Самый высокий результат запоминания когда работает память

Обновлено: 01.07.2024

Как работает наша память и какие приёмы запоминания самые эффективные.

Как быстро запомнить большие объёмы информации

Быстро выучить иностранные слова, даты, формулы, теоремы и другую важную информацию для учёбы или экзамена помогут специальные методики, основанные на знании законов нашей памяти.

Интервальное повторение

Немецкий психолог, исследователь памяти Герман Эббингауз вывел так называемую кривую забывания. Он установил, что в течение первого часа мы забываем более 50% полученной информации, а через 10 часов от нее остаётся всего 35%. Дальше скорость забывания уменьшается: через 6 и через 30 дней мы помним примерно одинаковое количество выученного материала — около 20%.

На этом свойстве памяти и основана методика интервального повторения. Если повторять материал, когда мы почти успели его забыть, но ещё не забыли — он запоминается лучше.

Если повторение происходит в тот момент, когда информация еще свежа в памяти, эффект повторения минимален. Если же мы взялись за повторение слишком поздно, нам приходится учить всё заново.

Экспериментальным путём психологи выяснили: чтобы быстро выучить нужный материал, повторять его надо через следующие интервалы:

  • сразу по окончании чтения,
  • через 20 минут после первого повторения,
  • через 8 часов после второго,
  • через 24 часа после третьего.

Так можно усвоить нужную информацию за несколько дней. Если же на изучение материала есть несколько месяцев, схема другая:

  • сразу по окончании чтения,
  • через 20–30 минут после первого повторения,
  • через 1 день после второго,
  • через 2–3 недели после третьего,
  • через 2–3 месяца после четвёртого повторения.

Это общие рекомендации. Индивидуальный график интервального повторения может выглядеть немного иначе. Его можно рассчитать самостоятельно, а можно воспользоваться специальными программами в интернете, которые для этого и придуманы.

Одна из таких программ — карточки Anki. Чтобы создать набор карточек, нужно скачать программу на компьютер. Лучше всего Anki подходят для запоминания дат, формул, имен, географических названий, иностранных слов. Для одного предмета стоит делать одну колоду, чтобы не путаться в информации из разных областей. Одна карточка — это один вопрос, а на обороте — ответ.

После создания колоды программа начинает самостоятельно предлагать пользователю карточки через определённые интервалы времени. Задача игрока — вспомнить ответ и сообщить программе, как быстро ему это удалось. Если информация сразу всплыла в памяти, нужно нажать кнопку Easy, если пришлось подумать — кнопку Good, а если вспомнить не получилось — кнопку Again. После этого карточки будут показываться раньше или позже, а через какое-то время программа установит наиболее подходящий именно пользователю интервал повторений. Останется только выучить материал, изложенный на карточках.

Мнемотехники

Информация запоминается лучше, если связана с другой информацией. Связь может быть разной, например, ассоциативной. Для создания и закрепления связей хорошо работает использование разных видов памяти — зрительной, тактильной и даже обонятельной. Ещё один способ запоминания — подключение эмоций. События, связанные с яркими эмоциями, обычно запоминаются надолго.

Мнемотехники придуманы для быстрого и прочного запоминания самых разных сведений, от номера телефона до плана выступления с речью. Разберём некоторые из этих техник.

Метод Цицерона

Подходит для запоминания больших объёмов информации — докладов, лекций, глав из учебника.

Заключается в создании цепочки опорных образов, связанных с нужными данными. Вспоминая, человек сначала воспроизводит в памяти образы, а за ним подтягивается и тот материал, который необходимо выучить.

Чтобы запомнить материал по методу Цицерона, необходимо:

  1. Задать опорную систему, то есть выбрать пространство, которое будет связано с информацией для запоминания. Это может быть, например, квартира, комната или любое помещение со знакомой обстановкой.
  2. Выбрать последовательность, с которой мы будем мысленно обходить это пространство: например, по часовой стрелке.
  3. Связать информацию, которую нужно запомнить, с расположением предметов в этом пространстве. Желательно и здесь соблюдать определённую последовательность. Если нужно запомнить доклад, начать следует со вступления: связать основные тезисы из него с предметом, который находится первым на пути, например, со шкафом в прихожей. Переходя к основной части доклада, каждую следующую мысль необходимо проассоциировать со следующим предметом мебели или деталью интерьера.
  4. Закрепить связь с помощью двух или трёх повторений.

Теперь, чтобы вспомнить доклад, достаточно будет совершить мысленную прогулку по квартире. При «взгляде» на тот или иной объект мозг воспроизведёт ту информацию, которая с ним связана.

Метод пиктограмм

Подходит для заучивания стихов, докладов, прозаических отрывков.

Текст, который требуется запомнить, нужно записать в виде пиктограмм — небольших рисунков, каждый из которых визуально отражает смысл того, что написано в тексте.

Например, нужно выучить стихотворение Н. Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору». Читаем и рисуем:

Однажды, в студёную зимнюю пору → Снежинки, сугроб

Я из лесу вышел; был сильный мороз. → Несколько ёлочек и изображение градусника, на котором —30.

Гляжу, поднимается медленно в гору → Гора и стрелка наверх

Лошадка, везущая хворосту воз. → Изображение лошадки и вязанки дров.

Закончив создавать рисуночное письмо, его следует положить перед собой и попытаться воспроизвести текст. Наверняка получится вспомнить больше, чем без подсказки.

Использование рифм

Подходит для изучения иностранного и русского языков, запоминания имён, фамилий, географических названий.

Например, существуют стихи для запоминания глаголов-исключений второго спряжения в русском языке:

Гнать, дышать, держать, обидеть.

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и терпеть,

А ещё смотреть, вертеть.

Писатель и педагог Александр Пыльцын написал целую поэму для заучивания неправильных глаголов в английском языке, которая начинается словами:

Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать)

Он в окошко fly-flew-flown, (летать)

Меня дядя catch-caught-caught, (ловить)

К папе с мамой bring-brought-brought. (приводить)

До сих пор я удивлен —

Fling-flung-flung откуда он? (выскакивать)

При желании и некоторых способностях срифмовать можно почти любой материал, который нуждается в запоминании. При этом многое останется в памяти уже в процессе сочинения.

Сочинение аббревиатур

Информацию можно закодировать, используя не только образы, но и слова, которые начинаются с тех же самых букв, что и нужные данные. Всем известна фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В ней закодирована последовательность цветов радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Точно так же можно закодировать любую последовательность.

Напишите список слов, которые вам необходимо запомнить. Например, названия планет солнечной системы. Выпишите первые буквы названий. Получится М В З М Ю С У Н П.

А теперь попробуйте придумать любое связное предложение, слова которого начинаются на эти буквы. Не ограничивайте свою фантазию! Это занятие не только поможет запомнить материал, но и поднимет настроение.

Вариантов можно придумать множество. Например, «Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт». Таким же образом можно закодировать число Пи, падежи и даже последовательность расположения черепных нервов в мозгу человека!

Ещё четыре подсказки для быстрого запоминания

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

image

Поводом написания данной статьи послужила публикация материала американских неврологов на тему измерения емкости памяти головного мозга человека, и представленная на GeekTimes днем ранее.

В подготовленном материале постараюсь объяснить механизмы, особенности, функциональность, структурные взаимодействия и особенности в работе памяти. Так же, почему нельзя проводить аналогии с компьютерами в работе мозга и вести исчисления в единицах измерения машинного языка. В статье используются материалы взятые из трудов людей, посвятившим жизнь не легкому труду в изучении цитоархитектоники и морфогенетике, подтвержденный на практике и имеющие результаты в доказательной медицине. В частности используются данные Савельева С.В. учёного, эволюциониста, палеоневролога, доктора биологических наук, профессора, заведующего лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН.

Прежде, чем преступить к рассмотрению вопроса и проблемы в целом, мы сформулируем базовые представления о мозге и сделаем ряд пояснений, позволяющих в полной мере оценить представленную точку зрения.

Первое что вы должны знать: мозг человека — самый изменчивый орган, он различается у мужчин и женщин, расовому признаку и этническим группам, изменчивость носит как количественный (масса мозга) так и качественный (организация борозд и извилин) характер, в различных вариациях эта разница оказывается более чем двукратной.

Второе: мозг самый энергозатратный орган в человеческом организме. При весе 1/50 от массы тела он потребляет 9% энергии всего организма в спокойном состоянии, например, когда вы лежите на диване и 25% энергии всего организма, когда вы активно начинаете думать, огромные затраты.

Третье: в силу большой энергозатраты мозг хитер и избирателен, любой энергозависимый процесс невыгоден организму, это значит, что без крайней биологической необходимости такой процесс поддерживаться не будет и мозг любыми способами старается экономить ресурсы организма.

Вот, пожалуй, три основных момента из далеко не полного списка особенностей мозга, которые понадобится при анализе механизмов и процессов памяти человека.

Что же такое память? Память – это функция нервных клеток. У памяти нет отдельной, пассивной эноргонезатратной локализации, что является излюбленной темой физиологов и психологов, сторонников идеи нематериальных форм памяти, что опровергается печальным опытом клинической смерти, когда мозг перестает получать необходимое кровоснабжение и примерно через 6 минут после клинической смерти начинаются необратимые процессы и безвозвратно исчезают воспоминания. Если бы у памяти был энергонезависимый источник она могла бы восстановиться, но этого не происходит, что означает динамичность памяти и постоянные энергозатраты на ее поддержание.

Важно знать, что нейроны, определяющие память человека, находятся преимущественно в неокортоксе. Неокортекс содержит порядка 11млрд. нейронов и в разы больше глии. (Глия – тип клеток нервной системы. Глия является средой для нейронов глиальные клетки служат опорным и защитным аппаратом для нейронов. Метаболизм глиальных клеток тесно связан с метаболизмом нейронов, которые они окружают.

image

Глии, связи нейронов:

image

Хорошо известно, что в памяти информация хранится разное время, существуют такие понятия как долговременная и кратковременная память. События и явления быстро забываются, если не обновляются и не повторяются, что очередное подтверждение динамичности памяти. Информация определенным образом удерживается, но в отсутствии востребованности исчезает.

Как говорилось ранее, память – энергозависимый процесс. Нет энергии – нет памяти. Следствием энергозависимости памяти является нестабильность ее содержательной части. Воспоминания о прошедших событиях фальсифицируются во времени вплоть до полной неадекватности. Счета времени у памяти нет, но его заменяет скорость забывания. Память о любом событии уменьшается обратно пропорционально времени. Через час забывается ½ от всего попавшего в память, через сутки – 2/3, через месяц – 4/5.

Рассмотрим принципы работы памяти, исходя из биологической целесообразности результатов ее работы. Физические компоненты памяти состоят из нервных путей, объединяющих одну или несколько клеток. В них входят зоны градуального и активного проведения сигналов, различные системы синапсов и тел нейронов. Представим себе событие или явление. Человек столкнулся с новой, но достаточно важной ситуацией. Через определенные сенсорные связи и органы чувств человек получил различную информацию, анализ события завершился принятием решения. При этом человек доволен результатом. В нервной системе осталось остаточное возбуждение – движение сигналов по сетям, которые использовались при решении проблемы. Это так называемые «старые цепи» существовавшие до ситуации с необходимостью запоминать информацию. Поддержания циркуляции разных информационных сигналов в рамках одной структурной цепи крайне энергозатратно. Потому сохранение в пямяти новой информации обычно затруднительно. Во время повторов или схожих ситуациях могут образоваться новые синаптические связи между клетками и тогда полученная информация запомнится на долго. Таким образом, запоминание – это сохранение остаточной активности нейронов участка мозга.

Память мозга – вынужденная компенсаторная реакция нервной системы. Любая информация переходит во временное хранение. Поддержка стабильности кратковременной памяти и восприятия сигналов от внешнего энергетически крайне затратна, к тем же клеткам приходят новые возбуждающие сигналы и, накапливаются ошибки передачи и происходит перерасход энергетических ресурсов. Однако ситуация не так плоха, как выглядит. Нервная система обладает долговременной памятью. Зачастую она так трансформирует реальность, что делает исходные объекты неузнаваемыми. Степень модификации хранимого в памяти объекта зависит от времени хранения. Память сохраняет воспоминания, но изменяет их так, как хочется обладателю. В основе долговременной памяти лежат простые и случайные процессы. Дело в том, что нейроны всю жизнь формируют и разрушают свои связи. Синапсы постоянно образуются и исчезают. Довольно приблизительные данные говорят о том, что этот процесс спонтанного образования одного нейронного синапса может происходить у млекопитающих примерно 3-4 раза в 2-5 дней. Несколько реже происходит ветвление коллатералей, содержащих сотни различных синапсов. Новая полисинаптическая коллатераль формируется за 40-45 дней. Поскольку эти процессы происходят в каждом нейроне, вполне можно оценить ежедневную емкость долговременной памяти для любого из животных. Можно ожидать, что в коре мозга человека ежедневно будет образовываться около 800 млн. новых связей между клетками и примерно столько же будет разрушено. Долговременным запоминанием является включение в новообразованную сеть участков с совершенно не использованными, новообразованными контактами между клетками. Чем больше новых синаптических контактов участвует в сети первичной (кратковременной) памяти, тем больше у этой сети шансов сохраниться надолго.

Запоминание и забывание информации. Кратковременная память образуется на основании уже имеющихся связей. Её появление обозначено оранжевыми стрелками на фрагменте б. По одним и тем же путям циркулируют сигналы, содержащие как старую (фиолетовые стрелки), так и новую (оранжевые стрелки) информацию. Это приводит к крайне затратному и кратковременному хранению новой информации на базе старых связей. Если она не важна, то энергетические затраты на её поддержание снижаются и происходит забывание. При хранении «кратковременной», но ставшей нужной информации образуются новые физические связи между клетками по фрагментам а-б-в. Это приводит к долговременному запоминанию на основании использования вновь возникших связей (жёлтые стрелки). Если информация долго остаётся невостребованной, то она вытесняется другой информацией. При этом связи могут прерываться и происходит забывание по фрагментам в-б-а или в-a (голубые стрелки)."

image

Из выше сказанного ясно, что мозг динамическая структура, постоянно перестраивается и имеет определенные физиологические пределы, так же мозг чрезмерно энергозатратный орган. Мозг не физиологичен, а морфогенетичен, потому его активности некорректно и неправильно измерять в системах, используемых и применимых в информационных технологиях. Из за индивидуальной изменчивости мозга не представляется возможным делать какие либо выводы обобщающие различные функциональные показатели мозга человека. Математические методы так же не применимы в расчете структурного взаимодействия в работе мозга человека, из за постоянного изменения, взаимодействия и перестраивания нервных клеток и связей между ними, что в свою очередь доводит до абсурда работу американских ученых в исследовании емкости памяти головного мозга человека.


Эйдетическая память — феноменальный тип запоминания. Человек способен мысленно сфотографировать любой объект и затем воспроизвести его, учитывая все подробности.

В зависимости от того, какой канал восприятия является доминирующим, можно выбирать соответствующие методики для наиболее эффективного запоминания. Но это не означает, что другие способы запоминания не подходят .

Аудиалам лучше использовать аудиокниги и лекции, а также обсуждать новую информацию в группе. Необходимо вслух проговаривать услышанное и пересказывать для более эффективного запоминания .

Для визуалов будет эффективным конспектирование. Делать это можно различными способами: составлять mind maps, концептуальные карты, рисовать объекты, выделять цветами важные фрагменты в таблицах, графиках.

Кинестетикам следует развивать моторику и писать как можно больше от руки . Также можно связывать запоминание с физическими упражнениями — сжимать маленький предмет в руке, тем самым усиливая концентрацию.



По длительности хранения

Согласно модели Ричарда Аткинсона и Ричарда Шиффрина , существует три структуры памяти:


сенсорное хранилище, или сенсорная память, содержит информацию, поступающую из сенсорной системы, хранится в течение небольшого периода

кратковременное хранилище сохраняет ограниченный объем информации на более длительное время, в нем происходят процессы, которые регулируют обмен информацией с долговременной памятью

долговременная память способна сохранить наибольший объем информации в течение продолжительного периода

В хранилище долговременной памяти чаще поступает информация, которая закрепляется человеком несколько раз различными способами.



По наличию цели запоминания

Порой мы запоминаем то, что, казалось бы, совсем не нужно, и не можем уложить в голове важное. Незначимые для нас вещи проникают в сознание благодаря работе непроизвольной памяти . Она не регулируется определенной программой и, как правило, не имеет цели . Объект не прикладывает никаких усилий для запоминания. Забывание этих данных также является произвольным выборочным процессом. Его механика до сих пор неясна.

Произвольная память подразумевает контролируемый процесс, который осуществляется благодаря постановке конкретной цели и использованию специальных техник для запоминания.



По осознанности

Эксплицитная (декларативная) память подразумевает осознанное воспоминание. Ее также называют декларативной. Она включает в себя запоминание событий, слов, лиц. В отличие от имплицитной памяти, это осознанный процесс. Актуализация конкретного урока вождения — пример эксплицитной памяти, а повышение водительского мастерства в результате урока является примером имплицитной памяти .

При использовании имплицитной памяти происходит повторение без волевого усилия. Люди, страдающие амнезией, утрачивают именно эксплицитную память, при этом имплицитная память продолжает функционировать.


Как развивать память

Во многом развитие памяти связано с тренировкой внимания и улучшением способности концентрироваться. Эти процессы взаимосвязаны, так как чем больше человек удерживает внимание на , тем больше он способен запомнить.

Эффективность запоминания зависит от:

мотивации, стремления запомнить эту информацию

значимости, которая напрямую связана с практичностью

глубины погружения в материал

комбинирования различных техник запоминания


Упражнения для развития памяти

Таблицы Шульте

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте, содержат случайно расположенные объекты. Упражнения позволяют улучшить не только зрительную память, но и периферическое зрение, которое важно для скорочтения. Таблицы могут иметь разные размеры — начать можно с 2×2. В течение 5 минут смотрите на таблицу и далее постарайтесь воспроизвести содержимое ячеек .


Тренироваться можно на специальном сайте или же скачать мобильное приложение.

Метод Айвазовского

Этот метод художник использовал для того, чтобы быть более внимательным к окружающему миру и воспроизводить значимые детали на своих картинах. Техника проста: выберите любой пейзаж, интерьер, посмотрите на него в течение 5 минут и воспроизведите на бумаге . Постепенно уменьшайте временной промежуток.

Обратная перемотка

Ежедневно прокручивайте перед сном ваш день и вспоминайте не только последовательность событий, но и воспроизводите ощущения, которые были у вас в тот или иной момент. Постарайтесь с точностью вспомнить диалоги или же проговорить новую информацию .

Еще один способ перемотки — считать наоборот, при этом выбирать только четные или нечетные числа. Или же называть числа, которые делятся на три.

Выстраивание ассоциаций

Напишите рандомно любые слова и разделите их на три столбца. Ваша задача — запомнить их в течение минуты и далее выписать их на чистый лист. Задача заключается не в зазубривании, а в выстраивании ассоциаций и взаимосвязей между словами , которые на первый взгляд могут показаться не связанными между собой.

Запоминание в режиме многозадачности

На самом деле, человек не может выполнять одновременно несколько задач, но он способен быстро переключать внимание с одного предмета на другой. Выберите стихотворение, которое будете учить, и попросите друзей в течение двух минут задавать вам самые разные вопросы и задачи. Например, описать любимую детскую сладость или же решить пример. Эта тренировка благодаря постоянному сопротивлению позволит усилить ваше внимание, направленное на заучивание стихотворения. В первый раз может не получиться, однако со временем вы будете запоминать все больше и больше .

Смена привычного пути

Измените привычный маршрут и попробуйте пойти новой дорогой. Далее вспомните все, что встретилось вам на пути, в том числе лица людей, лавочки, фонари и так далее.

Марина Крицкая

Методы запоминания помогают лучше усваивать необходимую информацию и тренируют наш мозг. Их немало, но к наиболее распространенным относятся метод локусов, сторителлинг, чанкинг, мнемоника и интервальные повторения .

Мозг лучше усваивает информацию живую, яркую, образную и вовлекающую. Это значит, что нам нужно сделать информацию, которую мы хотим запомнить, интересной для мозга. Чтобы успешно использовать любую технику запоминания, следует найти то, что работает именно для вас, и правильно определить цели .

Остановимся на некоторых наиболее известных методах запоминания, которые помогут вам, например, быстрее запоминать имена людей, с которыми вы знакомитесь по работе .

Метод локусов

Название этого метода происходит от латинского слова locus — «место». Он также имеет ряд других названий: пространственная мнемоника, дворец памяти, чертоги разума, умственная прогулка.

Принято считать, что метод локусов зародился еще в Древнем Риме благодаря ораторам, которым всю информацию для многочасовых выступлений приходилось держать в памяти. Суть метода заключается в визуализации, в привязывании фактов, которые нужно запомнить, к хорошо известным локациям. К фактам может относиться что угодно: иностранные слова, список покупок, имена людей и др.

Как работает метод локусов? Представьте, что вы стоите в своем доме (дворце памяти). Мысленно пройдитесь по этому дому, запоминая его отличительные особенности — их можно использовать для хранения информации, которую вы хотите запомнить. Каждая остановка на вашем пути будет тем самым «локусом», к которому вы можете привязать идею или объект. Например, входная дверь может быть одним локусом, тумбочка в коридоре — вторым локусом, лампа в гостиной — третьим. Если вам нужно запомнить какое-то слово, создайте ассоциацию между этим словом и одним из объектов в доме. Зафиксируйте это в голове. Когда вы будете думать о своем дворце памяти, вы вспомните не только маршрут, но и объекты, привязанные к локациям.

Мнемоника

Этот метод представляет собой совокупность приемов и способов, которые упрощают запоминание различной информации. Обычно он требует больше усилий для эффективного использования, но зато лучше применяется в таких ситуациях, когда нужно запомнить, например, списки или структуры. Например, если вам нужно запомнить список лекарственных препаратов определенного типа, мнемоника поможет вам сделать это лучше остальных методов.

Мнемоника основывается на образовании ассоциативных рядов и последовательностей, когда человек заменяет абстрактные объекты реальными понятиями. Главное — использовать яркие, интересные ассоциации.

В мнемонике можно выделить несколько наиболее известных техник:

  • Акроним: вы составляете комбинацию букв, которая «шифрует» полную информацию для запоминания.
  • Акростих: вы придумываете стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово.
  • Ключевые слова: вы выделяете во фразах ключевые слова. Вспоминая их, вы восстанавливаете в памяти всю фразу.
  • Рифмизация: вы придумываете рифмы, чтобы запомнить слова или цифры.
  • Техника образ-имя (подходит для запоминания имен): вы придумываете любую яркую связь между именем человека и его физическими характеристиками.
  • Формирование цепочки: вы сочиняете историю, в которой слово или мысль, которую нужно запомнить, вызывает цепную реакцию и тянет за собой следующие слова.

Чанкинг-метод (дробление, фрагментирование)

Ключевым принципом, заставляющим эту технику работать, является комбинация предметов на основе семантического кодирования, то есть предметы помещаются в небольшие группы в соответствии с контекстом или каким-то шаблоном.

Например, одни могут группировать свой список продуктов по алфавиту, другие — по типу пищи. В любом случае этот метод успешно реализуется только тогда, когда вы определяете наиболее естественные для себя шаблоны и следуете им.

Интервальные повторения

Суть метода заключается в том, что человек повторяет выученную информацию согласно определенным, постоянно возрастающим интервалам. У этого метода даже есть конкретная формула: Y=2X+1, где Y означает день, когда информация начнет забываться, а X — день последнего повторения. Таким образом, если вы выучили информацию, например, неделю назад, то повторить ее вам нужно будет через 8 дней. При этом потенциал интервала равен бесконечности.

Методика интервальных повторений часто используется вместе с карточками. Наиболее распространенный пример: изучая иностранный язык, вы делаете карточки с незнакомыми словами и затем с определенной периодичностью их повторяете.

Метод сторителлинга

Если верить исследованиям, то наш мозг настолько любит истории, что хорошее повествование может вызвать высвобождение окситоцина — гормона, который усиливает эмпатию у людей.

Истории охватывают все качества информации, которые заставляют наш мозг любить и запоминать ее: яркие и красочные образы, привлекательные сюжетные линии. Рекламная индустрия постоянно эксплуатирует эти возможности, но вы тоже можете использовать метод сторителлинга для запоминания важной информации. Тем более что он довольно прост.

Смысл метода заключается в том, что вы создаете различные сюжетные линии, которые включают в себя элементы, необходимые для запоминания. В результате эти элементы соединяются в последовательности, и создаются истории, которые мозг лучше усваивает и воспринимает.

Точность повествования имеет мало значения в этом случае. Как и в методе локусов, в случае со сторителлингом важно органично вписать информацию, которая вас интересует, в нить повествования.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Согласно кривой Эббингауза, уже в первый час после запоминания теряется 60% информации, 65% забывается в течение 10 часов, 80% — через 6 дней. То есть информация забывается сперва очень быстро, затем скорость забывания экспоненциально падает.


Итак, в течение первого часа теряется около 60% информации. Но что это значит на самом деле? В экспериментах Эббингауза речь шла о забывании последовательности слогов, но в реальной жизни мы обычно не запоминаем ни слоги, ни последовательности. Например, читая статью, мы запоминаем некоторые факты и образы, которые нарисовал наш мозг во время чтения, а также эмоциональное впечатление от текста и от фактов. И, конечно, мы не помним прочитанное слово в слово. Кривая забывания в данном случае означает следующее: если вас попросят пересказать статью близко к тексту сразу после чтения, то вы воспроизведёте Х информации, а если бы вас попросили сделать это через час, то вы бы воспроизвели только 0,4Х, то есть на 60% меньше. Попросят через неделю — останется 0,2Х.

То же самое касается разговоров, лекций, книг, фильмов и даже прожитых дней. Со временем в нашей памяти остается только самое «важное». Слово «важное» я беру в кавычки, потому что информация, которую наш мозг посчитал важной, не обязательно будет нам полезна в будущем. Например, попробуйте сейчас мысленно представить рядом с собой небольшого розового слона — размером с собаку. Слон протягивает шероховатый хобот и обвивает его вокруг вашей руки. Вы пытаетесь высвободить руку, но слон усиливает хватку. Информация о слоне, которую вы только что прочитали, не имеет никакой практической ценности для вас, и тем не менее, вы будете помнить об этом завтра. Может быть, вы запомните этого розового слона даже на несколько месяцев, а вот числовые данные о процентах забываемой информации могут забыться уже через час.


Какая информация запоминается легче всего?

Во-первых, очень хорошо запоминается образная информация, потому что на языке образов мы начали думать еще до того, как научились разговаривать.

Во-вторых, мы запоминаем то, что вызывает эмоции. Образ розового слона вызывает больше эмоций, чем, скажем, цифра 60.

В-третьих, мы запоминаем то, что имеет смысл, поддается логике. То есть мы можем понять и запомнить смысл кривой Эббингауза — скорость забывания экспоненциально уменьшается со временем, — но не запомним конкретные цифры.

В-четвертых, нам проще запоминать то, что можно связать с чем-то уже имеющимся в нашей памяти. Например, чтобы запомнить, что через час теряется 60% информации, можно провести ассоциацию — в часе 60 минут.

Есть ещё множество факторов, влияющих на запоминание. Я перечислил лишь основные из них в довольно обобщенной форме. Все эти факторы формировались в процессе естественного отбора тысячелетиями в условиях, заметно отличающихся от тех, в которых мы живем сейчас. Важно было запомнить, как выглядит хищный зверь и как от него спастись, а не какие-нибудь цифры или текст. Тем не менее, за счёт использования специальных приемов запоминания — мнемотехник — можно воспользоваться «слабостями» нашего мозга и подсунуть ему информацию в том виде, в котором он воспримет её как важную. И запомнит. Вопрос — на какое время.


Наскальные доисторические рисунки в пещере Шове, Франция. Источник: Википедия

Как я проверял, на какое время запоминается информация

Когда я решил запомнить 22 528 знаков числа пи, мне было интересно узнать, как долго я буду помнить все эти цифры. Надо сказать, запоминал я совсем не цифры, а образы, которые заранее подобрал для цифр. Например, образ розового слона, хватающего вас за руку, в моей системе кодирует число 7450. Подобным способом я закодировал все 22 528 цифр — закодировал теми самыми образами, которые так легко хранит наша память.

Что интересно по части образной информации — она не забывается так быстро, как слоги, по которым строилась кривая Эббингауза. Через час вы не забудете 60%, вы будете помнить ровно столько, сколько вы запоминали. На следующий день вы также ничего не забудете — должна пройти хотя бы неделя. Здравый смысл подсказывает, что образная информация всё-таки вписывается в кривую забывания, просто эта информация забывается не так быстро. Вместо часа должно пройти дня 3-4, вместо дня — месяц. Это мне и хотелось проверить — как будут забываться 22 тысячи знаков пи, переведенные в образы.

Поскольку я повторял число пи много раз (думаю, около 50 раз, и продержал его в памяти более полугода), кривая забывания для этой информации в теории должна была измениться: ведь скорость забывания экспоненциально уменьшается. В соответствии с данным принципом даже разработан метод интервального повторения, смысл которого в том, чтобы повторять информацию через увеличивающиеся промежутки времени.

На данной картинке, например, повторение проводят при забывании 10% информации. С каждым следующим повторением ждать этого момента приходится всё дольше, и в теории через несколько таких подходов срок следующего повторения будет настолько велик, что можно перестать беспокоиться о забывании. Например, вы запомнили 100 слов. Их нужно будет повторить через час, через день, через 3 дня, через 9 дней, через месяц, через 3 месяца и т.д. На двенадцатом подходе срок следующего повторения превысит сотню лет.

Если же повторять вы перестанете слишком рано, то информация продолжит забываться, хотя и не по такой крутой экспоненте, как если бы вы вообще не повторяли.

Так вот, после нескольких десятков повторений числа пи и после установления рекорда (я допустил ошибку на одиннадцатой тысяче, но этого всё равно хватило для рекорда России) я был как раз в ситуации, как на последнем рисунке — повторять больше не нужно, и кривая должна была начать медленно опускаться вниз. Чтобы это проверить, я решил каждую неделю брать случайные 112 цифр и проверять, сколько из них я помню. 22 528 знаков у меня хранятся в Word-документе списком:

3,
1415 9265 3589 7932
3846 2643 3832 7950
2884 1971 6939 9375….

Первые 16 недель всё шло, как и планировалось — я допускал от 0 до 2 ошибок. За ошибку я считал неправильно названный или забытый образ, а также образы, расставленные не в том порядке (один образ — это 2 цифры, то есть в 112 цифрах 64 образа). В теории ошибки должны были увеличиваться постепенно, замедляясь во времени, ведь забывание экспоненциально замедляется. На практике же после 16-той недели я начал забывать число с увеличивающейся скоростью. Ниже представлен график за 50 недель с момента последнего повторения.

То есть забывание не замедлялось экспоненциально — оно экспоненциально ускорялось. Кроме того, если на первые попытки воспоминания 112 цифр у меня уходило секунд 40, то на последние могло уйти чуть ли не полчаса. Хотя я по-прежнему вижу некоторые образы, я вижу их очень тускло и я не уверен, в каком порядке они располагаются.

Не забудьте повторить

Моё исследование, конечно, нельзя назвать научным (а научных исследований о долгосрочном забывании образной информации, насколько я знаю, нет). Тем не менее, субъективно я могу сказать, что с течением времени забывается практически всё, причём совсем не так, как это выглядит в существующих теориях. Со временем образы становятся менее четкими, на их извлечение из памяти уходит всё больше и больше времени. Некоторые образы забываются вовсе.

В памяти остается только то, что вы повторяете. Возьмите в качестве примера свою собственную жизнь — вы прожили 365 дней за предыдущий год, каждый день вы проходили через десятки и даже сотни ситуаций, каждая ситуация включала в себя различные образы. Помните ли вы каждый образ? Нет. Вы помните только те, которые время от времени прокручивали в памяти — это и есть самые «важные» образы.

Чтобы убрать кавычки со слова «важный», нужно повторять информацию — ту, которая нужна нам в активной памяти. Лучший существующий для этого метод на сегодняшний день — метод интервального повторения. Хотя и неизвестно, каким должен быть максимальный интервал, можно ориентировочно ограничить его одним годом.

Читайте также: