Ребенок у которого отобрали компьютер

Обновлено: 30.06.2024

Игорь Азнаурян — офтальмохирург, детский офтальмолог, академик Российской академии медико-технических наук (РАМТН), доктор медицинских наук, президент Ассоциации офтальмологов и страбизмологов. Автор 20 научных разработок рассказал "Клопс", почему носить очки для чтения после 40 лет — это нормально, а упражнения для глаз не избавят от близорукости.

— Игорь Эрикович, откуда берётся близорукость и почему один близорукий, а другой дальнозоркий?

— Дальнозоркость всегда врождённая. В 98–99 процентах случаев астигматизм врождённый, два процента приходятся на те виды астигматизма, которые приобретены вследствие травмы или какого-либо заболевания роговицы глаза, например.

— То есть дети рождаются дальнозоркими?

— Да. И если дальнозоркость остаётся или она при рождении была выше, чем нужно, то она переходит во взрослое состояние. Мы с вами знаем этих пожилых людей, которые носят очки с двумя линзами — для дали и для близи. У этих людей с детства была близорукость, просто они о ней не знали. А проявляться она начала в более старшем возрасте.

Близорукость очень разная: близорукость от рождения, близорукость, которая появилась в раннем детском возрасте, и близорукость, которая появилась в школьном возрасте. Это три разных состояния и требуют совершенно разных подходов к лечению.

— Есть ли какая-то тенденция, передаётся ли близорукость, например, по материнской линии? Какую роль играет наследственность? Вот у меня трое детей, у мальчиков зрение нормальное, а мы с дочкой слепошарые, как говорят в народе. И мама моя была близорука.

— Наследственность с полом не связана, в вашем роду девочкам просто не везёт, это просто хромосомы. Та близорукость, о которой вы говорите, появилась у вашей мамы в подростковом возрасте, очевидно, и у вас тоже где-то в этот период, и у вашей дочери. Это так называемая школьная близорукость, как её называют у нас в стране, — наиболее распространённый тип. С одной стороны, генетически наши глаза не расположены к интенсивной работе вблизи, они созданы для того, чтобы работать вдаль. Человечество как бы переформатирует свою зрительную систему на то, чтобы хорошо начать видеть близко, при этом оно теряет способность видеть далеко. Это близорукость с минусом до трёх-четырёх диоптрий.

Когда запускается механизм такой адаптации, глаз начинает растягиваться и близорукость приобретает ещё более печальные величины и портит глаза. Глаз портится, растягивается.

На фото детский офтальмолог, академик Игорь Азнаурян | Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"

На фото детский офтальмолог, академик Игорь Азнаурян. Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"

— То есть происходят физические изменения?

— Да. Это может привести к серьёзным патологиям в будущем.

— Можно и ослепнуть?

— Можно. Поэтому очень важно смотреть периферию глазного дна, те участки, которые могут повреждаться из-за растяжения, и вовремя их профилактически лечить. Тогда ничего страшного не произойдёт.

Если мелкий объект, который нужно рассмотреть — буквы, например, — находится в постоянном движении "близко — дальше". Одно время было много близоруких среди музыкантов, когда они читают ноты, они совершают колебательные движения. Почему это мы наблюдаем резкий рост близорукости в связи с появлением планшетов или смартфонов? Потому что, когда ребёнок держит в руках гаджеты, он двигает их всё время. И если ему нравится играть…

— Конечно, нравится. Разве есть такие дети, которые не играют?

— И я считаю, что бессмысленно говорить о том, что это надо ограничить. Как можно ограничить современного ребёнка?

— Никак. Раньше читали под одеялом. Теперь под одеялом играют.

— Разница между нами и нынешним поколением в разы больше, чем между нами и нашими родителями. Мы к нашим родителям гораздо ближе с точки зрения навыков и способностей, чем мы и наши дети. Мы гораздо более ортодоксальны. Поэтому вы не имеете права ребёнку запрещать, иначе вы калечите его будущее. Но, с другой стороны, как же сохранить здоровье? Например, что делал я в случае со своими детьми?

— Да, расскажите про своих.

— Моему старшему сыну было восемь лет, я заведовал детским отделом в институте Святослава Фёдорова. Однажды жена заскочила ко мне по какой-то надобности с нашим старшим сыном Эриком. И я говорю: давай его проверим. А у Эрика минус 1,5. Бац, приехали! Я начал его лечить так, как лечу всех — до возраста, когда близорукость стабилизируется сама по себе. Мы её смогли удержать, она у него 2,25–2,5, не больше. Кроме лечебных мероприятий, мы ограничили сыну время на компьютерные игры и купили ему большой монитор. Тогда, слава богу, ещё смартфонов не было.

Сейчас Эрику 28 лет, и он носит очки скорее для солидности. У сына две статьи в журнале Science, он биотехнолог, занимается генетикой и молекулярной синтетической биологией, живёт в Цюрихе.

— А что касается хирургической коррекции — когда её можно проводить ребёнку?

— Вот говорят, что 18 лет — это тот возраст, когда можно проводить лазерную коррекцию. И до 40–45 лет. На самом деле всё немножко по-другому.

В довольно большом числе случаев (60–65 процентов) близорукость в 18 лет начинает сама собой останавливаться. Вопрос в том, на какой цифре она остановится, и её надо до этого правильно лечить, чтобы она не достигала сумасшедших цифр. У многих она продолжает прогрессировать, и в таких условиях неправильно делать коррекцию: сегодня вы её сделали, а завтра опять зрение упадёт. Это же не консервная банка, которую можно открыть-закрыть, и не молния на куртке. Поэтому важно, чтобы зрение стабилизировалось на три года, и потом делать коррекцию. Например, мы зафиксировали близорукость в восемь лет, лечим, с 12 лет она остановилась и три-четыре года не растёт. Ну и зачем ждать 18 лет? Надо делать коррекцию.

То же самое касается взрослых. Почему-то принято предполагать, что к 40–45 годам у человека может появиться катаракта и тогда уже будет операция не на роговице, а на хрусталике. Но, во-первых, не у всех эта катаракта развивается. Так что, человеку сидеть до смерти ждать, когда она появится, чтобы снять очки? Если нет противопоказаний, можно операцию сделать и жить дальше, имея возможность хорошо видеть и далеко, и близко.

На фото детский офтальмолог, академик Игорь Азнаурян. Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"

— И до конца жизни хватит такой операции?

— Да, безусловно. Обычно делается одна, в некоторых случаях, процентах в 20, нужно дошлифовать роговицу.

— В моём детстве близорукость лечили по-простому: что-то капали в глаза, велели делать упражнение: наклеиваешь на стекло точку и смотришь то на неё, то вдаль.

— Да, и люди верили, что это поможет. В советское время в передаче "Здоровье" говорилось, что в масле много вредного холестерина. И все переставали есть масло. И в магазинах масла не было якобы не потому, что коровы не доятся, а потому, что оно вредно.

Здесь та же самая история. Вам сказали: давайте сделаем склеропластику. А её нигде в мире, кроме пространства СНГ, не делают. Операция совершенно простая с точки зрения техники, но бессмысленная. Или вам говорят: вот аппарат, мы вам в глаз посветим и назовём это аппаратным лечением. Это всё равно, что сказать "проводить шприцевое лечение пневмонии". Но смысл же не в самом шприце, а в том, что вы туда набрали.

И второй дурацкий термин, который не имеет никакой смысловой нагрузки, — это "упражнения для глаз". Под словом "упражнение" что мы понимаем? Мы делаем некоторые движения, которые нас раскрепощают, растягивают нам связки, делают крепче мышцы, покачали чуть-чуть пресс — он втянулся, не выпирает пузо. Теперь предположим, что у человека какая-то серьёзная болезнь. Например, миастения, когда мышцы не работают. Или переломы, разрывы сухожилий. Вы упражнениями этот дефект сможете компенсировать? Нет, конечно.

Та же история здесь. Вы можете до умопомрачения вращать глазами в разные стороны, делать примочки. Но лучше сразу лечить правильно и выверенно. Сейчас с полисом ОМС можно пройти обследование и лечение в различных хорошо оснащённых клиниках, в том числе и частных.

— Мы знаем о дальнозоркости как о беде людей в возрасте.

— Если человек вдаль видит хорошо, а для близи нужны очки — это нормальная история и называется "пресбиопия". После 40 лет любой "нулевой" глаз требует очков, чтобы видеть вблизи. И если человек не хочет носить очки, тоже можно корригировать.

— У человека сейчас нет особой надобности видеть далеко, ему не нужно, например, постоянно охотиться. Можно ли предполагать, что в будущем зрение переориентируется на потребности лучше видеть вблизи больше? Можно ли говорить, что устройство наших глаз как-то меняется?

— Нет. Глаз удлиняется до трёх лет с момента рождения. Удлинение всего на один миллиметр — это уже три диоптрии в сторону минуса. Человек рождается с дальнозоркостью 3–3,5 диоптрии, к году должно быть чуть меньше плюс одной. До трёх лет глаз приобретает ту длину и форму, которая соответствует нулевой рефракции или около того. От момента рождения до его истинно нормального состояния глаз увеличивается всего на один миллиметр. И когда у вас после семи-восьми лет вдруг снова этот механизм включается — это ненормальная адаптация. Включаются другие гены, которые не способны точно ориентировать глаз, предположим, на расстоянии полметра или 33 сантиметра. И если вы ничего не делаете, получаете высокую близорукость, которая является болезнью.

— То есть человек не меняется на протяжении времени?

— Не меняется. Какие мы были тысячу лет назад, такими и остались. Поэтому эта псевдоадаптация, связанная с работой глаз вблизи, порочна, негармонична с точки зрения биологических процессов. Предположим, у человека одна нога короче другой. Это ненормальные условия для ходьбы. Но человек приспосабливается, у него меняется конфигурация опорно-двигательного аппарата, тазовые кости несимметричны, позвоночник идёт не перпендикулярно плоскости таза, а по косой наверх. И человек меньше хромает. Но это ненормально, это просто адаптация к изменившимся условиям.

Недавно российских школьников напугали, пригрозив, что 1 сентября у них отберут смартфоны. По мнению Министерства просвещения, мобильников дети становятся гиперактивными и раздражительными, а еще гаджеты отвлекают их от занятий и мешают учителю. Во Франции, к примеру, любые смартфоны, планшеты и даже «умные» часы запрещены.

К сожалению, на этой неделе общественность снова заговорила о пользе и вреде гаджетов для детей. Поводом стала кошмарная история ульяновского подростка, убившего всю свою семью.


не привлекал внимание ни органов опеки, ни психиатра, прилежно учился, а еще много времени проводил за компьютером. Неужели необъяснимое помешательство могло случиться на фоне увлечения Интернетом и компьютерными играми? В это сложно поверить, если бы не жуткие примеры, когда подростки мстили своим близким за то, что те пытались вытянуть их из мира виртуального в реальный.


Алексей из Вологды накинулся на мать с топором и убил, когда она запретила ему играть в игры. А в США отец разбил игровую приставку, чтобы вытянуть сына поиграть в футбол. У ребенка случилась истерика.

Почему так сложно избавиться от привычки сидеть в телефоне или играть в приставку? Этому есть научное объяснение. Психолог Бэкки Спэлман утверждает, что мозг адаптируется и начинает постепенно зависеть от телефона. По ее мнению, люди начинают ощущать дискомфорт и даже тревогу без телефонов.

Анна Гончарова, доктор медицинских наук: «Мы и проигрываем борьбу с игроманией. Легко бороться с болью, легко бороться со страхом, поскольку это негативные эмоции. А если человеку хорошо, зачем он будет бороться? Наоборот, он хочет снова и снова получать это удивительное ощущение».

Это наглядно показывает, почему ребенок, который однажды поиграл в игру на смартфоне или посмотрел интересный мультик, снова тянет руку к гаджету. «Центральное телевидение» совместно с семейным психологом провело необычный эксперимент. В одну комнату пригласили малышей, предварительно забрав у них на входе телефоны. В другой комнате, полной игрушек, разместили их сверстников, но смартфоны детям оставили.

я потому и спросил Вас о понятии.
Так что же, не слышали?
В сети много информации на тему зависимости и созависимости.

№0 | tatyanavoron писал(а):
Как воспитать нормального адекватного ребенка, у которого в голове не только телефон? №1 | Юрий Анатольевич Ионов писал(а):
Вам знакомо понятие "Жесткая любовь", Татьяна?

Психолог, Психопрактик супервизор Off-on-line

№0 | tatyanavoron писал(а):
К сожалению, чем-то занять сына как-то не получается, идти куда-то, искать ему интересы - на это просто нет времени. Почитай, посмотри, помоги - все отметается им на корню. Вы видите, что Вы подходите к нему с требованиями.
Понятно, что в 11 лет парнишка вполне может помогать, если приучен к этому с детства и расположен к родителям.
Сейчас же, Вы говорите, что на него у Вас нет времени. И это очень печально.
Но что есть, то есть - парень нашёл себе занятие по душе - №0 | tatyanavoron писал(а):
видео снимает, перекидывается с одноклассниками, то в контакте сидит.

№2 | Юрий Анатольевич Ионов писал(а):
Вы сознаёте свою созависимость?
я потому и спросил Вас о понятии.
Так что же, не слышали?
В сети много информации на тему зависимости и созависимости.

Вообще разговор всерьёз и основательно.
Вы-то сама на что готовы?

Психолог, Психопрактик супервизор Off-on-line

да, это не просто понять.
Татьяна, дитя растить, дело серьёзное. №6 | tatyanavoron писал(а):
ребенок очень хороший, но не воспитанный, к сожалению(

Здравствуйте, Татьяна. Насколько Вы готовы менять себя чтобы

№0 | tatyanavoron писал(а):
воспитать нормального адекватного ребенка, у которого в голове не только телефон?

Ваш сын не с телефоном родился. Обернитесь назад и вспомните, пожалуйсна, как и с чего все началось и как развивалось. Особенно эмоциональный фон.

№5 | Юрий Анатольевич Ионов писал(а):
Вы видите, что Вы подходите к нему с требованиями.
Понятно, что в 11 лет парнишка вполне может помогать, если приучен к этому с детства и расположен к родителям.
Сейчас же, Вы говорите, что на него у Вас нет времени. И это очень печально.
Но что есть, то есть - парень нашёл себе занятие по душе -
Ясно, что он забросил себя, но не сам по себе, а вслед за Вами, как это ни печально.
Потому-то я и спрашиваю о том, на что Вы сама готовы? №0 | tatyanavoron писал(а):
Как воспитать нормального адекватного ребенка, у которого в голове не только телефон?
№8 | Ирина Фунтикова писал(а):
Здравствуйте, Татьяна. Насколько Вы готовы менять себя чтобы
Ваш сын не с телефоном родился. Обернитесь назад и вспомните, пожалуйсна, как и с чего все началось и как развивалось. Особенно эмоциональный фон.
Что думает по поводу происходящего отец ребенка? И какие у Вас с ним отношения? №10 | НикаАнирам писал(а):
Любить его, принимать, понимать, поддерживать, давать тепло, ласку, ощущение защищенности и стабильности, уважать его, как личность, прислушиваться к его мнению, помогать расти и т.п.

Психолог, Психопрактик супервизор Off-on-line

№9 | tatyanavoron писал(а):
я не знаю что делать, уже, наверное, поздно к чему-то приучать, заинтересовывать, я просто даже не знаю чем №0 | tatyanavoron писал(а):
Боюсь, что надолго моей строгости не хватит.

Психолог, Системный семейный терапевт

№0 | tatyanavoron писал(а):
Как воспитать нормального адекватного ребенка, у которого в голове не только телефон?

Психолог, Психопрактик супервизор Off-on-line

№11 | tatyanavoron писал(а):
папа очень против, чтобы я отбирала телефон, он считает нормальным постоянное нахождение ребенка в телефоне №15 | Климова Анна Георгиевна писал(а):
Можете рассказать подробнее, что именно сын делает в телефоне? Играет, общается, еще что-то? №6 | tatyanavoron писал(а):
ребенок очень хороший, но не воспитанный, к сожалению(

А почему вы его не воспитывали?

№19 | tatyanavoron писал(а):
играет в игру и снимает это, потом выкладывает на ютуб, смотрит лайфхаки всякие, при этом лежит, скрючившись на диване, у него уже сколиоз

Психолог, Психопрактик супервизор Off-on-line

№9 | tatyanavoron писал(а):
я не знаю как действовать уже, я не жесткая совсем, в жесткость кидаюсь от безысходности №12 | tatyanavoron писал(а):
я все это даю, у нас отличное взаимопонимание, но телефон и друзья в нем - это главное, к сожалению.

Психолог, Супервизор, Консультант

№0 | tatyanavoron писал(а):
Нужно ли дальше мне гнуть такую линию, что не нужен ему телефон вообще? Как воспитать нормального адекватного ребенка, у которого в голове не только телефон? Татьяна, до совершеннолетия Вы отвечаете за своего сына , а именно обязаны его обеспечивать с одной стороны, но с другой имеете право его контролировать.
Вы его плохо обеспечиваете? Вас волнует что про Вас будут говорить в том числе его друзья? №0 | tatyanavoron писал(а):
А там друзья с телефонами, а он без. Какие эмоции Вы вложили в эту фразу?
Да, Ваш сын без телефона, а его друзья с телефонами.
У Вашего сына не развит , не воспитан, не привит внутренний контроль. Полностью отсутствует.
№0 | tatyanavoron писал(а):
тогда, может быть, часа полтора в день разрешу посидеть с телефоном Да, такой способ может быть применен для развития внутреннего контроля . Но №0 | tatyanavoron писал(а):
Боюсь, что надолго моей строгости не хватит

Психолог, Магистр психологии Коррекция

г. Одесса (Украина)

Установите вместе с сыном график и режим. Вы вполне можете ограничивать своего сына в чём-либо, а также воспитывать и устанавливать правила!
На то Вы и мама. Поставьте ограничение. Например,пользоваться телефоном более,чем 1,5 часа в сутки-нельзя. Объясните что это вредно для здоровья. А вот гулять,ходить в кружки,конструировать,рисовать,заниматься актерским мастерством-можно сколько угодно. Самое худшее что можно сделать-это в порыве злости отбирать телефон, с криком "всё!два дня без телефона!", а после отдавать его обратно через час. Так Вы ещё больше подрываете свой авторитет. Старайтесь говорить ему то,что Вы реально можете сделать,быть хозяйкой своих слов. И переключать внимание своего ребенка на что-то другое. Старайтесь чаще общаться с ним,гулять,говорить,слышать его,говорить о его потребностях . Часто дети сидят в телефонах просто от одиночества.
Для развития волевой сферы ,опять таки,важен режим. И последовательное его соблюдение. Регулярные физические нагрузки,прогулки,сон в одно и то же время. А в идеале-личная консультация у психолога.)



Ошибка № 1. Тотальный запрет

Я считаю, что зависимость появляется, когда есть явный, очень сильный запрет. Почему он не работает? Да потому что любое строгое правило очень хочется нарушить. Такова человеческая природа, мы не можем искоренить это. Если мы жестко ограничиваем, пресекаем, не позволяем детям что-то и ещё говорим «это плохо», «это зло», то получаем обратный эффект. Не надо питать иллюзий, что вы сможете навсегда оградить своих детей от компьютера и мобильных телефонов, и они привыкнут жить без гаджетов. Когда-нибудь они «дорвутся» до так называемого «запретного плода», и тогда никто не знает, что может произойти.

Что делать: Еще раз подчеркну — не стоит отбирать все гаджеты у ребенка. Категоричные запреты дают обратный эффект. Родителям следует разумно ограничивать время пользования телефоном и другими гаджетами. Дайте четко понять, когда именно нельзя пользоваться техникой. Например, во время обеда, за несколько часов до сна и т.д. Главное не забывайте, что это правило должно быть единым абсолютно для всех членов семьи.


Ошибка № 2. Сильная занятость ребенка

Одна из причин зависимости заключается в том, что у ребенка просто нет других интересов. Так происходит не потому, что он плохой или не увлекающийся, а потому, что ему не позволяют ничем интересоваться. Его время забивают тем, что считают нужным родители: школа, кружки, сад, секции.

Геймификация грамотно работает на то, чтобы как можно лучше мотивировать и завлечь детей и взрослых. В играх всё очень живо, бодро, ярко, красочно. Ты всё время получаешь какое-то поощрение: бонусы, переходы с уровня на уровень. Даже взрослый человек не может отказаться от такой мотивации, что говорить про ребенка.

Что делать: Важно предоставлять ребёнку возможность увлекаться тем, чем он хочет, а не тем, чего хотят мама и папа. Очень хорошо, когда есть много свободного времени для неиндивидуальной игры, особенно со сверстниками. Это минимизирует зависимость от гаджетов.


Ошибка № 3. Игнорирование своих собственных привычек

Иногда ко мне приходит какая-нибудь мама на консультацию. И я вижу, что ей скучно, грустно, тоскливо, она не очень любит жизнь, у нее нет хобби. При этом женщина искренне удивлена, почему ее ребенок целыми днями напролет сидит в гаджетах. Хотя ответ в данном случае очевиден. Что ему ещё делать, когда у него такой пример перед глазами?

Что делать: Если ребенок видит по вечерам вымотанных после работы родителей, которые отдыхают, просто сидя на диване и смотря телевизор, или ещё работают дома, а на выходных они делают какие-то важные дела, которые неинтересны ни им, ни ребенку, это не самый лучший пример для маленького человека.

Ваша задача — показывать чаду увлекательную, насыщенную жизнь, а главное — самим ею жить! Тогда ваше чадо будет тоже к этому стремиться, потому что дети повторяют за взрослыми. И еще один важный нюанс: родителям самим стоит больше отрываться от своего телефона, подавая тем самым хороший пример.


Ошибка № 4. Вы не стремитесь наладить диалог

Часто родители считают, что о теме зависимости можно не разговаривать с ребенком и делать вид, что все нормально, но подобная тактика губительна. Если вы закрываете глаза на проблему, это не означает, что ее нет.

Что делать: Честно разговаривайте с детьми — как вы к этому относитесь, что думаете. Говорите о своем беспокойстве. Например: «Я считаю, что это не будет полезным в больших количествах потому-то и потому-то. ». На мой взгляд, истерия вокруг темы зависимости преувеличена, потому что мы просто не знаем, как общаться с детьми. Если мы все-таки начнем это делать, да еще так, чтобы слушать и слышать подрастающее поколение, верить в то, что они вообще что-то могут о себе сказать, и они действительно думающие и понимающие создания, то много вопросов сразу снимется.

Читайте также: