Соотношение сторон леттербокс и заполнение что это

Обновлено: 07.07.2024

Представьте себе такую ситуацию: вы привозите домой свой новый, только что купленный телевизор, устраиваетесь напротив экрана, запускаете свой любимый сериал из 90-х и наблюдаете картинку в огромными черными полосами по бокам. На вашем 43-дюймовом старичке эти полосы были маленькие и почти незаметные, а теперь, на 75-дюймовом экране, вы вынуждены смотреть на огромные черные штуки и настроение от покупки вам это точно не поднимает.

Эти черные полосы находятся там потому, что ваш любимый сериал телешоу был снят в те года, когда телевизоры имели совсем другое соотношение сторон. Но что вообще такое соотношение сторон экрана? В этой статье мы немного поговорим об истории телевизоров, о том, почему существуют разные соотношения сторон и что можно сделать с этими раздражающими черными полосами.

Что такое соотношение сторон экрана?

Соотношение сторон экрана (aspect ratio – англ.) - это отношение его ширины к высоте. Оно определяет общую форму изображения и обычно представляется в виде двух значений, например 4:3 (где 4 - ширина, а 3 - высота). Все современные телевизоры имеют соотношение сторон экрана 16:9, что означает, что если ширина его занимает 16 частей, а высота - 9.

Соотношение 16:9 подходит для телевизоров идеально, так как оно используется в большинстве современных сериалов и телешоу, но, к сожалению, фильмы снимаются с использованием стандарта экрана в кинотеатре, который составляет 21:9. Экран 21:9 намного шире, поэтому приходится частично заполнять изображение черными полосами сверху и снизу в том случае, если фильм нужно воспроизвести на телевизоре. Применение таких горизонтальных полос еще называется леттербоксинг (от англ. - letterbox) или каширование экрана.

Раньше сериалы и тв-шоу производились с расчетом на соотношение сторон 4:3, что на выходе дает более приближенную к квадрату картинку (а соотношение современных экранов 16:9 называют широкоэкранным). Для того, что такое квадратное изображение адаптировать к современному широкому экрану используется другая технология — пилларбоксинг (англ. pillarbox от pillar «колонна»), то есть добавление вертикальных полос или вертикальное каширование. В таблице вы можете увидеть наиболее распространенные сейчас соотношения сторон экранов.

Леттербоксинг - это практика передачи фильма, снятого с широкоэкранного формата изображения, в видеоформат стандартной ширины с сохранением исходного соотношения сторон фильма. Полученное видеоизображение имеет матовые участки (черные полосы) сверху и снизу; эти подложки являются частью каждого кадра видеосигнала. LBX или LTBX обозначают аббревиатуры для фильмов и изображений, отформатированных таким образом.

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология

Этот термин относится к форме почтового ящика , щели в стене или двери, через которую доставляется почта, прямоугольной формы и шире, чем высота.

Раннее использование домашнего видео

Первое использование почтового ящика в потребительском видео появилось в формате видеодисков RCA Capacitance Electronic Disc (CED). Первоначально почтовый ящик был ограничен несколькими ключевыми эпизодами фильма, такими как вступительные и заключительные титры, но позже был использован для целых фильмов. Первым релизом CED с полным почтовым ящиком был Amarcord в 1984 году, за ним последовало несколько других, включая The Long Goodbye , Monty Python and the Holy Grail и The King of Hearts . На каждом диске есть этикетка, на которой отмечается использование «инновационной широкоэкранной техники мастеринга RCA».

В кино и домашнем видео

По телевизору

Цифровое вещание обеспечивает передачу в широкоэкранном формате 1.78: 1 (16: 9) без потери разрешения, поэтому широкоэкранный формат является нормой телевидения. Большинство телевизионных каналов в Европе транслируют программы стандартной четкости в формате 16: 9 , в то время как в Соединенных Штатах они уменьшены до размера почтового ящика. При использовании телевизора 4: 3 можно отображать такие программы либо в формате почтового ящика, либо в формате 4: 3 с вырезом по центру (где края изображения теряются).

Компромиссное соотношение 14: 9 в почтовом ящике часто транслировалось в аналоговых передачах в европейских странах, переходящих с 4: 3 на 16: 9. Кроме того, в последние годы на телевидении увеличилось количество «фальшивых» матов для почтовых ящиков с соотношением сторон 2,35: 1, чтобы создать впечатление кинофильма, которые часто можно увидеть в рекламе, трейлерах или телепрограммах, таких как Top Gear .

В современных системах телевидения высокой четкости (HDTV) используются видеодисплеи с более широким соотношением сторон, чем у старых телевизоров, что упрощает точное отображение широкоэкранных фильмов. Помимо фильмов, снятых для кинотеатров, некоторые телевизионные программы выпускаются в формате высокой четкости и, следовательно, в широкоэкранном формате.

На широкоэкранном телевизоре изображение 1.78: 1 заполняет экран; однако пленки с соотношением сторон 2,39: 1 имеют «почтовый ящик» с узкими матами. Поскольку соотношение сторон 1.85: 1 не соответствует соотношению сторон 1.78: 1 (16: 9) широкоэкранных DVD-дисков и видео высокой четкости, происходит небольшое искажение изображения. Обычно такое матирование пленки 1,85: 1 устраняется, чтобы соответствовать соотношению сторон 1,78: 1 при передаче изображения DVD и HD.

Матовые материалы для почтовых ящиков не обязательно должны быть черными. IBM использовала синие маты для многих своих телевизионных рекламных роликов, желтые матовые в рекламе Lotus «Я - Супермен» и зеленые маты в рекламных объявлениях об эффективности и экологической устойчивости. Цветные маты также используются в рекламе Allstate , Aleve и Kodak , а также в музыкальных клипах, таких как « Playmate of the Year» Zebrahead . В других случаях матовые изображения анимированы, например, в музыкальном клипе на " Never Gonna Stop (The Red Red Kroovy) ", и даже пародируются, например, в финальной сцене музыкального видео Crazy Frog Axel F, в котором Crazy Frog выглядывает поверх матового материала. по нижнему краю экрана с перекрытием части ладоней матовой. Подобно разрыву границы панели комикса , это форма разрушения четвертой стены . В домашних видео-релизах « Охотников за привидениями» визуальные эффекты иногда «перетекают» в области с почтовыми ящиками.

В таблице ниже показано, какие телевизионные строки будут содержать информацию об изображении, когда изображения почтового ящика отображаются на экранах с форматом 4: 3 или 16: 9.

Соотношение сторон экрана 4: 3 525-строчная система 625-строчная система Соотношение сторон экрана 16: 9 525-строчная система 625-строчная система Линейная система 1080 HD
Полный экран (1,33: 1) 21-263 284–525 23–310 336–623 - - - - - - -
14: 9 (1,56: 1) 40–245 302–508 44-289 357–602 - - - - - - -
16: 9 (1,78: 1) 52–232 315–495 59–282 372–587 Полный экран (1,78: 1) 21-263 284–525 23–310 336–623 21–560 584–1123
1,85: 1 56–229 320–491 64–270 376–582 1,85: 1 26–257 289–520 29-304 342–617 31-549 594–1112
2,35: 1 73–209 336–472 85–248 398–561 2,35: 1 50–231 313–495 58–275 371–588 86-494 649–1057

Пилларбоксинг и оконный бокс


Pillarboxing (перевернутый почтовый бокс) - это отображение изображения в более широком кадре изображения путем добавления боковых матов (вертикальные полосы по бокам); например, изображение 1,33: 1 имеет боковую маску при отображении на телевизионном экране с соотношением сторон 16: 9.

Альтернативой pillarboxing является «наклон-и-сканирование» (обратное панорамирование и сканирование ), при котором исходное телевизионное изображение 1,33: 1 по горизонтали совмещается с соотношением сторон 1,78: 1, которое в любой момент обрезает часть верхней и / или нижней части. кадра, отсюда и необходимость в компоненте «наклон». Наклон - это движение камеры, при котором она наклоняется вверх или вниз.

Windowboxing происходит, когда изображение появляется в центре экрана телевизора с пустым пространством по всем четырем сторонам изображения, например, когда широкоэкранное изображение, которое ранее было помещено в почтовый ящик, чтобы соответствовать 1,33: 1, затем становится столбцовым, чтобы соответствовать формату 16: 9. Его также называют дисплеем «спичечный коробок», «желоб» и «почтовая марка». Это происходит в выпусках DVD фильмов « Звездный путь» на телевидении с соотношением сторон 4: 3, когда в широкоэкранных документальных фильмах показаны кадры из оригинального телесериала. Это также видно в «Охотнике на крокодилов: Курс столкновений» , где показан широкоэкранный столб-бокс со сценами 1,85: 1 в кадре 2,40: 1, который впоследствии закрашен в почтовый ящик. В телевизионных сетях высокой четкости часто можно увидеть рекламу в оконных коробках, потому что многие рекламные ролики снимаются в формате 16: 9, но передаются по сетям в формате SD с форматированием в формате 1,33: 1.

Иногда изображение намеренно закрывается окном для стилистического эффекта; Например, эпизод в документальном стиле фильма « Аренда» предполагает использование камеры старого формата с соотношением сторон 4: 3, а во вступительном эпизоде ​​фильма Оливера Стоуна « Джона Кеннеди» изображен бокс на столбе, чтобы представить телевизионные кадры 4: 3 эпохи 1960-х годов. В фильме « Кроссовки» используется эффект бокса в сцене для драматического эффекта.

Экра́нное каше́ — технология согласования соотношения сторон экрана, не требующая обрезки исходного изображения. Получила распространение при демонстрации кинофильмов по телевидению и мастеринге видеодисков. При такой технологии передаваемый кинокадр автоматически достраивается чёрными каше до телевизионного, принятого в соответствующем вещательном стандарте [1] .

Наиболее широкое распространение получила разновидность метода, известная как леттербо́ксинг (англ. Letterbox от letter box «почтовый ящик») — согласование кадра широкоэкранных фильмов с кадром телевидения стандартной четкости; конечный вид изображения напоминает узкую длинную щель почтового ящика. Согласование классического кинокадра с широкоэкранными стандартами телевидения высокой чёткости осуществляется по другой разновидности технологии, названой пилларбо́ксинг (англ. Pillarbox от pillar «колонна») — размещение каше по бокам от исходного изображения.

Такой способ перевода широкоэкранных форматов в формат с классическим соотношением сторон кадра является альтернативой пансканированию (англ. Pan & Scan ), предусматривающему обрезку исходного изображения. При этом сохраняется первоначальный вид киноизображения, задуманный создателями фильма. Первые десятилетия истории телевидения не требовали технических ухищрений при телекинопроекции, поскольку соотношение сторон кадра в кинематографе было близким к телевизионному. Обычный формат с соотношением 1,37:1 почти совпадал с телевизионным экраном 4:3 (1,33:1). «Широкоэкранный бум» середины 1950-х годов привёл к созданию множества кинематографических систем с экраном, вдвое превосходящим по ширине классический и телевизионный. Поэтому, с ростом значимости демонстрации кинофильмов по телевидению, кинопродюсеры стали изобретать способы согласования широкоэкранных фильмов с телевизионными стандартами.

По сравнению с техникой пансканирования каширование экрана наиболее приемлемо для большинства кинопроизводителей, потому что сохраняет первоначальный режиссёрский и операторский замысел [2] . Кроме того, в этой технике не требуется выбор сюжетно важной части кадра во время перевода формата и «панорамирование» при помощи различных устройств. Однако, главным недостатком экранного каше является снижение разборчивости изображения на сравнительно небольшом экране телевизора стандартной четкости. Особенно это заметно в американском стандарте разложения 525/60 с небольшим количеством строк изображения. В этом стандарте при демонстрации полного кадра широкоэкранного фильма с соотношением сторон 2,35:1 используется не более 270 строк из 480 активных. Это снижает качество кинопоказа, поэтому до сегодняшнего дня многие телеканалы, вещающие в стандартной чёткости, по прежнему используют технику пансканирования. При массовом тиражировании видеокопий фильмов на видеокассетах техника обрезки кадра была наиболее популярна по тем же причинам. Впервые экранное каше было использовано в 1983 году при подготовке видеорелиза фильма «Амаркорд» [3] .

Таблица 1. Строки чётных и нечётных полей, заполняемые изображением широкоэкранных фильмов
Экран 4:3 стандарт 525/60 стандарт 625/50 Экран 16:9 стандарт 525/60 стандарт 625/50 система ТВЧ 1080 строк
Полный экран (1.33:1) 21—263 284—525 23—310 336—623
14:9 (1.56:1) 40—245 302—508 44—289 357—602
16:9 (1.78:1) 52—232 315—495 59—282 372—587 Полный экран (1.78:1) 21—263 284—525 23—310 336—623 21—560 584—1123
1.85:1 56—229 320—491 64—270 376—582 1.85:1 26—257 289—520 29—304 342—617 31—549 594—1112
2.35:1 73—209 336—472 85—248 398—561 2.35:1 50—231 313—495 58—275 371—588 86—494 649—1057

Леттербоксинг получил наибольшее распространение после появления широкоэкранных телевизоров с соотношением сторон экрана 16:9. В такой экран гораздо лучше вписываются киноформаты с широким экраном, оставляя сверху и снизу лишь небольшие каше. Поэтому, телекомпании, ведущие передачу в стандартах телевидения высокой чёткости, рассчитанного на такой экран, транслируют широкоэкранные фильмы только с кашированием экрана. В таблице [4] отражены номера строк каждого поля (слева — чётного, справа — нечётного), участвующих в построении широкоэкранного изображения в технике леттербоксинга на стандартном телеэкране 4:3 или на широкоэкранном 16:9.

Появление телевизоров с широким экраном совпало по времени с вытеснением с рынка видеокассет оптическими видеодисками, использующими цифровую запись звука и видео. Это дало возможность использования цифрового анаморфирования изображения. При этом кадр телевидения стандартной четкости используется по высоте полностью при пониженной горизонтальной чёткости. Во время демонстрации такого диска видеоплеер, ориентируясь по служебному биту «AR» (англ. Aspect Ratio ), записанному вместе с изображением, заполняет весь экран 16:9. В случае использования телевизора с обычным экраном, изображение достраивается до кадра 4:3 чёрными каше сверху и снизу [5] . Весь процесс выполняется в соответствии с дополнительным 5-байтным ом «Bar Data», передаваемым в составе пакетов WSS (англ. Wide Screen Signaling ) или AFD (англ. Active Format Description ), расположенных в 23-й строке кадрового гасящего импульса [6] [7] .

Современные передачи цифрового телевидения по стандартам обычной четкости в большинстве европейских стран происходят с применением электронного анаморфирования, чтобы заполнить весь экран телевизоров 16:9, используя полное количество строк разложения [8] . На обычном телевизоре с экраном 4:3 такую передачу можно смотреть по выбору как с экранным каше, так и без него. В последнем случае изображение заполняет весь экран, но его края справа и слева обрезаются. Термин «Смайлбокс» (англ. Smilebox ) применяется для описания специальной разновидности экранного каше, предназначенной для демонстрации кинофильмов, снятых в панорамных форматах, таких, как «Синерама» и «Кинопанорама» [9] . При этом верхняя и нижняя границы изображения вогнуты так, что в центре высота кадра оказывается меньшей, чем по краям. Такая форма каше используется для условной компенсации некорректного отображения на плоском экране панорамных фильмов, рассчитанных на сильно изогнутый цилиндрический экран.

При демонстрации изображения с классическим соотношением сторон кадра на телеэкране с соотношением 16:9 может применяться техника, аналогичная леттербоксингу, но при этом каше оказываются справа и слева от изображения, отображаемого без обрезки. Такая техника, получившая название «Пилларбокс» (англ. Pillarbox ), наиболее популярна при мастеринге видеодисков Blu-Ray или HD DVD с фильмами, снятыми в классическом формате [5] . Некоторые широкоэкранные фильмы содержат сцены, специально снятые с боковыми каше для создания эффекта документальной съёмки. Такой просмотр телепрограмм стандартной четкости на широкоэкранном телевизоре позволяет видеть изображение всего кадра передачи без искажения пропорций.

Если на широком экране показывать в технике Pillarbox изображение, трансформированное в классический формат из широкоэкранного по технике Letterbox, результатом станет уменьшенное широкоэкранное изображение с чёрной рамкой по всему периметру — окно с уменьшенным кадром. Такая техника называется «Почтовая марка» или «Виндоубокс» (англ. Postage Stamp, Windowbox ) и часто неизбежна при просмотре на широкоэкранном телевизоре телепередачи или видеодиска, содержащих изображение, передаваемое с леттербоксингом [5] [10] . Другие названия — Matchbox и Gutterbox. Windowbox получается при просмотре телепередач стандартной чёткости, оптимизированных для широкоэкранных телевизоров без анаморфирования. Часто ненужное чёрное обрамление можно убрать регулировкой размера изображения на экране.

Экранное каше (кашэ) – это рекламный элемент [11] , который обрамляет видимую часть экрана или проектора, заполняя пространство вокруг него, тем самым создает дополнительное информационное поле для зрителей. «Каше для экранов» термин в рекламе. В связи с отсутствием специализированного обозначения в рекламе, взято производителями по аналогии телевизионной технологии согласования соотношения сторон экрана, но по факту к нему не относится.

  • Дмитрий Кашин, Дмитрий Малашонок.Чёрные полосы или кривые лица (рус.) // «Телеспутник» : журнал. — 2010. — № 9 . — С. 66—68 . Архивировано 24 сентября 2015 года.

Letterboxed Video (англ.) (недоступная ссылка) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 11 мая 2012. Архивировано 19 мая 2012 года.

4:3 aspect ratio соотношение сторон стандарт TV и компьютевов (левая картинка) второй стандарт соотношения сторон 16:9 , так называемый широкий экран (правая картинка).

Леттербо́ксинг (англ. Letterbox) — технология показа широкоэкранных кинофильмов по телевидению стандартной четкости с сохранением исходного соотношения сторон изображения. При такой технологии кинокадр занимает не всю площадь телеизображения, а сверху и снизу передаются черные каше, заполняющие остальной экран[1]. Термин «леттербоксинг» происходит от английского выражения «почтовый ящик» (англ. letter box), отражая конечный вид изображения, напоминающего узкую длинную щель для доставки корреспонденции.

Конечно еще сами форматы HD, Ultra HD, 4k, 8k.


4K TV FORMATS HD & SD FORMATS

Ultra HD 4K 3840 × 2160 16:9 (1,78:1)

4K CINEMA FORMATS
MP
Academy Horiz/Vert Aspect Per
Formats Resolution Ratio Frame

MP
Anamorphic Horiz/Vert Aspect Per
Formats Resolution Ratio Frame

Scope 4096X1714 2.39:1 7.0

2K CINEMA FORMATS
MP
Academy Horiz/Vert Aspect Per
Formats Resolution Ratio Frame

MP
Anamorphic Horiz/Vert Aspect Per
Formats Resolution Ratio Frame

16. 704 x 480 16:9 30i Rect
17. 704 x 480 4:3 30i** Rect
18. 640 x 480 4:3 30i Square

** most popular formats

RELATED FORMATS:

D1 Broadcast Format
720 x 486 x 30 fps (NTSC)
720 x 576 x 25 fps (PAL/SECAM)

8K UHD (4320p)[2] имеет разрешение 7680×4320 (33,2 мегапикселя), которое превосходит предыдущий стандарт телевидения сверхвысокой четкости в 4 раза. В 2013 году скорость интернет каналов была пригодна для обеспечения нужд HDTV, поэтому развитие 8K UHD опирается на Спутниковое вещание для передачи данных.
10080 × 4320 (21:9) (43.5) мегапикселей
7680 × 4320 (16:9) (33.2) мегапикселей
8192 × 4320 (17:9) (35.3) мегапикселей
8192 × 5120 (16:10) (41.9) мегапикселей
8192 × 8192 (1:1) (67.1) мегапикселей

Читайте также: