Thrustmaster afterburner 2 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Как же все-таки иногда хочется ошибиться. Когда в прошлом году я хоронил Thrustmaster после его покупки компанией Guillemot, где-то в уголочке души затаилась тайная призрачная и наивная надежда - а может, все-таки я не прав? Может, все не так плохо? Может, ребята из Guillemot поймут, что Thrustmaster трогать нельзя, что он всегда должен быть именно таким, каким был - дорогим, высочайшего качества и надежности, реалистичным как никто другой.

Увы, увы мне! Ничего такого не произошло. Легенда и дух Трастмастера уступают место безликим потребительским продуктам.

В первой декаде июня ТМ объявил о начале продаж четырех новых моделей летных контроллеров (если можно так выразиться) для РС. Конечно, негоже оценивать что-то "заочно", но я все-таки попытаюсь, сделав, при этом, соответствующую оговорку - все, что написано в данной статье, основывается на информации с сайта Thrustmaster и догадках и предположениях автора, а не на личном опыте пользования.

Thrustmaster Top Gun Fox2

Если бы я принимал решения в Viacom Products, я бы никогда в жизни не разрешил бы продавать ЭТО под маркой Top Gun. Да простит мне читатель кажущееся критиканство, но этот. эта. это изделие, оно что, похоже на ручку управления истребителя?! Насколько я помню, фильм Top Gun - это фильм про ВВС США, а не Звездные войны! А этот ползунок-тротл? Прямо издевка какая-то! Короче, слов нет, одни эмоции. Если же их отбросить, то не останется ничего, кроме 4 кнопок, одна из которых, в желто-черную полоску, гордо величается Special Fox2 button - "особая кнопка Фокс2". Вот, оказывается, чем теперь будут славиться джойстики Thrustmaster - боевой раскраской кнопок! Интерфейс остался старый, геймпорт.

Thrustmaster Top Gun Fox2 Pro

ThrustMaster Top Gun Afterburner

Thrustmaster Top Gun Afterburner FFB

Первый летный контроллер под торговой маркой Thrustmaster, оснащенный обратной связью. Функционально ничем не отличается от своего обычного собрата , поэтому повторять список функций и возможностей смысла нет. Я вот чего не могу понять - как это они умудрились сохранить при этом twist-handle, и каково это будет - управлять рулем поворота на фоне FF-эффектов.

Ну, что можно сказать. ТМ изменился, и, на мой взгляд, далеко не в лучшую сторону. Уходит самая суть - реализм. Аутентичный "военный" дизайн уступил место новомодному техногенному облику. А таких "замылков" на рынке и без ТМ хватало. Знаете, если провести аналогию с автомобилями, то раньше ТМ был похож на Mercedes Gelandewagen или даже на Hummer, то его теперешние модели больше всего напоминают продукцию корейского автопрома. Сказать, что корейские машины плохие в своем классе, наверное, все же нельзя, но. А этот twist-handle? Это вообще ни в какие рамки не лезет. Это во-первых жутко неудобно, а во-вторых, такого просто не бывает ни на одном летательном аппарате. И еще одно: этот комплект стоит 89$ (MSRP) там. Значит, примерно по такой же цене он теоретически может продаваться у нас. Ну, пусть 100$. В свое время мой комплект ТМ (X-Fighter и WCS Mark II) обошелся мне в 180$, и это при том, что он без обратной связи и аналоговый. Почему? Потому что были дорогие материалы и высококачественные электронные компоненты. Не хочу разбрасываться необоснованными суждениями, но что-то меня берут бо-о-ольшие сомнения касательно качества материалов и компонентов нового джойстика с обратной связью за 100 долларов. Я уже видал один такой. Для справки: моему комплекту уже чуть больше 3-х лет, и, уж поверьте мне, эксплуатировался он самым нещадным образом. В итоге 4 месяца назад я заменил потенциометр тротла (что совершенно нормально - ни один потенциометр не проживет 3 года, когда его бешено крутят туда-сюда почти каждый день), а также пластмассовый язычок фиксации промежуточных положений - выступ на нем просто стерся от времени. Все. Комплект работает как часы. Сколько проживут новые TM - вопрос. Именно вопрос, на который пока ответа нет.

Что же, спросите вы, все совсем мрачно? Нет, отвечу я. Есть свет в конце тоннеля. И свет этот излучает новый и пока малоизвестный проект ТМ под названием HOTAS-2000. Оставайтесь с 3DNews, и в самое ближайшее время я расскажу об этом проекте поподробнее.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДЖОЙСТИК
Рассмотрим несколько дополнительных фишек, которыми оснащаются дорогие модели джойстиков. Все они имеют различную практическую ценность, которая не обязательно определяет итоговую цену устройства.

Вибромотор (Rumble)
По существу, это упрощенный, более дешевый вариант обратной связи. Такой мотор не сможет сопротивляться давлению руки, но будет напоминать о себе вибрированием. Получается, что имитировать он может только простые полетные эффекты. Например, трясти рукоять при стрельбе из пулемета. Толку от такого мотора — минимум, вот это действительно “детская забава”.
Но в нашем обзоре джойстиков с вибромотором и вовсе не было. Хотя на рынке они встречаются. Не спутайте вибромотор с полноценной обратной связью при покупке джойстика!

Радиосвязь (Radio, Cordless, Wireless)
Помимо уже ставших популярными беспроводных клавиатур и мышек, производители теперь предлагают и аналогичные джойстики. Принцип передачи данных основывается на радиосигнале.
Устройство, принимающее сигнал (в виде маленькой коробочки произвольной формы), подключается через USB-порт к компьютеру. Сам передатчик установлен в подставке джойстика. Естественно, что палке удовольствия (именно так дословно переводится с английского слово joystick) нужно питаться из собственного источника. Для этого обычно используют пальчиковые батарейки, которые устанавливаются в подставку.
Нужна ли эта беспроводная фишка — решать вам и только вам. Как правило, длины провода всегда хватает, чтобы присоединить джойстик к компьютеру. Так что в число обязательных компонентов радиосвязь в ближайшее время не попадет.

Отдельный рычаг тяги
Рычаг тяги может быть выполнен в виде отдельного устройства. Принципиально, такой агрегат напоминает джойстик. Только рукоятка сделана под лежащую горизонтально левую ладонь и ходит лишь в одном направлении — к себе и от себя.
Такой рычаг тяги иногда подсоединяется шнуром к джойстику. На нем, как и на джойстике, может располагаться большое количество кнопок, шляпок и переключателей.
Отдельный рычаг тяги накрепко “привязывает” вашу левую руку. То есть использовать клавиатуру во время игры вы не сможете. Да и поставить ее на стол, где уже обитают джойстик и тяга, вряд ли получится. Отчаянным любителям авиасимуляторов отдельный рычаг тяги наверняка понравится. К тому же, это максимальное подобие настоящего штурвала, которое можно найти в продаже.
Помимо перечисленных функций, встречаются и еще более необычные. Например педали, при помощи которых можно управлять рулем самолета (так называемая ось “Z”). Некоторые функции, вроде эмулятора мышки, мы опишем далее, при тестировании конкретных моделей джойстиков.

ТЕСТИРОВАНИЕ
Во второй части тестирования джойстиков примет участие 7 навороченных моделей — Typhoon Cyber Knight Wireless, Logitech WingMan Force 3D, Logitech Freedom 2.4 Cordless, Thrustmaster TopGun Afterburner II, Thrustmaster TopGun Afterburner Force Feedback, Saitek SP550, Saitek X45 Digital. У каждой из них есть по крайней мере одна функция, выбивающаяся из стандартного списка возможностей джойстиков.
Описания джойстиков идут в порядке увеличения стоимости.

Например, в сторону этого. Top Gun Afterburner Joystick от Thrustmaster был слегка модифицирован, и новая модель совсем недавно появилась в продаже. Под легкой модификацией подразумевается то, что и без того неплохое устройство было скрещено с технологией Force Feedback.

Ручка, пипка, подставка, рога

Само по себе устройство состоит из двух соединенных воедино блоков: непосредственно джойстика и ручки газа. Размер комплекта действительно имеет значение — не на каждом столе получится поместить аппарат, основание которого чуть меньше клавиатуры. К счастью, при помощи обычной отвертки девайс можно разделить пополам и расставить в разных частях стола.

В плане эргономики практически ничего нового не придумано. Внешне джойстик Top Gun Afterburner ничем не отличается от самого простого Thrustmaster USB Joystick. Все те же четыре кнопки и головка для того, чтобы, летая, оглядываться по сторонам. Все та же резиновая вставка на том месте, где ладонь касается устройства. На круглом сером основании имеется пластиковое кольцо, стилизованное под металл.

Я бы, пожалуй, отметил, что ручка джойстика немного коротковата. Другой вопрос, что, быть может, это мои руки великоваты — все же не могу не признать, что длины «палки радости» подавляющему большинству пользователей будет достаточно. Однако лично у меня некоторые неудобства возникли. Например, довольно-таки неудобно было нажимать на кнопку, находящуюся под указательным пальцем. Последний просто упирался в закругление ручки, и руку перед стрельбой приходилось немного сдвигать вниз.

Ручка газа фиксируется в двух положениях — 15 и 85% от нулевого уровня. Эти две метки означают переход с холостого хода на обычный и включение форсажа соответственно. Место контакта ручки с рукой опять-таки покрыто резиной. Под большим пальцем находятся три кнопки. Еще одна — под указательным. Под остальными тремя находится кнопка руля направления, при должной сноровке отлично заменяющая педали. Здесь тоже стоит отметить некоторые просчеты в эргономике. Затруднение возникло в связи с очень неудачным расположением этой самой кнопки руля направления. При взлете обычно приходится весьма активно действовать педалями. Соответственно, разгоняясь по взлетной полосе, необходимо постоянно корректировать курс короткими нажатиями на кнопку. Делать это с помощью мизинца и среднего пальца левой руки все же достаточно неудобно.

Кстати, вместо того, чтобы приподнимать левую руку и рулить при помощи кнопки, можно делать это, просто поворачивая рукоятку джойстика. Приятно, что способ управления можно менять непосредственно во время игры с помощью специального переключателя на задней панели устройства.

К компьютеру вся эта радость подключается через USB-порт. Следует также учесть, что девайс требует питания от сети — перед покупкой полюбопытствуйте на предмет наличия лишней розетки.

Снабженный одиннадцатью резиновыми ножками, девайс вообще не двигается по столу — сказывается здесь и его приличный вес. Кстати, на случай, если вы все же решите разделить комплект, в коробке с устройством находится дополнительная деталь. Обратите внимание на фотографии — видите по бокам устройства серые «рога» с оранжевыми полосками? Запасной «рог» можно прицепить сбоку на джойстик, тем самым, добавив ему лишние 3 ножки.

Провод в порт, и понеслось

После подключения и установки драйверов с прилагаемого диска устройство без проблем определяется системой и, в общем, начать его использовать вам ничего не мешает.

Так устройство отображается в списке игровых контроллеров.

Чтобы завершить разговор о софте, сообщу, что на все том же диске находится также демо-версия игры «Ил-2: Штурмовик». Вернее даже «Il2: Sturmovik», все же демка на английском языке.

Без использования дополнительных утилит, просто в «Свойствах» устройства можно, во-первых, протестировать его работу, а во-вторых — настроить функционирование обратной связи. Если первое более или менее очевидно, то на Force Feedback следует остановиться подробней.

Махни мне ручкой на прощанье

Прежде всего, можно настроить силу этой самой обратной связи. Для этого существуют аж три регулятора: «Основной», «Динамический», «Статический». Регулятор «возврат» определяет силу, с которой один из двух встроенных в основание устройства моторов будет возвращать джойстик в центральное положение. Если поставить слишком высокий уровень этой силы, быстро устанет рука. Если слишком низкий — управлять самолетом (вертолетом, космическим кораблем — ненужное зачеркнуть, нужное по необходимости дописать) будет сложно — придется каждый раз заново искать нейтральную позицию ручки.

Настраиваем обратную связь.

Отмечу также, что в окне настроек обратной связи присутствуют 7 кнопок, позволяющих испытать эффект, «не отходя от кассы». Поменял настройки, потом нажал кнопку «Machine Gun». Сразу же чувствуешь, как будет вести себя устройство во время стрельбы из пулемета в игре.

Первым делом, первым делом самолеты

Теперь что касается моих личных, субъективных впечатлений от использования устройства. Во все том же «Ил-2: Штурмовик» девайс показал себя как нельзя лучше. Единственное, правда, условие для безупречной работы — это показатель возврата рукоятки джойстика в пределах 20-50%. Можно, в общем, и ниже, если как следует приноровиться. Выше — только хуже. Во-первых, очень неслабо уменьшается эффект от обратной связи. На 100% возврата все выстрелы чувствуются где-то на треть слабее. Во-вторых, по ходу движения рукоятки в сторону показатель сопротивления меняется. То есть для легкого смещения в сторону в любом случае не придется прилагать практически никаких усилий, а вот для того, чтобы наклонить ручку до упора… В общем, опять-таки, если привыкнуть, играть можно. Но сложно. Следовательно и вопрос: а нужно ли?

Вполне очевидно, кстати, что дергающаяся во время стрельбы ручка сильно сбивает прицел. Так что будьте готовы к трудностям. Или отключайте обратную связь.

Напоследок отмечу еще одно неудобство: ручка джойстика движется не настолько плавно, насколько хотелось бы. Проще говоря, например, поворачивая самолет, замечаешь, что рукоятка наклонилась не плавно, а как бы немного рывками. Особых проблем это не вызывает. Более того, этот недочет практически не замечаешь. Но все же он присутствует.

Кратко подведу итог всему выше написанному. Учитывая цену (около 80-100$), могу порекомендовать Thrustmaster Top Gun Afterburner Force Feedback Joystick новичкам, которые хотят научиться летать с HOTAS, и тем, кто играет в симуляторы не так часто, чтобы тратить на это большие деньги. Дешево и в то же время качественно. В любом случае удовольствия вы получите массу — это совершенно точно. Приятное устройство во всех отношениях.

Страшные переделки

ThrustmasterTop Gun Afterburner II

часть 1

"Да чтоб тебя. "редиска" китайская. " - хоть раз, наверно, но подобное вырывалось у владельцев Top Gun Afterburner II. Я это произносил очень много разов. Наконец меня это занадоело, и решился я переделать сей неплохой, в общем-то, девайс. Не то чтоб полностью, но основные его глюки убрать.

Что мне в нем не понравилось:

1 . Эти две ступеньки на РУД - просто злобное недоразумение! Я его сразу почти отсоеденил поставил по левую руку, и не раз на первой ступени, при добавлении оборотов, подскакивал весь РУД, хоть и утяжелен внутри железяками.

2 . На 2/3 хода РУС во все направления, резко возрастает усилие, и чем туже затягивать регулировку - тем резче изменение. Если ослабить пружину - ступенька почти пропадает, но ручка джоя начинает болтаться как "карандаш" в проруби. На чувствительных к управлению самолетах (P39, поздних BF109, и т.д.) эта ступенька очень осложняет пилотирование - или не дотягиваешь ручку, или, при преодолении ее происходит рывок, который в большинстве случаев в бою приводит к сваливанию.

3 . После непродолжительной эксплуатации, при работе РУС появился противный скрип, который раздражал не только слух, но и руку.

4 . Срабатывание лишних кнопок. Т.е., например, при нажатии Shift+кн.7, срабатывает еще и другая кнопка (вернее другая функция).

Почти у всех джоев руддер люфтит. Выявил я две точки люфта - усики пружинки и ось ручки руддера. Причем ось начала болтаться через месяца 2-3.
На усики я одел с ПВА полихлорвиниловую изоляцию с подходящего провода. Между осью и прижимом проложил прокладку (я вырезал из флакона из-под шампуня). Рогатое посадочное место под ось, возможно придется подточить, чтоб было не выше оси. Если получится туго - ослабте винты крепления (они туго крутятся - самостоятельно не ослабнут), или найдите тоньше прокладку.

Теперь собираем и балдеем от новых ощушений!

Гурманам - прибамбасик!


Для удобства пользования кнопками на РУДе, его положение должно быть выше РУC. Примерно, по высоте, между локтем и плечом. Если ставить на стол - приходится тянуться за ним. Пришлось сделать еще одну струбцину. Правда получилось не очень, винт струбцины удобнее делать сверху стола, и (на нижнем фото) уже добавлена распорка. Результат мне очень понравился. Благодаря жесткому креплению, я смог убрать из джоя балластные железные пластины ( в общей сложности 16 штук), и в результате общая масса, как минимум, не увеличилась.Пробный вариант собирался из подручных материалов. Все вроде по фотографиям понятно, поэтому особо не расписываю. Следующий этап - изготовление регулируемой конструкции. Под разный тип джойстика пока необходимо проектировать свое крепление, но работы по конструированию универсального крепления ведутся.

Читайте также: