С помощью какого ресурса можно разместить pdf файл в электронный курс

Обновлено: 07.07.2024

Онлайн-платформы прочно заняли свое место в системе образовании. Сейчас невозможно встретить человека, который ничего не слышал об дистанционном или открытом образовании. Для одних – это способ изучить что-то новое для себя, даже освоить новую профессию не выходя. Для других – способ заявить о себе как о преподавателе, найти своих учеников. Давай разберемся в существующих платформах.

Важно! Мы рассмотрим только те платформы, на которых любой желающий может САМ создать свой курс. Кроме того, мы уделим внимание бесплатным продуктам или продуктам с бесплатными тарифами.

Часть 1. Платформы для некоммерческого использования

Условно мы разделили все многообразие на две группы – для некоммерческого и для коммерческого использования. В последнем случаи вы можете не только создать, но и продать. Начнем с платформ и сервисов для сопровождения педагогического процесса без возможности коммерциализации . Как правило, они представлены различными системами дистанционного обучения (СДО). Раньше СДО использовали преимущественно образовательные организации. Специалисту-одиночке тяжело было заниматься всеми вопросами (в том числе установкой и поддержкой СДО) сразу. Однако бурное развитие облачных сервисов изменили ситуацию в лучшую сторону. Рассмотрим несколько наиболее известных сервисов.

1. Google Classroom

Давным-давно в одной далекой галактике одна известная компания предлагал ряд инструментов для педагогов, использующих ИКТ. Затем Google (именно о этой компании идет речь) объединила сервисы для образования в один новый, который получил название Classroom. Мы не случайно уделили немного времени рассмотрению истории этой платформы – именно ее история определяет философию использования Google Classroom.

Не так давно подключиться к Google Classroom можно было только образовательной организации. Она должна была иметь аккаунт Google for education и подтвержденный домен. Но с определенного момента Google Classroom отправился в свободное плаванье и доступен теперь для любого желающего, у которого есть аккаунт Google.

Это отразилась на способах регистрации Класса.

! Образовательной организации необходимо регистрироваться через Google for education . После этого администратор создает учетные записи всех пользователей Класса.

Посмотрим на систему изнутри. Первое, что обращает на себя внимание – Google Classroom не обычная система дистанционного обучения. В ней достаточно мало инструментов. Повторимся, она «выросла» из сервисов Google для образования, так что придется по вкусу всем любителям сервисов этой компании.

Плюсы Google Classroom

  • Русский интерфейс
  • Бесплатная
  • Хорошо узнаваемый бренд
  • Подходит именно для образовательной организации/педагогов
  • Хорошо представлены традиционные функции (публикация теоретического материала, заданий, общение)
  • Инструментов мало
  • Неудобные ссылки на Класс
  • Пользователям обязательно нужно иметь аккаунт Google
  • Нет тестов
  • Последнее является проблемой отчасти, т.к. можно использовать Google формы для создания тестового контроля.

! Основная «фишка» – Лента совместной работы. Google Classroom следует рассматривать именно как среду для совместной деятельности.

Обзор Google Classroom

2. Moodle и MoodleCloud

Как видно из названия, это что-то, имеющее отношение к системе дистанционного обучения Moodle.

Moodle – это известная платформа, ее с удовольствием используют в университетах и школах по всему миру. О Moodle мы уже писали, так что ограничимся кратким описанием плюсов и минусов системы.

Плюсы Moodle:

  • Большое количество учебных элементов
  • Поддерживает дифференцированное обучение
  • Поддерживает разнообразные педагогические сценарии
  • Визуализированное отслеживание выполнения учебного материала
  • Разнообразные плагины, расширяющие базовый функционал
  • Система сложна для изучения
  • Высокие системные требования
  • Самый главный минус – Moodle нужно устанавливать на сервере и для некоторых это может быть непреодолимой проблемой. Так-то и придет на помощь MoodleCloud – облачный сервис с Moodle.

Плюсы MoodleCloud

  • Не надо ничего устанавливать. Вы получаете могучий Moodle за несколько минут
  • Есть бесплатный тариф
  • Есть русский язык
  • Есть плагин видеоконференции
  • Автоматическое обновление до новой версии (мелочь, а приятно)

Минусы (бесплатного тарифа)

! Основная «фишка» – Облачный сервис от головного офиса Moodle

Обзор MoodleCloud

3. Online Test Pad

OnlineTestPad – хорошо известный (и хорошо зарекомендовавший себя) сервис для организации и проведения тестирования .

Разработчики сервиса не сидят сложа руки и недавно представили ряд новых инструментов, среди которых оказалась и система дистанционного обучения. OnlineTestPad теперь еще и СДО! Конечно, и раньше существовал личный кабинет для управления пользователями. И без него можно было добавлять ссылки на учебные материалы и таким образом обойтись без дополнительных сайтов. Однако на сегодняшний день OnlineTestPad является более-менее сформированной площадкой для создания и реализации собственных онлайн-курсов. Этому способствуют и ряд новых дополнительных инструментов, таких как комплексные задания.

На сервисе присутствует как возможность саморегистрации пользователей, так и ручная регистрация, а также регистрация путем импорта из файла (шаблон такого файла представлен на сервисе)

Плюсы СДО OnlineTestPad

  • Бесплатно
  • Не надо ничего устанавливать
  • Можно добавлять дополнительные материалы (текст, видео)
  • Мощное тестирование
  • Ряд других полезных инструментов
  • Это эрзац-СДО, её заменитель
  • Есть реклама
  • Неудобная регистрация пользователей

! Основная «фишка» – Расширение функционала​ известного сервиса​ тестирования

Обзор СДО OnlineTestPad

Часть 2. Платформы для коммерческого использования

В настоящее время онлайн-платформы (как и массовые открытые онлайн-курсы) ассоциируют с видеокурсами. Это спорное утверждение. Наиболее распространенная классификация массовых открытых онлайн-курсов (МООК) включает в себя коннективиские МООК (по-английски cMOOC) и станфордские МООК (по-английски xMOOC). Первые из них строились на самостоятельной совместной работе обучающихся и содержали преимущественно текстовый контент. Со временем все массовые открытые онлайн-курсы стали отождествлять с xMOOC. Который, действительно, опирается на создание видеолекций. Это нашло свое отражение и в философии ряда онлайн-платформ, таких как Udemy.

Конечно, видеоформат является более предпочтительным – многие университеты создаю свои онлайн-курсы именно как видео-курсы. Однако видеопроизводство учебных курсов может быть делом трудоемким и затратным. В тоже время «порог вхождения» создания учебного видео постоянно снижается, благодаря повышению мощности смартфонов и появления новых программ. Но это уже другая история…

4. Udemy

Наш обзор начнем с Udemy. Это первая платформа, на которой я начал создавать свои онлайн-курсы. Поэтому к ней я испытываю особо нежные чувства. Это зарубежная платформа со штаб-квартирой в США. Однако, Udemy имеет русский интерфейс , понятный любому пользователю.

Udemy позволяет создавать как публичные (открытые) так и приватные (преподаватель управляет процессом записи студентов на курс) курсы.

Для индивидуальных пользователей платформа бесплатная, для организаций – платная.

На Udemy нет тарифных планов. Если вы решили создать платный курс, то платформа возьмет процент с продажи . Основа курсов – видео. Есть дополнительные инструменты – тесты, возможность публиковать дополнительные материалы, дискуссии для обратной связи. С одной стороны инструментов не так уж много, с другой – вполне достаточно.

Есть небольшие трудности с загрузкой промовидео и обложки курса. Обычно я решаю их с помощью загрузки материалов со смартфона. Служба поддержки также может помочь загрузить пару файлов. Еще одна услуга службы поддержки – создание уникальной обложки курса – предоставляется бесплатно.

Следует также отметить хорошую индексацию – много пользователей приходит просто с поисковых запросов.

Бесплатный курс автора статьи (С. Золотухина) на Udemy: Moodle для новичков

Плюсы Udemy

  • Есть публичные и приватные курсы (бесплатно)
  • Есть возможность создавать платные курсы
  • Есть тесты и задания
  • Хорошо индексируются (особенно в Google)
  • 75% контента – видео
  • 75% контента – видео. Это является одновременно и плюсом и минусом – учебное видео смотрится здорово, но на его создание уходит много времени.

! Основная «фишка» – видеолекции, хорошая индексация

Обзор Udemy

Разработать электронный курс при помощи той или иной программы не так уж и сложно, можно, например, создать презентацию, импортировать ее в специальное приложение, а затем сохранить в виде HTML5-приложения. Но что потом со всем этим делать? Есть несколько способов:

1. Выложить на своем сайте, где установлена Система дистанционного обучения (LMS).

Если у вас есть собственный сайт и вы обладаете хотя бы небольшими знаниями в области установки программного обеспечения на сервер, то этот способ будет, безусловно, для вас предпочтительным. Установив СДО, вы получаете возможность через интерфейс сайта загрузить архив с курсом, а сайт уже сам сделает за вас все необходимое: распакует архив, установит все файлы в нужные папки, предоставит возможность подписывать пользователей на курс, будет собирать статистику.

Существует большое число как платных, так и бесплатных LMS, которые вы можете скачать с сайтов разработчиков или на github.

Примеры: Diskurs LMS, Moodle, Opigno, Chamilo, eFront и другие.

2. Выложить на сайте, где нет системы дистанционного обучения.

Создать свой сайт, чтобы разместить на нём один или несколько курсов, проще чем многие думают. Можно зайти на сайт любого провайдера, предоставляющего бесплатный хостинг, зарегистрироваться, создать домен третьего уровня (вида вашсайт.хостингпровайдер.ру), скопировать на сервер ваш курс, используя панель администратора (чаще всего очень наглядную и простую), а затем дать пользователям ссылку вида вашсайт.хостингаровайдер.ру/папка-с-курсом/index.html.

При этом даже необязательно создавать какое-то другое наполнение для сайта и устанавливать CMS.

3. Воспользоваться облачной системой дистанционного обучения.

На рынке представлены десятки облачных СДО, как платных, так и бесплатных. Вы регистрируетесь и вам предоставляется возможность загружать свои курсы, подписывать на них пользователей и видеть результаты обучения. Некоторые провайдеры даже дают возможность брендировать ваш облачный сайт.

Примеры: iSpring Online, WebTutor, Mirapolis, TalentLMS, Canvas и другие.

Часто используемые ресурсы в курсах: гиперссылка, папка, пояснение, страница, файл. Разработчик курса (преподаватель) использует ресурсы для оформления электронного курса, для предоставления дополнительной информации пользователям.

По вопросам прохождения образовательного маршрута конкретного электронного курса можно обратиться к преподавателю в СУО (см. Список оф. адресов электронной почты ППС).

Элемент «Задание»


Элемент курса «Задание» можно распознать по значку . Название задания преподаватель может указать любое.

Учебный элемент «Задание» позволяет преподавателям добавлять коммуникативные задания, собирать студенческие работы, оценивать их и предоставлять отзывы.

На рисунке 2 приводится пример оцененного задания:



При оценивании задания преподаватель может оставлять отзывы в виде комментариев, загружать файл с исправленным ответом студента или аудио-отзыв. Ответы могут быть оценены баллами или пользовательской шкалой оценивания. Итоговая оценка заносится в Журнал оценок. Ниже на странице с оцененной работой располагается отзыв преподавателя:



Элемент «Тест»

Элемент курса «Тест» позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: Множественный выбор, Верно/неверно, На соответствие, Короткий ответ, Числовой и т.д.

Можно создать тест с несколькими попытками, с перемешивающимися вопросами или случайными вопросами, которые выбираются из банка вопросов.

Может быть задано ограничение времени прохождения теста.

Каждая попытка оценивается автоматически, за исключением вопросов Эссе. Оценка записывается в журнал оценок.

При создании теста преподаватель может выбрать будут ли отображаться подсказки, отзыв и правильные ответы, а также когда они будут показаны студентам.

Тесты могут быть использованы для проведения:

  • текущего контроля
  • в качестве мини-тестов по пройденным темам
  • экзамена или зачета, с использованием вопросов из текущего контроля
  • для самоконтроля обучающегося


Для проведения тестирования добавляется элемент «Тест». Значок элемента «Тест» выглядит следующим образом , название теста преподаватель указывает самостоятельно.

Особенности прохождения теста зависит от настроек элемента « Тест», заданных преподавателем.

Ниже приведено прохождение типового теста с настройками для проведения промежуточной аттестации. В данном тесте 25 вопросов, указано ограничение по времени 45 минут, привязка к ip-адресу компьютерных классов СамГУПС (прохождение с других устройств невозможно), задано ограничение по номеру группы. На тест дается две попытки с задержкой по времени в 24 часа:

При щелчке на элементе тест (см. рис. 4). Щелкнуть по кнопке «Начать тестирование»


В следующем окне щелкнуть по кнопке «Начать попытку». Ответить на вопросы теста.

В блоке «Навигация по тесту» (рис.5) отображается оставшееся время, вопросы (вопросы, на которые были даны ответы, помечаются серым цветом). Отвечать на вопросы можно не по порядку.


Появится окно просмотра (оценка указывается в графе "отзыв"):


В случае неудовлетворительного результата следующая попытка теста возможна только по истечению 24 часов.


Элемент курса «Лекция» можно распознать по значку. Название лекции преподаватель может задать любое.

Элемент курса «Лекция» позволяет преподавателю располагать контент и/или практические задания (тесты) в интересной и гибкой форме. Преподаватель может использовать линейную схему лекции, состоящую из ряда обучающих страниц или создать сложную схему, которая содержит различные пути или варианты для учащегося. В любом случае для увеличения активного взаимодействия и контроля понимания преподаватели могут использовать различные вопросы, такие как «Множественный выбор», «На соответствие» и «Короткий ответ». В зависимости от выбранного студентом ответа и стратегии, разработанной преподавателем, студенты могут перейти на другую страницу, возвратиться на предыдущую страницу или быть перенаправленными совершенно по другому пути.

Лекцию можно оценивать, оценки записываются в журнал оценок. (если иное не указано в настройках оценок курса)

Лекции могут быть использованы:

На рисунке 7 наглядно продемонстрирована работа с нелинейной лекцией: после теоретического фрагмента следует контрольный вопрос. Если пользователь ответит на него верно, то в изучении теоретического материала перейдет к следующему фрагменту; если нет, то предыдущий фрагмент лекции придется изучить еще раз.


Ресурс «Пояснение»

Пояснение - это ресурс, который отображается непосредственно на главной странице курса в теме. Пояснение позволяет на странице вставлять текст и мультимедиа между ссылками на другие ресурсы и элементы курса. Пояснения очень универсальны и при продуманном использовании могут улучшить внешний вид курса.

Пояснения могут быть использованы:

  • Для разделения длинного перечня видов деятельности подзаголовком или изображением;
  • Для просмотра встроенного видео- или аудио-файла прямо на странице курса;
  • Для добавления краткого описания в разделе курса.

Ресурс «Гиперссылка»

Модуль «Гиперссылка» позволяет преподавателю разместить веб-ссылку как ресурс курса. Ссылка может быть связана с любым ресурсом, который находится в свободном доступе в Интернете (напр. документы и изображения). Лучше использовать адрес конкретной веб-страницы.

Преподаватель может использовать ссылку из хранилища.


Значок гиперссылки выглядит . Название преподаватель может указать любое.

Гиперссылка может открываться встроенной в страницу, открываться в новом окне.

Модуль «Папка» позволяет преподавателю отображать несколько смежных файлов в одной папке, уменьшая прокрутку на странице курса. Пример Папки показан на рисунке 8. Папка может быть загружена в ZIPархиве и распакована для отображения; также можно создать пустую папку и загрузить в нее файлы.


Папка может быть использована для:

  • серии файлов по одной теме, например, для отображения набора прошлых экзаменационных работ в формате PDF или набора файлов изображений для использования в студенческих проектах.
  • обеспечения общего пространства на странице курса для загрузок материалов преподавателями (папка скрыта от студентов и только преподаватели могут ее видеть)
  • Для представления сроков и условий курса или резюме программы курса
  • Для встраивания видео- или звуковых файлов в пояснительный текст.

Ресурс «Файл»

Модуль «Файл» позволяет преподавателю представить файл как ресурс курса. Например, размещенные в курсе файлы форматов doc можно узнать по значку , xls - , pdf - . Если это возможно, то файл будет отображаться в интерфейсе курса, в противном случае студентам будет предложено скачать его. Файл может включать вспомогательные файлы, например, HTML-страница может иметь встроенные изображения или флэш-объекты.

При выборе на «Домашней странице» в списке курсов созданного нового электронного курса открывается страница главная страница этого курса, которая имеет вид, представленный на рис. 1.


Рис. 1. Исходный вид страницы нового курса

Центральная область страницы курса представляет его содержательную часть. По умолчанию эта область содержит элемент «Новостной форум курса» и пункты для представления тематических разделов курса.

Режим наполнения и редактирования содержания электронного курса

Для перехода к режиму настройки и наполнения содержания страницы курса необходимо нажать кнопку «Режим редактирования», расположенную в правом верхнем углу страницы (см. рис. 1, 2).


Рис. 2. Кнопка перехода в режим редактирования курса


Рис. 3. Вид страницы курса в режиме редактирования

Для манипулирования элементами, отображаемыми на странице курса, в режиме редактирования используются инструменты, запускаемые нажатием на иконки :


– изменение названия элемента,


– сдвиг элемента вправо,


– перемещение элемента по странице,


– режим настройки элемента,


– создание дубликата элемента,


– удаление элемента,


– делает элемент невидимым для студентов.

В основе создаваемой структуры ЭУМК должны лежать рабочие программы дисциплин учебных планов, для обеспечения которых создается электронный курс.

С помощью изменения названий элементов можно переименовать все имеющиеся темы так, как того требуют материалы курса.

После этого можно приступать к добавлению материалов и учебных элементов.

Размещение в курсе материалов и учебных элементов

Если ресурс уже размещен в сети Интернет, например рабочая программа учебной дисциплины, размещенная в базе данных портала, то для такого ресурса в курсе портала создается учебный элемент типа «Гиперссылка». Для этого, в соответствующем разделе курса следует нажать кнопку «+Добавить элемент или ресурс» и в открывающемся списке типов элементов и ресурсов выбрать пункт «Гиперссылка» (см. рис. 4).


Рис. 4. Выбор типа ресурса «Гиперссылка»

На открывшейся странице (рис. 5) в поле «Название» надо ввести название электронного ресурса, в поле «Описание» его описание и в поле «Адрес ( URL )» скопировать гиперссылку на этот ресурс.


Рис. 5. Добавление ресурса типа «Гиперссылка»

Для копирования (получения) значения гиперссылки электронного ресурса можно установить на этом элементе указатель мыши, нажать ее правую клавишу и в открывшемся контекстном меню выбрать пункт «Копировать адрес ссылки» (рис. 6).


Рис. 6. Копирование адреса гиперссылки

После чего ссылка вставляется в поле «Адрес ( URL )» формы на рис. 5.

Для размещения в курсе ресурса, представленного в виде файла какого-либо типа ( Word , PDF , PowerPoint , видео, аудио и др.) следует в списке типов элементов и ресурсов, открывающемся при нажатии кнопки «+Добавить элемент или ресурс», выбрать пункт «Файл» (рис. 7).


Рис. 7. Выбор типа ресурса «Файл»

На открывшейся странице (рис. 8) в соответствующие поля вводятся Название и Описание размещаемого электронного ресурса. В разделе «Содержимое» размещается файл ресурса.


Рис. 8. Добавление ресурса типа «Файл»

Читайте также: