Сколько стоила psp в 2008

Обновлено: 01.07.2024

На этот же раз, я хочу поговорить с вами о железе, а именно - про PSP. Казалось бы, что нового можно поведать про некогда безумно-популярный хендхелд, о котором и так написано огромное множество статей? Все очень просто! В интернете есть масса материалов и FAQ, которые рассказывают о прошивках, эмуляторах, уходе и починке, но есть одно "но". Очень много информации представлено в разрозненном виде, некоторые темы нужно откапывать, и по-настоящему практически-ультимативных материалов почти нет.

Как говорится, если чего-то не сделали другие - сделай это сам. Почему бы не попробовать? Я хочу сконцентрироваться на полезной информации, которая может пригодиться владельцу PSP или тому, кто только задумывается о ее приобретении. Зачем консоль может понадобиться сегодня и как быть, если вам захотелось обзавестись этой замечательной портативкой в личное пользование. Какой модели отдать предпочтение, и что стоит знать ее владельцу. Давайте разбираться.

Платформа: PlayStation Portable (PSP)

Формфактор: Портативная игровая консоль

Поколение: Седьмое

Год: 2004

Чем интересна сейчас: официальные игры, эмуляция консолей, homebrew

PlayStation Portable завоевала большую популярность на рынке портативных консолей, несмотря на явное господство Nintendo. Для этого Sony пошли достаточно банальным, но действенным путем. Если Nintendo была неким новатором на рынке (начиная от Nintendo Game & Watch и заканчивая DS линейкой, а теперь уже и Switch), то Sony решила выпустить портативную смесь своих популярнейших стационарных систем (PS1 и PS2), приправленную современными мультимедийными функциями, что оказалось очень действенным вариантом. К сожалению, им не удалось удержаться на этой части консольного рынка, и PS Vita не смогла повторить успех предшественницы.

Несмотря на почтенный возраст, PSP имеет определенную популярность и сейчас, предоставляя массу любопытнейших возможностей, о которых мы и поговорим в статье. Окунаться в историю консоли мы не будем, а сосредоточимся на практической части. Тем более, на DTF уже есть отличная статья о PSP, в которой и затрагивается тема ее истории.

Впервые о PSP было объявлено на Е3 2003 года, а сама консоль была представлена публике на пресс-конференции Sony Е3 2004. Продаваться консоль, естественно, начала сперва на родине - в Японии. В 2005 же году она переступила границы и ушла за большую воду. Даже в России, приставка пользовалась немалой популярностью. Да, она была не самым дешевым "ништяком" для российского ребенка того времени, но все равно весьма часто попадалась на глаза то тут, то там. У нас консоли почти всегда "прошивались" после покупки, чтобы владельцу не было надобности покупать лицензионные UMD диски, ибо все равно сказывалась нехватка денег, да и ассортимент игр в РФ был не сказать что бы большой. Игровая линейка консоли была разнообразна и могла привлечь почти любого геймера, будь он любителем гоночных игр и платформеров или хадкорным фанатом всевозможных RPG. У меня самого, в то время этой консоли не было, но были два друга, которые обладали "шитыми" PSP. У одного, в итоге, я и выкупил консоль, которая теперь занимает почетное место в моей коллекции.

Собственно, почему было решено затронуть эту тему в цикле? Совсем недавно, мой очень хороший друг загорелся мыслью о покупке PlayStation Portable, и я вызвался помочь ему с выбором и покупкой. В итоге поисков, мы нашли несколько любопытных вариантов, и пару дней спустя, он стал счастливым обладателем PSP-3008 модели. После покупки мы с ним встретились, и я начал рассказывать все, что знаю об этой консоли.

Оказалось, что интересного можно рассказать очень много, а в устной речи я с легкостью растекаюсь мыслью по древу. Поэтому было решено собрать все знания, которые мне известны, чтобы сделать эдакий Ultimate-FAQ для людей, которые задумываются о покупке этой маленькой, но великой портативки. Само собой, некоторые мысли в тексте являются ИМХО и я не претендую на то, чтобы мое личное мнение было истиной в последней инстанции, когда дело касается субьективщины, а не фактики.

Какую модель стоит выбрать, как получить максимум комфорта от использования и какими приложениями стоит пользоваться. Повествование я буду вести в последовательном порядке. Допустим, у вас появилось желание, но вы не знаете с чего начать? Надеюсь, я смогу помочь.

Парк моделей в линейке PlayStation Portable весьма обширный. Ревизий приставки вышло много, но запутаться среди них весьма трудно. Я не буду перечислять все-все различия, ибо некоторые для нас с вами не будут слишком важны. Давайте рассмотрим каждую модель по-отдельности, и сделаем определенные выводы.

Самая первая ревизия, вальяжно гулявшая на рынке с 2004 по 2007 год. Представляет из себя крепкого середняка на фоне остальных версий. Кому-то может понравиться более эргономичная форма корпуса, выраженная в утолщенных краях приставки, будто имитирующих "рожки" Dualshock. Кого-то привлечет большая увесистость и внушительность конструкции. Но, на данный момент, она пусть и не представляет нулевую ценность, все равно ощутимо проигрывает 2000 и 3000 моделям на мой личный взгляд. И вот почему.

Результат сравнения PSP-1000 с последовательницами можно охарактеризовать фразой, "I'm you, but better!", это и правда так. "Фатка" является первой PSP в линейке, и Sony не собирались ухудшать формулу в последующих ревизиях. Такая тенденция сохранялась вплоть до появления PSP-Street.

В плане функционала, PSP-Fat отличается от остальных ревизий наличием ИК-порта, который позволял использовать консоль в качестве пульта дистанционного управления электронной техникой. Остальные особенности для современного юзера станут скорее недостатками, чем простыми особенностями. Самым большим минусом тысячной модели я могу назвать то, что у PSP-Fat оперативной памяти 32 мегабайта, что в два раза меньше, чем у последующих ревизий. В следующих моделях это было сделано для того, чтобы снять нагрузку с UMD привода консоли, что в теории продлевало срок его службы. В плане производительности, в играх это не делает "фатку" слабее в сравнении с последующими моделями. Но в теории, это накладывает ограничения на использование сторонних программ, которые могут пользоваться увеличенным объемом ОЗУ. Например, при эмуляции игровых автоматов оперативной памяти может не хватить, ибо ROM-ы игр обычно загружаются в нее, и с некоторыми придется шаманить, чтобы их было возможно запустить на PSP-Fat.

Также стоит отметить весьма важный момент против покупки этой ревизии, который лично для меня является основным. Поскольку PSP - не стационарная консоль, которую поставил на полку и забыл, то она сильнее подвержена износу при эксплуатации. Это значит, что на вторичном рынке найти PSP этой ревизии в хорошем состоянии сложнее, чем 2000 или 3000 модели. На данный момент она представляет несколько сомнительную ценность в качестве основной консоли, и лично я взял бы "фатку" только как дополнительную PSP в коллекцию.

Итак, давайте подведем промежуточные итоги и перечислим основные особенности PSP-1000(Fat):

Сейчас модно делать опросы, насколько вы хотите купить консоль, и непременно присутствует вариант ответа «слишком дорого». Но так ли это? С одной стороны, все мы помним как Sony в 2006 году презентовала консоль за 600 баксов, и предложила тем кто не может ее купить найти вторую работу. С другой стороны, не так много консолей на старте продавались за 500$ и дороже. И сейчас, когда новое поколение на пороге, все задумываются, а не дороговато ли, покупать консоль за такую цену?


Потребовались месяцы игры в кошки-мышки с Sony, но Microsoft наконец приподняла занавес над сценой своих новых консолей. Xbox Series X, монстр, мощностью 12 терафлопс и в дизайне холодильника доктора Зло, будет стоить 499$, а бездисковая версия консоли под именем Xbox Series S, которая была анонсирована в тот же момент, что и цена на нее, будет стоить 299$. Стоит отметить, что Xbox Series S будет значительно слабее Series X в плане производительности… Обе консоли появятся в продаже 10 ноября.

Само собой, цена может стать как неплохим подспорьем при запуске консоли, так и огромным провалом. Вышеупомянутая ситуация с Sony стала мемом с ценой на PS3 в 599$. (По правде говоря, только консоль с 60GB жестким диском стоила 599$, версия с 20GB стоила на 100$ дешевле.) Семь лет спустя эта компания порвала рынок, выпустив PS4 по цене 399$, что было дешевле консоли от прямого конкурента на 100$. PS4 стала консолью, которая быстрее всех конкурентов достигла продаж в 100 миллионов штук.

Итак, как же соотносятся цены на новинки от Microsoft c остальными консолями? Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили цены на все домашние консоли большой тройки, начиная с оригинального Xbox и первой Playstation, ну и конечно Nintendo Entertainment System, куда же без нее.

Во первых, несколько основных правил: кроме самих цен при запуске консолей, мы также укажем цены с учетом инфляции, округленные до одного доллара. (Исходя из этого, Xbox Series X дешевле Xbox One и Xbox 360.) Была мысль указывать цены в рублях, но так как часть консолей в России официально не продавались, было решено использовать доллары. Для большей ясности мы использовали дату выхода консоли в Северной Америке в стандартной комплектации, никаких бандлов, если только консоль изначально не продавалась в комплекте с игрой или дополнительным геймпадом. Также мы учитывали размер встроенного жесткого диска, так как это в значительной мере влияло на цену. К примеру продажи Xbox One S начались в августе 2016 года. Было три разных версии консоли, 500GB, 1TB и 2TB, все с разной ценой, 299$, 349$, 399$.

Ну что ж, начнем.


Консоли семейства Xbox
Название консолиЦена на стартеЦена с учетом инфляции
Xbox (2001)
299$438$
Xbox 360 (2005)
399$529$
Xbox 360 Arcade (2007)
279$349$
Xbox 360 Elite (2007)
479$599$
Xbox 360 S 4GB (2010)
199$236$
Xbox 360 2 250GB (2010)
299$355$
Xbox One (2013)
499$555$
Xbox One S (2016)
299$323$
Xbox One S 1TB (2016)
349$377$
Xbox One S 2TB (2016)
399$431$
Xbox One X (2017)
499$527$
Xbox Series S (2020)
299$299$
Xbox Series X (2020)
499$499$

Консоли семейства PlayStation
Название консолиЦена на стартеЦена с учетом инфляции
PlayStation (1995)299$508$
PS2 (2000)
299$450$
PS3 20GB (2006)
499$641$
PS3 60GB (2006)
599$770$
PS3 Slim 120GB (2009)
299$361$
PS3 Slim 160GB (2010)
299$355$
PS3 Slim 320GB (2010)
399$474$
PS3 Super Slim (2012)
269$304$
PS4 (2013)
399$444$
PS4 Pro (2016)
399$431$
PS4 Slim 500GB (2016)
299$321$
PS4 Slim 1TB (2017)
299$316$
PS5 Digital Edition (2020)399$399$
PS5 (2020)
499$499$

Консоли компании Nintendo
Название консолиЦена на стартеЦена с учетом инфляции
NES (1985)
129$*311$
SNES (1991)
199$379$
N64 (1996)
199$329$
GameCube (2001)
199$291$
Wii (2006)
249$320$
Wii U 8GB (2012)
299$337$
Wii U 32GB (2012)
349$394$
Switch (2017)
299$316$
Switch Lite (2019)
199$201$

*в комплекте с двумя геймпадами и игрой Super Mario Bros.

Как видно из этого списка, новые консоли от Sony и Microsoft далеко не самые дорогие приставки. У обоих конкурентов встречаются устройства подороже 500 долларов. И если Microsoft не слишком задирали планку, стараясь не выходить за 600 долларов, то у Sony аппетит был побольше, так как PS3 на старте стоила 770 долларов с учетом инфляции. И хоть Nintendo на первый взгляд стоит в стороне, предлагая потребителям дешевые устройства, но несмотря на это, с учетом инфляции, их приставки тоже изредка подбирались к рубежу в 400$.

Возвращаясь к началу, что бы ответили вы на вопрос «будете ли вы покупать консоль нового поколения на старте»? Поделитесь в комментариях.

Путь PlayStation Portable начался ​17 октября в 2004 году. Sony тогда анонсировала, что PSP будет запущена в Японии 12 декабря 2004 года. Запуск консоли прошёл успешно, с более чем 200 тыс. проданных приставок в первый день продаж. Различные цветовые вариации также продавались в тематических наборах, которые стоили больше, чем обычно. Непосредственно дизайн консоли рассекретили годом позже. До США, Европы и России консоль добралась лишь в 2005 году.

В то время (PSP) показала прорыв в портативном игровом процессе, став самой мощной карманной консолью на рынке. Nintendo была далеко позади по этому показателю, но именно она по продажам обошла Sony. В 2020 году частота процессора в 333 МГц может показаться смешной, но 16 лет назад она могла удивлять красивыми играми. PlayStation Portable вышла спустя три года после начала продаж PlayStation 2 и показывала лишь немногим худший уровень графики.

Более того, PSP стала ещё и отличным медиа устройством с возможностью выходить в интернет с помощью веб-браузера, а также слушать музыку, смотреть фильмы и даже использовать Skype. Да, сейчас всё это доступно в любом смартфоне, но то были времена кнопочных телефонов с крошечными дисплейчиками. PSP же была укомплектована огромным по тем временам 4.3-дюймовым экраном. ​

По причине неплохой цены в 250 баксов на старте, PSP стала успешной консолью, просуществовавшей на рынке вплоть до 2014 года с продажами в 80 миллионов штук. За весь жизненный цикл было выпущено пять версий портативных консолей от Sony. Для многих, эта портативная консоль детства, в том числе и для автора статьи.


Почему PlayStation Portable (PSP) актуально по сей день? Все куда проще, чем кажется. Игровые разработчики активно поддерживали консоль, поэтому она обзавелась сотней отличных игр.

Почему смартфоны — это будущее и как это связано с PlayStation Portable? Спустя время, после прихода смартфонов на игровой рынок PlayStation Portable начала постепенно умирать в игровом пространстве. Смартфоны очень сильно продвинулись за последние 10 лет и PlayStation Portable ушла в закат. Сейчас же, благодаря смартфонам. Вы можете опробовать многие игры из коллекции (PSP) с помощью эмулятора «PPSSPP».

Нету денег, есть PPSSPP - это эмулятор PSP, написанный на C++. Он способен оптимизировать инструкции от процессора PSP для процессоров на архитектурах x86, x64 и ARM, используя рекомпиляторы JIT (dynarecs). PPSSPP может работать как на низко производительных устройствах, так и на более сильных ARM телефонах и планшетах, которые поддерживают OpenGL ES 2.0. Простым языком, скачали через приложение Google Play или же IOS, нашли в интернете нужную вам игру, скачали и запустили. Советую опробовать PPSSPP на телефоне, ибо есть конечно же и ПК, но управление будет куда проще с телефона. Ну тут выбор за вами.


Вот, пожалуй, и всё, о чём я хотел рассказать. На самом деле, даже не ожидал, что напишу об этом, но PSP действительно этого заслуживает. Одни из лучших моментов в моей жизни, связанных с видеоиграми, я пережил благодаря именно этой консоли.

Если вы активно следите за игровым миром, то могли заметить, что тема PSP сейчас на подъёме. Я постараюсь не лить воду и затронуть самые сильные и слабые стороны покупки консоли.

Длиннопост, будьте готовы. Поехали!

Почему тебе стоит купить PSP (или не стоит) Sony PSP, Ppsspp, Консоли, Длиннопост

Сразу скажу, что купил я её не ради ностальгии, мне 20 и большую часть своего игрового опыта я обрёл не на консолях и даже не на ПК, а на телефонах и впоследствии смартфонах.

И так, мы только что отсекли один из основных факторов покупки консоли.

Что может предложить эта портативка?

С 2004 и по конец 00-х она могла предложить очень многое - ведь с её помощью можно было слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги, ходить в интернет (не на всех версиях) и, в конце концов, играть.

На 2020 год она может предложить только игры, ведь всё остальное с лихвой перекрывает любой смартфон. Да, 15 лет - большой срок.

Чем привлекает PSP в сравнении с играми на смартфоне?

Сразу разберёмся с графикой - несмотря на крайне низкое по современным меркам разрешение дисплея, консоль способна выдавать весьма недурную картинку, которая неплохо смотрится на 4.3" дисплее. Если играть через эмулятор ppsspp с хорошим апскейлом картинки, видно что графика уровня игр 2012-13 года на смартфоне.

Управление - У PSP не самый удобный аналоговый стик, зато с остальными кнопками и триггерами полный порядок - играть в большинство игр очень удобно, физические кнопки рулят - сразу вспоминаются любители мобильного PUBG и их пятипальцевый метод игры на смартфоне. Выглядит это больно.

Глубина проработки игр - Большинство ААА-проектов на PSP, это полноценные консольные игры, лишь слегка урезанные по сравнению большими консолями PS2 и PS3.

Лично мне консоль продала Gran Turismo, которую я поиграл на эмуляторе. Такого количества авто, отличной физики и челленджа я не нашёл для себя ни в одной игре на смартфоне.

Почему тебе стоит купить PSP (или не стоит) Sony PSP, Ppsspp, Консоли, Длиннопост

Прохождение большинства крупных тайтлов занимает более 10 часов, при этом зачастую мы имеем хороший сюжет, разнообразие геймплейных механик и главное, никакого доната, рекламы и безумного гринда. Ничто не будет отвлекать вас от игры.

Эксклюзивы - это консоль, а это значит, что у не должны быть эксклюзивы:)

Несколько игр серий God Of War, Metal Gear Solid, The 3rd Birthday, Patapon - только ради них уже стоит купить приставку.

Почему тебе стоит купить PSP (или не стоит) Sony PSP, Ppsspp, Консоли, Длиннопост

Эмуляторы - Если вы уже прошли всё самое интересное на PSP и питаете любовь к классике - к вашим услугам с десяток эмуляторов консолей, начиная с NES и заканчивая официально-поддерживаемыми играми от PS1. Благодаря полноценному геймпаду, играть будет очень комфортно.

Подведём итоги

Основные плюсы PSP:

- Огромная библиотека качественных игр

-это отдельное устройство конкретно для игр - вы не разряжаете аккумулятор смартфона, не забиваете его память

Как бонус - можно собрать свою коллекцию коробок с играми и поставить а полочку - будут греть душу и дополнять интерьер:)

Основные минусы:

-Экран. Фактически, минус только один, но очень весомый - разрешение в 480*272 точки крайне низкое в современных реалиях, ещё и диагональ в 4.3" уже кажется маленькой после современных огромных смартфонов. В качестве примера приведу скриншот из шикарной Little Big Planet, которая на мой взгляд была неудачно пересена на PSP - разрешения экрана откровенно не хватает, и Сакбой превращается в месиво из пикселей. Большинство игр выглядят адекватно, этот пример хорошо отрезвляет.

Почему тебе стоит купить PSP (или не стоит) Sony PSP, Ppsspp, Консоли, Длиннопост

Альтернативы PSP

Если хочется поиграть в игры от PSP в портативе, у вас есть 2 варианта:

PS Vita - идеальный вариант, т.к. кроме библиотеки своих игр умеет запускать игры от PSP, к тому же с слегка потянутым качеством изображения. Удобно играть, в некоторых играх патчами можно прикрутить работу второго стика. Минусы - эмулятор есть эмулятор, некоторые игры не работают или имеют проблемы.

Самый очевидный вариант - это купить джойстик к вашему смартфону.

Да, через PPSSPP хорошо работают многие популярные игры, с помощью апскейла можно сделать картинку весьма и весьма чёткой и приятной. Однако на этом плюсы заканчиваются.

Минусов же прилично - В первую очередь, если хотите хорошую картинку - вам нужен довольно мощный смартфон. Если не хотите мириться с мылом, будьте готовы к нагреву и разряду батареи. Так же может быть критичным момент с памятью - игры весят в среднем по 800-1200 мб, десяток игрушек на 32-гигабайтном бюджетном смартфоне хранить будет неудобно.Но основной проблемой я бы назвал выбор джойстика и взаимодействие с ним - можно промахнуться с выбором и поиметь проблем с высоким input lag`ом, и тогда впечатления от игры будут сильно подпорчены. К тому же хороший джойстик стоит в районе 2-3к, когда как сама PSP в нормальном состоянии и с каким-никаким комплектом стартует от 2к и до 4к рублей.

И напоследок - подумайте, найдёте ли вы вообще время играть в старую-добрую ЗЫЗу? Ведь это старая портативная консоль, которая уже смело переходит в разряд ретро - в век ютуба, мессенджеров и пикабу, отжирающих всё свободное время, захотите ли вы играть в игры с несколько устаревшими механиками и плохим разрешением,когда можно запустить казуалку на смартфоне, а вечером поиграть на ПК? Ретро - это путь не для каждого.

Sony PSP — приятный артефакт для коллекционирования. Уже достаточно древний, но вполне доступный и недорогой. Есть разные варианты исполнения самой консоли, много аксессуаров, которые еще можно найти новыми в упаковке. Приятный дизайн, множество фич, большой простор для модификации. Для многих именно PSP стала первым мобильным устройством, но не для меня: в середине нулевых, когда консоль появилась в продаже, я пользовался обычными карманными компьютерами.


Это еще и достаточно беспроблемное ретро. Именно на PSP компания Sony впервые отрабатывала методы цифровой дистрибуции игр. Как и на других древних устройствах, интернет (и магазин Sony) на PSP со временем работать перестал. Зато прекрасно живет изначальный метод офлайнового распространения на дисках. А это вообще интересно: помимо прочего, на Playstation Portable была сделана одна из последних попыток продвинуть в массы очередной проприетарный оптический носитель. Неудачная, конечно же, зато пользоваться просто: добываешь игры или фильмы на дисках UMD, вставляешь, работает! Не надо копаться в битых ссылках и веб-архиве. PSP хороша как во взломанном виде, так и в правильно-легитимном.

Есть одна проблема: я не то чтобы большой фанат игр. Поэтому данный обзор посвящен больше железу, что наверное не очень правильно. Впрочем, игровой план у меня тоже был: пройти на аутентичном железе бест-селлеры для PSP, игры вселенной GTA, Vice City и Liberty City Stories. Делюсь запоздалыми впечатлениями.

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

Playstation Portable была выпущена в самый подходящий для этого момент: когда технологии уже достаточно развились для создания мощной портативной консоли, но еще нет смартфонов, казуальных игр, быстрого интернета и прочих явлений второго десятилетия двадцать первого века. PSP задала параметры переносного игрового устройства, которые используются до сих пор, в устройствах типа Nintendo Switch или недавно анонсированной консоли Steam Deck, во множестве китайских портативных ПК с джойстиками. Тогдашний конкурент PSP — Nintendo DS — хоть и был более успешным «в штуках», имел свою уникальную конструкцию с двумя экранами, которая до наших времен не дожила. Говоря о смартфонах, нельзя не вспомнить этого странного конкурента PSP, Nokia N-Gage:


Это была комбинация из не очень удобного смартфона и довольно странной игровой консоли с вертикальным экраном, которая вообще не взлетела по сравнению со своими основными конкурентами — Sony PSP, Nintendo Game Boy Advance SP и DS. Из всех конкурентов PSP имела самое производительное железо, как было принято в те времена, полностью кастомизированное. Два процессора с архитектурой MIPS32 с частотой до 333 Мгц (против 67 Мгц для основного ARM-based CPU в Nintendo DS), 32 мегабайта памяти на старте продаж. В комплект к играм были добавлены обширные мультимедийные и сетевые возможности — воспроизведение видео с аппаратным декодированием, музыкальный плеер, интернет через Wi-Fi со встроенным браузером. Даже в стоковом виде это был не только игровой девайс, а уж с Homebrew-софтом и подавно.

PSP поступила в продажу в Японии в конце 2004 года, в США и Европе — соответственно весной и осенью 2005 года. Ближайшим аналогом PSP из моей коллекции устройств является КПК iPaq hx4700, также выпущенный в 2004 году, штука куда более производительная и дорогая, но с общими мотивами: Wi-Fi, мультимедийные фичи, большой экран. Стоил такой КПК на старте продаж 600 долларов, а PSP продавалась за 250. Экономика игровой консоли позволяла выставить куда более привлекательную цену на железо, в надежде отбить затраты на относительно дорогих играх.


Свою первую PSP я покупаю как обычно вовремя. Осенью 2020 года я навещаю родной город, слегка скучаю без своей обширной коллекции артефактов и решаю пополнить ее чем-нибудь нетяжелым, чтобы без проблем поместилось в чемодан. PSP первого поколения мне продает школьник, ему кажется столько же лет, сколько устройству. Цена за потрепанную жизнью, но бодрую консоль, со свежей батарейкой и приличным набором игр — 5000 рублей. Любой другой 15-летний девайс я бы долго настраивал: сразу возникли бы проблемы с синхронизацией с современным ПК, пришлось бы добывать карт-ридер, искать информацию на форумах. Игровая консоль — вещь в себе. Ввел дату и время, вставил диск с игрой, и вперед. По сравнению с моими более древними артефактами, требующими определенных археологических раскопок, PSP — удобное ретро.


Впрочем на этом я не останавливаюсь, и чуть позже покупаю консоль PSP-2000, модель второго поколения. По сравнению с первой версией (известной как PSP Fat) эта (логично именуемая PSP Slim) стала тоньше и легче, а также чуть производительнее. Выпущенная в 2007 ревизия имеет 64 мегабайта оперативной памяти, что позитивно сказывается на времени загрузки игрового контента с дисков UMD.


Следующий артефакт: консоль третьего поколения, PSP-3000. Приобретена в хорошем состоянии, но без батареи и аксессуаров, выбрана из-за приятного синего цвета корпуса. В этой ревизии 2008 года интересен более яркий дисплей, который, впрочем, имеет достаточно неприятную особенность — заметные артефакты чересстрочного отображения картинки.


Еще две ревизии PSP я не стал покупать. Это со всех сторон удешевленная версия PSP-E1000 (она же PSP Street), лишенная Wi-Fi, но с интересным черным корпусом в матовом исполнении. И PSP Go, финальная версия PSP 2009 года, в совершенно другом форм-факторе, без привода UMD (соответственно, только с цифровой дистрибуцией игр). И, на мой взгляд, с не самым удобным расположением управляющих элементов а-ля смартфон с раздвижным корпусом. Оригинальная PSP крупнее, и потому удобнее.

Аксессуары

Аксессуаров для PSP было выпущено невероятное количество, как оригинальных от Sony, так и сторонних. Пяток интересных допов добыл и я. Это спорная док-станция для PSP, удобная штука, но с ужасными неотключаемыми синими светодиодами. Новый в упаковке чехол Logitech:


Это тонкий, но очень крепкий кейс для консоли и дисков, позволяющий отбиваться от других желающих поиграть без последствий для приставки.


Кабель для подключения консоли к ТВ через компонентный выход. Через DVD-рекордер, конвертирующий компонентный сигнал в композитный, я смог подключить PSP (второго или третьего поколения) к моему телевизору-микроволновке. На верхнем торце у PSP есть слот для аппаратных расширений. Таких у меня два. Камера PSP-450x с разрешением 320x240, которая поставлялась с одной из ранних AR-игр Invizimals:


И GPS-модуль с картами дорог Западной Европы на UMD:


В машине комбинация из немаленькой PSP с модулем расширения выглядит… оригинально:


Пожалуй это самый непрактичный аксессуар, как и любой другой древний навигатор: тяжело, неудобно, и нет дорог, построенных за последние 15 лет.

Аппаратный Моддинг
Железных модификаций для PSP придумано много, от простой установки батареи потолще до прикручивания более качественного аналогового стика от PS Vita. Есть одна модификация, которую я обязательно хотел попробовать: замена дисплея на оригинальной PSP Fat на экран получше.


Экраны доступны на Алиэкспресс, и кажется они изначально предназначены для какого-то другого устройства, в комплекте с дисплеем прикладывается переходник на шлейф другой конфигурации. Для установки дисплея PSP придется разобрать почти полностью. Все достаточно просто, но нужен паяльник — закоротить перемычку для правильной работы подсветки. Картинка хоть и не приближает PSP к возможностям современных OLED-дисплеев, но становится значительно лучше. В моем случае на одной из двух PSP-1000 дисплей не взлетел — он работал, но изображение было сдвинуто на несколько пикселей вверх. Проблема присутствовала на европейской версии приставки. На той, что официально продавалась в России, все хорошо.


Сверху — модифицированный IPS-дисплей, снизу — сток. Из-за дисплея, а так же из-за более ухватистого толстого корпуса я регулярно использую самую первую ревизию PSP. Мне также попадались интересные моды с установкой большого (5000 мАч) аккумулятора путем удаления оптического привода UMD. А вот на это я пойти не мог: диски UMD стали одним из основных поводов добавить PSP в коллекцию.

Минидиск 2.0

Universal Media Disk — это такая традиционная попытка Sony принести на рынок носитель данных и сделать его стандартным. Из всех многочисленных носителей, разработанных Sony, абсолютный успех произошел, наверное, только у двух: у компакт-диска (созданного совместно с Philips) и у 3,5-дюймовой дискеты. Жизнь многих других форматов можно описать словами от «умеренный успех» до «полный провал». UMD относится скорее к первой категории. С одной стороны, эти диски использовались только в PSP и нигде больше. Так и не появилось возможности записи на этот носитель в домашних условиях. С другой — UMD успешно решил задачу защиты игр, пиратские диски этого формата не выпускал никто. Наконец, для достаточно объемных 3D-игр и фильмов с приличным качеством в начале нулевых оптический носитель действительно был необходим: цифровая дистрибуция еще не была развита, а игры на картах памяти получились бы золотыми.


В конце 2003 года максимальный объем карт Compact Flash составлял 4 гигабайта. Карта Memory Stick Pro объемом 512 мегабайт тогда же стоила 300 долларов (445 с учетом инфляции). UMD можно было штамповать с копеечной себестоимостью, а объем составлял 900 мегабайт в однослойном исполнении и 1800 в двуслойном. Этот формат имеет что-то общее с моим любимым проприетарным носителем Sony — минидиском:


Диаметр диска одинаковый — 64 миллиметра. Конструкция UMD упрощена, пропала защитная металлическая шторка (в оригинальной спецификации ее наличие предусматривалось). Технически это разные форматы. Минидиск — магнитооптический перезаписываемый носитель. UMD предназначен только для чтения, а по параметрам является близким родственником DVD. UMD прежде всего использовался для дистрибуции игр, но не только. В конце нулевых для PSP можно было приобретать кино. Вместе с одной из приставок я покупаю представительную коллекцию фильмов на UMD:


Хотя емкость UMD меньше, чем у DVD, используется более эффективный кодек H.264. На круг получается примерно то же самое, а на мелком экране PSP — вообще идеально.


Не то, чтобы этот довесок к играм был популярен, тем более в нашей стране, где локализованных релизов кажется и вовсе не было. Импортированные из Европы фильмы попадались мне в московском магазине «Пурпурный легион». И тогда, и сейчас это очень странная покупка, но интересная: смотреть «Матрицу» на игровом портативе, с носителя, который больше нигде не использовался — такая особая ретродисциплина.


С выпуском новых модификаций PSP оптический привод для дисков UMD серьезно упрощался. Если в первом релизе есть кнопка выброса диска, направляющие и прочее, то уже в PSP Slim остается только пластиковая крышка.


Диск просто закидывается в отсек, и выравнивается относительно механизма чтения сам по себе, после закрытия.


В стране с распространенным софтовым пиратством дистрибуция на UMD представляла определенную проблему, которую хотелось решить. Но дело не только в желании добыть игры нахаляву. UMD — медленный носитель. Взлом PSP с переносом игровых данных на карту памяти в некоторых случаях ускоряет загрузку в несколько раз. Поговорим о взломе.

Джейлбрейк

Игровые устройства привлекают максимум внимания со стороны взломщиков. Мотивация у них разная, кто-то говорит о свободе использования железа, которым ты владеешь, а другие просто хотят бесплатно играть в платные игры. Можно сказать, что одни из самых сложных хаков были применены именно к игровым устройствам — овчинка стоит выделки. История взлома Sony PSP представляет собой типичную борьбу хакеров и вендора. Первые ищут новые уязвимости, позволяющие устанавливать на устройство кастомные прошивки, второй закрывает найденные уязвимости с помощью обновлений.

В какой-то момент был актуален интересный метод взлома Playstation Portable при помощи модифицированной батарейки. В терминах, принятых в сфере информационной безопасности, «эксплуатировалась встроенная в PSP система отладки, которая активировалась, если к устройству подключена батарейка с определенным серийным номером». Аппаратную дыру закрыли в версии PSP Slim, но регулярно обнаруживались иные методы взлома.

Купленная мной в России приставка была взломана предыдущим владельцем, и кажется это типичная ситуация в нашей стране. Модификация позволяет устанавливать стороннее программное обеспечение, а также запускать образы игр (в формате .iso) прямо с карты памяти. Образы можно создавать с помощью прошитой PSP — при подключении к компьютеру вставленный в привод диск UMD сразу виден как ISO-файл. Хотя я не стремился взламывать PSP — у меня достаточно официальных релизов на UMD, и хотелось получить аутентичный экспириенс с жужжащим диском — нельзя не отметить, что взломанная PSP удобнее невзломанной.


В PSP используется проприетарная карта памяти Memory Stick Pro, для которой, впрочем, придуманы переходники на обычные карты MicroSD. Карты памяти сейчас стоят куда дешевле, чем 15 лет назад, и я без проблем расширяю хранилище PSP до 128 гигабайт. Пробовал и карту на 256 ГБ, но при обращении к ней приставка ощутимо тормозила. В результате появляется возможность хранить прямо на приставке сотни игр, которые загружаются гораздо быстрее, чем при использовании оригинального UMD.


Больше всего из всего ассортимента homebrew-софта меня заинтересовали эмуляторы более древних консолей. В результате получается весьма удобная портативная ретро-приставка с удобным управлением.


Пара слов про игры

Мне кажется, предпочтение игр определенной эпохи формируется в юности — в школьные годы я играл в DOS-игры, и мне они до сих пор кажутся прекрасными. А кому то они же могут показаться слишком примитивными. Это я к тому, что PSP появилась в моей жизни поздновато, когда представления о прекрасном уже были сформированы. Где-то в 2006 году я одолжил приставку у знакомых, и как-то совсем не понял ее преимуществ. Особенно после игры в GTA Vice City на компьютере. Схожая по графике GTA Vice City Stories показалась жутко неудобной в управлении.

Если честно, она и до сих пор мне кажется такой: аналоговый джойстик в PSP оставляет желать лучшего, если сравнивать его, например, с PS Vita или Nintendo Switch. Но это только мое восприятие. Уверен, для многих Playstation Portable была и остается любимым девайсом всех времен. А что касается неудобного джойстика и отсутствующего второго стика для управления камерой, как это было сделано на стационарной Playstation 2… Скажу так: компьютерная игра — это вообще симуляция альтернативной вселенной, с неизбежными костылями в процессе. Все зависит от вашего желания эти сложности обходить, потому что сюжет игры интересный, графика классная, потому что все одноклассники играют или просто нравится. GTA на PSP я в итоге прошел, но очень хотелось переключиться на эмулятор — там удобнее.


В результате больше всего времени за последний год я потратил не на GTA, а на прекрасную игру LocoRoco, которая для PSP (и для меня) подходит идеально. Возможно потому, что управляется двумя кнопками, а аналоговый джойстик не требуется вообще.


Закончить текст хочется словами сожаления, что в мои школьные годы у меня не было такого портатива. Ух как я бы в него играл. Увы, в девяностые что-то типа Nintendo Game Boy я себе позволить не мог, и единственной «приставкой» на батарейках был вездесущий тетрис «9999 в 1». Поэтому из 2021 года я смотрю на PSP глазами уставшего взрослого, у которого и без PSP есть чем себя развлечь, только нет времени. Несмотря на это, мои впечатления позитивные, Playstation Portable легко оказалась в списке регулярно используемого ретрожелеза. Для середины нулевых это был выдающийся девайс, пусть и со своими особенностями типа свежепридуманного, но стремительно устаревающего оптического носителя.

Читайте также: