Способы распространения правовой информации компьютерные системы базы данных

Обновлено: 06.07.2024

Для поиска информации правового характера, а также сопутствующих данных юристы прибегают к справочным правовым системам (или СПС). Они могут именоваться и по-другому, например, правовые базы (или банки) данных, информационно-справочные правовые системы, правовые компьютерные системы. Данные понятия эквивалентны и все они являются источниками правовой информации. На сегодняшний день к главным коммерческим системам на рынке РФ причисляют «КонсультантПлюс», «Гарант», а также «Кодекс». Самой обширной бесплатной базой в режиме онлайн считается «Право.ру».

Сущность СПС

СПС – это постоянно обновляемые электронные базы правовых данных, дающие возможность оперативно и с максимальной точностью отыскать документ, проанализировать ситуацию, промониторить перемены в официальном законодательстве в онлайн-режиме.

Благодаря СПС стало возможным отыскать нужные документы, а также осуществить их комплексный анализ гораздо быстрее, чем во время работы с печатными источниками. При том, что СПС разрабатываются различными компаниями и обладают некоторыми различиями в инструментарии, в принципе, они одинаковы по структуре поиска, а также организации хранения и использования документов.

Разработчики СПС дают гарантию на точность официальной документации благодаря тому, что получают ее содержание на основе информационного сотрудничества непосредственно с органами власти (исполнительной, законодательной, судебной) как федерального, так и регионального уровней (нередко по электронным каналам связи). В зависимости от существующих связей с определенными органами власти, а также судами СПС могут иметь отличие касательно числа официальных документов, а также судебных решений.

Как правило, взамен на предоставление содержания документов разработчики оказывают техническую, а также информационную поддержку органам власти, к примеру, предоставляют собственные программные оболочки для поддержки документации госорганов на их интернет-порталах.

Блоки поиска документов в СПС

Обычно визуально документация в СПС делится согласно следующим отдельным блокам (их еще называют банки): законодательство РФ, законодательство СССР, законопроекты, региональное законодательство, судебная практика, акты международного характера, консультации специалистов и комментарии, формы и примеры документов и проч. Поиск данных возможно осуществлять как в отдельных блоках, так и сразу по всей собранной базе. Поиск нужных документов допустим по абсолютно любым известным реквизитам (номер документа, дата принятия, слова в тексте либо названии), по автору, тематике, ситуации и проч. К каждому нормативному акту обязательно прилагается справка касательного его реального статуса, даты вступления в законную силу, источнику публикации.

Особые ярлыки и значки дают возможность перемещаться из текста нормативного акта прямо к подходящей судебной практике, а также к комментариям. Это дает возможность отследить взаимную связь документов разной ведомственной принадлежности, увидеть эволюцию законотворческого процесса, найти документы, которые имеют непосредственное отношение к проблеме, узнать толкование понятий, ознакомиться с судебной практикой применения нормативного документа и проч. При этом СПС дают возможность увидеть текст актуальной редакции нужного документа на интересующую дату.

В СПС собрано огромное число комментариев к нормативным актам. С каждым днем появляется все большее число электронных книг, содержащих информацию по различным отраслям права, а также учебных пособий и монографий. Крупные разработчики СПС обладают собственным штатом экспертов, готовящих комментарии. Стоит учитывать, что при использовании авторских работ из СПС нужно делать обязательную ссылку на первоисточник. Последующее распространение информации без согласия автора, а также СПС, обычно ограничено.

В отдельных СПС есть полезные справочные ресурсы, а также бизнес-справки, например, по налоговым ставкам, обязательным платежам, актуальным тарифам оплаты услуг ЖКХ, текущим курсам валют, размерам пособий различного характера, современным имениям МРОТ, индексам инфляции, штрафам, телефонным номерам, адресам государственных учреждений, судов, а также «служб одного окна».

Коммерческие и бесплатные возможности СПС

Обычно СПС коммерческие, и цена их установки, а также обновления довольно крупная. Но базовые документы, такие, как Конституция, законы и кодексы, доступна каждому без оплаты на сайтах СПС. Вечером и ночью, а также по выходным дням СПС дают расширенный неограниченный доступ к большей части документов в Интернете. Информацию касательно условий и времени безоплатного доступа можно увидеть на сайтах СПС.

В нынешнее время СПС установлены в большей части государственных и муниципальных библиотек. Разработчики СПС довольно активно взаимодействуют с вузами, выпускают специализированные подборки нормативных актов, а также комментариев к ним на дисках, распространяемых бесплатно или продаваемых студентам по минимальной стоимости.

В помощь пользователям крупные СПС занимаются публикацией и бесплатным распространением пособий и брошюр, в которых разъясняются возможности оперативного поиска документа, такие как «Вести Гаранта», «КонсультантПлюс: Шаг за шагом» и проч. В «Гаранте» во время запуска программы появляется «Совет дня» – важный источник обучения работы с СПС. Все эти советы собраны в особой рубрике, которой при необходимости можно пользоваться.

Для своих абонентов, а также для пользователей продвинутого уровня СПС проводят регулярные семинары на бесплатной основе с участием представителей профессионального и научного юридического сообщества, а также органов государственной власти.

Введение 3
Глава 1. Правовая информация: понятие, виды, специфика, источники 5
§ 1. Понятие правовой информации, ее виды и специфика 5
§ 2. Источники правовой информации 10
Глава 2. Распространение правовой информации 14
§ 1. Печатные издания 14
§ 2. Справочные правовые системы 18
§3. Интернет-портал правовой информации Российской Федерации 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Приложение 1 34
Приложение 2 35

Прикрепленные файлы: 1 файл

kursovaya_TGiP.docx

Правовая информация подразделяется на документальную и недокументальную.

К документальной информации относятся данные, закрепленные любым способом и на любом носителе. Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет документ как письменное свидетельство о каких-нибудь исторических событиях и фактах. На основании этих определений правовым документом можно считать любой материальный объект, в котором фиксируются знания (данные) самого разнообразного вида о праве и юридической деятельности, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.

Обязательно представляемая информация - контрольные экземпляры документов, информации в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация11. Такая информация создается юридическими и физическими лицами в порядке учета и отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством.

К недокументальной правовой информации относится та, которая материально не выражена (например, устные показания свидетеля преступления).

К правовой информации (независимо от того, из какого источника она получена) предъявляются определенные требования12:

а) она должна быть достоверной, т.е. соответствовать действующему законодательству и правоприменительным документам правоохранительных органов;

б) она должна быть полной, т.е. отражать все важнейшие аспекты правового явления или объекта правового исследования;

в) она должна быть актуальной, так как полная и достоверная информация потеряет свое практическое значение, если она не будет своевременно поступать к тому или иному субъекту юридической деятельности.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий (организаций, граждан).

Правовую информацию индивидуально-правового характера можно подразделить на:

- уведомления (например, объявление «в течение месяца подача горячей воды осуществляться не будет»);

- жалобы, порождающие юридические последствия.

Неофициальная правовая информация представляет собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения. Она отличается от официальной правовой информации, прежде всего, тем, что не влечет правовых последствий.

Неофициальная правовая информация подразделяется на:

- научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства;

- образцы деловых бумаг;

- материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях, о раскрываемости преступлений и т.д.);

- материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных актов;

- материалы учета и систематизации законодательства13.

Потребление информации включает: восприятие информации; оценку достоверности, логический и профессиональный юридический анализ, использование для формирования выводов и логических умозаключений - индуктивных (от частного к общему) и дедуктивных (от общего к частному); принятие решения (по гражданскому, уголовному, арбитражному делу).

Глава 2. Распространение правовой информации

§ 1. Печатные издания

Провозглашенное в статье 29 Конституции Российской Федерации право на информацию является неотчуждаемым правом человека и гражданина14. Исходя из прямого характера действия норм Конституции, а также ряда подписанных Россией международных соглашений по вопросам прав человека, органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с официальными документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Задачи построения в России правового государства, гражданского общества, реформирования экономики и всей системы общественных отношений выдвигают среди вопросов реализации конституционного права на информацию на первый план вопросы ознакомления граждан, всех физических и юридических лиц с официальными документами органов государственной власти и местного самоуправления. В силу самой своей природы, а также и в соответствии с установленным законодательством порядком (все законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения), наибольший интерес среди всего массива официальных документов представляют тексты правовых актов и, особенно, нормативных документов.

Весь мировой опыт, да и просто здравый смысл подсказывают, что важнейшим условием формирования гражданского общества и создания правового государства является надежная защита прав и свобод человека. Это должно стать важнейшим компонентом государственной политики. Необходимо на практике реализовать конституционное положение о том, что интересам обеспечения прав и свобод человека должна быть подчинена вся деятельность российского государства. Нельзя допустить, чтобы кто-то был «исключен» из информационного общества, а общество оказалось разделенным на имеющих информацию и не имеющих ее. Пока информационные услуги, такие, как онлайновый доступ к информации, интерактивное телевидение, находятся вне финансовой досягаемости для многих людей, важна организация свободного доступа к информационным массивам через образовательные учреждения, библиотеки. Государство обязано сосредоточить усилия на повышении качества жизни граждан путем электронного предоставления своих услуг, в том числе в сфере правовой информации15.

Тем не менее, существующая к настоящему моменту в нашей стране система распространения правовой информации в основном ориентирована на информирование государственных органов, учреждений и организаций. Автоматизированные системы накопления, хранения, поиска информации о правовых актах действуют при тех органах, которые эти акты создают, и обеспечивают ими только сами органы, а главная задача – доведение информации о принятом правовом акте до любого члена общества как обязательное условие правового государства – мало кого интересует. Получается, что зачастую акты принимаются правотворческими органами для себя. Гражданин с его гарантированным Конституцией правом на информацию «выпадает» при разговоре о необходимости предоставления информации органам государственной власти. Государство рассматривает информатизацию как одну из целей своей деятельности, а человека, гражданина – как элемент этой цели. С одной стороны, вроде все делается для его блага, но с другой – он вновь становится как бы «кирпичиком», «винтиком» будущего информационного общества. И это весьма симптоматично. Патернализм государства, которое «за все в ответе», на деле, как известно, превращается во власть чиновника, который обладает информацией. Право на доступ к информации необходимо толковать в широком смысле – как неотъемлемое право человека, частным случаем которого является право на доступ к информации государственных органов16. Существует и другой аспект проблемы. В реальной жизни государство предстает в виде конкретных органов власти и чиновников, которые эту власть осуществляют. Численность аппарата хоть и велика, но все же составляет небольшой процент от общей численности населения. Следовательно, в обществе в процентном отношении гарантированный доступ к информации имеет лишь малая его часть. Практика распространения официальных документов в интересах широких слоев населения получила развитие в основном лишь в последнее время и осуществляется в весьма ограниченных масштабах через средства массовой информации, книжную сеть, библиотеки, юридические консультации, предприятия, работающие в сфере оказания информационных услуг.

Конституционная норма «…Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации)17 означает, что любой вновь принятый нормативный правовой акт должен быть опубликован в открытой печати, чтобы его содержание было доступно каждому. Для исполнения этой нормы необходимо четко определить, какие официальные издания должны публиковать федеральные законы, законы субъектов федерации, акты федеральных органов власти, органов местного самоуправления, контролировать такую публикацию.

Под официальным опубликованием правового акта следует понимать помещение полного текста этого документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации такими изданиями являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Всю совокупность периодических изданий неофициального характера в зависимости от их целевого и читательского назначения можно разделить на две группы18:

- научно-теоретические и научно-практические издания, ориентированные на историков права, политологов, работников правоохранительных органов и прокуратуры;

- информационно-аналитические издания практического значения, ориентированные на потребности юристов-практиков, руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, профессионалов в различных областях деятельности.

К первой группе изданий относятся, например, следующие: «Государство и право» - старейший в России (с 1927 г.) научно-теоретический правовой журнал, издаваемый Институтом государства и права РАН; «Право» (Вестник МГУ. Сер.II); «Правоведение» (Известия высших учебных заведений СПбГУ). На страницах этих журналов публикуются научные статьи по проблемам законодательства, укрепления законности, повышения правовой культуры общества, труды по истории отечественного и зарубежного права.

Правовой научно-практический журнал «Законность» представляет материалы по темам - новое законодательство: комментарии и разъяснения; прокурорская, следственная, судебная, арбитражная практика; дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.

Издания второй группы достаточно многочисленны, разнообразны, в массе своей носят коммерческий характер и ориентированы на актуальные проблемы российского законодательства. Например: Закон и армия; Земельное Право; Адвокат; Патенты и лицензии; Право и экономика; Трудовое право; финансовые известия; Банковское право и т. д.

Спектр источников правовой информации не исчерпывается лишь периодическими изданиями. Объем и формат газет и журналов не позволяют публиковать на страницах этих изданий полные кодексы, своды законов, научно-исследовательские труды, учебную литературу, обширные материалы справочного и практического характера. Поэтому подобная информация выходит в виде отдельных книжных изданий.

Наиболее активны издательства: «Инфра-М-Норма», «Юристъ», «Финансы и статистика», «Приор», «Дело», «Филин», «Юридическая литература».

§ 2. Справочные правовые системы

Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) (СПС) - это особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов19. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др. Причина популярности справочно-правовых систем среди специалистов объясняется тем, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто обеспечивают свободный доступ к правовой информации, но и позволяют специалисту экономить время.

Одним из основных назначений справочно-правовых систем является формирование информационной основы для принятия управленческих решений, обеспечения хозяйствующих субъектов достоверной и полной нормативной и иной информацией. На сегодняшний день в России и СНГ существует множество справочно-правовых систем. Выделяют коммерческие и государственные системы.

Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных. Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции - расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики офис-юристов вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами.

Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения. Лучшие современные информационно-правовые системы - это не только и не столько компьютерные библиотеки, содержащие многие тысячи нормативных документов с развитыми средствами поиска необходимой информации, но и многофункциональные информационные системы, позволяющие оперативно решить конкретную правовую задачу. Не только найти подборку документов, но и определить их взаимосвязи между собой и с другими документами, выявить пробелы и противоречия в нормативных актах и т.д.

При этом процедура поиска требуемой информации должна быть настолько проста и доступна пользователю любой квалификации, чтобы успешно завершиться даже при минимальной информации. Практически каждый разработчик информационно-правовых систем предлагает несколько систем, имеющих различное информационное содержание и ориентированных на различные группы потребителей. В соответствии с вышесказанным информационно-правовые системы можно условно разбить на следующие группы20:

Опубликование Закона - публикация текста закона в официальном издании государства, территориальной единицы или соответствующего органа, осуществляемая компетентными органами и (или) должностными лицами.

Опубликование Закона - одна из разновидностей (главная) обнародования закона. В сооответ-ствиисФЗРФот25мая 1994г.№5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" ФКЗ. ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Помимо этого, ФКЗ. ФЗ могут быть опубликованы в других печатных изданиях, переданы по телевидению, радио, разосланы соответствующим органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы в виде отдельного издания. Субъекты РФ предусм. атривают аналогичные правила для своих законов. ФКЗ, ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Обнародование закона в виде информации либо текста, передаваемых по телевидению, радио, вручаемых исполнителям и т.п., не заменяет собой Опубликование Закона которое в любом случае является обязательным Правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ним справочных, нормативных и иных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее автором, можно разделить на три большие группы: - официальная правовая информация; - информация индивидуально-правового характера; - неофициальная информация. Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. Официальная информация, в свою очередь, подразделяется на: - нормативную правовую информацию; - иную правовую информацию. Более подробно структура правовой информации разобрана в Приложении 1 к данному материалу. Потребители правовой информации - это граждане в самом широком понимании: и специалисты компаний и организаций, профессионально работающие с правовой информацией, и обычные граждане, изредка обращающиеся к правовым актам. Под источниками официальной правовой информации следует понимать те органы власти и управления, которые принимают соответствующие официальные правовые акты. В настоящее время существуют следующие основные каналы распространения правовой информации: - печатные издания; - компьютерные технологии доступа к информации; - консультационные услуги. - компьютерные технологии имеют ключевое значение для всего процесса распространения правовой информации в современном обществе, и именно сейчас закладывается основание для этого перспективного направления; - система распространения правовой информации на бумаге, включая систему официального опубликования, имеет давние традиции, она в целом уже сложилась, хотя и имеет отдельные недостатки, решение которых является отдельной самостоятельной задачей; - распространение правовой информации иными способами, включая консультационные услуги, также является предметом отдельного исследования, но очень важно учитывать, что эффективная система распространения правовой информации в электронном виде является основным источником информации для профессионалов, оказывающих такие услуги. Однако не следует отождествлять понятие каналов распространения правовой информации с более общим понятием системы распространения правовой информации. Система распространения правовой информации в электронном виде (СРПИ) - это комплекс из нормативных актов и технических стандартов, определяющих порядок распространения правовой информации, а также деятельность органов власти и независимых распространителей, которые обеспечивают соответствующую подготовку, хранение и распространение правовой информации в целях максимального удовлетворения потребностей граждан.

- базовый формат текстов; - базовый уровень сервиса при поиске в базе данных. Эти понятия во многом определяют тот новый подход к построению СРПИ, который предлагают авторы данного материала. Базовый формат текстов официальных правовых документов, или просто базовый формат текстов, - это такой формат представления документов в электронном виде, в котором отражается текст документа в исходном виде, без каких-либо изменений или дополнений. Также дополнительно в рамках базового формата возможно предоставление потребителю тех вспомогательных полей, которые необходимы для обеспечения базового уровня сервиса при поиске в базе данных (определение см. ниже). Базовый формат текстов должен обеспечивать необходимый уровень гарантий точности документов, получаемых в рамках данного формата. Сама возможность получения документов в базовом формате должна играть роль специальной технологии, обеспечивающей процедуру проверки аутентичности текстов, получаемых потребителем, а также текстов в официальных публикациях. В настоящее время представляется наиболее перспективным использование специального графического формата представления информации, например, TIFF или PNG, в качестве основы для базового формата. (Образец распечатки текста документа в формате TIFF приведен в Приложении 5 к настоящему документу. Образец распечатки текста документа в формате ASCII приведен в Приложении 6 к настоящему документу.) Детальное описание такого формата должно быть сформулировано в специальном техническом стандарте, который должен составлять неотъемлемую часть государственной концепции создания и развития СРПИ. Возможное название этого документа - "Технические стандарты и требования к форматам представления текстов документов и к базовым средствам поиска в компьютерных базах правовой информации". Базовый уровень сервиса при поиске в базе данных - это такой уровень сервиса, когда потребитель имеет возможность осуществлять поиск по полям, описывающим реквизиты документа, таким, как: - орган, принявший документ; - дата принятия документа; - номер документа; - другие реквизиты: дата регистрации, дата опубликования и т.п.

Пользователь должен иметь возможность: - найти интересующий его документ, если ему известны точные реквизиты; - просмотреть хронологические списки названий документов; - осуществить те операции поиска по полям реквизитов, которые обеспечиваются стандартными программными технологиями, имеющими широкое распространение и предназначенными для обработки информации любого типа, а не только правовой. Базовый уровень сервиса не предусматривает возможность интеллектуального или смыслового поиска по тексту или названиям документов, с использованием ключевых слов и комбинаций слов и, кроме того, не предусматривает иные виды сервиса, которые требуют затрат на дополнительную обработку, подготовку текстов и составление специализированных алгоритмов и методик. Специальный документ "Технические стандарты и требования к форматам представления текстов документов и к базовым средствам поиска в компьютерных базах правовой информации" должен быть составлен, исходя из следующих принципов: - минимизации усилий и затрат, необходимых для применения стандартных программных технологий при реализации конкретной системы; - максимальной независимости предлагаемых стандартов от конкретных программных технологий и исполнителей. Это необходимо для того, чтобы при смене организаций, ответственных за обеспечение данного уровня сервиса, а также при смене персонала, процедура перевода имеющихся баз на новые программно-технические платформы была бы максимально упрощена.

Вопрос правовой информированности является актуальным для специалистов различных сфер деятельности — юридической, экономической, налоговой, банковской, предпринимательской и других. Сегодня нет направлений, в которых можно обойтись без нормативной базы. И регулярно меняющаяся правовая система требует поиска новых инструментов. Такими современными инструментами и помощниками являются справочно-правовые системы.

Справочно-правовая система «Право.ру»


«Право.ру» привлекательна тем, что открывает любому пользователю свободный доступ к нормативным материалам всех субъектов РФ — как федеральных, так и региональных, а также судебной практике, разъяснениям государственных органов и комментариям экспертов.

Доступ осуществляется посредством интернет-соединения с любого устройства. Документы добавляются и обновляются сразу после их опубликования в официальных источниках. Доступна функция быстрого поиска и возможность просмотра всех связанных нормативных актов.

Дополнительным ресурсом является возможность оставлять комментарии в процессе работы с документом, что позволяет обсудить его с коллегами в онлайн-режиме.

Справочно-правовая система «Гарант»


«Гарант» существует с 1990 года и является одним из лидеров на рынке правовых услуг. Содержит систематизированную и обширную информацию о законодательстве, доступную также в английском изложении.

Предлагает ряд уникальных дополнительных возможностей. Энциклопедия решений — подборка наиболее актуальных сведений для практических рабочих ситуаций в отдельных сферах деятельности. Индивидуальная новостная лента — возможность получать обзор по интересующей вас области законодательства. Машина времени — функция, которая позволит отыскать старые редакции документа на интересующий период времени. Также есть возможность просматривать похожие/связанные документы и переписываться с коллегами в онлайн-режиме.

В бесплатной версии доступны основные нормативные акты.

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»


Это ещё один несомненный лидер в области правового консультирования. Существует более 20 лет на рынке. База состоит из документов федерального и регионального уровня, правовых актов международного права, судебной практики, образцов и типовых форм деловой документации, справочных материалов и экспертных консультаций.

Предлагает объёмный спектр пакетов для юристов, аудиторов, руководителей, бухгалтеров и других специалистов. Предлагаемые сервисы делятся на два блока — комплекты по законодательству в требуемых областях и комплекты поддержки принятия решений для практических ситуаций. У пользователя есть возможность сформировать необходимый ему пакет, исходя из специфики своей деятельности.

В свободном доступе находятся все основные документы (и новые — за последние 14 дней).

Справочно-правовая система «Система Юрист»


«Система Юрист», кроме основной базы, содержит разъяснения и практические рекомендации от судей, гибкий поиск документа, горячую линию, где вы сможете получить компетентный ответ от профессионального юриста. Оснащена функцией умного анализа договора, которая анализирует риски и на основании их предлагает рекомендации.

В свободном доступе находятся основные правовые акты, судебная практика и разъяснения государственных органов.

Справочно-правовая система «Lexpro»


Кроме того, эта система содержит эксклюзивные авторские материалы, созданные специально для целей проекта, и специальный интеллектуальный поиск.

В бесплатной версии есть нормативные акты федерального уровня, разъяснения от законодательных органов, судебные решения, международные правовые акты, новостная аналитика и юридический словарь.

Справочно-правовая система «Референт»


Это система, требующая регистрации, после чего в течение 10 дней предоставляется доступ ко всем функциям.

Помимо стандартной возможности получать информацию, предлагает и широкие интерактивные возможности: задать вопрос менеджеру или аудитору (на выбор), напоминание об отчётности, а также участие в вебинарах. Кроме того, можно заказать разработку правового документа.

По истечении льготного срока доступны кодексы, ленты новостей и арбитражные решения.

Справочно-правовая система «Кодекс»


«Кодекс» позиционирует себя как информационно-нормативная база, которая помогает специалистам на предприятиях, в медицинских учреждениях и юридических компаниях решать их рутинные задачи.

Кроме законодательной базы, содержит классификаторы, калькуляторы, шаблоны бланков и договоров (по праву считается лидером по содержанию технической документации). Сервис разделён по профессиональным направлениям, каждое из которых доступно в демоверсии.

Информационно-правовая система «Законодательство России»


Это бесплатная официальная государственная система правовой информации. Содержит полные тексты федеральных законов, указы Президента и Правительства РФ, а также архив периодических изданий.

Выбор СПС зависит от ваших привычек, от удобства поиска документов и от тех дополнительных сервисных опций, которые будут полезны именно в вашей области применения. Например, доступность документов в английской версии будет незаменима в работе с иностранными партнёрами, а возможность обсуждения документа с коллегами полезна для бухгалтеров.

Выбирая, помните, что можно приобрести не всю базу и функционал сервиса, а отдельные модули. Например, региональное законодательство или только законодательство Москвы, только судебную практику или только комплект, предназначенный руководителю, бухгалтеру, юристу с набором готовых решений и законодательной основы.

Вы всегда можете установить демоверсию и получить дополнительные разъяснения у консультантов сервиса.

Читайте также: