Создать поверхность в autocad civil 3d по точкам

Обновлено: 05.07.2024

Для выполнения задания необходимо загрузить архив .

  1. Создание поверхности по файлу с точками
  2. Создание поверхности по файлу с точками
  3. Создание поверхности по объектам чертежа

1. Создание поверхности по файлу с точками

1.1 Запустите AutoCAD Civil 3D . Создайте новый чертеж(Файл->Создать). В качестве шаблона выберете из папки "Исходники" points.dwt. В этом шаблоне имеются предустановки для импорта файла с точками. Подробнее узнать, как произвести такие настройки см. "Импорт файла с координатами точек".

1.2 Создадим поверхность. Для этого откроем область инструментов, в меню
Общие->Область инструментов. В область инструментов нажмем ПКМ на пункте "Поверхности" и выберем создать поверхность:

1.3 В открывшемся окне сделаем следующие предустановки. В строке "Имя" введем название поверхности, например "Поверхность по файлу". В строке "Описание" вы можете ввести любую описательную информацию для этой поверхности. Строка "Стиль" отвечает за стиль отображения поверхности, для примера воспользуемся стилем "Горизонтали 0.5 м и 2м (фоновые)". В качестве типа поверхности необходимо использовать "Пов-ть TIN", в этом случае поверхность будет строиться в виде сети треугольников, по ребрам которых будет происходить интерполяция. В строке "Слой поверхности" можно изменить название слоя на который будет помещена поверхность.
После всех установок нажимаем "ОК":

1.4 Теперь в области инструментов по "+" раскрываем пункт "Поверхности". Как вы можете видеть, создалась поверхность с именем "Поверхность по файлу", но она пока "пустая", т.е. в ней нет исходных данных для построения. Давайте, добавим в нее наши точки. Для этого раскроем по "+" "Поверхность по точкам" и раскроем по "+" "Описание". В "Описании" мы можем увидеть какие данные могут служить исходными для построения поверхности. Для построения нашей поверхности будем использовать "Файлы точек". Нажимаем ПКМ по "Файлы точек" и выбираем "Добавить":

1.5 В открывшемся окне "Добавить файл точек". В качестве формата выбираем "Координаты (;)" (Подробнее об этом формате см. "Импорт файлов координат точек"). А в строке "Исходный файл" указываем путь к файлу points.txt из папки "Исходники". В дополнительных параметрах оставляем галочку на "Использовать третью координату, где возможно" и нажимаем "ОК":

1.6 На моделе чертежа должна построиться поверхность с горизонталями:

2. Создание поверхности по группе точек

2.1 Запустите AutoCAD Civil 3D . Откройте файл points.dwg из папки "Исходники"

2.2 Перед нами модель чертежа с импортированными точками
(Как импортировать точки в чертеж см. "Импорт файлов с координатами точек"):


Открыть в полный размер' href="http://www.cadforum.ru/_upload/img/enl_116.jpg" rel=lightbox target=_blank>
2.3 Создайте поверхность, как описано в п.1.2 и 1.3. При создании поверхности в качестве имени поверхности укажите "Поверхность по точкам"

2.4 Теперь в области инструментов по "+" раскрываем пункт "Поверхности". Как вы можете видеть, создалась поверхность с именем "Поверхность по точкам", но она пока "пустая", т.е. в ней нет исходных данных для построения. Давайте, добавим в нее наши точки. Для этого раскроем по "+" "Поверхность по точкам" и раскроем по "+" "Описание". В "Описание" мы можем увидеть, какие данные могут служить исходными для построения поверхности. Для построения нашей поверхности будем использовать группы точек. Нажимаем ПКМ по "Группы точек" и выбираем "Добавить":

2.5 В открывшемся окне "Группы точек" выбираем "все точки". И нажимаем "ОК". В модели чертежа должна построиться поверхность с горизонталями:

3. Создание поверхности по объектам чертежа

3.1 Запустите AutoCAD Civil 3D . Откройте файл surf.dwg из папки "Исходники".

3.2 Перед вами чертеж съемки некоторого объекта. Часть отметок - белого цвета - это была исходная съемка местности, а часть отметок другого цвета - это производилась "досъемка" территории. Как вы можете видеть, отметки белого цвета имеют обозначение точкой AutoCAD, а остальные обозначены кружками. Точки в данном чертеже трехмерны, т.е. имеют высоту Z(значение высоты можно посмотреть в свойствах точки). Кружки же наоборот не имеют высоты, т.е. она соответствует нулевому значению.

3.3 Создайте поверхность, как описано в п.1.2 и 1.3. При создании поверхности в качестве имени поверхности укажите "Поверхность по объектам"

3.4 Теперь в области инструментов по "+" раскрываем пункт "Поверхности". Как вы можете видеть, создалась поверхность с именем "Поверхность по объектам", но она пока "пустая", т.е. в ней нет исходных данных для построения. Давайте, добавим в нее наши точки. Для этого раскроем по "+" "Поверхность по объектам" и раскроем по "+" "Описание". В "Описание" мы можем увидеть, какие данные могут служить исходными для построения поверхности. Для построения нашей поверхности будем использовать "Объекты чертежа".

3.5 Сначала, в поверхность добавим данные точек AutoCAD. Для этого нажимаем ПКМ по "Объекты чертежа" и выбираем "Добавить":

3.6 В открывшемся окне в качестве типа объекта выбираем "Точки". Пояснительное описание можно не вводить. Нажимаем "ОК":

3.7 Вам будет предложено выбрать точки на чертеже. Выбираем точки, которым соответствуют белые отметки(можно выделять точки не по отдельности, а сразу целой областью, лишние элементы не выделятся). Нажимаем клавишу Enter. На экране должен появиться кусок построенной поверхности:

3.8 Теперь нам предстоит добавить оставшуюся информацию по отметкам. Для этого мы будем создавать точки по тексту отметок. Обращаю ваше внимание, что положения точек поверхности созданных по тексту будет в точке привязки текста. Поэтому до добавления данных по тексту отметок, проверьте, везде ли точка привязки текста совпадает с точкой привязки графического отображения пикета. На чертеже имеются отметки синего цвета, у них точка привязки текста не совпадает с центором кружка. Для того чтобы переместить текст, нажмите на отметку ЛКМ - отметка выделится и около нее появиться синий маркер:

Перетащите за маркер отметку в центр соответствующего кружка( должна быть включена привязка к центру круга). Привяжите все синие отметки в соответствующие им кружки.

3.9 Поднимем текст на соответствующую ему отметку. Для этого зайдем в меню Поверхности->Утилиты-> Переместить текст на отметку. Нам будет предложено выбрать на экране объекты. Выберем все отметки синего и красного цвета(выделять можно областью, кроме текста ничего лишнего не выделится) Белые отметки выделять не надо, т.к. они уже используются при построении поверхности. Нажимаем клавишу "Enter". Теперь в свойствах текста отметок появиться высота соответствующая значению отметки.

3.10 Теперь вернемся в область инструментов в пункт "Поверхность по объектам" Нажимаем ПКМ на "Объекты чертежа" и выбираем "Добавить". В открывшемся окне в качестве типа объекта выбираем "Текст". Нажимаем "ОК". На экране выбираем текст синих и красных отметок, белые выбирать не надо. Нажимаем клавишу "Enter". На экране должна достроиться поверхность:

3.11 Как вы могли заметить на исходном чертеже обозначен откос. Для того чтобы поверхность строилась правильно, необходимо указать данный откос в виде структурных линий.

3.12 В качестве примера построим трехмерную полилинию по бровке и подошве откоса. Для этого в командной строке напишем команду "_3dpoly". Вам будет предложено указать первую точку полилинии. Включите привязку "Узел" и "Твставки", остальные привязки отключите, чтобы они вам не мешали. Постройте 3D полилинию по контуру откоса(рис.15). В качеcтве вершин 3D полилинии используйте точку привязки текста(для синих и красных отметок) и точки AutoCAD(для белых отметок). На рисунке требуемая полилиния отображена красным цветом. Не забудьте замкнуть полилинию (перед вводом последней точки нажмите ПКМ и выберете "Замкнуть").

3.13 Теперь, в области инструментов в поверхности "Поверхность по объектам" нажимаем ПКМ по пункту "Структурные линии" и выбираем "Добавить":

Для отображения характерных элементов рельефа могут быть использовано множество структурных линий различных типов, в том числе отрисованный нами откос можно было задать двумя структурными линиями, одна из которых соответствовала бы бровке, а другая подошве откоса.

В каталоге Download Вы можете найти другие полезные материалы - утилиты, программы, документацию, исходники, электронные книги. Если Вы обнаружили неработающую ссылку, пожалуйста, помогите другим посетителям и администратору каталога Download - сообщите об этом редактору.

В современных условиях проектировщикам нужно соответствовать высокой скорости роста и развития городов и в тоже время не снижать качество выпускаемых проектов. На помощь им приходят системы автоматизированного проектирования, а также технологии информационного моделирования BIM. Благодаря подходящему программному обеспечению и умению в нем работать вы сможете создать один из самых важных объектов для проектирования – поверхность. В этой статье я расскажу вам, что же такое поверхности, как их создавать, изменять и применять.

Что такое поверхность

Поверхность в Civil 3D — это трехмерное геометрическое представление участка земли. Поверхность состоит из данных точек, которые соединяются между собой и формируют треугольники или сетку поверхности.

Поверхность состоит из следующих компонентов:

  • Точки;
  • Треугольники;
  • Граница;
  • Горизонтали;
  • Сетка.

Видимость любого из компонентов на поверхности можно включать или отключать. Таким образом, например, создав проектную поверхность и включив отображение горизонталей на ней, вы сможете увидеть вертикальную планировку участка. Такая планировка будет динамичной и реагировать на все дальнейшие изменения поверхности.

Как правило, изначально поверхность в Civil 3D создается пустой, а потом наполняется данными для построения. Такими данными могут являться:

  • Точки координатной геометрии COGO;
  • Горизонтали, структурные линии;
  • Простые объекты AutoCAD (точки, отрезки, блоки, тексты, 3D-грани, многогранники);
  • Границы;
  • Файлы DEM (Файлы DEM предназначены для хранения и переноса больших объемов топографической информации о рельефе в виде координат XYZ узлов сетки с постоянным шагом).

Типы поверхностей в Civil 3D

Поверхности в Civil 3D бывают следующих типов:

  • Поверхности TIN. В основе такой поверхности лежат треугольники, которые соединяют между собой ближайшие друг к другу точки поверхности и образуют триангуляционную сеть. Отметка любой точки на поверхности определяется интерполяцией отметок вершин ближайших треугольников. Это самый распространенный и часто применяемый тип поверхностей;
  • Сетчатые поверхности. В основе такой поверхности лежат точки на сетке с постоянным шагом. Такие поверхности применяются для отображения больших пространств с низкой детализацией;
  • Поверхности TIN для объема. Композитная поверхность, построенная по данным разницы отметок точек поверхности сравнения и базовой поверхности. Чаще всего сравнивают поверхность существующей земли с проектной для вычисления общих объемов земляных работ;
  • Сетчатые поверхности для вычисления объема. Отметки такой поверхности вычисляются как разность верхней и нижней поверхностей, с точками на сетке;

Создание поверхности

Для создания поверхности необходимо выполнить следующие действия:

Панель Область инструментов – вкладка Навигатор – Поверхности – правой кнопкой мыши на Создать Поверхность. Появляется окно Создания поверхности. Выберите тип поверхности, задайте имя и выберите стиль → ОК.

Добавление данных в поверхность

Для добавления данных в поверхность необходимо выполнить следующие действия:

Панель Область инструментов – вкладка Навигатор – Поверхности – Имя поверхности – Определение. Тут найдите подходящий для вас пункт, нажмите ПКМ и выберите команду Добавить.

При построении поверхности существующей земли многое зависит от того, в каком формате вы получаете топосъемку. Чаще всего для создания поверхности используются точки съемки, 3D-грани или обычные тексты и блоки AutoCAD.

Редактирование поверхности

Для редактирования поверхности необходимо выполнить следующие действия:

Панель Область инструментов – вкладка Навигатор – Поверхности – Имя поверхности – Определение – Редактировать – ПКМ. Тут найдите подходящую для вас команду.

Обратите внимание, что для редактирования точек и ребер треугольников необходимо чтоб эти компоненты отображались в текущем стиле поверхности.

Объединение поверхностей

Для объединения двух или более поверхностей необходимо выполнить следующие действия:

Панель Область инструментов – вкладка Навигатор – Поверхности – Имя поверхности – Определение – Редактировать – ПКМ – Вставить поверхность.

Важен порядок добавления поверхностей в объединенную. Поверхности, добавляемые позже, вносят изменения в уже вставленную. Например, чтобы получить поверхность существующей земли с учетом проектируемой планировки, необходимо создать общую поверхность и вставить в нее сначала черную поверхность земли, а уже после нее – планировку.

Границы поверхности

Для добавления границы в поверхность необходимо выполнить следующие действия:

Панель Область инструментов – вкладка Навигатор – Поверхности – Имя поверхности – Определение – Границы – ПКМ – Добавить.

Существуют следующие типы границ:

  • Внешний – треугольники отображаются внутри такой границы, а вне ее не отображаются;
  • Показать – отображаются треугольники, находящиеся внутри границы;
  • Скрыть – скрывает треугольники в области указанной границы;
  • Обрезка данных - фильтр для всех данных, добавляемых в поверхность после создания такой границы.

Стили отображения поверхности

За внешнее отображение поверхности отвечает ее стиль. Обратите внимание, что на само построение стиль не влияет. Стили хранятся в шаблоне чертежа, вы можете либо использовать уже готовый стиль, либо создать свой собственный.

Выбрать стиль можно в момент создания поверхности или в любое другое время в свойствах этой поверхности.

Анализ поверхности

Поскольку поверхность Civil 3D это интеллектуальный объект, то вы можете проанализировать ее и получить любую интересующую вас информацию.

Инструменты анализа хранятся в свойствах поверхности или на вкладке ленты Анализ.

Перечислю, на мой взгляд, самые полезные типы анализа:

  • По отметкам. Civil 3D анализирует поверхность по заданным диапазонам отметок. Визуально оценить результаты анализа можно включив его в стиле поверхности. Можно добавить легенду анализа поверхности - получить таблицу с площадями этих диапазонов.
  • Стрелки откоса. На каждом треугольнике поверхности отображается стрелка, указывающая направление понижения откоса – стока воды.
  • Траектория потоков. Если вы щелкните на любую точку поверхности мышкой, программа укажет траекторию стока воды из этой точки.

Метки поверхности

Для оформления чертежей, а также для собственного удобства на поверхность можно расставить метки. С помощью меток можно подписать отметки в точках, уклоны поверхности, значения горизонталей. Такие метки динамичны и реагируют на изменения поверхности. Вы никогда не упустите очередные изменения вертикальной планировки в оформлении чертежей.

Стили меток также, как и стили поверхности, можно создавать самостоятельно под свои нормы и правила оформления.

Извлечение объектов из поверхности

Из поверхности можно извлечь ее компоненты в обычные объекты AutoCAD, но для этого эти самые компоненты должны быть включены в текущем стиле поверхности. Таким образом вы сможете извлечь из поверхности, например, горизонтали в виде обычных полилиний с заданным уровнем, соответствующим отметке горизонтали.

Для извлечения объектов из поверхности необходимо выполнить следующие действия:

Выделить поверхность на чертеже - Панель Инструменты работы с поверхностями – Извлечь из поверхности – Извлечь объекты.

Экспорт поверхности

Поверхность можно экспортировать в форматы LandXML, DME и IMX, тем самым использовать ее в других приложениях, поддерживающих работу с данными форматами. Также в последних версиях программы (2019 и новее) специалист Civil может опубликовать поверхность в проект BIM 360, а специалист, работающий в Revit создать связь своего проекта с этой поверхностью через Топографию.

Заключение

Умение создавать поверхности и работать с ними сегодня - необходимый навык, позволяющий повысить качество выпускаемой документации, выполнять расчеты земляных работ с максимальной точностью и ускорить процесс оформления чертежей.

На наших курсах по Civil 3D вы приобретете практические навыки работы в BIM-среде. После прохождения обучения вы сможете создавать компоненты информационной модели, в том числе и поверхности, необходимые для разработок различных разделов проекта.

В чертеже у нас имеются точки COGO, которые помещены в группу точек Рельеф и пустая поверхность.

1

Для того чтобы добавить группу точек к поверхности, необходимо в коллекции Поверхности развернуть целевую поверхность, подменю Определение, выбрать Группы точек и, с помощью правой кнопки мыши, вызвать команду Добавить .

2

Выбираем группу точек Рельеф и нажимаем OK.

3

Поверхность автоматически обновится и теперь имеет следующий вид.

4
5

Как видно, предполагаемые откосы имеют нечеткие контура. Для того, чтобы уточнить поверхность к ней добавляются структурные линии. В нашем случае в качестве структурных будут выступать характерные линии, проведенные по бровкам и подошвам откосов.

6

Для добавления структурных линий необходимо в коллекции Поверхности развернуть целевую поверхность, подменю Определение, выбрать Структурные линии и, с помощью правой кнопки мыши, вызвать команду Добавить .

7

Задаем описание, выбираем тип линии Стандартный и указываем характерные линии для добавления.

8

Поверхность перестраивается, и мы получаем следующий результат:

9
10

Как видно, ребра треугольников расположены четко по структурным линиям, а откосы теперь вырисовываются правильно.

Поверхности в Civil 3D можно создавать не только по точкам COGO и структурным линиям, а так же и по объектам AutoCAD. Об этом мы и поговорим в следующей статье.

Рассмотрим для начала TIN поверхности, которые создаются сетью треугольников.

Чтобы разработать новую поверхность, нужно найти ленту и выбрать там в подменю Создать данные рельефа. В нем нас интересует команда Создать поверхность.

8.1

Теперь укажем тип поверхности, слой ее размещения, имя, описание и стиль.

8.2

В этой статье мы подробнее рассмотрим стили поверхности. Для начала разработаем свой стиль.

8.3

Открывается меню проектирования стилей. Присваиваем ему имя и описание.

8.4

Устанавливаем новые свойства границ. Так, нужно разобраться с их отображением в просмотре объектов, вкладке Модель и проеции на референц-эллипсоид.

8.5

Устанавливаем интервал для горизонталей. Тонкие – это вспомогательный интервал, а утолщенные – основной.

8.6

Для удобства установим сглаживание.

8.7

Настроем отображение точек поверхности, то есть вершин треугольников. Важно не путать их с точками COGO.

8.8

С особенностями меню Водосборы и Анализ мы будем разбираться в гайдах по анализам поверхности.

8.9

Добавляем нужные цвета, слои и толщины линий.

8.10

Разрабатываем пока что пустующую поверхность рельефа.

8.11

8.12

В нашем чертеже уже есть точки COGO, которые размещены в группе Рельефа и пустующая поверхность.

8.13

Чтобы создать группу точек на поверхность, переходим в меню Поверхности и создаем целевую поверхность. Далее открываем Определение, выбираем Группы точек, кликаем ПКМ и вызываем меню Добавить.

8.14

Кликаем по Рельеф и нажимаем OK.

8.15

Поверхность сразу же обновится и будет выглядеть так, как на скрине ниже.

8.16

8.17

Контуры на предполагаемых откосах относительно нечеткие. Чтобы уточнить их, нужно дорисовать структурные линии. Структурными линиями станут характерные линии, которые будут проводиться по бровкам и подошвам откосов.

8.18

Чтобы добавить структурные линии, понадобится в коллекции поверхностей найти целевую поверхность, взять меню определений, выбрать структурные линии и кликнув ПКМ выбрать команду «Добавить».

8.19

Укажите описание, установите стандартный тип линии и отметьте характерные линии.

8.20

Наша поверхность перестроится по такому принципу:

8.21

8.22

Вы можете заметить, что ребра треугольников разместились по структурным линиям. Откосы же будут отрисованы корректно.

Поверхности в программе можно разрабатывать не только по точкам COGO и структурным линиям, но и по объектам AutoCAD.

Читайте также: