Самая сложная компьютерная игра

Обновлено: 28.06.2024

Одни геймеры предпочитают расслабиться и получать удовольствие от игр, в которые невозможно проиграть. Другие же предпочитают игры, бросающие игроку вызов. Но есть в игровой индустрии такие проекты, от которых в ужасе убегают первые, а вторые сломают мозг, пальцы и несколько геймпадов и клавиатур. Необычайная сложность — не просто фишка этих игр, а главная особенность игрового процесса. Это десятка самых трудных игр, пройти которые от начала и до конца удалось лишь самым упорным и скиловым геймерам.

  1. Megaman (1987)
  2. Eve Online (2003)
  3. Dwarf Fortress (2006)
  4. Dark Souls (2011)
  5. Achron (2011)
  6. Hotline: Miami (2012)
  7. Darkest Dungeon (2016)
  8. Hollow Knight (2017)
  9. Cuphead (2017)
  10. Sekiro: Shadows Die Twice (2019)
  11. И многие другие.

Megaman (1987)

Серия хардкорных платформеров, состоящая из нечетного числа игр, впервые появилась на консолях и аркадных автоматах. Юные геймеры в игровых залах выстраивались в очередь, чтобы испытать удачу в битве с очередным боссом или хотя бы просто дойти до конца уровня. А сколько геймпадов загубила эта игрушка и не сосчитать.

Игрок управляет роботом Мегаменом (в других переводах игры — Рокменом), помощником доброго ученого Лайта, который мечтает, чтобы роботы помогали людям. Но его коллега доктор Альберт В. Уайли с этим не согласен и строит роботов, которые должны поработить человечество. Конечно же, остановить злодея и его приспешников может только наш герой.

Сюжет серии прост и примитивен, чего не сказать о геймплее, принципы которого от серии к серии не менялись. Игра разделена на уровни, каждый из которых находится под контролем одного из роботов Уайли. Добравшись до босса и победив его, Мегамен завладевает его оружием и получает новую способность. Порядок прохождения уровней игрок определяет сам, и, хотя они сложны сами по себе, самое интересное начинается после победы над всеми роботами-боссами. Открываются финальные уровни, для прохождения которых придется грамотно применять все полученные ранее способности. Megaman часто заставляет игрока поломать голову, а не только полагаться на быстроту реакции.

Несмотря на то, что большинство игр серии были консольными, сыграть в Megaman на ПК сейчас труда не составит. Например, в Steam вы найдете Megaman Legacy Collection с наиболее популярными играми серии. Только не пытайтесь играть в это с клавиатуры, без геймпада Megaman — это не хардкор, а боль и страдание.

Eve Online (2003)

Eve Online — игра уникальная, не похожая ни на одну другую MMO. В нашем списке она получает место как самая сложная игра в своем жанре, и считать ее таковой есть несколько причин.

Во-первых, в EVE Online очень высокий порог вхождения. На голову новичка сваливается множество аспектов игры, разбираться в которых можно, без преувеличений, годами. В игре огромное количество активностей, о некоторых из которых не подозревают даже ее ветераны.

Во-вторых, чтобы достигнуть мастерства в управлении хотя бы одним кораблем, нужно держать в голове и понимать огромное количество факторов: угловую скорость противников, скорость поворота турелей, оптимальную дальность поражения, толщину щитов и брони, сопротивляемость к разным типам урона, менеджмент заряда конденсатора… На перечисление всего в этом абзаце не хватило места.

В-третьих, Eve Online — игра с фулл-дропом. Если ваш корабль уничтожен, его уже не вернуть. Никаких респавнов, сохранений и вторых шансов. Только скудная страховка, не покрывающая даже десятую долю ваших расходов, да возможность лутнуть часть модулей из своего искореженного обломка. Но ей, скорее всего, воспользуетесь не вы, а те, кто вас сбил. Сбить новичка здесь пытаются все, вселенная Eve Online жестока и недружелюбна. Так что прежде чем испытывать свои нервы, задумайтесь, не проще ли пойти в какой-нибудь World of Warcraft?

Dwarf Fortress (2006)

Для этого инди-проекта, находящегося в стадии альфа-тестирования уже пятнадцать лет, даже жанр определить сложно. Попробуем описать кратко: небольшая колония дворфов строит свою подземную крепость, добывает ресурсы и ценности в недрах и пытается не умереть в мире, где тебя убивает… буквально все. И все это — в псевдографическом ретро-визуале.

Главная сложность, с которой сталкивается новый игрок в Dwarf Fortress, — как вообще в это играть? Пока вы пытаетесь разобраться во всех премудростях управления своим бестолковым народцем, да еще и с помощью непривычного олдскульного управления, эти бородатые приключенцы придумают миллион поводов погибнуть. И даже когда разберетесь, простым ваше подземное приключение от этого не станет. Девиз разработчиков Dwarf Fortress — «Losing is fun», то есть «проигрывать весело». Но будет ли весело вам? Проверьте сами!

Dark Souls (2011)

Эта игровая серия стала синонимом сложности и хардкорности в глазах игрового сообщества. Хотя ее история начинается немного раньше, в 2009 году с выходом Demon’s Souls, именно Dark Souls вошла в массовую культуру и стала чем-то большим, чем просто игра.

Главная сложность Dark Souls в том, что эта игра не прощает ошибок. Мрачный холодный мир полон смертельных опасностей, и все же его интересно исследовать и по крупицам собирать продуманную историю с непрямым повествованием. Боевая система в игре требует четкого понимания своих возможностей и умений противника, а также молниеносной реакции. При этом даже рядовые противники — не болванчики для битья, как в большинстве экшн-игр, а достойные оппоненты, боссы же способны раздавить игрока, как букашку.

Как итог — феноменальная игра, которую многие геймеры бросили уже после первого боя, и лишь немногие смогли пройти до конца. Достойна упоминания в нашем списке сложных игр также и Bloodborne от той же компании FromSoftware. Bloodborne продолжает традиции Souls-серии, но уже в другом сеттинге и с иными механиками.

Achron (2011)

Жанр стратегий в реальном времени в нашем списке самых сложных игр представляет Achron от небольшой независимой компании Hazardous Software Inc. Казалось бы, жанр RTS изжил себя и умер, но этим разработчикам удалось невозможное: они добавили в архаичные механики… путешествия во времени.

Представьте, как ваша танковая дивизия, которую вы копили половину матча, сметает вражеские укрепления, уничтожает беспомощное сопротивление и расстреливает базу противника, а через секунду исчезает, словно ее и не было, а вражеские строения начинают восставать из пепла. Все дело в том, что проникший в прошлое диверсионный отряд врага уничтожил ваш танковый завод, на котором были построены все эти танки, а значит, в будущем у вас их быть не может. История переписана, и легкая победа оборачивается катастрофическим поражением.

И это лишь один из немногих примеров того, как в Achron используется механика перемещений во времени. Игра натурально взрывает мозг, и не каждый корейский киберспортсмен сможет с ней совладать. Тактические же возможности в мультиплеере вообще неописуемы. Оценка в 6 баллов в Steam у Achron, увы, несправедлива, хоть игра и не лишена некоторых недостатков. Скорее всего, низкие баллы ставят те, для кого Achron оказался слишком сложным.

Hotline: Miami (2012)

Жестокий и бескомпромиссный экшн от Devolver Digital многим запомнился своей высокой сложностью. Здесь противники играют серьёзно, а пули в равной степени убивают как врагов, так и вашего героя. Никаких вам полосок здоровья и аптечек, любое попадание — смерть. А теперь представьте, что вам будут противостоять целые армии вооружённых до зубов головорезов, а ваш герой при этом — совсем не Джон Уик. Сложно? Ещё как! Но захватывает мгновенно.

Достоинством Hotline: Miami, помимо хардкорности, является и увлекательный сюжет. Создатели игры во всю используют приемы ненадежного рассказчика и нелинейного повествования, из-за чего для понимания сюжета игру иногда приходится проходить заново. Впрочем, она обладает высокой реиграбельностью, да и скрытая концовка присутствует. Если вы умудрились упустить этот шедевр 2012 года, спешите наверстать!

Darkest Dungeon (2016)

Roguelike RPG — жанр хардкорный сам по себе. Процедурно генерируемые уровни, заведомо превосходящие вас силой противники, жестокие наказания за ошибки и необратимость смерти — все эти факторы превращают roguelike-игры в настоящее испытание для нервов и умов. Darkest Dungeon — игра, подарившая жанру новое рождение. Она не только стала культовой, но и породила десятки игр-подражателей. Мы не будем спорить о том, удалось ли им превзойти оригинал.

История в Darkest Dungeon начинается с письма, которое вы получаете от своего предка. Этот богатый старик со странностями жил в роскошном особняке и предавался праздным развлечениям, пока не обнаружил в подземных катакомбах под имением некое древнее зло. Оно вырвалось наружу, округу заполонили чудовища, а сам старик покончил с собой, перед смертью отправив вам приглашение приехать в имение и навести в нем порядок.

Теперь вам предстоит восстанавливать полуразрушенное поселение, защищать его жителей от монстров и выяснять, что же за тайна скрывается в Темнейшем Подземелье. Заниматься этим вы будете с помощью наемников, которые ежедневно прибывают в городок и ищут способ разбогатеть. Но большинство из них сгинут здесь навсегда…

В каждый поход вы будете отправлять четырех героев, обладающих набором навыков и характеристик снаряжения, а также чертами характера, психическими отклонениями и пагубными страстями. Подземелья напичканы жуткими монстрами, ловушками и сюрпризами, большинство из которых будут неприятными. Убить героев может не только смертельный удар, но и стресс, который постепенно сводит их с ума.

Игра уже обзавелась несколькими сюжетными дополнениями, которые не уступают оригиналу, анонсирована вторая часть. Возможно, на момент выхода этой статьи Darkest Dungeon 2 уже выйдет в релиз, но если вы еще не успели познакомиться с первой частью, сейчас самое время.

Hollow Knight (2017)

Hollow Knight похожа не только на Dark Souls, но и на уже упомянутый выше Megaman. Путешествуя по развалинам королевства, вы будете открывать новые способности, некоторые из которых позволят вам проникнуть в те области уже пройденных локаций, куда ранее путь был закрыт. Вы будете снова и снова возвращаться туда, где уже были раньше, и каждый раз находить новые пути и собирать новые крупицы сюжета. Игра обладает множеством концовок, и чтобы открыть самую сложную из них, вам придется пройти невероятно сложное испытание. По статистике Steam менее 1% игроков справились с ним.

Cuphead (2017)

Череду мрачных игр в нашем списке прерывает яркий оживший мультфильм, который игровые критики в шутку назвали лучшей игрой 1930 года. Создатели игры действительно вдохновлялись анимацией 30-х годов XX века, и Cuphead можно полюбить за один только визуальный стиль. Сюжет у игры незамысловатый: два кружкоголовых оболтуса проиграли пари с самим Дьяволом и теперь вынуждены работать на него… коллекторами. Вам придется выбивать долги из множества должников Дьявола, ни один из которых не захочет расставаться с имуществом.

Игра целиком и полностью состоит из битв с боссами. Жанрово Cuphead — это классическая STG: придется носиться по экрану и уворачиваться от хитроумных атак противников, зажав до упора кнопку стрельбы. Игра не дает вам передохнуть, а каждый противник требует индивидуального подхода и высокой концентрации. Еще один плюс Cuphead — кооперативный режим, сражаться вдвоем веселее и интереснее, чем в одиночку. Победить всех противников в этой игре удается далеко не всем, не зря Cuphead считается одной из самых сложных игр нашего времени.

Sekiro: Shadows Die Twice (2019)

Завершит нашу десятку самых сложных игр… еще одна игра от FromSoftware. Ничего не поделать, эти разработчики собаку съели на создании сложных испытаний для геймера, и обойти вниманием Sekiro: Shadow Die Twice в нашем списке невозможно.

Несмотря на то, что след Dark Souls в этой игре чувствуется, она заметно отличается от других творений FromSoftware. В Sekiro ролевая составляющая сведена к минимуму, кастомизации героя нет и вовсе, главный герой — сирота по прозвищу Волк, которого воспитали шиноби. Он стал верным телохранителем своего господина, но защищая его от врагов, потерпел поражение и потерял руку. Если бы Волк был самураем, после такого позора он был бы вынужден расстаться с жизнью. Но он — не самурай, а шиноби, и теперь его ведет только месть.

Сеттинг фэнтезийной Японии Эпохи воюющих провинций увлекателен сам по себе, а когда им занимаются японские разработчики, то и подавно. Видно, что создатели игры вдохновлялись культовым стелс-экшном Tenchu: лобовое столкновение с противником редко бывает хорошим выбором. Так что если вы предпочитаете действовать аккуратно, а не рубить врагов налево и направо, эта игра вам понравится. Будем надеяться, что вас не отпугнет ее высокая сложность.

И многие другие.

Сложность игры — штука относительная. Например, Path of Exile обладает множеством сложных механик, одно только изучение дерева пассивных умений дается не всем, и большинство игроков предпочитают копировать готовые билды из гайдов, а не разбираться в игре самостоятельно. Механики же платформеров просты и примитивны, но если они требуют от игрока молниеносной скорости принятия решений и отслеживания десятков объектов на экране, мы считаем платформер сложным.

Для нашего списка сложных игр мы отобрали всего десять, представляющих разные жанры и сеттинги, но выбирать приходилось из сотен проектов. Если мы не упомянули вашу любимую хардкорную игру, не спешите ругаться в комментариях, лучше расскажите, какие еще игры вы считаете трудными и почему. И в следующий раз мы обязательно расскажем и о них.


Игрокам, которым не хватает ярких эмоций, жаждущим вызова в игре и многочасовых попыток убить сложнейшего босса мы посвящаем этот топ-20 самых сложных видеоигр всех времен. Все участники рейтинга расположены в произвольном порядке, а не по возрастанию сложности.

20. Demon’s Souls и Dark Souls (2009/2011)

Нельзя говорить про труднопроходимые игры для ПК и консолей, и не упомянуть шедевры Хидэтаки Миядзаки из компании FromSoftware. Этот человек переосмыслил жанр экшн-ролевых игр, сделав одной из его новых основ серьезные испытания.

Этот компьютерный платформер может довести вас до умопомрачения, ведь героя поначалу убивают с пары ударов, повсюду появляются непредсказуемые враги, а бонусы могут быть ловушками.

18. The Simpsons (1991)

Визуальные эффекты, анимация, и враги в этой игре исключительны для своего времени. Фактически вы оказываетесь в мультфильме, с голосами актеров, озвучивающих «Симпсонов», и массой отсылок к мультсериалу.

Но сам по себе геймплей представляет собой жестокий праздник, который особенно нравится хардкорным игрокам.

17. Fade to Black (1995)

16. Takeshi’s Challenge (1986)

Другая задача требует, чтобы вы не трогали контроллер в течение часа. Да что эта игра себе позволяет?

15. Ninja Gaiden II (2008)

Вызов всегда был частью серии Ninja Gaiden, но Ninja Gaiden II 2008 стоит особняком во франшизе.

Враги жестоко обращаются с персонажем, которого зовут Рю Хаябуса, даже на «нормальном» уровне сложности, но, когда все происходит на уровне «Мастер ниндзя», они превращаются в терминаторов, встреча с которыми скорее всего закончится для Рю кладбищем.

А получив повреждения монстры не скулят от боли и не убегают, поджав хвост, если таковой имеется. Напротив, они атакуют с удвоенной яростью, и способны «откусить» от полоски здоровья персонажа большой кусок.

Помимо сложности игра отличается еще и жестокостью – кровь в ней буквально льется рекой, и отрубленные конечности не растворяются в воздухе, так что герой может полюбоваться на устроенную им мясорубку. В общем, Ninja Gaiden II – не та игра, в которую можно дать поиграть ребенку (или самому себе, если вы впечатлительны).

14. God Hand (2006)

Коммерческий провал God Hand означает, что некоторые хорошие идеи опережают свое время.

Одна из таких идей, реализованных в игре – адаптивная сложность. Как только вы начинаете хорошо играть – успешно уворачиваетесь от ударов, и получаете мало урона при атаках, «Рука Бога» усилит и противников. Они станут злее и сильнее, зато и награды за победу над ними будут солиднее.

Дополнительную сложность в игровой процесс God Hand привносит и камера. Она закреплена за спиной героя, и вы никак не можете ей управлять. Приходится постоянно наклонять левый и правый стики вверх-вниз, чтобы персонаж «плясал» влево-вправо, пригибался от атак и кувыркался на безопасное расстояние.

Если вы знакомы с серией Rainbow Six только из-за Siege (которая сама по себе сложная игра), то, вероятно, попадете в мир боли, если решите сыграть первые несколько игр в этой франшизе.

12. SpaceChem (2011)

11. Devil Daggers (2011)

Этот невероятный шутер от первого лица эффективно переосмысливает классические шутеры как своего рода боевик на арене. Ваш персонаж оказывается в центре небольшой круглой сцены, которая кишит ужасными противниками.

В этой игре есть безопасные зоны, но удачи разглядеть их в трехмерном окружении от первого лица, в то время как вы активно пытаетесь не умереть.

10. Rogue (1980)

В результате игрокам приходится адаптироваться к меняющимся условиям игры, ведь приключения в ней не повторяются.

9. Dwarf Fortress (2006)

8. 1001 Spikes (2014)

Это не просто возврат к золотой эре «NES Hard». Это целый сборник сложнейших механик и каверзных дизайнерских решений, которые призваны добавить игрокам побольше седых волос.

7. The Adventure of Little Ralph (1999)

Эта игра, выпущенная только для Японии, была эксклюзивом для оригинальных PlayStation и PSN. Сейчас этот платформер стоит трехзначные суммы на рынке коллекционеров, что еще больше лишает его широкой аудитории, которой он заслуживает.

Повествование о «спасении девицы в беде» может быть банальным, но требовательные к реакции и точности бои с боссами сделали «Маленького Ральфа» одной из самых сложных игр в мире.

6. Woodruff and the Schnibble of Azimuth (1995)

Первое, что встречает игроков – бессвязный вступительный ролик, из которого становится понятно, что быстро пройти Woodruff and the Schnibble of Azimuth, лениво попивая чаек или что покрепче – не выйдет. А умение Вудруфа вести беседу без контекста сильно сбивает с толку. И тут нет ничего удивительного, ведь у героя душа младенца во взрослом теле.

И если у вас возникнет соблазн использовать метод проб и ошибок, чтобы разгадывать головоломки, имейте в виду, что огромное количество предметов в инвентаре и их нелогичность делают процесс разгадывания длительным и кропотливым процессом.

5. Sekiro: Shadows Die Twice (2019)

Один из игровых хитов 2019 года настолько сложный, что заставляет игроков полыхать от ярости на форумах и в соцсетях. Вот пара более-менее цензурных комментариев:

Слушайте, а вот это бесконечное страдание это и есть Секиро? Да я в Дарк Соулс с первого раза дальше проходил. И вот эти дооооолгие бои с даже с полубоссами. И тайминг сука бесконечный, будто в стрит файтере. Хочется спросить, где стелс и головоломки, но не буду.

— Viktor Zu (@tvoy_dead) March 22, 2019

В Sekiro нет возможности сменить сложность – вас по умолчанию считают «быстрым, дерзким, как пуля резким», а если нет, то добро пожаловать в другую игру. На сложных боссов можно потратить сотню попыток, и все, что вы в итоге убьете – это свои нервы. Зато сколько эмоций, когда очередной бой завершится вашей победой!

4. Trials Fusion (2014)

Выражение «с точностью до миллиметра» заиграет новыми красками, когда вы будете прикидывать, как выполнить тот или иной трюк или перелететь через огромную пропасть. При этом придется учитывать множество важных нюансов, таких как вес мотоцикла, периодичность чередования газа с тормозом, и правильное распределение центра тяжести.

3. Dark Seed (1995)

Головоломки Dark Seed достаточно сложны сами по себе, но эта игра заходит слишком далеко, используя систему ограничения времени, которая держит вас в постоянном напряжении «успею или нет?». Возможно, без подобной системы Dark Seed была бы более интересной для геймеров, но тогда бы она не попала в список сложнейших видеоигр.

2. Cuphead (2017)

Вам придется использовать новые стратегии, чтобы победить боссов, потому что каждый бой состоит из нескольких этапов. К тому же каждый бой уникален – придется то убегать от дракона, то погружаться под воду для боя с огромной русалкой, то подниматься по улью и т.д.

1. Bloodborne (2015)

И вновь творение Хидэтаки Миядзаки в топ-20 самых хардкорных игр всех времен. У игроков должны быть кошачьи рефлексы, чтобы победить многочисленных монстров, которыми населен готический хоррор Bloodborne.

Враги крайне агрессивны и непредсказуемы в боевых сценариях, а флаконы с кровью, необходимые для исцеления, должны быть найдены или куплены, а не автоматически восстанавливаются за убийство сильных врагов или у специальных костров, как флаконы с эстусом в Dark Souls.

Сломанные джойстики, разбивая посуда, нервы на пределе и красные глаза с текущими из них слезами. Знакомо? Эти игры способны довести до нервного срыва даже удава. Десятка самых трудных, самых зубодробительных, чудовищно сложных проектов прямо перед вами.

Dark Souls (2011)

Ставшая синонимом игровой сложности, Dark Souls действительно чудовищно сложна. При этом, судя по популярности серии, такой подход геймерам по душе: высокие продажи говорят сами за себя. Следующие части серии — Dark Souls II и Dark Souls III — тоже «пройти не поле перейти», однако самой трудной считаю именно первую Dark Souls.


Contra (1987)

Оригинальная Conta, с которой большинство детей 1990-х знакомилось на пиратской игровой приставке Dendy (клон NES), была зубодробительна сложна. Даже, если вы играли вдвоем; я вот, например, проходил ее с дедом. Признаюсь, честно пройти ее мы так ни разу и не сумели. Только со знаменитым чит-кодом на 30 жизней и самое мощное оружие.


Bloodborne (2015)

Bloodborne, плоть от плоти, код от кода, отпрыск Dark Souls, заставляет игрока учиться на своих ошибках. Но, в отличие от Souls-серии, основной акцент сделан не на связке "защита-атака", а на постоянном нападении. Чем агрессивнее и точнее игрок, тем больше шансов на успех.

Ghost 'n' Goblins (1985)


The Binding of Isaac (2011)

Любимый сотнями тысяч инди-проект со страшной графикой, гениальным дизайном и генерируемыми в реальном времени уровнями. То ли аркада, то ли истинный хоррор. Гнетущая атмосфера и чувство постоянной близости неминуемой смерти; "Айзэк" способна буквально свети с ума.


Ninja Gaiden (2004)

Классический, культовый боевик, который теоретически должен был понравиться каждому. Однако в реальности многие бросали играть через пару часов неудачных попыток продвинуться по сюжетной линии. Считайте игрe прообразом Nioh, только с невероятно высокой скоростью и бешенной динамикой.


Demon's Souls (2009)

Первая и, вероятно, самая атмосферная игра в серии Souls, Demon's Souls считается многими самой сложной. Большинству не удалось осилить даже первый уровень. Другие из-за неудач крушили PlayStation 3 (игра является эксклюзивным проектом для этой приствки) и разбивали джойстики в труху.


Super Meat Boy (2010)

Super Meat Boy — это пример классического платформера, рожденного в наши дни. Запоминающийся стиль, яркий герой, удобное, отзывчивое управление, высокая скорость и сложность вселенского уровня. Сумели пройти? Что же, вы настоящий «Мясной Супер Парень»! Ну или Super Meat Girl.


Myst (1993)

Сложность другого порядка. Не для пальцев, не для рефлексов, а для мозгов. Myst по-прежнему считается одним из наиболее заковыристых квестов с самыми невероятными загадками. Своеобразный тест на IQ, как, впрочем, и прямое продолжение — Riven.


Comix Zone (1995)

Comix Zone одна из лучших 16-битных игр жанра «отлупи их всех» (beat'em'up), отличалась не только отточенным игровым процессом, но и невероятной сложностью. Которая наверняка была обусловлена такой же невероятно короткой продолжительностью игры. Если все делать правильно, пройти ее можно быстрее, чем за час.

Самые сложные игры в истории — подборка для отчаянных

Крошить врагов направо и налево — это весело. Но вопреки современным трендам всегда найдутся те, кому хочется «посложнее». Сложные игры не в тренде. Но все-таки находятся разработчики, которые идут против трендов и создают проекты, способные натянуть ваши нервы до предела. Например, вот какие.

Истоки

Платформерам нужно отдать должное. Во многом именно благодаря им индустрия получила хардкорные игры, прохождение которых под силу не каждому. По сути, именно эпоха развития платформеров во времена Nintendo Master System и Sega Genesis положила начало сложным играм. Объективно, все игры конца 80-х и начала 90-х были сложными.

Contra, Alien Shooter, Disney Alladin, Battletoads, Comix-Zone — все эти игры требовали недюжинного внимания и мастерства. Порой, чтобы дойти до финальных титров, требовались десятки часов и сотни повторных прохождений.


Тогда геймеры были более настойчивыми, а усидчивость вознаграждалась крутыми уровнями под конец игры. Причем, сохранений как таковых не существовало вообще. Все упиралось в технические возможности консолей. Закончили игровую сессию у телевизора и выключили «Сегу»? При следующем входе в игру вас поприветствует меню, где вам все придется начинать сначала. Более того, геймеров ограничивали в количествах жизней. Стандартно главному персонажу давали 2-3 жизни, но по ходу прохождения уровней можно было найти дополнительные жизни.

Что мы видим сегодня? «Бесконечные жизни», сохранения чуть ли не в любом месте игры. Но поговорим о более современных проектах.

Super Meat Boy

Авторы Super Meat Boy выбрали не самую простую нишу, но попали в эпоху инди, что помогло проекту найти свою фанатскую аудиторию.

«Мясной пацан» — динамичный платформер со своей узнаваемой стилистикой, оригинальным главным героем и сюжетным хуком в стиле марио «Иди спаси принцессу». В подобные игры лучше всего играть на геймпаде перед телевизором, поэтому консоли для подобного жанра будут более предпочтительными.

Разработчики нашли оптимальный баланс между хардкорностью и умеренным геймплеем. Можно не заморачиваться и просто пройти сюжетную кампанию. Но для любителей экзотики и боли все уровни Super Meat Boy можно запустить в «усложненном режиме». Опасность повысится в несколько раз, и порой на прохождение уровня потребуется не несколько минут, а несколько часов игрового времени (особенно в последних главах). Все это подкреплено не менее динамичной (и мелодичной) музыкой, плавной анимацией, юмором и отточенным геймплеем, который держит все время. Любителям платформеров — обязательно к ознакомлению.

Серия Dark Souls

From Software не слышал разве что ленивый. Создатели Demon Souls (ремейк которой переиздали на PS5) придумали свой жанр, в котором придется постоянно умирать. Прощупав почву с выпуском Demos Souls, девелоперы приступили к похожей, но более дружелюбной для игроков Dark Souls. Позднее игра получит продолжение вплоть до третьей части и огромную фанбазу.

Как это играется? Так, что опасность представляет каждый враг на уровне. Привыкли рубить врагов левым кликом мыши (или геймпада) в слешерах и Diablo? Здесь так не получится. Нужно рассчитывать скорость удара, расстояние и количество выносливости для блока. С непривычки вас могут заковырять 2-3 рядовых противника.

Dark Souls не особо щадит за промахи. После смерти персонаж оставляет накопленные души (местная универсальная валюта) на том месте, где погиб, а возрождаться придется у ближайшего костра, от которого еще придется добежать до собственного тела, чтобы не растерять души. Иногда бывает сложно, а иногда очень больно, особенно, когда душ накопилось много, а в десяти метрах от предыдущего места смерти вас зарубил один моб. Боссы — отдельная история, здесь придется умирать не часто, а ОЧЕНЬ часто.

Как показал опыт, практика превозмогания над игровыми ситуациями оправдала себя. Так что для тех, кто считает современные игры скучными и не дающими ощущение вызова, можно смело знакомиться с трилогией. Помимо прочего, это еще и прекрасная RPG со своим мрачным лором.

Cuphead

Сначала вас подкупает чудесная анимация и стилистика старого Диснея, но спустя час игры вы понимаете, что это отнюдь не безобидный платформер. Скорее, наоборот — очень часто вам будет больно. Для борьбы с боссами потребуется концентрация внимания, и после тридцатой попытки главное — сохранить самообладание и не разбить клавиатуру кулаком.

Нужно сделать небольшую ремарку. Относительно платформеров эпохи 90-х Cuphead скорее сравняется по уровню сложности. Но относительно современной игровой индустрии его можно с чистой совестью отнести к хардкорным проектам.

Ghosts and Goblins

Самая старшая игра в это списке (1985 год) и самая требовательная к вашим нервам и координации. Платформер, который не щадил никого. И дело даже не в завышенной сложности, а в левел-дизайне. Огромное количество платформ, шипов, вредных врагов, многие из которых могли ранить героя на расстоянии — все это создавало квинтэссенцию боли, через которую приходилось пробираться.

Забавно, что в конце года Capcom объявили о перезапуске серии с недвусмысленной приставкой «Resurrection». Насколько это удачно получится реализовать, покажет время. Ждем!

Hotline Miami

Неон, 16 бит и возврат к корням, когда игры были пиксельными. Передавая лучшую атмосферу и вайб, которые мы так привыкли ощущать в Vice City, Hotline Miami ловко играет на чувстве эстетики. Этому помогает и прекрасный synth-wave саундтрек, и преступная атмосфера, и геймплей, к которому как нельзя лучше подойдет слово «фан». Здесь интересно убивать, а для удачного прохождения придется рассчитывать каждый свой шаг. Один выстрел — и вы труп. В итогегеймплей становится выверенным и молниеносным.

Разработчики даже дали некую свободу действий игрокам. Дело в том, что каждый уровень - это набор из нескольких связанных между собой комнат, и как именно начинать его прохождение, выбирает только сам игрок. Можно пройти в уборную и бесшумно вырубить охранника, обойти несколько комнат и атаковать врагов с конца уровня, а можно идти напролом. Такой подход подкупает. Ну а еще больше подкупают литры крови и заоблачная жестокость, что идет игре к лицу и ровняет ее с такими проектами, как Doom или GTA 2.

i wanna be the boshy

Дань традициям стандартных платформеров первой эпохи. Сложности добавляет то, что сохраняться вам дают только после прохождения боссов. Кстати, они здесь находятся в конце каждого уровня.

Зачастую запредельной сложности удается добиться не за счет сильных противников, а из-за левел-дизайна. Как и в случае с «темными» уровнями SuperMeat Boy, тут игрока поджидают шипы, двигающиеся платформы и пропасти, из-за чего платформинг становится еще сложнее. И если первые несколько смертей геймер может задаться вопросом «А зачем я вообще должен в это играть?», то потом на первое место вступает азарт и желание доказать самому себе, что вы хотя бы можете перепрыгнуть одну платформу перед главным героем. Так и затягивает. Готовьтесь к десяткам или даже сотням смертей за один уровень.

Не удивительно, что успех Dark Souls замотивировал некоторых разработчиков создать собственный «дарк соулс с блекджеками». Так, в индустрии даже появился неофициальный новый жанр «souls-like» игр. Но вместе с преимуществами уже именитой серии от From Software создатели Nioh переняли и ее недостатки, а именно — спорный левел-дизайн, не самую современную картинку и малое количество деталей на уровне. Кстати, игру опьтимизировали под консоли нового поколения.

Технически Nioh никак не могла впечатлить. Но, если геймеру понравилась идея сложных геймплейных механик, но загробное уныние Dark Souls как-то демотивировали, тот в случае с Nioh дела обстояли получше. Здесь даже были катсцены в отличие от DS, где игрокам приходилось додумывать сюжет самостоятельно. Кто-то даже считает Nioh немного сложнее Darks Souls. В общем, если трилогия пройдена, а за ней и Sekiro c Bloodborne тоже (еще два проекта от From Software), то ознакомиться с Nioh изголодавшимся харкдорным душам все же имеет смысл.

Читайте также: