Смешарики рисованные или компьютерные

Обновлено: 07.07.2024

Сериал «Смешарики» выходит в эфир российских телеканалов с 2004 года: за это время у его героев появилась армия поклонников из детей и взрослых. Такой масштаб изначально не планировался — идея проекта возникла в тот момент, когда художник-постановщик Салават Шайхинуров просто нарисовал двух объевшихся зверей максимально округлой формы — синего зайца и рядом с ним ежика. Этим, по словам режиссера Дениса Чернова, заинтересовался Илья Попов, будущий продюсер «Смешариков», и попросил развить историю. Так два кружка – Крош и Ежик – выросли в огромную индустрию. Сериал и полнометражные фильмы готовит команда студии «Петербург». Всего в ней работают 150 человек, в том числе 8 режиссеров и около 50 аниматоров. Мультфильмы создают в цифровом формате с использованием технологий Flash, Toon Boom Studio и Maya. Для полнометражного приквела сериала «Смешарики. Начало» был образован специальный филиал, работающий с трёхмерной графикой – фильм был снят в формате 3D, и в нем персонажи впервые обрели объем.

Денис Чернов:

«Когда мы решили делать полный метр, у нас не было ни одного специалиста, знакомого с 3D графикой. Мы стали разрабатывать концепцию трехмерных Смешариков, пришлось пройти большой путь. Тогда и построили еще одну студию, на которой мы уже осваивали объемную технологию. Наш продюсер сказал, что мы будем еще делать все в стерео, то есть зрители будут в очках смотреть. Тут у меня появились мысли о веревке и мыле. Но мы путем проб и ошибок нащупали технологию, и у нас появились люди, которые занимались именно стереографией. Вообще, с объемным изображением очень опасно работать: например, вы делаете стерео очень корректным и не очень объемным, а через несколько сцен зритель к нему привыкает и перестает воспринимать его, ходя сидит в очках. Другая крайность – когда стерео сделано с перегибом, тогда объем сцены становится катастрофически большим, и у вас начинают страдать глазные мышцы. На втором фильме мы уже уверенно себя чувствовали и могли представлять, какой эффект будет от 3D ,и за счет этого выстраивать правильно сцены и композиции».

Сценарий мультфильма выглядит как текст с репликами и описанием действий. Он создается поэтапно: сначала заявка, потом более развернутый синопсис, наконец, поэпизодник. Потом прописываются диалоги и появляется окончательный сценарий. Когда сценарий готов, режиссер рисует раскадровку. Она выглядит как комикс: там есть нумерация сцен, склейки, композиции в кадре и диалоги героев. На раскадровку будет опираться все дальнейшее производство. Один из его этапов – сториматик, то есть расставленные по времени кадры, к которым добавлены шумы и голоса героев. По нему можно судить о длине каждой сцены и всего эпизода. Аниматор подключается, когда уже известны длина сцены и в нее подгружены все необходимые объекты. Их задача, например, оживлять эмоции. Все остальные эффекты – вроде шевеления листьев на деревьях – задаются как автоматические параметры. В 3D изображение сразу создается объемным в специальной программе. На этапе моделирования оно серое, а текстура и цвет добавляются потом. У мультипликатаров есть большое хранилище интерьеров из разных эпизодов – их не приходится создавать заново. Если чего-то не хватает, тогда заказывают изготовление нового объекта. У каждого из Смешариков свой характер. Они меняются, развиваются, растут и даже начинают диктовать правила игры своим создателям. За десять лет персонажи научились жить своей жизнью. У них было много воспитателей и очень хороший базис, который был заложен сценаристом Алексеем Лебедевым. Это задает высокую планку для новых персонажей, которые пополняют шарообразное семейство.

Денис Чернов:

«Это как с незнакомым человеком. Какое-то время вы к нему присматриваетесь, следите за его реакциями, предпочтениями, привычками. Со временем он становится для вас более понятным, может, даже станет вашим другом. Такая история произошла с нашими персонажами. Еще на стадии первых серий мы не могли знать, как именно они будут реагировать на внешние раздражители. Мы ставили их в определенные ситуации и смотрели на реакцию. Именно в этот момент происходит магия: кусочек пикселей не просто двигается, а начинает реагировать. Он живой».

Второй полный метр, «Смешарики. Легенда о Золотом Драконе», в прокат вышел 17 марта. Сюжет и атмосфера фильма напоминает классический приключенческий фильм в стиле киносаги об Индиане Джонсе. Сценарист фильма Дмитрий Яковенко рассказывает, что работа над картиной продолжалась почти четыре года.

Дмитрий Яковенко:

«Над сценарием работалось отвратительно (смеется), потому что соавторство с режиссером (сценарий написан совместно с Денисом Черновым — прим. ред.) – это всегда вызов. Режиссер мыслит образами, картинками, а сценарист должен все это запихать в жесткий формат драматургии. Хотя Денису надо отдать должное, он очень хорошо чувствует структуру сценария. Тема, которая была выбрана для второго фильма, с одной стороны, достаточно прозаична, но с другой – это крепкое жанровое кино, в котором действие не провисает ни на секунду. Мы вдохновлялись реальными путешествиями. Так, Денис однажды заблудился с женой в джунглях и бродил там почти пять часов. Но в конце концов все закончилось хорошо. Как, кстати, и в нашем фильме».

Как признаются авторы, образ нового героя приходит постепенно – как он будет выглядеть, как двигаться, как говорить: островитяне, например, к которым в фильме попадают Смешарики, сделаны хамелеонами.

Денис Чернов:

«Мы долго думали, кто же это может быть. Мы совещались между собой, обсуждали, спорили. А потом я увидел в офисе аквариум с хамелеоном. И тут мне сразу пришло решение – точно, это же хамелеоны! Когда ты рисуешь героя, в нем уже должны быть заложены и какая-то определенная осанка, и цвет. Например, в фильме заместитель вождя племени островитян-хамелеонов подозрительный, невеселый, поэтому и цвет у него не очень здоровый. Сразу понятно, что с ним что-то не так».

Дмитрий Яковенко:

«Всех персонажей мы изначально воспринимаем, как обычных людей. Придумывается характер, образ, а потом понимаешь, что за животное его воплотит. Правда, не всегда это совпадает с реальными повадками. Например, хамелеоны у нас нестандартные: если в природе они меланхоличные, то у нас они такие бодрые миньоны».

За вторыми «Смешариками» почти сразу появится третья часть, получившая пока подзаголовок «Дежавю». Ее премьера, как нас заверили, планируется на следующий год.

18 мая на КиноПоиске НD состоится премьера новых серий с любимыми героями. Художественный руководитель проекта Анатолий Прохоров дал эксклюзивное интервью порталу Teleprogramma.pro, в котором раскрыл технологию создания мультфильма.

«Сценарий обычно составляет 4-5 страничек»: как на самом деле создается мультфильм «Смешарики»

«Смешарики» возвращаются! 18 мая на КиноПоиске НD появятся новые серии с любимыми героями.

В преддверии премьеры журналисты Teleprogramma.pro взяли эксклюзивное интервью у художественного руководителя проекта «Смешарики», лауреата Государственной премии РФ Анатолия Валентиновича Прохорова. Мы узнали, как создается мультфильм от идеи до появления на экране.

О том, как рождается идея

Нюша.

Сценарий обычно составляет 4-5 страничек. У нас ведь, как известно, всего 6 минут. В сценарии очень важно попасть в атмосферу мира «Смешариков», почувствовать их взаимоотношения. Что может Крош, а чего Крош совсем не может? Каков Копатыч, а каким он вовсе не является?

Иногда наши сценаристы приносят нам откровения про героев. Так, Алексей Лебедев, примерно 12 лет тому назад, прислал сценарий «Танцор Диско», где выясняется, что Копатыч в молодости был знаменитым танцором. Кто бы мог подумать?!

О работе режиссера и технологии сториматик

Режиссеры в процессе работы.

Режиссеры. Фото: архив студии Смешариков.

Он начинал «Смешарики» и сделал первые 50 серий своими руками. Чернов превращал их в крохотные авторские фильмы, пародирующие взрослое кино. У нас, например, есть серии с названиями: «Полеты во сне и наяву», «Вишневый сад» и другие.

И под каждой сценой описано действие персонажей и реплики. Раньше раскадровка рисовалась на листах бумаги. На одном листе умещается около десятка таких кадров-картинок. Таких листов было около 50-60.

Сториматик – это раскадровка, перенесенная на компьютер, лента картинок с репликами, подписанными внизу.

В чем прелесть сториматика? В том, что мы сразу видим общее время фильма. У нас шесть минут. Режиссер в любой момент сториматика может отслеживать, сколько времени фильма у него осталось.

«Актеры потрясающе вжились в свои роли»

Студия звукозаписи.

Студия звукозаписи. Фото: архив студии «Смешариков».

Запись идет в несколько смен. Наш главный звукорежиссер Игорь Яковель записывает реплики всех актеров, которые присутствуют в эпизоде. На записи так же присутствует режиссер данной серии, который помогает актерам подобрать нужную интонацию.

Слова всех песен пишет поэт, актер и режиссер Сережа Васильев. А когда к нему присоединяется Марина Ланда, то они становятся композиторами всех «Смешариков».

В среднем, песня в мультике идет 1,5 минуты. Ее задача «захватить» действие перед клипом и перекинуть яркий, эмоциональный мостик к действию после клипа.

Сперва актеры записывают уже придуманную песню, а Сережа Васильев просто подыгрывает им на гитаре. После чего звукорежиссер убирает гитару из звуковой дорожки и на голос певцов накладывается очень сочная оркестровка, в фильме песню всегда исполняет оркестр. Но бывает, что это нежная скрипка или грохот литавр.

«Чтобы оживить несколько секунд мультика уходит до 7 дней»

Студия дизайна.

Студия дизайна. Работа над выбором цвета. Фото: личный архив студии.

Художник-аниматор делает весь мультипликат. Чтобы оживить несколько секунд мультика, уходит до 7 дней. Все зависит от сложности движений персонажа.

О заключительном этапе работы и киноляпах

Заключительный этап.

Заключительный этап. Просмотр готовой серии. Фото: личный архив «Смешариков».

О том, почему «Смешарики» вернулись в 2D формат

2D формат.

После развала советского союза, наше новообразовавшееся государство было не способно банально одеть и накормить своих граждан, что уж говорить о поддержке различных отраслей искусства.


В то время, как российский кинематограф всё же начал делать свои первые шаги благодаря авторским и низкобюджетным картинам, российскую мультипликацию ожидал только застой и кризис.


Из мультфильмов того времени можно вспомнить разве что «Братьев-пилотов» и «Незнайку на Луне», которые, несмотря на свою крутость, так и не смогли запустить мультипликационные конвейер в нашей стране.


К счастью в 2003-м году это сделали «Смешарики».


Своим успехом они показали всю перспективность данной отрасли, что вывело российскую мультипликацию без преувеличения на мировой уровень.


В конце 2011 года во вселенной Смешариков появился первый полнометражный фильм и по совместительству приквел мультсериала, под названием «Смешарики. Начало».


И сегодня я поведаю вам обо всех найденных мною отсылках и пасхалках, а также расскажу теорию о том, что на самом деле происходит в этой картине.

Отсылки и детали

Фильм носит название «Смешарики. Начало», что, учитывая супергеройскую составляющую картины, может быть отсылкой на фильм «Бетмен. Начало».


Для продвижения картины было создано несколько вирусных роликов для «YouTube», таких, как «Kikoriki: Angry Balls», отсылающая к популярной на то время мобильной игре «Angry Birds».

Видео «Kikoriki Combats», до мелочей копировало серию игр «Mortal Kombat».

В рекламирующим фильм новогоднем обращении Кроша, помимо очевидной пародии на новогодние обращения президента к стране, также присутствует фраза, отсылающая бывшему президенту российской федерации Борису Ельцину: «Я устал. Я ухожу».

Также фильм хотели рекламировать с помощью серии пародийных роликов на известные фильмы с участием смешариков. В результате вышел только один из них, где Ёжик и Нюша предстали в роли учеников школы чародейства и волшебства из серии фильмов о Гарри Поттере.



















Да уж, это пожалуй самый агрессивный маркетинг мультфильма что я когда либо видел. А теперь наконец перейдем к пасхалкам и отсылкам из самого фильма.

Найдя телевизор, смешарики натыкаются на шоу Люсьена, главного врага которого зовут дотор Калигари, чьё имя и образ были взяты из первого в мире фильма ужасов, «Кабинет доктора Калигари».



Миньонами доктора выступают черепахи в масках и с холодным оружием, которые являются отсылкой на всеми известных, черепашек ниндзя.



Сцена с потопленным во льдах лайнером отсылает нас к фильму «Титаник», отправившись на помощь к Люсьену, смешарики уже в живую сталкиваются с лайнером под названием «Титаник».




Во время начавшегося шторма, смешариков волной уносит в небо, где пародируется сцена из третьей матрицы.



После того, как смешарики приплыли к городу, всех за исключением Ёжика арестовывают. Сцена его пробуждения отсылает к мультфильму «Ёжик в тумане».



Также сход на пристань перед затоплением корабля напоминает подобную сцену из фильма «Пираты карибского моря».



В городе Ёжик знакомится со смотрителем музея Пином, в каморке которого можно заметить отсылки к его будущим изобретениям, таким, как робо-няня и самолёт из серии, подарившей нам песню «От винта».



Сбежав из карантина Бараш находит Люсьена на киностудии, в которой можно заметить отсылки на Статую Свободы и «Звёздные войны».



Один из грабителей музея, подставивших Ёжика и Пина, придя на телестудию говорит фразу: «Это мы удачно зашли», которая отсылает к культовой фразе Жоржа Милославского из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».


Устроившийся ведущим прогноза погоды Бараш, ведёт программу под музыку, напоминающую песню «Manchester et Liverpool», сопровождавшую прогноз погоды во время программы Время, ещё со времён СССР.

Теория

Разбирая фильм, я пришёл к шокирующему выводу. Смешарики мертвы! И сейчас я вам это докажу!

Крош, Ёжик, Бараш, Нюша, Кар-Карыч, Лосяш и Совунья – количество персонажей образует очень духовное число — семь, которое считается священным и часто упоминается в библии.


Живут же смешарики буквально в раю. У них есть дома, которые никто из них не смог бы самостоятельно построить, а также еда, которую никто из них не выращивал, они не работают и не знают проблем. Однозначно, что за обеспечением такого благополучия стоит некое Божество,


Оно то в один момент и повторяет ветхозаветный сюжет и преподносит запретный плод, в личине телевизора, демонстрируя скелетом прошлого его обладателя то, что поклонение ложным идолам влечет за собой лишь смерть.



Бараш был единственным, кто не сотворил себе кумира, посему Бог и не стал его изгонять. Осознав, что Божество не даст его друзьям вернуться в рай, Бараш, подобно Иисусу, совершает акт самопожертвования и отправляется вслед за ними на Землю.


За это, Бог оставит Барашу открытым путь домой подсвечивая его с помощью маяка.


По пути из мира мёртвых, смешарики встречают корабль под названием «Титаник».


Это бы могла быть просто отсылка, если бы за десять минут до этого фильм также отсылался к «Титанику», показывая, что и в данной вселенной произошла данная трагедия и это действительно тот самый «Титаник», который теперь плавает в загробном мире.


После того как с плота смешариков ветром сдуло парус, можно лицезреть образовавшийся крест, на котором специально акцентируется внимание.


После прибытия на землю, смешарики, ни с того ни с сего исполняют песню в жанре госпел, то есть духовную христианскую музыку.


Когда смешариков спрашивают откуда они, те лишь говорят, что приплыли с моря, подтверждая то, что места на котором они жили нет ни на одной карте, потому что оно вне этого мира.


При встрече Ёжик видит Копатыча, как божество, но вместо клишированного церковного пения играют похоронные мотивы органа, намекая на скорую смерть героя.


Только отрекшись от ложных идолов и спасши невинных, Бог разрешает смешарикам вернуться в рай, поднеся им транспорт.


Переход из рая на Землю и обратно сопровождается штормом, демонстрируя божественное влияние.


Копатыч и Пин тоже попали в рай, потому что были страдальцами, к тому же и верующими, как раз перед смертью Копатыч перекрестился, а Пин помолился.


В раю образуется то, о чем ты мечтаешь, Копатыч, например, грезил о доме и огороде. Его желание исполнилось практически мгновенно, и не смотря на не столь длительное пребывание в раю, овощи на его участке уже приличных размеров.


Пин же хотел помогать другим своими изобретениями и тоже получил то, чего хотел.


Думаю, теперь, после стольких доказательств никто не будет спорить, что… практически каждое произведение можно подвязать под теорию о загробной жизни, а если это смешарики, то даже стараться не надо, тут что ни сцена, то суицид или дети, готовящиеся к смерти.


В любом случае, надеюсь мне хотя бы удалось вас повеселить. А на этом у меня все, спасибо за прочтение, берегите себя и своих близких, пока!



Классическая заставка к мультсериалу


Карта страны Смешариков


Смешарики. Здесь удаленные и не удаленные. Так они задумывались раньше.

Содержание

Производство серий

Производством сериала занимается Студия компьютерной анимации «Петербург», созданная в марте 2003 года. Весь процесс производства ведётся в цифровом формате с использованием современных компьютерных технологий (Flash, Toon Boom Studio и Maya). Творческий коллектив студии насчитывает более 80 специалистов, работающих на мощных графических станциях для 2D и 3D-анимации.

В ноябре 2019 года было объявлено, что сериал получит новый сезон из 52 серий, средства на производства которого были выделены компанией «Яндекс». 18 мая 2020 года первые 4 новых эпизода вышли в онлайн-кинотеатре Яндекса «КиноПоиск HD». Позднее было объявлено, что на май 2021 года запланирован выход ещё одного сезона.

Перспективы

В 2011 году было объявлено о формировании компании Riki Group (группа компаний «Рики»), объединившей активы проекта.

Одним из направлений будущей деятельности в России создатели «Смешариков» ранее называли организацию частных детских садов, работающих по авторским развивающим методикам, и сети детских досуговых центров. Планировалось также открыть собственный парк аттракционов, российский аналог «Диснейленда».

Телеканалы

Смешарики выходят на многих телеканалах. Среди них:

  • СТС
  • Карусель
  • Nickelodeon
  • Мульт
  • Пятница!
  • Детский
  • Уникум (телеканал)
  • Первый Канал
  • Россия 1
  • Домашний
  • Теленяня
  • Россия К
  • СТС Love
  • О!
  • The CW
  • NHK
  • CCTV-14
  • KI.KA
  • Italia 1
  • Pop
  • CBC
  • YTV
  • Treehouse
  • СТС Kids
  • Интер
  • Пиксель TV
  • ТЕТ
  • К2
  • Ani (телеканал)
  • Мама (телеканал)
  • Детский Мир (телеканал)

Персонажи

Основные персонажи

Второстепенные персонажи

Удалённые персонажи

Первоначально было создано около двадцати персонажей, из них осталось только девять. Несколько персонажей, не вошедших в сериал:


Вы знали, что «Смешарикам» уже 18 лет? Эти круглые, интересные и неунывающие персонажи стали постоянной частью жизни многих зрителей. О них вспоминают в грусти, радости. Их цитируют, на них равняются.

Тлум.Ру присоединяется к празднику вместе с эксклюзивной подборкой 18 фактов о мультсериале, которых вы могли не знать. Включайтесь, а как дочитаете — можно и пару серий пересмотреть.


№ 1: Первоначально создатели сериала нарисовали 20 персонажей. Из них осталось 9: Крош, Бараш, Нюша, Кар-Карыч, Пин, Копатыч, Совунья, Лосяш, Ёжик. Разрабатывали идею полтора года.



№ 2: Сколько лет Смешарикам? Существуют разные возрастные категории: Крош с Ёжиком — дети в районе 10 лет, Бараш с Нюшей — подростки по 15−16 лет, есть среднее поколение 35−40 лет — Лосяш и Пин, а есть персонажи пенсионного возраста, за 60 : Кар-Карыч и Совунья.


№ 3: Круглая форма персонажей демонстрирует их дружелюбность и делает лёгкими для воспроизведения детскими руками. Дети пяти-семи лет могут нарисовать кружок, сверху добавить треугольничков — вот вам и ёжик.



№ 4: В «Смешариках» есть множество отсылок к кинематографу. Например, «Бутерброд» — отсылка на фильм ужасов Альфреда Хичкока «Психо», а сюжет серии «Марафонец» — на ленту «Форрест Гамп». В эпизоде «Новые зубы Кроша» Совунья достаёт аппарат, на котором написано «Р2Д2». Данная надпись является именем одного из роботов космической саги «Звёздные войны». Стоит отметить, что робот R2D2 послужил прототипом Биби.


№ 5: Среди основных персонажей нет отрицательных героев. Команда создателей сериала отказалась от традиционной фабулы, основанной на противостоянии «хороших» и «плохих». Коллизии сюжетов рождаются из взаимодействия персонажей, их искреннего и любознательного отношения друг к другу и к жизни.


№ 6: Эпизод «Природное свойство» говорит о простых человеческих качествах, в частности, о доверии и толерантности. Кар-Карыч вроде бы не может летать — это отсылка к инаковости любого человека.



№ 7: Лосяш — амбидекстр, но в большинстве случаев карандаш он держит в левой.


№ 8: В эпизоде «Забыть всё» Бараш читает первые строчки басни Жана Де Лафонтена «Цикада и муравей»:

«La cigale ayant chanté tout l'été,
Se trouva fort dépourvue
Quand la bise fut venue»


№ 9: Нюша изначально планировалась как единственный женский персонаж и более рассудительная и спокойная, затем получилась полная противоположность. Чтобы уравновесить её экспрессивный характер, в сериал ввели умудрённую жизнью Совунью.



№ 10: Жамолистовое дерево, упоминаемое в серии «Запретный плод», выдумка авторов.


№ 11: Крош моргает не одновременно двумя глазами, а по очереди. Специфическая черта делает мимику героя уникальной.


№ 12: На создание Черного Ловеласа вдохновила обложка восьмого альбома группы Rainbow, «Stranger In Up All».



№ 13: Первоначально образы персонажей рассматривались как герои для игры, разрабатывать которую планировала шоколадная фабрика. В итоге создатели визуального мира решили не отдавать героев, а развивать собственную историю.


№ 14: Серия «Роман в письмах» — о взаимоотношениях Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой.


№ 15: Самым высоким Смешариком является Крош (из-за ушей). Не считая уши, самый высокий Смешарик — Копатыч.



№ 16: На китайском языке проект «Смешарики» пишется 开心球. Существуют строгие правила транслита (но они не всегда по понятным причинам выдают произношение, чётко отражающее оригинал), по ним это пишется «Кайсиньцю». Кайсинь — сочетание иероглифов «открытый» и «сердце», но вместе это одно слово, которое значит «радостный, весёлый», а «цю» — это шар.


№ 17: В 2008 году Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева мультсериал и его создатели получили Государственную премию РФ в области культуры и искусства.


№ 18: «Смешарики» стали первым суперуспешным современным российским анимационным проектом, а ещё их показывают в 94 странах мира, и говорят герои на 23 языках.


Бонусный факт: в рабочем варианте круглые персонажи назывались «сластёнами», которых позже решили поменять на «Смешариков». Нынешнее название придумал писатель Игорь Шевчук.

На этом всём, поздравляем всех, кто создаёт проект и имеет к нему отношение! 18 лет — это целая жизнь, прожитая с большой радостью.

Читайте также: