Родовое понятие и видовое отличие компьютер

Обновлено: 06.07.2024

Математические понятия Понятия, их объём и содержание. Отношение рода и вида между понятиями. Явные и неявные определения понятий. Алгоритм решения задачи на распознавание с использованием определения через род и видовое отличие. Примеры явных и неявных определений понятий.

Понятия, их объём и содержание Понятия, связанные с числами и операциями над ними: число; сложение; слагаемое; больше. Алгебраические понятия: выражение; уравнение; равенство. Геометрические понятия: отрезок; прямая; треугольник. Величины и их измерение: сантиметр; метр; километр.

Объём понятия - это множество всех объектов, обозначаемых одним термином. - это множество всех существенных свойств объекта, отражённых в этом понятии. Содержание понятия

Взаимосвязь Объём понятия Содержание понятия

Отношения рода и вида между понятиями Отношения между понятиями тесно связаны с отношениями между их объёмами, т.е. множествами. ! Если А с В (А=/ В), то а – видовое по отношению к понятию b , а понятие b – родовое по отношению к понятию а. Если А=В, то понятия а и b тождественны. Если множества А и В не связаны отношением включения, понятия а и b не находятся в отношении рода и вида и не тождественны.

Свойства: 1) Понятия рода и вида относительны. 2) Для данного понятия часто можно указать несколько родовых понятий. 3) Видовое понятие обладает всеми свойствами родового понятия.

А В a – «прямоугольник» b – «ромб» А А В В a – «многоугольник» b – «параллелограмм» a – «прямая» b – «отрезок»

Явные и неявные определения понятий Определяемое понятие Родовое понятие Видовое отличие Определяющее понятие + Определением обычно называют предложение, разъясняющее суть нового термина (или обозначения). !

Запомни. 3. Определение должно быть ясным 2. В определении (или их системе) не должно быть порочного круга 4. Одно и то же понятие можно определить по-разному. 1. Определение должно быть соразмерным

Алгоритм: Назвать определяемое понятие (термин). 2. Указать ближайшее родовое (по отношению к определяемому) понятие. 3. Перечислить свойства, выделяющие определяемые объекты из объёма родового, т.е. сформулировать видовое отличие. 4. Проверить, выполнены ли правила определения понятия (соразмерно ли оно, нет ли порочного круга и т. д.)

Явные определения Имеют форму равенства, совпадения двух понятий. Общая схема таких определений: «А есть (по определению) В». Здесь А и В — два понятия, причем не имеет принципиального значения, выражается каждое из них одним словом или сочетанием слов. Геометрия – это наука о свойствах геометрических фигур. Молекула – это мельчайшая частица вещества, сохраняющая все химические свойства этого вещества

неявные определения контекстуальные остенсивные Содержание нового понятия раскрывается через отрывок текста, через контекст, через анализ конкретной ситуации, описывающей смысл вводимого понятия. Это определение путём показа. Они используются для введения терминов, путём демонстрации объектов, которые этими терминами обозначают.

X+6=15 – это уравнение Примером контекстуального определения может быть определение уравнения и его решения, приведенное в учебнике математики для II класса(Моро М.И., Бантова М.А. Математика: Учеб.для 2 класса четырехлетней начальной школы.) Здесь после записи + 6 =15 и перечня чисел 0,5,9,10 идет текст: «К какому числу надо прибавить 6, чтобы получилось 15 ? Обозначаем неизвестное число латинской буквой Х (икс): Решить уравнение – значит найти неизвестное число. В данном уравнении неизвестное число равно 9 , так как 9+6=15. -Объясни, почему числа 0,5 и 10 не подходят».

2*7 >2*6 – это неравенство 17-5=8+4 – это равенство Например, таким способом можно определить в начальной школе понятия равенства и неравенства: Действительно, определение посредством показа не выделяет числовые равенства (неравенства) из других предложений, в нем не указываются свойства, характерные для данных понятий. Они только связывают термины с определяемыми объектами.

Геометрические фигуры Определение отрезка, луча, угла, ломаной линии. Основные свойства этих фигур. Содержание данных понятий в начальном обучении математике; виды определений. Примеры заданий.

Определение отрезка, луча, угла, ломаной линии Отрезок это прямая проходящая через две точки. - это система двух точек А и В, принадлежащих прямой а. Точки, расположенные между А и В, называются точками, лежащими внутри отрезка АВ, точки А и В называются концами отрезка АВ. - А В - это часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих между двумя данными её точками. Эти точки называются концами отрезка .

Основное свойство: Из трёх точек на прямой одна и только одна лежит между двумя другими. Для того, чтобы провести прямую достаточно две точки.

Луч - - это часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца. - Луч ограничен с одной стороны и может быть продолжен по прямой только в одну сторону как угодно далеко. - Луч с началом О – это совокупность всех точек прямой, лежащих с одной стороны от О.

О Луч – это часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих по одну сторону от данной её точки. Эта точка называется начальной точкой луча.

Угол это фигура, образованная двумя лучами с одним и тем же началом. А В Лучи, образующие угол, называются сторонами угла , а их общее начало – вершиной угла . Острым углом называется угол, который меньше прямого. Тупым углом называется угол, который больше прямого. Прямой угол равен 90 это совокупность двух лучей с общим началом, лежащих на разных прямых. - - С

Основные свойства: Каждый угол имеет определённую градусную меру, большую нуля. Развёрнутый угол равен 180. Градусная мера угла равна сумме градусных мер углов, на которые он разбивается любым лучом, проходящим между его сторонами.

Ломаная линия - В А С D E Ломаная линия ABCDEG . Точки A,B,C,D,E,G – вершины ломаной . Отрезки АВ, BC,CD,DE,EG – звенья ломаной . G это фигура, которая состоит из точек А1, А2,……А n и соединяющих их отрезков А1А2, А2А3,…..А n А n .

Основное свойство: Длина ломаной не меньше длины отрезка, соединяющего её концы. Длиной ломаной называется сумма длин её звеньев.

Примеры заданий Назовите ту ломаную, у которой больше всего звеньев? Меньше звеньев? Какая ломаная имеет 3 вершины? 4 вершины? Как узнать, какой отрезок больше?

Как можно построить прямой угол на нелинованной бумаге? Как с помощью всего лишь двух отрезков сделать 4 прямых угла? А теперь 2 острых и 2 тупых?

Прямоугольник четырехугольник, у которого все углы прямые. - - это параллелограмм, у которого все углы прямые. В А С D

Диагонали прямоугольника равны Противоположные стороны равны Стороны не пересекаются Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам

Квадрат - - - - это прямоугольник, у которого соседние стороны равны. это прямоугольник, у которого диагонали взаимно перпендикулярны и равны. это ромб, у которого есть прямой угол. это параллелограмм, у которого все стороны равны, а углы прямые. В А С D

Проведя диагонали, получим равные треугольники. Диагонали равны. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. Стороны не пересекаются. Диагонали пересекаются под прямым углом.

Примеры заданий Является ли эта фигура прямоугольником? Почему? Как переложить палочки так, чтобы получилось 3 одинаковых квадрата? Какая фигура имеет большую площадь? Почему? Выполните вычисления.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Формирование элементарных математических понятий младшего школьника

Формирование элементарных математических понятий младшего школьника.


Статья на тему «Математические игры как средство пропедевтики математических понятий»

Статья посвящена математическим играм – одной из разновидностей дидактических игр. Описана методика работы с математическими играми.


Статья на тему: "Использование аналогии при изучении математических понятий в начальных классах"

Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её. А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже .

Формирование математических понятий и представлений у первоклассников на примере изучение темы «Длина и её измерение»

Описание методики введения понятий "длина", "измерение длины" в первом классе УМК "Школа России". Алгоритм подготовки учителя к уроку. Упражнения по развитию приёма классификации на примере изучения т.


Курс для дошкольников по математике "Формирование математических понятий"

Курс «Формирование математических понятий» предназначен для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе.


Кроссворд-презентация "Математические понятия" (3 класс).

Кроссворд составлен на основе арифметических, алгебраических и геометрических знаний для учащихся 3 классов. Если задание сложное, можно взять подсказку. При составлении кроссворда использовался учебн.


Тест по математическим понятиям

Тест по математике для 3 класса по программе "Школа 21 века". Авторы учебника Минаева С.С., Рослова Л.О, Рыдзе О.А.. Тест направлен на проверку знаний по основным математическим понятиям.

Урок «Определение понятия» в 6 классе является восьмым в серии уроков по теме «Человек и информация».

Цели урока: Познакомить с приёмом построения определений.

Задачи урока:

образовательные – уметь давать понятиям определения;

развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;

воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы: фронтальный опрос, словесный, словесно-наглядный, частично поисково-исследовательский.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная работа, индивидуальная.

Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:

Компьютерный класс, проектор, экран.

Текстовый редактор MS Word .

Презентация «Определение понятия», Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», текстовый файл с практическим заданием.

Актуализация ранее изученного материала – 5 мин.

Изучение новой темы – 15 мин.

Практическая работа на компьютере. Физкультминутка. – 20 мин.

Подведение итогов урока. Домашнее задание

Выставление оценок – 5 мин.

Организационный момент

2. Актуализация ранее изученного материала. Слайд 2 - 4.

Мы продолжаем изучать тему «Понятия как форма мышления». Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения. Давайте вспомним:

- Что такое понятие?

- Какие признаки объекта считаются существенными?

- С помощью чего представляют отношения между понятиями?

3. Изучение новой темы. Слайд 5 - 9.

- Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения.

- Определение отвечает на вопрос «Что это такое?». Оно должно раскрывать основное содержание понятия, в нём недолжно быть лишних слов, но и недолжно быть недосказанностей.

Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.

Запишите в тетрадь следующую схему (слайд 5):

Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым.

Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.

Запишите в тетрадь пример определения понятия (слайд 6):

Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

Рассмотрим его с точки зрения составных частей. Попробуйте, самостоятельно выделить (подписать сверху цифру) видовое понятие (1), родовое понятие (2), видовое отличие (3) исходя из рассмотренной схемы.

Ответ: Информатика (1) – это видовое понятие. Наука (2) – родовое понятие. Аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации (3) – видовое отличие.

Следующий пример учащиеся разбирают самостоятельно, с последующей проверкой (слайд 7):

Пользователь – это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи.

Ответ: Пользователь (1) – это видовое понятие. Человек (2) – родовое понятие. Применяющий компьютер для получения информации или решения задачи (3) – видовое отличие.

Итак, при построении определения можно выделить два этапа:

первый – подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие;

второй – указание видового отличия, т.е. существенного признака, отличающего определяемый предмет от других, относящихся к тому же роду.

Работа с учебником. Выполнение заданий 2, 3, 5 с.53 (коллективный разбор)

Рассмотрим ряд правил, которыми следует руководствоваться при построении определения (слайд 8):

Определение должно быть соразмерным (т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем).

Пример: Информатика – наука об информации; очень широкое определение, т.к. информацию изучают и другие науки (биология, химия). Информатика – наука изучающая способы хранения информации; слишком узкое определение, указывает только часть предмета.

Определение не должно заключать в себе круга (когда определяющее понятие повторяет определяемое – «тавтология»).

Пример: Информатика – наука об информатике.

Определение недолжно быть отрицательным.

Пример: Информатика – это не математика.

Определение не должно быть противоречивым.

Пример: Информатика – это молодая и древняя наука.

Вывод. Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении. (слайд 9)

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»

На стр. 162 учебника:

4. Выполнение практического задания на компьютере.

Практическая работа №7 задание 1, задание 2. Выполнить в любом графическом редакторе.

Ученики садятся за компьютеры, открывают графический редактор и выполняют задание, через 10 минут после начала работы за компьютером – физкультминутка, следует выполнить с учащимися упражнение для глаз.

Коллективная проверка задания. Слайд 10.

5. Подведение итогов урока.

- Как строится определение?

-Какие ошибки могут возникать при построении определения?

Приложение 1.

Практическая работа №6 Задание 2.

В текстовом процессоре открыть текстовый файл Пары. doc .

Под текстом создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 17 строк. Столбцы озаглавьте: «Родовое понятие», «Видовое понятие». Из перечня имеющихся слов выделите попарно родовые и видовые понятия и, копируя, вставьте их в соответствующие столбцы таблицы.

Домашнее задание.

1. Учебник §8, с. 51-53.

Выставление оценок.

Перечень используемой специальной и методической литературы:

Фундаментальное ядро содержания общего образования/Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова, 2011.

Поурочные разработки по информатике: 6 класс; Н.Л.Югова.2010.

Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса./Л.Л. Босова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013.

Урок «Определение понятия» в 6 классе является восьмым в серии уроков по теме «Человек и информация».

Цели урока: Познакомить с приёмом построения определений.

¾ образовательные – уметь давать понятиям определения;

¾ развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;

¾ воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы: фронтальный опрос, словесный, словесно-наглядный, частично поисково-исследовательский.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная работа, индивидуальная.

Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:

1. Компьютерный класс, проектор, экран.

2. Текстовый редактор MS Word .

3. Презентация «Определение понятия», Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», текстовый файл с практическим заданием.

1. Организационный момент.

2. Актуализация ранее изученного материала – 5 мин.

3. Изучение новой темы – 15 мин.

4. Практическая работа на компьютере. Физкультминутка. – 20 мин.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание

Выставление оценок – 5 мин.

1. Организационный момент. Слайд 1

Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу.

Не нужно нам владеть клинком,

Не ищем славы громкой.

Тот побеждает, кто знаком

С искусством мыслить тонким. Г.Уордстворд.

2. Актуализация ранее изученного материала. Слайд 2 - 4.

Мы продолжаем изучать тему «Понятия как форма мышления». Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения. Давайте вспомним:

- Что такое понятие?

- Какие признаки объекта считаются существенными?

- С помощью чего представляют отношения между понятиями?

Выборочно провести тестирование за компьютером.

3. Изучение новой темы. Слайд 5 - 9.

- Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения.

- Определение отвечает на вопрос «Что это такое?». Оно должно раскрывать основное содержание понятия, в нём недолжно быть лишних слов, но и недолжно быть недосказанностей.

Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.

Запишите в тетрадь следующую схему (слайд 5):

Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым.

Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.

Запишите в тетрадь пример определения понятия (слайд 6):

Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

Рассмотрим его с точки зрения составных частей. Попробуйте, самостоятельно выделить (подписать сверху цифру) видовое понятие (1), родовое понятие (2), видовое отличие (3) исходя из рассмотренной схемы.

Ответ: Информатика (1) – это видовое понятие. Наука (2) – родовое понятие. Аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации (3) – видовое отличие.

Следующий пример учащиеся разбирают самостоятельно, с последующей проверкой (слайд 7):

Пользователь – это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи.

Ответ: Пользователь (1) – это видовое понятие. Человек (2) – родовое понятие. Применяющий компьютер для получения информации или решения задачи (3) – видовое отличие.

Итак, при построении определения можно выделить два этапа:

первый – подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие;

второй – указание видового отличия, т.е. существенного признака, отличающего определяемый предмет от других, относящихся к тому же роду.

Работа с учебником. Выполнение заданий 2, 3, 5 с.53 (коллективный разбор)

Рассмотрим ряд правил, которыми следует руководствоваться при построении определения (слайд 8):

1. Определение должно быть соразмерным (т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем).

Пример: Информатика – наука об информации; очень широкое определение, т.к. информацию изучают и другие науки (биология, химия). Информатика – наука изучающая способы хранения информации; слишком узкое определение, указывает только часть предмета.

2. Определение не должно заключать в себе круга (когда определяющее понятие повторяет определяемое – «тавтология»).

Пример: Информатика – наука об информатике.

3. Определение недолжно быть отрицательным.

Пример: Информатика – это не математика.

4. Определение не должно быть противоречивым.

Пример: Информатика – это молодая и древняя наука.

Вывод. Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении. (слайд 9)

4. Выполнение практического задания на компьютере.

Практическая работа №6 задание 2 (Приложение 1). На всех компьютерах учащихся на рабочем столе в папке «К уроку» находится файл Пары. doc . Ученики садятся за компьютеры, открывают текстовый редактор и выполняют задание, через 10 минут после начала работы за компьютером – физкультминутка, следует выполнить с учащимися упражнение для глаз.

Коллективная проверка задания. Слайд 10.

5. Подведение итогов урока.

- Как строится определение?

-Какие ошибки могут возникать при построении определения?

Домашнее задание. Слайд 11.

1. Учебник § 2.3, с. 51-53.

2. В любом из словарей найти определение двух понятий через родовое понятие и видовое отличие.

Приложение 1.

Практическая работа №6 Задание 2.

В текстовом процессоре открыть текстовый файл Пары. doc .

Под текстом создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 17 строк. Столбцы озаглавьте: «Родовое понятие», «Видовое понятие». Из перечня имеющихся слов выделите попарно родовые и видовые понятия и, копируя, вставьте их в соответствующие столбцы таблицы.

Урок «Определение понятия» в 6 классе разработан по учебнику Л.Л. Босовой "Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса " является восьмым в серии уроков по теме «Человек и информация» и знакомит с приёмом построения определений понятий. Урок сопровождается учебной презентацией.

ВложениеРазмер
inform_6_1.doc 60.5 КБ
6_1.ppt 90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики в 6 классе на тему

Зайкина Елена Владимировна , учитель информатики и ИКТ

Урок «Определение понятия» в 6 классе является восьмым в серии уроков по теме «Человек и информация».

Цели урока: Познакомить с приёмом построения определений.

  1. образовательные – уметь давать понятиям определения;
  2. развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;
  3. воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы: фронтальный опрос, словесный, словесно-наглядный, частично поисково-исследовательский.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная работа, индивидуальная.

Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:

  1. Компьютерный класс, проектор, экран.
  2. Текстовый редактор MS Word.
  3. Презентация «Определение понятия», Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», текстовый файл с практическим заданием.
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация ранее изученного материала – 5 мин.
  3. Изучение новой темы – 15 мин.
  4. Практическая работа на компьютере. Физкультминутка. – 20 мин.
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание

Выставление оценок – 5 мин.

1. Организационный момент. Слайд 1

Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу.

Не нужно нам владеть клинком,

Не ищем славы громкой.

Тот побеждает, кто знаком

С искусством мыслить тонким. Г.Уордстворд.

2. Актуализация ранее изученного материала. Слайд 2 - 4.

Мы продолжаем изучать тему «Понятия как форма мышления». Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения. Давайте вспомним:

- Что такое понятие?

- Какие признаки объекта считаются существенными?

- С помощью чего представляют отношения между понятиями?

3. Изучение новой темы. Слайд 5 - 9.

- Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения.

- Определение отвечает на вопрос «Что это такое?». Оно должно раскрывать основное содержание понятия, в нём недолжно быть лишних слов, но и недолжно быть недосказанностей.

Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.

Запишите в тетрадь следующую схему (слайд 5):

Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым .

Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим .

Запишите в тетрадь пример определения понятия (слайд 6):

Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

Рассмотрим его с точки зрения составных частей. Попробуйте, самостоятельно выделить (подписать сверху цифру) видовое понятие (1), родовое понятие (2), видовое отличие (3) исходя из рассмотренной схемы.

Ответ: Информатика (1) – это видовое понятие. Наука (2) – родовое понятие. Аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации (3) – видовое отличие.

Следующий пример учащиеся разбирают самостоятельно, с последующей проверкой (слайд 7):

Пользователь – это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи.

Ответ: Пользователь (1) – это видовое понятие. Человек (2) – родовое понятие. Применяющий компьютер для получения информации или решения задачи (3) – видовое отличие.

Итак, при построении определения можно выделить два этапа:

первый – подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие;

второй – указание видового отличия, т.е. существенного признака, отличающего определяемый предмет от других, относящихся к тому же роду.

Работа с учебником. Выполнение заданий 2, 3, 5 с.53 (коллективный разбор)

Рассмотрим ряд правил, которыми следует руководствоваться при построении определения (слайд 8):

  1. Определение должно быть соразмерным (т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем).

Пример: Информатика – наука об информации; очень широкое определение, т.к. информацию изучают и другие науки (биология, химия). Информатика – наука изучающая способы хранения информации; слишком узкое определение, указывает только часть предмета.

  1. Определение не должно заключать в себе круга (когда определяющее понятие повторяет определяемое – «тавтология»).

Пример: Информатика – наука об информатике.

Пример: Информатика – это не математика.

Пример: Информатика – это молодая и древняя наука.

Вывод. Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении. (слайд 9)

4. Выполнение практического задания на компьютере.

Практическая работа №6 задание 2 (Приложение 1). На всех компьютерах учащихся на рабочем столе в папке «К уроку» находится файл Пары.doc. Ученики садятся за компьютеры, открывают текстовый редактор и выполняют задание, через 10 минут после начала работы за компьютером – физкультминутка , следует выполнить с учащимися упражнение для глаз.

Коллективная проверка задания. Слайд 10.

5. Подведение итогов урока.

- Как строится определение?

-Какие ошибки могут возникать при построении определения?

Домашнее задание. Слайд 11.

1. Учебник § 2.3, с. 51-53.

2. В любом из словарей найти определение двух понятий через родовое понятие и видовое отличие.

Практическая работа №6 Задание 2.

В текстовом процессоре открыть текстовый файл Пары.doc.

Цветок, фрукт, овощ, буква, цифра, орудие, прибор, школьник, дом, день, лодка, животное, насекомое, металл, орган, олово, подросток, почки, морковь, микроскоп, два, военный, фиалки, сержант, топор, груши, «у», тюлень, резиновая лодка, оса, деревянный дом, зимний день.

Под текстом создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 17 строк. Столбцы озаглавьте: «Родовое понятие», «Видовое понятие». Из перечня имеющихся слов выделите попарно родовые и видовые понятия и, копируя, вставьте их в соответствующие столбцы таблицы.

Читайте также: