Ресурсы компьютерных сетей как средство обучения

Обновлено: 30.06.2024

Ресурсы Интернет, целесообразные к использованию в учебном процессе.

Информатизация является одним из основных факторов, заставляющим образование совершенствоваться. Изменяются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно из простого транслятора знаний превращается в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Существенным средством информатизации являются образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет. Неслучайно их корректное, своевременное и уместное использование всеми специалистами, работающими в системе общего среднего образования, является залогом эффективности подготовки школьников. Рассмотрим работу с распределенными информационными ресурсами компьютерных сетей более подробно. Подобные средства ИКТ позволяют привнести в работу учреждения общего среднего образования:

организацию представительства учебного заведения в сети Инетрнет;

создание сайта, посвященного содержанию школьной дисциплины и размещение его в сети Интернет;

размещение личных Web-сайтов учителей и школьников.

Большинство информационных ресурсов сети Интернет представлено так называемыми Web-страницами, организованными по принципам гипермедиа. Web-страница - это документ, содержащий:

мультимедийные объекты (графика, звук, видеоклипы);

ссылки на другие Web-страницы или другие информационные ресурсы;

активные компоненты, способные выполнять работу на компьютере по заложенной в них программе.

оперативного обеспечения педагогов, обучаемых и родителей актуальной, своевременной и достоверной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

организации разных форм деятельности обучаемых, связанных с самостоятельным овладением знаниями;

применения современных информационных и телекоммуникационных технологий (технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа-технологий) в учебной деятельности;

объективного измерения, оценки и прогноза результативности обучения, сопоставления результатов учебной деятельности школьников с требованиями государственного образовательного стандарта;

управления учебной деятельностью учащегося, адекватно его уровню знаний, умений и навыков, а также особенностям его мотивации к учению;

создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников;

постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения;

организации эффективной деятельности учреждений общего образования в соответствии с принятыми в стране нормативными положениями и содержательными концепциями.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванько Александр Федорович, Иванько Михаил Александрович, Некрасова Мария

Рассматриваются проблемы использования информационных технологий в учебном процессе, отмечены преимущества и недостатки использования социальных сетей как средства обучения, изложен результат практического применения социальной сети «ВКонтакте» в качестве средства учебного процесса.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванько Александр Федорович, Иванько Михаил Александрович, Некрасова Мария

Анализ математических моделей многозонных протяжных печей К вопросу об организации самостоятельной работы студентов инженерно-геодезических специальностей Формирование интереса к дисциплине «Историко-культурное наследие региона» с помощью социальных сетей Современные тенденции построения систем дистанционного обучения i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Компьютерные сети в образовательном процессе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Иванько Александр Федорович, профессор, к.т.н., Иванько Михаил Александрович, доцент, к.т.н, Некрасова Мария, студент.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Рассматриваются проблемы использования информационных технологий в учебном процессе, отмечены преимущества и недостатки использования социальных сетей как средства обучения, изложен результат практического применения социальной сети «ВКонтакте» в качестве средства учебного процесса.

Компьютерные сети, информационные технологии, дистанционное обучение.

1. Предпосылки использования социальных сетей в образовательном процессе.

Сегодня вопрос о применении информационных технологий в процесс обучения очень активно обсуждается как с положительной, так и с отрицательной стороны. Это вызвано всё большей компьютеризацией образования (что в принципе логично и обусловлено развитием информационного общества).

Факторы, обуславливающие полезность и прогрессивность использования социальных сетей в образовательном процессе:

• Учащим представляется уникальная возможность совместить процесс развлечения и общения с учебой;

• Мгновенная передача информации и, как следствие, доступность отчетов и заданий для изучения; экономия времени ,что увеличивает количество сделанных заданий;

• Доступность всех версий одновременно и преподавателю и учащемуся.

Социальные сети в первую очередь могут быть полезны преподавателям дисциплин, в которых основными видами работ являются: рефераты; семинары; лабораторные работы; курсовые работы; выпускная квалификационная работа.

При помощи социальных сетей преподавателю предоставляется возможность более простого выполнения следующих процедур: информирование студентов; предоставление методических пособий; доведение до студентов дополнительных инструкций; прием работ в электронном виде для проверки; простейший способ резервного копирования.

2. Примеры практического использования социальных сетей в образовательном процессе.

В качестве первого примера хочу привести сообщество учебной группы ДКидБ-3-5 Московского политехнического университета в социальной сети «Вконтакте» (рис. 1). «Паблик» (название сообщества на интернет - сленге) является удобным средством коммуникации касательно учебы. Как мы можем видеть, закрепленной записью является расписание занятий настоящего семестра. Предоставляет возможность быстрого контакта со всеми членами группы без данных сотовой связи или электронной почты.

Внутри каждой вкладки на скриншоте (рис. 3) староста выписывает информацию о задании по конкретному предмету, контакты преподавателя, сроки дедлайнов, подробности о контрольных точках и другую информацию. Очень удобно обмениваться материалом для учебы. Например, в обсуждении предмета «Художественные стили и направления в искусстве» студенты скидывают индивидуальные презентации по темам, которые всем понадобятся для зачета.

Помимо сообщества существует ещё общая беседа группы в формате диалога с конкретным

Все студенты обеспечены свежей информацией по организации учебного процесса в кратчайший срок; Мгновенный обмен файлами без физических носителей;

Работы иди учебные материалы, присланные через сайт, не могут быть потеряны в результате невнимательности или выхода из строя оборудования.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Приведенный пример показывает , что социальные сети являются очень удобным и эффективным инструментом, дополняющим стандартные средства обучения. Чтобы проиллюстрировать непосредственно образовательную функцию социальных сетей приведем в пример другое сообщество «Вконтакте» (рис. 4). Данный ресурс предназначен для подготовки к Единому Государственному экзамену школьников в 2017. Учащиеся имеют доступ к материалам по различным предметам (а так же ссылки на паблики по конкретному предмету, например, «ЕГЭ. Русский язык»), тестам онлайн, конспектам. Также прямо на странице расположен чат для общения.

3. Перспективы развития социальных сетей в образовательном процессе.

Если рассматривать образовательную систему, как постоянно трансформирующуюся и развивающуюся, то информационные технологии в целом являются очередной ступенью в её развитии, а включение в образовательный процесс социальных сетей - это новый шаг в развитии. Использование социальных сетей в учебном процессе можно рассматривать как один из новых способов развития педагогической деятельности, а также процесса самообразования.

Посредством социальных сетей, учащимся представлен очень широкий спектр образовательных возможностей (материалы с книгами, учебниками, конспектами, видео-ролики, опросы, форумы и др.),

Стоит отметить, наличие положительной динамики, статистики и примеров использования соцсетей в образовании. К примеру, исследователь Р. Лейбанов обращает свое внимание на то, что школьник или студент (пользователь соц. сети), который вступил в группы, изучающие иностранные языки и выкладывающий аудио и видео на иностранном, существенно увеличит словарный запас и в скором времени, возможно, без акцента заговорит на иностранном языке.

В результате использования социальных сетей возможно взаимодействие преподавателей и студентов (если преподаватель имеет аккаунт) в учебном и воспитательном процессах. В России эта практика пока не набрала высокой популярности, однако, за рубежом преподаватели и учащиеся свободно общаются в Facebook и других соц. сетях, ведут дискуссии по учебе, оказывают помощь в выполнении работ, дают советы личного характера.

Использование социальных сетей позволяет наладить построение образовательного процесса (содержания, формы и технологии) с ориентацией на человека, его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, созданием условий для раскрытия всех его потенциальных возможностей, для его самореализации и самосовершенствования.

Ценность социальных сетей для обучения и саморазвития еще не подвергалась оценке и исследованиям в необходимой степени: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, поскольку в сознании большинства людей социальные сети укрепились как среда для проведения свободного времени и развлечения. Но сегодня в педагогической деятельности возможности социальных сетей позволяют решать множество различных задач: эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.

Чтобы оптимально решать вышеперечисленные проблемы необходимо создавать условия для повышения квалификации преподавателей, предоставлять педагогам материальные и моральные поощрения, более активно использовать новые технологии в школах и вузах в обязательном порядке, разрабатывать новые эффективные методики использования социальных сетей в образовательном пространстве.

Список использованной литературы:

1. Иванько А.Ф., Иванько М.А. Информационные технологии в издательском деле. Учебное пособие. Москва-МГУП им. Ивана Федорова, 2013, -136с.

2. Зайнудинов С., Землянский А.А., Тинякова В.И., Иванько А.Ф., Иванько М.А. Прикладные аспекты информационных технологий. Учебное пособие., М: Издательство РГАУ-МСХА им. Тимирязева, 2014.-324с.

4. 9 соцсетей для изучения и общения на иностранных языках. - URL:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

© Иванько А.Ф., Иванько М.А., Некрасова М., 2016

Каюмова Виктория Эдуардовна

магистрант кафедры АСУ, ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова»

АНАЛИЗ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ МНОГОЗОННЫХ ПРОТЯЖНЫХ ПЕЧЕЙ

Рассматриваются проблемы создание математической модели для решения задач выбора и поддержания запрограммированного режима работы АНГЦ, способной адекватно в реальном времени описывать протекающие в печи и на агрегате динамические процессы

Агрегат непрерывного горячего цинкования, отжиг, нагрев, протяжная печь для отжига полосы,

Так как многозонные печи являются тепловыми объектами с распределенными параметрами, то модель динамики должна отражать изменение температуры во времени в каждой точке печи.

Задачам выбора и синтеза математических моделей, определяющих тепловую работу печей проходного типа и процессов, протекающих в них, посвящено большое число научных работ [1, 2, 3].

В работах [1, 4] представлен частный случай создания математических моделей, и в работе [4] изложена подробная методика создания математической модели тепловой работы протяжной печи. В основу положены уравнения теплового баланса зон нагрева:

(1) ^Им = WM — ; dl dl

где —— - среднее значение приведенного коэффициента излучения в зоне на металл или от металла, dl

апр - среднее значение приведенного коэффициента конвективной теплопередачи;

Тп, Тм - абсолютные температуры печи и металла, оС;

Fм - тепловоспринимающая или теплоотдающая поверхность металла, м2;

Жм - водяной эквивалент движущегося через печь металла, Дж/ч оС;

7!кищ - коэффициент использования тепла в зоне;

I - длина ленты в зоне, м.

Уравнения (1) и (2) связывают передачу тепла в зоне с теплопотреблением или тепловыделением

Информатизация является одним из основных факторов, заставляющим образование совершенствоваться. Изменяются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно из простого транслятора знаний превращается в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Существенным средством информатизации являются образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет. Неслучайно их корректное, своевременное и уместное использование всеми специалистами, работающими в системе общего среднего образования, является залогом эффективности подготовки школьников.
Рассмотрим работу с распределенными информационными ресурсами компьютерных сетей более подробно.
Подобные средства ИКТ позволяют привнести в работу учреждения общего среднего образования:

Большинство информационных ресурсов сети Интернет представлено так называемыми Web-страницами, организованными по принципам гипермедиа.
Web-страница - это документ, содержащий:

  • форматированный текст;
  • мультимедийные объекты (графика, звук, видеоклипы);
  • ссылки на другие Web-страницы или другие информационные ресурсы;
  • активные компоненты, способные выполнять работу на компьютере по заложенной в них программе.
  • оперативного обеспечения педагогов, обучаемых и родителей актуальной, своевременной и достоверной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;
  • организации разных форм деятельности обучаемых, связанных с самостоятельным овладением знаниями;
  • применения современных информационных и телекоммуникационных технологий (технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа-технологий) в учебной деятельности;
  • объективного измерения, оценки и прогноза результативности обучения, сопоставления результатов учебной деятельности школьников с требованиями государственного образовательного стандарта;
  • управления учебной деятельностью учащегося, адекватно его уровню знаний, умений и навыков, а также особенностям его мотивации к учению;
  • создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников;
  • постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения;
  • организации эффективной деятельности учреждений общего образования в соответствии с принятыми в стране нормативными положениями и содержательными концепциями.

Образовательные Интернет-порталы

Система федеральных образовательных порталов. Поиск образовательных информационных ресурсов. Особенности воспроизведения аудио- и видеоинформации, получаемой через Интернет.

Горизонтальный портал "Российское образование" обеспечивает:

  • навигацию по всем вертикальным порталам;
  • поиск мультимедиа-информации в области образования в Интернет;
  • персонификацию и персональную адаптацию интерфейса как путем выбора пользователем собственной категории (обучаемый, преподаватель, администратор, разработчик портала) и указанием уровня образования, так и путем конструирования собственного интерфейса;
  • формирование и предоставление срезов вертикальных порталов по уровням образования;
  • хранение и предоставление информации в области образования (законодательство, приказы, нормативные документы, стандарты, перечни специальностей, федеральный комплект учебников, база данных вузов и др.);
  • публикацию ежедневного обзора прессы по вопросам образования;
  • новостную ленту в области образования;
  • организацию проведения форумов, дискуссионных групп, списков рассылки.

Профильные вертикальные порталы должны содержать материалы для всех уровней образования: начальной школы, средней школы, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного образования, послевузовского образования.
Специализированные вертикальные порталы должны обеспечивать информационное сопровождение и сервисы для решения конкретных специальных задач общероссийского уровня. Для всех вертикальных порталов должен быть предусмотрен единый интерфейс, единые правила пополнения и ведения. Вертикальные порталы в полной мере смогут пользоваться справочной информацией, располагающейся на верхнем горизонтальном портале, его поисковой машиной, средствами персонификации и адаптации интерфейса.
Распределенная система образовательных порталов строится на множестве российских порталов: горизонтальных, вертикальных и корпоративных.
Порталы разделяются на общероссийские, межрегиональные и региональные.
Корпоративные порталы/сайты подразделяются на коллективные порталы образовательных организаций (ассоциаций, консорциумов и т.п.) и порталы (чаще, сайты) учебных заведений.
Таким образом, в формируемой российской системе образовательных порталов возможно выделение нескольких основных уровней.
Верхний уровень представлен ведущим горизонтальным порталом "Российское образование", предусматривающим систему его полнофункциональных копий в федеральных округах. Общая структура и сервисы портала "Российское образование" и его копий совпадают, но информационное содержание может варьироваться за счет того, что в копиях могут содержаться специфические региональные компоненты и мультимедиа-ресурсы. Наполнение этого портала осуществляется объединенной редакцией под управлением объединенного редакционного совета, который осуществляет также общее методическое руководство редакционными советами вертикальных и горизонтальных порталов всех уровней.
К верхним портальным уровням принадлежат также горизонтальные общероссийские образовательные порталы, сформированные, например, по уровням образования или принадлежащие ассоциациям, или являющиеся информационными срезами портала "Российское образование".
Образовательные горизонтальные порталы всех уровней опираются на систему вертикальных порталов: профильных и специализированных порталов общего назначения. Профильные порталы обслуживают отрасли знаний и, как правило, формируются по ряду смежных дисциплин. Специализированные порталы ориентируются на выполнение определенных функций (например, отраслевой новостной портал или отраслевой портал для тестирования). Вертикальные порталы или их компоненты также могут копироваться на нижних уровнях. Наполнение профильных порталов (в том числе и включение в их состав мультимедиа-ресурсов) осуществляется соответствующими профильными редакциями под управлением соответствующих редакционных советов.
На следующем уровне располагаются региональные образовательные порталы, которые являются горизонтальными и объединяют ресурсы нижних уровней - порталы и сайты вузов, школ и других организаций.
Важными элементами в системе являются порталы-спутники, связанные с образованием и создаваемые в рамках крупных самостоятельных коммерческих или некоммерческих проектов.
Описанный подход обеспечивает полноту системы образовательных порталов, а также доступ к ней при использовании информационных ресурсов и информационного наполнения на всех уровнях, начиная от федерального и заканчивая персональным, что должно учитываться в процессе построения, компоновки, экспертизы и эксплуатации мультимедиа-ресурсов в системе образовательных порталов.
Первоочередными направлениями разработок образовательных информационных ресурсов для формирования общероссийского и специализированных образовательных порталов являются:

  • тематика дисциплин, преподаваемых в системе общего среднего образования;
  • экономика, менеджмент и социология;
  • юридические науки;
  • история и философия;
  • физика, химия, биология;
  • гуманитарные науки;
  • информационная поддержка единого государственного экзамена (ЕГЭ);
  • информационная поддержка процессов обучения в странах СНГ.

При разработке образовательных информационных ресурсов, нацеленных на последующее вхождение в содержательное наполнение образовательных порталов, как правило, учитываются основные нормативные документы, в числе которых:

  • государственные образовательные стандарты;
  • примерные программы дисциплин;
  • перечни обязательных учебных изданий по дисциплинам федерального компонента государственных образовательных стандартов образования.

Во многих случаях, используя системы поиска, рубрикации и каталогизации, которые имеются практически на любом образовательном портале, педагоги и школьники могут существенно упростить поиск информационных ресурсов, требуемых для образовательного процесса. Поиск ресурсов с помощью порталов надо осуществлять, учитывая то, что на портале используется единый профессиональный подход к формированию:

  • размещения сходных функциональных элементов;
  • функционального и художественного дизайна информационных страниц;
  • системы регистрации и аутентификации посетителей и редакторов;
  • новостных лент;
  • сервиса публикации материалов;
  • механизма присоединения файлов и дополнительной гипермедиа-информации к публикуемым материалам;
  • технологии контекстного поиска и предоставления информации для корректной работы общей поисковой системы образовательного портала;
  • индексации заданного набора сайтов;
  • механизм последовательной детализации информации;
  • правил и приемов включения в информационные ресурсы и образовательный портал дополнительных подразделов и рубрикаторов.

Используя порталы, учителя должны понимать, что выработка единой политики в формировании портала, а тем более в разработке предназначенных для него информационных ресурсов является сложнейшей проблемой, которая все еще до сих пор не решена. Данная проблема осложняется еще и тем, что формирование порталов благодаря преимуществам современных средств телекоммуникаций распределено в пространстве и во времени: средства ИКТ разрабатываются в разное время различными творческими коллективами, после чего готовая продукция интегрируется в портал путем пересылки данных по телекоммуникационным каналам. В результате педагоги и обучаемые, являясь основными пользователями образовательных порталов, теряются в большом количестве неоднородной разнотипной информации, в основе структуризации которой лежат различные критерии, а принципы ее передачи, обработки и представления подчинены различным технологическим приемам.
Нередки случаи, когда участникам образовательного процесса приходится ничем не оправданно овладевать новыми дополнительными приемами оперирования с компьютерной техникой и программным обеспечением для каждого отдельного информационного ресурса, входящего в образовательный портал.
Использование аудио- и видео-информации, получаемой с помощью сети Интернет (с использованием образовательных порталов или без них) имеет свои особенности. В некоторых случаях воспроизведение такой информации может оказать вред здоровью школьников или привести к снижению эффективности учебного процесса.Современные педагоги должны знать и предвидеть негативные моменты, возникающие при применении информационных ресурсов, получаемых из Интернет в системе общего среднего образования. В частности, некоторые школьники не способны воспользоваться той свободой, которую предоставляют образовательные средства ИКТ. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения, как педагогов, так и школьников от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура мультимедийной информации в Интернет-ресурсах подвергает пользователя "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что может отвлечь обучаемого от основного русла изложения учебного материала.
С каждым днем все больше учителей начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже учитель и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные Интернет-ресурсы, качество, педагогическая эффективность и эргономика которых во многих случаях не выдерживают никакой критики. И в том, и в другом случае учителя должны овладеть основными требованиями, предъявляемыми к образовательным Интернет-ресурсам с точки зрения минимизации вреда, наносимого здоровью и психике обучаемых.
Педагог, работающий в школе, должен знать, что художественное решение, положенное в основу оформления используемого или создаваемого Интернет-ресурса, должно определяться предметной направленностью ресурса. При этом оформление средства ИКТ должно строиться на стилистических решениях, преемственных по отношению к отечественным традициям оформления учебной и детской литературы, используемой в школе и соответствующей требованиям здоровьесберегающей среды, а в случае заимствования визуальных решений, принятых в иностранных мультимедийных ресурсах, необходима их адаптация к отечественным культурным традициям.
Учитывая важность вопросов минимизации вреда, наносимого психике учеников, следует учитывать, что при разработке и использовании образовательных Интернет-ресурсов недопустимо использование элементов, которые могут привести к неоднозначному толкованию, агрессивных, шокирующих, провокационных визуальных и звуковых рядов. Оформление Интернет-ресурсов должно быть выполнено с учетом того, что при обучении такие ресурсы используются как учителем, так и школьниками. При необходимости в составе образовательных Интернет-ресурсов должны быть выделены разделы, оформление которых ориентировано на детское восприятие с учетом возрастной группы, которая будет работать с данным изданием. В то же время, оформление разделов, предназначенных, в первую очередь, для работы учителя при подготовке к уроку, не должно содержать сложные шрифтовые решения, перегруженный фон, анимированные объекты и другие аналогичные элементы, отвлекающие от работы с Интернет-ресурсами.
Важно, чтобы оформление Интернет-ресурсов обеспечивало максимально эффективное восприятие школьниками текстовой и графической информации, являющейся основным содержанием данного электронного издания. При разработке оформления информационных страниц следует избегать цветовых и графических решений, затрудняющих чтение текстовой информации. Набор гарнитур, используемых для отображения основной текстовой информации, должен быть ограничен шрифтами, обеспечивающими более легкое восприятие при чтении с экрана. Начертание шрифтов должно обеспечивать одновременно и легкое распознавание полного набора символов как множества отдельных элементов, и восприятие любого слова или текстового блока как единого визуального образа.
С точки зрения формирования единого здоровьесберегающего пространства школы, включающего, в том числе, и минимизацию отличий образовательных электронных ресурсов и обычных учебных книг, важно, чтобы верстка текстовых образовательных Интернет-ресурсов была выполнена в соответствии с правилами, принятыми в полиграфии.


Современные педагогические технологии – это информационные технологии, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение и преобразование. Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных и компьютерных технологий.

Содержимое разработки

ГЛОБАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕТЬ INTERNET КАК СРЕДСТВО СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Наливайко Светлана Александровна

ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»

Современные педагогические технологии – это информационные технологии, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение и преобразование. Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных и компьютерных технологий.

В статье 14 Закона «Об образовании в ДНР» № 55-IHC в редакции от 19.06.2015 года указано, что успешная реализация образовательных программ возможна на основе внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, передающих эту информацию по линиям связи и осуществляющих взаимодействие обучающихся и педагогических работников). В практике информационными и компьютерными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, информационные сети) и способы их выражения - аудио, видео, презентации, он-лайн передача данных.

Согласно требований новых образовательных стандартов, выпускник технического ВУЗа должен уметь без труда и в кратчайшие сроки получить необходимую и актуальную информацию, пополнить знания и повысить свой профессиональный уровень, свою профессиональную компетентность. В связи с чем, особую актуальность в современной системе технического профессионального образования приобретает формирование информационной культуры личности будущего специалиста [1, с.496], компетентного в области взаимодействия с информацией, а так же современными источниками её получения.

Наиболее распространенным источником информации на современном уровне развития техники является Интернет (англ.Internet, от лат. inter - между и англ. net - сеть) - это глобальная ком­пьютерная сеть, которая объединяет в единое целое множество компьютерных сетей и от­дельных компьютеров, предоставляющих обширную информацию в общее пользование и не является коммерческой организацией.

Использование ресурсов Сети позволяет не на словах, а на деле обеспечить жителям нашей страны равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям, создать единую образовательную информационную среду, сделать нашу систему образования более открытой и эффективной.

В Internet имеется огромное количество самых разнообразных ресурсов, но полный официальный их перечень отсутствует по следующим причинам: во-первых, они огромны и практически неисчерпаемы; во-вторых, каждый желающий может в любой момент создать свой новый ресурс, следовательно, ресурсы быстро обновляются и изменяются. За год в любом указателе сетевых ресурсов устаревает приблизительно четвертая часть сведений.

Описать ресурсы Internet в области педагогики также является крайне сложной задачей. Это педагогические и учебные базы данных, мультимедийные учебные сервера, виртуальные образовательные учебники, различного рода научная литература, дискуссионные группы, электронные версии журналов и газет, описания научно-исследовательских проектов, педагогическое программное обеспечение различного назначения и многое другое.

Остроактуальной становится проблема разработки и внедрения в систему образования принципиально новых дидактических средств, в том числе персонального веб-сайта преподавателя, как средства интерактивного дистанционного взаимодействия между участниками образовательного процесса или использование возможностей социальных сетей по накоплению и передаче информации[3, с.66].

Физически структуру Интернета составляют компьютеры самых разных типов. Те из них, которые подключены постоянно и участвуют в передаче данных между другими участниками сети, обеспечивая пользователей определенными услугами, на­зывают серверами. Несмотря на то, что многие из серверов не совместимы программно, вся система функционирует надежно благодаря тому, что каждый сервер использует стандарт­ный протокол передачи данных TCP/IP(протокол это совокупность правил и соглашений, позволяющих связываться между собой компьютерам разных типов, работающих в разных операционных системах).

Веб-сайт (англ. site – «местоположение», «строительная площадка») – это элемент распределенной всемирной системы объединенных компьютерных сетей. «Всемирная паутина» – World Wide Web, представляющей собой огромное количество веб-серверов, то есть компьютеров, на которых установлено специальное программное обеспечение и которые объединены в сеть Интернет. Он представляет собой совокупность объединённых общим содержанием веб-страниц, размещённых на одном веб-сервере под определённым доменным именем и реализующих виртуальное представительство организации или отдельного человека в Интернете.

По содержанию веб-сайты преподавателей могут быть представлены несколькими типами.

Персональные веб-сайты преподавателей обладают не только потенциалом осуществления образовательного диалога за пределами учебного заведения в режиме дистанционного обучения. Они являются интерактивным дидактическим средством, благодаря которому становится возможной организация взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса – преподавателями, студентами и их родителями, потенциальными абитуриентами ВУЗа или работодателями для его выпускников и т.п.

Интернет – это огромный банк ресурсов, охватывающих все области человеческих потребностей, в котором легко можно заблудиться. Необходимо уметь искать, получать, обрабатывать информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач, то есть овладевать информационной компетентностью.

Оптимизации работы педагогов в сети Интернет служит знакомство с Интернет-ресурсами, полезными в профессиональной деятельности:

в подготовке к урокам, в воспитательной работе,

в обмене опытом – создании сайта или странички Интернет-портала, размещении разработанных материалов,

в ,участии педагогов в Интернет-конкурсах, отборе предметных олимпиад и конкурсов для учащихся,

в дистанционном повышении квалификации (дистанционные курсы для педагогов, мастер-классы; дистанционные конференции (семинары, вебинары).

Итак, давайте подведем итог. Использование Интернет-ресурсов и персональных веб-сайтов в работе преподавателя позволяет:

знакомиться с нормативно- правовыми документами, новостями науки и образования;

находить в Интернете электронные учебники, книги, статьи по необходимой тематике;

обмениваться с коллегами информацией;

участвовать в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций, семинаров;

участвовать в конкурсах, олимпиадах, мастер-классах;

обучаться на дистанционных курсах повышения квалификации,

обеспечивать доступность образования для студентов разного социального уровня.

Только саморазвитие может позволить каждому преподавателю и его студентам оставаться актуальным в современных условиях.

Список использованной литературы:


-75%

Читайте также: