Reaper не видит звуковую карту

Обновлено: 07.07.2024


Когда играешь в группе, надо где-то репетировать. Попробуем дома собрать свой микшер с эффектами из того, что есть под рукой. А под рукой у меня есть 2-х ядерный компьютер с встроенной и 2-мя дополнительными аудиокартами, ESI Juli@ и C-Media CM8738. Итого 6 каналов на запись.
Если достаточно 2-х каналов, то можно дальше не читать, потому как 2 канала можно смикшировать через Reaper под Windows с asio4all (или родными драйверами), будет играть без проблем. Вся сложность начинается, когда хочется из 3-х карточек сделать одну виртуальную и многоканальную. Через asio4all запись одновременно 6-ти каналов на приемлемом уровне качества (даже для репетиций) не получилась (из-за разного clock source на карточках, а также из-за редких подтормаживаний), поэтому и пришлось идти таким нелёгким путём.

Запускать мы всё будем под Linux-ом с realtime-ядром. Realtime-патч желателен, но не необходим, без него тоже будет работать, разве что с большей задержкой и не так стабильно. Дистрибутив будет Debian, а не RemixOS, потому что, во-первых, хочется понимать что происходит, можно ли что-нибудь покрутить и ничего не сломается, во-вторых нужно будет немного патчить wineasio, и в-третьих, в remixos ужасный рабочий стол. Как ставить Debian я рассказывать не буду, на эту тему уже много написано. Итак, мы имеем свежеустановленный Debian 6.0.3 с рабочим столом. Выглядеть это будет почти что так, разве что иконок на рабочем столе не будет:

Первым делом обновляем (если Debian устанавливался не с netinstall). В рутовой консоли (Приложения->Стандартные->Root Terminal)

Теперь ставим уже скомпиленное realtime ядро pengutronix, опять же в рутовой консоли:

Перезагружаемся на него, смотрим что скажет uname:

Далее необязательно удаляем update-notifier (или как-нибудь выключаем):

Теперь ставим необходимые пакеты. Во-первых, это демон JACK. Именно к нему будут соединяться аудио приложения. А он, в свою очередь, через ALSA соединяется к звуковой карточке.

Audacity, для проверок

Пакеты чтобы собрать wineasio

И Wine, чтобы запускать Reaper. Wine можно поставить из репозиториев, а можно и самому собрать с rt-патчем. Патч нужен для того, чтобы wine мог давать realtime приоритеты нужным потокам. Т.е. с обычным wine все потоки reaper-a будут в sched_other, не зависимо от того, как хочет запускаемое приложение (или все в sched_fifo, если весь wine запустить через schedtool), а с патчем рипер сам скажет какие потоки критичные (это которые звук обрабатывают), а какие потоки нет (это графический интерфейс и всё остальное). В кратце, у потока с точки зрения планировщика может быть определен класс и приоритет. Класс — это sched_fifo, sched_rr, sched_other (он же sched_normal), sched_batch и еще какие-то. Интересных с точки зрения звука тут два, это обычный (sched_other) и реального времени (sched_fifo). Поток, который выполняется с классом sched_fifo, не может быть прерван потоком с классом sched_other. Т.е. все sched_other не смогут выполнится, пока кому-то из sched_fifo есть что делать. Хорошо что большую часть времени sched_fifo-потоки чего-нибудь ждут, сигнала от оборудования, к примеру. В нашем случае звуковые потоки (sched_fifo) будут ждать пока входящий аудио буфер заполнится, как поступит сигнал что буфер готов его быстро-быстро обработают, положат результат в исходящий буфер и снова будут ждать. А в эти перерывы будет рисоваться графический интерфейс итд.
Итак, вариант 1-й, ставим wine обычный (не желательно):

И вариант 2-й, собираем wine 1.2.3 с патчем (скажу сразу что это не есть правильный debian-way, по-правильному нужно собирать пакет и его устанавливать, но это просто чуть сложней):


и пишем там (естественно, вместо vasiliy надо поставить свой логин в системе)

Чтобы лимиты применились, нужно перелогинится или перезагрузится. Проверяем что с лимитами всё ок:

Смотрим что max locked memory unlimited и идём дальше. Сейчас будем настраивать и проверять ALSA и JACK. Логично начать с ALSA, запускаем Audacity, идём в настройки:

Выбираем ALSA, пускаем Audacity на запись, смотрим что работает, слушаем что получилось (здесь я просто дотрагивался пальцем до джека):

Если что-то не работает, к примеру играет, но не пишет (можно в Audacity импортировать любую mp3-шку для проверки), или пишет с большими шумами, то нужно смотреть настройки ALSA, Система->Параметры->Звук. На моей Juli@ всё заработало сразу, а вот с встроенной и c-media карточками прошлось повозится:
C-Media Electronics Inc CM8738 (rev 10)




Встроенная Intel Corporation 82801JI (ICH10 Family) HD Audio Controller



Интересно, что даже встроенная карточка на линейных вход даёт достаточно неплохой сигнал. Единственное что он должен быть достаточно мощным, иначе шумит. Уровень громкости на «Захват», вкладка «Запись» HDA Intel специально стоит на 25%, так у меня шумело меньше всего. Электрогитару, к примеру, так писать не очень, а вот если эту же гитару пропустить через какой-нибудь предусилитель (в моём случае это ART Tube MP), то получается очень даже ничего, даже можно программый дисторшн включать.

Теперь настроим JACK. Запускаем qjackctl через Приложения->Аудио и видео->JACK Control (или в терминале qjackctl), жмем «Параметры»:

Выбираем основной интерфейс, у меня это juli@, она на hw:2 (список карточек и какие они получили номера можно посмотреть в /proc/asound/cards Номер звуковой карточки не всегда сохраняется после перезагрузки, даже если все карточки pci). Включаем режим реального времени, выставляем размер буфера, дискретизацию, запускаем jackd, и через Audacity проверяем что работает (в настройках Audacity не забываем переключится на JACK). Так же желательно проверить запись (и вывод звука) на других карточках через JACK.
А сейчас начинается интересная часть. Будем подключать остальные аудиоинтерфейсы к основному. Всё так же запускаем qjackctl, стартуем и пишем в отдельном терминале:


hw:0 — это встроенная карточка, hda-intel — это просто тэг, можно и без него, 512 — размер буфера, 2 — их количество. Размер буфера и количество подбираются минимально нормально работающие (под нормально работающими понимается что alsa_in не выводит постоянно надпись «delay=<что-нибудь>»), в моём случае это получилось 512 (а потом и 128) сэмплов и два буфера, неплохо. Для остальных (остальной) звуковой тоже самое.


Проверить что всё работает можно через jackeq (Приложения->Аудио и видео->JackEq или, как я, в терминале jackeq). Выбираем порты входа, порты выхода, поднимаем громкость каналов, громкость master-а, смотрим и слушаем. На этом шаге можно поэкспериментировать с размерами буферов JACK и alsa_in (jackeq придётся перезапускать).



В этом патче мы убирам флаг JackPortIsPhysical, чтобы wineasio сразу соединялся со всеми портами JACK, в том числе и виртуальными, которые мы создали через alsa_in.
Компилируем, устанавливаем:


Тестовый запуск Reaper-а, проверяем что wineasio появился:

wineasio настраивается через реестр:



Из интересных настроек тут только Number of inputs/ouputs, можно поставить какое-нибудь более похожее на реальность количество. Fixed buffersize желательно оставить в «1», чтобы размер буфера определял JACK.
Снова запускаем Reaper, в зависимости от того пропатченный wine или нет команда запуска будет разная:

Настраиваем его для лучшей работы под wine:
Убираем галочку с «Preferences->Buffering->Use native events for syncronizing», и в «Preferences->Appearances->UI updates» выбираем «Lazy always».

Ну а теперь осталось только добавить в Reaper-е нужное количество дорожек, включить их на запись и мониторинг, добавить эффектов и играть:


Удачных Вам репетиций!

  • Под этой версией wine 1.0.1 у меня запустился только 3-тий Guitar Rig, 4-й и 5-й не устанавливаются. Хотя порепетировать и 3-ей хватит. С GuitarRig-ом надо как-то поосторожней, если быстро пресеты переключать, то он вылетает вместе с рипером. Хотелось бы найти какую-нибудь более стабильно работающую под wine-ом альтернативу.
    Под версией wine 1.2.3 Guitar Rig 5 поставится, работает нормально, не вылетает.
  • С wineasio 0.9.0 задержки на основной карточке с буфером 256 получились около 20-ми мс, на дополнительных около 30-ти (поправил, спасибо egorinsk).
    А вот на git версии wineasio и меньшие размеры работают, сейчас вот на основной карточке размер буфера 32, что даёт задержку в 1,4 мс, и на alsa_in буфер 128, т.е. на дополнительных карточках получилось 6 мс.
  • В четыре карточки тоже работает, подключал EMU-0202 USB.
  • Не нашел VST подавителя обратной связи, давить свистящие частоты приходится вручную через эквалайзер.
  • Не знаю как по-человечески поставить nvidia драйвер на realtime ядро.
  • В Reaper-е есть особенность, что приоритеты на потоки он вешает не во время запуска, а как только начинается воспроизведение/запись. Т.е. если делать проект с микшером, после его открытия придётся жать play/stop. Посмотреть, что из потоков есть, какой у них класс и приоритет можно через

В общем не ленитесь поставить realtime ядро, wine с realtime патчем и wineasio версию с git. Результаты должны получится очень неплохие.

В этом видеоуроке:

1. ASIO и драйвер ASIO4ALL
2. Подключение звуковой карты к Reaper
3. Задержка звука (латенция)
4. VST плагины
5. Частота дискретизации и настройки проекта
6. Подключение микрофона к компьютеру, предусиление
7. Создание дорожки и настройка дорожки для записи
8. Нормализация громкости объекта
9. Сохранение проекта

Текст урока

Первые настройки

Если у вас пока обычная встроенная звуковая карта (встроенная в материнку, к примеру), вам понадобится драйвер ASIO4ALL для того, чтобы работать со звуком в режиме реального времени. Эти дрова позволят вам работать с минимальными задержками звука. Про технологию ASIO можете почитать в Википедии .

Значок Asio4All в панели пуск

Итак, драйвер ASIO4ALL установлен, в панели пуска появился соответствующий значок, где можно будет настраивать задержку звука (правда лучше оставить латенцию по-умолчанию).

Итак, бросаем все и идем в магазин и выкладываем 150 баксов за Reaper и готовим еще пару лямов на VST плагины. Устанавливаем, запускаем. Прежде чем начать что-то делать, сперва надо подключить к программе нашу звуковую карту.

Окно базовых настроек программы reaper

Заходим в меню Options – Preferences. Здесь находятся все базовые настройки программы. Это окно можно также вызвать комбинацией клавиш Ctrl P. Выбираем слева Device т.е. оборудование и аудио систему выбираем ASIO, которая после установки драйвера должна там появиться.

Соответственно, большая задержка, больший размер буфера, даст возможность программе просчитать большое количество эффектов. Это нам пригодится, когда мы будем сводить наше творение и у нас будет большое количество эффектов и обработок.

VST плагины

Итак с настройками звуковой карты мы разобрались. И теперь нам надо указать директорию VST плагинов.

Для тех, кто еще не знает что это. VST (Virtual Studio Technology) – это подключаемые модули виртуальных эффектов и инструментов, которые работают в режиме реального времени. Это и всевозможные эмуляторы гитарных комбиков, и ревербераторы, и эквалайзеры… это виртуальные инструменты: синтезаторы, барабаны и т.д. короче говоря – это основные наши с вами инструменты, с которыми мы будем постоянно работать и над которыми мы проведем остаток нашей жизни.

Их существует великое множество и, о некоторых из них я вкратце постараюсь, конечно, рассказать. Так вот, каждый VST-модуль (плагин), представляет собой, как правило, библиотеку dll, которая при установке размещается к нам на винт в соответствующую директорию VST. Программа же (в нашем случае Reaper) при запуске – сканирует эту директорию, сама находит и определяет эти библиотеки и подключает их к себе автоматически. И, собсно говоря, вы их можете сразу же использовать, выбирая из соответствующего списка. Вот эту папку и надо нам сейчас указать программе. Если у вас пока нет директории VST – можете не указывать пока эту директорию или создать пустую.

Ну, а если она у вас есть, то вы можете ее автоматически определить, нажав на кнопку Auto-Detect и в любой момент времени просканировать ее на наличие новых плагинов, нажав кнопку Rescan.

Direct-x плагины

Помимо VST, существуют также Direct-x плагины (которые разрабатывали Microsoft совместно с CakeWalk), и которыми я пока не пользуюсь на данном этапе, хотя считается, что они быстрые (правда в них невозможно использовать автоматизацию). Вот, а поэтому я стараюсь отключать их в разделе ReWire/DX (в разделе Direct-X убираю галочки Enable DX plug-ins и Scan DX plug-ins on startup, ставлю на Disable DX-plugins scanning), чтобы они у меня не сканировались при запуске программы.

О подключении микрофона к компьютеру

В линии, как правило, предусиления нет. Линия – это обычная стереопара: левый и правый канал без предусиления, которые можно использовать как совместно, так и раздельно.

Преобразование сигнала

Еще вижу необходимым вам рассказать, что происходит с сигналом после микрофона. Звук, который мы записываем микрофоном, является акустическим. В микрофоне он лихо преобразуется в колебания электрического тока, т.е. в аналоговый. А вот далее, наш сигнал, проходя через вход звуковой карты, попадает в АЦП – аналогово-цифровой преобразователь, устройство, преобразующее входной аналоговый сигнал в дискретный код (цифровой сигнал), т.е. преобразует его, что называется, в цифру.

Все, завязываем с терминами и давайте перейдем к созданию и подготовке нашей первой дорожки для записи.

Создаем первую дорожку для записи.

Настройка микрофона

Начать запись можно, либо нажав на круглую кнопку Record, либо, что еще проще – нажать Ctrl R (от слова Record). Я очень настоятельно рекомендую запоминать эти сочетания клавиш, так как это очень ускорит и упростит вам жизнь. Писать придется часто, дублей может быть очень много и постоянно хвататься за мышку и целиться в кнопку, держа при этом гитару или микрофон, у вас попросту не будет времени. Итак, привыкаем жать Ctrl R. После нажатия автоматически начнется запись.

Вот у нас получилась наша запись и так как я и говорил, входной сигнал с моего микрофона очень тихий, т.к. у меня нету предусиления и микшера, поэтому мне надо сейчас выровнять или нормализовать громкость. Для этого нажимаем F2 и попадаем в свойства нашего объекта (записанного звука). Здесь есть кнопка Normalize, которую смело жмем и видим, что наша запись стала громкой. Давайте послушаем что получилось.

Неплохо. А теперь давайте сохраним наш проект.

Сохранение проекта

Итак, на этом наш первый, очень вводный и подробный, курс окончен. Как я и говорил, эти видеоуроки будут рассчитаны на начинающих, но впредь я, скорее всего, не буду так подробно разжевывать теорию и будет шпарить уже практика. 🙂 А пока, спасибо за внимание и до встречи в следующем уроке по Reaper.


Когда играешь в группе, надо где-то репетировать. Попробуем дома собрать свой микшер с эффектами из того, что есть под рукой. А под рукой у меня есть 2-х ядерный компьютер с встроенной и 2-мя дополнительными аудиокартами, ESI Juli@ и C-Media CM8738. Итого 6 каналов на запись.
Если достаточно 2-х каналов, то можно дальше не читать, потому как 2 канала можно смикшировать через Reaper под Windows с asio4all (или родными драйверами), будет играть без проблем. Вся сложность начинается, когда хочется из 3-х карточек сделать одну виртуальную и многоканальную. Через asio4all запись одновременно 6-ти каналов на приемлемом уровне качества (даже для репетиций) не получилась (из-за разного clock source на карточках, а также из-за редких подтормаживаний), поэтому и пришлось идти таким нелёгким путём.

Запускать мы всё будем под Linux-ом с realtime-ядром. Realtime-патч желателен, но не необходим, без него тоже будет работать, разве что с большей задержкой и не так стабильно. Дистрибутив будет Debian, а не RemixOS, потому что, во-первых, хочется понимать что происходит, можно ли что-нибудь покрутить и ничего не сломается, во-вторых нужно будет немного патчить wineasio, и в-третьих, в remixos ужасный рабочий стол. Как ставить Debian я рассказывать не буду, на эту тему уже много написано. Итак, мы имеем свежеустановленный Debian 6.0.3 с рабочим столом. Выглядеть это будет почти что так, разве что иконок на рабочем столе не будет:

Первым делом обновляем (если Debian устанавливался не с netinstall). В рутовой консоли (Приложения->Стандартные->Root Terminal)

Теперь ставим уже скомпиленное realtime ядро pengutronix, опять же в рутовой консоли:

Перезагружаемся на него, смотрим что скажет uname:

Далее необязательно удаляем update-notifier (или как-нибудь выключаем):

Теперь ставим необходимые пакеты. Во-первых, это демон JACK. Именно к нему будут соединяться аудио приложения. А он, в свою очередь, через ALSA соединяется к звуковой карточке.

Audacity, для проверок

Пакеты чтобы собрать wineasio

И Wine, чтобы запускать Reaper. Wine можно поставить из репозиториев, а можно и самому собрать с rt-патчем. Патч нужен для того, чтобы wine мог давать realtime приоритеты нужным потокам. Т.е. с обычным wine все потоки reaper-a будут в sched_other, не зависимо от того, как хочет запускаемое приложение (или все в sched_fifo, если весь wine запустить через schedtool), а с патчем рипер сам скажет какие потоки критичные (это которые звук обрабатывают), а какие потоки нет (это графический интерфейс и всё остальное). В кратце, у потока с точки зрения планировщика может быть определен класс и приоритет. Класс — это sched_fifo, sched_rr, sched_other (он же sched_normal), sched_batch и еще какие-то. Интересных с точки зрения звука тут два, это обычный (sched_other) и реального времени (sched_fifo). Поток, который выполняется с классом sched_fifo, не может быть прерван потоком с классом sched_other. Т.е. все sched_other не смогут выполнится, пока кому-то из sched_fifo есть что делать. Хорошо что большую часть времени sched_fifo-потоки чего-нибудь ждут, сигнала от оборудования, к примеру. В нашем случае звуковые потоки (sched_fifo) будут ждать пока входящий аудио буфер заполнится, как поступит сигнал что буфер готов его быстро-быстро обработают, положат результат в исходящий буфер и снова будут ждать. А в эти перерывы будет рисоваться графический интерфейс итд.
Итак, вариант 1-й, ставим wine обычный (не желательно):

И вариант 2-й, собираем wine 1.2.3 с патчем (скажу сразу что это не есть правильный debian-way, по-правильному нужно собирать пакет и его устанавливать, но это просто чуть сложней):


и пишем там (естественно, вместо vasiliy надо поставить свой логин в системе)

Чтобы лимиты применились, нужно перелогинится или перезагрузится. Проверяем что с лимитами всё ок:

Смотрим что max locked memory unlimited и идём дальше. Сейчас будем настраивать и проверять ALSA и JACK. Логично начать с ALSA, запускаем Audacity, идём в настройки:

Выбираем ALSA, пускаем Audacity на запись, смотрим что работает, слушаем что получилось (здесь я просто дотрагивался пальцем до джека):

Если что-то не работает, к примеру играет, но не пишет (можно в Audacity импортировать любую mp3-шку для проверки), или пишет с большими шумами, то нужно смотреть настройки ALSA, Система->Параметры->Звук. На моей Juli@ всё заработало сразу, а вот с встроенной и c-media карточками прошлось повозится:
C-Media Electronics Inc CM8738 (rev 10)




Встроенная Intel Corporation 82801JI (ICH10 Family) HD Audio Controller



Интересно, что даже встроенная карточка на линейных вход даёт достаточно неплохой сигнал. Единственное что он должен быть достаточно мощным, иначе шумит. Уровень громкости на «Захват», вкладка «Запись» HDA Intel специально стоит на 25%, так у меня шумело меньше всего. Электрогитару, к примеру, так писать не очень, а вот если эту же гитару пропустить через какой-нибудь предусилитель (в моём случае это ART Tube MP), то получается очень даже ничего, даже можно программый дисторшн включать.

Теперь настроим JACK. Запускаем qjackctl через Приложения->Аудио и видео->JACK Control (или в терминале qjackctl), жмем «Параметры»:

Выбираем основной интерфейс, у меня это juli@, она на hw:2 (список карточек и какие они получили номера можно посмотреть в /proc/asound/cards Номер звуковой карточки не всегда сохраняется после перезагрузки, даже если все карточки pci). Включаем режим реального времени, выставляем размер буфера, дискретизацию, запускаем jackd, и через Audacity проверяем что работает (в настройках Audacity не забываем переключится на JACK). Так же желательно проверить запись (и вывод звука) на других карточках через JACK.
А сейчас начинается интересная часть. Будем подключать остальные аудиоинтерфейсы к основному. Всё так же запускаем qjackctl, стартуем и пишем в отдельном терминале:


hw:0 — это встроенная карточка, hda-intel — это просто тэг, можно и без него, 512 — размер буфера, 2 — их количество. Размер буфера и количество подбираются минимально нормально работающие (под нормально работающими понимается что alsa_in не выводит постоянно надпись «delay=<что-нибудь>»), в моём случае это получилось 512 (а потом и 128) сэмплов и два буфера, неплохо. Для остальных (остальной) звуковой тоже самое.


Проверить что всё работает можно через jackeq (Приложения->Аудио и видео->JackEq или, как я, в терминале jackeq). Выбираем порты входа, порты выхода, поднимаем громкость каналов, громкость master-а, смотрим и слушаем. На этом шаге можно поэкспериментировать с размерами буферов JACK и alsa_in (jackeq придётся перезапускать).



В этом патче мы убирам флаг JackPortIsPhysical, чтобы wineasio сразу соединялся со всеми портами JACK, в том числе и виртуальными, которые мы создали через alsa_in.
Компилируем, устанавливаем:


Тестовый запуск Reaper-а, проверяем что wineasio появился:

wineasio настраивается через реестр:



Из интересных настроек тут только Number of inputs/ouputs, можно поставить какое-нибудь более похожее на реальность количество. Fixed buffersize желательно оставить в «1», чтобы размер буфера определял JACK.
Снова запускаем Reaper, в зависимости от того пропатченный wine или нет команда запуска будет разная:

Настраиваем его для лучшей работы под wine:
Убираем галочку с «Preferences->Buffering->Use native events for syncronizing», и в «Preferences->Appearances->UI updates» выбираем «Lazy always».

Ну а теперь осталось только добавить в Reaper-е нужное количество дорожек, включить их на запись и мониторинг, добавить эффектов и играть:


Удачных Вам репетиций!

  • Под этой версией wine 1.0.1 у меня запустился только 3-тий Guitar Rig, 4-й и 5-й не устанавливаются. Хотя порепетировать и 3-ей хватит. С GuitarRig-ом надо как-то поосторожней, если быстро пресеты переключать, то он вылетает вместе с рипером. Хотелось бы найти какую-нибудь более стабильно работающую под wine-ом альтернативу.
    Под версией wine 1.2.3 Guitar Rig 5 поставится, работает нормально, не вылетает.
  • С wineasio 0.9.0 задержки на основной карточке с буфером 256 получились около 20-ми мс, на дополнительных около 30-ти (поправил, спасибо egorinsk).
    А вот на git версии wineasio и меньшие размеры работают, сейчас вот на основной карточке размер буфера 32, что даёт задержку в 1,4 мс, и на alsa_in буфер 128, т.е. на дополнительных карточках получилось 6 мс.
  • В четыре карточки тоже работает, подключал EMU-0202 USB.
  • Не нашел VST подавителя обратной связи, давить свистящие частоты приходится вручную через эквалайзер.
  • Не знаю как по-человечески поставить nvidia драйвер на realtime ядро.
  • В Reaper-е есть особенность, что приоритеты на потоки он вешает не во время запуска, а как только начинается воспроизведение/запись. Т.е. если делать проект с микшером, после его открытия придётся жать play/stop. Посмотреть, что из потоков есть, какой у них класс и приоритет можно через

В общем не ленитесь поставить realtime ядро, wine с realtime патчем и wineasio версию с git. Результаты должны получится очень неплохие.

REAPER - относительно молодая (по меркам консервативной аудио-индустрии 10 лет уже не детство, но ещё не зрелость) DAW(цифровая аудио станция), то есть программа для комплексной обработки звука.


В своё время меня в ней привлекли две вещи:
Во-первых - цена. Заинтересовался я рипером ещё когда он был бесплатным официально (до версии 1.0), но и сейчас, несмотря на сравнимую с Cubase ценой в 60 американских президентов, им можно пользоваться бесплатно.Он, как WinRar, "умеет ждать": несмотря на официальный тестовый период в 60 дней даже через год просьба покормить разработчика("Buy me") за 5 секунд сменяется милостивым "Still evaluating"(если таймер не тикает - пощёлкайте закладками).

Во-вторых - наглядность. Или, даже можно сказать, интуитивность. По крайней мере для меня.
Абсолютное большинство вещей лежат там, где их ожидаешь найти. При этом ненужные вотпрямщас вещи легко прячутся за парой кнопок, а будучи нужны - легко вытаскиваются.


При первом запуске, даже до окна-попрошайки программа предложит настроить звуковую карту.


Не стоит с ней спорить

Сначала выбирается режим работы (Audio system): если звуковая карта поддерживает режим ASIO лучше воспользоваться им (не забываем указать с какого по какой каналы использовать); если нет - начиная с Висты сделали довольно приличную подсистему WASAPI, которую можно переключить в ASIO-подобный Exclusive mode.

Можно заметить что настройка звуковой карты - часть общего меню настроек, тем не менее большинство остальных опций настроено вполне разумно и не стоят беспокойства при первом запуске. Сюда можно вернутся при необходимости через меню Options - Preferences.

Создать новый проект можно прямо из меню "Пуск"(там есть соответствующий ярлычок), можно просто через File - New Project. Да и просто если все проекты позакрывать - новый будет создан автоматически, программа не может быть запущена без проекта(то же касается и самого первого запуска).

Слева у нас список дорожек. Щелчком правой клавиши мышки можно вызвать меню добавления дорожки. Первый пункт - самый востребованный: просто создать дорожку. Например чтобы туда писать.



Нажав на маленький красный кружочек на свежесозданной дорожке можно назначить её на запись. При этом справа появится индикатор уровня(громкости) входного сигнала. Внизу можно выбрать вход звуковой карты (на картинке выбран Input 1), если выбора входа не видно можно увеличить вертикальный размер дорожки, "потянув" за нижнюю грань. Справа от красной кнопки можно впечатать название дорожки.


Сразу после первых настроек проект лучше сохранить. Не столько ради ценности пустой дорожки, сколько чтобы обозначить где будут сохраняться файлы записи. Ради порядка же можно сразу всё сложить в отдельную папочку (Create subdirectory for project).

ToDo:
Часть 3: Уиу-уиу и жж-жж. Обработка.
Часть 4: Бум-туц, та-та-та. Виртуальные инструменты.
Часть 5: Отрендери меня полностью. Получаем результат.

Читайте также: