Способы использования компьютеров для обучения языкам

Обновлено: 07.07.2024

Рассмотрим классификацию современных технологий обучения, признаком которой является ведущий процесс, обеспечиваемый данной технологией.

1. Личностно-ориентированные технологии.

2. Развивающие технологии.

3. Технологии управленческой деятельности.

4. Технологии организации учебного процесса.

5. Технологии активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся.

6. Технологии усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала.

7. Частнопредметные технологии и авторские технологии.

Такое деление условно, так как, например, технологии организации учебного процесса требуют определенных изменений как в технологиях активизации познавательной деятельности учащихся, так и в частнопредметных технологиях и наоборот.

В педагогике высшей школы, в учебных пособиях по методике преподавания иностранных языков, в педагогической печати не наблюдается единомыслия по поводу компьютерных технологий обучения. А именно, к каким современным технологиям обучения они относятся.

Одни исследователи относят компьютерные технологии обучения к технологиям организации учебного процесса, другие – к технологиям активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся. И те, и другие будут правы.

Основной особенностью их использования является то, что появляется возможность от двухэлементной модели «преподаватель (учитель) – группа (класс)» перейти к трехэлементной модели «преподаватель (учитель) – персональный компьютер (ПК) – студент (ученик)».

Появление нового субъекта учебной модели – ПК – позволяет распределить многие функции организации учебного процесса между учителем и ПК.

Так, ПК может выступать в качестве источника учебной информации. А именно, предоставляя ее студенту (ученику) в преобразованном виде (в виде педагогически организованного учебно-информационного материала – например, видеоинформация о культуре и традициях страны), или в виде справочников и учебных пособий, информацию в которых студент (ученик) должен найти и преобразовать в учебную сам (первая – информационная роль ПК).

ПК предоставляет возможность осуществить режим тренинговой работы с каждым студентом (учащимся), предъявляя, в зависимости от успешности или неуспешности предыдущих этапов работы, задания от уровня решения по образцам до уровня творчески-поисковых (вторая – тренажерная роль ПК).

ПК позволяет проводить моделирование эксперимента, исполняя роль «экспериментальной установки» и поставляя «экспериментальные данные» для их теоретической обработки. Таким образом, студент (ученик) может сам «открывать» некоторые физические и математические законы. А также решать лингвистические задачи (третья – моделирующая роль ПК).

ПК позволяет проводить диагностику пробелов знаний студентов (учащихся) (четвертая – диагностическая роль ПК). Компьютер, предъявив студенту (ученику) систему диагностирующих заданий, может установить одну или несколько причин неудачи и предложить систему тренинговых заданий для устранения указанного пробела, а после этого снова произвести контрольную работу на изучаемую тему. Тем самым, преподаватель (учитель) может быть освобожден от рутинной работы поиска стандартных причин пробелов в знаниях и их ликвидации. Аналогичным образом компьютер может устанавливать, владеет или не владеет студент (учащийся) некоторыми понятиями.

Ученик может использовать ПК для самостоятельной работы, как по приобретению знаний, так и по отработке тех или иных операционных умений и навыков (пятая роль ПК – организатор самостоятельной работы студентов (учащихся)).

И, наконец, ПК может выступать средством централизованного контроля результатов учебного процесса, как администрацией вуза (школы), так и органами управления образованием (шестая роль ПК – средство контроля).

Так как технологии в обучении–этоиспользование в учебном процессе технических средств обучения, то рассмотрим современные средства обучения иностранным языкам и приведём классификации средств обучения иностранным языкам, в основу, которых положены признаки, существенные для учебного процесса.




По способу восприятия информации различают:

q визуальные средства обучения,

По способу проявления информации:

По характеру визуального изображения:

По способу применения на уроке:

В настоящее время наибольшей популярностью в обучении иностранным языкам пользуются аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения. К ним относятся фонограммы, видеограммы, видеофонограммы, видеозаписи, телепередачи, компьютерные программы. Магнитофоны с кассетами, телевизор, проектор, персональный компьютер с компакт-дисками – это технические средства обучения. Видеозаписи, как и компакт-диски с мультимедийными программами и курсами, могут быть демонстрационными или раздаточными средствами обучения.

Видеофонограммы рассчитаны на одновременное зрительное и слуховое восприятие учебного материала. К ним относятся кино-, теле-, и видеофильмы, а также видеограммы со звуковым сопровождением (например, слайдфильмы).

Видеофонограммы и видеозаписи, как средства обучения выполняют определенные дидактические задачи. Это развитие умений аудирования, а также формирование социокультурной компетенции. Видеозаписи должны отражать различные стороны культуры страны изучаемого языка, т.е. нести в себе социокультурную информацию. В этом случае зрителя привлекает именно видеоряд, «новая, незнакомая картинка», знакомящая обучаемых со страной, традициями, бытом носителя языка. Звуковой ряд либо «идёт» вслед зрительному ряду, либо «ведет» его за собой. Сочетание зрительного и звукового рядов создает особую атмосферу познавательной активности и соучастия. Они дополняют и поясняют друг друга. Вместе с тем именно на основе видеоряда часто строятся дальнейшие задания, направленные на самостоятельные высказывания студентов, с учетом и без учёта лингвистического, социолингвистического (реалий, идиом и т.д.) и социокультурного материала, которым бывает, богат звуковой ряд.

Ситуативность и динамизм изображения делают этот вид наглядности особенно эффективным средством обучения речевому общению, а использование современных технических возможностей повышает выразительность зрительно-слухового ряда за счет использования крупного плана, мультипликации, стереозвука, широкого экрана и др.

Интерактивными аудиовизуальными средствами являются тексты для аудирования и песни, компьютерные учебные программы и курсы.

На занятиях по языку компьютерные учебные программы и курсы предназначаются:

1. Для введения и активизации лексико-грамматического материала.

2. Для обучения видам речевой деятельности.

3. Для знакомства со страной изучаемого языка.

4. Для контроля уровня владения языком.

В последние годы такие программы и курсы стали мультимедийными, т.е. синтезирующими звуковое сопровождение, видеоизображение и тексты, что позволяет активно использовать все виды наглядности в рамках одной программы.

Мультимедийная обучающая программа – это компьютерная программа, использующая текст, звук, цвет, графику и движение. В понятие звук входят речь, музыка, их комбинации (музыка – речь – пение и др.), а также различные звуковые эффекты. Графика в таких программах может быть представлена различными рисунками, геометрическими фигурами (круг, ромб и т.д.), символами, фотографиями и сканированными изображениями. Движение в мультимедийных программах представляется в виде последовательности статических элементов (кадров) и может быть трех видов: видео, квазивидео и анимация.

Видео – это последовательность черно-белых или цветных фотографий, пропускаемая на экране компьютера со скоростью около 24 фотографий в секунду. Квазиовидео – тоже последовательность кадров, движущаяся по экрану со скоростью 6-12 фото в секунду. Анимация – это последовательность рисованных изображений.

Такие программы дают возможность активизировать различные каналы восприятия информации и повышают степень запоминания и усвоение учебного материала.

Приведем классификацию мультимедийных программ обучения иностранным языкам по следующим признакам.

По типу пользователей различают программы:

q для молодежи и взрослых,

q для бизнес-применений,

q специализированные программы.

По назначению такие программы делят на виды:

q для обучения на основе игровой технологии,

q для начального обучения языку,

q для совершенствования знаний языка,

q для сдачи экзаменов,

q для работы с деловыми текстами.

Так, для детей на основе игровой технологии интересны и полезны программы «Дракоша», «Занимательный английский язык» и «Lingva Land. Обучение с приключением!».

Для начального обучения языку молодежи и взрослых можно использовать такие мультимедийные программы, как Bridge to English, Репетитор English, Профессор Хиггинс, Learn to speak English (Learn to speak German), Everyday English in Communication, Talk to Me, Triple Play Plus и LinguaMatch Professional.

Для совершенствования знаниий английского и немецкого языков молодыми людьми и взрослыми полезны такие программы, как Complete English, English for Communication, English (Deutsch Gold), English Platinum (Deutsch Platinum), Echtes Deutsch.

Совершенствование знаний английского языка взрослыми в области бизнеса возможно путем использования мультимедийных программ Business English и EBC (English Business Contracts).

Примером специализированных программ, ориентированных на молодежь и взрослых и предназначенных для сдачи международного теста на владение английским языком как иностранным (TOEFL), является программа The Heinemann TOEFL.

Обучение языкам, как любое обучение – задача комплексная, требующая учета данных психологии и педагогики, методики и особых свойств изучаемого предмета.

Каждый преподаватель вуза или учитель, готовясь к занятиям, моделирует учебный процесс или фрагмент (часть) его. Разрабатывая педагогическую модель учебного процесса, он руководствуется целями и задачами, отбирает содержание учебного материала по конкретной теме, опирается на принципы и функции обучения, определяет организационные формы, методы, технологии и средства обучения, прогнозирует результат.

Рассмотрим принципы компьютерного обучения языкам с двух точек зрения: с точки зрения применения или использования компьютерных программ для обучения иностранному языку и с точки зрения построения или создания таких обучающих программ.

За последние годы принцип применения компьютерных обучающих программ изменился. Если ранее утверждалось, что наиболее эффективно они могут быть использованы в рамках автоматизированных обучающих систем, то с появлением компьютеров в доме обучаемых такие программы все чаще используются индивидуально и подбираются в зависимости от цели обучения.

Принцип построения таких программ реализуется путем выполнения следующих задач:

1) теоретического обоснования выбираемого метода обучения;

2) создания с опорой на выбранный метод технологии обучения;

3) построения обучающей программы, реализующей выбранную технологию обучения.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочмар Олеся Николаевна

Статья посвящена вопросу использования различных компьютерных технологий в обучении иностранному языку. Характеризуются преимущества и недостатки современных компьютерных технологий ; описывается опыт использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку студентов естественно-научных специальностей.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочмар Олеся Николаевна

Новые информационные технологии обучения иностранным языкам Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов Роль информационных технологий в процессе обучения иностранному языку в вузе Проблемы применения компьютерных мультимедийных средств при обучении иностранным языкам в военных вузах i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Применение компьютерных технологий при обучении иностранному языку»

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена вопросу использования различных компьютерных технологий в обучении иностранному языку. Характеризуются преимущества и недостатки современных компьютерных технологий; описывается опыт использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку студентов естественно-научных специальностей.

Английский язык, компьютерные технологии, Интернет, преподавание иностранного языка.

Реализовать личностно-ориентированный подход в преподавании английского языка позволяет использование новых информационных технологий. Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, потребностью формирования у студентов навыков самостоятельной учебной деятельности, развития исследовательских, творческих компетенций.

Всё большее разнообразие ресурсов сети Интернет, появление большого количества учебных материалов на компакт-дисках - всё это ставит задачу проведения комплексных исследований возможностей и особенностей применения данных средств обучения в учебном процессе.

В обучении особую актуальность приобретает проблема закономерностей познавательных процессов. В связи с этим прежде, чем по-новому выстраивать учебную деятельность, необходимо осуществить диагностику познавательных процессов обучаемых. С точки зрения познавательных процессов при обучении иностранному языку важную роль играют особенности восприятия студентами информации. По данному основанию учащиеся условно распределяются на аудиалов, визуалов и кинестетиков.

Аудиал - это человек, который лучше всего воспринимает информацию через слух. Ви-зуал воспринимает большую часть информации с помощью зрения. Кинестетик - человек, вос-

Кочмар Олеся Николаевна,

принимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Провести со студентами диагностику на определение репрезентативной системы (ведущего канала восприятия, переработки и хранения информации) поможет тест Б.А. Левиса и Ф. Пукелика.

Почему же важно знать, каким образом обучаемый воспринимает информацию?

Компьютерные технологии применялись автором данной работы при обучении английскому языку студентов биолого-географического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. На занятиях информация подавалась студентам одновременно в двух форматах. Первая половина занятия проходила в традиционной форме - по учебникам, с объяснением теоретических основ. На второй половине занятия студенты осваивали полученную информацию на практике: просмотр и прослушивание видео-, аудиоматериалов (с титрами и без титров), изучение содержания англоязычных интернет-сайтов, рассмотрение материалов, подготовленных как преподавателем, так и студентами в презентационном виде средствами MS PowerPomt. После каждого прослушивания и просмотра материалов студенты комментировали полученную информацию, и, что примечательно, запоминание перевода слов при такой работе не требовало механического заучивания. Благодаря использованию аудио-, видеоматериалов, интернет-сайтов одни студенты ассоциируют перевод с изображением, другие - со звучанием, сходным в русском языке, третьи вспоминают моменты, когда встречали данное слово в иных ситуациях. Нами было выявлено, что студенты естественно-научных специальностей наиболее склонны к визуальному восприятию информации в сочетании с аудиопотоком и титрами, т. е. отрывками популярных фильмов. При таком режиме работы преподаватель реже возвращается к напоминанию пройденного материала. Некоторыми студентами (как выяснилось, увлеченными интернет-покупками) были востребованы практические занятия по переводу текстов с англоязычных интернет-сайтов. Для них в творческую часть домашнего задания входил перевод текстов на их выбор. Таким образом, как правило, студенты становятся естественно вовлеченными в процесс изучения английского языка, заинтересованными в работе.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, повторении, контроле.

Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы и, в частности, на дисциплину «Иностранный язык»: ее цели, задачи, содержание, методы, технологию.

Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:

• обеспечивается индивидуализация обучения;

• интерес студентов к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;

• студенты охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и

• существует возможность обеспечения непосредственной обратной связи;

• компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок;

• отметка является более объективной;

• обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок [1. С. 143].

Обучение с помощью компьютера имеет и свои недостатки:

• злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок;

• готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать к традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют рабочей программе дисциплины, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.

Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения здесь являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности. Обучать речевой деятельности можно лишь в живом общении, а для этого нужен партнер. Компьютерная программа, компакт-диск, какими бы интерактивными они ни были, могут обеспечить лишь общение с машиной. Исключение составляют телекоммуникации, когда студент вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером - носителем языка.

Компьютерные программы должны использоваться наравне с традиционными материалами и методами. Работая с компьютером, преподаватель неизбежно меняет всю структуру урока и его назначение. Необходимо конкретно определить соответствующую роль и место компьютера в учебном процессе, уточнить и детерминировать основные понятия, внедрить методические и технические аспекты.

При построении учебного процесса с применением компьютерных обучающих программ следует выбрать конкретный раздел из рабочей программы; спроектировать набор заданий; выбрать программные средства для подбора заданий; провести экспертизу подобранных компьютерных заданий; разработать методические рекомендации для обучающегося.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, а также поощрять правильные решения. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемой в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка мышкой. Работая на компьютере, студент получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь [2. С. 38].

Важной особенностью компьютера в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку является то, что он может быть «собеседником» обучаемого, т. е. работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме и определенным образом, например, с графических средств, анализатора и синтезатора речи восполнять отсутствие естественного собеседника, моделируя и имитируя его неречевое и речевое поведение.

Компьютер позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, демонстрировать особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке. Компьютер обладает большими возможностями для построения цветных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах.

Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.

В наше время имеется большое разнообразие современных мультимедийных программ, где можно найти достаточно упражнений для обучающихся всех возрастов и разных уровней знаний. Например, программа «Bridge to English - Doki English» - это мультипликационный мир, где можно изучать английский язык в игровой форме. «Movie Talk. Английский. Интерактивный видеокурс» поможет вам усовершенствовать восприятие английской речи на слух. «English in action. The royal family» - это компьютерный курс на основе видеоматериалов из жизни британской королевской семьи.

Компьютерные обучающие программы имеют огромные базы данных, обеспечивают высокую технологичность выполнения отдельных тренировочных упражнений, дают возможность наиболее оптимально сочетать приемы анализа и имитации в опоре на сознательность, ориентируют учащегося на свободный темп обучения, индивидуальную логику познания.

Компьютеризация нашего общества приводит к появлению всё большего количества людей, которые хотят и могут пользоваться этими умными машинами в повседневной жизни. Компьютеры облегчают жизнь и делают ее более интересной. Ведь если при помощи этой ма-

шины в течение часа или двух можно посетить обучающие курсы в Интернете по любому предмету, увидеть мир в его нынешнем состоянии и многообразии, пообщаться с огромной массой самых разных людей и получить доступ в библиотеки, музеи и на выставки, о которых можно только мечтать, то лучшего средства для саморазвития и индивидуального образования и самообразования, действительно, нет.

Обучать языку - значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Существуют три области, в которых Интернет может вывести обучение английского языка на новый уровень. Это коммуникация, информация и публикация. Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты, огромные пласты информации заключены во всемирной паутине, публикация может осуществляться путем создания собственной страницы в Интернете [3. С. 36].

Итак, самое простое применение Интернета - это использование его в качестве источника дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Материалы могут распечатываться и использоваться затем в ходе традиционного занятия. Конечно, в этом случае реализуется только часть возможностей Интернета. Но даже при таком применении Интернета обучение иностранному языку меняется: пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников [4. С. 41].

Интернет может стать вашим помощником и при обучении студентов письму. Идеально подойдет для этой цели дружба по переписке с носителем языка. Более того, можно улучшить навыки произношения, разговаривая с иностранным другом при помощи программы Skype. Общаясь в виртуальной реальности, обучаемый использует свои навыки владения иностранным языком, устанавливает дружеские контакты и изучает таким образом культуру другой страны.

Следует отметить, что обучение через компьютерные телекоммуникационные сети обеспечивает погружение обучаемого в реальную языковую среду и тем самым существенно ослабляет традиционный языковой барьер практического использования иностранного языка в этой среде, поскольку обмен информацией происходит между сверстниками, содержание материалов включает мысли, чувства, идеи, ситуации, интересные для обучаемых и имеющие значение в их жизни.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой студенту и преподавателю информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т. д. Студенты могут принимать участие в тестировании, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д. Студенты могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских студентов и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на практическом занятии:

• формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

• совершенствовать умения монологической и диалогической устной речи;

• пополнять словарный запас как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка;

• знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка [5. С. 22].

Итак, компьютерные технологии помогают:

• привлекать пассивных слушателей;

• делать практические занятия более наглядными;

• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают студентам проявлять их творческие способности;

• приучать обучающихся к самостоятельной работе с материалом;

• обеспечивать моментальную обратную связь;

• объективно оценивать действия обучающихся;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• снимать такой отрицательный психологический фактор, как боязнь ответа;

• повышать уровень развития психологических механизмов (воображения, внимания, памяти).

Подводя итог, следует отметить, что несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является переход на методы поисковой и творческой деятельности преподавателя и студента. Это помогает воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции обучающихся, навыков аудирования, говорения, чтения, на совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.

Использование компьютерных технологий предоставляет возможность освободить преподавателя от значительной части рутинной работы, такой как проверка выполнения отдельных упражнений, фронтальный опрос, предъявление большого объема языкового материала. Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

В современных условиях предъявляются всё более высокие требования к процессу обучения иностранным языкам. Объемы информации стремительно растут, и современные способы их хранения, передачи и обработки перестают быть эффективными. А компьютерные технологии представляют большой спектр возможностей для повышения продуктивности обучения.

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Изд-во РАО, 1994. - 143 с.

2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 1993. - 336 с.

3. Печерский А.В. Интернет учит новый язык // Компьютерра. - 1999. - № 27-28. - С. 36-39.

4. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. - 2000. - № 2. - С. 41-55.

5. Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 1997. - № 4. - С. 22-26.

Современные компьютерные технологии все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных технологий в сферу народного образования.

Компьютерные технологии начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания мира. Инструмент этот насколько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления. Становится очевидным, что в современных условиях высокого уровня развития информационных технологий и их внедрения в образовательный процесс, использование компьютера могло бы значительно повысить эффективность обучения иностранному языку и помочь в организации межкультурного общения на уроке иностранного языка.

Компьютерные технологии получают всё большее признание у педагогов, потому что они:

  • стимулируют процесс изучения любого предмета и облегчают обмен опытом преподавания различных учебных дисциплин;
  • повышают существенно интерес учащихся к учебному процессу, в частности, к овладению иноязычной речевой деятельностью на уроках иностранного языка;
  • расширяют коммуникативную практику учащихся;
  • делают возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся, и тех, которые они получают в результате общения.

Внедрение компьютерных технологий в образование дает возможность также использовать компьютерные игры в процессе обучения иностранным языкам, что способствует более успешному овладению языковым и речевым материалом на уроках иностранного языка. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода с применением компьютера. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка, в особенности. Й. Хейзинга отмечал, что человеческая культура возникла и развертывается как игра.[3,c.43]

Однако необходимо отметить, что использование компьютерной игры недостаточно хорошо изучено в преломлении к обучению иностранным языкам. А ведь именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также позволяет вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий.

Обратимся к истории возникновения игровой деятельности. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, и одновременно развлекает и дает отдых. Но в образовательном процессе одна из первых ее задач – обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения, а также выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Еще в древних Афинах (VI-IV века до н. э) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры – маневры, штабные учения, разыгрывание "боев". В Х веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы), импровизации (схеды).

В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками.

Не следует забывать, что школьник – это "маленький взрослый", у которого только начинают формироваться важнейшие процессы. И очень важно, на наш взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра с использованием компьютера – способна помочь в решении этой проблемы. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства [5,c.67].

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. Использование мультимедийных программ при обучении лексике, грамматике, фонетике особенно актуально в условиях обновления языкового образования. Мультимедиа технологии позволяют одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами, анимированными графическими образами), текстом и звуковым сопровождением. Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем, и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации. Тем самым процесс обучения становится увлекательным, а внедрение компьютерной игры делает этот процесс еще легче и понятнее.

Иностранный язык, как никакой другой предмет в школе, насыщен событиями, явлениями, которые требуют от учеников не только запоминания многочисленных лексических форм, но и их грамотной интерпретации. Достичь высокого уровня владения языковым и речевым материалом невозможно без использования современных образовательных технологий. Решить эти задачи с учетом современных требований к уроку в полной мере помогают обучающие игры, в том числе компьютерные игры.

Исходя из методов, целей и особенностей преподавания иностранного языка, обучающие игры можно разделить на следующие группы:

  1. Имитационные игры, которые широко используются в обучении иностранным языка в системе высшего профессионального образования при формировании определенных практических навыков и умений.
  2. Сюжетно-ролевые игры, в основе которых лежит конкретная ситуация – жизненная, деловая или иная.
  3. Инновационные игры, которые направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий.

Среди обучающих игр особое место занимают компьютерные игры, которые позволяет учителю задействовать сразу три вида восприятия детей:

  • Слуховой;
  • Визуальный;
  • Кинетический.

Однако, большинство компьютерных игр, наряду со своими многочисленными достоинствами, ввиду их общего характера, обладают и рядом недостатков. Так применение их на конкретных уроках не всегда целесообразно, поскольку для достижения результата учителю довольно часто необходимы только отдельные элементы, а не вся игра в целом [9,c.102].

Для наглядного примера использования компьютерных игр в образовательном процессе, связанном с овладением иноязычной речевой деятельностью, мною предлагаются игры, соответствующие требованиям Государственного образовательного стандарта, подходящие для самых искушенных пользователей.

В первую очередь, следует упомянуть игры, которые созданы в программе Flash с использованием ActionScript 2.0.

Например, лексическая игра Word Chain (Цепь из слов). Игра подходит для старшей и средней школы. В данной игре необходимо составлять словарные цепи – меняя одну букву в слове, чтобы получилось другое слово. При этом данное слово сначала состоит из 4 букв, а к концу игры оно может дойти до 8 букв. На все дается определенное время. С каждой правильно измененной буквой начисляются очки, и время на изменение буквы увеличивается. С помощью этой игры можно не только закрепить лексический запас учащихся, но также и существенно расширить его.

Следующая обучающая игра Trolley Dash (Тележка) подходит как для младшей, так и для старшей школы. Игра направлена на закрепление лексического материала. Сначала на экран выводится список продуктов, который необходимо приобрести, затем покупатель – игрок слышит один предмет из списка, необходимо найти на прилавке данный продукт и выбрать курсором, если предмет выбран правильно, то начисляются очки и предмет оказывается у игрока в корзине, если игрок выбрал неправильный предмет, то есть еще две попытки. При этом учитывается время. С каждым разом игра усложняется. Данную игру можно назвать жизненной, а также практико-ориентированной. В дополнении учащиеся слышат и воспринимают информацию о продуктах на слух, что дает огромный плюс в развитии у них практических навыков и умений аудирования.

Следующая игра закрепляет грамматический материал по теме «Прошедшее время». Игра подходит для младшей и старшей школы. Перед игроком на экране проходит животное с табличкой, на которой глагол в первой форме, необходимо за то время, что животное несет табличку, написать вторую форму глагола. Если игрок успевает это сделать, то звери радуются и начисляются очки, если не успевает, то звери расстроены.
В помощь учителям иностранного языка, которые работают с опорой на современные технологии, можно предложить несколько форм такого обучения: Обучение с компьютерной поддержкой – Computer – assisted Language Learning (CALL); «мозговой штурм»; «электронная почта»; компьютерное информирование; компьютерное накопление учебного материала; экспертное консультирование; «Беседа» с компьютером; дистанционное обучение.

Компьютерное обучение имеет много неоспоримых преимуществ перед традиционными методами обучения. Наблюдается возможность работать сразу с несколькими компьютерными программами, такими, например, как: «Английский для всех» из серии обучающих компьютерных программ «Гуру Софт». «Learn to Speak English. The Complete Interactive Course»; «Magic Land». Роботландия («Волшебная страна»); «Professor Higgins» («Профессор Хиггинс»); «Давайте общаться по-английски»; Учебно-познавательная энциклопедия «Encarta for Kids»; Обучающая компьютерная программа «Triple Play Plus In English»;
Обучающая энциклопедия о жизни Голливудских звёзд «English in Action. All Stars»; «TOEFL Test» (сборник тестов); Сборник рассказов «Love English»; Обучающая программа «Bridge to English (I, II)», и т.д. [2,c.77].

Обучающая компьютерная программа или специально подобранная по теме урока компьютерная игра являются неким тренажером, который организует самостоятельную работу учащегося, а также управляет ею и создает условия, при которых обучающиеся самостоятельно формируют свои знания. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность и веление времени. А если ко всему этому, приплюсовать ещё один важный аспект – это использование компьютерных игр на уроках, которое делает овладение иностранным языком более занимательным и привлекательным для учащихся, то его изучение становится легче и проще, а главное увлекательнее.

Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивающий индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности и склонностей. Изучение иностранного языка с помощью компьютерных игр вызывает в настоящее время у учащихся огромный интерес и учителям, а также преподавателям следует учитывать этот факт.

Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера учебную информацию в виде текста, звука, видеоизображения, и конечно игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого учащегося. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю или преподавателю переложить часть своей рутинной работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих игр и программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей [6,с.67].

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, а также стимулировать учащихся, предоставляя возможность поощрения правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин негативного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или наличием пробела в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ, в том числе и компьютерных игр. Обучающемуся предоставляется возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, учащиеся получают возможность довести решение коммуникативно-познавательной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, а если учесть, что это будет проходить в виде игры, то результат овладения иностранным языком не заставит себя долго ждать [1,с.14].

Таким образом, становится очевидным, что использование компьютерных технологий в практике преподавания иностранного языка позволяет сделать обучение интересным и увлекательным, живым и достаточно легким, способствует неуклонному росту мотивации к изучению иностранного языка.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Роль компьютера в изучении английского языка


ГБОУ Лицей 150 Калининского района г. Санкт-Петербург

В процессе проведения индивидуальной исследовательской работы на тему «Роль компьютера в изучении английского языка» автор выяснил, как компьютер может помочь в изучении английского языка, и привел основные преимущества изучения английского языка с помощью компьютера.

Подробнее о работе:


В готовом исследовательском проекте по иностранному языку «Роль компьютера в изучении английского языка» автор дает определение, какую роль играет компьютер в жизни современного человека, а также объясняет, почему владение английским языком в наше время дает ряд преимуществ человеку, рассказывает об этих преимуществах, рассматривает варианты использования компьютера на уроках английского языка.

В ученическом проекте по английскому языку на тему «Роль компьютера в изучении английского языка» с помощью анкетирования автор выявил, как часто учащиеся используют компьютер дома и как он может помочь им в изучении языка. Тема работы актуальна, так как в наше время очень развиты информационные технологии, которые могут очень помочь в изучении английского языка. Изучение иностранного языка с помощью компьютера является быстрым, удобным и современным методом обучения.

Оглавление

Введение
1. Компьютер в жизни человека.
2. Преимущества владения английским языком в наше время.
3. Помощь компьютера на уроках английского языка.
4.Компьютер и изучение английского.
5. Практическая част.
6. Вопросы анкетирования.
7. Продукт проекта.
Заключение
Список литературы

Введение


Противоречие: Большинство людей используют компьютер, но многие не знают, что его можно использовать и для изучения английского языка.

Проблема: Может ли компьютер помочь в изучении английского языка?

Цель: Понять, как компьютер может помочь в изучении английского языка.

Актуальность: Данная тема остается по прежнему актуальна, так как в наше время очень развиты информационные технологии, которые могут очень помочь в изучении английского языка. Кроме того, что такой способ изучения языка очень удобный, он также является достаточно быстрым, так как в таких интернет курсах собрана вся необходимая информация для эффективного изучения, что позволяет быстро изучить язык.

  1. Найти основные преимущества изучения английского языка с помощью компьютера.
  2. С помощью анкетирования выявить, как часто учащиеся используют компьютер дома и как он может помочь им в изучении языка.

Компьютер в жизни человека

Персональный компьютер уже очень давно стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Это устройство помогает человеку не только в работе, но и дома. С компьютером комфортно работать, с ним приятно развлекаться. Компьютер помогает оптимизировать рабочий процесс практически во всех сферах деятельности, в мире происходит тотальная компьютеризация.

Нет человека, который бы недооценил роль компьютера в современном мире. Он невероятно важен в наши дни.

Никого не удивит тот факт, что современный человек зависит от компьютера, но так ли это плохо? Ведь если компьютер применяется в работе, это позволяет упростить рабочий процесс, сделать его более комфортным и упорядоченным.

Стоит отметить, что многих родителей беспокоит, когда их дети уделяют слишком много внимания компьютеру. Но относитесь к этой технике не как к врагу, а как к помощнику, ведь он помогает ребенку развиваться и просвещаться.

Преимущества владения английским языком в наше время


Английский язык- самый изучаемый в мире. На английском языке говорит большая часть населения земного шара, что дает возможность людям из разных стран общаться. В современном мире уже не задается вопрос: нужно ли говорить на английском языке: на английском языке общаются все. Владение английским языком очень важно с современном мире, ведь это необходимо для успешного карьерного роста.

Использование компьютера на уроках иностранного языка повышает мотивацию и сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами.

Статус международного языка — не просто формальность. Если посмотреть, в каких сферах он используется, можно убедиться: English is everywhere.

Помощь компьютера на уроках английского языка

Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных уровней знаний. Использование компьютера на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Неоценимую помощь в изучении языка оказывают электронные учебники, библиотеки, галереи.

Возможности мультимедийных технологий позволяют ученику окунуться в виртуальный мир и увидеть то, что может быть только написано в книге. Электронные галереи позволяют просмотреть произведения великих художников, не сходя с места, а библиотеки стран позволяют посетить все места на земном шаре. Все это пригодится не только на уроке, но и в дальнейшей жизни.

Компьютер и изучение английского

Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Несомненно, необходимо использовать современные возможности электронного обучения при обучении и совершенствовании английского языка. В сети Интернет есть множество обучающих сайтов, посещая которые можно получать лекции и уроки по языку; общаться онлайн с языковым учителем, с носителями языка; участвовать в групповых дискуссиях; пользоваться словарем и грамматикой; определять свой уровень знаний с помощью различных языковых тестов.

С развитием Интернета возможности для изучения английского языка значительно увеличились. В связи с тем, что английский язык распространен во многих частях мира, Интернет – пространство наполнено информацией на английском языке, что также выполняет обучающую роль.


Именно Интернет считают техническим прорывом последних десятилетий, который оказал очень сильное влияние на развитие образовательных технологий. Интернет пространство позволяет сразу же в сети применять на практике свои знания английского языка. При помощи сети Интернет человек может общаться с жителями различных стран и представителями различных этнокультурных общин, таким образом, не только улучшая свое знание языка, но и совершенствуя навыки восприятия английской речи у представителей различных народов.

Попытаемся выделить эти преимущества:

  1. Нет необходимости тратить время на дорогу.
  2. Занятия могут проходить в любую минуту, когда у вас появилось время. Занятие английским языком при помощи Интернета может проходить в любое время, удобное для вас, независимо от того, утро это или вечер.
  3. Необходимо отметить также удивительную доступность изучения английского языка онлайн. За изучение английского языка можно браться даже в том случае, если вы не знаете ни одной буквы английского алфавита.
  4. Занятия в Интернете всегда интересны, красочны, часто построены в игровой форме, что несомненно привлекает внимание и время проходит незаметно, а польза при этом приобретается неоценимая.

Эффективные сайты для изучения английского языка

  • Лист Инглиш. Здесь можно найти самую большую коллекцию онлайн учебников и аудио книг для быстрого изучения английского языка.
  • ВВС. На данном сайте есть обучающие программы для начинающих, средних и продвинутых учащихся, каждый найдет программу для своего уровня. А также есть интересный способ изучения с помощью текстов песен.
  • СкайЕнг. Это онлайн школа английского языка, где каждый преподаватель использует особый индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Эф. Данный сайт дает возможность изучать английский язык за рубежом. Ребенок может поехать в Англию или США для усовершенствования своих языковых навыков.
  • БуСуу. На этом сайте ученики улучшают свои знания в грамматике и лексике, а потом на практике прорабатывают их с носителями языка.
  • Изи ворд оф инглиш. Данный центр находится в Нью Йорке, но благодаря тому, что их обучающие программы можно найти на сайте, вы можете с носителем улучшать свое произношение, грамматику и сразу же это практиковать в живом общении.
  • Аудио Инглиш. Здесь находится более 2500 разных аудио программ для любого уровня знания английского языка.

Практическая часть

Практическая часть моего проекта заключается в проведении анкетирования учащихся 10Б класса, а также поиск и подборка самых эффективных сайтов для изучения английского языка. С помощью опроса учащихся я смогу выявить, сколько человек в классе изучают английский язык онлайн, а также понять, для кого такой способ изучения иностранного языка является быстрым и эффективным.

После опроса я составила диаграмму, которая позволяет наглядно рассмотреть результаты опроса. Заключительным этапом моего проекта является создание красочного буклета, в котором можно будет легко найти интересные и полезные сайты для изучения языка.

Читайте также: