Создание 3д сетки архикад

Обновлено: 07.07.2024

Вообще если говорить о моделировании в ArchiCAD, то в этой программе процесс 3d моделирования совмещён с процессом вычерчивания и планировки помещений квартиры или дома. Если вы добросовестно вычерчивали план комнаты в ArchiCAD, то её 3d модель получите автоматически (см. урок как начертить план комнаты в ArchiCAD). А если вы впервые на нашем сайте, то прежде чем изучать этот урок вам необходимо изучить уроки о вычерчивании плана и проведении планировки в ArchiCAD.

Поэтому будем надеяться на вашу сознательность в этом вопросе, и не будем подробно останавливаться на 3d моделировании в программе ArchiCAD, а лучше более углубленно изучим свойства объектов касающихся материалов, текстур и освещения.

Но для начала давайте разберёмся, для чего вообще необходимо что-либо моделировать в 3d и визуализировать. Дело в том, что на заре рождения архитектуры и дизайна интерьера, архитекторам и дизайнерам (точнее сказать дизайнеров раньше то и не было, всеми вопросами по организации интерьера занимались архитекторы или по-другому зодчие) приходилось вручную вычерчивать перспективу интерьера по всем суровым законам начертательной геометрии, а далее, с помощью различных живописных или графических техник и приёмов, передавать цветовое решение комнаты, чтобы показать заказчикам их будущий интерьер.

С тех пор много воды утекло, и на смену ручному вычерчиванию перспективы интерьера, пришли различные 3d редакторы и программы для трёхмерного моделирования различных объектов, призванные, в первую очередь, облегчить труд дизайнера и сразу же приступить к дизайну интерьера, а не механическому вычерчиванию презентационного материала (т.е. картинок).

Однако наряду с 3d моделированием и визуализацией в ArchiCAD 15, или в какой-либо другой программе, дизайнерами интерьера, по-прежнему используется построение перспективы помещений от руки, на стадии эскиза, по законам начертательной геометрии.

Эскизный чертёж дизайна интерьера

Для профессионального архитектора и дизайнера такого эскиза вполне хватит для того, чтобы представить будущий интерьер и подобрать необходимые отделочные материалы, мебель и т.д. А для заказчиков, людей, не подготовленных в этом вопросе, безусловно, более подходит фотореалистичная визуализация их будущего интерьера. Для этих целей больше подойдёт другая профессиональная программа, которая называется 3ds Max.

Итак, давайте же, наконец, перейдём непосредственно к уроку. Открывайте в archicad план комнаты, смоделированный на предыдущем уроке и, не откладывая в долгий ящик, переходим в режим 3d-проекции. Для этого нажмите на клавиатуре кнопку F3, и 3d модель вычерченной комнаты появится на экране.

кнопка 3d навигации в ArchiCAD

Для того чтобы перемещаться по 3d окну ArchiCAD можно воспользоваться кнопкой . После нажатия этой кнопки на экране появится диалоговое окно с подсказками как же собственно передвигаться по модели нашего помещения.

окно навигации ArchiCAD в 3d

Вторым способом передвижения по 3d модели комнаты, будет использование комбинации клавиши Shift + Нажатие скрола (колёсика) на мыши. Выберите наиболее подходящий способ для вас и пойдём далее.

Изначально 3d объекту в ArchiCAD присваиваются материалы и свет по умолчанию (если вы только сами не настраивали их в начале процесса вычерчивания помещения),

Исходная модель комнаты

нам же необходима более естественная картинка, приближенная к реальным объектам в жизни, поэтому мы будем настраивать необходимые нам материалы, а затем и освещение.

Более того, если вы находитесь в модели, то вы не сможете увидеть на модели тени от предметов, которые присутствуют в жизни. Для того чтобы увидеть освещение и тени, необходимо, либо включить отображение теней в соответствующем меню

включение теней в 3d окне ArchiCAD

или визуализировать картинку – т.е. преобразовать 3d модель комнаты в двухмерную картинку со всеми присущими реальным объектам в жизни: тенями, текстурами, светом и т.д. (что-то наподобие получения двухмерной фотографии из реального трёхмерного мира), но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Однако стоит отметить, что работа с тенями в 3d окне программы ArchiCAD сильно нагружает работу компьютера, поэтому их обычно в таком качестве не используют.

В режиме 3d, объект может находиться в трёх режимах отображения. Доступ к этому меню лежит через щелчок правой кнопки мыши на свободном поле рабочего окна архикада.

контекстное меню ArchiCAD

Отображение 3d модели зависит от того, какой способ вычисления у вас стоит. Их бывает всего два вида: вычисления вашей видеокартой или внутренними механизмами самого архикада.

Меню настроек свойств 3d ArchiCAD

Внутренние вычисления архикада (Internal Engine) обладают скромными вычислениями и предложат вам три вида отображения модели: контурный, контурный со скрытыми невидимыми линиями и раскрашенный (с тенями).

отображение 3d моделей в ArchiCAD

Вычисления при помощи вашей видеокарты (OpenGL) имеют только два вида: контурный и раскрашенный. В отличие от предыдущего раскрашенного вида, этот вид позволяет увидеть будущий интерьер с текстурами.

отображение 3d моделей в ArchiCAD при расчёте видеокартой

Теперь дошел черёд до материалов. Давайте разберемся, как с ними необходимо работать в ArchiCAD. Допустим нам необходимо изменить материал пола в комнате. Для этого необходимо выделить объект, который вы хотите изменить и зайти в его свойства либо, щёлкнув на кнопке, на панели ниже,

кнопка свойств объекта

либо правой кнопкой мыши на изменяемом объекте и выбрать пункт «свойства объекта» в контекстном меню. В появившемся окне свойств объекта ищите вкладку Модель, в ней выбирайте необходимую сторону перекрытия, в нашем случае верхнюю, и щелкните по длинной кнопке расположенной рядом.

выбор материалов в ArchiCAD

В результате откроется выпадающий список доступных материалов. Из них выберите подходящий вам материал и нажмите ОК. Выбранный материал пола отобразится на 3d модели.

Точно также следует поступить со всеми остальными конструктивными элементами комнаты (стены, пол, потолок, колонны и т.д.), которые вы хотите изменить. С библиотечными объектами ArchiCAD (столы, стулья, вазы, люстры и т.д.) следует поступать несколько иначе. Как обычно выделяйте изменяемый объект, и зайдите в его свойства, кликнув по соответствующей кнопке свойств элемента или через контекстное меню правой кнопки мыши. Все библиотечные элементы имеют настроенные координаты и наложенные по ним текстуры. Поэтому в настройках объектов нужно искать опции, отвечающие за отображение материалов:

изменение материалов дивана в ArchiCAD

изменение материалов журнального столика в ArchiCAD

В итоге вы получите приближенную к реальности картину внутреннего пространства комнаты. Благодаря такой работе с 3d в archicad, вы сможете проверить пропорции и соразмерность всех элементов и частей интерьера, а также получите хорошее представление об объёме своего будущего интерьера помещения.

итоговая модель комнаты в 3d

Также, находясь в режиме 3d моделирования, можете выбрать команду визуализации (рендер) модели и тем самым запустите процесс визуализации изображения.

Команда запуска визуализации объекта в ArchiCAD

При этом вы получите двухмерное изображение комнаты со всеми присущими объектам в реальной жизни свойствами (светом, тенью и т.д.).

Окно рендера в ArchiCAD

Однако эта картинка получится очень тёмной, так как мы не настроили правильное освещение. Ввиду объёмности сегодняшнего урока, про освещение и другие свойства визуализации мы поговорим в следующем уроке: "Визуализация в ArchiCAD".

А сегодня ещё необходимо научиться сохранять получившееся итоговое изображение на компьютер. Чтобы сохранить это изображение себе на компьютер, необходимо выполнить следующие команды: Файл – Сохранить как. и в появившемся диалоговом окне указать имя файла, его формат (чаще jpeg) и место для хранения на компьютере.

Сохранение визуализированного изображения в ArchiCAD

Лично я (ваш покорный слуга Андрей Серёгин) применяю «архикадовские» 3d чертежи для построения чертежей перспективы помещений в виде контурных рисунков. Затем я беру в руки карандаш, а чаще обычную шариковую ручку, и начинаю эскизировать, т.е. рисовать поверх начерченных линий свои, необходимые мне, элементы декора и обстановки.

В ходе эскизирования я продумываю будущий стиль комнаты, декоративные элементы, формы предметов и т.д. Почему-то карандаш даёт мне большую свободу в выражении своих мыслей и задумок, чем 3d моделирование от начала до конца на компьютере. Уже после эскизирования на бумаге я перехожу к финальной стадии моделирования и визуализации на компьютере в программе 3ds Max, и добиваюсь в ней, если этого требует заказчик, фотореалистичного качества изображения внутреннего пространства помещений. Попробуйте мой метод, возможно, он подойдёт и вам.

Мы воспользуемся линиями как основой для создания 3D-сетки ландшафта.

Активируйте в Навигаторе Карта проекта > 1. 1-й этаж.

1 Щелкните правой кнопкой мыши в Навигаторе на элементе РЛ-01 Топосъемка и выберите Показать в качестве ссылки фона, чтобы отобразить рабочий лист в фоновом режиме.

2 Нажмите на стрелку, расположенную рядом с кнопкой Фон и выберите находящуюся внизу списка команду Фон и ссылка, чтобы открыть одноименную панель.

Моделирование ландшафта в ArchiCAD-1

4 Закройте панель Фона и ссылки.

Создание 3D-сетки

1 Активируйте инструмент 3D-сетка (щелкнув мышью на его значке, находящемся в Панели инструментов) и сделайте дополнительный двойной щелчок мышью на том же значке.
2 Откроется диалог Параметров 3D-сетки. Настройте параметры 3D-сетки следующим образом: • Высота 3D-сетки Толщина: 2 000 мм
  • Смещение относительно собственного этажа: -100 миллиметров ниже проектного нуля • В качестве Структуры 3D-сетки выберите Твердое тело Строительным материалом назначьте Грунт
3 Убедитесь в том, что в качестве Собственного выбран 1. 1-й этаж (Текущий). Снимите отметку с маркера ШТРИХОВКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ в панели Представления на Плане и в Разрезе.

Моделирование ландшафта в ArchiCAD-3

5 Выберите в Информационном табло Прямоугольный геометрический вариант и щелкните мышью в двух противоположных точках прямоугольника границ участка местности, чтобы создать 3D-сетку.
6 Наведите курсор на только что созданную 3D-сетку и добавьте ее в выборку сочетанием SHIFT + щелчок мышью, после чего активируйте инструмент 3D-сетка, если он был деактивирован.
7 С помощью сочетания Пробел + щелчок мышью (удерживая клавишу Пробел и щелкая мышью при наведенном на элемент курсоре) последовательно укажите искривленные линии для создания дополнительных ребер 3D-сетки. В диалоге Новые точки 3D-сетки, появляющемся при каждом щелчке на линии, выбирайте Подогнать под ребра пользователя.

Моделирование ландшафта в ArchiCAD-5

8 Чтобы задать высоту точек, лежащих на одной и той же отметке, выберите 3D-сетку и щелкните на любой, точке принадлежащей второй справа (средней) линии горизонтали:

Моделирование ландшафта в ArchiCAD-6

  • Повторите эту операцию в отношении правой горизонтали, указав значение Смещения по вертикали точек 3D-сетки равным 1000.

Моделирование ландшафта в ArchiCAD-7

Теперь по отдельности поднимите правые углы 3D-сетки. Щелкните в правом углу. Выберите команду Смещения по вертикали точек 3D-сетки и установите значение Высоты равным 1000, но не отмечайте маркер Применить ко всем, чтобы не поднимать все точки прямоугольника. Повторите эти действия в отношении нижнего угла. Результат должен выглядеть следующим образом:

В программе Архикад все трехмерное пространство можно делить на уровни, при этом в навигаторе проекта будут автоматически создаваться планы этих уровней (это одно из отличий Архикада от Ревит, где планы нужно создавать принудительно).

Конструкция его по высоте снизу вверх будет следующей:


Откроется окно с предустановками из шаблона по умолчанию.




Сетка координационных осей в Archicad

Разместим сетку осей. Наш хозблок пусть будет с габаритными размерами 3х5 метров. Сделаем такую же сетку. Но сначала создадим для сетки слой, на котором она будет размещаться, поскольку все слои по умолчанию мы удалили.

Создание нового слоя

Идем в параметры слоев


В окне параметров нажимаем кнопку Новый


Вводим имя слоя. Желательно ставить перед именем циферный порядковый номер, чтобы слои в списке располагались последовательно.


Слой будет создан. Останется подтердить кнопкой ОК.


Теперь займемся непосредственно сетками. В Архикаде первичная настройка сетки происходит в диалоговом окне, которое вызывается следующим образом:


Откроется окно. Оставим тут настройки, только уменьшим значение продления линий сетки с 4000 до 2000


Сразу выберем созданный нами слой



Нам нужно с помощью кнопки с минусом удалить лишние оси и оставить две горизонтальные и две вертикальные, задав нужные расстояния между ними. Вот так.


Подтверждаем ОК и курсором щелкаем в крестик начала координат, и устанавливаем горизонтальный уровень, без поворота.


Кружки оказались достаточно большие для такого маленького строения, поэтому изменим масштаб. Идем в нижний левый угол.


Установим масштаб 1:50


Вид сетки поменяется


Сетку можно создавать на любом этаже. На остальных она появится автоматически.

Попробуем еще подредактировать нашу сетку. Выделим все ее элементы рамкой. Нажмем правую кнопку мыши и выберем верхний пункт списка


Откроется меню параметров сетки. По такому же принципу меняются параметры практически любого элемента в архикаде.


Для планов и фасадов выберем штрихпунктирный тип линий


Еще уберем розовый фон с маркеров осей


Вид сетки изменится. Выделяя поочередно каждую ось, можно регулировать расположение ее концов, чтобы ее вид был более удачно выполнен с учетом размеров здания и расположения на чертеже.

Подборка лучших бесплатных и платных онлайн-курсов по ArchiCAD для начинающих с нуля и продвинутых.

1 место. Курс «Archicad с нуля до PRO» — Skillbox


  • Длительность 2 месяца
  • Онлайн в удобное время
  • 2 уровня сложности
  • Проект в портфолио

Кому подойдёт этот курс:

  • Новичкам в дизайне интерьеров
    Вы научитесь оформлять рабочую документацию и сможете создавать рабочие чертежи, даже если никогда не открывали Archicad.
  • Дизайнерам интерьеров и архитекторам
    Вы систематизируете знания, освоите визуализацию в Archicad, сможете работать ещё быстрее и впечатлите заказчика или руководство.
  • Дизайнерам мебели и 3D-визуализаторам
    Научитесь делать подробные чертежи, чтобы более качественно визуализировать интерьер и создавать мебель. Сможете перейти на новый уровень и брать больше заказов.
  • Тем, кто хочет построить дом
    Научитесь быстро проектировать в программе, делать обмерные планы и чертежи. По ним вы построите уютный дом и создадите участок мечты.

Чему вы научитесь:

  1. Уверенно работать в программе
    Освоите Archicad на профессиональном уровне. Сможете моделировать объекты и делать чертежи.
  2. Использовать готовые библиотеки
    Сможете пользоваться набором готовых элементов при проектировании и работать ещё быстрее.
  3. Получать документацию проекта автоматически
    Будете формировать документацию на основе 3D-модели Archicad — так вы сможете в разы увеличить производительность.
  4. Визуализировать проект
    Научитесь делать эффектный рендер проекта с помощью CineRender и впечатлять заказчиков.
  5. Рассчитывать смету
    Сможете автоматически вычислять площади и количество нужных для строительства материалов.

Программа
Вас ждёт насыщенная программа из онлайн-лекций и практических заданий.
24 тематических модуля, 128 онлайн-уроков

  1. Archicad с нуля
  • Введение.
  • 2D-черчение и инструменты разметки.
  • Инструменты конструирования: линии, стены, двери, окна.
  • Инструменты конструирования: балки, колонны, зоны, ограждения.
  • Работа с объектами.
  • Оформление чертежей.
  • Инструменты редактирования и параметры отображения чертежей.
  • Работа с каталогами и индексами проекта.
  1. Archicad PRO
  • Конструктивные элементы. Создание заготовки домика (АР по БТИ).
  • Обмерный план. Редактирование.
  • Реквизиты: типы, иерархия, создание и редактирование.
  • Создание отделки.
  • Виды: слои, их комбинации и графзамена.
  • Библиотечные элементы и сложный профиль. План мебели.
  • Документирование. Развёртки.
  • Работа с 3D: параметры и стили.
  • Свойства и каталоги.
  • Оформление листов. Публикация.
  • Взаимодействие. Экспорт.
  • Визуализация в Archicad: детальные настройки.
  • Визуализация в Archicad: источники света и глобальное освещение.
  • Визуализация в Archicad: покрытия и ретушировщики.

2 место. Курс «ArchiCAD и 3ds Max для дизайна интерьера» — GeekBrains


За курс вы не только с нуля освоите основные инструменты, но и изучите расширенные возможности ArchiCAD. Вы научитесь:

  • Создавать чертежи планов, разрезов и развёрток интерьера
  • Работать с библиотеками стандартных и импортированных элементов интерьера
  • Оформлять проектную документацию
  • Моделировать сложную геометрию
  • Создавать собственные библиотечные элементы
  • Организовывать работу в книге макетов
  • Готовить альбом дизайн-проекта к печати

На время обучения ArchiCAD предоставляется бесплатно.

На курсе преподаёт сертифицированный преподаватель ArchiCAD и практикующие архитекторы. Вы получите обширные знания, а также навыки, актуальные для проектной работы на рынке.

Уроки

Курс подойдёт как новичкам, так и тем, у кого уже есть базовые знания. Сразу после обучения вы сможете начать создавать свои первые интерьеры. Вы научитесь:

  • Визуализировать модели помещения
  • Добавлять источники света и работать с освещением
  • Моделировать мебель и текстильные объекты
  • Применять карты текстур для создания материалов
  • Работать с библиотеками материалов и мебели
  • Расставлять камеры и настраивать их
  • Делать постобработку визуализации

На время обучения 3ds Max предоставляется бесплатно.

Программа построена так, что вы постепенно будете переходить от простых тем к сложным и закреплять полученные знания на практике. Результатом станет визуализация интерьера на основе референсов.

На курсе преподают опытные архитекторы–преподаватели компьютерной графики. Вы получите обширные знания, а также навыки, актуальные для проектной работы.

Уроки

  1. Интерфейс 3ds Max
    Настройка единиц измерения. Навигация во Viewport. Командная панель. Создание примитивных объектов. Панель навигации. Позиционирование и масштабирование объектов. Работа с координатами. Привязки. AutoGrid. Инструмент Align. Клавиатурные сокращения и их настройка. Переключатель режима клавиатурных сокращений. Предоставление студентам файла с настроенными Shortcuts. Система работы с файлами.
  2. Spline-моделирование
    Типы моделирования: Spline-моделирование, Poly-моделирование. Работа с Контурами. Виды Vertex. Правила склеивания точек в Shapes. Дефекты Shapes. Модификатор Extrude. Импорт чертежа из ArhiCad, AutoCAD.
  3. Модификаторы для работы с линиями
    Модификатор Bevel/Bevel Profile (создание модели постамента). Модификатор Lathe (создание модели чашки/светильника). Модификатор Sweep (создание модели плинтуса/ручки для чашки). Renderable spline (создание модели фермы).
  4. Loft-моделирование
    Инструмент Loft (создание модели ложки, отвертки, кристаллов для люстры). Система координат объекта.
  5. Работа с иерархией объектов
    Слои. Array. Создание копий и экземпляров объектов: Copy, Instance, Reference. Группировка объектов. Иерархия объекта.
  6. Poly-моделирование
    Editable Poly. Подуровни выделений. Инструменты и алгоритмы выделения. Инструменты моделирования. Инструмент Create Shape from Selection. Влияние модификатора на его элементы объекта Editable Poly (модификатор Mirror). Разбор инструмента Boolean (создание потолка с отверстиями для встроенных светильников).
  7. Твердотельное моделирование
    Editable Poly: инструменты моделирования (Chamfer, Bevel, Inset). Создание модели шкафа/стола.
  8. Модификаторы для работы с полигональными объектами
    Инструмент Shape Merge + Модификаторы Shell, Symmetry и Bend (создание цилиндрического узора). Работа с деревом модификаторов. Модификаторы FFD. Модификатор Shell + Slice + Cap Holes. Модификаторы Relax, Spherify, Push, Squeeze, Ripple, Taper, Twist, Lattice. Модификатор Wave, Stretch, Melt, Noise. Создание собственной вкладки модификаторов на командной панели (Command Panel).
  9. Моделирование мягкой мебели
    Создание модели кресла/дивана. Способы склеивания точек: Weld, Target Weld. Модификатор TurboSmooth. Правила работы с топологией объектов. Способ выделения By Angle/По углу. Smoothing Groups и Модификатор Smooth. Создание стёганной мебели.
  10. Моделирование текстиля
    Модификатор Cloth. Модификатор Hair. Инструмент Scatter.
  11. Введение в визуализацию
    Обзор механизмов визуализации (Mental ray, V-ray, Corona). Детальный разбор настроек Corona Renderer. Interactive Render. Установка источника света (солнце). Редактор материалов: создание базового материала (Corona Material). Редактор материалов: назначение единого материала всем объектам сцены (Override Material). Hide Selected/ Unhide (стекло в окнах). Freeze Selection / Unfreeze All. Визуализация с базовыми настройками (белый свет).
  12. Освещение
    Типы освещения. Настройка Corona Sun и Corona Sky. HDRi. Создание и настройка Corona Light. Применение материала CoronaLightMtl. Установка Light Mix.
  13. Базовые материалы
    Типы материалов (Standard, V-ray, Corona). Компактный режим редактора материалов / Compact Material Editor. Расширенный вид редактора материалов / Slate Material Editor. Присвоение материалов объектам. Инструмент Render Selected. Создание материалов краски и металла. Создание материалов стекла и жидкости. Создание материалов пластика и воска.
  14. Применение карт текстур для создания материалов
    Создание материала дерева, бетона и камня. Растровая карта текстуры. Отображение материала во viewport. Настройка Bitmap (Mapping). Каналы рельеф и смещение. Corona Bump Converter. Установка оптимизации Displacement. Карты нормалей. Создание бесшовных текстур и цветокоррекция в Adobe Photoshop. Изменение тона текстуры в Adobe Photoshop. Создание на основе Diffuse карт для других каналов материалов в Adobe Photoshop. Структурирование файлов текстур. Использование каталогов текстур.
  15. Работа с текстурными координатами
    Модификатор UVW map. Corona Triplanar Map. Corona Randomizer. Создание разверток текстур Unwrap.
  16. Сложные многослойные материалы
    Расширенный вид редактора материалов. Встроенные векторные текстуры: Checker, Falloff, Gradient, Gradient ramp, Speckle, Splat, Tiles. Blend materials (включая материалы тканей). Multi-Object materials. Редактирование текстуры в 3DS MAX (Output, Color Correction).
  17. Настройки камеры
    Обзор доступных камер. Навигация камеры. Выбор ракурса. Настройки камеры. Clipping plane. Исключение объектов из видимости камеры. Batch Render.
  18. Использование скриптов и сторонних модификаторов
    Модификатор Floor Generator. Multitexture. Скрипт Prune Scene для очистки сцены. Скрипт быстрого переключения режима привязок. Скрипт Collect Asset. Скрипт Corona Converter.
  19. Работа с библиотеками материалов и мебели
    Создание канала глубины изображения (Alfa). Создание канала ID. Создание канала материалов (Material ID). Визуализация канала освещения отдельного источника света (Lightmix). Постобработка в Adobe Photoshop.
  20. Дополнительные каналы визуализации. Постобработка
    Создание канала глубины изображения / Alfa. Создание канала ID. Создание канала материалов / Material ID. Визуализация канала освещения отдельного источника света. Постобработка в Adobe Photoshop.

После обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации. Его можно прикрепить к портфолио и показать заказчику.

Читайте также: