Резкое обострение памяти а также увеличение объема и прочности запоминания это

Обновлено: 07.07.2024

Под «провалами в памяти» понимают полную или частичную потерю воспоминаний.

Однако такая трактовка может подразумевать потерю памяти, а может свидетельствовать о неспособности именно в данный момент вспомнить тот или иной факт.

Разновидности

Память обеспечивается функциональной активностью всех отделов головного мозга и включает разные процессы – запоминание, сохранение (или, наоборот, забывание), узнавание и воспроизведение. Нарушение любого из этих процессов будет приводить к дефектам памяти.

Именно борьба с забыванием (важный процесс, который предохраняет мозг от избытка информации) обеспечивает сохранение важных данных.

Еще два процесса – узнавание и воспроизведение – дают возможность «вытащить на поверхность» требуемую информацию. Таким образом, под потерей памяти, или провалами, подразумевают невозможность распознать или воспроизвести сохраненные в мозге данные. Провалы в памяти (или амнезия) могут иметь временную зависимость. Ретроградная амнезия характеризуется невозможностью вспомнить предшествующие травме или болезни события, антероградная сопровождается потерей памяти на события, произошедшие после болезни. Различают также ретроантероградную амнезию (сочетание первых двух) и фиксационную, характеризующуюся невозможностью запоминать текущие события. Если утрачивается память на события в момент травмы или болезни, говорят о конградной амнезии.

Возможные причины

Провалы в памяти не всегда свидетельствуют о каком-либо заболевании. Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток. Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти. Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование. Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга. При наличии психологических факторов (стресс, нервное перенапряжение) или постоянной усталости и недосыпании нарушается концентрация внимания, что ухудшает процесс запоминания.

Часто провалы в памяти возникают как защитная реакция на эмоциональный стресс. Характерным примером такого состояния служит внезапная потеря памяти на экзаменах, при выступлениях перед аудиторией.

Эти провалы относятся к преходящим нарушениям памяти, однако в ряде случаев они могут свидетельствовать о нарушении кровообращения в области задних мозговых артерий, что чаще всего возникает при алкоголизме, наркомании.

Повреждение даже малых участков мозга при черепно-мозговой травме тоже приводит к утрате памяти или провалам. При этом возникает ретроградная амнезия, которая захватывает несколько часов до травмы. Возможна и более длительная фиксационная амнезия – несколько суток сразу после травмы, которая отмечается при ясном сознании пациента. Через несколько суток после травмы память в большинстве случаев восстанавливается. К преходящим нарушениям памяти приводят операции на височных долях мозга, эпилептические припадки. Больные с эпилепсией забывают не только сам припадок, но и короткий период спутанного сознания после него.

В некоторых случаях именно такие провалы в памяти дают основание заподозрить эпилепсию при бессудорожных припадках. Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе. Ухудшение функций мозга происходит при недостатке кислорода вследствие сердечно-легочной недостаточности, токсическом поражении при печеночной и почечной недостаточности. Кислородное голодание мозга после резкого подъема или снижения артериального давления часто сопровождается резким ухудшением памяти. Такое же действие оказывает снижение уровня глюкозы при голодании и сахарном диабете. Кроме того, при сахарном диабете развивается ангиопатия – поражение кровеносных сосудов, что усугубляет дефицит питательных веществ. Резкое ухудшение памяти с провалами происходит при гипотиреозе, что обусловлено недостатком йода в организме. Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты также сопровождается нарушением памяти.

Витамин В12 необходим для регенерации миелина – вещества, которое покрывает нервные волокна и обеспечивает их функционирование. Разрушение миелинового слоя сопровождается замедлением нервных импульсов и нарушением памяти.

Память может страдать у пациентов, принимающих ряд лекарственных препаратов. К ним относятся холинолитики (атропин, скополамин, платифиллин, металлизир), антидепрессанты и нейролептики. Разрушающее действие на структуры мозга и, соответственно, память оказывают стероидные гормоны. Последние исследования доказывают, что люди, длительно принимающие стероидные гормоны (например, бодибилдеры), имеют серьезные проблемы со зрительно-пространственной памятью. Информацию о негативном влиянии стероидных гормонов на память следует учитывать также пациентам с бронхиальной астмой и артритом.

Опухоли, инфекционные заболевания, приводящие к поражению ЦНС, оказывают иногда необратимое влияние на память. К таким заболеваниям относят энцефалит и менингит.

Воспаление оболочек и ткани мозга приводит к разрушению нервных структур и в результате к нарушению познавательной деятельности, речи и памяти. Выделяют нарушения памяти, связанные с возрастом. В норме первые признаки снижения памяти появляются после 50 лет, что связано с ослаблением концентрации внимания и снижением процессов кодирования информации. Однако при резком прогрессировании потери памяти можно подозревать наличие более серьезных заболеваний. В первую очередь провалы в памяти могут возникать при старческой, или сенильной, деменции. При деменции возникает диффузное поражение коры мозга (например, при болезни Альцгеймера) или подкорковых структур мозга (болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, рассеянный склероз, энцефалопатия). Наиболее ранним признаком болезни Альцгеймера служат провалы в памяти на недавние события. К этому симптому в дальнейшем могут присоединяться нарушения речи и познавательных способностей. При прогрессировании заболевания развивается потеря фиксационной, антероградной и ретроградной памяти. Память на события, происходившие давно, сохраняется наиболее длительное время. При болезни Паркинсона и рассеянном склерозе человек затрачивает много времени на вспоминание прошедших событий или фактов. При этом он быстро устает, ему трудно запоминать новую информацию или овладевать двигательными навыками. При многократном повторении нового материала, установлении смысловых аналогий процесс запоминания облегчается, но требует постоянного подкрепления. Диагностика и обследование

Для диагностики причин нарушения памяти необходимы оценка психического состояния пациента, тщательный анализ данных, выявленных при опросе, и динамики развития заболевания. Значительную информацию можно получить, используя различные лабораторные тесты и инструментальные обследования, а также оценив неврологический статус пациента. В качестве объективного критерия используются данные КТ и МРТ мозга.

Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.

По очагам поражения в центральной нервной системе можно судить о заболевании мозга. При подозрении на аутоиммунную природу потери памяти необходимы анализы на гормоны щитовидной железы и гликированный гемоглобин.

Верны ли определения?
А) «Количественные» нарушения сознания - включают широкий набор расстройств, связанных с поражением разных областей мозга, находящихся вне неспецифических образований ствола: в структурах лимбической системы, правого полушария, передних отделов мозга.
В) «Количественные» нарушения сознания - связаны с поражением срединных структур мозга, отвечающих за регуляцию уровня бодрствования.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) «Корсаковский синдром» - это расстройство, которое проявляется в «наслоении» ощущений разных анализаторов.
В) Гипостезия – это ослабление одного или нескольких видов чувствительности в результате локального поражения мозга.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Агнозия - ведущий тип гностических расстройств, возникающих при локальных корковых поражениях.
В) Амимия - слуховая агнозия с нарушением музыкальных способностей, имевшихся у больного в прошлом.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Амнезия - ведущий тип расстройств памяти, который не включает модально-специфические и модально-неспецифические расстройства памяти, но характеризуется значительным снижением или полным выпадением памяти.
В) Рекрутмент - вид парамнезий, заключающийся в том, что больной сообщает о вымышленных событиях, никогда не имевших места в его жизни.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Амузия - слуховая агнозия с нарушением музыкальных способностей, имевшихся у больного в прошлом.
В) Апраксия - особый тип гностических нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи, а также понимания обращенной речи, проявляющегося при сохранности членораздельного произношения и элементарных форм слуха.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Апраксия - ведущий тип расстройств памяти, который не включает модально-специфические и модально-неспецифические расстройства памяти, но характеризуется значительным снижением или полным выпадением памяти.
В) Гемиплегия - полная утрата произвольных движений в руке и ноге с одной стороны.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Апраксия - маскообразность лица, общая обездвиженность, как отсутствие произвольных движений при различных эмоциях.
В) Афазия - особый тип гностических нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи, а также понимания обращенной речи, при сохранности членораздельного произношения и элементарных форм слуха.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Апраксия - непосредственные предвестники эпилептического припадка, своеобразные кратковременные зрительные, слуховые, эмоциональные, двигательные и другие ощущения и переживания.
В) Амимия - маскообразность лица, общая обездвиженность, как отсутствие произвольных движений при различных эмоциях.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Афазия – это ведущий тип расстройств памяти, который не включает модально-специфические и модально-неспецифические расстройства памяти, но характеризуется значительным снижением или полным выпадением памяти.
В) Гипомнезия – это различное по происхождению ослабление памяти.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Брадифазия - локальное повреждения головного мозга, которое сопровождается искаженным восприятием окружающего мира.
В) Апраксия - особый тип расстройств и нарушений произвольных движений и действий, как правило, совершаемых с предметами, обусловленных поражением коркового уровня двигательных функциональных систем.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Брадифазия - полная утрата произвольных движений в руке и ноге с одной стороны.
В) Гипермнезия - резкое обострение памяти, а также увеличение объема и прочности запоминания.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Брадифазия – это снижение или потеря чувствительности на всей половине или в определенных участках тела, которая появляется вследствие локального повреждения головного мозга, выпадение одного или нескольких видов чувствительности.
В) Сумеречное расстройство сознания – это вид нарушения сознания, возникающий внезапно и проявляющийся дезориентировкой в окружающем с сохранностью привычных автоматизированных действий.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Зрительные агнозии - расстройства, которые возникают при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекают при относительной сохранности элементарных зрительных функций.
В) Аура - маскообразность лица, общая обездвиженность, как отсутствие произвольных движений при различных эмоциях.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Идеаторная апраксия - проявляется в затруднениях передачи идей о движении в центры исполнения этих движений и возникает при поражении нижней теменной области головного мозга.
В) Идеаторная апраксия - проявляется в распаде идеи о движении, о его замысле и возникает при диффузных поражениях головного мозга.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Конфабуляция – это расстройство, при котором практически отсутствует память на текущие события.
В) Аура – это непосредственные предвестники эпилептического припадка, своеобразные кратковременные зрительные, слуховые, эмоциональные, двигательные и другие ощущения и переживания.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Корсаковский синдром - расстройство, при котором практически отсутствует память на текущие события.
В) Синдром Дежерина-Русси - расстройство, при котором практически отсутствует память на текущие события.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Метаморфопсия - локальное повреждения головного мозга, которое сопровождается искаженным восприятием окружающего мира.
В) Метаморфопсия - следствие поражения латерального отдела таламуса, в том числе заднелатерального вентрального его ядра.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Моторная афазия - полная или частичная утрата понимания речи окружающих или (и) способности пользоваться собственной речью при сохранности слуха и функции артикуляционного аппарата.
В) Семантическая афазия - нарушение способности различать звуковой состав слов.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Нозология - неожиданное появление высокой интенсивности звукового ощущения, при фактически плавном нарастании интенсивности звука.
В) Эпилепсия - хроническое заболевание головного мозга, протекающее, как правило, в виде судорожных припадков с потерей сознания и изменениями личности в виде «вязкости» мышления, гневливости, злопамятности.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Оглушенность – это форма угнетения сознания, при которой возможен словесный контакт.
В) Сумеречное расстройство сознания - хроническое заболевание головного мозга, протекающее, как правило, в виде судорожных припадков с потерей сознания и изменениями личности в виде «вязкости» мышления, гневливости, злопамятности.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Рекрутмент - это неожиданное появление высокой интенсивности звукового ощущения, при фактически плавном нарастании интенсивности звука.
В) Мутизм - отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Самотоагнозия – это нарушение способности узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу, так называемое распадение «схемы тела».
В) Гемиплегия – это слуховая агнозия с нарушением музыкальных способностей, имевшихся у больного в прошлом.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Семантическая афазия - нарушение способности различать звуковой состав слов.
В) Сенсорная афазия - нарушение способности различать звуковой состав слов.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Сенсорная афазия - нарушение понимания сложных логико-грамматических соотношений и связанных с ними мысленных операций при достаточной сохранности понимания значений отдельных слов.
В) Семантическая афазия - нарушение понимания сложных логико-грамматических соотношений и связанных с ними мысленных операций при достаточной сохранности понимания значений отдельных слов.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Синестезии - расстройство, которое проявляется в «наслоении» ощущений разных анализаторов.
В) Ступор - кратковременное отключение сознания.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Сумеречное расстройство сознания - угнетение сознания, подобное глубокому сну, из которого больной может быть выведен только сильными повторными стимулами (речевой контакт невозможен, однако при сильных повторных стимулах больной открывает глаза, может выполнить отдельные речевые инструкции.
В) Состояние абсенса - кратковременное отключение сознания.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Хореоатетоз - патологическое волнообразное движение рук и ног, подергивание конечностей.
В) Оглушенность - вид парамнезий, заключающийся в том, что больной сообщает о вымышленных событиях, никогда не имевших места в его жизни.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Эпилепсия - форма угнетения сознания, при которой возможен словесный контакт.
В) Ступор - угнетение сознания, подобное глубокому сну, из которого больной может быть выведен только сильными повторными стимулами (речевой контакт невозможен, однако при сильных повторных стимулах больной открывает глаза, может выполнить отдельные речевые инструкции.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Эхолалия - неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.
В) Эхолалия - непроизвольное повторение или имитация человеком движений окружающих его лиц.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Эхопраксия - неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.
В) Эхопраксия - непроизвольное повторение или имитация человеком движений окружающих его лиц.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) «Качественные» нарушения сознания - включают широкий набор расстройств, связанных с поражением разных областей мозга, находящихся вне неспецифических образований ствола: в структурах лимбической системы, правого полушария, передних отделов мозга.
В) «Качественные» нарушения сознания - связаны с поражением срединных структур мозга, отвечающих за регуляцию уровня бодрствования.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Идеомоторная апраксия - проявляется в затруднениях передачи идей о движении в центры исполнения этих движений и возникает при поражении нижней теменной области головного мозга.
В) Идеомоторная апраксия - проявляется в распаде идеи о движении, о его замысле и возникает при диффузных поражениях головного мозга.
Подберите правильный ответ
Ведущий тип гностических расстройств, возникающих при локальных корковых поражениях – это
Ведущий тип расстройств памяти, который не включает модально-специфические и модально-неспецифические расстройства памяти, но характеризуется значительным снижением или полным выпадением памяти – это
Вид нарушения сознания, возникающий внезапно и проявляющийся дезориентировкой в окружающем с сохранностью привычных автоматизированных действий – это
Вид парамнезий, заключающийся в том, что больной сообщает о вымышленных событиях, никогда не имевших места в его жизни – это
Выделяют следующие психопатологические синдромы, в которых нарушения сознания являются ведущими во всей клинической картине заболевания: 1) делириозный синдром; 2) корсаковский синдром; 3) эпилептические синдромы; 4) синдромы помрачения сознания; 5) синдромы оглушенного сознания; 6) синдром онейроидного состояния сознания.
К «количественным» нарушениям сознания относят: 1) кому; 2) абсенс; 3) состояние оглушения; 4) неполное бодрствование.
Коматозное состояние и отключение сознания (абсенс) приступообразного, пароксизмального и устойчивого характера наблюдаются при поражении
Кратковременное отключение сознания – это
Локальное повреждения головного мозга, которое сопровождается искаженным восприятием окружающего мира – это
Максимальное угнетение сознания, когда больного нельзя «разбудить» никакими стимулами – это
Маскообразность лица, общая обездвиженность, как отсутствие произвольных движений при различных эмоциях – это
Н.А Бернштейн в своих исследованиях выделил следующие уровни регуляции движений: 1) руброспинальный; 2) таламопаллидарный; 3) пирамидно-стриальный; 4) теменно-премоторный; 5) корковый символический.
Нарушение зрительного гнозиса, когда больной может воспринимать только отдельные фрагменты целостного изображения, вследствие резкого сужения возможности видеть целое – это _________ агнозия.
Нарушение понимания сложных логико-грамматических соотношений и связанных с ними мысленных операций при достаточной сохранности понимания значений отдельных слов – это
Нарушение способности различать звуковой состав слов – это
Нарушение способности узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу, так называемое распадение «схемы тела» - это
Неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи – это
Неожиданное появление высокой интенсивности звукового ощущения, при фактически плавном нарастании интенсивности звука – это
Непроизвольное повторение или имитация человеком движений окружающих его лиц – это
Общее название различных форм замедленной речи – это
Ослабление одного или нескольких видов чувствительности в результате локального поражения мозга – это
Особый тип гностических нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи, а также понимания обращенной речи, проявляющегося при сохранности членораздельного произношения и элементарных форм слуха – это
Особый тип расстройств и нарушений произвольных движений и действий, как правило, совершаемых с предметами, обусловленных поражением коркового уровня двигательных функциональных систем – это
Патологическое волнообразное движение рук и ног, подергивание конечностей – это
По длительности процессы памяти подразделяются на: 1) мгновенную память; 2) кратковременную память; 3) долговременную память; 4) произвольную память; 5) непроизвольную память.
По модальности память разделяют на: 1) зрительную; 2) слуховую; 3) тактильную; 4) двигательную; 5) обонятельную; 6) эмоциональную.
Полная или частичная утрата понимания речи окружающих или (и) способности пользоваться собственной речью при сохранности слуха и функции артикуляционного аппарата – это
Полная утрата произвольных движений в руке и ноге с одной стороны – это
При поражении __________ возникает постепенное обеднение эмоций, исчезновение мимики и других выразительных эмоциональных средств.
Проявляется в затруднениях передачи идей о движении в центры исполнения этих движений и возникает при поражении нижней теменной области головного мозга – это _________ апраксия.
Проявляется в распаде идеи о движении, о его замысле и возникает при диффузных поражениях головного мозга – это __________ апраксия.
Различное по происхождению ослабление памяти – это
Расстройство, которое проявляется в «наслоении» ощущений разных анализаторов – это
Расстройство, при котором практически отсутствует память на текущие события – это
Резкое обострение памяти, а также увеличение объема и прочности запоминания – это
Следствия поражение латерального отдела таламуса, в том числе заднелатерального вентрального его ядра – это
Слуховая агнозия с нарушением музыкальных способностей, имевшихся у больного в прошлом – это
Угнетение сознания, подобное глубокому сну, из которого больной может быть выведен только сильными повторными стимулами - это
Форма угнетения сознания, при которой возможен словесный контакт – это
Хроническое заболевание головного мозга, протекающее, как правило, в виде судорожных припадков с потерей сознания и изменениями личности в виде «вязкости» мышления, гневливости, злопамятности – это

Функция памяти заключается в сборе, хранении и использовании информации. Зачастую люди в возрасте 30-50 лет выражают недовольство работой данной системы. Стоит обратить внимание, какие конкретно сбои даёт база данных человека. Теряют вещи и документы, забывают даты и время запланированных событий люди в основном из-за рассеянности. В то время гораздо тревожнее обстоит дело в ситуации, когда появляются так называемые пробелы в воспоминаниях событий ближайшей давности, которые принято называть провалами. Например, человек не может описать, что происходило с ним вчера.



Проявления проблем с памятью

Память человека подразделяется на два вида: краткосрочная и долговременная. В кратковременной памяти неосознанно откладывается информация о произошедших событиях. Долговременная же память хранит в себе чётко обработанные и проанализированные воспоминания из прошлого.

Проблемы с памятью бывают разных характеров:

  • временные или транзисторные – выпадение из памяти названий предметов, имён людей, дат важных событий, которые потом возвращаются;
  • постоянные или перманентные – человек забывает информацию о назначенной им же встрече, которая и по прошествии времени не всплывает в сознании, либо возвращается с очень большим трудом.

Патологическую забывчивость называют амнезией. Основные её признаки:

  • сложности в подборе слов и формулировании мыслей;
  • регулярная потеря и длительный поиск вещей, которым человек самостоятельно определил в своё время места хранения;
  • сложности ориентации в пространстве, вплоть до невозможности повторить свой регулярный маршрут, забывание адресов;
  • потеря ощущения времени (день недели, число, месяц, год);
  • неоднократное повторение одной и той же информации собеседнику при повествовании;
  • забывчивость в повседневных делах;
  • значительные трудности с усвоением новой информации.

К признакам снижения внимания, что также характеризует несовершенство функционирования памяти, относят следующие проявления:

  • невнимательность;
  • замедленность восприятия;
  • проблемы с концентрацией.

Причины проблем с памятью и вниманием

Как мы уже говорили, чаще всего жалобы на память возникают у взрослых и пожилых людей. Причины резкого ухудшения могут быть таковы:

  • стресс, и высокая загруженность на работе;
  • последствия физических травм;
  • сбои в работе вегетативной нервной системы;
  • гормональный дисбаланс;
  • сахарный диабет;
  • нарушение мозгового кровоснабжения;
  • опухолевые заболевания мозга;
  • последствия инсульта;
  • невротические и психопатические отклонения;
  • развитие заболевания Альцгеймера.

К причинам проблем с памятью у молодых людей, помимо перечисленных соматических патологий, можно отнести:

  • малоподвижный образ жизни;
  • использование ресурсов мозга с перегрузкой (к нему можно отнести попытку выучить материалы лекций полугодия за одну ночь, что характерно некоторым студентам).

Детские проблемы с запоминанием обычно обусловлены:

  • отсутствием психологического комфорта в семье и во время учёбы;
  • ослаблением иммунитета;
  • развитием синдрома дефицита внимания и гиперактивностью;
  • врождёнными патологиями головного мозга.

Что влияет на ухудшение памяти?

Существует ряд факторов, которые могут провоцировать снижение памяти:

  • злоупотребление алкоголем;
  • курение;
  • употребление некоторых психотропных средств, антигистаминных, обезболивающих и других специфических препаратов;
  • дефицит тиамина (витамина В1);
  • отсутствие полноценного сна и отдыха;
  • рассредоточенность при выполнении дел и отвлечённость.

Профилактика снижения памяти

В случае, когда серьёзных патологий у человека не обнаружено, а память всё же оставляет желать лучшего, резонно будет воспользоваться рядом профилактических средств:

  • восполнение уровня витаминов группы В (преимущественно В1 и В12);
  • отлаживание графика сна, который должен составлять не менее 7 часов и приходиться на тёмное время суток;
  • естественное насыщение крови кислородом во время прогулок на свежем воздухе и физических упражнений;
  • развитие новых навыков и получение дополнительных знаний.

Также существует ряд техник для тренировки памяти. К ним относятся:

  • упражнения на запоминание (номера телефонов, даты важных событий, стихотворения);
  • «встряска мозга» (попробуйте устроить себе «квест» при котором с утра, встав с кровати, вы выполните ряд повседневных дел с закрытыми глазами);
  • подробное описание предмета с большим количеством мелких деталей;
  • восстановление в памяти событий прожитого дня в мельчайших подробностях;
  • выстраивание ассоциативного ряда.

Медицинское лечение проблем с памятью

Если вы чувствуете, что ваша забывчивость всё-таки переходит рамки невинной рассеянности, а также подозреваете по каким-то причинам развитие патологических нарушений, таких как болезнь Альцгеймера или Паркинсона, будет весьма разумно обратиться за консультацией к лечащему врачу. При необходимости он направит вас на обследование к более узким специалистам:

  • невропатологу, неврологу;
  • психиатру, психотерапевту;
  • гериатру (в случае если речь идёт о пациенте пожилого и престарелого возраста).

Людям в преклонном возрасте будет полезно проходить регулярные осмотры вне зависимости от наличия симптомов, для профилактики тяжёлых заболеваний. В современном мире разработаны передовые системы диагностики и лечения ослабления функций памяти. Помните, что хорошая работа мозга – это залог продуктивности человека на протяжении всей жизни. Когнитивные тренажеры Викиум помогут поддерживать работу мозга на высоком уровне.

Совокупность нервных клеток, связанных друг с другом отростками, способных воспринимать раздражение от любых участков поверхности тела и посылать импульсы другим клеткам, регулируя их деятельность, – это ___________ нервная система.

Основы нейропсихологии

Укажите соответствие между понятиями и их определениями

каждая форма поведения обеспечивается совместной работой разных уровней нервного аппарата, связанных друг с другом как восходящими, так и нисходящими связями, превращающими мозг в саморегулирующуюся систему

каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга

Принцип вертикального строения функциональных систем мозга

каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрасты их жизни

Основы нейропсихологии

Верны ли определения? А) Симультанность - одновременное «схватывание ситуации», преимущественно представленое в правом полушарии. В) Симультанность - последовательная, развернутая во времени организация психической деятельности, подчиненной определенной программе, связана в большей степени с работой левого полушария. Подберите правильный ответ

Основы нейропсихологии

Исследовательский электрофизиологический метод, при котором регистрируются биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на внешнее электромагнитное раздражение и находящиеся в строго определенной временной связи с началом его действия, – это

Основы нейропсихологии

Верны ли определения? А) Магнитно-резонансная ангиография (МРА) - радионуклидный томографический метод исследования внутренних органов человека или животного. В) Позитронная эмиссионная томография (ПЭТ) - радионуклидный томографический метод исследования внутренних органов человека или животного. Подберите правильный ответ

Основы нейропсихологии

Выделяют следующие психопатологические синдромы, в которых нарушения сознания являются ведущими во всей клинической картине заболевания:

делириозный синдром и синдромы оглушенного сознания

синдром онейроидного состояния сознания, синдромы помрачения сознания

Основы нейропсихологии

Верны ли определения? А) Тактильные агнозии включают астереогноз, пальцевую агнозию, тактильную алексию, тактильную симболию, а также соматоагнозию и ее некоторые подформы. В) Дефекты зрительного анализатора называются апраксиями. Подберите правильный ответ

Основы нейропсихологии

Верны ли определения? А) Амузия - слуховая агнозия с нарушением музыкальных способностей, имевшихся у больного в прошлом. В) Апраксия - особый тип гностических нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи, а также понимания обращенной речи, проявляющегося при сохранности членораздельного произношения и элементарных форм слуха. Подберите правильный ответ

Основы нейропсихологии

Ведущий тип гностических расстройств, возникающих при локальных корковых поражения, – это

Основы нейропсихологии

Верны ли утверждения? А) «Центр понятий» находится в нижнетеменной области левого полушария. В) «Центр понятий» находится в задних отделах средней лобной извилины левого полушария. Подберите правильный ответ

Основы нейропсихологии

_________ - нейропсихологическое расстройство речи, проявляющееся либо в полной утрате способности писать, либо в глубоком искажении слов, пропусках букв и слогов, либо в неспособности соединять буквы и слоги в слова.

Основы нейропсихологии

Верны ли определения? А) Компенсация – это эффект возмещения недостаточно развитых качеств, детерминирующих обычно данную деятельность, другими, более развитыми. В) Локализация высших психических функций - процесс возникновения новых регуляторных центров в коре мозга, которые подчиняют себе нервные центры низшего порядка, координируя их деятельность и объединяя нервную систему в единое структурное и функциональное целое. Подберите правильный ответ

Основы нейропсихологии

________ - затверженные слова, типа «это», «вот», «так», «ну» и т.п., которые как бы «закупоривают» высказывание больного.

Основы нейропсихологии

___________ - это мозговые образования двухслойной древней коры, входящей в систему «обонятельного мозга».

Основы нейропсихологии

Верны ли определения? А) «Корсаковский синдром» - расстройство, при котором практически отсутствует память на текущие события. В) Синдром Дежерина-Русси - расстройство, при котором практически отсутствует память на текущие события. Подберите правильный ответ

Основы нейропсихологии

Система взглядов в неврологии, согласно которой все функции организма имеют жесткую привязку к деятельности конкретных локальных участков коры мозга и зависят от их развития и функционирования, - это

Основы нейропсихологии

Верны ли определения? А) Принцип системной локализации функций – это каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрасты их жизни. В) Принцип системной локализации функций – это каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга. Подберите правильный ответ

Основы нейропсихологии

Непроизвольные колебательные движения всего тела или отдельных его частей – это

Основы нейропсихологии

Мозговые, нервные закономерности и механизмы высших психических функций (ВПФ), их связь с отдельными системами головного мозга – это предмет

Основы нейропсихологии

Верны ли определения? А) Аритмия, амузия и просодия относятся к зрительным агнозиям. В) Аритмия, амузия и просодия относятся к слуховым агнозиям. Подберите правильный ответ

Основы нейропсихологии

Верны ли определения? А) Оптическая нейротопография- электрофизиологический метод послойного исследования внутренней структуры объекта посредством многократного его просвечивания в различных пересекающихся направлениях, число которых доходит до 10-106. В) Томография мозга - электрофизиологический метод послойного исследования внутренней структуры объекта посредством многократного его просвечивания в различных пересекающихся направлениях, число которых доходит до 10-106. Подберите правильный ответ

Основы нейропсихологии

Замедленное или частичное пробуждение, которое распространяется на наиболее простые функции, а отделы коры головного мозга, регулирующие сложные функции и поведение, остаются охваченными сонным торможением, – это

Основы нейропсихологии

Совокупность сведений об обследуемом и развитии его заболевания - это

Основы нейропсихологии

Основы нейропсихологии

Угнетение сознания, подобное глубокому сну, из которого больной может быть выведен только сильными повторными стимулами, - это

Основы нейропсихологии

Верны ли определения? А) Модально-неспецифические факторы связаны с работой различных анализирующих систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. В) Модально-специфические факторы связаны с работой различных анализирующих систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Подберите правильный ответ

Основы нейропсихологии

Процесс возникновения новых регуляторных центров в коре мозга, которые подчиняют себе нервные центры низшего порядка, координируя их деятельность и объединяя нервную систему в единое структурное и функциональное целое, – это ___________ функций мозга.

Основы нейропсихологии

Верны ли определения? А) Медицинская психология – это отрасль психологической науки, которая направлена на решение теоретических и практических задач, связанных с патологией состояний человека, психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией. В) Патопсихология – это отрасль медицинской психологии, изучающая психические факторы возникновения и развития психосоматических расстройств – внутренних заболеваний, а также психологические проблемы экспертизы, диагностики и лечения людей с различными заболеваниями, не относящимися к неврологическим и психическим. Подберите правильный ответ

Термином «непроизволь­ная память»обозначают процесс запоминания, который происходит без всяких усилий, как бы «автоматически». Этот вид запоминания характерен для сильных или необычных сигналов внешней среды, вы­зывающих эмоции и чувства, в частности, интерес.

— Непроизвольное запоминание,происходящее без специаль­ных усилий со стороны человека. Установлено, что легче всего не­произвольно запоминаются факты и информация, непосредствен­но связанные с деятельностью человека, его интересами, с выпол­няемой человеком сложной умственной работой, имеющей для него большое значение. В качестве примера можно привести по­рой парадоксальные ситуации, случающиеся с людьми на экзаме­нах, когда они вспоминают мелкие детали, которые не пытались запомнить специально, но не могут вспомнить основную инфор­мацию, на которую делали акцент при своей подготовке. Это сви­детельствует о том, что непроизвольное запоминание довольно часто превосходит произвольное как по силе, так и по продолжительности сохранения.

Произвольная памятьподразумевает случаи, когда перед человеком стоит задача запомнить ту или иную информацию и человек прилагает определенные волевые усилия для реализации данной задачи.

— Произвольное запоминание,которое сознательно ставит сво­ей целью человек, прикладывая волевые усилия для сохранения и воспроизведения информации. Для произвольного запоминания обязательным условием является наличие мотива, а также знание определенных способов и методик обработки и заучивания ин­формации.

Взависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память. Первая — это запоминание информации путем многократного повторения в той форме, в которой она воспринимается, без ее преобразования и анализа.

Смысловая па­мять представляет собой запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. При этом смысловая память связывается с уже име­ющейся информацией и по новому структурируется.

Существует много видов нарушений (аномалий) памяти — разной при­роды и степени тяжести. К аномалиям относят не только ослабление или потерю памяти, но и ее ненормальное обострение.

Гипомнезия, или ослабление памяти, может иметь различное проис­хождение. Она может быть связана с возрастными изменениями, быть врожденной или появиться как следствие какого-либо мозгового забо­левания (травмы, инфекции, склероза мозговых сосудов и др.).

Парамнезии (ложные узнавания) — особые состояния, когда человек испытывает ощущение «знакомства» при встрече с незнакомыми объек­тами. Это обманы памяти, связанные с изменениями состояния сознания, хорошо известны в психиатрии и описаны как состояния «дежа ею».

Другой аномалией памяти является амнезия (значительное снижение или отсутствие памяти). Различают несколько видов амнезий: ретроград­ная, антероградная, фиксационная, прогрессирующая и т. д. Например, ретроградная амнезия заключается в забывании событий, непосред­ственно предшестввовавших какому-то сильному воздействию на орга­низм (удару, шоку), при сохранении памяти о более далеких событиях.

Особый тип аномалий памяти является гипермнезия — обострение памяти, резкое увеличение объема и прочности запоминания материа­ла по сравнению со средними нормальными показателями.

Читайте также: