.


Внешний вид

Прямоугольная плата текстолита окрашена в черный цвет, контактная площадка - PCI-E×1. На винты прикручена слотовая заглушка для интерфейсов.


Сбоку выходит 9-пин колодка для подключения аудиоразъемов фронтальной панели ПК.


Вид простой, без маркетинговых дизайнерских наворотов в виде кожухов с подсветкой. Но нам важен звук, а не внешний вид. Тем более, если на этом можно сэкономить.


Разъемы 3,5 мм позолоченные, на заглушке все промаркированы. К сожалению, несмотря на соответствующее позиционирование карты, инструментальных джеков на 6,3 мм нет, и переходников в комплекте также нет. Присутствует оптический разъем TOSLINK.


Схемотехника

Звуковая карта Audigy RX основана на ЦАП Cirrus Logic CS4383, известен он еще с начала 2000 годов. Это восьмиканальный, 24-бит/192 кГц конвертер с динамическим диапазоном 114 дБ и соотношением сигнал/шум - 100 дБ. Уровень гармонических искажений -100 дБ, взаимное проникновение каналов - 114 дБ.


Микросхема TSI381-66ILV - это интерфейсный мост из PCI Express в PCI. Максимальное напряжение - 1.26 В.

В качестве звукового процессора используется E-MU CA10300 из семейства EMU10K, также достаточно старый чип, использует 32-бит обработку звука с частотой до 48 кГц и соотношением сигнал/шум - 96 дБ. Это производительный DSP с поддержкой DirectSound, DirectSound3D и EAX. Он может одновременно воспроизводить до 256 каналов MIDI инструментов.


Линейный вход и микрофонный усилитель обслуживает АЦП IDT STAC9750. Это двухканальный AC’97 кодек.

Усилитель для наушников собран на основе трех двухканальных усилителей 4558C.

Для фильтрации помех используются конденсаторы Fujicon.


Программное обеспечение


Звуковой драйвер - не самая сильная сторона девайса. Особенно это касается установок по умолчанию. Представьте себе: счастливый пользователь покупает достаточно дорогую дискретную звуковую карту, устанавливает, загружает ПО, включает любимую композицию… И вместо Вау!-эффекта получает разочарование. Не верите? В сети очень много отзывов по этой карте, что звук хуже, чем на встройке. На форумах пользователю советуют сменить драйвер на вариант от самоделкиных, и о чудо – карта зазвучала.

И это оказалось правдой, вот такой график АЧХ мы получили на настройках по умолчанию. Правда ужасно? Изменения около 5 дБ, это уже заметно на слух.



Включаем при тестировании режим ASIO и график принимает нормальный вид в виде прямой линии.



Разобравшись в панели управления, выкручиваем все эффекты воспроизведения и записи в ноль, отключаем объемное звучание – получаем отличный график АЧХ в режиме ММЕ.





Все эти действия должен выполнять и сам драйвер, для этого имеется вкладка с включением/отключением режима Bit-Accurate. По идее это активация ASIO режима, но это никак не сказывается на звуке.



Как оказалось, не все так радужно. При следующем включении все наши настройки слетают. Оказалось, все свои настройки нужно сохранять в новом пресете и ставить его по умолчанию.


В остальном настройки в драйвере адекватные, некоторых мы не нашли даже в более продвинутых моделях.

Оперативные настройки микрофонов. Для этого предусмотрены настройки через панель задач, в том числе и через горячие клавиши – очень удобная функция.


Переключение между многоканальными режимами воспроизведения.


Множество готовых пресетов для разных режимов: окружение, студия, караоке.


На вкладке CMSS включается эффект объемного звучания для стереодорожки.


Также можно включить передачу стерео на все каналы многоканальной акустики. Именно с этим пунктом у нас ранее встречались проблемы в других продуктах Creative. Выставив в панели управления вывод на многоканальную акустику, из плееров звук стереозаписи выводился на все колонки.


Но при воспроизведении через браузер звук шел только на фронтальные колонки. Помогала только установка сторонней утилиты SRS Audio Sandbox. В данном же случае все работало без проблем.

Кроме панели управления в комплекте к карте идет еще несколько программ. Караоке плеер с различными настройками и две студии звукозаписи.




Тестирование

Конфигурация тестового стенда:

  • Материнская плата: ASRock X570 Extreme 4;
  • Процессор: AMD Ryzen 7 3700X;
  • Оперативная память: XPG Spectrix D80 DDR4 RGB Red Edition;
  • Видеокарта: ZOTAC GeForce GTX 1070 Mini;
  • Накопитель: Goodram PX500 NVMe PCIe Gen 3 ×4 на 512 ГБ;
  • Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 850W Gold;
  • Операционная система: Windows 10 Pro 64-bit версия 2004.
  • Драйвер аудиокарты: v1.00.14. панель управления Sound Blaster Audigy 5/RX.

Тестирование параметров аудиокарты осуществлялось с помощью программы Right Mark Audio Analyzer 6.4.5.

Лучшие результаты были получены в режиме ASIO 24 бит, 96 кГц.



Sound Blaster Audigy Rx получает среднюю оценку «Очень хорошо». Оценка «Отлично» получена по пяти параметрам. ­­­



АЧХ равномерный, на высоких спад только после 40 кГц, на участке от 10 до 40 кГц небольшие искажения графика, менее 0.2 дБ. На низких частотах спад не более 0,5 дБ ниже 50 Гц. На слух завалы менее 0,5 дБ будут просто незаметны.

Неприятным моментом стала разница между левым и правым каналом на 0.1 дБ. Вполне возможно, что это особенность только данного экземпляра – китайцы при сборке конденсатор не той емкости впаяли или вообще его на один из каналов забыли установить. Как-то не вериться в ошибки при проектировании схемотехники, но такое тоже бывает.







Уровень шумов, динамический диапазон на отличном уровне, он соответствует паспортным данным процессора E-MU CA10300. Гармонические искажения, кратные 1 кГц, также на отличном уровне, всего - 0.00118 %. Также хорошие показатели интермодуляционных искажений.

Сравнение работы карты в разных режимах (16 бит 96 кГц, 24 бит 96 кГц, 24 бит 192 кГц, и 32 бит 96 кГц) продемонстрировали практически идентичные результаты. Единственное, спад АЧХ на высоких частотах начинается раньше в режиме 24 бит 192 кГц.





Субъективная оценка

К звуковой карте подключались различные наушники от этого же производителя: игровые Creative Sound BlasterX H5 и Creative SXFI Air C, внутриканальные Creative Aurvana Trio, а также музыкальные Creative Aurvana Live! и Creative Aurvana SE.

Прослушивание через плеер Aimp v4.60 через драйвер ASIO. Прослушивались различные музыкальные композиции и тестовый диск «Multimedia FSQ». Звучание в играх оценивалось на примере онлайн шутера Warface.

Sound Blaster Audigy Rx отлично справляется со всеми музыкальными жанрами, звук естественный с отличной передачей деталей. Если имеется необходимость в приукрашивании, то на выбор пользователя масса предустановок. Жаль, отсутствует встроенный эквалайзер и тонкомпенсатор в ПО. Хорошо звучит рок-музыка, динамика на высоком уровне, никакой каши в насыщенных композициях, все звучит четко и детально.Искажений звука на высокой громкости или фоновых шумов в результате электрических наводок нет.

Карта хорошо подходит и для использования в качестве игровой: детализация, перспектива и позиционирование – все на высоком уровне даже без фирменных улучшайзеров, которые присутствуют в программном обеспечении аудиокарт серии Sound BlasterX.

С микрофонами звуковая карта работает на хорошем уровне, запись качественная, без искажений звука, посторонние шумы отсутствуют. Но здесь, прежде всего, все зависит от качества самого микрофона.

Заключение

Несмотря на использование достаточно уже старых ЦАП и звукового процессора в схемотехнике, Audigy Rx демонстрирует высокое качество звука на уровне более дорогих аналогов. Конечно, это вносит ряд ограничений: 24-бит/192 кГц – это потолок для данной карты, также драйвер ASIO ограничен режимом 24-бит/96 кГц. Нет поддержки многоканального кодирования звука Dolby Digital Live и DTS Connect.

У рассматриваемой модели имеется и ряд преимуществ: усилитель для наушников до 600 Ом, два микрофонных входа обслуживаемых качественным АЦП. Карте не требуется дополнительное питание. Также важный плюс – доступная цена.

Одним из недостатков является программное обеспечение, вернее его настройки по умолчанию – они могут разочаровать неискушенного пользователя в качестве звука. Не все смогут быстро самостоятельно настроить звук, особенно если ранее не имели опыта эксплуатации карт Creative.

Но разобравшись с настройками вы получите качественное воспроизведение звукового сигнала. Свою стоимость карта полностью оправдывает. Если же вам требуется большая функциональность и возможности, то бюджет придется увеличивать в два или три раза.

2 августа в Лейпциге прошла европейская пресс-конференция компании "Creative Labs", посвященная сентябрьскому выходу новых продуктов компании на звуковом чипе X-Fi. Невзирая на все слухи и домыслы, регулярно всплывающие в Сети, можно честно констатировать - карты есть, драйвер стабилен, звук отменный.



Первая информация о предстоящем выпуске продукта, появилась еще в прошлом году и предварительные цифры спецификаций вызвали шок - всего три цифры: 51,1 млн транзисторов, 116dB отношение сигнал/шум и 4096 аудиоканалов.




Без ремня - сложно.

В Лейпциге был проведен технологический брифинг, журналисты наслушались демок, наигрались на музыкальных инструментах, получили семплы и разъехались разбираться с новинкой. Полные результаты тестирования X-Fi можно будет публиковать начиная с 21 августа, и, сделать это раньше - просто невозможно. Продукт крайне сложен, особенно в программной части, приближаясь по насыщенности интерфейсов к своим профессиональным аналогам.

Сегодняшний материал - не более чем вводная часть цикла статей, посвященных X-Fi. Отдельно будут рассмотрены новые технологии, Xtreme Fidelity White Paper, программное обеспечение, и проведено тестирование. Так мало в последнее время было реальных новинок в области консьюмерского PC Audio, что можно и растянуть удовольствие. Ведь следующий чип от Creative выйдет лет так через пять.

Немного истории

Сингапурская компания "Creative Labs" была основана в 1981 году господином Sim Wong Hoo. 24 года назад было трудно себе представить, что архитекстура PC со временем сможет дорости до звуковых возможностей аудиофильских систем. А цель была поставлена именно такова.

Только спустя шесть лет исследований и инвестиций, в 1987, был представлен их первый программно-аппаратный комплекс "Creative Music System – C/MS", звуковая плата с возможностью синтеза 12-ти стерео голосов и пакетом из трех программ: C/MS Composer, C/MS Intelligent Organ и C/MS Multimedia Presenter. Новинка осталась абсолютно не замеченной рынком.

В 1991 вышел "Sound Blaster PRO" и этот лэйбл на десятилетия стал синонимом компьютерного звука. Именно "Sound Blaster PRO" мгновенно стал стандартом Audio PC - относительная, по тем временам, дешевизна решения и простота программирования под новый стандарт понравилась и пользователям и создателям игр.




Sound Blaster PRO

1992 - "Sound Blaster 16" впервые предоставляет возможность воспроизведения стерео звука с качеством 16-bit. В том же году Creative выпускает на рынок дочернюю плату Wave Blaster (Wavetable-синтез).




Sound Blaster 16

1994 - выходит "Sound Blaster AWE32". Все то же самое, что и "Sound Blaster 16", но на борту был установлен новый wavetable синтезатор EMU8000. Первая реализация возможности установки внешней памяти прямо на основной плате.




Sound Blaster AWE32

1996 - старт уже сразу двух решений - "Sound Blaster AWE64" и "Sound Blaster AWE64 Gold". Наблюдаются уже какие-то зачатки понимания законов маркетинга и деления рынков, невзирая на азиатские корни компании. Впервые появился SPDIF и очень серьезный комплект программного обеспечения. Именно этот пакет впоследствии дорос до современного моструозного состояния. Версия "Gold" предназначалась для профессиональных музыкантов и означала позолоченные коннекторы.




Sound Blaster AWE64

К 1998 году шина PCI уже успела получить серьезное распространение и компания выпускает свой легендарный "Sound Blaster Live!" на аудио-процессоре EMU10K1. Введен новый звуковой стандарт "EAX". До сих пор большинство пользователей имеют звуковые платы именного этого семейства.




Sound Blaster Live!

1999 - семейство Live! расширено на две карты - "Sound Blaster Live! Player" и "Sound Blaster Live! Platinum" (дополнительное фронтальное устройство the "Live!Drive" с SPDIF in/out и оптическими in/out).




Sound Blaster Live! Platinum

2000 - последнее дополнение в серии "Live!" - "Sound Blaster Live! Player 5.1" и "Sound Blaster Live! Platinum 5.1". Получен полный сертификат Dolby Laboratories.

2001 - выпущен "Sound Blaster Audigy". Упор сделан на расширение возможностей профессионального использования карты. 24bit/96KHz DACs позволяет достигнуть 100dB SNR (Соотношение сигнал/шум). Серьезно расширен стандарт EAX: "Time Scaling", "CMSS (Creative Multi Speaker Surround) 3D" и "Audio Clean-Up". Впервые установлен порт FireWire.




Sound Blaster Audigy

2002 - выходит "Sound Blaster Extigy" - чисто внешнее звуковое устройство с соединением по USB.




Sound Blaster Extigy

2003 (весна) - выходит портативный "Sound Blaster MP3+".




Sound Blaster MP3+

2003 (Осень) - выход Sound Blaster Audigy 2 ZS. Сигнал-шум на сей раз уже 108dB, THX сертификат, поддержка 7.1, причем, впервые в мире, одновременно Dolby Digital EX и DTS-ES.




Sound Blaster Audigy 2 ZS

2005 - выход Sound Blaster X-Fi


Sound Blaster X-Fi

Итак, со времени выхода предыдущего чипа от Creative - Audigy, прошло 4 года. Срок не просто громадный, а нереальный, по компьютерным меркам. Достаточно вспомнить тот факт, что именно в это время умерла 3dfx, а в наших компьютерах стояли GeForce 3 Ti500/200, GeForce 2 MX, Radeоn 256 и Savage 2000. Сейчас эти видеокарты можно найти разве что в музеях. Более того, по большому счету, покупатель не увидел большой разницы между серией Live! и Sound Blaster Audigy. В играх, а их поклонники - это самый многочисленный отряд покупателей хорошего звука, серьезного прогресса не произошло. Народ, имеющий "Sound Blaster Live!", не спешил менять его на Audigy. А ведь год рождения Live! - это 1998 (время Riva TNT, 3dfx и Pentium MMX).

Отчего такой застой в компьютерном аудио? Причин несколько. Первая и самое очевидная - еще со времен Live! достигнут тот самый технологический уровень, который устраивает 90% пользователей. Creative взял курс на совмещение всех трех составляющих PC Audio - воспроизведение DVD, игры и студийная звукозапись. Первые две задачи решены с блеском! А вот третья решена не будет никогда. Психологически, профессиональные музыканты и звукоинженеры не воспринимают решения от Creative достойными своего внимания. Для них создан огромный спектр специализированных программно-аппаратных решений из абсолютно другого ценового диапазона и, 100 долларовая звуковая карта ну никак не соответствует их представлениям о необходимом оборудовании. Но, Live! уже устраивает подавляющее большинство пользователей компьютеров, даже сейчас.

  1. E-Mu - выкуплена в 1993 году
  2. Ensoniq - 1998
  3. Aureal - 2001
  4. Sensaura - 2003

Что-то из наработок конкурентов было успешно внедрено, что-то положено под сукно, суть это не меняет - у Creative практически не осталось серьезных конкуретов.

То самое, то, что вы думали, подкрался незаметно. "Встроенный звук" уже пару лет как является совершенно бесплатным приложением к любой материнской плате. Копеечный кодек, который по существу лишь интерфейс, который позволяет переложить всю работу по обращению со звуковым потоком на CPU, совершил мини-революцию. Мало кто помнит времена, когда даже для подключения жестких дисков к материнской плате требовался дополнительный контроллер. Современная материнская плата - это и LAN и звук, и USB, и IEEE 1394, и встроенный IDE контроллер в одном флаконе. И даже Video, если на то пошло.

Купив материнскую плату, пользователь имеет все это практически бесплатно.

Тот же самый чип Realtek ALC880 (Intel High Definition Audio) уже поддерживает 7.1 аудио-каналов и имеет S/PDIF In/Out-интерфейсы. Его стоимость при промышленных закупках - 30 центов, еще столько же стоят все необходимые гнезда. Одна проблема: интегрированный звук целиком и полностью ложится на плечи CPU, отъедая его производительность от решения основных задач. Но для большинства приложений этот факт никак не критичен. Одно дело времена Pentium MMX, совсем другое - Extreme Edition и FX51.

Другое дело игры. В таких играх как HL2 и FarCry детализация сцен столь высока, что именно процессор является сдерживающим фактором повышения значения FPS. Для экстремальных геймеров это критично. Именно на этот факт обращала внимание компания Creative во время презентации X-Fi, называя встроенный звук "стандартным звуком".

Полная аппаратная поддержка обработки звука, которой могут похвастаться внешние карты, тоже отъедает ресурсы, как и любое дополнительное устройство, но, как видно из представленного графика, даже на старых играх использование внешней карты дает выигрыш. Для современных игр разрыв более значителен.

К сожалению, полные результаты тестирования X-Fi можно будет публиковать начиная с 21 августа, но хоть что-то для подтверждения всем известного постулата, дать можно :-)

  • 24-bit Analog-to-Digital conversion of analog inputs at 96kHz sample rate
  • 24-bit Digital-to-Analog conversion of digital sources at 96kHz to analog 7.1 speaker output
  • 24-bit Digital-to-Analog conversion of stereo digital sources at 192kHz to stereo output
  • 16-bit to 24-bit recording sampling rates: 8, 11.025, 16, 22.05, 24, 32, 44.1, 48 and 96kHz
  • Signal-to-Noise Ratio (20kHz Low-pass fi lter, A-Weighted)
    • Stereo Output 116dB (109dB)
    • Front and Rear Channels 116dB (109dB)
    • Center, Subwoofer and Side Channels 116dB (109dB)
    • Total Harmonic Distortion + Noise at 1kHz (20kHz Low-pass fi lter) = 0.004%

    Архитектура процессора детально представлена в документе Sound Blaster X-Fi Whitepaper (2,4Mb). Через несколько дней будет готов перевод этого обширного документа из 59 страниц.

    Но одну особенность новой архитектуры Audio Ring необходимо отметить - наличие на карте памяти SDRAM. Маркетинговое наименование - X-RAM – Xtreme Fidelity RAM. Дополнительная память позволяет разработчикам игр размещать и хранить звуки непосредственно на карте, не загружая шину, и уменьшить влияние на производительность игры.

    Как уже упоминалось, на основе чипа CA20K1-PAG выпущено две карты. Рассмотрим отличия:




    Младшая модель Sound Blaster X-Fi SB0460 (*3050x2170; 850kb)




    Старшая модель Sound Blaster X-Fi SB0550 (*3184x2180; 1050kb)

    Как видим, это абсолютно разные решения. Объединяет их аудио-чип, наличие дополнительного питания (теперь и на звуковых картах), шина PCI (вариант в исполнении PCI-Ex будет выпущен значительно позже) и единое исполнение входов/выходов:



    Четыре програмируемых джекера и 26-пиновый AD_Link коннектор для подключения консоли.

    Продукты на основе X-Fi

    • "Sound Blaster X-Fi Xtreme Music"
    • "Sound Blaster X-Fi Platinum"
    • "Sound Blaster X-Fi Fatal1ty FPS Edition"
    • "Sound Blaster X-Fi Elite Pro"

    I. Sound Blaster X-Fi Xtreme Music



    II. Sound Blaster X-Fi Platinum



    • 2 X RCA jacks for coaxial SPDIF input and output
    • 2 X RCA jacks for Auxiliary input
    • 2 X optical connectors for optical SPDIF input and output
    • 2 X mini MIDI female connectors for MIDI input and output
    • Headphone output via 6.35 mm (1/4-inch) stereo jack
    • Headphone volume control knob
    • Shared line-level analog Line/Microphone input via 6.35 mm (1/4-inch) stereo jack

    III. Sound Blaster X-Fi Fatal1ty FPS Edition



    • 2 X RCA jacks for coaxial SPDIF input and output
    • 2 X RCA jacks for Auxiliary input
    • 2 X optical connectors for optical SPDIF input and output
    • 2 X mini MIDI female connectors for MIDI input and output
    • Headphone output via 6.35 mm (1/4-inch) stereo jack
    • Headphone volume control knob
    • Shared line-level analog Line/Microphone input via 6.35 mm (1/4-inch) stereo jack

    IV. Sound Blaster X-Fi Elite Pro



    • Two RCA jacks for coaxial SPDIF input and output
    • Shared Auxiliary input/Phono input via RCA stereo jacks
    • Two optical connectors for optical SPDIF input and output
    • Two standard MIDI female connectors for MIDI input and output
    • Headphone output and volume control via 6.35 mm (1/4-inch) stereo jack
    • Shared line-level analog Line/Microphone input via 6.35 mm (1/4-inch) stereo jack
    • Shared line-level analog Line/Hi-Z input via 6.35 mm (1/4-inch) stereo jack
    • DIN jack to connect Creative analog speaker systems with the wired remote control or Audio Control Pod that comes with the speakers
    • One AD_LINK connector for linking to the audio card

    Выводы

    Сможет ли X-Fi сегодня стать тем, чем был Live! на исходе прошлого тысячелетия? Скорее всего уже нет. Встроенный звук продолжает исполнять свой победный марш на компьютерах миллионов потребителей, оставляя нишу внешних решений маргиналам в лице экстремальных компьютерных игроков. Хотя, если отбросить из рассмотрения верхние решения, то карта Sound "Blaster X-Fi Xtreme Music" за свои 130$ является более чем привлекательным решением для меломана, игрока и начинающего создателя музыкального контента.

    Со временем выйдут новые карты на основе этого чипа, в вариантах PCI-Ex, с увеличенным размером буфера памяти, будет расширяться программное обеспечение, маркетологи напридумывают море дополнительных возможностей и красивых названий. Но основным вопросом останется поддержка новых возможностей трехмерного панорамирования звука со стороны разработчиков игр. На диске с драйвером и ПО также находится патч 1.3 для DOOM3, который в полной мере раскрывает потенциал карты. К сожалению, он пока один. Без всяких патчей UT2004 в корне изменил свое звучание в лучшую сторону, а вот FarCry остался прежним. Работа с разработчиками ПО - одна из важнейших составляющих успеха разработчиков железа. В полной мере это касается как NVIDIA/ATI и INTEL/AMD, так и Creative. Будем надеяться, что EAX ADVANCED HD 5.0 не окажется безумно сложным в освоении, и все будущие хитовые игровые лейблы получат соответствующую наклейку.

    Читайте также: