Самый понятный компьютер покажи родителям

Обновлено: 06.07.2024

Познакомить с компьютерными возможностями учебного заведения.

Показать возможности использования компьютера в учебной деятельности в домашних условиях.

Форма проведения: мастер класс

Вопросы для обсуждения:

Значение компьютера в развитии интеллекта ребенка.

Использование компьютера в домашних условиях.

Подготовительная работа:

Опрос учащихся и родителей по теме.

Выставка учебных пособий, энциклопедий и программ на компакт-дисках.

Подготовка презентации использования компьютера на школьных уроках

Подготовка бюллетеней, содержащих названия полезных сайтов для школьников, памятки для родителей по использованию компьютера в домашних условиях.

Ход мероприятия

Сегодняшний наш разговор мы посвятим компьютеру. И совершенно не случайно. Еще 25 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время он стал доступен обычной среднестатистической семье. Без компьютера невозможно ни одно серьезное производство. Каждое уважающее себя предприятие внедряет компьютерные технологии в производственный процесс.

Пришел компьютер и в жизнь современного образовательного процесса, начал свое победное шествие по школьным урокам. Современные дети также не могут обойтись без компьютера, учась как в школах, так и в институтах, и других учебных заведениях.

Мы сегодня продемонстрируем Вам компьютерные возможности нашей школы, а также покажем, как правильно использовать компьютер для развития интеллекта ваших детей, сделать его помощником в процессе обучения и воспитания.

Значение компьютера на школьном уроке заключается в следующем:

Экономия времени урока.

Доступность самой современной информации по предмету.

Наглядность представленного учебного материала.

Развитие пространственного мышления.

Оперативность получаемой информации.

Значение компьютера в учебе заключается в следующем:

Написание текстов и упражнений.

Составление таблиц и диаграмм.

Сканирование текстов, рисунков для подготовки уроков.

Использование учебных дисков по различным предметам для расширения своих знаний и кругозора.

Использование компьютерного лексикона и словарей для выполнения домашних заданий.

Возможность эстетичного оформления сочинений, научных работ, докладов, рефератов.

Возможность поиска информации по определенной учебной теме.

Возможность самостоятельно готовиться к экзаменам.

Нами был проведен опрос учащихся и родителей. Согласно этому опросу, 82 процента школьников имеют дома компьютер, 61 процент родителей считают, что их дети за ПК проводят в день до 1 часа, а 55 процентов детей утверждают, что за ПК проводят от 1 до 3 часов в день.

Каждый из нас покупая ПК для ребенка, преследует благие намерения, он хочет дать возможность развиваться, идти в ногу со временем, получать как можно больше информации, готовиться к будущей профессии. И ведь главный труд школьников – это учеба, но, к сожалению, только 25 процентов времени дети тратят на учебу, сидя за ПК. Так для чего предназначен ПК? Для игр или для развития умственных способностей?

Мы приготовили для Вас выставку учебных пособий, энциклопедий и программ на компакт-дисках. Обратите на нее, пожалуйста, внимание.

На сегодняшний день 90 процентов компьютеров дома подключены к сети Интернет. И это очень расширяет возможность использования домашнего компьютера для успешного обучения, подготовки к итоговой аттестации в 9 и 11 классах, участия в различных олимпиадах, конкурсах, да и просто расширения кругозора, развития познавательной активности детей.

Вашему вниманию предложены буклеты, в которых мы постарались собрать как можно больше полезной информации для правильного использования компьютера дома. Здесь отражены полезные сайты для детей. А также название тех сайтов, которые помогут вам защитить ребенка от негативного воздействия сети Интернет, и сделать работу за компьютером как можно безопаснее для здоровья детей.

Каждый из нас в реальной жизни старается защитить своего ребенка. Предлагаем посмотреть видео ролик «Ребенок в сети Интернет».

( просмотр видео ролика 1 мин.)

Сейчас мы приглашаем Вас, пересесть за компьютеры и вместе познакомиться с некоторыми из выше перечисленных сайтов.

Открывают сайт ….. . получают рекомендации по использованию данного сайта.



Содержание:

Что изучим

Основы компьютерной грамотности – это знание устройства ПК и принципов его работы, умение управлять функциональными элементами операционной системы для достижения конкретных целей. Поэтому сегодня я расскажу:

  1. Что за чудо-машина, из чего состоит и как работает (очень вкратце).
  2. Как включить и выключить компьютер, подозреваю, что вы это умеете, но раз уж материал для начинающих от а до я, то стоит указать и это.
  3. Что такое рабочий стол, панель задач, папки, иконки и значки, как сменить заставку, добавить или удалить ярлыки.
  4. О «Панели задач» и меню «Пуск».
  5. Что такое файл и его разрешение.
  6. Как создавать, удалять, открывать для просмотра, копировать, вырезать и вставлять элементы.
  7. О программах и их возможностях.
  8. Что делать, если компьютер завис.

Этой информации достаточно для того, чтобы освоить компьютерные азы самостоятельно любому человеку, как подростку или его инициативному родителю, желающему идти в ногу со временем, так и любознательному пенсионеру. Остальное – дело техники и мастерства, достигаемого в процессе работы. Итак, начнём.

Чудо-машина


Чтобы работать на компьютере, желательно знать, как он устроен. Первые чудо-машины были огромными, занимали собой целую комнату. Сегодня они миниатюрны и даже портативные (ноутбуки).


Стационарный ПК – это комплекс следующих элементов:

  1. Системный блок – визуально прямоугольная коробка, в которую спрятаны основные составляющие (подробнее ниже).
  2. Монитор – устройство с экраном для вывода изображения.
  3. Колонки – для вывода звука.
  4. Устройства управления – клавиатура, мышь, тачпад (встроенный аналог мыши в ноутбуке).
  5. Дополнительные устройства – камера, микрофон, наушники, принтеры, сканеры и так далее.

Все составляющие подключаются кабелями через специальные порты к системному блоку. Понять сходу, что в компьютере за что отвечает, бывает непросто, особенно пожилым людям, поэтому можно бесплатно пройти обучение работе на нём. Для этого не нужно куда-то идти. Просто посмотрите несколько видеоуроков по данной теме в интернете, например, вот этот.

Системный блок


Если открыть крышку системного блока, то можно увидеть кучу коробочек, плат и проводов. Это ключевые части ПК, без каждой из них машина функционировать не будет:

  1. Процессор – главная микросхема или «мозг» компьютера. Он-то и исполняет команды пользователя, руководя остальными компонентами.
  2. Память – ОЗУ (оперативная) и ПЗУ (постоянная). Первая используется для временного хранения рабочих файлов системы, вторая для размещения самой оперативной системы и хранения пользовательских данных. ПЗУ на экране ПК просматривается, как локальные диски C (традиционно системный) и D или G (пользовательский). К ПК также может быть подключена дополнительная память (флеш-карты и накопители). Она будет отображаться, как съёмный диск с некоей латинской буквой.
  3. Блок питания – снабжает системный блок энергией для запуска и работы.
  4. Видеокарта – отвечает за качество картинки, выводимой на экран.
  5. Материнская плата – это связующее звено между остальными частями, к которой они и подключены. Материнка обеспечивает их работу, как единого целого.

Ещё есть кулер (вентилятор), охлаждающий процессор, звуковая, сетевая карты. Если каждый компонент исправен, то ПК работает как часы. НО! Чтобы оживить машину, необходимо установить на неё операционную систему.

Операционная система


Без операционной системы компоненты ПК – это «мёртвые железки». Питай их, не питай, ничего путного всё равно не выйдет. Операционная система – это комплекс многочисленных и тесно взаимосвязанных программ, организующих работу компьютера и его взаимодействие с пользователем. Операционок существует много, самая популярная ныне – Windows. В ней мы и поучимся работать. Более подробно узнать о том, что такое операционная система, можно из следующего бесплатного онлайн-урока, созданного в формате видео для начинающих.

Включение/выключение, спящий режим, перезагрузка

Теории достаточно, перейдём к практике. Пользоваться компьютером не получится даже по инструкции, если не знаешь, как его включить. Для этого нужно нажать большую (традиционно круглую) кнопку на системном блоке. Обычно после включения системника кнопка начинает светиться. О том, что процесс включения пошёл, оповестит тихий звуковой сигнал и жужжание работающего процессора. Затем загорится экран монитора и начнётся загрузка операционной системы (дальше ОС). Нажимать никуда не нужно пока Windows не загрузится полностью. Вы узнаете об окончании загрузки по появлению рабочего стола.


Выключать компьютер той же кнопкой можно, но не желательно. Такое выключение считается принудительным и является чем-то вроде стресса для ОС, так как она не успевает корректно завершить свою работу. Выключение машины правильнее осуществлять через меню «Пуск» (более подробно о меню ниже):

  1. Нажать на кнопку «Пуск» (значок в виде плывущего окошка).
  2. Выбрать кнопку «Выключение».
  3. Выбрать команду «Завершение работы».

Управление


Управление компьютером осуществляется мышью или клавиатурой (но мышью удобнее). Мышь названа так из-за визуального сходства с соответствующим зверьком. Она традиционно имеет две кнопки (правую и левую) и колёсико между ними. Могут иметься и дополнительные кнопки, отвечающие за конкретные действия, например, «двойной щелчок». Движение мышки по экрану отслеживается курсором. Кнопками выполняются различные действия:

  1. Двойной щелчок левой кнопкой по иконке откроет папку или файл для просмотра, запустит программу, откроет для воспроизведения музыку или видео.
  2. Если нажать левой кнопкой на иконку, удерживать её и двигать мышку, то файл можно переместить на другое место экрана.
  3. Если удерживать левую кнопку на пустом пространстве и двигать курсор мыши, то можно выделить некоторую область.
  4. Нажатие правой кнопки мыши приведёт к раскрытию контекстного меню (список доступных действий).
  5. Колёсиком осуществляется прокручивание экрана вниз или вверх. Вместо колёсика, можно использовать специальную прокрутку, расположенную с правой стороны папок и программных окон. Чтобы её подвинуть, нужно навести курсор, зажать левую кнопку и двигать мышку.

Многие действия можно выполнить и с клавиатуры. Например, перемещение по значкам на рабочем столе осуществляется клавишей Tab, а чтобы открыть для просмотра какой-либо элемент или запустить программу, нужно, выделив его, нажать клавишу Enter. Но новичкам я всё-таки советую пользоваться мышью – это гораздо проще и удобнее. Чтобы закрепить теорию, попробуйте управлять курсором мыши на практике. Непонятно написала? Тогда посмотрите простой видеоурок об управлении компьютерной мышью, который одинаково подойдёт и для молодых, и для пожилых начинающих пользователей.

Рабочий стол и его элементы

Рабочий стол – это первое, что вы увидите после загрузки Windows, пространство экрана с иконками на нём, традиционно это ярлыки «Компьютер» или «Этот компьютер», «Корзина». Остальные ярлыки могут варьироваться. Их наличие зависит от пожеланий пользователя. Там располагают иконку браузера, проигрывателя, текстового редактора и других часто используемых программ. Ярлык на рабочем столе – это быстрый доступ к необходимым элементам, расположенным в недрах ОС.


Чтобы добавить ярлык некоей программы или папки на рабочий стол:

Второй способ добавления ярлыка:

  1. По пустому пространству рабочего стола сделать правый щелчок мыши.
  2. Выбрать действие «Создать», далее, «Ярлык».
  3. В появившемся окошке нажать на кнопку «Обзор».
  4. Найти нужную папку или программу, щёлкнуть по ней для выделения и нажать OK (в пустой строке появится адрес).
  5. Нажать кнопку «Далее».
  6. Ввести в специальную строку имя или оставить прежнее.
  7. Нажать кнопку «Готово».

Вернувшись на рабочий стол, вы увидите новый ярлык. Чтобы удалить ставший ненужным ярлык с рабочего стола, щёлкните по нему единожды правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите действие «Удалить». Даже такие простые задачи могут быть сложны для начинающих, поэтому на просторах интернета создано множество видеоуроков, по которым можно учиться дома и совершенно бесплатно. Вот обучающий материал по созданию ярлыков на рабочем столе.

«Панель задач» и меню «Пуск»

То, что вы изучаете компьютер самостоятельно – прекрасно. Но помощь никому и никогда не мешала. Наверняка вы уже заметили внизу рабочего стола узкую серую или синюю полосу со значками – это «Панель задач».


С её правой стороны располагается информационное табло, где отображаются уведомления системы, дата и время. А также кнопки для переключения языка (русский, английский), управления громкостью воспроизведения звука, индикатор сетевого подключения, индикатор заряда батареи (на ноутбуке) и другие. С левой стороны «Панели задач» расположена кнопка меню «Пуск», кнопка в виде лупы для поиска чего-либо в компьютере и значки для быстрого доступа к программам. Смотрите видео на эту тему.

Кнопка «Пуск» (может выглядеть как плывущее окошко) открывает доступ к главному меню операционной системы. В нём отображаются все установленные на ПК программы, из него можно перейти к параметрам компьютера, «Панели управления» или его выключению. Вы также можете управлять значками меню и настраивать их отображение для собственного удобства. Более подробно вы можете узнать о «Пуске» из этого видеоматериала.

Файл и его разрешение


Файл – это основной рабочий элемент пользователя. Технически он представляет собой набор данных, хранящихся в памяти. Файлы бывают графическими, текстовыми или исполняемыми, то есть содержащими в себе какие-либо команды. Тип файла отображается в расширении – трёхсимвольном коде, расположенном в имени после точки. Например:

Это далеко не полный список. Ещё есть электронные таблицы, презентации, веб-страницы и другие файлы, имеющие собственное расширение.

С файлами можно работать. Как я уже писала выше, системные лучше не трогать, а вот остальные можно перемещать, копировать, удалять и редактировать. Для редактирования понадобится специальная программа, например, для текста – текстовый редактор, для фото – графический редактор. Этому нужно учиться отдельно, но простые действия вы можете освоить прямо сейчас:

  1. Чтобы открыть файл для просмотра, щёлкните дважды по нему левой кнопкой мыши.
  2. Чтобы удалить – сделайте правый щелчок и выберите действие «Удалить».
  3. Чтобы переместить документ в другую папку, сделайте на нём правый щелчок, выберите действие «Вырезать», перейдите в нужную папку, на пустом месте сделайте правый щелчок мышкой и выберите действие «Вставить».
  4. Копируется файл аналогично перемещению, только вместо действия «Вырезать» нужно выбрать «Копировать», далее, также перейти в папку назначения и в контекстном меню, вызываемом правой кнопкой мыши по пустому месту, выбрать команду «Вставить».
  5. Закрыть просматриваемый файл можно одним левым щелчком мыши по красному (или белому) крестику в правом верхнем углу.
  6. Чтобы создать новый файл, нужно сделать правый щелчок мыши по пустому месту, выбрать действие «Создать», далее, нужный файл.

Программы

Программы – это тоже файлы, но исполняемые. Они предназначены для выполнения тех или иных действий, например, запуска игр, воспроизведения звука или видео, чтения и редактирования текста, просмотра изображений, архивирования данных и многого другого.


Чтобы научиться самостоятельно работать в какой-либо программе, нужно изучить именно её, например, в этом видеоуроке из двух частей показано, как работать в текстовом редакторе «Ворд» (Microsoft Word).

Также в интернете можно найти видеоинструкции по большинству существующих программ. К слову, чтобы выйти в интернет, также нужно запустить специальную программу – браузер («Яндекс.Браузер», Google Chrome, Opera, Mozila Fierfox, Internet Explorer). Обычно на стартовой странице имеется поисковая строка, в которую необходимо вписать запрос, например, «как работать в Microsoft Word».

Компьютер завис


В процессе работы может случиться так, что машина перестаёт реагировать на действия пользователя или как будто живёт своей жизнью (переключаются окна, мигает экран и тд). В таких случаях говорят: «компьютер завис». Зависание может происходить по множеству причин – неисправности какой-либо программы, некоем сбое в работе системы, вредном действии вируса и некорректной работе пользователя, например, когда запущено сразу несколько программ, использующих много памяти ОЗУ.

Что же делать, если компьютер завис? Первое, что можно и нужно сделать – это закрыть не отвечающую программу. Для этого:

  1. Нажать одновременно на клавиатуре сочетание клавиш Ctrl+Shift+Esc.
  2. Раскроется «Диспетчер задач». Если окошко маленькое и пустое, то нажмите команду «Подробнее».
  3. Во вкладке «Процессы» вы увидите все запущенные программы. Если какая-то «Не отвечает», что будет написано рядом с её названием, то её-то и потребуется закрыть.
  4. Нажмите на программе правой кнопкой мыши и выберите действие «Снять задачу».

Перейти в «Диспетчер задач» можно и другим способом – нажатием клавиш Ctrl+Alt+Del (Delete). Появится синий экран со списком возможностей, среди которых найдётся нужный диспетчер.

Если компьютер ни на что не реагирует, соответственно, в «Диспетчер задач» попасть невозможно, то машину нужно перезагрузить . Для принудительного выключения зажмите и держите кнопку включения на системном блоке. Такой метод использовать часто крайне не рекомендуется, так как он может привести к сбою в системе. Это крайняя мера, пожалуйста, запомните. Кстати, перезагрузить ПК можно с того же синего экрана, если на него удастся попасть клавишами Ctrl+Alt+Del. Там в левом нижнем левом углу есть кнопка питание, нажмите на неё и выберите действие «Перезагрузка». То что я описала наглядно показано в следующем видеоматериале.

На этом, пожалуй, закончим обучение. Изученного хватит, чтобы научиться азам работы как на стационарном ПК, так и на ноутбуке с операционной системой Windows. Ноутбук отличается тем, что в нём нет системного блока. Все его рабочие составляющие имеют миниатюрные размеры и расположены в нижней половине (под клавиатурой), кнопка включения над клавиатурой в левом верхнем углу. До свидания.

Что дают компьютерные игры? Удовольствие, самооценка, зависимость.

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

"У моего ребенка компьютерная зависимость", "У него просто истерики, как только мы просим закончить игру", "Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?" — все чаще приходится слышать психологам от родителей. Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует автор популярной книги.

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку. Первым делом книги, а потом уже компьютер. Компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.

В воспитании "компьютерных" детей можно отметить три основных "горячих точки".

  1. Изначально у них неверно сформированы установки по отношению к компьютеру. Покупка новой "машины" пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает ее вес. При том, что компьютер и все, что с ним связано, — это всего лишь созданный руками человека прибор.
  2. Купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть. Я сторонник опосредования любой активности ребенка взрослым хотя бы на первом этапе. Это означает, что в любой новой ситуации родитель должен объяснить ребенку, как себя лучше вести (стать грамотным посредником). "Неужели мы должны не только зарабатывать и покупать эту дорогую игрушку, но еще и играть вместе с ребенком?" — спрашивают родители. Именно так.
  3. Никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде "субботних порок". Компьютер выключается, а ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

Ситуация 1. Компьютер и дисциплина

Шестилетняя Оля может "работать" на компьютере прямо как ее папа-программист. Она на нем пишет буквы, рисует, играет. Но родители Оли все-таки за разумное ограничение "компьютерного" времени. Приехавшая погостить бабушка обнаружила, что девочка не рисует карандашами и красками, не лепит, не читает книжек. И у нее есть очевидные логопедические проблемы — Оля не выговаривает "Р" и "Ш".

Ребенок категорически отказался рисовать на бумаге, объяснив, что она это делает на компьютере. В конфликт вмешался папа: "Оля — современный ребенок, ей нужен компьютер!" И тогда бабушка решила навести порядок, ограничив время пребывания Оли перед дисплеем получасом. Ровно через 30 минут она громко требовала немедленно выключить компьютер, а не то: "Я тебя накажу! И папу твоего накажу, чтобы не защищал!" Для психолога в детском саду такая ситуация уже давно стала типичной.

Что мы говорим? Что они слышат?
"Ты сошел с ума с этим компьютером! Вырастешь дебилом!" "Мы можем тебя любить — только без компьютера! А с компьютером ты — наш позор!"
"Я накажу тебя, если ты без спроса включишь компьютер!" "Я уничтожу тебя и твой компьютер! Я добьюсь полной и безоговорочной победы над тобой! Будешь знать, кто здесь хозяин!"
"Хватит играть. Тебе бы все бездельничать!" "Твоя работа на компьютере — это баловство, и никому не интересно, что ты по этому поводу думаешь"

Комментарий психолога. Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы, к сожалению, привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах — готовы ли они разделить с нами беду? И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка.

Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника — очень веселый и добрый человек, Клоун или Волшебник. С таким можно обо всем поговорить и договориться. Он готов его слушать. Ему он верит.

Строгая бабушка Оли сразу показала себя "злым" персонажем. А кому нравится слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле боролась со злыми намерениями. Потому что "наказать ни за что" в представлении ребенка — это, конечно, злодеяние.

Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект "запретного плода". Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: "Все дети твоего возраста играют по полчаса", "Маленькие играют только с родителями". Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: "Кроме компьютера, мы можем поиграть в Лего!", "А мне так нравится, как ты играешь на пианино. Так ни один компьютер не сможет!".

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Ситуация 2. Компьютеры и потребность в любви

Когда родители развелись, Пете было 6 лет. Развод инициировала мама — сильная и не без амбиций женщина. Как бы извиняясь за причиненные страдания, мама купила ему компьютер, решив про себя: "Я выращу талантливого ребенка, и никто не скажет, что я — плохая мать!".

Петя принял подарок с радостью, тем более что мама сама поощряла игру на компьютере, тем самым как бы подтверждая, что любит сына. Пете тоже было легче играть и ни о чем не думать, чем пребывать в тревожном ожидании худших перемен. В выходные он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя.

Женщина спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям и занятиям в школе, что сказалось на успеваемости, сверстники показались ему скучными. Но Петя уже и не ждал ничего хорошего. Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуал.

Что мы говорим? Что они слышат?
"Что ты путаешься под ногами? Тебе купили такой дорогой компьютер. Иди поиграй" "Мы готовы покупать тебе дорогие вещи, но не любить!"
"Я устала. Была такая трудная неделя. Иди поиграй!" "У меня уже нет сил тебя любить. Тебе остается играть в ожидании, пока я отдохну!"
"Ничего, что папа теперь живет отдельно. Зато у тебя есть компьютер!" "Удовольствие надо получать любой ценой!"

Комментарий психолога. К кому больше привязан ребенок — к маме или компьютеру? Этот вопрос иногда мучит родителей. Мы ревнуем ребенка к бездушной машине, однако не готовы проводить время с ним. Раньше родитель был источником счастья на фоне довольно однообразной реальности. Теперь родители могут выступать фоном для яркой, бесконечно разнообразной виртуальной реальности.

Эмпирические наблюдения показывают, что если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви, нежности, ласки, риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, существенно возрастает. Удовольствие, которое можно получать легко и просто, — всего лишь суррогат человеческой любви, которую ребенок не знает, как добывать. Дети застревают на этапе более простых операций, если им неизвестны или не по силам более сложные. А компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, прост, поскольку им легко управлять. Чтобы конкурировать с ним, у родителя должен появиться "дружественный интерфейс".

Что дают компьютерные игры? Удовольствие, самооценка, зависимость.

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

"У моего ребенка компьютерная зависимость", "У него просто истерики, как только мы просим закончить игру", "Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?" — все чаще приходится слышать психологам от родителей. Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует автор популярной книги.

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку. Первым делом книги, а потом уже компьютер. Компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.

В воспитании "компьютерных" детей можно отметить три основных "горячих точки".

  1. Изначально у них неверно сформированы установки по отношению к компьютеру. Покупка новой "машины" пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает ее вес. При том, что компьютер и все, что с ним связано, — это всего лишь созданный руками человека прибор.
  2. Купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть. Я сторонник опосредования любой активности ребенка взрослым хотя бы на первом этапе. Это означает, что в любой новой ситуации родитель должен объяснить ребенку, как себя лучше вести (стать грамотным посредником). "Неужели мы должны не только зарабатывать и покупать эту дорогую игрушку, но еще и играть вместе с ребенком?" — спрашивают родители. Именно так.
  3. Никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде "субботних порок". Компьютер выключается, а ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

Ситуация 1. Компьютер и дисциплина

Шестилетняя Оля может "работать" на компьютере прямо как ее папа-программист. Она на нем пишет буквы, рисует, играет. Но родители Оли все-таки за разумное ограничение "компьютерного" времени. Приехавшая погостить бабушка обнаружила, что девочка не рисует карандашами и красками, не лепит, не читает книжек. И у нее есть очевидные логопедические проблемы — Оля не выговаривает "Р" и "Ш".

Ребенок категорически отказался рисовать на бумаге, объяснив, что она это делает на компьютере. В конфликт вмешался папа: "Оля — современный ребенок, ей нужен компьютер!" И тогда бабушка решила навести порядок, ограничив время пребывания Оли перед дисплеем получасом. Ровно через 30 минут она громко требовала немедленно выключить компьютер, а не то: "Я тебя накажу! И папу твоего накажу, чтобы не защищал!" Для психолога в детском саду такая ситуация уже давно стала типичной.

Что мы говорим? Что они слышат?
"Ты сошел с ума с этим компьютером! Вырастешь дебилом!" "Мы можем тебя любить — только без компьютера! А с компьютером ты — наш позор!"
"Я накажу тебя, если ты без спроса включишь компьютер!" "Я уничтожу тебя и твой компьютер! Я добьюсь полной и безоговорочной победы над тобой! Будешь знать, кто здесь хозяин!"
"Хватит играть. Тебе бы все бездельничать!" "Твоя работа на компьютере — это баловство, и никому не интересно, что ты по этому поводу думаешь"

Комментарий психолога. Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы, к сожалению, привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах — готовы ли они разделить с нами беду? И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка.

Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника — очень веселый и добрый человек, Клоун или Волшебник. С таким можно обо всем поговорить и договориться. Он готов его слушать. Ему он верит.

Строгая бабушка Оли сразу показала себя "злым" персонажем. А кому нравится слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле боролась со злыми намерениями. Потому что "наказать ни за что" в представлении ребенка — это, конечно, злодеяние.

Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект "запретного плода". Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: "Все дети твоего возраста играют по полчаса", "Маленькие играют только с родителями". Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: "Кроме компьютера, мы можем поиграть в Лего!", "А мне так нравится, как ты играешь на пианино. Так ни один компьютер не сможет!".

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Ситуация 2. Компьютеры и потребность в любви

Когда родители развелись, Пете было 6 лет. Развод инициировала мама — сильная и не без амбиций женщина. Как бы извиняясь за причиненные страдания, мама купила ему компьютер, решив про себя: "Я выращу талантливого ребенка, и никто не скажет, что я — плохая мать!".

Петя принял подарок с радостью, тем более что мама сама поощряла игру на компьютере, тем самым как бы подтверждая, что любит сына. Пете тоже было легче играть и ни о чем не думать, чем пребывать в тревожном ожидании худших перемен. В выходные он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя.

Женщина спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям и занятиям в школе, что сказалось на успеваемости, сверстники показались ему скучными. Но Петя уже и не ждал ничего хорошего. Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуал.

Что мы говорим? Что они слышат?
"Что ты путаешься под ногами? Тебе купили такой дорогой компьютер. Иди поиграй" "Мы готовы покупать тебе дорогие вещи, но не любить!"
"Я устала. Была такая трудная неделя. Иди поиграй!" "У меня уже нет сил тебя любить. Тебе остается играть в ожидании, пока я отдохну!"
"Ничего, что папа теперь живет отдельно. Зато у тебя есть компьютер!" "Удовольствие надо получать любой ценой!"

Комментарий психолога. К кому больше привязан ребенок — к маме или компьютеру? Этот вопрос иногда мучит родителей. Мы ревнуем ребенка к бездушной машине, однако не готовы проводить время с ним. Раньше родитель был источником счастья на фоне довольно однообразной реальности. Теперь родители могут выступать фоном для яркой, бесконечно разнообразной виртуальной реальности.

Эмпирические наблюдения показывают, что если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви, нежности, ласки, риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, существенно возрастает. Удовольствие, которое можно получать легко и просто, — всего лишь суррогат человеческой любви, которую ребенок не знает, как добывать. Дети застревают на этапе более простых операций, если им неизвестны или не по силам более сложные. А компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, прост, поскольку им легко управлять. Чтобы конкурировать с ним, у родителя должен появиться "дружественный интерфейс".

Читайте также: