Существует ли кандидат компьютерных наук

Обновлено: 04.07.2024

Итак, в 2011 году я окончил Брянский Государственный Университет имени академика И.Г. Петровского по специальности «Журналистика». Журналистика. В Брянске. Лишь теперь я понимаю, насколько это смешно. Но справедливости ради отмечу, что почти половина моей группы сейчас работает по специальности, и кто-то даже в столице осел. Так что…

Пока не забыл! Сейчас, уже будучи далеко не юными (пусть даже сами они считают иначе, я то реалист), мои друзья и знакомые в абсолютном большинстве говорят, что их учеба в университете – не то, чтобы трата времени… но объективно она не дала им и малой толики знаний, которые они сейчас применяют на практике. В лучшем случае alma mater мотивировала что-то читать, искать, изучать самому. Мне этого честно не понять.
У меня не было технических дисциплин (что логично), зато было пять историй и десять литератур. История античная, история всеобщая, история средневековья, история нового времени… С литературами так же, только еще дробнее. Но я всегда любил читать. И историю всегда любил. Поэтому мне все это действительно было интересно, и я из университета вынес колоссальный объем знаний, которые мне в дальнейшем пригождались едва ли не каждый день. Но это тоже тема другой истории, поэтому вернемся к аспирантуре.

В аспирантуру я пошел на Кафедру русской, зарубежной литературы и журналистики (да, в провинции, ребят, такие вот комбинированные кафедры – это не сказать, чтобы редкость). Учитывая, что объем учебного плана был не критический, я естественно параллельно работал (в месте, которое по сей день именую не иначе как «Логово Тьмы» , а конкретнее – Брянская региональная общественная приемная Председателя Партии «Единая Россия» В.В. Путина).

По ходу учебы кроме довольно редкого преподавания старшекурсникам я писал диссертацию. С темой проблем не возникло – Стругацкие всегда были и остаются моими любимыми писателями. Я по ним и диплом делал, так что тут, как говорится, сам Бог Филфака велел. А научным руководителям у меня был декан моего факультета – один из двух всецело положительных персонажей во всей этой саге. Зовут декана Ирина Анатольевна Биккулова. Что примечательно – я у нее стал первым аспирантом, то есть до меня она никогда не была научным руководителем. В итоге, мы оба получили от этого всего неоценимый жизненный опыт…

И тут начинается самое интересное. В аспирантуре, кто не в курсе, учатся 3 года (а диссертацию, кстати, писать не обязательно). Есть три вступительных экзамена – английский язык, философия и специальность (в моем случае – русская литература). У меня по всем было отлично, но – не только у меня. Еще отлично было у одного гражданина, который в мою группу перевелся на четвертом курсе. Верно, на таких поздних курсах обычно не переводят, но – сейчас вы все поймете.

Назовем этого гражданина условно Женя С. Я бы не сказал, что плохой парень. Просто литература – не его. Наука – вообще не его. Что-либо, кроме пьянок в ночных клубах, – ну категорически не его. Нет, я не осуждаю, у вашего покорного тех лет пьянки в ночных клубах – самое безобидное, что вообще было в жизни. Но в отличие от Жени С ваш покорный все экзамены сдавал сам, потому что альтернативы у него не было. А у Жени была, ведь приходился он близким родственником ректору нашего замечательного университета.

В общем. Вы уже догадываетесь, кто получил единственное бесплатное место в аспирантуре? Хотя, как я позже узнал, было выделено вовсе не одно бесплатное место. Но нам сказали, что одно. И получил его Женя С. Однако я не переживал. Во-первых, потому что суммы там были не критические (уж простите, я правда не помню, сколько именно, может тысяч 20-30 в год, что-то около). Во-вторых, чего переживать то?

Женя диссертацию, кстати, тоже писал. Что-то по древнерусской литературе. Почему так? Потому что древнерусская литература – специальность нашего ректора, который Жене был не только родич, но и научный руководитель…

В процессе оба мы прицеливались на Орловский Государственный Университет имени И.С. Тургенева. Потому что в Брянске нет диссертационного совета по филологическим специальностям. Тут вообще только один диссертационный совет – по юридическому направлению. По филологии ближайший к нам – Орел, поэтому выбор не стоял.

Диссертационный совет – орган, создающийся при научной организации или вузе, служащий для рассмотрения и защиты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук. Сложность в том, что есть ряд требований, например – в диссовет должны входить только доктора наук и не менее 7 докторов должно быть по целевой специальности. В Москве это не проблема, но по региону собрать столько докторов в одном месте… ну вы понимаете.

В финале аспирантурного пути если потенциальный соискать ученой степени пишет диссертацию – ее читают несколько специалистов внутри вуза и выносят вердикт. Смысла этого действа я до сих пор не понимаю, потому что реально оно ни на что не влияет. Влияет контакт с диссоветом, в котором ты планируешь защищаться. И главное – чтобы диссертацию к защите одобрил диссовет, а не твой вуз.

Но тут события разворачивались параллельно. Председатель орловского диссертационного совета – Антонова Мария Владимировна ( ну имя конечно же изменено, как и все остальные имена в этом эпосе ). Я с ней связался, она мою работу читала и постепенно вносила правки. В какой-то момент я заметил одну интересную закономерность: правки не касаются содержания работы. Опечаток в основном, запятых. И после того, как я правлю буквально пару предложений – очередная «проверка» на 2-3 месяца.

Денег хотела, прямо скажите вы. И будете категорически правы. Окольными путями до меня дошла цифра в 200 тысяч рублей. Это был 2014 год, и цифра эта для меня была невозможная. А даже если бы где-то наскреб… Скажем так, я не в ж@пу раненый, чтобы такие деньги платить за то, что по закону должно быть бесплатно ( я уже говорил, что в те годы был исключительно идеалистичен и наивен? да, кажется говорил… ).

Но сначала о заседании в нашем вузе. На нем работа Жени С была воспринята на ура. И тут кстати, я не посмею ничего возразить. Потому что писал работу не Женя, а… да ну что вы, конечно не ректор! Ее писала Антонова. Откуда я знаю? Потому что нужно хоть чуть-чуть интеллекта иметь и не забывать в аспирантском кабинете распечатки с электронной почты, где текст письма начинается так: «Женечка, я написала вторую главу, вот она. Покажи, пожалуйста, Андрею Викторовичу» . Андрей Викторович Антюхов – это ректор БГУ. Он же – родич Жени С. Он же – его научный руководитель.

Так что да, работа там была на уровне. Моя же… Дело в том, что мою диссертацию естественно никто не читал ( как и работу Жени, но – по разным причинам ). Из моей взяли пару фрагментов в попытке их оспорить. Ниже я приведу пример, но увы – понятен он будет только тем, кто плюс-минус знаком с творчеством Стругацких.

Повесть «Малыш». Если кратко – в своей работе я представляю ее финал как органичный элемент переходного этапа в творчестве Стругацких, который протекал под знаменем глубоких экзистенциальных исканий. И тема «космического Маугли» у авторов представлена в однозначно негативном ключе. Ведь мальчик в итоге остается один на планете. Относительно его судьбы никто не может принять окончательного решения. Никто просто не знает, что с ним делать, потому что человечество оказалось не готово к таким проблемам. И никто, как обычно, не захотел брать на себя ответственность.
Однако один из моих «оппонентов» (тут даже имя менять не буду, потому что забыл его, проректор какой-то) довольно резко высказался в духе, мол, я принципиально не понимаю творчества Стругацких. Потому что «Малыш» – яркая жизнеутверждающая история, полная положительных тенденций. Что там жизнеутверждающего и какие там тенденции – не пояснялось. Впрочем, и не требовалось. Потому что «оппонент» высказал позицию ректора, а рисковать своим место в университете никто не захотел. Оно и понятно. Ради чего? Ради справедливости? Я вас умоляю!

Тут не могу не отметить, чего мне на этой ярмарке фарисейства стоило просто сидеть и смотреть в парту. Потому что мой научный руководить вцепилась в меня обеими руками и на ухо повторяла скороговоркой: «Молчи, просто молчи!» И я молчал. Потому что если бы сказал – уже не остановился бы. И в этот самый момент перестала бы Ирина Анатольевна быть деканом филологического факультета. И скорее всего – это был бы совсем не яркий, а очень даже грустный финал ее преподавательского пути…

А потом я поехал в Орел на защиту Жени С. Просто для интереса. Читал он хорошо, это правда. Речь ему Антонова подготовила топовую. Но до конца я не досидел ( уж прости меня, Жень ). Ушел я ровно в тот момент, когда начались «вопросы из зала». Это фаза защиты, когда после вступительной речи соискателя члены диссертационного совета задают ему разные каверзные ( по большей части ) вопросы, чтобы реально оценить уровень внедрения в тему. То есть вы понимаете – эти вопросы по идее должны быть совершенно спонтанными, подготовиться к ним нельзя. Но когда соискатель ответы на такие вопросы читает по бумажке – последний паззл укладывается в картинку идеально…

Внезапно наступил 2015 год, я плюнул на все и поехал в Москву. Выбрал первый попавшийся вуз, где есть диссертационный совет с моей специальностью, и… предложил им себя! Разумеется – в качестве соискателя на степень кандидата филологических наук. Этим вузом оказался МГОУ (Московский государственный областной университет). Диссертационный совет Д 212.155.01, председатель – Любовь Федоровна Алексеева. И это второй из двух положительных персонажей, которых я вам обещал.

Если кратко о моих эмоциях – их не описать. Потому что уровень профессионализма, такт и вот действительно теплое человеческое отношение – это то, чего у нас, в провинции, вы в научной среде гарантировано НЕ встретите. Это я вам смею утверждать на примере Брянской, Орловской и Иркутской областей, с научной средой которых я в разное время, но при схожих обстоятельствах познакомился достаточно хорошо.

В течение примерно полугода я раз в месяц стабильно ездил в Москву, чтобы всем этим заниматься. Потому что, как я уже сказал, по самой работе вопросов особо не было. И все это время я не мог не удивляться отношению, потому что даже не думал, что может быть ТАК . Ни о каких деньгах речи не заходило, во всем на кафедре мне по мере сил помогали. И если бы я жил в Москве, все с этой [вырезано цензурой] бюрократией было бы разы проще.

В итоге, в феврале 2016-о я вышел на защиту. Защищаются, кстати, парами, у меня в паре была девушка – москвичка, но жила и преподавала в США. Звали ее Александра, и работа у нее была по Набокову. И это, доложу вам, жесть, потому что к Набокову даже среди «вумных мира сего» у нас крайне неоднозначное и редко действительно позитивное отношение. Но сейчас не о том. Александра защищалась первой и все у нее сложилось непросто. Боюсь соврать, но где-то около половины членов совета высказались «против». Однако степень она в итоге получила, и на мой взгляд – вполне заслуженно, потому что в рамках тех же [вырезано цензурой] бюрократических маневров мы довольно много контактировали. А общая беда, как известно…

Я защитился за полтора часа. Сначала волновался безбожно, но когда за кафедру встал – совершенно четко понял, что мне тут не смогут задать вопрос, который меня поставит в тупик. Собственно, и диссовет это понял. Поэтому вопроса было всего три ( обычно от десяти-пятнадцати, а у кого-то как у База Лайтера – бесконечность и дальше… ). 100% членов диссовета проголосовали «за», и тут мы подходим к самому главному моменту всей этой истории. К моменту, когда мне пришлось кому-то дать наконец денег.

И денег я дал Александре, потому что после защиты принято диссовету накрыть хоть какой-то стол. Александра, как местная, сама мне предложила, мол, давай я все сделаю. В итоге, мы потратили на стол 12 тысяч рублей. На двоих. Плюс деньги на бензин – что я на машине в Москву полгода катался. И даже оппоненты (один у меня был из Москвы, другой – из Челябинска) денег не просили и брать отказались. И это тоже забавный момент, потому что в Брянске мне все наперебой рассказывали, что оппонентов (их у соискателя всегда два, они пишут развернутую рецензию на работу) «благодарить» нужно, это вроде как правило хорошего тона. Но Любовь Федоровна (председатель диссовета, вы помните) прямо сказала, цитирую: «У нас не принято». И посмотрела так, будто я ей предложил в Люциферианство податься… Оппоненты были того же мнения.

Так эта история и закончилась. Прошло с тех замечательных пор 4 года и я до сих пор слышу эти истории, как кто-то там платил 200, 400, 600 тысяч рублей, чтобы получить кандидата. Нет, я уверен, кто-то действительно платил. А кто-то, возможно, платил даже больше…

Я же в итоге преподавать не стал. А вообще, чтоб вы понимали, Журналистика – специальность не педагогическая . И защищался я конкретно, чтобы преподавать (потому что, напоминаю, в аспирантуре учился по специальности Русская литература, по ней же писал работу, и эта специальность уже педагогическая ). Но так вышло, что 20к на тот момент меня не устроили ( это уже с надбавкой за степень ). И не устроили «перспективы» к тридцати годам иметь что-то в районе 30к. Поэтому я открыл ИП и пошел в SEO.

Мораль истории проста. Если кто-то действительно за что-то платит, не обязательно платить и вам. Вполне можете компенсировать упорным трудом и искренним желанием. А если защищаться, то о провинции даже не думайте – напрямую в Москву, так будет и проще и лучше со всех точек зрения. Я понимаю, что в чем-то мне, вероятно, повезло. Но ситуация не единичная, поверьте. Хотя да, в разы больше тех, кто так и не сдвинул свой «камень» с насиженного места, потому что испугался трудностей и тех, которые как Женя..;)

Как стать кандидатом наук?

Ученая степень «кандидат наук» позволяет соискателю в будущем претендовать на звание «доцент». Для ее получения аспирант несколько лет пишет диссертацию по выбранной тематике с подробным описанием проведенных исследований. Успешная защита научного труда поможет дальнейшему продвижению по карьерной лестнице.

Кто такой кандидат наук?

На степень «кандидат наук» могут претендовать квалифицированные специалисты, проработавшие по полученной специальности от четырех лет – отрасль не имеет значения. Таких специалистов интересует исследовательская работа, у них есть несколько опубликованных научных статей в специализированных журналах.

Как стать кандидатом наук

Как стать кандидатом наук иллюстрация

Основные требования к соискателю:

  • диплом об оконченном высшем образовании;
  • хороший проходной балл после сдачи «кандидатского минимума»;
  • наличие собственных разработок в необходимой отрасли исследований;
  • публикация научных работ в изданиях Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК);
  • ценность выдвинутых идей;
  • успешная защита кандидатской диссертации.

Формы обучения в аспирантуре

Перед подготовкой к написанию диссертации, соискатель находит аспирантуру и выбирает способ обучения в ней. Существует два формы обучения – заочная (5 лет), очная (4 года). Сдав вступительные экзамены, учащийся зачисляется в вуз.

Примечание. Получить кандидатскую степень можно без необходимости обязательного посещения вуза. Такая форма подготовки диссертации называется соискательство. Куратором выступает научный руководитель выбранной кафедры.

Что дает звание кандидата наук

Преимущества научной степени «кандидат наук»:

  • возможность стать доцентом кафедры, старшим научным сотрудником;
  • подготовка к званию «доктор наук»;
  • повышение оклада текущей заработной платы на 15%

После успешной защиты кандидатской диссертации под контролем ВАК, соискателю выдается диплом, подтверждающий полученную научную степень. Дальнейшее развитие осуществляется по двум направлениям – преподавательская деятельность или научные исследования/открытия в выбранной научной отрасли.

Особенности соискания ученой степени кандидата наук по некоторым отраслям

Кандидатская степень зависит от специализации соискателя и отрасли его исследований. В Российской Федерации это звание присуждается по 23 отраслям. Их список можно посмотреть на официальном сайте Высшей Аттестационной Комиссии.

Кандидат экономических наук

Одна из востребованных ученых степеней в торговой и финансовой сфере. Основное требование к соискателям – наличие высшего экономического образования. В аспирантуру можно устроиться после окончания вуза или поработав по специальности 3-4 года. Получить звание «кандидат наук» можно в родном университете или другом учебном заведении.

Учащиеся аспирантуры обязаны регулярно посещать занятия, быть участниками научно-преподавательской деятельности вуза. Отчет о результатах проведенных исследований ежегодно предоставляется научному руководителю выбранной кафедры.

Примечание. Московская академическая аспирантура НИУ ВШЭ предлагает своим студентам несколько программ обучения в экономической отрасли. Учащиеся получают академическую стипендию, проходят обязательные стажировки в других государствах, готовят свои научные работы по международным стандартам образования.

Кандидат педагогических наук

кандидат педагогических наук иллюстрация

Соискатель может получить кандидатскую степень по педагогике в специализированном учебном заведении. Если высшее образование будущего кандидата наук не связано с этим направлением, рекомендуется стать студентом педагогического факультета. После окончания учебы, соискатель поступает в аспирантуру того же университета и готовится к написанию/защите кандидатской диссертации.

Обратите внимание! В Московском Педагогическом Государственном Университете есть возможность усовершенствовать знания любого иностранного языка. Аспиранты регулярно участвуют в научных конгрессах и конференциях, пишут статьи и монографии на разных языках. Учащимся предоставлен доступ ко всем научным изданиям педагогической отрасли.
Кандидат технических наук

Такие специалисты востребованы в научно-исследовательских институтах и технических вузах (преподаватели, профессоры и т.д.). Кандидаты технических наук занимают руководящие должности на производстве и в тяжелой промышленности.

Примечание. В МГУ им. М.В. Ломоносова соискатель станет кандидатом наук в любой технической отрасли, например, отделение механики и т.д.. Московским соискателям подойдет и МГТУ им Н.Э. Баумана – этот технический вуз специализируется на решение научных проблем в промышленных отраслях и поиск новых решений в создании современных технологий.

Чтобы получить ответы на вопросы, связанные с написанием и оформлением любых диссертаций, обращайтесь к нашим специалистам.

Кандидатом юридических наук (к.ю.н., Candidate of Science, PhD in Law) может стать выпускник любого учебного учреждения, где есть юридический факультет. Ученая степень по юриспруденции упростит поиск престижной должности с высокой заработной платой, поможет открыть собственное дело/продолжить дальнейшее ведение исследовательской деятельности в выбранном направлении.

Где лучше получить кандидатскую ученую степень по юриспруденции?

Самыми авторитетными вузами РФ для получения кандидатской ученой степени по юриспруденции считаются три университета – это МГУ, МГЮА, СПбГУ.

Юридический факультет МГУ

В процессе обучения юридическому направлению, аспиранты готовят диссертацию и параллельно принимают участие в масштабных научно-исследовательских проектах одновременно по нескольким сферам юриспруденции. В состав факультета входит 16 кафедр, функционирует три лаборатории (политология, правовая кибернетика и информатика, сравнительное правоведение и социально-правовые исследования).

Чем полезно окончание юрфака МГУ для будущих кандидатов наук?

  1. Непосредственное участие в разработке федеральных законопроектов уже в процессе подготовки диссертации к написанию.
  2. Юридические консультации для физических/юридических лиц.
  3. Правовая поддержка государственных/иностранных предприятий.

Институт «Аспирантура и докторантура» при МГЮА

На базе этой образовательной организации можно подготовить и успешно защитить кандидатскую диссертацию по нескольким популярным направлениям юриспруденции.

Юридический факультет СПбГУ

В структуре факультета – 10 кафедр, включая обширную библиотеку и экспертно-правовой центр. Программа подготовки кандидатов наук состоит из 13 разных правовых специальностей – это упрощает поиск выбора актуальной темы будущего диссертационного исследования.

Как стать кандидатом наук?

Согласно положениям Высшей Аттестационной Комиссии, ученая степень «кандидат наук» присуждается по 23 направлениям и зависит от правильного/своевременного выполнения 12 основных шагов.

1. Изучаем требования, выдвигаемые к претендентам

  • наличие высшего образования (оконченная магистратура/аспирантура);
  • составление/публикация 3 научных статей по теме диссертационного исследования в периодических изданиях из перечня, утвержденного ВАК;
  • сдача «кандидатского минимума» (история и философия науки, экзамен по специальности, иностранный язык);
  • успешная защита диссертации перед комиссией.

Соискатели могут иметь высшее образование не по основному направлению диссертационного исследования. Условие не распространяется на научные работы по медицинским или ветеринарным дисциплинам – такие диссертации составляются только лицами с профильным образованием.

2. Поступаем в аспирантуру

Для обучения на очной/заочной форме обучения в аспирантуре, выпускники бакалавриата/специалитета имеют право поступить в любое учебное заведение. К учебе допускаются лица, успешно сдавшие кандидатские экзамены и предоставившие соответствующий пакет документов.

По плану подготовки аспирантов, время написания диссертации при очном обучении – 3 года, а при заочной форме – 4. Допускается досрочная сдача диссертации (условия обсуждаются с научным руководителем или руководством кафедры).

Для очного обучения в аспирантуре принимаются лица до 35 лет, а для заочного – до 40. Пакет документов для поступления подается после окончания вуза или после получения трудового стажа по полученной специальности (от 2 лет).

3. Не подходит обучение в аспирантуре? Становимся соискателями!

Ученая степень «кандидат наук», полученная в аспирантуре, идентична кандидатской степени в режиме соискательства. Если претендент собирается писать научный труд не по специальности диплома, ему предложат сдать экзамен по направлению, соответствующему теме диссертации.

Как стать соискателем?

  1. Самостоятельно выбрать кафедру учебной организации, готовой принять кандидатские экзамены и принять к рассмотрению будущее диссертационное исследование.
  2. Подать пакет требуемых документов (копия документа, удостоверяющая личность, заявление установленного образца, копии диплома с приложением, список опубликованных научных статей в рецензируемых ВАК- изданиях, 2 фотографии).
  3. Ожидать окончательного решения руководства и закрепиться за кафедрой.

Соискателю не выставляются жесткие условия по срокам написания/защиты диссертации. Подготовка, сбор необходимых материалов выполняются самостоятельно, согласовывая полученные результаты с научным руководителем. Готовую кандидатскую научную работу, написанную в форме соискательства, можно сдать в течение десяти лет.

4. Выбираем научного руководителя, согласовываем тему диссертационной работы и начинаем подготовку

При выборе научного руководителя, рекомендуется обращать внимание на его авторитетность и количество успешно-защищенных работ его подопечных. Хороший кандидат на роль куратора научного проекта – это специалист с опытом работы по направлению будущей диссертации, имеющий кандидатскую/докторскую ученую степень.

Тема диссертации согласовывается с научным руководителем и утверждается на заседании кафедры/совета образовательной организации.

5. Подбираем диссертационный совет по направлению исследования

Перед выбором диссертационного совета для защиты научной работы, соискатель заходит на официальный сайт Высшей Аттестационной Комиссии и скачивает «Перечень действующих советов по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук».

6. Сдаем работу на предварительную экспертизу

Заключение о предварительной экспертизе выдается в течение двух месяцев после сдачи диссертации на проверку и утверждается руководителем учебного заведения. Этот документ подтверждает завершенность диссертации, оказывает положительное влияние на получение допуска к защите.

Окончательный состав участников комиссии для предварительной оценки полученных результатов исследования определяется образовательной организацией.

7. Отправляем диссертацию в диссертационный совет

Диссертационному совету предоставляется двухмесячный срок на детальное ознакомление с представленной работой, после чего его руководство обязуется принять научный труд к процедуре защиты или выдать письменный аргументированный отказ в приеме документа.

Что проверяет комиссия?

  1. Соответствие структурных элементов диссертации ее названию и выбранной специальности.
  2. Соответствие автореферата содержанию работы.
  3. Количество/результаты научных публикаций в рецензируемых ВАК-изданиях.
  4. Апробацию полученных итогов проведенных экспериментов по теме документа.

8. Собираем документы, необходимые для защиты кандидатской работы

Подача документов в диссертационный совет осуществляется за месяц до даты официальной защиты работы.

Что входит в перечень?

  1. Заявление соискателя, заверенное подписью председателя диссовета.
  2. Личный листок-анкета соискателя кандидатской ученой степени, заверенный отделом кадров.
  3. Список научных трудов, заверенных по месту учебы/основной работы (при наличии).
  4. Нотариально-заверенная скан-копия документа об образовании+приложения.
  5. Переплетенный и непереплетенный вариант диссертации.
  6. Автореферат, размноженный в необходимом количестве экземпляров.
  7. Заключение производственной организации, на базе которой проходила работа над диссертацией.
  8. Отзывы официальных оппонентов, научного руководителя.
  9. Справка, подтверждающая сдачу кандидатских экзаменов.
  10. 4 почтовые карточки с адресом диссертационного совета и соискателя кандидатской ученой степени.

Список документов для защиты (требования, количество экземпляров, форма документов и т.д.) может незначительно видоизменяться – все зависит от условий выбранного диссертационного совета, специальности и должности соискателя кандидатской ученой степени.

9. Готовим автореферат

Автореферат диссертации – это документ, описывающий основные идеи проделанной работы, степень актуальности/новизны проведенных мероприятий, а также практическую ценность научного труда. Рекомендуемый объем – до 30 страниц формата А4.

Количество печатных экземпляров зависит от требований диссертационного совета. Рассылка авторефератов организовывается за месяц до назначения официальной даты защиты.

10. Объявляем о защите

Объявление о дате официальной защиты диссертации составляется по определенному шаблону. Образец и правила заполнения можно уточнить у ученого секретаря выбранного диссертационного совета.

Объявление представляется в двух форматах: печатный экземпляр – на стенде совета, электронный – на сайте образовательной организации вместе с авторефератом.

11. Направляем работу официальным оппонентам

Для защиты кандидатской диссертации совет назначает двух официальных оппонентов из разных организаций (кандидатская/докторская ученая степень – обязательное условие для претендентов).

Оппоненты знакомятся с содержанием работы и составляют письменный отзыв, в котором анализируется актуальность выбранной темы, степень обоснованности выводов/выдвинутых научных положений, оценивается новизна полученных результатов экспериментов и определяется степень соответствия диссертации заданных критериям (оформление, раскрытие основной темы и т.д.).

Копии рецензии направляются соискателю ученой степени и в диссертационный совет за 10 дней до официальной даты защиты.

12. Защищаем кандидатскую диссертацию

Для полноценного проведения процедуры защиты, в зале заседания необходимо присутствие 75% участников комиссии, включая докторов наук по профильному направлению и официальных оппонентов. Соискателю рекомендуется подготовить презентацию, подборку наглядных материалов и принести на заседание несколько копий автореферата.

Процедура защиты проходит в виде научной дискуссии – сначала соискатель выступает с докладом, после знакомства с материалом работы, ему задают вопросы по теме диссертации и принимают решение о целесообразности присуждения кандидатской ученой степени.

Добрый день. Я думаю, многие видели приставки MD, PhD, Dr. hab и другие приставки перед или после имени и фамилии у зарубежных учёных, врачей и других специалистов с учёными степенями.

MD, PhD, кандидат и доктор наук: в чем же разница? Md, Phd, Медицина, Наука, Европа, США, Образование, Длиннопост

Также я думаю, что многие задавались вопросом, что же значат эти приставки. Кроме того, многих интересует, как зарубежные учёные степени соотносятся с отечественными и являются ли наши учёные степени эквивалентами вышеуказанных. Попробуем в этом разобраться.

Поскольку я являюсь врачом и молодым учёным, то в данном посте мы рассмотрим именно особенности научных степеней в области медицинских наук.

Дисклеймер: все ниже сказанное является моими личными наблюдениями и не претендует на истину в последней инстанции. На некоторые материалы я предоставлю ссылки, но некоторые ссылки я потерял, так что если кому-то это будет очень нужно, я попробую их найти.

Для начала следует чётко понять, что "там, на западе" - это неправильное определение. Обобщенно можно выделить американскую и европейскую научно-медицинские традиции. Если же углубляться сильнее, то в европейской следует рассматривать британскую, немецкую, скандинавскую и другие традиции, чего я коснусь дальше. Сейчас же скажу лишь, что британская система очень сильно отличается от европейской (настолько, что в Европе британские дипломы, как правило, не признаются автоматически, и необходимо проходить процедуру легализации или нострификации, что зависит от стран и договоров между ними), поэтому её я вообще не буду рассматривать.

В Америке и Европе наука и медицина достаточно сильно отдалены друг от друга, и даже биомедицинскими науками типа фармакологии, физиологии человека или молекулярной медицины у них занимаются биологи без медобразования, в отличии от пост-советского пространства, где этим, как правило, занимаются выпускники медицинских вузов (за некоторым исключением). Также в европейской научной традиции до недавних пор вообще не существовало понятие клинической науки в принципе (в Америке это до сих пор так).

Так что же со степенями, спросите Вы? Начнём с американской традиции.

Как правило, прямое поступление выпускника медицинского ВУЗа в PhD-аспирантуру невозможно, поэтому существует сдвоенная MD-PhD степень для врачей, которые решили продолжить свой путь в науке. Обычно это 2-3 позиции на университете в год. Учитывая огромный объем post-graduate / doctoral students в американских ВУЗах (в самых крупных - до нескольких тысяч), MD-PhD является очень большой редкостью. Подробнее ищите хотя бы и в английской википедии по запросу MD-PhD.

В Германии, Австрии и Швейцарии MD (или его национальный эквивалент Dr.med) является не профессиональной, а академической степенью; это что-то среднее между магистратурой и кандидатской, делается в виде клинического исследования отдельно после сдачи Staatsexamen (или получения Master of Medicine в Швейцарии). В целом, имеет свойства как у американского MD. При этом в научной среде MD рассматривается всё таки как магистратура, несколько свысока, так сказать. В CV европейских учёных, занимающихся биомедицинскими исследования, есть графа Supervision, в которой MD как правило группируются с Master of Science, а PhD - с MD-PhD. Для интересующихся данной темой интересно будет узнать, что поскольку MD является клиническим исследованием, оно выполняется на немецком языке и требует разрешение на работу врачом.

PhD и его национальные эквиваленты Dr.rer.nat (Doctorum rerum naturalium - доктор естественных наук) и Dr.rer.med (Doctorum rerum medicinalium- доктор медицинских наук) в Европе - то же, что и в Америке, только короче (3-4) года, объемы чуть меньше, но всё равно ближе к нашей докторской, чем к кандидатской (для тех, у кого есть возможность, в интернете можно найти европейские диссертации целиком и сравнить их с нашими кандидатскими и докторскими). Кроме того не стоит забывать, что PhD - это образовательная программа, подразумевающая посещение занятий в довольно большом количестве (35-40 кредитов из расчёта 5 кредитов в месяц), а не та порнография под названием "кандидатский минимум", которая "преподаётся" у нас.

Как и в Америке, прямое поступление врачей в PhD-аспирантуру невозможно (лично пытался, прошёл все собеседования в Университетской клинике Техническом университете Дрездена вплоть до финального, когда выбирали из 2-х человек). Мне ответили, что я отлично подхожу на эту должность и у меня есть все необходимые навыки и публикации, однако я врач и поэтому либо должен работать врачом, либо искать врачебную аспирантуру, потому что им своих биологов девать некуда.

Кроме того, начали появляться PhD программы по клиническим наукам с присвоением степени PhD (Dr.rer.med).

Немного коснёмся скандинавской традиции.

MD в Скандинавии выдаётся выпускникам медицинских вузов после получения степени мастера медицинских наук и прохождения местного аналога интернатуры и получения врачебной лицензии (Швеция) либо после окончания медицинского ВУЗа (Дания, Норвегия). После этого врач имеет право подаваться во врачебную аспирантуру по клинической медицине или в биомедицинскую аспирантуру для получения PhD (в последнем случае предъявляются высокие требования к опыту проведения лабораторных исследования). При этом в скандинавских странах существует учёная степень Лицензиат (Litentiate), коротая представляется собой урезанную PhD (как правило, до 1,5 лет). Значение и смысл её мне не ясны, да и эквивалент среди наших степей подобрать будет сложно.

Дабы как то подытожить этот раздел, немного коснусь пост-советской системы на примере России и Украины.

У нас действует двухступенчатая система последипломного образования, а именно есть научная степень кандидата наук (соответствует научному званию старшего научного сотрудника, это важно) и степень доктора наук (как правило, делается на основе научного звания доцента с последующим присвоением научного звания профессора).

В Украине с 2014 года кандидат наук был заменен на доктора философии PhD, а доктор наук - на доктора наук Dr.habil. (Евроинтеграция, все дела). По факту, значимых изменений не произошло, просто переименовали учёные степени и "типа" создали образовательные программы, по факту практически не отличающиеся от кандидатских и докторских минимумов. Кроме того, по требованию студента медицинского ВУЗа, в дополнение к его диплому может быть вписано, что он получил квалификацию Physician (M.D.). Зачем это надо - будет дальше.

В некоторых странах Европы сохранилась 2-х ступенчатая система последипломного образования (Дания, Швеция и некоторые другие) или её аналог (Польша, немецкоговорящие страны). В частности, через 10 лет после защиты докторской диссертации (PhD, да, это докторская диссертация) учёные имеет право провести хабилитацию (что является аналогом присвоения учёной степени доктора наук по совокупности опубликованных работ в пост-советских странах), после чего, в случае первых стран, он получает учёную степень Dr.habil., а в случае вторых - научное звание приват-доцент, что является аналогом научного звания профессор у нас и позволяет занимать должности профессора, зав.лаборатории, кафедры, отделения и т.д.

Регламенты признания пост-советский степеней эквивалентными европейским или американским в каждой стране свои. Например, Дания приравнивает российские и украинские кандидатские диссертации к PhD, а Германия - нет. Вместо этого пишется Kandidat nauk и название университета, где была получена степень. В данный момент дискутабельным остаётся вопрос признания украинского PhD за рубежом, так пока еще никто не получал такого звания. Через пару-тройку лет посмотрим.

Важным также является факт, что использование MD или PhD без наличия соответствующего документа (типа все же знают что к.мед.н. или PhD - это одно и тоже, а MD - это значит врач) на территории США и Евросоюза является преступлением. Так что украинские врачи после 2014 года выпуска могут писать себе MD, а до 2014 - нет.

Ну и самое весёлое: наличие степени MD или PhD меняют обращение к носителю с Мистер/Мисс/Миссис на Доктор.

Нужна ли в ИТ ученая степень?

Принято считать, что аспирантура и последующее формализованные этапы саморазвития — полезны в работе. Как минимум, если из человека ничего не получится на научном поприще, можно будет рассчитывать на увеличение зарплаты в коммерческих структурах и более быстрый старт карьеры. Однако в ИТ все немного не так. Как оказалось, ученая степень среди ИТ-специалистов встречается не чаще, чем среди работников сферы маркетинга.

Если не рассматривать тех, кто профессионально занимается наукой (для кого это еще и звание, должности и т.п.), ученая степень — это показатель уровня знаний, грубо говоря, очередная образовательная ступень, на которую решаются далеко не все. Мы привыкли считать, что ученая степень — это логичный шаг человека, решившего углубить свои знания в определенной области после окончания ВУЗа. Хотя уже несколько лет говорят о дискредитации самого понятия «ученая степень» (из-за большого количества «липовых» кандидатских), определенный уровень уважения к нему остался. Логично, что многие отрасли предлагают таким более подкованным специалистам большие зарплаты, высокие должности для начального старта и т.п. Возьмем, к примеру, медицину. В этой сфере зависимость количества корочек и занимаемой позиции очевидна.

А вот в ИТ все обстоит не совсем так. Большинство специалистов по кадрам, работающих в ИТ, говорят о том, что ВУЗовские знания давным-давно устарели. Студентам действительно полезны общие представления об архитектуре систем, сведения о «классических» алгоритмах и другие, «вечно молодые» знания, но реальным практическим навыкам им приходится учиться уже на работе. Выходя на рынок труда, им предстоит не просто научиться всему однажды, а постоянно совершенствовать свой мозг и пополнять копилку знаний. Без непрерывного развития ИТ-специалист на рынке очень быстро потеряет цену.

Получается, что ВУЗ для ИТ-специалиста — это просто некая базовая ступень развития. Получил диплом — как окончил школу. Забрал корочку, и вот теперь можно начинать настоящее обучение. В условиях, когда отрасль стремительно убегает вперед от состояния, которому соответствовали полученные знания (и все это потом придется так или иначе наверстывать), не так уж много специалистов решается продолжить получать академические корочки.

Результаты опроса, проведенного изданием HeadHunter, говорят о том, что в ИТ лишь 2% специалистов имеют ученую степень. При этом, ИТ относится к тем отраслям, где обладание этой степенью вовсе не означает, что специалист имеет некую более высокую компетенцию в своей области. По количеству персонала с ученой степенью информационные технологии остались позади таких направлений, как медицина (что было очевидно, учитывая пример, приведенный выше), консалтинг, наука и образование, а также добыча сырья. Гораздо больше обладателей ученых степеней и среди высшего менеджмента (в среднем по всем отраслям). Несмотря на то, что ИТ традиционно считается «профессией для умных», здесь ученая степень оказалась столь же популярна, как и у маркетинга.

Главное, что ИТ-отрасль не предлагает никаких преференций тем, кто все-таки получил ученую степень. Единицы из знакомых кандидатов наук делятся информацией о том, что имеют прибавку к зарплате или что звание помогло им на собеседовании. К слову, согласно все тому же опросу HeadHuter, в среднем по рынку лишь около 36% компаний не обращают внимания на наличие или отсутствие ученой степени при приеме на работу специалиста. Получается, что почти все они приходятся на ИТ?

Плохо в таком отношении к ученой степени то, что сегодняшние аспиранты могли бы передать знания студентам. Каждая из последующих ступеней академического образования требует от обучающегося «часов налета» в роли преподавателя. При этом параллельно с аспирантурой, многие начинают свою работу в коммерческих структурах, где получают знания, соответствующие сегодняшнему состоянию отрасли. Таким образом, упустив вчерашнего студента, не приняв его в аспирантуру, ВУЗы, обучающие следующее поколение ИТ-шников, теряют преподавателя, а студенты — теряют возможность получить более актуальные знания.

Учёная степень и звание: как не ошибиться в должности преподавателя

Чтобы правильно оформить титульный лист учебной работы, нужно указать название вуза, предмет, ФИО и группу студента, а также не ошибиться в данных преподавателя. Обычно трудности возникают, когда нужно написать его учёную степень и звание, поэтому сегодня мы раскроем секреты иерархии в научном мире.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Больше лайфхаков, которые помогут учиться в колледже и вузе мы собрали в информационном телеграм-канале. А для тех, кто любит экономить, сделали специальную группу с акциями и скидками.

Учёная степень и звание: определения, разница

Узнаем, что означают эти понятия и чем одно отличается от другого.

Учёная степень

Учёная степень — квалификация, которая отражает уровень научно-исследовательской деятельности человека.

Решение о присуждении степени принимает диссертационный совет, соответственно, получить степень, можно только подготовив и защитив кандидатскую или докторскую диссертацию.

Учёное звание

Учёное звание — категория, которая отражает профессиональные достижения сотрудника в научно-педагогической работе.

Учёные звания присваивает Минобрнауки: соискатель направляет туда документы, которые подтверждают, что он соответствует квалификационным требованиям.

Научные звания и степени по возрастанию

Теперь расскажем об иерархии учёных степеней и званий.

Учёные степени в порядке возрастания в России

В РФ присуждают две учёные степени:

Степени дополняются названием сферы деятельности, к которой относится научная работа соискателей: например, кандидат физико-математических наук, доктор исторических наук и пр. В полное название также входит номер и название специальности в рамках отрасли: например, доктор технических наук по специальности 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах».

Учёные звания в порядке возрастания

Учёных званий в России тоже существует 2:

Наличие степени кандидата наук не делает её обладателя автоматически доцентом (также, как и докторской — профессором).

Чтобы получить учёное звание, нужно иметь не только степень, но и определённый стаж преподавательской деятельности, статьи в научных изданиях и пр.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Получение степени — важный момент в жизни учёного

Вопросы об учёной степени и звании

Ответим на самые популярные вопросы об этих категориях.

Научная степень или учёная степень?

Согласно нормативным документам, правильным считается вариант «учёная степень». Формулировку «научная степень» иногда употребляют в разговорной речи.

Бакалавр — это учёная степень или нет?

Бакалавр является не учёной степенью, а уровнем высшего образования.

Интересно, что в других странах, где действует Болонская система, бакалавр считается учёной степенью.

Магистр — это учёная степень?

Магистр также считается образовательным уровнем, а не учёной степенью.

Но после магистратуры можно поступить в аспирантуру или оформить соискательство, подготовить кандидатскую и получить степень кандидата наук.

Доцент — это должность или учёная степень?

Доцент — учёное звание, а не степень. Этим же словом называется одна из должностей преподавательского состава в вузах.

Для присвоения звания доцента нужно иметь от 5 лет стажа научно-педагогической работы, кандидатскую степень и минимум 20 профильных публикаций.

При этом, чтобы занимать должность доцента, необязательно получать такое учёное звание: достаточно иметь степень кандидата наук.

Профессор — это должность или учёная степень?

Также, как и в случае с доцентом, профессор — учёное звание или должность преподавателя. Такую должность могут занимать педагоги со степенью кандидата или доктора наук.

Звание профессора обычно присваивают докторам наук, но если у кандидата есть необходимый научно-педагогический стаж (от 10 лет) и определённое количество публикаций (зависит от специальности), он также может его получить.

Учёная степень Учёное звание
Кандидат наук (присуждается после защиты кандидатской диссертации) Доцент (степень кандидата наук, от 5 лет стажа, 20 публикаций)
Доктор наук (присуждается после защиты кандидатской диссертации) Профессор (степень кандидата или доктора наук, от 10 лет стажа, кол-во статей зависит от специальности)

Академик — это учёная степень или звание?

Понятие «академик», по сути, ближе к званию, чем к степени, но формально считается скорее титулом. Академиком может стать выдающийся учёный, доктор наук, чей вклад в конкретную отрасль является значительным для её дальнейшего развития.

В России 4 государственных академии:

  • Российская академия наук (РАН);
  • Российская академия образования (РАО);
  • Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН);
  • Российская академия художеств (РАХ).

В каждой из них академики избираются пожизненно.

Сокращения учёных степеней и званий по ГОСТу 2021

На титульном листе любой учебной работы студент должен указывать ФИО, степень и должность преподавателя, который проверяет работу, или того, под чьим руководством она выполнена. В таких случаях используются сокращения. Они регламентированы ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке». Согласно этому документу:

  1. «Доцент» сокращается как «доц.».
  2. «Профессор» — «проф.».
  3. «Кандидат» — «канд.».
  4. «Доктор» — «д-р».

Кроме того, сокращается специальность, по которой присвоена степень. Например: канд. биол. наук (кандидат биологических наук), д-р мед. наук (доктор медицинских наук). С полным перечнем сокращений научных степеней и званий можно ознакомиться по ссылке.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, какие бывают учёные звания и степени и чем они отличаются и сможете оформить титульный лист учебной работы, не ошибившись в степени и должности преподавателя.

А если не уверены, что сможете подготовить реферат, курсовую или диплом, обращайтесь в сервис помощи студентам. Его эксперты не оставят вас наедине с учебными проблемами.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читайте также: