Способ взаимодействия учителя и ученика на расстоянии с помощью компьютерных технологий

Обновлено: 07.07.2024

В настоящее время имеет место процесс информатизации учебного процесса применительно ко всем изучаемым дисциплинам, как в средней общеобразовательной школе, так и в высших учебных заведениях. Для средней общеобразовательной школы это означает, что любой учитель- предметник должен на своих уроках в определенном объеме использовать компьютер как дополнительное обучающее средство учащихся.

Более того, сейчас неиспользование в учебном процессе современных информационных технологий- это анахронизм, который препятствует развитию новых педагогических технологий. Поэтому систему принципов и методик, с помощью которых учитель на базе примитивных технических средств передает знания ученику, следует признать отжившей хотя бы потому, что использование компьютерных технологий позволяет значительно увеличить объемы передаваемых знаний в пределах одного школьного урока.

Усовершенствование всех программных средств информационных технологий, которое приводит к увеличению их доступности для более широкого круга пользователей, привело к тому, что устаревшая педагогическая парадигма «учитель-ученик» стала вытесняться новой парадигмой «учитель- персональный компьютер- ученик».

Новая педагогическая парадигма «учитель- персональный компьютер-ученик» наиболее востребована при дистанционном образовании учащихся. В процессе такой работы учащиеся общеобразовательных учреждений приобретают вкус самостоятельного обучения и если у них есть мотивация (получить досрочно оценку по предмету, а высвободившееся время, например, посвятить проектной работе или подготовке к ЕГЭ), то эффективность такого дистанционного обучения возрастает многократно. Дистанционное обучение– это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Целями дистанционного образования является

  • процесс внедрения в процесс обучения новейших современных информационных технологий;
  • приобщение учеников к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности;
  • предоставление возможности выбора индивидуальной программы обучения учащимися, последовательности изучения дисциплин;
  • получение постоянной консультации учителей;
  • возможность использования учебной литературы, без её приобретения;
  • предоставление учителю возможности самому решать как выстроить систему преподавания своего предмета, дать возможность автоматизировать весь процесс, сделать работу учителя творческой и более свободной;

При дистанционном обучении не возникает проблем с заболевшими учителями, с количеством школьных кабинетов. У учителя высвобождается больше времени для повышения уровня профессиональной подготовки, появляется возможность работы по совместительству.

В системе "дистанционное обучение" выделяется три основные составляющие: 1) обучаемый с его образовательными потребностями; 2) учитель, координирующий и направляющий образовательную деятельность обучаемого; 3) специфическая образовательная среда, в которой осуществляется процесс обучения.

Успешное функционирование системы возможно при условии, что обучаемый и обучающий готовы к взаимодействию в новой среде. Дистанционному обучению в общеобразовательном учреждении присущи следующие формы:

Чат– занятия. Все ученики имеют одновременный доступ к чату. Таким образом, обучаемый и обучающий находясь в разных точках, могут общаться как в реальности: учитель может вести урок для неограниченного числа учеников, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дискутировать, проводить контрольные и лабораторные работы, игры.

Тестирование. Предполагается, что у каждого ученика есть допуск к электронной среде общеобразовательного учреждения, в котором ученик может проходить тестирование, отвечать на вопросы форума, задавать вопросы учителям и тьюторам.

Форум. Учителем выносится ряд вопросов для обсуждения, обучаемые отвечают на данные вопросы. При этом могут дополнять друг друга.

Видео – конференции. Фактически это обычная конференция, на которой ученики могут подготовить различные доклады (проекты), которые будут оценены комиссией общеобразовательного учреждения и учениками. Единственное отличие в том, что ученик может находиться дома в более спокойной обстановке.

Электронная рассылка. Данная форма позволяет рассылать ученикам методические материалы, необходимые для обучения ( видео –аудио- лекции)

Таким образом, ученик, который постоянно выполняет задания - приобретает знания, то есть происходит формирование теоретических знаний и практических навыков, которые достигаются в процессе изучения материала и его отработки.

Методы организации, которые используются при дистанционном обучении: 1) Кейс-технология- это технология дистанционного обучения, основанная на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации постоянного взаимодействия с учителем и другими учащимися дистанционным способом; 2) ТВ-технология- это технология дистанционного обучения, базирующаяся на использовании систем телевидения для доставки учащемуся учебно-методических материалов и организации обратной связи с помощью любых интерактивных средств; 3) Сетевая технология- это технология дистанционного обучения, базирующаяся на использовании сетей телекоммуникации в интерактивном режиме; 4) Комбинированный способ- это обучение, основанное на использовании следующих средств: а) CD, DVD, дискеты, аудиокассеты, печатные материалы; б) системы телевидения, учебно-консультационные занятия; в) интернет, интерактивное взаимодействие между учителем и учеником.

Из чего следует следующий вывод: благодаря появлению Интернета и дистанционного обучения у учащихся общеобразовательных учреждений появилась возможность заниматься в удобное для них время, в удобном месте, в не зависимости от места проживания, состояния здоровья и материального обеспечения.

Помимо того, учащиеся общеобразовательных учреждений дополнительно могут повысить свой уровень знаний по иным предметам, используя данный вид образования. А так же дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”.

2.Дистанционное обучение: сущность, проблемы внедрения// Дмитриева В.Ф., Прокофьев В.Л., Самойленко П.И. и др. //Специалист. - 2002. - 11/12, с.37-40.

3.Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы// Высшее образование в России. - 2004. -3, с. 10-11.

image

Современные IT-технологии предоставляют целый перечень инструментов для коммуникаций преподавателей с учениками не только в учебное время, но и за стенами школ. Особенно актуальны они для классных руководителей, которые ищут новые, нестандартные методы сплочения своего класса, повышения авторитета в глазах детей, установления дружественной связи со своими воспитанниками. Насколько они доступны учителям и как умело они ими пользуются — это уже другая тема для обсуждения. Данный пост хочу посвятить тем педагогам-новаторам, которые не останавливаются на стандартных методах обучения и коммуникаций и находятся в постоянном поиске новых идей для реализации своего призвания.

Группа класса на сайте Facebook или «ВКонтакте»

Аккаунт класса в Twitter

Блоги школьников и/или учителя

Обычные бумажные дневники для записи своих мыслей постепенно все-таки уходят в небытие. Причиной тому являются постоянно расширяющиеся возможности онлайн-блогов. При помощи последних ребенок сможет не только научиться излагать свои мысли, но и делиться ими – пускай не со всем миром, но хотя бы со своими одноклассниками. Например, можно вынести на обсуждение пройденной темы или поездки на экскурсию, а также рассказать о новых фильмах, музыке, книгах и т. д., проиллюстрировать все это собственными фотографиями и видео.

Аккаунт на YouTube

Многие продвинутые учителя используют видео с YouTube на своих уроках, чтобы сделать их более интерактивными, максимально увлекательными и интересными для детей. Так почему бы не создавать собственные видео в рамках школьных программ? Ребятам наверняка понравится смотреть, как их соученики сами объясняют усвоенное, обсуждают книги и фильмы, дают свою интерпретацию увиденному и прочитанному, комментируют происходящие события и т. д.

Аккаунт в Instagram

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Instagram дает уникальные возможности публиковать фото, которые расскажут о жизни класса намного лучше, чем слова. Здесь каждый сможет публиковать собственные работы, касающиеся учебы и класса. Попросите ребят проявить свою фантазию, находя и публикуя фото, связанные с изучаемыми темами — например, относящиеся к их любимым книгам или известным историческим персонажам.

Мобильные приложения для управления классом

Еще одному инструменту для учителей хочется уделить особое внимание. Это мобильные сервисы для управления классом и коммуникаций со своими подопечными. За рубежом мобильные средства коммуникаций с классом через программу на смартфоне или планшете — довольно таки популярная вещь. Известные в США сервисы BlackBoard и Canvas объединяют школы и кампусы. Через приложение преподаватель дает учащимся задания, проводит тестирование, вносит расписание занятий, уведомляет о предстоящих событиях и сообщает важные объявления. Через приложение можно получить доступ к онлайн-курсам по различным направлениям для школьников и студентов. В BlackBoard пользователям доступна информация о ближайших на территории кампуса библиотеках, кафе, зонах отдыха и т. п.

image
image
image
image

Такое виртуальное пространство создает ощущение сплоченности коллектива, дружеских отношений с классным руководителем. А функционал приложения, который дает возможность вести свой электронный дневник позволяет всегда иметь под рукой достоверную информацию о домашнем задании и расписании. Кстати, возможна интеграция приложения «Школьник» с электронным журналом. В данном случае учащимся будут доступны и их оценки.

Взгляд в будущее

Основной целью дистанционного обучения школьников является:

предоставление учащимся школы доступа к качественному образованию;

обеспечение возможности изучения учебных предметов на расширенном и углубленном уровне, активного участия в олимпиадах и конкурсах;

включения в процесс обучения новых учебных предметов за рамками основных образовательных программ среднего (полного) общего образования;

выбора общеобразовательных дисциплин при предпрофильном и профильном обучении в старшей школе;

обучения школьников с медицинскими ограничениями и детей – инвалидов для получения регулярного образования и не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной форме;

реализация права ребенка на получение образования с учетом потребностей и возможностей в форме семейного образования

освоения образовательных программ в режиме экстерната с использованием современных информационных технологий.

Использование дистанционного обучения способствует решению задач повышения эффективности:

учебной деятельности учащихся;

организации учебного процесса;

использования возможностей информационно – коммуникационных технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

Дистанционное обучение решает задачи, которые традиционное обучение решить не может, это, прежде всего:

усиление активной роли школьников в собственном образовании за счет персональной образовательной траектории

выбор направлений, форм и темпов обучения в разных образовательных областях

использование доступных образовательных ресурсов

получение консультации квалифицированного специалиста

применение интерактивных форм занятий

усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения

развитие широкого мировоззрения и успешная социализация.

Преимущества дистанционного обучения:

нет пространственных и временных ограничений, оно доступно для заинтересованных учащихся,

это домашнее обучение, оно обеспечивает здоровьесберегающую обстановку при обучении в удобное время и в посильном режиме;

это альтернативное обучение: оно расширяет выбор форм и методов обучения сверх принятых в классной системе обучения,

это дополнительное образование: углубляет и расширяет знания при подготовке к поступлению или к участию в олимпиадах,

это опережающее обучение: оно открыто, учащийся видит весь курс в целом, может самостоятельно проработать какие-то его части, тренинги и др.

это демократичное образование: нет жесткого регламента, каждому обучающемуся уделяется особое внимание, поддерживается его интерес, его мотивация к самообразованию,

это креативное образование: оно создает творческую среду для подготовки к деятельности в разных социальных сферах;

это активное и мотивированное обучение: никто не заставляет школьника проходить дистанционный курс, он выбирает его сам.

Основные типы дистанционных занятий

При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между учащимся и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций.
В практике применения дистанционного обучения используются методики синхронного и асинхронного обучения .
Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение .
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение .
С развитием дистанционного обучения, когда общение между учащимся и преподавателем происходит не лицом к лицу в учебной аудитории, а преимущественно за компьютерным терминалом на разных концах сетевого кабеля, о синхронных и асинхронных методиках дистанционного обучения заговорили с точки зрения применимости тех или иных методик для повышения эффективности обучения и обучаемости. При этом разные методики обучения предполагают различную нагрузку на каждого из участников учебного процесса дистанционного обучения.
Так, синхронная методика дистанционного обучения предполагает активное взаимодействие преподавателя и учащегося и, таким образом, большую нагрузку и на учащегося, и на преподавателя (тьютора). Преподаватель выступает своего рода «тягачом», вовлекающего и «тянущего» за собой своих учащихся.
При асинхронной методике дистанционного обучения больше ответственности за прохождение обучения возлагается на учащегося. Здесь на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование этого темпа обучения. Преподаватель (тьютор) при асинхронной методике дистанционного обучения выступает консультантом, но в меньшей степени, чем при синхронной методике дистанционного обучения.
В последнее время большинство специалистов пришли к выводу, что наибольшей эффективности при дистанционном обучении можно достичь
при использовании смешанных методик дистанционного обучения .
Термин «смешанное дистанционное обучение» подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения. Важно, чтобы обучаемый (участник дистанционного обучения) научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.

Краткая характеристика основных типов обучения

При наличии микрофона и наушников просто разговаривать, подобно телефонному общению.

Возможна организация конференции − одновременного общения с несколькими учащимися, как в режиме чата, так и голосовым способом.

При наличии web-камеры, можно проводить видеоконференцию, видеть собеседника, слышать его и отвечать, но участие в видеоконференции ограничено количеством не более пяти участников.

Возможна оперативная пересылка прикрепленного файла.

В последних версиях возможна демонстрация экрана.

Использование традиционных форм обучения


В дистанционном обучении используются традиционные формы:

лекционное занятие в системе дистанционного обучения представляет собой набор страниц (печатных или электронных) с необходимым учебным материалом, который ученик должен изучить самостоятельно. Часто лекция представлена в виде аудио- или видеофайла. В том и другом случае живой контакт учащегося с преподавателем исключен.

самостоятельная работа - это форма занятий школьников без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. При дистанционном обучении возможности применения этой формы занятий расширяются. Учащиеся работают самостоятельно не только с литературой, но и с обучающими программами, тестами, информационными базами данных. Они самостоятельно изучают лекции, готовятся к семинарам и практическим работам. При достаточном оснащении учащихся методическими материалами доля самостоятельной работы может составлять две трети всей нагрузки. Если в процессе работы возникают вопросы, возможна консультация. Консультацию можно получить как on-line, так и off-line, связавшись со своим учителем посредством электронной почты или чат-программ. Выполнив задание, учащийся отправляет готовую работу учителю на проверку так же в электронном виде.

научно-исследовательская работа , к которой можно отнести олимпиады и викторины, которые легко проводить в условиях дистанционного обучения с помощью тех же чатов, on-line тестирования и других современных информационных технологий.

Контроль за качеством усвоения образовательных программ осуществляется в процессе текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации участников. Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащимся представляется возможность оперативной связи, а преподавателю – возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения.
В результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного обучения в течение всей жизни.

В заключение следует отметить, что какой бы тип дистанционного обучения не использовал преподаватель, эффективным он будет при наличии четырех факторов:
- эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они разделены расстоянием;
- используемых при этом педагогических технологий;
- эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
- эффективности обратной связи.

Формы общения ученика и учителя при реализации дистанционного обучения

Публикация в журнале "Нижегородской образование" №1 2011 г.

Дистанционное обучение – на сегодняшний момент одна из наиболее интенсивно развивающихся и все более распространяющихся форм обучения. Дистанционное обучение можно рассматривать как обучение на расстоянии, когда учитель и ученик разделены пространственно, а учебные процедуры осуществляются с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Анализируя предлагаемое различными компаниями обучение, можно сказать, что у многих из них дистанционное обучение подменяется самообразованием. Так, предлагаемые по электронным учебникам самостоятельное изучение материала, предусматривает итоговый контроль обучающегося по автоматизированным тестам, с автоматическим же оцениванием. Контакт с преподавателем сведен к минимуму. В качестве примера можно привести заслужившую много негативных отзывов компанию IT, проводившую занятия по «обучению» учителей использованию свободного программного обеспечения в учебном процессе. От собственно дистанционного обучения там «остался» только авторизованный вход в систему обучения. Далее предлагается читать с экрана компьютера некоторый текст, затем выбрать правильный ответ из нескольких, после чего вновь читать и вновь выбирать ответы. В целях контроля осуществляемого «дистанционного обучения» приезжал молодой человек, раздавал наборы листов, в которых необходимо было отмечать галочками правильные ответы. Затем, некоторое время спустя были присланы сертификаты, подтверждающие обучение «в дистанционном режиме». На всех этапах обучения контакт с преподавателем отсутствовал, обучение не предусматривало самостоятельной практики, творческой деятельности, разрешения нестандартных проблем.

Таким образом, собственно дистанционным обучением, можно считать только такой вид обучения, который предполагает постоянное систематическое взаимодействие учителя и учащихся.

Проанализируем возможности подобного взаимодействия между учителем и учеником.

Оговоримся сразу, что все дистанционные занятия можно разделить на два типа: занятия off-line и занятия on-line.

Off-line занятия проводятся c использованием таких средств, как форум, электронная почта, и т. д. сюда же можно отнести и кейс-метод, когда материалы занятий раздаются учащимся на электронных носителях. Общение, хотя и осуществляется с применением телекоммуникаций, однако проходит с задержкой во времени. Ряд организаций проводит занятия именно в таком режиме. Речь идет, например, о центре дистанционного обучения «Эйдос». Именно таким образом реализован и проводится учебный курс «Генетика человека» учителем биологии МОУ СОШ №7 г.Павлово Митрофановой Э. А. Разработанные задания отсылаются учащимся по электронной почте, ответы-рассуждения, ответы на тесты, схемы готовятся в текстовом редакторе и отправляются учителю также по электронной почте; комментарии на выполненные задания вновь высылаются ученикам. Подобным образом организованы и дистанционные курсы автора (Ворониной В.В.) «Программируем, играя», «Делаем мультфильм на компьютере», «Основы Web-дизайна»: учащиеся заходят на сайт курса, изучают теорию в режиме on-line либо могут скачать материалы курса в формате текстовых документов. Электронные тесты выполняются исключительно для самопроверки, а вот практические задания, предполагающие комментарии учителя, отправляются по электронной почте в форме файловых вложений.

Преимуществами данной формы проведения занятий являются следующие: учащийся занимается в удобное именно для него время, тратит на выполнение работы ровно столько времени, сколько необходимо именно ему, учитель также может выбирать для себя удобное время работы.

Недостатками являются неоперативность решения проблем и сложность восприятия материала. Современные дети обладают клиповым мышлением. Мой педагогический опыт показывает, что в последние годы время восприятие письменных инструкций для достаточно большого количества детей становится все более сложным. Нередки случаи раздражения: «Не понимаю, что у Вас написано, объясните словами!». Когда же педагог заставляет читать пошаговую инструкцию: «нажмите, введите, запишите и т.д.» – у них все получается, и подобная работа заканчивается облегченным вздохом: «ну вот, теперь все понятно». Именно неумение работать самостоятельно является причиной того, что при проведении дистанционных занятий до конца доходит очень небольшая часть приступивших к работе детей.

Многих из вышеперечисленных проблем можно избежать, используя занятия в форме on-line.

On-line занятие – это занятие в режиме реального времени. Такие занятия также носят название «синхронные». On-line занятие проводится с использованием таких средств телекоммуникаций, как виртуальный кабинет (например, в оболочке дистанционного курса), ISQ, mail-агент, Skype и т.д. Это, вероятно, одна из самых перспективных форм проведения занятий в дистанционном обучении.

Проанализировав различные on-line сервисы, можно сказать, что идеального средства подходящего всем одинаково и не имеющего недостатков, наверное, не существует.

В случае же работы с небольшим количеством учащихся одновременно, (естественно также и при индивидуальной работе), одним из эффективных способов, является использование Skype.

Программа является бесплатной, свободно распространяемой и интуитивно понятной. История чата сохраняется на протяжении 6 месяцев, возможно снятие протокола.

Мне в моей дистанционной работе наиболее удобным оказался Skype. Естественно, с помощью него и велась работа с учащимися в последнее время.

Занятия проводились в нескольких формах: только чат, чат с периодическим подключением аудио-общения, аудио-общение с обращением к чату при необходимости передачи письменной информации (ссылки на интернет-ресурсы, формулы), регулярные консультации, занимающие несколько минут (именно те две-три подсказки, которые помогают увидеть правильный путь к решению). В основном обучение проводилось в заочно-очной форме, с большинством учащихся встречались в школе, однако с одним из учеников, проживающим в Московской области очное общение отсутствовало совсем.

Работа велась по следующим направлениям:

1. Создание ученицей сайта «Моя семья и война» − общение в основном в режиме чата, регулярный обмен архивом, содержащим сайт в локальном варианте, комментарии по работе. Результат − участие в международном конкурсе «Цифровой ветер», диплом второй степени в международном конкурсе «Веб-страница семейной славы».

2. «Разработка авторской методики расчета социального компонента здоровья учащихся» работа ученицы 11 класса Вот здесь можно было бы добавить описание конкретного урока в предпочитаемой Вами одной или нескольких (было бы интересно для сравнения!) форме on-line обучения. (см. приложения Протоколы занятий, не знаю, стоит ли насколько это будет смотреться в статье) Общение в режиме чата, пересылка вариантов разработанной базы данных, пересылка вариантов научного отчета. Результаты: первое место в районной конференции «Одиссея разума», первое место в секции «Экология человека» областной конференции «Юный исследователь», поощрение в секции «Информационная культура» областной конференции.

3. Ученик 7 класса «Пиратское и лицензионное программное обеспечение» участие в районной конференции «Одиссея разума»

4. Ученик 8 класса «Сравнение операционных систем семейства Linux, с целью использования в образовательном процессе» Результаты: первое место в районной конференции «Одиссея разума», второе место в секции «Информационная культура» областной конференции «Юный исследователь», публикация на сайте первой заочной всероссийской научно-практической конференции «Использование программного обеспечения с открытым исходным кодом в образовательном процессе и производстве. Проблемы перехода и решения».

5. Работа с учеником 11 класса «Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий» форма работы − в основном аудио-общение, с пересылкой файлов и передачей в режиме чата формул, без которых невозможно понять решение. Результаты ЕГЭ достаточны для поступления в МАИ, и МГТУ им. Баумана (На сегодняшний момент студент).

Нужно отметить, что временные затраты при подобной форме дистанционного общения несопоставимы с классно-урочной системой. Занятия идут индивидуальные, но и результаты достаточно высокие: участие в научных мероприятиях муниципального, регионального, российского и международного уровней. Работа в данном режиме, таким образом, очень эффективна для способных к самостоятельной работе, мотивированных учащихся. Подобная деятельность детей сама по себе является мотивацией на дальнейшую работу и приобретение новых знаний.

Читайте также: