Системы компьютерного обучения определяются как традиционные когда диалог между обучаемым и системой

Обновлено: 06.07.2024

Информационные технологии обучения должны разрабатываться с учетом классических дидактических принципов. Компьютерное обучение определило два новых принципа: индивидуализации обучения и активности. В основном, технология компьютерного обучения исследовалась в двух направлениях: визуализации (обеспечения наглядности) учебного содержания и алгоритмизации учебной деятельности. Однако, рассмотрение структуры самой дидактики как совокупности теорий дидактических принципов, учебных методов, учебных программ и общей системной теории учебника, позволяет в каждом элементе структуры определить как общее так и частное, относящееся к информационной технологии обучения. Во-первых, информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. Обучаемый переходит в новую категорию потому, что по форме компьютерное обучение является индивидуальным, самостоятельным, но осуществляется по общей методике, реализованной в обучающей программе.

Компьютер как средство обучения является беспрецедентным в истории педагогики, потому что объединяет в себе как средство, инструмент обучения, так и субъект - учителя. Изменение ролевой обстановки ведет к значительному пересмотру теории обучения. Появилась необходимость разработки теории дидактической технологии, являющейся частью информационной технологии обучения.

Рассмотрим последовательно основные дидактические принципы.

Научность определяет содержание, требует включения в него не только традиционных научных знаний, но и наиболее фундаментальных положений современной науки, а также вопросов перспектив ее развития. При этом способы усвоения учебного материала должны быть адекватны современным научным способам познания. Системный подход к изложению учебного материала, его структурирование и выделение основных понятий и связей между ними, как раз и является как основой для разработки содержания компьютерной обучающей программы, так и одним из методов современного научного познания. Виды учебной деятельности, осуществляемой при усвоении содержания при компьютерном обучении отражают основные моменты научного познания. Само содержание при структурировании и выделении различных уровней сложности усвоения учащимся позволяет включать не только те темы, которые обеспечивают обязательный минимальный уровень знания, но, во-первых, рассматривать более широкие понятия данного учебного предмета, расширять кругозор учащегося, делать его знания более фундаментальными, а, во-вторых, связывать эти понятия с другими предметами, изучая их во взаимосвязи и строя, тем самым, более полную и научную картину мира. Использование экспертных систем выводит обучение на новый качественный виток, позволяет практически в любом учебном заведении, оснащенным компьютерами, независимо от его местоположения, использовать методический и научный опыт экспертов высшей квалификации. Таким образом, научность содержания обеспечивается самой информационной технологией обучения.

Принцип доступности при компьютерном обучении переходит от принципа всеобщей доступности, для определенной возрастной группы учащихся или для некоторого усредненного учащегося данного возраста, в принцип индивидуальной доступности и рассматривается как возможность достижения цели обучения. Учебный материал, реализованный в компьютерном обучении, предполагает наличие разветвлений, различных путей и скоростей прохождения учебного курса, оказание помощи в виде пояснений, подсказок, дополнительных указаний и задач, постоянно контролирует и поддерживает на необходимом уровне мотивацию обучаемого. Доступность при компьютерном обучении играет роль фильтра содержания, светофора процесса обучения и, в конечном счете, обеспечивает достижение цели обучения учащимися с различной начальной подготовкой.

Наиболее широко рассмотрен в литературе, применительно к компьютерному обучению, принцип наглядности, называемый также "интерактивной наглядностью". Если в традиционном понимании под наглядностью понималась прежде всего иллюстративная компонента, обеспечение потребности учащегося увидеть в какой-либо форме предмет или явление, произвести с ним минимальные манипуляции, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов. Более того, с представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить различные действия, изучить их не только статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях. При этом компьютер позволяет как вычленить главные закономерности изучаемого предмета или явления, так и рассмотреть его в деталях. Различные формы представления объекта могут сменять друг друга и по желанию обучаемого, и по команде программы, чередуя или используя одновременно образное, аналитическое, языковое представления. Это позволяет, согласно задачам обучения, как уплотнить информацию об изучаемом объекте, так и расширить ее. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнообразными по форме и по содержанию, относиться к физическим, социальным, историческим, экологическим и другим процессам. Принцип наглядности подвергся в информационных технологиях обучения значительной дифференциации. При отражении чувственного объекта не следует увлекаться "натурализмом", в программе должна быть представлена не любая модель, а только та, которая способствует реализации дидактических целей данной обучающей программы; модель, содержащуюся в программе, следует предъявить в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта; существенные признаки, связи и отношения модели должны быть в программе адекватно зафиксированы цветом, миганием, звуком и т.д. Наглядность, обеспечиваемая компьютером, позволяет говорить о новом мощном инструменте познания – когнитивной компьютерной графике, которая не только представляет знания в виде образов-картинок и текста, а также позволяет визуализировать те человеческие знания, для которых еще не найдены текстовые описания, или которые требуют высших ступеней абстракции.

Принцип систематичности и последовательности связан как с организацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению. Компьютерное обучение характеризуется последовательностью специфических действий, часть которых присуща обучению в любых формах, а часть - только компьютерному. Такими действиями, например, являются восприятие информации с экрана дисплея, работа в знаковых моделях, ввод ответа с клавиатуры. Для обеспечения принципа последовательности учащемуся в начале сеанса компьютерного обучения полезно дать ориентировочную основу действия, сформулировать цель обучения. Независимо от сложности и длины пути, приводящего обучаемого к цели, это происходит систематично и последовательно.

Понятие последовательности получило свой смысл в информационных технологиях обучения, под последовательностью как раз и понимается очередность выдачи учебных фрагментов обучающей программой, построение и корректировка наиболее эффективной последовательности при самостоятельной работе обучаемого в интеллектуальных учебных средах. В зависимости от содержания учебного материала, последовательности предоставления знаний обучаемому могут строиться либо по индуктивному, либо по дедуктивному методу. Само представление знаний в информационных технологиях обучения обеспечивает дидактический принцип систематичности.

Принцип сознательности обеспечен в компьютерном обучении методикой организующей стратегии, которой отдается предпочтение в современных информационных технологиях обучения. Эта методика, описанная в зарубежных психолого-педагогических теориях компьютерного обучения, направлена на воспитание стратега, который рассматривает предметы и явления в их взаимосвязи, самостоятельно изучает материал, дополняя полученные в учебном заведении знания. Для реализации принципа сознательности обучаемому сообщаются цели и задачи обучения, сведения о предметной деятельности и основных этапах ее осуществления. Успешность реализации принципа сознательности зависит от теоретического уровня курса, полноты раскрытия изучаемых понятий и их взаимосвязей.

Информационные технологии обучения потребовали введения, обоснования и раскрытия еще одного общего принципа, который, хотя и присутствовал всегда в процессе обучения, но не являлся основополагающим. Речь идет о коммуникации, организации диалога между обучаемым и обучающим, в данном случае между компьютером и учащимся. Этот новый, присущий только компьютерному обучению принцип можно назвать принципом когнитивности коммуникации.

На современном этапе обучения иностранным языкам большинство педагогов-лингвистов самым эффективным считают "коммуникатив" и критикуют традиционные методики, работающие по принципу «от грамматики к лексике, а затем переход к упражнениям на закрепление». Искусственно созданные упражнения не формируют пользователя языка, и человек, изучающий язык именно по этой методике, скорее промолчит, чем произнесет неверную фразу. А «коммуникативность», наоборот, призвана «развязать» язык.

Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием компьютерных технологий, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Данный принцип не является новым, однако до сих пор не существует единого определения данного подхода. Согласно определению отечественного исследователя Р. II. Мильруда интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Согласно этому определению можно сделать вывод, что интерактивный подход в виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью (ведь одним из самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог) .

Обучение лексической стороне речи с применением мультимедийных технологий определяется не только общеметодическими, но и дополнительными специальными принципами.

К ним относятся: 1) принцип интеграции мультимедийного комплекса в образовательный процесс;

2) принцип интерактивности обучения; принцип интерактивности в традиционном учебном процессе обычно понимается как взаимодействие субъектов обучения с помощью непосредственного контакта. В обучении с применением ИТ интерактивность – это «возможность пользователя активно взаимодействовать с носителем информации, по своему усмотрению осуществлять ее отбор, менять темп подачи материала». Согласно авторам работ по проблемам информатизации образования, самый высокий уровень интерактивности имеют электронные средства доставки информации или телекоммуникационные технологии Интернета.

И.В. Роберт определяет интерактивный диалог как «взаимодействие пользователя с программной системой, отличающееся от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в непроизвольной форме с использованием ключевого слова, в форме с ограниченным набором символов), при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режим работы» . Н.В. Апатова ставит знак равенства между интерактивным и компьютерным диалогом, который «обеспечивает коммуникацию между двумя партнерами – обучающим средством (компьютером) и обучаемым

3) принцип предоставления полной ориентировочной основы при формировании лексических действий;

4) принцип автоматизированности контроля уровня сформированности навыков.

Специальные исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся уже более полувека. Отношения типа «человек — машина» в обучении определились в 1954 году с выходом в свет книги Н. Винера «Кибернетика и общество». Первые попытки использования компьютеров в обучении были предприняты в конце 50 — начале 60-х годов ХХ века в США. В это время большую популярность приобрела теория программированного обучения Б. Скиннера и Н. Краудера, в соответствии с которой на базе ЭВМ первого поколения стали разрабатываться обучающие и контролирующие программы. В настоящее время уже стали классикой исследования А. И. Берга, Б. С. Гершунского, В. Я. Ляудис, Е. И. Машбица, Н. Ф. Талызиной и других российских ученых. Анализ их работ позволил сделать вывод о качественно новых возможностях организации педагогического процесса на основе применения информационных технологий.

Информационные технологии обучения — педагогические технологии, использующие специальные методы, программные и технические средства работы с информацией и предназначенные для создания новых возможностей эффективного достижения дидактических целей (по И. Г. Захаровой).

К информационным технологиям обучения относятся все технологии обучения, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, кино-, видеотехнику и др. Современный компьютер интегрирует возможности большинства существующих информационных средств, поэтому компьютерные технологии являются наиболее распространенными среди других видов информационных технологий, применяемых в обучении. Поскольку различие между информационными и компьютерными технологиями носит технический характер, в педагогике допустимо употребление этих понятий как синонимов.

Компьютерные технологии обучения — это технологии обучения, в которых главным средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер (по Г. К. Селевко). Когда речь идет о конкретной компьютерной технологии обучения, обычно уточняется, какие из возможностей компьютера в ней используются.

С позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения заключается в передаче и преобразовании информации. Когда ком-

пьютеры стали использоваться в педагогическом процессе, появился термин «новые информационные технологии обучения». В настоящее время характеристика «новые» по отношению к компьютерным технологиям как виду информационных либо не употребляется, либо заменяется характеристикой «современные».

Информационные технологии в педагогическом процессе могут применяться на трех уровнях (Г. К. Селевко). Их характеристика представлена в схеме.

Практика применения компьютерных технологий в педагогическом процессе позволила обнаружить два принципиально различных подхода: один подход связан с изменением организационной формы педагогического процесса (монотехнологии); другой предполагает модификацию структуры учебного занятия при сохранении традиционной формы организации педагогического процесса («проникающие» и «определяющие» технологии).

Включение компьютера в учебное занятие предполагает работу со специальными дидактическими компьютерными средствами, по поводу общего названия которых ученые не пришли к единому мнению. В различных источниках их называют по-разному: компьютерные средства обучения, электронные средства обучения, педагогические программные средства, компьютерные учебные программы, обучающие программы, дидактические компьютерные средства и др. Остановимся на наиболее общем понятии — педагогические программные средства.

Педагогические программные средства (ППС) — компьютерные продукты и системы, специально разработанные или адаптированные для применения в обучении, отражающие содержание некоторой предметной области (по Г. К. Селевко). ППС в большей или меньшей степени реализуют технологию изучения предметной области, обеспечивают условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

2. Формы применения компьютера в педагогическом процессе. Виды педагогически программных средств




Достоинствами компьютера как средства обучения являются высокое быстродействие, алгоритмическая универсальность и наличие памяти, а также возможность управляемости и контролируемости обучения. Его применение позволяет обеспечить объективность, систематичность и оперативность контроля, возможность реализации индивидуализированного контроля при групповых формах обучения. Компьютеризация дает возможность перехода на качественно новый уровень информационного обеспечения учебного процесса. Это обусловлено, в частности, широкими возможностями компьютеров в представлении и обеспечении доступа к информации.

Особое значение имеют мультимедийные возможности компьютера: графика, звук, анимация и другие. Они обеспечивают не просто наглядность и доступность изложения, а полисенсорное восприятие учебного материала. В настоящее время получила распространение когнитивная компьютерная графика, позволяющая визуализировать свойства не только реальных объектов, но даже научных закономерностей, теорий, понятий. Этот аспект

использования компьютеров в учебном процессе особенно способствует повышению интереса к изучаемому материалу, усилению мотивации учения. Кроме того, как отмечено психологами, не каждый ученик склонен обсуждать свои затруднения с учителем — большинство школьников в процессе обучения предпочитают иметь дело с машиной, и лишь будучи уверенными в своих знаниях, — с преподавателем.

Широкий спектр возможностей применения компьютера, позволяющий повышать активность деятельности обучаемого, иногда может снижать эффективность обучения, например, если ученику предоставляется чрезмерно большая возможность выбора в организации своего обучения. К другим недостаткам применения компьютера в учебном процессе можно отнести: предпосылки к отчуждению учащихся друг от друга вследствие чрезмерного общения с компьютером; сокращение живого общения с педагогом; недостаточные воспитательные возможности компьютера; отрицательное воспитательное воздействие на обучаемого, например, формирование необоснованной уверенности в неограниченных эвристических возможностях компьютера и соответствующих прагматических настроений, граничащих с отказом от самостоятельных усилий в достижении тех или иных целей, чрезмерное увлечение диалоговым общением с компьютером в процессе видеоигр (за счет других видов деятельности); возможность воспитания «оператора», лишенного самостоятельности, интеллектуальной инициативы; опасность воспитания чрезмерного индивидуализма и т. д. Однако указанные недостатки проявляются лишь при чрезмерном применении компьютера.

Форма применения компьютера на уроке определяется его ролью в процессе усвоения учебного материала (см. схему).

ü Обеспечение полного усвоения определенной темы («определяющая технология»).

ü Среда для изучения объекта, процесса, явления, предметной ситуации («определяющая технология»).

ü Обеспечение прохождения обучаемым или обучаемыми одного из этапов усвоения («проникающая» технология).

ü Поддержка процесса усвоения и связанных с ним видов деятельности учащихся и учителя («проникающая» технология).

Для обеспечения полного усвоения материала темы компьютер моделирует действия учителя, работающего индивидуально с учащимся, при этом компьютер выступает в форме репетитора. В этом случае каждое действие обучаемого находится под контролем компьютерной программы. Создание программ такого уровня сопряжено с определенными трудностями, связанными с диагностикой уровня имеющихся знаний и умений, а также постоянным контролем хода усвоения. В настоящее время на основе искусственного интеллекта создаются принципиально новые интеллектуальные обучающие системы, осуществляющие рефлексивное управление учебной деятельностью.

Если компьютер применяется в форме репетитора для изучения всего предмета, то реализуется монотехнология электронного обучения. Компьютер также может обеспечивать прохождение обучаемыми отдельного этапа урока, осуществляя при этом одну из следующих функций: оценка текущего уровня знаний; преподнесение нового материала; выработка одного или нескольких практических умений; контроль знаний и практических умений и др. В этом случае он используется в форме квазипреподавателя. Применение компьютера в такой форме на уроке эффективно в том случае, если компьютерная программа реализует функции учителя на данном этапе учебного занятия быстрее или качественнее, чем это мог бы сделать сам преподаватель. В частности, компьютерные программы качественнее «проконтролируют» формирование умений, обеспечат преподнесение нового материала в мультимедийной форме в индивидуальном для каждого обучаемого темпе, объективно и оперативно «оценят» уровень имеющихся знаний и умений. Ход и результативность этапа с применением компьютера в форме квазипреподавателя должны оперативно учитываться учителем при проведении остальных этапов урока.

Исследование различных объектов, процессов, явлений, предметных ситуаций на компьютере связано с работой в специализированных средах. При этом изучение реального объекта с помощью его компьютерной модели становится важнейшим инструментом познания. Дополняя и видоизменяя модель, можно добиться полного описания того или иного явления. Использование компьютерных моделей обеспечивает наглядность восприятия материала, позволяет преодолеть трудности, обусловленные сложностью объектов изучения. В этом случае компьютер применяется как моделирующая среда. В современных условиях применение компьютера как моделирующей среды приобретает глобальное значение. Оно связано не только с моделированием процесса, ситуации или явления, но и с созданием виртуальной модели реальности. Виртуальная реальность, как и объективная, дается человеку через его ощущения в его воображении. Однако если объективная реальность отражается человеческим воображением, то виртуальная реальность целиком и полностью есть плод такого воображения. При имеющемся уровне развития информационных технологий актуальным является вопрос о создании единого виртуального учебного пространства.

Применение компьютера для поддержки процесса усвоения и связанных с ним видов деятельности учащихся имеет несколько аспектов. Компьютер в форме сервисного средства является источником предоставления учащимся информации в электронном виде, выступая мультимедийным аналогом традиционных средств обучения. Так, это могут быть презентации, сопровождающие и иллюстрирующие объяснение; справочные системы, содержащие иерархически организованный информационно-справочный материал; учебно-методические материалы в электронном виде, электронные хрестоматии, электронные дидактические комплексы и др.

Применение компьютера как инструментального средства предполагает, что на этапах учебной деятельности определенный вид работы либо отдельные действия осуществляются учеником с использованием компьютера. Это связано с созданием и оформлением учащимися собственных образовательных продуктов: ведением конспектов в электронном виде, компьютерным оформлением рефератов и творческих работ, созданием презентаций выступлений и т. д. Компьютер в настоящее время широко используется как средство доступа к ресурсам сети Интернет. Глобальная сеть открывает доступ к разнообразной информации, создавая реальные условия для самообразования, расширения кругозора, удовлетворения познавательного интереса и потребностей в дистанционной коммуникации. Информация в Интернет, имеющая дидактическую ценность, находится на самых различных сайтах, она динамична (обновляется, удаляется, теряет актуальность) и не сосредоточена в определенном месте.

Распределенный информационный образовательный ресурс (РИОР) - совокупность ППС, электронных изданий и другой информации образовательного назначения, представленной в глобальных сетях (Г. К. Селевко).

Если компьютер используется учащимся как средство доступа к РИОР, для поиска различных источников информации в глобальной и локальных сетях, обеспечения телекоммуникационного взаимодействия между удаленными субъектами обучения, то компьютер является в этом случае средством телекоммуникации, или провайдером.

Таким образом, формы применения компьютера на уроке могут быть разнообразными, как специфически педагогическими, связанными с полным или частичным управлением познавательной деятельностью учащегося, так и общего назначения, играющими вспомогательную роль в процессе усвоения (см. схему).

ППС в процессе усвоения могут иметь комплексное или специальное назначение, либо играть вспомогательную (с точки зрения управления познавательной деятельностью обучаемого) роль. Авторская классификация ППС (И. И. Цыркун, В. Н. Пунчик) в зависимости от роли компьютера в процессе усвоения представлена в таблице.

Данное методическое пособие предназначено для преподавателей учебных заведений ГОС СПО с целью практического применения элементов компьютерно-диалоговой технологии в своей профессиональной деятельности.

Компьютерно-диалоговая технология обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  • Обучение – это общение студента с компьютером.
  • Диалоговый характер обучения.
  • Управляемость: в любой момент возможна коррекция преподавателем процесса обучения.
  • Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
  • Поддержание у студента состояние психологического комфорта при общении с компьютером.
  • Неограниченное обучение.
  • Обеспечение личностного роста студента.
  • Обеспечение интеллектуального развития студента.
  • Формирование в сознании студента целостной картины мира.

Описание компьютерно-диалоговой технологии

Диалоговое взаимодействие в программируемой учебной среде подразумевает диалог студент – компьютер – преподаватель.

Учебные задания, контроль их выполнения и управление ходом изучения материала осуществляет компьютер, который частично играет роль преподавателя.

Основная цель компьютерно-диалоговой технологии - подготовка компетентных специалистов к жизни в информатизованном обществе, умеющих самостоятельно учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая , если окажется необходимым новые знания, профессии.

Обучение по такой технологии становится более интерактивным, чем традиционное. Оно основано на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой студенты находят для себя область осваиваемого опыта, который служит центральным источником учебного познания.

Педагогический аспект диалога студента с компьютером связан с созданием необходимых педагогических условий и всесторонней психолого-педагогической поддержкой обучающегося. Создается свободное пространство взаимодействия студента с компьютером, где студент, принимая по собственному выбору множество решений и совершая множество ответственных поступков, пожиная их плоды и рефлексируя, осуществляет внутренние переживания, разворачивает свой личностный потенциал, осуществляет свой личностно-профессиональный рост.

  • опыт непрерывного решения профессиональных задач и ситуаций;
  • опыт регулярного самоконтроля;
  • вера в свои силы;
  • возможность самостоятельных действий.

Гибкое обучающее взаимодействие преподавателя и студента в программируемой учебной среде эффективно влияет на учебную деятельность студента.

Центральным звеном учебной деятельности является усвоение. Усвоение имеет процессуальную и результативную стороны. Как процесс, оно включает восприятие, память, мышление, обусловливается чувствами, волей. В качестве результата выступают усвоенные знания, выработанные навыки. При диалоговом взаимодействии в программируемой учебной среде прочность усвоения достигается как за счет системности воспринимаемого учебного материала, так и за счет целенаправленного контроля усвоения.

Интерактивные компьютерные средства обучения обладают способностью “откликаться” на действия студента и преподавателя, вступают с ними в диалог.

Диалог осуществляется на всех этапах процесса обучения: при объяснении, введении нового материала, закреплении, повторении, контроля. При этом для студента компьютер выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Диалог студента с компьютером строится с учетом основных психологических принципов, которые заключаются в возможности выхода студента из диалога в любое время и в возможности получения своевременной, достаточной и мотивированной помощи, адекватности оценочных суждений, доброжелательности и т.д.

Хотя работа на компьютере обычно индивидуальна, но это вызывает у студентов стремление к взаимодействию, они часто обсуждают друг с другом свои действия. Ошибки студентов становятся темой для разговора, в результате развивается способность выделять и концентрировать внимание на тех вопросах, в которых им необходима помощь. А когда просьба о помощи выражена точно, преподавателю легче ее оказать.

Проводя повторение по слабо усвоенным знаниям и навыкам, можно сконцентрировать внимание на темах(областях), требующих внимания и осуществлять диалог студент – компьютер – преподаватель с учетом динамического изменения уровня опорных знаний, умений и навыков студентов.

Таким образом, особенность диалоговой системы взаимодействия в программируемой учебной среде заключается в управлении учебной деятельностью, с учетом всех ее особенностей, на всех этапах решения учебно-познавательной задачи и осуществления взаимодействия на основе динамической модели обучаемого.

Такая система позволяет обеспечить распределение управляющих функций между преподавателем, компьютером и студентом, передавая последнему по мере формирования учебной и самостоятельной деятельности, новые обучающие функции, обеспечивая тем самым оптимальный переход от учения к самообучению.

Увеличение объема информации и необходимость ее быстрого и качественного анализа выдвигает новые требования к уровню знаний в области информационных технологий. Информация стала ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Поэтому не случайно в образовательный стандарт экономических специальностей средне профессионального образования введена специальная дисциплина “Информационные технологии в профессиональной деятельности” в достаточно большом объеме, обучение по данной дисциплине студенты проходят на 3 курсе обучения по специальности 080110 “Экономика и бухгалтерский учет”. Рабочая программа дисциплины построена таким образом, что позволяет студенту получить представление об уровне и структуре автоматизации рабочего места экономиста и бухгалтера. Эта дисциплина прививает у студента хороший профессиональный вкус.

  • незамедлительная обратная связь между пользователем и компьютером;
  • компьютерная визуализация учебной информации;
  • архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения к центральному банку данных;
  • автоматизация процесса вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента;
  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

В традиционном обучении преподаватель выполняет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, при компьютерно -диалоговой технологии обучении – роль помощника в работе, одного из источников информации. По сравнению с традиционным, при компьютерно-диалоговой технологии обучении меняется и взаимодействие с преподавателем: его активность уступает место активности студентов, его задача – создать условия для их инициативы. В таком обучении студенты выступают не пассивными “обучаемыми”, но полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт преподавателя, побуждающий студентов к самостоятельному поиску.

  • организация учебного процесса на уровне группы в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);
  • организация внутригрупповой активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриаудиторной сетью и т.п.;
  • индивидуальное наблюдение за студентами, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный “человеческий” контакт со студентом;
  • подготовка компонентов информационной среды.

Электронные ресурсы преподавателя включают в себя: учебно- тематический план; расписание занятий, которые проводятся в данном компьютерном классе; список проведенных занятий; экран успеваемости; лекционный материал; различного рода схемы и презентации; задания для практических работ; задания на тестовый контроль; диаграмму успешности, которая строится для группы в целом, так и для каждого студента.

Электронные ресурсы студента: учебно-тематический план; расписание занятий; экран успеваемости; электронный учебник; задания для практических работ, задания для тестового контроля.

В компьютерном классе на сервере создана папка Student (рис.1), в которой находятся все электронные ресурсы для студента.

  • папку библиотеки картинок;
  • папку с контрольными работами;
  • папку с лекциями;
  • папку лабораторно-компьютерного практикума;
  • папку компьютерных демонстраций поддержки лекций (презентации);
  • папку творческих работ;
  • папку тестов;
  • папку экранов успеваемости;
  • папку учебно-тематического плана дисциплины;
  • папку расписания занятий.


Рис.1. Окно папки Student

Папка Лекции содержит разработанную электронную книгу, представляющую собой взаимосвязанные наборы текстовых документов(файлов), объединенных в тематические разделы( редактор Word). Примером служит учебное пособие “Электронные таблицы Excel”. Студент получает возможность как бы одновременно находиться в электронной библиотеке и получает возможность воспользоваться помощью квалифицированного и доброжелательного “методиста”, т.е. справочного руководства. Большой плюс компьютерного учебника – его гибкость. Он легко изменяется, его просто дополнить. Использование компьютерного учебника открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих способностей студентов. Преимущества компьютерного учебника заключаются в индивидуализации обучения за счет отбора каждым обучаемым желательного учебного материала и изменения последовательности изучения с учетом своих индивидуальных возможностей, а также возможности самоконтроля.

Кроме разработанного электронного учебника, на уроках дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” при объяснении нового материала используются готовые программные продукты, такие как “ СГУ-TeachPro ТМ 1С:Бухгалтерия”, “Консультант Плюс”.

“СГУ-TeachPro ТМ 1С:Бухгалтерия” - имитирует в интерактивном режиме работу пользователя с реальной средой, контролирует с помощью вопросов и тестов степень усвоения учебного материала и выставляет зачетные оценки по каждому занятию.

“Консультант Плюс” - справочно-информационная система, включающая 70000 нормативных и законодательных документов в постоянно обновляющейся редакции. Эта система дает не только автоматизированный, ускоренный поиск нужного документа, но и возможность работы с текстом: поиск и выделение нужного фрагмента документа, печать и перенос в текстовый редактор и т.д.

Объяснение нового материала осуществляется с помощью программы NetOp School (рис.2). Преподаватель работает в режиме электронной доски, загружает нужную лекцию или демонстрационный материал с головной машины, имеет возможность осуществлять диалог со всеми студентами одновременно, а также индивидуально с каждым, управлять работой класса со своего рабочего места, следить за ходом выполнения работы каждого студента, проверять выполненные задания, записывать свои замечания,


Рис.2. Окно программы NetOp School.

обращаться к студенту с комментариями и советами; оценивать каждое задание. Преподаватель имеет возможность сформулировать для каждого студента дополнительные вопросы, отвечает каждому на его встречные вопросы, т.е. поддерживает индивидуальный обучающий диалог.

Поддержка лекционного материала осуществляется компьютерными демонстрациями через подготовку различного рода тематических презентаций, электронных учебников. Разработаны такие презентации, как “Информационные системы”(рис.3), “Как устроен Интернет” (рис.4), “Информация и информационные процессы”(рис.5) и т.д., причем эти презентации разработаны силами студентов под руководством преподавателя.


Рис.3. Титульный лист презентации “Информационные системы”


Рис.4. Титульный лист презентации “Как устроен Интернет”


Рис.5. Титульный лист презентации “Информация и информационные процессы”

Для активизации учебно-познавательной деятельности студентов на уроках применяются различные методы активного обучения, базирующиеся на использовании компьютерной техники, например деловые игры. Проведение деловых игр и решение конкретных ситуационных задач позволяет сформировать умения и навыки принятия грамотных экономических решений в процессе профессиональной деятельности, способствуют лучшему усвоению учебного материала по дисциплине.

На лабораторно-компьютерный практикум группа делится на подгруппы. На сервере в папку Практические работы помещены методические указания по выполнению работ. При выполнении практикума изначально заложена активная роль студента. Практикум эффективен для творческого развития студентов. Студент может самостоятельно открывать новые задания, выполнять их, при желании формулировать в адрес преподавателя вопросы, обращаться к нему с просьбами, сомнениями, возражениями, поддерживать диалог. Задания могут выполняться каждым студентом индивидуально или группой из двух-трех человек. Итогом выполнения задания является сама работа либо в программе Excel, либо в программе 1С:Бухгалтерия, либо в программе Консультант Плюс и т.д. и файл-отчет, составляемый либо по указанному в задании образцу, либо в свободной форме. В этом случае создание отчета (в программе Word) само по себе является творческим заданием. Отчеты и работы студента хранятся в папке его курса и группы. Студент просматривает результаты проверки выполненных заданий, знакомится с отзывами преподавателя, его замечаниями, полученными оценками.

Судить о том, как формируются профессиональные качества можно по диаграмме успешности, которая автоматически строится по результатам проверки учебных заданий, выполненных студентами. Этим обеспечивается эффективная обратная связь в образовательном процессе.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Обучающе-контролирующая программа “СГУ-TeachPro ТМ 1С:Бухгалтерия” предназначена для текущей и тематической проверки знаний и умений студентов. Она содействует фронтальной проверке, оперативному получению информации о степени усвоения определенной части учебного материала, активизации умственной деятельности каждого студента, способствует накопляемости оценок, дает возможность проследить в динамике успеваемость каждого студента, соотнести результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями обучаемого.

С помощью программы “Экзаменатор” можно проводить обучение и проведение экзаменов, контрольных и тестовых работ в любых учебных заведениях. Программа имеет возможность заполнения данными по любым изучаемым дисциплинам. В качестве вопроса может использоваться текст или графическое изображение (например, если нужно изобразить сложные формулы или схемы). Количество тестов и вопросов в тесте не ограничено. “Экзаменатор” используется для проведения тестирования в компьютерном классе с использованием локальной сети. При этом преподаватель со своего рабочего места может управлять процессом тестирования и видеть его результаты. В программе ведется база данных пользователей (тестируемых) и их результатов. “Экзаменатор” состоит из двух частей: программы тестирования и программы преподавателя. Эти программы могут находиться на одном компьютере или на разных компьютерах в локальной сети. Запустить программу преподавателя может только человек, который знает пароль преподавателя. Компьютерное тестирование протекает в диалоге компьютер-испытуемый.

Программа тестирования выполняет следующие функции:

Использование обучающе - контролирующих, тестирующих программ в процессе обучения выполняет ряд функций: контролирующую, обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую и воспитывающую. При помощи контролирующей функции выявляется исходный уровень дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, определяется глубина усвоения, устанавливается эффективность используемых преподавателем технологий обучения. Обучающая функция заключается в обобщении и систематизации знаний. Диагностическая функция состоит в получении информации об ошибках, пробелах в знаниях студентов. Прогностическая функция служит получению опережающей информации.

Общение преподавателя и студента при данной технологии обучения дополняет традиционные формы обучения. Преподаватель проводит все занятия по своей дисциплине в данном компьютерном классе, постоянно использует в общении со студентами ресурсы электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК), студенты имеют возможность свободного посещения использования ресурсов ЭУМК для общения и поддержания обучающего диалога.

Компьютерные технологии обучения в педагогике появились с появлением промышленных компьютеров в образовательных учреждениях. Первой обучающей системой на основе мощной ЭВМ фирмы Control Data Corporation была система Plato, разработанная в США в конце 1950-х гг., которая развивалась в течение 20 лет. Массовым создание и использование обучающих программ стало с начала 1980-х гг. с появлением и широким распространением персональных компьютеров. С тех пор применение ЭВМ для математических расчетов было оттеснено на второй план, а основным их применением стали образовательные функции и обработка текстов и графики.

С появлением примеров программ компьютерного обучения к их созданию приступило огромное количество педагогов, в основном специалистов по техническим наукам. В разрабатываемых программах реализовывался практический опыт преподавания конкретных дисциплин с помощью персональных компьютеров. В силу того, что педагоги-теоретики долгое время не принимали участие в разработке принципов этого нового направления в обучении, до сих пор нет общепризнанной психолого- педагогической теории компьютерного обучения. Таким образом, компьютерные обучающие программы создаются и применяются без необходимого учета принципов и закономерностей обучения.

Возможности компьютерных обучающих систем

Современный персональный компьютер может находить применение в обучении практически всем обучающим дисциплинам.

Возможности персонального компьютера в обучающей деятельности состоят в:

  • интерактивном (диалоговом) режиме работы;
  • «персональности» (небольшие размеры и доступная стоимость, которые позволяют обеспечить компьютерами учебный класс);
  • высоких графических и иллюстративных возможностей;
  • простоте управления;
  • легкость регистрации и хранения информации о процессе обучения учащегося;
  • возможность копирования и размножения обучающих программ.

При использовании персонального компьютера в качестве обучающего средства, его технические возможности:

  • активизируют учебный процесс;
  • индивидуализируют обучение;
  • смещают акценты от теоретических знаний к практическим;
  • повышают наглядность в предъявлении материала;
  • повышают интерес учеников к обучению.

Диалоговый характер работы компьютера и его персональность позволяет активизировать обучение. При традиционном классном обучении на уроке активно работает 20–30% учащихся. При обучении в компьютерном классе работа с компьютерной обучающей программой стимулирует учеников к деятельности и позволяет контролировать ее результаты.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

При организации компьютерного обучения каждый ученик может выбирать подходящий для него темп обучения. Для более глубокого и тонкого учета индивидуальных особенностей учащихся разработаны компьютерные программы, с помощью которых ведется обучение – педагогические программные средства (ППС):

Между легким и сложным уровнем обучающая программа может учитывать более тонкое деление подготовленности учащихся.

Компьютерные обучающие системы (КОС) – это специально разработанные программные модули, которые применяются в образовательном процессе и предназначены для управления познавательной деятельностью обучаемого, формирования и совершенствования его профессиональных знаний, умений и навыков.

Виды компьютерных обучающих систем

Существуют следующие виды КОС:

Интерактивная обучающая система – это компьютерная программа, которая предназначена для обучения и проверки знаний обучаемого в диалоговом режиме с применением современных средств компьютерного дизайна и технологии мультимедиа.

Интерактивная обучающая система может работать в нескольких режимах:

  • Обучение – предоставляет учебно-теоретический материал, оснащенный рисунками, схемами и видеофрагментами. В конце каждого раздела размещаются контрольные вопросы.
  • Экзамен – режим проверки усвоения полученного материала, формирование оценки;
  • Помощь – сведения об обучающей системе;
  • Лектор – формирование преподавателем демонстрационного блока из рисунков, фотографий, видеофрагментов, которые входят в обучающую систему;
  • Статистика – вывод информации об успеваемости обучаемого при работе с обучающей системой.

Тренажер-имитатор – компьютерная обучающая программа, которая моделирует технологические ситуации при работе технологического оборудования и которые требуют управляющих воздействий персонала.

Тренажеры-имитаторы также могут работать в нескольких режимах:

  • Навыки работы – предназначен для обучения управлением имитируемым технологическим оборудованием. Сначала все действия выполняются Мастером, а затем предполагается их самостоятельное повторение.
  • Обучение – происходит управление технологическим оборудованием с целью приведения технологических параметров к нужному значению.
  • Экзамен – для выполнения тех же технологических задач, что и в режиме Обучение, но без помощи Мастера и с ограничением по времени.
  • Помощь – сведения о работе с тренажером-имитатором.
  • максимально приближены к реальной обстановке при использовании графического 3D-моделирования технологических объектов и полномасштабного математического моделирования всех физико-химических процессов;
  • дают возможность задавать и корректировать управляющие действия, контролировать все параметры по показаниям приборов на экранах дисплеев на технологической установке в лаборатории;
  • предоставляют возможность выполнять учебно-тренировочную задачу с помощью Мастера, подсказывающего следующее действие;
  • выполнение анализа действий ученика с выведением оценки каждого действия и протокола решения учебно-тренировочной задачи.

Обучающие-контролирующие системы и автоматизированные системы контроля знаний.

Интерактивная обучающая система и тренажер-имитатор обладают максимальной информативностью, которая позволяет достичь наибольшей эффективности преподавания материала. С их помощью можно организовывать обучение и осуществлять контроль за результатом использования.

Компьютерные обучающие системы стали обязательным компонентом учебного процесса, в связи с чем возникает все больше вопросов по их использованию. Особенно это касается краткосрочного обучения. Дистанционное обучение с помощью сетей Интранет и Интернет предоставляет учащимся использовать обучающие системы самостоятельно, при этом промежуточный и итоговый контроль за усвоением материала может проводится в традиционном очном режиме непосредственно на аудиторных занятиях с преподавателем.

Преимуществом использования компьютерных обучающих систем в учебном процессе является предоставление возможности оперативной переработки их содержимого, что соответствует высокому темпу технического прогресса и модернизации оборудования.

Читайте также: