Селевко не является видом игры в игровой методике предметная сюжетная ролевая компьютерная

Обновлено: 07.07.2024

Педагогические игры разнообразны по: дидактическим целям; организационной структуре; возрастным возможностям их использования; специфике содержания.

Рассмотрим классификацию педагогических игр по разным основаниям, предложенной Г.К.Селевко.

По области деятельности выделяют физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические игры.

По характеру педагогического процесса:

обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой методике Г.К.Селевко выделяет предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; драматизации.

По предметной деятельности (Г.К.Селевко ):

математические, химические, биологические, физические, экологические;

музыкальные, театральные, литературные;

трудовые, технические, производственные;

физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;

обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда. По игровой среде игры бывают без предметов и с предметами, а также настольные, комнатные, уличные, игры на местности; компьютерные, телевизионные, ТСО; технические, со средствами передвижения.

Игра как метод обучения

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент более общей технологии;

в качестве урока или его части (введение, контроль);

как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую игру в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Человек, обучаясь в ходе игры, не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний, это человек – лицо обучающее.

В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из эффективных средств этого является игра.

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИГРЫ

Концептуальные положения игровых форм обучения (С.А.Шмалов):

Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание уникальности своего интеллекта, самого себя.

Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие.

Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии и саморазвитии.

Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытых талантов, формирование предпринимательской деловитости.

Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых методов обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Задачи игровых технологий (Пидкасистый, Хайдаров):

Образовательные:

Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.

Развивающие:

Развивать у учащихся творческое мышление.

Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.

Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учение во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. Рассмотрим функции игры как педагогического феномена культуры (В.С.Кукушин).

Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Игровые технологии как основа развития дошкольников Игровые технологии как основа развития дошкольников

Статья

Аннотация: Под игровыми технологиями понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Статья:

Под игровыми технологиями понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

"Игра - ведущий вид деятельности для ребёнка" - эта фраза известна каждому педагогу. Ребёнок развивается в игре, обучающий материал, преподнесённый через игру усваивается лучше, запоминается на дольше. В дошкольном образовании не обойтись без игровых технологий - они наш "хлеб и вода", педагоги – дошкольники 70% своей деятельности выстраивают, основываясь на игру. В игре происходит полная социализации личности ребёнка, как субъекта деятельности, как активной личности. Ребёнок в игре воспроизводит и усваивает общественный опыт, посредством чего совершенствуется саморегуляция личности. Игра позволяет ребёнку почувствовать себя полноправным членом общества, ощутить свою значимость. Для ребёнка игра важна как сфера реализации себя, как личности, важен сам процесс игры, а не результат. Игра может быть и терапией, позволяющей наладить взаимоотношения с окружающими, скорректировать различные трудности в поведении ребёнка. Игровые технологии отвечают и новым требования дошкольного образования - позволяют непосредственно вводить детей в обучающую деятельность, увлекать информационным материалом, расширять кругозор играючи.

Слово "технология" происходит от греческого слова: "techne" - искусство, мастерство, умение и "logos" - наука, закон. Дословно "технология" - наука о мастерстве. Современная наука использует термин "технология" в таких сочетаниях, как "технология обучения образовательного процесса, лечения, управления».

Игровая технология связана с игровой формой взаимодействия педагогов и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. По мнению Д.Б. Эльконина, главными структурными единицами игры можно считать:

- роли, которые берут на себя играющие;

- сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими;

- правила игры, которым играющие подчиняются.

Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить:- целеполагание,

- а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.

В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игровые технологии занимают важное место в обучающе - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности детей, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает детям выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность детей, развивает внимание и познавательный интерес;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности детей.

Функция игры - ее разнообразная полезность.

У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Функция игры контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое "поле самовыражения".

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.

Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность

Принципы классификации многообразны. Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп.

Классификация игр по Герман Константинович Селевко включает следующие группы игр:

По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

- обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

По характеру психологического процесса:

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По игровой среде:

- без предметов / с предметами;

- настольные, комнатные, уличные, на местности;

- компьютерные, телевизионные, ТСО;

- технические, со средствами передвижения.

По продолжительности различают:

- короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач: усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и так далее;

- игровые оболочки. Это игровые формы организации учебной деятельности более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками одного занятия, но могут продолжаться и несколько дольше. К ним относится такой прием, как создание единой игровой оболочки, то есть представление урока в виде целостной учебы - игры.

- длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентированы на далекую идеальную цель и направлены на формирование медленно образующих психических и личностных качеств учащегося. Особенностью этой группы выступают серьезность и деловитость.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы и решением основных задач.

Тема: Развивающие дидактические игры

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:

Педагогическая игра – вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания воспитателем функций и классификаций педагогических игр.

Г.К.Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

3. Похарактеру игровой методики педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

Игра относится к числу основных видов деятельности человека, наряду с трудом и ученьем. Игра присутствует в жизни человека постоянно, на всех этапах его жизни.

В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности

Игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выделять их существенные признаки, оказывая большое влияние на умственное развитие учеников, совершенствуя их память, мышление, внимание, творческое воображение, и расширяет кругозор по отношению к сверстникам.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный и воспитательный процесс.

Игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1.развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

2.коммуникативную: освоение диалектики общения;

3.по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

4.терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

5.диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6.коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

7.межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;

8.социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Г.К.Селевко отмечает, что игровая деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

Все игры делятся на следующие виды:

-физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия);

- интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения;

- социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные); комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность)

Выделяются три класса игр:

- игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Так, в состав первого класса входят: игра –экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка.

Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные.

-Игры с использованием средств наглядности - с демонстрационным и разда­точным материалами.

--Словесные игры, где дети самостоятельно описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

-Игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения

-Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам

-Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления

Третий класс игр – традиционные или народные. Народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека

Игры охватывают все области психолого-педагогического воздействия на ребенка:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Дидактические развивающие игры

Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке дидактических игр, включению учащихся в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и результатов .

В развивающих играх — а в этом и заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до „потолка“ своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

-развивающие игры могут дать „пищу“ для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

-их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

-поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка“, ребенок развивается наиболее успешно;

-развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Существует несколько групп развивающих игр:

I группа – предметные игры

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

III группа игр –строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых.

IV группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности

V группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемыедидактическими. Они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.

Дидактическая игра помогает сделать учебный процесс увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Дидактические игры можно разделить наследующие виды:

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения, навыки, или вынуждены приобретать их в процессе подготовки к игре.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Дидактическая игра имеет определенную структуру.Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т.д. Она скрыта от детей.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи -незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Основные функции дидактических игр в обучении:

-функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

-функция формирования психических новообразований;

-функция формирования собственно учебной деятельности;

-функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

-функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

-функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного разви­тия. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, поня­тий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятель­ности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обу­чения.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу позна­ния. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она по­могает сделать любой учебный материал увлекательным, вызыва­ет у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабо­чее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопо­ставляет, классифицирует предметы по тем или иным призна­кам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобще­ния.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внима­ние и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, на­ходчивость, сообразительность.

В.А.Сухомлинский отмечал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в душу ребенка вливается живительный поток представлений об окружающей действительности».

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

В чём же заключается содержание работы педагога по воспитанию творческих способностей у детей дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре?

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.

Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.

Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы

Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов, создании условий, побуждающих детей к творчеству. Воспитатель своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в нём. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всех не сформированных ранее игровых средств, изготовлению пособий для игры, внесению игрушек с обязательным обсуждением вопроса, как эти игрушки используются. В дальнейшем воспитатель в работе с детьми старшего возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений.

Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Старший дошкольный возраст

Приемы прямого руководства

- включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

- создание предметно-игровой среды;

- использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);

- включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;

- спланировать ход игры, последовательность действий;

- распределить роли, согласовать замысел;

- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

- наблюдение за игрой детей;

- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);

- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;

- создать игровую ситуацию;

- индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

Читайте также: