Способы использования компьютера на уроках

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева М.А., Гебекова А.Н.

В статье раскрыты аспекты применения информационных технологий, на базе компьютера, при обучении математике в начальной школе . Выделены особенности и дидактические возможности современных компьютерных технологий в учебном процессе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева М.А., Гебекова А.Н.

Формирование коммуникативных умений учащихся в профильных классах Организационно-педагогические условия использования компьютерных программ в обучении младших школьников Информационные технологии при изучении математической статистики Методическая подготовка будущих учителей к развитию пространственного мышления учащихся средствами информационных технологий Формирование информационной компетентности младших школьников в учебном процессе i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты применения компьютерных технологий в начальной школе»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Исаева М.А.* *, Гебекова А.Н.*

Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров,

В статье раскрыты аспекты применения информационных технологий, на базе компьютера, при обучении математике в начальной школе. Выделены особенности и дидактические возможности современных компьютерных технологий в учебном процессе.

Ключевые слова компьютерные технологии, информатизация образования, начальная школа.

Глобальная информатизация общества открыла широкие перспективы для внедрения компьютерных технологий в образование. Современные исследователи связывают информатизацию образовательного процесса с включением в образовательный процесс компьютерных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития школьников, а также средства обеспечения профессиональной деятельности учителя.

Рациональное использование компьютерных технологий как технических средств обучения является в настоящее время важнейшей задачей дидактики и методики обучения. Весьма острой является проблема разумного выбора средств обучения, базирующихся на информационных технологиях. Информационные технологии лаконично вписываются в деятельностную теорию учения. Сущность деятельностного подхода заключается в определении основных элементов процесса усвоения, в вычленении его структуры и в организации на этой основе максимально эффективной деятельности учителя и учащегося [1].

Необходимость компьютеризации начальной школы, в качестве самостоятельной научной и практической проблемы, обусловлена особенностями организации процесса обучения в начальной школе, необходимостью учета возрастных и психолого-педагогических отличий младших школьников. Сегодня, в век компьютеризации, учителя должны подготовить информационно-грамотную и самостоятельную личность. И если в школе будут созданы условия, то заметно повысится эффективность познавательной деятельности учащихся [2].

* Доцент кафедры Г еометрии и методики преподавания математики Чеченского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук.

* Доцент кафедры Дошкольного и начального образования Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров, кандидат педагогических наук.

Современные педагогические технологии

Используя компьютерные технологии на уроке, можно решить не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять компьютерные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, например по математике.

Образовательная информация, получаемая с помощью компьютера, является дополнением к учебной информации, поступающей через учителя или через изучение учебных пособий. Основными функциями учителя при работе с использованием на уроке компьютерных технологий являются:

1. Организация учебного процесса на уровне класса и предмета в целом.

2. Организация внутриклассной активизации, инструктаж, управление.

3. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи.

4. Подготовка различных видов учебного демонстрационного материала, учебно-наглядных пособий, связанных с предметным содержанием урока [2].

Применение информационных технологий в учебном процессе способствует:

- повышению качества обучения;

- выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;

- радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления;

- эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

- развитию самостоятельности учащихся;

- развитию сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ новых информационных технологий, а именно:

а) возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображений и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация);

б) применения удаленного доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации.

- непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения от дошкольного до послевузовского, непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех школьных дисциплин;

- индивидуализация процесса обучения;

- осовремениванию урока [3].

Достоинствами компьютерной поддержки являются: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств, а также побуждающий ас-

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

пект активизации деятельности учащихся. Компьютер на уроках выполняет различные функции: источника учебной информации, наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Такое понимание использования компьютера имеет гуманитарный развивающий характер.

Активизируя различные аспекты использования современных компьютерных технологий в школе, в том числе и начальной, можно выделить следующие:

Первый аспект - компьютер как объект изучения.

Второй аспект - компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный «учитель». В таком качестве компьютер используется при изучении различных учебных дисциплин (тренажера, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.).

Третий - компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим [4].

Обучающие компьютерные программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых компьютерных технологий в преподавании и изучении любого предмета. Они позволяют иллюстрировать важнейшие понятия курса на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально-логического и образного мышления. Традиционные требования к учебным знаниям (запомнить, уметь воспроизвести) постепенно трансформируются в требования к базовым информационным умениям типа поиска знаний (уметь найти и применить при решении определенного класса задач) [5].

Современные компьютерные технологии предоставляют богатейшие возможности для иллюстрирования важнейших понятий на уроке. В отличие от обычных технических средств обучения компьютерные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

Современные педагогические технологии

Наглядность материала повышает степень его усвоения учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Использование мультимедийных презентаций (набор слайдов - иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке) целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом и этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Подобные уроки помогут решить следующие дидактические задачи:

- освоить базовые знания по предмету;

- систематизировать усвоенные знания;

- сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к учению [6].

Компьютеризация процесса обучения сталкивается с рядом трудностей, которые, с одной стороны, связаны с неиспользованными возможностями компьютерной технологии, а с другой - несоответствием традиционных учебных курсов возможностям компьютера [7].

Для достижения положительных результатов использования компьютера в обучении недостаточно просто внедрить их в учебный процесс путем локального применения компьютера к любой традиционной программе. Целесообразно разработать новые предметные программы, которые предусматривали бы использование компьютерных технологий на протяжении всего процесса обучения. Программа, в свою очередь, определит методы преподавания, характер методических пособий, а также условия осуществления учебного процесса.

При создании программных продуктов необходимо проанализировать конкретный материал школьного курса математики и выявить тот материал, где использование компьютерной технологии будет наиболее целесообразно. Содержание и конструкция учебных предметов должны способствовать формированию у учащихся логического, теоретического и практического мышления, что реализуется в процессе выполнения ими учебной деятельности. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.

В настоящее время наблюдается введение комбинаторных задач в процесс обучения математике младших школьников. Успешность их решения зависит от определения дидактических условий по организации этого процесса. Использование компьютера в школьном образовании позволит улучшить процесс обучения решению комбинаторных задач младших школьников, сделать его более наглядным и эффективным.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

В настоящее время на уроках используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы.

Использование обучающих программ имеет ряд преимуществ перед традиционными дидактическими средствами:

2. Диалоговое построение программ при компьютерном обучении позволяет устранить дефицит обратной связи, когда учитель не может одновременно контролировать деятельность всех учащихся. При работе с программой осуществляется контроль за каждым шагом учащегося, так как машина показывает результат и корректирует дальнейшую работу.

3. Применение компьютера способствует интенсификации процесса обучения, дает возможность регулировать задания по степени трудности, то есть адаптировать программу к возможностям каждого ученика, учесть его индивидуальные особенности, усилить мотивацию учения, устранить боязнь неудачи.

Чтобы использовать электронные материалы на уроке математики, учителю необходимо определить, где будет применен этот материал и с какой целью, продумать четкость в переходах от одного вида работы к другому, что повышает интенсивность урока.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- при контроле знаний, умений и навыков.

Целесообразно использовать программные средства по изучению комбинаторики в начальной школе, включающие в себя знакомство с основными понятиями методики обучения решению комбинаторных задач в начальной школе, объяснение способов решения комбинаторных задач и первичное закрепление, контроль сформированности умения применять различные способы решения. Подобные программы можно использовать на различных этапах урока.

Обучение решению комбинаторных задач следует проводится в три этапа:

1. подготовительный этап, цель которого формирование мыслительных операций в процессе решения комбинаторных задач с помощью хаотического перебора;

2. основной этап, цель - ознакомление учащихся с методом организованного перебора;

Современные педагогические технологии

3. этап отработки умений выполнять организованный перебор, цель -отработать у учащихся умения решать комбинаторные задачи.

Таким образом, компьютерные технологии можно эффективно использовать для обучения решению комбинаторных задач.

1. Ахмедова Т.И., Жильцова О.А., Ковалевская Н.Б., Кривцова А.В. Опыт внедрения методов компьютерной поддержки учебного процесса в школах. - 2002. - № 4. - С. 74.

2. Волкова Р.А. Преподавание информационных технологий в начальной школе / Р.А. Волкова. - М.: Просвещение, 2001. - 92 с.

3. Давыдов В.В. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения / В.В. Давыдов // Инфо. -1989. - № 3. - С. 3-16.

4. Вильямс Р. Компьютеры в школе / Р. Вильямс; пер. с англ. В.В. Рубцова. - М.: Прогресс, 1988. - 333 с.

5. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986. - 80 с.

6. Угринович Н.Д. Вопросы компьютеризации учебного процесса / Н.Д. Угринович. - М.: Просвещение, 1987. - 127 с.

7. Раткевич Е.Ю. Проблемы компьютеризации процесса образования. -2001. - № 1. - С. 13.

ВЗАИМОСВЯЗЬ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

© Лагунская Е.В.* *, Фазлутдинова Т.Е.*, Куракина В.Н.*

Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург

В данной статье выдвинута гипотеза, что студенты с внутренней локализацией контроля более успешны в обучении, чем студенты с внешней локализацией. Для подтверждения данной гипотезы среди студентов 2 курса было проведено изучение преобладающей локализации контроля. Сравнив полученные данные с результатами балльно-рейтинговой оценки их успеваемости, сделали вывод о взаимосвязи локализации контроля и успеваемости студентов.

Ключевые слова: локус контроля, мотивация, успешность, интернал, экстернал.

* Преподаватель кафедры «Техносферная и информационная безопасность».

* Преподаватель кафедры «Техносферная и информационная безопасность».

* Старший преподаватель кафедры «Техносферная и информационная безопасность».

Статья посвящена вопросу использования компьютерных технологий в совремнном учебном процессе. Автор приводит модели установки техники и опыт внедрения технологических средств в традиционный урок.

ВложениеРазмер
komputer_na_uroke.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютер на уроке

Коробкина Юлия Леонидовна

учитель математики и информатики, заместитель директора по ИТ

В последние 10-15 лет компьютеры и информационные и коммуникационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. Понятно, что трудностей на этом пути более чем достаточно, основная из которых - недостаточное или нулевое финансирование их развития в наших школах. Эти технологии являются дорогими: приобретение компьютеров, их текущая модернизация, а развитие технологической базы и уровня безопасности требуют обновления компьютерного парка не реже, чем каждые 2-3 года, обслуживание компьютеров и сетей, покупка программного обеспечения, подключение к Internet. Помимо этого требуется высокая квалификация преподавателей, их непрерывная переподготовка и профессиональный рост.

ШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

И поэтому прежде чем начать говорить об опыте использования компьютера на уроках в нашей школе, стоит познакомить ВАС со школьной образовательной средой.

На сегодняшний день информатизация школьного образования предполагает не только обучение взаимодействию с компьютером на уроках информатики, но и актуальным является организация системной целенаправленной педагогической работы с детьми на основе использования компьютерных средств, формирование школьной образовательной среды на основе их применения.

Под школьной образовательной средой, формируемой на основе использования компьютерных средств, будем понимать целенаправленно конструируемую систему условий обучения, воспитания и развития учащихся на основе применения компьютерной техники и средств информационно-коммуникационных технологий для достижения планируемых образовательных результатов.

При анализе нашей школьной образовательной среды мы выделили такие критерии и соответствующие им показатели:

- количество компьютеров в школе – 35

- количество компьютерных классов – 2 (13 штук)

- количество кабинетов, оснащенных компьютерной техникой – 8

- количество лицензионных программных средств в школьном УМК –

Наличие профессионально подготовленных кадров (наличие у педагогов информационно-технологических знаний и умений, востребованных в профессиональной деятельности):

- количество учителей, которые прошли обучение на курсах повышения квалификации в области информационных и коммуникационных технологий – 29

- количество учителей, которые систематически используют средства ИКТ в учебно-воспитательной работе с детьми – 16

Вместе с тем анализ качественных характеристик школьной образовательной среды, формируемой с использованием компьютерных средств, должен включать в себя такие направления, как достижение планируемых образовательных результатов и обеспечение условий для решения поставленных педагогических задач.

Для анализа и оценки образовательного результата можно сказать о следующих показателях:

- увеличилось количество детей, принимающих участие в творческих конкурсах компьютерных работ: 2010 год – 7 человек

- каждый 2-3 учащихся используют приложение PowerPoint при защите рефератов на экзаменах по выбору

К группе показателей для анализа обеспечения условий решения педагогических задач можно отнести следующие:

- соблюдение временных норм и санитарно-гигиенических требований при обучении с использованием компьютерных средств лекции, беседы для учащихся по обеспечению сохранности своего здоровья при работе за компьютером

- обеспечение вариативного использования компьютерных ресурсов в учебно-воспитательной работе с детьми (уроки, логопедические занятия, занятия с психологом, внеклассные мероприятия)

- вариативные формы учебных занятий с учащимися (виртуальные экскурсии, творческие работы, электронное тестирование …)

Очень коротко я представила школьную образовательную среду, формируемую с использованием компьютерных средств.

МОДЕЛИ УСТАНОВКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ

Возможны различные варианты (или модели) установки и использования компьютерной техники в школе.

Наиболее распространенный – компьютер и видеопроектор в учебном классе (компьютер с монитором диагональю 22 дюйма).

Этот вид размещения техники приоритетно ориентирован на фронтальную работу учителя с классом.

Компьютер и видеопроектор позволяет учителю представлять учебный материал, используя различные средства наглядности: иллюстративные материал (рисунки, чертежи, схемы и т. п.), демонстрационные материалы (видеофрагменты, анимированные карты и схемы, динамические модели процессов и явлений и т.д.), звуковое сопровождение, что делает изложение учебного материала более понятным и доступным, способствует более качественному усвоению его учащимися.

Вместе с тем эта модель может и должна использоваться для решения и других важных педагогических задач, в частности: развитие речевой культуры учащихся, их коммуникативных умений, способности к самопрезентации. Для этого учащимся должна быть предоставлена возможность использования этих технических средств на уроке при выступлении перед классом. Методические приемы организации такого вида педагогической работы с учащимися могут быть различны и зависят от возраста детей, например: рассказы детей с опорой на иллюстративный материал, подготовленный учителем (начальная школа); что сегодня вы видели на уроке литературы и многих других уроках ; ответы на вопросы домашнего задания с опорой на слайды презентации, выполненной самим учащимся (основная школа).

Компьютерный класс . Занятия в компьютерном классе приоритетно ориентированы на организацию самостоятельной работы учащихся с программными средствами, при которой учитываются индивидуальные особенности детей, их возможности и способности, уровень овладения ребенком знаниями и умениями по учебной дисциплине и уровень подготовки ребенка в области информационных технологий и др. Компьютерные программы учебного назначения (электронные учебные пособия, обучающие программы, тренажеры и др.), с которыми работают учащиеся на занятиях в компьютерном классе, дают возможность детям выбирать индивидуальные приемы и индивидуальный темп работы с ними; при их разработке учитываются возрастные особенности детей; многие из них ориентированы на индивидуальные особенности восприятия информации (например, информация представлена в виде текста и дублируется в речи диктора) и др.

Вместе с тем хотелось бы особо подчеркнуть, что организация занятий в компьютерном классе предполагает, что учитель предусматривает работу учащихся с заданиями разного уровня сложности и трудоемкости; планирует работу учащихся с компьютерными программами по индивидуальному образовательному маршруту, учитывая степень подготовленности ребенка в предметной области и его интересы. Кто бы сегодня на уроке английского языка, тот смог это увидеть.

Компьютерные учебные зоны . Так называют способ размещения компьютерной техники, при котором в одном помещении, предназначенном для учебных занятий, устанавливается от трех до семи компьютеров. В нашей школе, к таким зонам я бы отнесла кабинеты специалистов (психологов, логопедов). Такой вид размещения компьютерной техники приоритетно ориентирован на организацию индивидуальной работы с детьми, направленной на развитие их познавательных потребностей и творческих способностей.

Собственные компьютеры учащихся . Сегодня многие дети имеют компьютеры дома, которые важно и нужно использовать в учебно-воспитательной работе с детьми в рамках внеурочной и дополнительной работы по учебным предметам. Индивидуальная работа со школьниками по учебному предмету с использованием собственных компьютеров детей приоритетно направлена на развитие их интереса к предмету, на формирование знаний по предмету (теоретических и практических) с учетом способностей и склонностей учащихся. Примерами учебной работы с использованием компьютеров, которые дети имеют дома, могут быть различные виды учебной деятельности детей: выполнение репродуктивных учебных заданий компьютерной программы в рамках домашнего задания по теме урока; выполнение вариативных творческих по содержательным разделам учебных дисциплин и т. д. Эта работа может осуществляться с учащимися начальной, основной школ с учетом методических аспектов ее организации со школьниками указанных возрастных групп.

КОМПЬЮТЕР НА УРОКЕ

Но как писал академик Г.Н. Александров: «Нельзя учить, используя какие бы то ни было средства обучения, какими бы совершенными они ни были, не следуя закономерностям процесса обучения, не проникая в его сущность».

Проникнем в сущность …

Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьника.

В свете развития этой задачи мы постепенно внедряем в учебный процесс информационные технологии в обучение. Как в самом начале освоения этого процесса, так и сейчас мы стараемся оптимально и органично ввести новые технологические средства в традиционный урок, придав ему зрелищность, эмоциональную окраску, не сломав при этом его годами выверенную логическую структуру.

Мы используем компьютерные технологии в процессе обучения с различными целями:

  • при объяснении нового материала для максимального его усвоения;
  • для оптимального закрепления изученного материала;
  • для улучшения контроля знаний учащихся;
  • для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.

Для реализации данных целей, это могут быть:

  • уроки, полностью построенные от начала и до конца на использовании компьютера,
  • использование мультимедийного комплекса на различных этапах урока.

Однако, объективно воспринимая современные реалии (нехватку компьютерной техники), можно говорить только об использовании элементов проникающей компьютерной технологии , то есть об использовании компьютеров лишь на отдельных уроках для решения отдельных задач.

Урок с компьютерной поддержкой имеет особые цели, формы и особую методику определения результативности. Главной задачей является организация такого урока. Урок может быть с использованием программных средств и тогда …

С одной стороны , компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения. Отметим выгодные особенности использования ИКТ на уроке:

· сокращается время при выработке технических навыков учащихся;

· увеличивается количество тренировочных заданий;

· достигается оптимальный темп работы ученика;

· легко достигается уровневая дифференциация обучения;

· учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;

· в учебную деятельность входит компьютерное моделирование реальных процессов;

· обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;

· диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

С другой стороны, использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье школьников и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому необходимо учитывать и недостатки:

· диалог с программой обычно лишен эмоциональности;

· программисты не всегда могут учесть особенности конкретной группы учащихся;

· не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;

· помимо ошибок в изучении целевого предмета, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические ошибки - ошибки работы с программой;

· материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме;

· контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами;

· от учителя-предметника требуются специальные знания.

В своей практической работе мы остановились на программе Power Point из пакета Microsoft Office. Такой выбор объясняется, прежде всего, распространенностью данного пакета и его унифицированностью - любой человек имеющий представление хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах.

Power Point позволяет любому преподавателю стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. В Интернете можно найти готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по-своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Это легко сделать с помощью данной программы. Готовая разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы.

Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. В связи с недостаточным количеством иллюстративного материала к учебникам и низким его качеством считаем уместным готовить наглядность к уроку в программе PowerPoint. Подобные программы может составлять для себя каждый учитель, сканируя имеющиеся иллюстрации, таблицы, портреты, схемы. Иллюстрацию можно показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные фрагменты, ввести анимацию, цвет. К данному иллюстративному материалу добавляю цитаты из произведений, исторические и искусствоведческие справки, теоретический материал, термины. Таким образом, демонстрирую отдельные слайды-иллюстрации, и целые слайд - фильмы при объяснении новой темы. Вообще это процесс творческий. Но когда такой урок готов, то работа на нем становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность.

Используя отдельные «изюминки» различного рода электронной продукции демонстрируем учащимся видеоролики по теме, показываем фрагменты фильмов. Звуковые файлы помогают познакомиться с вариантом авторского прочтения стихотворения или с декламацией произведения в исполнении известного актёра на уроках литературы, осуществить прослушивание материалов на уроках английского языка и т.д.. Такой иллюстративный компьютерный материал со временем выстраивается системно, являясь хорошим подспорьем в дальнейшей работе.

Конечно, надо помнить о педагогическом дизайне при создании своего собственного мультимедийного продукта – о педагогическом инструменте, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными и эффективными.

Но ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то, знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». В своей педагогической деятельности мы стараемся использовать прием яркого эмоционального начала урока. Такой используемый прием развивает эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость учащихся.

Компьютер на уроке не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

Сложностей при внедрении данной технологии, безусловно, много, но, как гласит восточная мудрость, «дорогу осилит идущий».

1. Богатырев А.И., Коптелов А.В., Некрасова Г.Н. Современные информационные технологии// Школа и производство.-2001г.- №1. - с. 14 - 19.

2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М, 2004г., 238 с.

Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам.

Прежние попытки вести обучение с помощью компьютерных программ, предпринимавшиеся еще в начале и середине 80-х годов, потерпели неудачу, потому что несовершенство программных средств не позволяло получить явное преимущество компьютерных технологий перед традиционными формами обучения. Другой важной причиной являлось то, что компьютер не являлся доступным средством обучения. Ни учителя, ни учащиеся не были готовы принять компьютер как регулярное учебное средство. В настоящее время ситуация изменилась, современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать учебные ситуации. Назрела насущная необходимость вовлечения компьютера в массовое образование. Самая естественная форма работы учителя - урок. Рассмотрим некоторые способы применения компьютера в обучении, на примерах использования ИКТ на уроках математики. Урок с компьютерной поддержкой имеет особые цели, формы и особую методику определения результативности. Главной задачей является организация такого урока. С одной стороны, компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения. Отметим выгодные особенности использования ИКТ на уроке:

· сокращается время при выработке технических навыков учащихся;

· увеличивается количество тренировочных заданий;

· достигается оптимальный темп работы ученика;

· легко достигается уровневая дифференциация обучения;

· учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;

· в учебную деятельность входит компьютерное моделирование реальных процессов;

· обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;

· диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

С другой стороны, использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье школьников и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому необходимо учитывать и недостатки:

· диалог с программой обычно лишен эмоциональности;

· программисты не всегда могут учесть особенности конкретной группы учащихся;

· не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;

· помимо ошибок в изучении целевого предмета, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические ошибки - ошибки работы с программой;

· материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме;

· контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами;

· от учителя целевого предмета требуются специальные знания;

Как видим, недостатков у компьютерного обучения не меньше, чем достоинств. Однако отказываться от компьютера в образовании нельзя, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся, критерии оценки учебных программных средств. Компьютер не должен и не может заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися. В то же время недопустимой является и фронтальная работа с учащимися, сидящими за компьютером, на протяжении всего урока. Это не способствует развитию индивидуальных способностей школьников, так как происходит ориентация на «среднего» ученика. Одновременная работа учащихся под руководством учителя целесообразна только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе, снятия психологического барьера, проверки понимания изучаемого материала и первичного его закрепления.

Критерии полезности конкретной технологии в образовании, можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. Например: если программа позволяет быстро выработать технический навык построения симметричных фигур на плоскости - такая программа нужна. Потому что без компьютера работа будет перегружена массой дополнительных рутинных построений и простейших действий, и из-за обилия вспомогательных действий трудно сформировать и проконтролировать нужное умение. Однако позже полученные умения необходимо закрепить реальными построениями, иначе настоящие навыки не разовьются. Примером ненужных учебных программ может служить множество тестов типа “выбери правильный ответ” или длинных лекций, которые нужно проматывать на экране. Учебная программа не должна быть “книжкой на экране”. Она дополняет учебники, используя все возможности современных компьютеров. Хорошая программа должна не столько разъяснять учебную ситуацию, сколько моделировать ее, давая простор для воображения учащегося. Если программа предлагает какой-то круг задач, то она должна предоставлять учащемуся все доступные ему средства решения этих задач. Программа должна представлять материал в естественном виде. Не должно вводиться обозначений, не общепринятых форм записи, предназначенных только для облегчения программирования.

Итак, работа с учебной программой должна быть минимально нагружена компьютерной спецификой и условностями.

Напротив, общение учащегося с программой должно быть максимально приближено к традиционным методам обучения, продиктованным спецификой целевого предмета. Программа не должна категорически оценивать работу учащегося. Оценка человека - прерогатива человека. Во всяком случае, учитель должен иметь возможность изменения уровня требований, предъявляемых учащемуся программой. Программист, создающий учебное программное средство должен учитывать традиции школьного образования. Методические приемы обучения разрабатывались на протяжении тысячелетий. В них нашла отражение психология ученика. Попытки сделать “сразу хорошо” чаще всего не удаются. Чем больше возможностей настройки программы, тем лучше. Идеальная программа - та, которая может быть приспособлена к потребностям конкретного учителя и конкретного ученика.

Организация урока с компьютерной поддержкой

Особенности компьютеризированного урока: кроме обычных целей урока, урок с компьютерной поддержкой имеет технологическую цель: обучение новому методу учебной деятельности, использованию конкретной учебной программы. Главной особенностью такого урока является то, что переопределяются потоки информации на уроке - диалог учителя с учеником происходит через компьютер, который выступает в роли третьего компонента обучения, индивидуального для каждого ученика.

Выделяются три основные задачи, которые необходимо решить для успешного проведения урока с компьютерной поддержкой:

· Дидактическая (под дидактическим обеспечением понимаются учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и аппаратура)

· Методическая (методическая задача - определение методов использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока и постановка следующей учебной цели.)

· Организационная (эта задача состоит в том, чтобы выработать и закрепить у учащихся навыки работы с учебной программой, организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени)

Решить третью организационную задачу труднее всего, если количество компьютеров меньше численности учебной группы. Опыт показывает, что эту задачу можно решать за счет специального распределения времени на выполнение видов работы в подгруппах и ряда других мер.

Нужно учитывать слабость компьютерного опроса - не видно хода решения задачи, отсутствует возможность проверить графические навыки и навыки математических доказательств, в зачете нет задач с решением в общем виде. По этой причине компьютерные тесты нельзя считать доминирующей формой контроля. Однако для многих учащихся работа с компьютерными тестами будет значительно более значащей, чем при традиционной форме опроса. К таким учащимся относятся интеллектуально одаренные дети, которые, к тому же часто испытывают серьезные трудности в общении с учителем в виду низкой коммуникативной культуры. К таким учащимся часто относятся и слабоуспевающие ребята. Для них не очень сложный тест на компьютере может стать средством самоутверждения.

Необходимо так же при оценке деятельности ученика учитывать и тот факт, что учащиеся при работе с программой часто допускают кроме естественных ошибок, характерных для изучения целевого предмета, еще и ошибки технологические: ученик имеет право по ошибке нажать не на ту клавишу, не переключить вовремя регистр клавиатуры и т.п. Далеко не все программы выявляют такие ситуации, поэтому на учителя дополнительно ложится задача правильно интерпретировать причины, по которым учащийся не выполнил верно то или иное задание с точки зрения программы.

В последнее время распространение получают модульные технологии обучения. Модульный урок отличается от традиционного тем, что учащийся получает на урок программу своих действий с выделенными учебными целями, заданиями, запрограммированным контролем и т.п. Модульные уроки можно проводить по любому предмету и по любой теме.

С другой стороны, интересно прозвучала бы на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения “в реальном времени”, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Это позволит свести работу учащихся на компьютере к разумному минимуму, эффективно провести объяснение нового материала, сформировать верные представления об изучаемом объекте, провести работу по развитию речи и мышления учащихся.

Третья форма применения компьютера на уроке представляется как самостоятельная работа с задачником или программированный зачет.

Отметим, что при планировании урока с использованием программных средств обучения необходимо учитывать следующие условия:

· Для какой группы школьников проводится данный урок.

· Каково соотношение численности группы и количества компьютеров в кабинете.

· Насколько учащиеся владеют общими навыками работы с компьютером и начальными - с программой.

Можно выделить следующие схемы проведения урока с использованием компьютера:

· Посменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся при условии, что учащихся в 2-3 раза больше, чем компьютеров.

· Парная работа за компьютерами с частичным разделением заданий в паре. Это возможно при условии, что количество учащихся не более чем в два раза превышает количество компьютеров.

· Каждый учащийся за индивидуальным компьютером.

· Индивидуальная работа учащегося на дому.

Урок с использованием компьютерной поддержки на современном этапе нельзя рассматривать как основную форму урока. Пока он играет вспомогательную роль.

Принципы разработки урока с компьютерной поддержкой

Необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на построение урока:

· Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).

· Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.

· Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.

· Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности. От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке.

Многие учителя пытаются построить работу за компьютером в парах. Это можно делать только при комбинировании работы за клавиатурой и в рабочей тетради. Нужно учитывать, что с программой в один момент времени может работать только один учащийся. Работа в паре не должна приводить к тому, что один учащийся подавляет инициативу другого. Нужно помнить, что программа несет некоторую условность. Поэтому, если Вы приготовили урок объяснения нового материала, то на последующих уроках этой темы Вы должны убедиться в том, что материал понят правильно, и что учащиеся воспринимают изученное отдельно от компьютера.

Слишком частое проведение уроков с использованием компьютеров может отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании ребенка геометрический объект или теорема могут прочно ассоциироваться с кнопками и готовыми чертежами. Большее разнообразие учебных ситуаций и гибкое оперирование образами достигается на традиционных уроках с помощью карандаша и линейки, самостоятельными построениями и переосмыслением изученного.

Следовательно, при изучении темы нельзя злоупотреблять компьютерной поддержкой, равно как и любым другим одним методом работы

Диагональная схема урока

Рассмотрим, например, следующую ситуацию: класс, с которым Вы решили провести урок с использованием ИКТ, неоднороден по математической подготовке, технологически готов плохо. Количество учащихся значительно превышает количество компьютеров в кабинете.

В такой ситуации урок по новому материалу готовить не следует. Главной целью такого урока следует поставить цель технологическую - научить ребят основам работы с программой. Для каждой из подгрупп можно выделить свою цель урока. Получается два-три урока в одном. Применение компьютера дает возможность очень сильно дифференцировать задания не только по уровню сложности, но и по цели урока.

Главным остается вопрос организации урока и дисциплины работы с программой.

Предположим, что класс разбит на 3 группы. Каждой из групп Вы подготовили четкое небольшое модульное задание, рассчитанное на 10-12 минут самостоятельной работы с компьютером. Как обеспечить в такой ситуации равномерную загруженность учащихся, избежать суеты и неразберихи? Будем исходить из того, что каждое задание индивидуальное и работа в парах (тем более - в тройках) не предусмотрена. При общем времени 10 минут за программой представляется неоправданной тратой машинного времени заставлять ученика отвлекаться на другие виды деятельности.

Возможны следующее решение. До урока, каждый из учащихся узнает номер своего компьютера (компьютеры в классе должны быть пронумерованы). Один и тот же номер сообщается трем ученикам, принадлежащим к трем различным подгруппам.

Задание учащегося сильной подгруппы строится по примерной схеме:

1. Постановка цели урока - 2 минуты.

2. Работа за компьютером - 10-12 минут.

3. Работа с учебником - 10-12 минут.

4. Решение задач - 10 - 20 минут.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Задания учащегося средней подгруппы строится по схеме:

1. Постановка цели урока - 2 минуты.

2. Работа с учебником - 10-12 минут.

3. Работа с компьютером - 10-12 минут.

4. Решение задач - 10 - 20 минут.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Для слабой подгруппы схема задания может выглядеть так:

1. Постановка цели урока - 2 минуты.

2. Работа с учителем - 10-12 минут.

3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут.

4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Таким образом, урок разбивается на пять этапов. 2 этап начинается для всех одновременно. А вот смена этапов для каждого учащегося индивидуальна. Учащиеся второй и третьей подгрупп знают очередность своей работы за компьютером с данным номером. Как только учащийся первой подгруппы освободил компьютер, за него сразу садится учащийся второй подгруппы, а потом - третьей.

Сильные учащиеся освобождают рабочее место, как правило, быстро. Учителю придется проследить за тем, чтобы учащиеся второй группы не занимали компьютер

Читайте также: