Создание мультимедийной информации средствами ms office

Обновлено: 29.06.2024

Когда вы готовите проектную работу, то понимаете, что в результате её нужно будет представить, например, на школьной конференции. Несмотря на то, что на многих ученических конференциях всё более популярными становятся стендовые защиты, по-прежнему, остаются востребованными компьютерные презентации.

Компьютерная презентация — электронный мультимедийный документ, который создают и используют для подачи информации широкой аудитории в наглядном и лаконичном виде.

Демонстрация компьютерных презентаций может производиться на персональных компьютерах, больших демонстрационных экранах и т. д. Компьютерные презентации используют для сопровождения докладов (реферат, курсовая работа или дипломная работа), иллюстраций к урокам, рекламных роликов.

Можно выделить слайдовые и потоковые компьютерные презентации.

Нужно отметить, что на сегодняшний день создано большое количество программ, позволяющих разрабатывать презентации, в том числе немалое количество онлайн-сервисов. Слайдовые презентации отличает то, что они формируются из отдельных слайдов — экранных страниц. Каждая страница может содержать как текст, так и изображения, видео- и звуковые объекты, а также гиперссылки. Такие презентации ещё называют классическими.

В качестве программ для создания презентаций наиболее распространены такие программы, как Power Point, OpenOffice Impress, LibreOffice Impress.

Для Power Point наиболее популярными являются форматы .ppt, .pptx

Презентации в Impress создаются в формате .odp, поддерживается формат .html

Все перечисленные программы поддерживают формат.pdf

Существуют презентации, предназначенные для непрерывного (потокового) воспроизведения последовательности объектов, для каждого из которых определено время показа. Одна из программ для таких презентаций — Microsoft Movie Maker.

В последнее время стали популярны видео-скрайбинги. Например, англоязычная программа VideoScribe позволяет быстро создать анимацию.

Не менее популярными стали и онлайн-сервисы, например, Prezi, в котором можно создать динамичную эффектную нелинейную презентацию.

Другим примером может служить онлайн-сервис Powtoon.

Он содержит большое количество готовых тематических презентаций, в которые можно вносить изменения, корректируя для своих задач. Сервис предоставляет возможность создавать потоковые презентации, используя готовые шаблоны или создавая презентации «с нуля».

Несмотря на разнообразие программ и онлайн-сервисов для создания презентаций, существуют определённые этапы создания презентаций, которых следует придерживаться для получения качественного результата.

Этапы создания презентации:

На первом этапе происходит разработка плана презентации. Формируется цель, определяются содержание и структура будущей презентации, включая примерное количество слайдов и объектов, система навигации, т. е. способы переходов между слайдами.

На этапе реализации плана происходят непосредственное создание и редактирование слайдов, монтаж презентации.

Современные инструменты для создания презентации представляют следующие варианты создания презентации:

• на основе шаблона;

• на основе готовой презентации,

Шаблон — это заготовка из нескольких слайдов, по которой несложно выстроить качественную презентацию. В разных программах шаблоны бывают разными.

Можно использовать готовые презентации, например, предоставляемые сервисом PowToon. В готовой презентации вы можете изменять, удалять или добавлять новые объекты, изменить мелодию, сопровождающую презентацию, изменять количество слайдов.

В небольшом фрагменте показано, как можно вносить изменения в готовую презентацию и как посмотреть предварительный результат.

На завершающем этапе происходит репетиция выступления подготовленной презентации, доработка выявленных неточностей. На этом этапе не нужно жалеть времени на репетицию выступления. Обычно, существует регламент выступления, т. е. специально отведённое время выступления. Например, для защиты проектной работы на ученической конференции, как правило, выделяется 7 минут.

Поскольку для воплощения собственного замысла при создании презентации часто бывает недостаточно существующих шаблонов и заготовок, то приходится выбирать пустой шаблон или новую презентацию. В этом случае нужно самостоятельно разработать композицию каждого слайда.

Композиция — это составление целого из частей.

Несмотря на то, что сама презентация состоит из отдельных частей, при её просмотре у зрителя должно формироваться ощущение единого целого — это свойство целостности композиции. Вы получите хороший результат, если все элементы презентации будут обладать какими-то общими свойствами — единым стилем, единым подходом к реализации анимации, будут связаны логикой представления информации и т. д.

Другое свойство композиции, важное при разработке презентации — это свойство выразительности. Необходимо наиболее точно передать основную идею слайда и всей презентации. Достигается выразительность использованием визуальных средств, среди которых:

— использование контрастных цветов;

— изменение формы объектов;

— размещение важных объектов в центре слайда или в геометрических фигурах (круг, квадрат и т. д.);

— использование симметрии и асимметрии для ощущения статичности или мобильности;

— наличие полей на слайде повышает комфорт восприятия информации;

— обеспечение быстрого выбора элементов управления.

При самостоятельной разработке презентации важно учитывать закономерности восприятия человеком информации. Разные цвета по-разному влияют на психологические состояние человека. Это нужно учитывать при выборе основного фона всей презентации и той аудитории, на которую она рассчитана. Если посмотреть на цветовой круг, то можно заметить, что в каждом секторе расположены близкие по тону цвета. Хорошо сочетаются цвета, расположенные противоположно на цветовом круге.

Рассмотрим некоторые полезные замечания для получения эффективной презентации.

Как выбрать цветовую гамму слайда?

  1. Выбранная гамма цвета не должна мешать восприятию слайда.
  2. Основной цвет слайда формируется с учётом психологической характеристики.
  3. Чтобы цвет лучше читался, его нужно выбирать контрастным к цвету фона.

Когда мы говорим о тексте на слайде, то нужно обратить внимание на вид, размер, начертание и количество текста на слайде.

С большого расстояния лучше читаются рубленые шрифты, т. е. без засечек, поэтому используем Arial, Verdana, Sans и подобные им.

Размер должен быть таким, чтобы любому зрителю в аудитории было удобно его прочитать. Как правило, для основного текста используется размер не менее 24 пунктов, а для заголовка от 32 пунктов. Большое количество начертаний текста на слайде приводит к снижению восприятия. Количество текста на слайде должно быть небольшим.

При создании презентации пользователь выбирает её стиль. Как вы помните, стиль представляет собой совокупность значений свойств объектов.

Применительно к презентации стиль оформления включает в себя:

— формат символов (шрифт, размер, цвет, начертание, эффекты и т. п.);

— формат графических и других объектов;

— формат фона (цвет, наличие, размещение и вид графических объектов);

Отдельного внимания заслуживает компьютерная анимация как способ привлечения внимания к презентации.

Компьютерная анимация — компьютерная имитация движения с помощью изменения формы объектов или показа последовательных изображений с фазами движения.

Эффекты анимации могут применяться как к текстовым или графическим объектам на слайде, так и к смене слайда. Разумное количество анимационных эффектов способствует достижению большего визуального эффекта.

В зависимости от назначения презентации возможны три режима показа презентации:

Для реализации проекта уже можно обращаться к каким-либо программным средствам, в частности к программе Power Point, с помощью которой можно быстро, эффективно, качественно реализовать любые проекты создания презентаций. В программе Power Point предусмотрено три способа создания презентаций – с использованием мастера автосодержания, на основе существующей презентации и на основе шаблонов.

Содержание

Введение ………………………………………………………….…..….. 3
1. Теоретическая часть
1.1. Создание презентаций …………………………………………..…. 4
1.2. Редактирование слайдов .…………….…………………………..… 9
1.3. Мультимедийные эффекты……………………………………..….. 13
1.4. Редактирование презентации . ……………………………….…… 15
1.5. Проведение презентации …. …………………………..………….. 17
Заключение …………………………………………………….………….18
2. Практическая часть
2.1. Общая характеристика задачи..……………………………………. 19
2.2. Описание алгоритма решения задачи …………………………….. 21
Список использованной литературы ..………………….……………… 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВСЕРОСИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

По дисциплине: Информатика

На тему: Создание мультимедийных презентаций в среде MS Office

Исполнитель: Абдулгян А.С.

Группа: ФНО, день

Номер зачетной книжки:11флд41690

Преподаватель: Комарцова Л.Г.

Калуга 2011 г.

1. Теоретическая часть

1.1. Создание презентаций ………………………………………….. …. 4

1.2. Редактирование слайдов .…………….…………………………..… 9

1.3. Мультимедийные эффекты……………………………………..….. 13

1.4. Редактирование презентации . ……………………………….…… 15

1.5. Проведение презентации …. …………………………..…… …….. 17

2. Практическая часть

2.1. Общая характеристика задачи..……………………………………. 19

2.2. Описание алгоритма решения задачи …………………………….. 21

Список использованной литературы ..………………….……………… 25

Необходимо понимать, что начальный этап создания презентации – этап ее проектирования не может быть проведен с помощью каких-либо программных средств. На этапе проектирования презентации пользователь должен четко представить себе и зафиксировать цель и тему создаваемой презентации, составить ее общий план, разобрать общий сценарий демонстрации.

Для реализации проекта уже можно обращаться к каким-либо программным средствам, в частности к программе Power Point, с помощью которой можно быстро, эффективно, качественно реализовать любые проекты создания презентаций. В программе Power Point предусмотрено три способа создания презентаций – с использованием мастера автосодержания, на основе существующей презентации и на основе шаблонов.

Создание презентации с помощью мастера автосодержания

Мастер автосодержания фактически выбирает для создаваемой презентации не только стандартные макеты слайдов и их оформление. Основное отличие использования мастера автосодержания в том, что он “предлагает” некоторую заготовку сценария презентации на заданную тему. Используя заготовку мастера автосодержания, пользователю придется подгонять свой проект под заготовку, либо переделывать заготовку под свои представления о презентации.

  1. Первое окно мастера автосодержания, по сути, является рекламной заставкой. Поэтому после ознакомления с его содержанием следует нажать на кнопку Далее.
  2. Во втором окне мастер предлагает выбрать одну из стандартных тем. Слева в окне располагается шесть кнопок выбора категории презентации: Все, Общие, Служебные, Проекты, Деловые, Советы от Карнеги. Если тематика разрабатываемой презентации подходит под одну из перечисленных категорий, рекомендуется щелкнуть по соответствующей ей кнопке. Чтобы просмотреть все имеющиеся в распоряжении мастера типы презентаций, щелкните по кнопке Все . В программе Power Point 2002 имеется 24 типа заготовок. После выбора категории в расположенном справа от кнопок списке отобразятся названия конкретных тем презентаций. Следует щелкнуть по подходящему названию, а потом по кнопке Далее.
  3. На следующем шаге мастера автосодержания предлагает выбрать способ показа демонстрации: Презентация на экране, Презентация в Интернете, Черно-белые прозрачки, Цветные прозрачки или 35-мм слайд . Щелкните по подходящему переключателю и перейдите к следующему шагу.
  4. В четвертом окне мастер запрашивает у разработчика заголовок, который должен находиться на титульном слайде презентации, а также объекты, которые должны размещаться на всех остальных слайдах презентации. Если пользователь хочет, чтобы на слайдах отображался нижний колонтитул, следует заполнить желательным текстом поле Нижний колонтитул , а для отображения даты и номера слайда нужно включить соответствующие флажки этого окна.
  5. В последнем, пятом окне мастер сообщает о том, что он получил всю необходимую информацию и что для получения результата пользователю следует щелкнуть по кнопке Готово . Щелчок по этой кнопке приводит к завершению работы мастера. В рабочей зоне окна отобразится созданная им типовая презентация, в области слайда – титульный слайд, а в области структуры – структура презентации.

Создание презентации на основе существующей

Последние этапы создания новой презентации на основе уже существующей похожи на ее создание с помощью мастера автосодержания. Но на начальном этапе вместо работы с диалоговыми окнами мастера следует открыть наиболее подходящую по содержанию существующую презентацию, а затем выполнить ее первичное сохранение по другим именем и/или в другой папке. После чего старую презентацию можно редактировать, так же как и результат работы мастера автосодержания.

Создание презентации на основе шаблонов

Используя для создания презентации шаблоны, пользователь может реализовать какие угодно собственные проекты, не привязываясь к существующей презентации или к ее заготовке. В этом случае вся презентация создается заново. Такой подход зачастую может оказаться более эффективным, чем подход, связанный с переделками. Процесс создания презентации на основе шаблонов состоит из таких действий, как добавление нового слайда в презентацию, выбор для него подходящего макета, заполнение макета конкретным содержимым, подбор подходящего шаблона оформления и цветовой схемы, добавление из шаблонов эффектов анимации и т.д.

Создание новой презентации на основе шаблонов начинается щелчком по кнопке Создать на панели Стандартная или с помощью сочетания клавиш Ctrl + N . Это приведет к размещению в рабочей зоне окна Power Point новой пустой презентации. Отметим, что сразу после стандартного запуска программы Power Point пустая презентация в ее окне создается автоматически.

Пустая презентация состоит только из заготовки титульного слайда, которая отображается в области слайда. Если в задуманной презентации предусмотрено более одного слайда, для включения в состав создаваемой презентации каждого нового слайда, следует щелкнуть по кнопке Создать слайд , использовать сочетание клавиш Ctrl + M или выбрать команду Вставка ► Создать слайд .

Наполнение содержанием и оформление титульного и каждого следующего слайда презентации целесообразно осуществлять в следующем порядке. Вначале следует добиться отображения области задач Разметка слайда . Это можно сделать, раскрыв список в заголовке области задач и выбрав в нем соответствующую строку. В области Разметка слайда находятся эскизы более двух десятков макетов, в том числе эскиз пустого макета, вообще не содержащий никаких элементов, несколько эскизов макетов титульного слайда, а также эскизы макетов с различными комбинациями текстовых и графических элементов. Следует внимательно просмотреть все предложенные в разделе эскизы и отобрать наиболее соответствующие замыслу, проекту слайда. После совмещения указателя мыши с каким-либо эскизом появляется всплывающая подсказка, содержащая комментарий к нему. Например, Титульный слайд, заголовок, Схема и организационная диаграмма, Заголовок и диаграмма и т.д. Щелчок по эскизу макета приводит к тому, что текущий слайд переоформляется в соответствии с выбранным макетом. Операцию изменения макета слайда можно выполнять на любом этапе его создания.

После выбора общей структуры слайда следует заполнить его конкретным содержанием, отредактировать его, а затем приступить к выбору оформления. Чтобы выбрать подходящий шаблон оформления, следует щелкнуть по кнопке Конструктор слайдов или выберете в списке разделов области задач строку Дизайн слайда – Шаблоны оформления . В основной части области Дизайн слайда отображается список имеющихся шаблонов оформления, которые также представлены в списке их эскизами. Прокручивая список, следует просмотреть все предлагаемые шаблоны и выбрать наиболее соответствующий общему замыслу презентации. Щелчок по эскизу шаблона приводит к соответствующему переоформлению текущего слайда. Если визуальная оценка полученного оформления не удовлетворяет пользователя, выбранный шаблон оформления можно заменить любым другим. Операцию изменения оформления слайда с помощью шаблона можно осуществлять произвольное количество раз на любом этапе его разработки.

В верхней части области задач Ди зайн слайда находятся три гиперссылки, которые упрощают переключения между разделами области задач, отвечающими за оформление слайда. Щелчок по ссылке Цветовые схемы приводит к отображению в области задач предусмотренных в программе схем окраски различных элементов слайда. А щелчок по гиперссылке Эффекты анимации – к отображению списка названий анимационных эффектов, проявляющихся в процессе демонстрации слайда. Применение и изменение цветовой схемы слайда, а также выбор анимационного эффекта осуществляются точно так же, как и применение макета и шаблона оформления. После выбора анимационного эффекта с помощью расположенной ниже списка эффектов кнопки Просмотр можно визуально оценить выбранный эффект.

Рекомендуется в начале процесса создания презентации выполнить ее первичное сохранение, а потом периодически выполнять текущее сохранение.

Изменять содержание или оформление слайда можно на любом этапе его разработки. Если слайд создавался на основе макета, в нем могут быть заглушки, которые следует заменить конкретным текстовым или графическим элементом. В любом случае на слайде можно разместить объекты, для которых в макете или в изменяемом слайде заглушки не были предусмотрены. Положение любого включенного в слайд объекта может быть изменено, так же как могут быть изменены и его геометрические размеры и оформление. Все эти действия считаются редактированием слайда.

Работа с заглушками

Замена заглушек элементов слайда различного типа выполняется по-разному. Проще всего выполняется замена текстовых заглушек. Для замены такой заглушки по ней следует щелкнуть, и после появления поля ввода с текстовым курсором внутри ввести нужный текст. Запрещается ввод текста щелчком в любом месте вне поля ввода. Нажатие клавиши Enter приводит к появлению нового абзаца. Если текст, который нужно ввести в отведенную размерами заглушки область, не помещается, происходит автоматическое увеличение ее размеров.

Замена заглушек, соответствующих маркированным и нумерованным спискам, производится примерно по той же самой схеме – выполняется щелчок по заглушке, а затем вводится конкретное содержимое элементов списка. Каждое нажатие на клавишу Enter приводит к образованию следующего элемента списка. Изменение элементов списка и их удаление осуществляется точно так же, как и в редакторе Word.

Кроме текстовых заглушек в макетах Power Point используются специализированные заглушки для включения в слайд графики, диаграмм, видео- или аудио- клипов (клипов мультимедиа), таблиц, организационных диаграмм. Кроме того, существуют универсальные заглушки для включения в слайд любого из перечисленных объектов. Включение объекта в слайд начинается с двойного щелчка по его заглушке. Дальнейшие действия зависят от типа заглушки.

Изменение размеров и положения элементов слайда

Размеры и положение заглушки, так же как и любого другого текстового или графического элемента слайда, можно изменить вручную. Для изменения размеров следует совместить курсор мыши с одним из маркеров на границе заглушки или объекта и, после того как курсор примет форму двунаправленной стрелки, перетащить границы в нужном направлении. Для изменения положения объекта следует совместить курсор мыши с любой из границ объекта и, после того как курсор примет крестообразную форму, перетащить объект или заглушку в нужное положение.

Выполняя эту операцию с текстовыми элементами, следует быть особенно осторожным. Дело в том, что когда указатель находится внутри текстового объекта и нажимается левая клавиша мыши, осуществляется переход в режим редактирования текста, а не в режим перетаскивания. Поэтому для перетаскивания текстовых элементов указатель мыши следует совмещать точно с границей элемента, а не с любой точкой внутри границы, как это можно делать для графических объектов.

Компоненты программных средств мультимедиа Программные средства Определение Примеры Системные это набор программ, входящих в состав операционной системы компьютера и осуществляющих управление устройствами мультимедиа Набор программ к ОС Windows Прикладные это готовые и, как правило, продаваемые программные системы на CD ROM или DVD дисках фильмы, учебники, энциклопедии, игры, книги, виртуальные музеи, путеводители, рекламные материалы и т.д. Инструментальные это пакеты программ для создания мультимедийных предложений - редакторы неподвижных графических изображений - средства создания анимированных GIF-файлов - средства аудио и видеомонтажа, - средства создания презентаций, - средства распознавания текстов, введенных со сканера, - средства создания обучающих программ системы распознавания голоса и преобразования звуковых файлов в текстовые, - системы создания приложений виртуальной реальности, и другие.

1. Презентационная графика PowerPoint Презентация – это официальное публичное представление нового фильма, издания, а также новой организации и т.п. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2014.) Электронная презентация MS PowerPoint – это программа, с помощью которой создаются презентации, основанные на показе через экран компьютера и/или электронную доску с проектором для любой аудитории зрителей отдельных «плакатов»-слайдов, снабжённых текстом в сопровождении картинок, таблиц, графиков, чертежей, а иногда даже звуком и видео .© Е.П . Лукьянова, 2017

Окно MS PowerPoint

1. Презентационная графика PowerPoint

1. Презентационная графика PowerPoint К наиболее используемым пакетам презентационной (демонстрационной) графики относятся: MS PowerPoint (наиболее популярное средство создания презентаций), Harvard Graphics, WordPerfect Presentations, Freelance Graphics .

1. Презентационная графика Power Point Электронный документ презентации состоит из двух частей: основной (слайд ); дополнительной (заметка ). Основа слайда – макет. Макет — это план размещения структурных частей презентации. К ним относятся: Текст заголовка или слайда; колонтитулы; к нопки управления (автоматические или создаваемые); г иперссылки; объекты OLE ( графика, музыка, видео); ф он слайда.

1. Презентационная графика Power Point Технология OLE ( Object Linking and Embedding ) — технология введения и связки объектов, которая позволяет при обработке документов комбинировать средства разных приложений . Объекты OLE – это графические, видео, музыкальные файлы. Т ехнология создана фирмой Microsoft .

1. Презентационная графика Power Point Для работы с презентацией в MS PowerPoint предусмотрено четыре режима работы: обычный (структура, слайды )

1. Презентационная графика Power Point сортировщик слайдов

1. Презентационная графика Power Point страницы заметок показ слайдов.

2 . Создание электронных презентаций разных структур слайдов Процесс создания презентации в Microsoft PowerPoint состоит из следующих этапов: выбор общего оформления; добавление новых слайдов и их содержимого; выбор разметки слайдов; изменение при необходимости оформления слайдов; изменение цветовой схемы; применение различных шаблонов оформления; создание эффектов анимации при демонстрации слайдов.

2 . Создание электронных презентаций разных структур слайдов Существуют следующие способы создания презентации. Новая презентация. С помощью пустых слайдов. Из шаблона оформления. На основе внутреннего шаблона Microsoft PowerPoint , который содержит основные элементы оформления, шрифты и цветовую схему. Из мастера автосодержания . На основе имеющегося шаблона оформления Microsoft PowerPoint , включающего планируемый текст слайдов. Из имеющейся презентации. На основе уже имеющейся презентации с заданным оформлением .

3. Настройка анимации и смены слайдов Анимация – добавление к тексту или объекту специального видеоэффекта или звука. Она позволяет привлечь внимание к основным моментам презентации, управлять потоком информации и повысить интерес аудитории.

3. Настройка анимации и смены слайдов Общие сведения об анимации текста и объектов Эффекты входа . Объекты могут постепенно проявляться на экране, "вылетать" на слайд сбоку или внезапно появляться на экране. Эффекты выхода . При использовании этих эффектов объекты могут "вылетать" из слайда, исчезать из вида или перемещаться за пределы слайда, двигаясь по спирали. Эффекты выделения . Примеры этих эффектов включают в себя уменьшение или увеличение размеров объекта, изменение цвета или вращение объекта вокруг своего центра. Пути перемещения (путь , по которому при воспроизведении эффекта анимации будет перемещаться выбранный объект или текст.). Эти эффекты могут использоваться для перемещения объекта вверх, вниз, вправо, влево или по траекториям в виде звезды или круга (среди прочих эффектов ).

3. Настройка анимации и смены слайдов Добавление анимации к объекту Выделите объект, к которому нужно применить анимацию. На вкладке Анимации в группе Анимация нажмите кнопку Дополнительно и выберите необходимый эффект анимации . Если нужные эффекты входа, выхода, выделения или пути перемещения не отображаются, выберите вариант Дополнительные эффекты входа , Дополнительные эффекты выделения , Дополнительные эффекты выхода или Другие пути перемещения . Также можно применить несколько эффектов анимации к одному объекту.

3. Настройка анимации и смены слайдов Существует несколько типов значков для отображения начального времени эффектов анимации: По щелчку . Эффект анимации начинается по щелчку в слайде. С предыдущим . Эффект анимации воспроизводится вместе с предыдущим эффектом. Этот параметр объединяет воспроизведение нескольких эффектов. После предыдущего (значок часов). Эффект анимации начинается сразу после окончания воспроизведения предыдущего эффекта из списка.

3. Настройка анимации и смены слайдов Для придания большей выразительности или поэтапного представления информации можно создать подвижные, анимированные графические элементы SmartArt . Можно настроить: Добавление анимации. Установка параметров эффекта анимации. Копирование анимации из одного графического элемента SmartArt . Анимация отдельных фигур в графическом элементе SmartArt . Добавление звука к смене слайдов.

4. Управляющие кнопки и гиперссылки Управляющие кнопки — это уже имеющиеся в инструментарии PowerPoint кнопки, которые мы можем вставить в презентацию и назначить им нужное действие. Гиперссылки можно создавать из текста или из объекта, например, из изображения, графика, фигуры или объекта WordArt . В презентации Microsoft PowerPoint 2010 можно создать ссылку на внешний видеофайл. Это позволяет уменьшить размер файла презентации. WordArt – текстовые объекты, созданные с помощью готовых эффектов, к которым можно применить дополнительные параметры форматирования.

4. Управляющие кнопки и гиперссылки Кроме этого MS Power Point позволяет: Изменение цвета текста гиперссылки. Удаление гиперссылки из текста или объекта. Добавление звуковых эффектов к анимации или гиперссылкам. Удаление подчеркивания текста гиперссылки.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — О.Г. Деменченок, Н.К. Ширяева, В.И. Демаков

В статье предложена технология создания и применения на учебных занятиях обучающих компьютерных программ, а также средств компьютерного тестирования с использованием Мicrosoft PowerPoint и программы Assistent. Изложены методические рекомендации для подготовки материала и построения обучающих программ.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — О.Г. Деменченок, Н.К. Ширяева, В.И. Демаков

Особенности методики обучения с использованием современных информационных технологий Разработка обучающей программы с тестовым контролем знаний средствами VBA программирования Разработка обучающей информационной системы по химии Создание и использование мультимедийных проектов для сопровождения занятий по английскому языку в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов Применение компьютерных экспресс-тестов на семинарских занятиях по физике i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Development of Educational Computer Programs with Application of Microsoft PowerPoint and the Program Assistant

The technology of creation and using training computer programs is offered. The Мicrosoft PowerPoint and programs Assistent are used to create the testing programs. The systematic recommendation for correct preparing material and construction of training computer programs are offered.

Текст научной работы на тему «Создание обучающих компьютерных программ с использованием Microsoft PowerPoint и программы Assistent»

СОЗДАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MICROSOFT POWERPOINT И ПРОГРАММЫ ASSISTENT

начальник кафедры математики и информатики ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат технических наук, доцент

заместитель начальника кафедры математики и информатики ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат технических наук, доцент

доцент кафедры математики и информатики ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат технических наук, доцент

В статье предложена технология создания и применения на учебных занятиях обучающих компьютерных программ, а также средств компьютерного тестирования с использованием Мicrosoft PowerPoint и программы Assistent. Изложены методические рекомендации для подготовки материала и построения обучающих программ.

The technology of creation and using training computer programs is offered. The Hicrosoft PowerPoint and programs Assistent are used to create the testing programs. The systematic recommendation for correct preparing material and construction of training computer programs are offered1.

Повышение требований к качеству подготовки специалистов в учебных заведениях МВД России приводит к необходимости совершенствования системы образования для более эффективного усвоения новой информации.

Активное внедрение в образовательный процесс такой разновидности информационных технологий, как средства мультимедиа, приводит к формированию новых, более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Помимо этого, внедрение таких методик способствует более глубокому усвоению материала, повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени.

Мультимедиа (multimedia, от англ. multi - много и media - носитель, среда) - одновременное использование различных форм представления информации. Например, в одном мультимедийном файле может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.

Компьютеры являются основой любых мультимедийных технологий. Поэтому академик Российской академии образования В.П. Беспалько называет образование и обучение с участием компьютеров «педагогикой третьего тысячелетия».

Компьютеры, оснащенные соответствующим программным обеспечением, предоставляют педагогу широкий спектр возможностей. Применительно к

1 Demenchenok O.G., Shiryaeva N.K., Demakov V.I. Development of Educational Computer Programs with Application of Microsoft PowerPoint and the Program Assistant.

непосредственному проведению учебных занятий наиболее важными представляются возможности программированного обучения (обучающие компьютерные программы) и автоматизации контроля знаний (компьютерного тестирования), так как именно они напрямую связаны с основными задачами учебного процесса - обучить профессионально значимым знаниям, умениям, навыкам и проконтролировать качество обучения.

Остановимся на проблемах, возникающих при разработке обучающих программ.

Существует множество обучающих систем по самым различным предметам и большое количество средств их разработки. Однако далеко не всегда преподаватель может воспользоваться готовой обучающей программой. Даже если подходящая по тематике программа имеется, она может не устраивать преподавателя по содержанию, по последовательности и форме изложения материала, по виду обратной связи работы программы с результатами обучения и другим причинам.

Следовательно, возникает необходимость в разработке средств создания обучающих программ, доступных преподавателю, умеющему работать на компьютере с документами, однако неискушенному в программировании и других специфических областях информатики.

Одним из таких средств является входящее в комплект пакета Microsoft Office приложение PowerPoint, которое широко используется в учебном процессе для создания мультимедийного сопровождения лекций (докладов, защит курсовых и дипломных проектов и др.). Однако в большинстве случаев презентации представляют собой простой набор слайдов, хотя функциональные возможности программы PowerPoint позволяют создавать презентации, объединяющие самые различные мультимедийные элементы (компьютерную графику, анимацию, видео- и звуковые материалы) в единое целое.

Качество работы обучающей программы во многом определяется тем, насколько полно и достоверно она обеспечивает выявление и измерение уровней знаний у обучаемых, т.е. определение таких характеристик усвоения знаний, как их полнота, осознанность, правильность, точность, умение применять на практике.

Контроль знаний в обучающей программе - главное звено обратной связи, которое:

- создаёт основу для управления работой обучающей программы;

- даёт возможность обучаемому адекватно оценить свои успехи;

- позволяет преподавателю выявлять характерные ошибки для их последующего разбора с группой обучаемых, а также студентов, нуждающихся в дополнительной помощи.

Так как некоторые функции системы автоматизированного обучения (контроль усвоения материала, регистрация результатов) программой PowerPoint не реализуются, то представляется целесообразной некоторая «доработка» PowerPoint для придания ему свойств полноценной инструментальной среды создания компьютерных обучающих программ.

соответствующих определенным фрагментам учебного курса; управление процессом обучения; накопление и просмотр результатов тестирования; сбор данных для статистического анализа; дополнительные возможности навигации в обучающей программе.

Таким образом, в обучающей программе программируется не только учебный материал, но и усвоение, т. е. понимание и запоминание этого материала, а также и контроль формирования знаний, умений, навыков.

Фактически для создания обучающей программы следует составить презентацию PowerPoint и тест Assistent. Взаимодействие между программами осуществляется автоматически (разработчику обучающей системы не требуется что-либо изменять в этих компонентах). Структурная схема обучающей программы на основе презентации Microsoft PowerPoint представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структурная схема обучающей программы на основе презентации Microsoft PowerPoint (сплошной линией изображен рекомендуемый порядок работы обучаемого; пунктирной - возвращение к началу раздела в случае ошибки при тестировании; штрих-пунктирной линией - возможность

перехода на любой слайд)

Для обеспечения совместной работы PowerPoint и Assistent презентация должна быть создана на основе входящего в состав дистрибутива программы Assistent шаблона Шаблон/pot (есть и другой способ, несколько более сложный, он описан в справочной системе).

Далее презентация наполняется учебным материалом. Желательно, чтобы материал был структурирован, т.е. поделен на разделы. После формирования содержания следует установить Пароль для разрешения записи (меню Сервис - Параметры - Безопасность), а также сохранить работу в виде демонстрации:

1) в Microsoft Office 2003 командой Файл - Сохранить как -Демонстрация (*.pps);

2) в Microsoft Office 2007 указать тип файла Демонстрация PowerPoint с поддержкой макросов (*.ppsm).

Это упростит запуск обучающих программ - достаточно двойного клика на значке файла.

Редактирование теста производится в обычном порядке за исключением того, что:

- имя теста должно совпадать с именем презентации PowerPoint;

- тест должен находиться в папке с презентацией PowerPoint;

- в параметрах теста требуется указать и параметры работы PowerPoint (для каждого раздела: номер слайда, из которого вызывается тест, количество заданий, номер слайда, к которому следует перейти при ошибочном ответе, заголовок темы).

- управляющие кнопки, предусмотренные в шаблоне;

- гиперссылки (например, надписи с названиями разделов).

Следует отметить, что разработчики, знакомые с программированием,

могут существенно расширить функциональность обучающих программ за счет использования поддерживаемого программой Microsoft PowerPoint языка программирования Visual Basic for Application. На слайдах презентации можно разместить собственные элементы управления, записав соответствующий программный код обработки событий. Средствами Visual Basic for Application возможно также создание новых форм (собственных окон). Такой подход повышает наглядность и интерактивность обучающей программы.

Результаты работы обучаемого хранятся в памяти обучающей программы и в любой момент могут быть просмотрены с помощью кнопки Результат (см. рис. 2). Это позволяет преподавателю контролировать процесс обучения.

Оря и? to Г&ттипспто и т п TTv шпчя! * 11 1X0!

пиле;. гшд и кин мейле гея. ь

Сведения о результатам работы

Результаты работы по разделам:

ОК Средства обработки деловой информации ОК Что такое процессор Word ОКкЭкран текстового процессора Word Операции с документами Набор и редактирование текста Операции с фрагментами текста

Желаете просмотреть последний сохраненный результат? Да

впспмостп от нас тропки, осредством меню поль-1ватель получает доступ

пункт п щелкнуть мвпнью х для быстрого доступа к жумента, вместо выбора из

Рис. 2. Просмотр результатов работы с обучающей программой

Обучающие программы на основе презентаций PowerPoint прошли апробацию, внедрены в учебный процесс и достаточно эффективно используются.

На кафедре математики и информатики ФГОУ ВПО ВСИ МВД России накоплен большой опыт по созданию и внедрению в учебный процесс обучающих компьютерных программ, что позволяет сформулировать следующие рекомендации.

1. Использование обучающих компьютерных программ наилучшим образом оправдывает себя:

- в тех разделах учебных дисциплин, где требуется алгоритмизация процесса обучения, направленная на формирование умений и навыков;

- когда предъявляются высокие требования к точности знаний и выполнения операций;

- для развития навыков алгоритмизации решения задач и формирования на этой основе логического системного мышления.

2. Разработанную методику целесообразно применять для организации занятий по разным формам обучения - очной, заочной, дистанционной.

3. Применение методики автоматизированного обучения эффективно только тогда, когда оно органически сочетается с традиционными методами.

4. При составлении обучающих программ следует учитывать принципы программированного обучения:

- наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;

- расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;

- завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;

- использование автоматического устройства;

- в достаточных и доступных пределах индивидуализация обучения.

5. При разработке обучающих и контролирующих программ необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана дисплея. Очень важно вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей обучающей программы. Как показывает практический опыт, выполнение обучающей программы должно длиться не более 45 мин. В противном случае наблюдаются рассеивание внимания, спад активности, утомление, утрата интереса к работе.

6. Самой трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами на экране монитора. Недостаточная частота смены кадров может оказать влияние на центральную нервную систему. Поэтому рекомендуется:

- избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

- учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной). Нельзя контролировать то, что введено еще на уровне оперативной и кратковременной памяти;

- чтобы не ставить студентов в дискомфортные условия (при короткой или длительной паузе), следует помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а паузы для контроля выполнения задания можно и нужно ограничить.

Практика применения обучающих программ свидетельствует, что их использование по сравнению с традиционным обучением, обладает следующими преимуществами:

- позволяет более качественно осуществлять предварительную логическую обработку изучаемого материала;

- обеспечивает управление обучением каждого студента за счет непрерывно действующей обратной связи;

- развивает умения и навыки самообучения и самоконтроля;

- даёт возможность увеличить объем сообщаемой учебной информации за счет более тщательного ее отбора и группировки;

- дифференциация темпа обучения с учетом индивидуальных способностей и психологических особенностей личности каждого

Эффективность определяется простотой разработки обучающей программы в сочетании с богатыми функциональными возможностями, а также достаточной обоснованностью оценки знаний (тесты могут использоваться не только в составе обучающей программы, но и отдельно от неё).

Предложенный метод создания систем автоматизированного обучения на основе Microsoft PowerPoint:

- вполне доступен для разработчика (преподавателя), который не является специалистом в программировании и других специфических областях информатики;

- позволяет создавать полнофункциональные мультимедийные обучающие программы;

- обеспечивает контроль усвоения учебного материала и регистрацию результатов работы обучаемых;

- даёт возможность создавать сложные информационные системы с помощью технологии гиперссылок;

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технология создания обучающих программ на базе презентаций даёт возможность каждому преподавателю выйти на новый качественный уровень преподавания и реализовать свои творческие возможности. Применение этой технологии в обучении способно повысить интерес студентов к учебному процессу и активизировать как самостоятельную работу студентов, так и учебно-методическую работу преподавателей.

Читайте также: