Создание 3д сетки архикад
Обновлено: 07.07.2024
Вообще если говорить о моделировании в ArchiCAD, то в этой программе процесс 3d моделирования совмещён с процессом вычерчивания и планировки помещений квартиры или дома. Если вы добросовестно вычерчивали план комнаты в ArchiCAD, то её 3d модель получите автоматически (см. урок как начертить план комнаты в ArchiCAD). А если вы впервые на нашем сайте, то прежде чем изучать этот урок вам необходимо изучить уроки о вычерчивании плана и проведении планировки в ArchiCAD.
Поэтому будем надеяться на вашу сознательность в этом вопросе, и не будем подробно останавливаться на 3d моделировании в программе ArchiCAD, а лучше более углубленно изучим свойства объектов касающихся материалов, текстур и освещения.
Но для начала давайте разберёмся, для чего вообще необходимо что-либо моделировать в 3d и визуализировать. Дело в том, что на заре рождения архитектуры и дизайна интерьера, архитекторам и дизайнерам (точнее сказать дизайнеров раньше то и не было, всеми вопросами по организации интерьера занимались архитекторы или по-другому зодчие) приходилось вручную вычерчивать перспективу интерьера по всем суровым законам начертательной геометрии, а далее, с помощью различных живописных или графических техник и приёмов, передавать цветовое решение комнаты, чтобы показать заказчикам их будущий интерьер.
С тех пор много воды утекло, и на смену ручному вычерчиванию перспективы интерьера, пришли различные 3d редакторы и программы для трёхмерного моделирования различных объектов, призванные, в первую очередь, облегчить труд дизайнера и сразу же приступить к дизайну интерьера, а не механическому вычерчиванию презентационного материала (т.е. картинок).
Однако наряду с 3d моделированием и визуализацией в ArchiCAD 15, или в какой-либо другой программе, дизайнерами интерьера, по-прежнему используется построение перспективы помещений от руки, на стадии эскиза, по законам начертательной геометрии.
Для профессионального архитектора и дизайнера такого эскиза вполне хватит для того, чтобы представить будущий интерьер и подобрать необходимые отделочные материалы, мебель и т.д. А для заказчиков, людей, не подготовленных в этом вопросе, безусловно, более подходит фотореалистичная визуализация их будущего интерьера. Для этих целей больше подойдёт другая профессиональная программа, которая называется 3ds Max.
Итак, давайте же, наконец, перейдём непосредственно к уроку. Открывайте в archicad план комнаты, смоделированный на предыдущем уроке и, не откладывая в долгий ящик, переходим в режим 3d-проекции. Для этого нажмите на клавиатуре кнопку F3, и 3d модель вычерченной комнаты появится на экране.
Для того чтобы перемещаться по 3d окну ArchiCAD можно воспользоваться кнопкой . После нажатия этой кнопки на экране появится диалоговое окно с подсказками как же собственно передвигаться по модели нашего помещения.
Вторым способом передвижения по 3d модели комнаты, будет использование комбинации клавиши Shift + Нажатие скрола (колёсика) на мыши. Выберите наиболее подходящий способ для вас и пойдём далее.
Изначально 3d объекту в ArchiCAD присваиваются материалы и свет по умолчанию (если вы только сами не настраивали их в начале процесса вычерчивания помещения),
нам же необходима более естественная картинка, приближенная к реальным объектам в жизни, поэтому мы будем настраивать необходимые нам материалы, а затем и освещение.
Более того, если вы находитесь в модели, то вы не сможете увидеть на модели тени от предметов, которые присутствуют в жизни. Для того чтобы увидеть освещение и тени, необходимо, либо включить отображение теней в соответствующем меню
или визуализировать картинку – т.е. преобразовать 3d модель комнаты в двухмерную картинку со всеми присущими реальным объектам в жизни: тенями, текстурами, светом и т.д. (что-то наподобие получения двухмерной фотографии из реального трёхмерного мира), но об этом мы поговорим на следующем уроке.
Однако стоит отметить, что работа с тенями в 3d окне программы ArchiCAD сильно нагружает работу компьютера, поэтому их обычно в таком качестве не используют.
В режиме 3d, объект может находиться в трёх режимах отображения. Доступ к этому меню лежит через щелчок правой кнопки мыши на свободном поле рабочего окна архикада.
Отображение 3d модели зависит от того, какой способ вычисления у вас стоит. Их бывает всего два вида: вычисления вашей видеокартой или внутренними механизмами самого архикада.
Внутренние вычисления архикада (Internal Engine) обладают скромными вычислениями и предложат вам три вида отображения модели: контурный, контурный со скрытыми невидимыми линиями и раскрашенный (с тенями).
Вычисления при помощи вашей видеокарты (OpenGL) имеют только два вида: контурный и раскрашенный. В отличие от предыдущего раскрашенного вида, этот вид позволяет увидеть будущий интерьер с текстурами.
Теперь дошел черёд до материалов. Давайте разберемся, как с ними необходимо работать в ArchiCAD. Допустим нам необходимо изменить материал пола в комнате. Для этого необходимо выделить объект, который вы хотите изменить и зайти в его свойства либо, щёлкнув на кнопке, на панели ниже,
либо правой кнопкой мыши на изменяемом объекте и выбрать пункт «свойства объекта» в контекстном меню. В появившемся окне свойств объекта ищите вкладку Модель, в ней выбирайте необходимую сторону перекрытия, в нашем случае верхнюю, и щелкните по длинной кнопке расположенной рядом.
В результате откроется выпадающий список доступных материалов. Из них выберите подходящий вам материал и нажмите ОК. Выбранный материал пола отобразится на 3d модели.
Точно также следует поступить со всеми остальными конструктивными элементами комнаты (стены, пол, потолок, колонны и т.д.), которые вы хотите изменить. С библиотечными объектами ArchiCAD (столы, стулья, вазы, люстры и т.д.) следует поступать несколько иначе. Как обычно выделяйте изменяемый объект, и зайдите в его свойства, кликнув по соответствующей кнопке свойств элемента или через контекстное меню правой кнопки мыши. Все библиотечные элементы имеют настроенные координаты и наложенные по ним текстуры. Поэтому в настройках объектов нужно искать опции, отвечающие за отображение материалов:
В итоге вы получите приближенную к реальности картину внутреннего пространства комнаты. Благодаря такой работе с 3d в archicad, вы сможете проверить пропорции и соразмерность всех элементов и частей интерьера, а также получите хорошее представление об объёме своего будущего интерьера помещения.
Также, находясь в режиме 3d моделирования, можете выбрать команду визуализации (рендер) модели и тем самым запустите процесс визуализации изображения.
При этом вы получите двухмерное изображение комнаты со всеми присущими объектам в реальной жизни свойствами (светом, тенью и т.д.).
Однако эта картинка получится очень тёмной, так как мы не настроили правильное освещение. Ввиду объёмности сегодняшнего урока, про освещение и другие свойства визуализации мы поговорим в следующем уроке: "Визуализация в ArchiCAD".
А сегодня ещё необходимо научиться сохранять получившееся итоговое изображение на компьютер. Чтобы сохранить это изображение себе на компьютер, необходимо выполнить следующие команды: Файл – Сохранить как. и в появившемся диалоговом окне указать имя файла, его формат (чаще jpeg) и место для хранения на компьютере.
Лично я (ваш покорный слуга Андрей Серёгин) применяю «архикадовские» 3d чертежи для построения чертежей перспективы помещений в виде контурных рисунков. Затем я беру в руки карандаш, а чаще обычную шариковую ручку, и начинаю эскизировать, т.е. рисовать поверх начерченных линий свои, необходимые мне, элементы декора и обстановки.
В ходе эскизирования я продумываю будущий стиль комнаты, декоративные элементы, формы предметов и т.д. Почему-то карандаш даёт мне большую свободу в выражении своих мыслей и задумок, чем 3d моделирование от начала до конца на компьютере. Уже после эскизирования на бумаге я перехожу к финальной стадии моделирования и визуализации на компьютере в программе 3ds Max, и добиваюсь в ней, если этого требует заказчик, фотореалистичного качества изображения внутреннего пространства помещений. Попробуйте мой метод, возможно, он подойдёт и вам.
Мы воспользуемся линиями как основой для создания 3D-сетки ландшафта.
Активируйте в Навигаторе Карта проекта > 1. 1-й этаж.
1 Щелкните правой кнопкой мыши в Навигаторе на элементе РЛ-01 Топосъемка и выберите Показать в качестве ссылки фона, чтобы отобразить рабочий лист в фоновом режиме.
2 Нажмите на стрелку, расположенную рядом с кнопкой Фон и выберите находящуюся внизу списка команду Фон и ссылка, чтобы открыть одноименную панель.
4 Закройте панель Фона и ссылки.
Создание 3D-сетки
1 Активируйте инструмент 3D-сетка (щелкнув мышью на его значке, находящемся в Панели инструментов) и сделайте дополнительный двойной щелчок мышью на том же значке.
2 Откроется диалог Параметров 3D-сетки. Настройте параметры 3D-сетки следующим образом: • Высота 3D-сетки Толщина: 2 000 мм
- Смещение относительно собственного этажа: -100 миллиметров ниже проектного нуля • В качестве Структуры 3D-сетки выберите Твердое тело Строительным материалом назначьте Грунт
3 Убедитесь в том, что в качестве Собственного выбран 1. 1-й этаж (Текущий). Снимите отметку с маркера ШТРИХОВКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ в панели Представления на Плане и в Разрезе.
5 Выберите в Информационном табло Прямоугольный геометрический вариант и щелкните мышью в двух противоположных точках прямоугольника границ участка местности, чтобы создать 3D-сетку.
6 Наведите курсор на только что созданную 3D-сетку и добавьте ее в выборку сочетанием SHIFT + щелчок мышью, после чего активируйте инструмент 3D-сетка, если он был деактивирован.
7 С помощью сочетания Пробел + щелчок мышью (удерживая клавишу Пробел и щелкая мышью при наведенном на элемент курсоре) последовательно укажите искривленные линии для создания дополнительных ребер 3D-сетки. В диалоге Новые точки 3D-сетки, появляющемся при каждом щелчке на линии, выбирайте Подогнать под ребра пользователя.
8 Чтобы задать высоту точек, лежащих на одной и той же отметке, выберите 3D-сетку и щелкните на любой, точке принадлежащей второй справа (средней) линии горизонтали:
- Повторите эту операцию в отношении правой горизонтали, указав значение Смещения по вертикали точек 3D-сетки равным 1000.
Теперь по отдельности поднимите правые углы 3D-сетки. Щелкните в правом углу. Выберите команду Смещения по вертикали точек 3D-сетки и установите значение Высоты равным 1000, но не отмечайте маркер Применить ко всем, чтобы не поднимать все точки прямоугольника. Повторите эти действия в отношении нижнего угла. Результат должен выглядеть следующим образом:
В программе Архикад все трехмерное пространство можно делить на уровни, при этом в навигаторе проекта будут автоматически создаваться планы этих уровней (это одно из отличий Архикада от Ревит, где планы нужно создавать принудительно).
Конструкция его по высоте снизу вверх будет следующей:
Откроется окно с предустановками из шаблона по умолчанию.
Сетка координационных осей в Archicad
Разместим сетку осей. Наш хозблок пусть будет с габаритными размерами 3х5 метров. Сделаем такую же сетку. Но сначала создадим для сетки слой, на котором она будет размещаться, поскольку все слои по умолчанию мы удалили.
Создание нового слоя
Идем в параметры слоев
В окне параметров нажимаем кнопку Новый
Вводим имя слоя. Желательно ставить перед именем циферный порядковый номер, чтобы слои в списке располагались последовательно.
Слой будет создан. Останется подтердить кнопкой ОК.
Теперь займемся непосредственно сетками. В Архикаде первичная настройка сетки происходит в диалоговом окне, которое вызывается следующим образом:
Откроется окно. Оставим тут настройки, только уменьшим значение продления линий сетки с 4000 до 2000
Сразу выберем созданный нами слой
Нам нужно с помощью кнопки с минусом удалить лишние оси и оставить две горизонтальные и две вертикальные, задав нужные расстояния между ними. Вот так.
Подтверждаем ОК и курсором щелкаем в крестик начала координат, и устанавливаем горизонтальный уровень, без поворота.
Кружки оказались достаточно большие для такого маленького строения, поэтому изменим масштаб. Идем в нижний левый угол.
Установим масштаб 1:50
Вид сетки поменяется
Сетку можно создавать на любом этаже. На остальных она появится автоматически.
Попробуем еще подредактировать нашу сетку. Выделим все ее элементы рамкой. Нажмем правую кнопку мыши и выберем верхний пункт списка
Откроется меню параметров сетки. По такому же принципу меняются параметры практически любого элемента в архикаде.
Для планов и фасадов выберем штрихпунктирный тип линий
Еще уберем розовый фон с маркеров осей
Вид сетки изменится. Выделяя поочередно каждую ось, можно регулировать расположение ее концов, чтобы ее вид был более удачно выполнен с учетом размеров здания и расположения на чертеже.
Подборка лучших бесплатных и платных онлайн-курсов по ArchiCAD для начинающих с нуля и продвинутых.
1 место. Курс «Archicad с нуля до PRO» — Skillbox
- Длительность 2 месяца
- Онлайн в удобное время
- 2 уровня сложности
- Проект в портфолио
Кому подойдёт этот курс:
- Новичкам в дизайне интерьеров
Вы научитесь оформлять рабочую документацию и сможете создавать рабочие чертежи, даже если никогда не открывали Archicad. - Дизайнерам интерьеров и архитекторам
Вы систематизируете знания, освоите визуализацию в Archicad, сможете работать ещё быстрее и впечатлите заказчика или руководство. - Дизайнерам мебели и 3D-визуализаторам
Научитесь делать подробные чертежи, чтобы более качественно визуализировать интерьер и создавать мебель. Сможете перейти на новый уровень и брать больше заказов. - Тем, кто хочет построить дом
Научитесь быстро проектировать в программе, делать обмерные планы и чертежи. По ним вы построите уютный дом и создадите участок мечты.
Чему вы научитесь:
- Уверенно работать в программе
Освоите Archicad на профессиональном уровне. Сможете моделировать объекты и делать чертежи. - Использовать готовые библиотеки
Сможете пользоваться набором готовых элементов при проектировании и работать ещё быстрее. - Получать документацию проекта автоматически
Будете формировать документацию на основе 3D-модели Archicad — так вы сможете в разы увеличить производительность. - Визуализировать проект
Научитесь делать эффектный рендер проекта с помощью CineRender и впечатлять заказчиков. - Рассчитывать смету
Сможете автоматически вычислять площади и количество нужных для строительства материалов.
Программа
Вас ждёт насыщенная программа из онлайн-лекций и практических заданий.
24 тематических модуля, 128 онлайн-уроков
- Archicad с нуля
- Введение.
- 2D-черчение и инструменты разметки.
- Инструменты конструирования: линии, стены, двери, окна.
- Инструменты конструирования: балки, колонны, зоны, ограждения.
- Работа с объектами.
- Оформление чертежей.
- Инструменты редактирования и параметры отображения чертежей.
- Работа с каталогами и индексами проекта.
- Archicad PRO
- Конструктивные элементы. Создание заготовки домика (АР по БТИ).
- Обмерный план. Редактирование.
- Реквизиты: типы, иерархия, создание и редактирование.
- Создание отделки.
- Виды: слои, их комбинации и графзамена.
- Библиотечные элементы и сложный профиль. План мебели.
- Документирование. Развёртки.
- Работа с 3D: параметры и стили.
- Свойства и каталоги.
- Оформление листов. Публикация.
- Взаимодействие. Экспорт.
- Визуализация в Archicad: детальные настройки.
- Визуализация в Archicad: источники света и глобальное освещение.
- Визуализация в Archicad: покрытия и ретушировщики.
2 место. Курс «ArchiCAD и 3ds Max для дизайна интерьера» — GeekBrains
За курс вы не только с нуля освоите основные инструменты, но и изучите расширенные возможности ArchiCAD. Вы научитесь:
- Создавать чертежи планов, разрезов и развёрток интерьера
- Работать с библиотеками стандартных и импортированных элементов интерьера
- Оформлять проектную документацию
- Моделировать сложную геометрию
- Создавать собственные библиотечные элементы
- Организовывать работу в книге макетов
- Готовить альбом дизайн-проекта к печати
На время обучения ArchiCAD предоставляется бесплатно.
На курсе преподаёт сертифицированный преподаватель ArchiCAD и практикующие архитекторы. Вы получите обширные знания, а также навыки, актуальные для проектной работы на рынке.
Уроки
Курс подойдёт как новичкам, так и тем, у кого уже есть базовые знания. Сразу после обучения вы сможете начать создавать свои первые интерьеры. Вы научитесь:
- Визуализировать модели помещения
- Добавлять источники света и работать с освещением
- Моделировать мебель и текстильные объекты
- Применять карты текстур для создания материалов
- Работать с библиотеками материалов и мебели
- Расставлять камеры и настраивать их
- Делать постобработку визуализации
На время обучения 3ds Max предоставляется бесплатно.
Программа построена так, что вы постепенно будете переходить от простых тем к сложным и закреплять полученные знания на практике. Результатом станет визуализация интерьера на основе референсов.
На курсе преподают опытные архитекторы–преподаватели компьютерной графики. Вы получите обширные знания, а также навыки, актуальные для проектной работы.
Уроки
- Интерфейс 3ds Max
Настройка единиц измерения. Навигация во Viewport. Командная панель. Создание примитивных объектов. Панель навигации. Позиционирование и масштабирование объектов. Работа с координатами. Привязки. AutoGrid. Инструмент Align. Клавиатурные сокращения и их настройка. Переключатель режима клавиатурных сокращений. Предоставление студентам файла с настроенными Shortcuts. Система работы с файлами. - Spline-моделирование
Типы моделирования: Spline-моделирование, Poly-моделирование. Работа с Контурами. Виды Vertex. Правила склеивания точек в Shapes. Дефекты Shapes. Модификатор Extrude. Импорт чертежа из ArhiCad, AutoCAD. - Модификаторы для работы с линиями
Модификатор Bevel/Bevel Profile (создание модели постамента). Модификатор Lathe (создание модели чашки/светильника). Модификатор Sweep (создание модели плинтуса/ручки для чашки). Renderable spline (создание модели фермы). - Loft-моделирование
Инструмент Loft (создание модели ложки, отвертки, кристаллов для люстры). Система координат объекта. - Работа с иерархией объектов
Слои. Array. Создание копий и экземпляров объектов: Copy, Instance, Reference. Группировка объектов. Иерархия объекта. - Poly-моделирование
Editable Poly. Подуровни выделений. Инструменты и алгоритмы выделения. Инструменты моделирования. Инструмент Create Shape from Selection. Влияние модификатора на его элементы объекта Editable Poly (модификатор Mirror). Разбор инструмента Boolean (создание потолка с отверстиями для встроенных светильников). - Твердотельное моделирование
Editable Poly: инструменты моделирования (Chamfer, Bevel, Inset). Создание модели шкафа/стола. - Модификаторы для работы с полигональными объектами
Инструмент Shape Merge + Модификаторы Shell, Symmetry и Bend (создание цилиндрического узора). Работа с деревом модификаторов. Модификаторы FFD. Модификатор Shell + Slice + Cap Holes. Модификаторы Relax, Spherify, Push, Squeeze, Ripple, Taper, Twist, Lattice. Модификатор Wave, Stretch, Melt, Noise. Создание собственной вкладки модификаторов на командной панели (Command Panel). - Моделирование мягкой мебели
Создание модели кресла/дивана. Способы склеивания точек: Weld, Target Weld. Модификатор TurboSmooth. Правила работы с топологией объектов. Способ выделения By Angle/По углу. Smoothing Groups и Модификатор Smooth. Создание стёганной мебели. - Моделирование текстиля
Модификатор Cloth. Модификатор Hair. Инструмент Scatter. - Введение в визуализацию
Обзор механизмов визуализации (Mental ray, V-ray, Corona). Детальный разбор настроек Corona Renderer. Interactive Render. Установка источника света (солнце). Редактор материалов: создание базового материала (Corona Material). Редактор материалов: назначение единого материала всем объектам сцены (Override Material). Hide Selected/ Unhide (стекло в окнах). Freeze Selection / Unfreeze All. Визуализация с базовыми настройками (белый свет). - Освещение
Типы освещения. Настройка Corona Sun и Corona Sky. HDRi. Создание и настройка Corona Light. Применение материала CoronaLightMtl. Установка Light Mix. - Базовые материалы
Типы материалов (Standard, V-ray, Corona). Компактный режим редактора материалов / Compact Material Editor. Расширенный вид редактора материалов / Slate Material Editor. Присвоение материалов объектам. Инструмент Render Selected. Создание материалов краски и металла. Создание материалов стекла и жидкости. Создание материалов пластика и воска. - Применение карт текстур для создания материалов
Создание материала дерева, бетона и камня. Растровая карта текстуры. Отображение материала во viewport. Настройка Bitmap (Mapping). Каналы рельеф и смещение. Corona Bump Converter. Установка оптимизации Displacement. Карты нормалей. Создание бесшовных текстур и цветокоррекция в Adobe Photoshop. Изменение тона текстуры в Adobe Photoshop. Создание на основе Diffuse карт для других каналов материалов в Adobe Photoshop. Структурирование файлов текстур. Использование каталогов текстур. - Работа с текстурными координатами
Модификатор UVW map. Corona Triplanar Map. Corona Randomizer. Создание разверток текстур Unwrap. - Сложные многослойные материалы
Расширенный вид редактора материалов. Встроенные векторные текстуры: Checker, Falloff, Gradient, Gradient ramp, Speckle, Splat, Tiles. Blend materials (включая материалы тканей). Multi-Object materials. Редактирование текстуры в 3DS MAX (Output, Color Correction). - Настройки камеры
Обзор доступных камер. Навигация камеры. Выбор ракурса. Настройки камеры. Clipping plane. Исключение объектов из видимости камеры. Batch Render. - Использование скриптов и сторонних модификаторов
Модификатор Floor Generator. Multitexture. Скрипт Prune Scene для очистки сцены. Скрипт быстрого переключения режима привязок. Скрипт Collect Asset. Скрипт Corona Converter. - Работа с библиотеками материалов и мебели
Создание канала глубины изображения (Alfa). Создание канала ID. Создание канала материалов (Material ID). Визуализация канала освещения отдельного источника света (Lightmix). Постобработка в Adobe Photoshop. - Дополнительные каналы визуализации. Постобработка
Создание канала глубины изображения / Alfa. Создание канала ID. Создание канала материалов / Material ID. Визуализация канала освещения отдельного источника света. Постобработка в Adobe Photoshop.
После обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации. Его можно прикрепить к портфолио и показать заказчику.
Читайте также: