Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости л н юрьева т ю больбот

Обновлено: 05.07.2024

Использование современных компьютерных технологий практически во всех сферах деятельности человека – уже свершившийся факт. Вместе с несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющие на социально-психологическое здоровье, а именно возникновение компьютерной зависимости. Задача специалистов выявить пользователей с повышенным риском развития компьютерной аддикции и прицельно использовать профилактические мероприятия. Однако работ, посвященных диагностике компьютерной зависимости, мало. Как правило, методики диагностики представляют собой анкету или опросник, результаты которых нужно подвергать качественному анализу. При этом сам термин «компьютерная зависимость» и «зависимость от Интернета» еще до конца не стандартизированы и на наш взгляд требуют существенной проработки и описания с учетом современных представлений о компьютерной грамотности. Для диагностики компьютерной зависимости нами был разработан на основе анализа существующих методик Тест на выявление компьютерной зависимости (составители Шакурова А.Р., Дроздикова – Зарипова А.Р.). Результаты использования методики опубликованы нами в следующих работах [1, 2, 3].

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы, используя следующие оценки никогда – 0, редко – 1, часто – 2, очень часто – 3, всегда – 4.

1. Как часто Вы замечаете свои слова «еще пару минут. », когда находитесь за компьютером?

2. Как часто Вы забывали о своих домашних обязанностях, об учебе, встречах и договоренностях, чтобы провести больше времени за компьютером?

3. Часто ли Вы регистрируетесь и участвуете на форумах, чатах, социальных сетях?

4. Как часто Вы знакомитесь в Интернете или компьютерных салонах?

5. Часто ли Вы чувствуете себя удачливее, интереснее, находчивее, когда работаете на компьютере?

6. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться работой или учебой на компьютере?

7. Часто ли Вы обсуждаете возможности компьютера со своими знакомыми, пытаетесь узнать больше о компьютерной технике?

8. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делали в Интернете?

9. Часто ли работа на компьютере помогает Вам забыть о неприятностях?

10. Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть?

11. Часто ли Вы засиживаетесь за компьютером так, что не успеваете помыться, поесть, выспаться?

12. Как часто Вы раздражаетесь, если что-то отрывает Вас от компьютерной игры?

14. Бывает ли такое чувство, что Вы поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там будете делать?

15. Как часто Вы обнаруживаете, что сидите за компьютером дольше, чем планировали?

16. Часто ли у Вас болит голова или кисти рук, возникает сухость слизистой оболочки глаз?

17. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?

18. Часто ли Вы играете в ролевые компьютерные игры?

19. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, которые вскоре исчезают, стоит Вам заняться делом на компьютере?

20. Часто ли компьютерные игры бывают действительно захватывающими, как настоящие события?

21. Часто ли Вы замечаете, что работа за своим компьютером удается Вам лучше, чем за чужим?

22. Часто ли пьете или едите что-нибудь во время работы на компьютере?

23. Вы заранее думаете об компьютерных играх, часто вспоминаете предыдущие этапы игры, предвкушаете последующие?

24. Часто ли Вы выходите в Интернет, играете в компьютерные игры или работаете на компьютере, чтобы занять свободное время?

25. Как часто Вы теряете сон, когда поздно сидите в Интернете?

26. Часто ли Вы выясняете отношения со знакомыми с помощью переписки в социальной сети или через электронную почту?

27. Часто ли Вы предпочитаете развлечения в Интернете общению с друзьями, семьей?

28. Считаете ли Вы, что покупки через Интернет выгоднее?

29. Часто ли вы обращаетесь к компьютеру по прозвищу или «уговариваете» его работать быстрее и лучше?

30. Часто ли люди не знают элементарных понятий о компьютере (скайп, реал, серфинг в сети и т.д.)?

31. Как часто Ваши знакомые жалуются, что Вы постоянно «сидите» за компьютером?

32. Часто ли Вы задумываетесь, что хакеры, программисты очень необычные и интересные люди?

33. Часто ли Вы раздражаетесь из-за медленного соединения Интернета, когда «зависает» компьютер или «сбоит» программа?

34. Часто ли Вы прежде выполнения заданий по учебе или работе стараетесь вдоволь наиграться в компьютерные игры или сделать все самое важное в социальной сети?

35. Часто ли Вам хочется иметь более мощный компьютер?

36. Часто ли Вы предпочитаете телевизору компьютер?

37. Часто ли Вы чувствуете, что Интернет или компьютерные игры позволяют Вам наиболее полно и свободно показать себя, реализоваться?

38. Часто ли Вы говорите неправду о себе в Интернете?

39. Как часто Вы предпочитаете общаться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

40. Как часто Вы пытаетесь безуспешно уменьшить время, проводимое за компьютером?

41. Часто ли Вы задумываетесь о возможностях компьютерных игр, Интернета для достижения «жизненных целей»?

42. Часто ли Вы думаете связать свою профессию с работой за компьютером?

43. Как часто «страдает» Ваша учеба (работа) из-за Интернета или компьютера?

44. Часто ли Вы убеждаетесь, что в современном мире везде нужен компьютер для полноценной работы и отдыха?

45. Как часто Вы думаете, что жизнь без компьютера станет скучной, пустой и безынтересной?

46. Часто ли окружающие не понимают, насколько важно вам завершить начатое на компьютере дело?

47. Как часто Вы прерываете переписку или не начинаете общение в Интернете с неинтересными Вам людьми?

48. Часто ли компьютер помогает Вам показать свои способности в работе или учебе?

Обработка результатов: Низкий уровень (или отсутствие выраженных признаков зависимого поведения): 0-63 баллов. Средний уровень (или признаки зависимого поведения выражены слабо): 64-128 баллов. Высокий уровень зависимости (или признаки зависимого поведения выражены сильно): 129 – 192 баллов.

Вопросы теста разделены на три компонента:

1. Компенсаторный компонент или компьютерная зависимость как атарактическая зависимость (по В.Д. Менделевич): проблемы в построении отношений с реальностью; эмоциональный контакт с виртуальностью; поиск гармонии, эмоциональной стабильности и удовольствия в виртуальности – т.е. все, что способствует компенсации неблагополучности (вопросы 5, 8, 9, 10, 13, 14, 18, 19, 20, 21, 23, 29, 36, 37, 45, 48);

2. Социальный компонент или помещение интересов, жизненных приоритетов в виртуальное пространство (по А.В. Котлярову): раздражение при разрыве контакта, связывание своего будущего и планов с компьютером; отношения в виртуальности (вопросы 2, 3, 4, 7, 12, 26, 28, 30, 32, 33, 38, 39, 41, 42, 46, 47);

3. Сверхценностный компонент или степень поглощенности личного пространства компьютером (по А.В. Котлярову, К. Янг, А. Войскунскому, Ф.А. Саглам): затраты времени, здоровья, денег на компьютер (1, 6, 11, 15, 16, 17, 22, 24, 25, 27, 31, 34, 35, 40, 43, 44).

Число вопросов сознательно увеличено, что дает возможность детализировать некоторые аспекты зависимого от компьютера поведения и сравнить в результате полученные баллы по компонентам между собой. Это позволяет вести коррекционную программу эффективнее. Так же методика может использоваться как фронтально, так и в индивидуальной работе.

1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)?

(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто

5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)

? (1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;

16-22 балла — стадия увлеченности;

23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем);

Текст научной работы на тему «Юрьева Л. Н. , Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. -Днепропетровск: пороги. 2006. 196 с»

УДК 616.89-008.441.3 (049.3)

Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. -Днепропетровск: Пороги. - 2006. - 196 с.

Рецензируемая монография посвящена актуальной проблеме современной психиатрии - изучению психолого-психиатрических последствий широкой компьютеризации, коррекции и профилактике связанных с этим аномальных форм поведения.

Выбранное направление исследования весьма актуально, что обусловлено несколькими факторами. В XXI веке существенно возрастает роль информационной среды, а также видов профессиональной и учебной деятельности, связанных с использованием больших объемов информации. Такой вид деятельности невозможен без компьютерной техники. Это делает правомерным постановку вопроса об индивидуально-психологических и социальных последствиях глобальной компьютеризации и информатизации.

Важнейшими из таких последствий являются сложные психопатологические феномены, получившие название зависимости от компьютера и Интернет. Целым рядом исследователей отмечается тревожный факт распространения этих форм дезадап-тивного поведения, которые, судя по результатам опросов, наблюдаются у 5-14% пользователей. При этом считается, что количество лиц с явлениями зависимости растет пропорционально увеличению доступа к Интернет. Еще одним важным обстоятельством является то, что компьютерная зависимость в наибольшей степени распространена среди детей и подростков.

В монографии представлены впервые предложенные авторами подходы к первичной профилактике компьютерной зависимости. Этот подход включает реализацию специальных информационных и образовательных программ, а также целенаправленную коррекцию семейных отношений. В работе описаны факторы риска развития компьютерной зависимости, психологические особенности лиц из групп риска. Кроме того, излагается разработанный авторами метод скрининга компьютерной зависимости.

Монография состоит из предисловия, введения, восьми глав, краткого словаря терминов, заключения и библиографии, включающей 283 источника, из которых 109 иностранных.

Предисловие к монографии написано профессором психологии Гарвардской медицинской школы, директором Центра исследований компьютерной

аддикции в Бостоне, США, Maressa Hecht Orzack. Авторы книги неоднократно посещали этот центр и активно сотрудничали в исследованиях с M.H.Orzack.

Во введении авторы отмечают, что прогрессирующее увеличение числа пользователей компьютерами приводит к серьезному изменению системы социальных связей, а также значительной трансформации традиционных стилей и стереотипов межличностного общения. Авторы монографии указывают, что в настоящее время происходит смена среды обитания современного человека, сопровождающаяся усложнением самосознания, все большей рационализацией психической деятельности и уменьшением ее эмоциональной составляющей. Эти процессы, в свою очередь, могут нарушать нормальное вхождение молодых людей в социальную среду, а в неблагоприятных условиях становиться источником деструктивных изменений психики. Поэтому наиболее чувствительной к этим изменениям является психика детей, подростков и лиц юношеского возраста.

Данная проблема становится все более заметной в Украине, где за последние 5 лет количество молодых людей, которые имеют доступ к компьютеру, возросло более чем в 20 раз. Пропорционально этому, по данным авторов, увеличилось и количество лиц этого возраста с компьютерной зависимостью.

В первой главе авторы описывают историческую динамику формирования компьютерной субкультуры, прослеживая путь от клинописи к Интернету. В главе указывается на то, что внедрение новых способов и средств коммуникации, несомненно, влечет за собой изменение ментальности общества, стиля мышления и общения между людьми, их психологии и поведения.

Вторая глава посвящена рассмотрению проблемы аддиктивного поведения. Приводится классификация аддикций, рассматриваются факторы, потенцирующие развитие аддиктивного поведения. Описаны клинические и социально-психологические характеристики патологической склонности к азартным играм и приведены факторы, способствующие их формированию. Описаны этапы развития гемблинга и фазы развития игровых срывов. Изложены принципы терапии и коррекции патологической склонности к азартным играм.

В третьей главе проанализирован опыт зарубежных и отечественных исследователей, занимающихся проблемами компьютерной зависимости. Приводится обзор дефиниций, в которых отражается все терминологическое многообразие определений, связанных с понятием «компьютерная зависимость». Описываются позитивные и негативные эффекты взаимодействия человека и компьютера. Рассматриваются различные психологические механизмы ухода в виртуальную реальность, анализируются изменения личности и самосознания в процессе виртуального общения.

Авторы выделяют специфические свойства виртуального мира, имеющие решающее значение для формирования компьютерной зависимости и способствующие тому, что соответствующие психологические конструкты начинают «вплетаться» в реальный мир субъекта, постепенно вытесняя его и изменяя восприятие собственного Я.

В главе анализируется роль компьютерных игр в развитии компьютерной зависимости. Приводится их классификация, а также оценка их степени влияния по характеру и силе выраженности психологической зависимости. Описываются стадии формирования игровой зависимости. Авторы рассматривают также проблему киберсексуальной зависимости и описывают ее психолого-психиатри-ческие признаки. В работе приводятся социальнодемографические и культуральные характеристики лиц, страдающих компьютерной зависимостью. В завершении главы авторы призывают читателей к дискуссии и предлагают свой ответ на поставленный ими дискуссионный вопрос: «Компьютерная зависимость - клиническая реальность или особое психологическое состояние?».

В пятой главе описываются клинические особенности состояния больных компьютерной зависимостью. Авторы обследовали пациентов психиатрической больницы, в клинической картине которых доминировала патологическая зависимость от компьютера. В результате проведенных исследований было выявлено, что компьютерная зависимость, подобно другим видам аддикций, бывает первичной и симптоматической. Причем, симптоматическая компьютерная аддикция встречается значительно чаще, чем первичная. В 55% случаев симптоматическая компьютерная зависимость сочетается с другими нарушениями поведения, истоки формирования которых, закладываются в родительской семье.

Описана динамика формирования компьютерной зависимости и специфические для каждого этапа ее развития психологические и психопатологические феномены. Изложены клинические признаки синдрома актуализации компульсивного влечения при компьютерной зависимости. Приведены дифференциально-диагностические критерии отграничения этапов риска развития и сформировавшейся компьютерной зависимости. Описаны психологические и психопатологические характеристики пациентов с компьютерной зависимостью: особенности их интеллектуальной деятельности и мышления, искажения в сфере потребностей и побуждений, изменение интересов и самооценки, а также аномалии личности и межличностных отношений.

Шестая глава посвящена диагностике компьютерной зависимости. Авторы справедливо отмечают, что диагностика компьютерной зависимости часто осложняется отсутствием общепринятых критериев установления патологического пристрастия к Интернету или компьютерным развлечениям. В связи с этим они не только приводят описание известных принципов и критериев диагностики Интернет-зависимости и компьютерной зависимости, но и излагают свое видение этой актуальной проблемы. Разработанный авторами метод скрининговой диагностики компьютерной зависимости весьма интересен в клиническом отношении и защищен патентом на изобретение (Л.Н.Юрьева, Т.Ю.Больбот, 2005).

Седьмая глава посвящена вопросам профилактики компьютерной зависимости. Анализ зарубежной и отечественной литературы, а также собственный опыт лечения пациентов с компьютерной зависимостью позволил авторам утверждать, что залог успеха - это выявление среди пользователей персональными компьютерами лиц, составляющих группу риска, и квалифицированная профилактическая и коррекционная работа с ними на начальном (доклиническом) этапе формирования аддикции. В этой главе представлены разработанные авторами методики первичной профилактики компьютерной зависимости, включающие информационные и образовательные программы, технологии занятости и коррекции семейных отношений.

В восьмой главе излагаются основные психотерапевтические стратегии, направленные на коррек-

цию компьютерной зависимости. С учетом полученных клинико-психологических характеристик лиц, страдающих компьютерной зависимостью, авторами была разработана поэтапная система коррекции их поведения. Выделено пять этапов коррекции, в отношении каждого из которых сформулированы цель, задачи и принципы терапии, а также изложена специфика психотерапевтических вмешательств.

Заключая все сказанное, следует признать, что рецензируемая книга представляет большой интерес для психиатров, наркологов и психологов. Она будет также весьма полезной для учителей, учащихся и их родителей, а также для всех пользователей персональными компьютерами.

Читайте также: