Тонкомпенсирующий регулятор громкости aimp что это

Обновлено: 04.07.2024

При небольших уровнях громкости звучание звукоусилительной аппаратуры невысокого класса не обеспечивает, как правило, качественного воспроизведения. Это связано с тем, что при небольшой громкости ухо человека становится менее чувствительным к частотам нижнего и верхнего спектра. Для устранения этого недостатка в высококачественной аппаратуре предусмотрены различные схемы компенсации амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) при малых громкостях звучания, то есть верхние и нижние частоты дополнительно усиливаются, в результате АЧХ выравнивается и качество звучания не изменяется на слух при любом уровне громкости. Самым простым способом можно достичь этого эффекта, применив регуляторы громкости с тонкомпенсацией. Схемы довольно просты и не требуют применения дефицитных деталей и какой-либо настройки.

Подавляющее большинство таких схем ранее строилось на основе специальных переменных резисторов с дополнительными отводами, как показано на рис.1. Основной недостаток таких схем – применение специальных резисторов и небольшая глубина тонкомпенсации. Для них, также, характерна определенная нелинейность, ступенчатость воспроизведения верхних и особенно нижних частот при определенных положениях движка переменного резистора с одним или двумя отводами.

Стандартная схема для переменного резистора с отводами


Рис. 1

Ниже приводятся схемы тонкомпенсированных регуляторов громкости на резисторах группы «В» без отводов (обычные переменные резисторы, широко применяемые в различной радиоаппаратуре. Группа резистора определяет зависимость вводимого сопротивления при повороте движка и обозначается буквой, например, «А», «В», «С» в его маркировке, перед или после обозначения его номинального сопротивления)

На рис.2 показана схема, где высокочастотная (ВЧ) коррекция осуществляется цепью R1C1 , а низкочастотная (НЧ) – Т-образным фильтром R2C2R3. АЧХ тонкомпенсации этого регулятора примерно такая же, как и у устройств с применением регулятора с двумя отводами. Недостатком такой схемы является небольшая крутизна подъема АЧХ в областях низших и высших частот, а также применение переменного резистора большого сопротивления (2 МОм), которые не очень просто найти в настоящее время.

Простая схема на резисторе без отводов


Рис. 2

Улучшения тонкомпенсации можно достигнуть подключением дополнительных RC-цепей, как на рис.3. К тому же здесь применен переменный резистор широко распространенного номинала (можно поставить 47 … 68 кОм). В этом случае функцию низкочастотного корректора будет выполнять не только Т-образный фильтр R2C3R3, но и введенная дополнительная цепь R7C4. Фактически это будет уже фильтр нижних частот (ФНЧ) второго порядка, обеспечивающий крутизну подъема АЧХ регулятора в низкочастотной области 12 дБ на октаву. ВЧ-коррекция достигнута введением фильтра верхних частот C2R5R6C5R7 в дополнение к традиционной цепи R1C1.

Следует отметить, что в данной схеме тонкомпенсация в области высших частот несколько превышает необходимую. Сделано это преднамеренно и обусловлено чисто субъективным восприятием музыкальных фонограмм в домашних условиях. Небольшой провал АЧХ на частоте 3,5 кГц в нижнем положении движка резистора R4 обусловлен фазовым сдвигом между сигналами этой частоты, прошедшими через ФВЧ и резистор R4. При исключении элементов C2, R5, R6, C5 этот провал исчезает, исчезает и дополнительный подъем АЧХ на высших частотах, что приводит параметры корректора к стандартным, рекомендованным для таких тонкомпенсаторов в различной технической литературе по акустике. Поэтому эти элементы можно исключить, все зависит от конкретных особенностей аппаратуры и личного слухового восприятия.

К незначительным недостаткам данной схемы можно отнести небольшое уменьшение (до 48 дБ) диапазона регулирования громкости, что обусловлено присутствием резистора R7 в цепи регулирования. Но на практике такое небольшое уменьшение диапазона регулировки, как правило, некритично.

Улучшенная схема


Рис. 3

Схему такой тонкомненсации можно применить при разработке и изготовлении новой звукоусилительной аппаратуры, а также для доработки уже имеющихся усилителей, магнитол, приемников. Если в таких устройствах применяются обычные регуляторы громкости, то есть просто переменный резистор соответствующего сопротивления, не включенный в цепи обратной связи усилительных узлов, то можно вместо него включить данную схему. Но при этом нужно учитывать выходное сопротивление предшествующего каскада (до регулятора громкости) – оно должно быть значительно меньше сопротивления резистора R5, и входное сопротивление следующего за регулятором каскада, которое должно быть больше сопротивления резистора R3. Чем больше будет разница этих сопротивлений, тем лучше будет обеспечиваться согласование нагрузок и аппаратура в целом будет работать лучше. В крайнем случае можно перед регулятором и после него включить дополнительные согласующие каскады на транзисторах или микросхемах и тем самым еще и компенсировать возможное небольшое снижение максимальной громкости всего звукового тракта. В моей личной практике такой необходимости не возникало, но ниже приведу пару схем таких дополнительных каскадов согласования (рис.4).

Каскады согласований сопротивлений на микросхеме и транзисторе


Рис. 4

Схемы представляют собой дополнительные каскады усиления на микросхеме К157УД2 (два усилителя в одном корпусе, показано расположение выводов обоих каналов) и транзисторе. В качестве DA1 можно применить любой операционный усилитель, например К140УД6, УД7, К153 УД1, УД2 и другие с учетом цоколевки их выводов и корректирующих цепей (здесь это конденсаторы С2). От величины резистора R2 зависит коэффициент обратной связи. Чем меньше номинал этого резистора, тем меньше коэффициент усиления каскада и меньше нелинейные искажения. Поэтому резистор следует ставить как можно меньшего сопротивления!

Транзистор во второй схеме можно заменить на КТ315, КТ342, КТ306. Сопротивление резистора R2 здесь зависит от питающего напряжения (чем меньше напряжение питания, тем меньше сопротивление), а резистором R1 задается режим работы транзистора по постоянному току. Подбором этого резистора нужно в режиме покоя (без входного сигнала) установить на выходе (коллекторе транзистора) напряжение, равное половине напряжения питания.

Прилагаю рисунки печатных плат:
- pl1 – плата согласующего каскада на транзисторе;
- pl2 – плата согласующего каскада на МС К157УД2 (два канала);
- pl3 – плата тонкомпенсированного регулятора громкости по схеме рис.3.

В литературе много схем аналоговых тонкомпенсированных регуляторов громкости (ТКРГ). Однако все они имеют свои недостатки – о чем так же отражено в литературе, часть которой в списке в конце. В этой статье сделана попытка создать улучшенный ТКРГ, призванный максимально устранить недостатки существующих схем и поднять качество звучания при регулировке громкости. Причем регулировать громкость будет простой переменный резистор без отводов. Вот схема предлагаемого ТКРГ (рис.1):


Рис.1. Схема тонкомпенсированного регулятор громкости.

ТКРГ состоит из двух узлов. На операционном усилителе (ОУ) А1.1 построен собственно регулятор громкости с пропорциональной добавкой ВЧ и НЧ в сигнал при уменьшении громкости (тонкомпенсация). Смешение сигналов (при включенной тонкомпенсации) происходит в точке «Ж». Причем добавляемые сигналы ВЧ и НЧ можно настраивать по частоте и амплитуде с целью получения идентичности АЧХ регулятору тембра и кривым равной громкости.

При среднем положении регулятора R4 громкость будет средней. В точку «Ж» приходят все три смешиваемых сигнала: с бегунка R4 (основной сигнал) + с ВЧ цепи + с НЧ цепи и, собственно, смешиваются. Суммарный сигнал будет со средней добавкой ВЧ и НЧ. В левом положении бегунка R4 подача основного сигнала в точку «Ж» будет минимальной, так как выход ОУ А1.1 (основной сигнал) пойдет в точку «Ж» через всю резистивную дорожку R4, а подача ВЧ и НЧ остается прежней – то есть в суммарном сигнале становится меньше основного сигнала и больше ВЧ и НЧ. В правом же положении бегунка R4 цепи добавки ВЧ и НЧ замыкаются через R9 бегунком R4 и практически не влияют на основной сигнал – никакой добавки НЧ и ВЧ в основной сигнал нет. Соответственно получается плавная пропорциональная тонкомпенсация по уровню громкости.

На ОУ А1.2 построен усилитель-смеситель с коэффициентом усиления необходимым для согласования с последующим устройством. Изменяя номинал резистора R11 можно в широких пределах регулировать усиление ТКРГ. Номинал резисторов R9+R10 взят как приемлемая нагрузка для ОУ А1.1 и резистора R4, ведь на инвертирующем входе 6 ОУ А1.2 всегда почти нулевой потенциал. Если будет использоваться старая микросхема ОУ, то резисторы R9 + R10 необходимо увеличить до 5 кОм (суммарно), не менее. Иначе ОУ возможно будет перегружаться и искажать сигнал.

Основным достоинством предлагаемого ТКРГ является возможность подстройки его АЧХ под АЧХ регулятора тембра. Эта подстройка нужна по трем причинам.

  1. Во-первых, АЧХ усилителя всегда должна быть плавной без каких-либо волн. Только в этом случае звук получается качественным. Мне, например, никогда не приходилось слышать достойный звук, прошедший эквалайзер. А если темброблок дает одну характеристику, а ТКРГ – другую, то на суммарной АЧХ появятся волны – как шторм на море – ничего хорошего. Звук будет подпорчен.
  2. Во-вторых, (из практики) на большой громкости необходимо уменьшать уровень НЧ, чтобы не перегружались колонки (НЧ динамики). То есть положение регулятора тембра НЧ заранее должно быть несколько снижено, а на средних громкостях именно ТКРГ должен обеспечивать добавку НЧ, сниженную темброблоком. На максимальной громкости действие ТКРГ прекратится. Останется несколько заниженный тембр НЧ. Вот и получается, что добавка НЧ от ТКРГ должна быть идентична самому тембру, чтобы не было волн.
  3. В-третьих, входной сигнал может быть разным по амплитуде или сопротивление колонок может быть разным. Соответственно регулятор громкости будет установлен в различных положениях на той же фактической громкости – АЧХ ТКРГ будет с меньшей или большей добавкой НЧ и ВЧ. Здесь обязательно потребуется подстройка тембра, ну и, чтобы не было волн АЧХ. И тут так же требуется соответствие АЧХ ТКРГ и РТ.

Это триединое требование соответствия АЧХ ТКРГ регулятору тембра затрудняет возможность применения обычных ТКРГ, использующих вырезание частот одной или несколькими ветками (конденсатор + резистор) в качественной аппаратуре – как на Рис. 2.


Рис.2 ТКРГ на резисторах с отводами (из интернета).

Про их недостатки написано в [3]. АЧХ у них волнистая, сильно меняется от положения бегунка (сопротивления) переменного резистора. Да и не соответствует ни регулятору тембра, ни кривым равной громкости. Я, например, всегда слышу момент прохождения бегунка мимо отвода на тонкомпенсацию при регулировке громкости на УНЧ, где резистор с отводом (даже ALPS).Так же волны будут давать ТКРГ, представленные в [1], [3], [5], [7], [10].

Конечно, кроме соответствия АЧХ ТКРГ регулятору тембра, необходимо, чтобы АЧХ тонкомпенсации соответствовала одновременно и кривым равной громкости (рис.3). Благо, что между графиками кривых равной громкости и РТ нет принципиальных, антагонистических противоречий и две ветки – НЧ и ВЧ могут обеспечить АЧХ усредненную между кривыми равной громкости и РТ.


Рис.3 График кривых равной громкости, приведенный к уровню 90 фон (из [1]).

Наверное самый большой недостаток многих ТКРГ (во всяком случае из моей практики) – это трески и хрипы при регулировке громкости. Особенно при минимальной громкости. Вероятно в том числе и для исключения этих тресков даже в промышленных усилителях ставился переключатель «Интим». Трески были в основном в ТКРГ, построенных по схеме рис.4 и вызывались слишком большим током через ползунок переменного резистора.


Рис. 4 Схема ТКРГ на резисторе без отводов (взята из интернета).

Посмотрите – составляющая НЧ и ВЧ входного напряжения – постоянной максимальной амплитуды - через резисторы R2, С2, R3, R4, R5 попросту «давят» током на бегунок переменного резистора, особенно на низкой громкости. Бегунок не выдерживает такого тока и дает трески или шорохи.

В предлагаемой схеме рис.1 с уменьшением громкости уменьшается и амплитуда сигнала, идущего с выхода ОУ на цепи НЧ и ВЧ, а через них и на бегунок переменного резистора. Этот сигнал, а точнее ток, резистор на малой громкости запросто терпит. На большой громкости ток по бегунку так же небольшой, так как ограничивается резистором R9, R10.

Это – второе достоинство предлагаемого ТКРГ – снижение тресков и, соответственно возможность применения не самых дорогих переменных резисторов. Хотя отечественные переменные резисторы вряд ли вообще можно применять. Они трещат всегда.

Третьим достоинством предлагаемого ТКРГ является больший динамический диапазон регулировки громкости, чем у подавляющего большинства ТКРГ. Здесь над этим диапазоном трудятся сразу два ОУ (рис.1): А1.1 – в основном снижает уровень сигнала, а А1.2 – увеличивает. Очень хороший тандем получается. Еще хорошо то, что при уменьшении громкости до нуля практически отсутствует ступенька, возникающая на токосъемнике некачественного резистора (то есть резкое изменение громкости к нулю). Раньше приходилось ставить резистор (здесь – R3 рис.1) для снижения заметности ступеньки. Сейчас же ступенька находится на такой маленькой громкости, что ее просто не слышно. Ну и есть абсолютная нулевая громкость. R3 можно перемкнуть. Громкость от нуля идет очень плавно. Максимальную громкость можно установить любую требуемую - изменением сопротивления R11. Динамический диапазон данного ТКРГ 80 дБ, дальше сложно измерить. Даже с китайскими резисторами (с неизвестной характеристикой) изменение громкости в очень высокой степени пропорционально углу поворота.

Четвертым достоинством предлагаемого ТКРГ является равномерная и пропорциональная добавка тонкомпенсирующих частот НЧ и ВЧ по мере поворота (угла) переменного резистора. Это лучше, чем на резисторах с отводами или переключателях. То есть сохраняется необходимая частотная характеристика независимо от угла поворота переменного резистора. А ведь почти все указанные в ниже перечисленной литературе ТКРГ очень сильно искажают (изменяют) необходимую частотную характеристику при изменении громкости, так как меняется настройка частоты фильтров добавки НЧ или ВЧ от изменения сопротивления самого переменного резистора (участка до бегунка).

Пятым достоинством предлагаемого ТКРГ является то, что частотоформирующие цепи не находятся в обратной связи ОУ. В качественной аудиотехнике в обратной связи ОУ, на мой взгляд, не должно быть конденсаторов. Все фильтры и частотные корректоры должны быть только пассивными (как в предлагаемом ТКРГ). Ну или требуется применять очень дорогие конденсаторы.

Теперь о кажущемся недостатке – это меньшая глубина тонкомпенсации НЧ, чем требуют кривые равной громкости рис.3. Однако мое мнение, что где-то в теории звука вкралась ошибка. Ведь кривые равной громкости составлены на основании восприятия человеческим ухом чистых тонов (одиночных частот). А музыкальный звук содержит спектр частот и именно как идет восприятие (громкость) нескольких рядом стоящих частот или участков НЧ не вполне понятно.

Мне не удалось найти информацию об этом, но представляется, что в реальной музыке нет смысла на малой громкости делать такой высокий подъем НЧ, как на рис.3. Это слишком много – слушается неестественно, да и создаются большие проблемы по схемотехнике (раньше пробовал – плохо получалось). Именно прослушивание показывает, что близкие частоты НЧ, их гармоники, как бы помогают друг другу быть услышанными. Да и многие усилители вообще не имеют тонкомпенсацию и люди же их слушают – и довольные. А кривые равной громкости требуют подъема низких частот на малой громкости в сотню раз! В сотню! – удивительно. Зачем?

На рис.5 представлен график АЧХ предлагаемого ТКРГ, снятый практически.


Рис. 5 График АЧХ ТКРГ.

Ниже -60 дБ моими приборами уже невозможно измерить уровень сигнала. Прослушивание показало, что такой подъем уровня НЧ (+12 дБ) даже несколько великоват. Слышится, что с уменьшением громкости, НЧ начинают «выпирать», хочется уменьшить добавку НЧ. В окончательном варианте подъем НЧ сделан поменьше, примерно +10 дБ. Для меня это однозначно показывает, что кривые равной громкости просто неприемлемы для воспроизведения музыки.

О назначении элементов схемы. Резистор R8 регулирует глубину тонкомпенсации. Может быть в пределах 10…18 кОм. При 10 кОм глубина тонкомпенсации слишком большая. При 18 кОм несколько маловата. Но, конечно, регулировка этого резистора повлияет и на ВЧ цепь. Придется корректировать и С3, R6. Конденсатор С4 сдвигает частоту НЧ. Если звуковые колонки большие, то ставить 0,15 мкФ, если маленькие, то 0,1 мкФ или меньше. Конденсатор С3 – уровень добавки ВЧ. Его регулировка в последнюю очередь. Резистором R11 устанавливается усиление ТКРГ под дальнейшие узлы. Может меняться в очень широких пределах.

Вместо просто ОУ А1.2 может применяться цельный усилитель например на наушники или небольшие динамики. У меня на месте А1.2 был усилитель на наушники. Работала такая связка неплохо.

Конденсаторы и резисторы лучше использовать качеством повыше – об этом много и лучше написано в интернете. Очень рекомендую в качестве ОУ использовать LM4562 – его звук просто ласкает слух – значительно лучше, чем у всех стареньких аудио ОУ.


Рис. 6 Некоторые опробованные переменные резисторы.

Специально для точного подгона номиналов резисторов и конденсаторов, для возможности согласования с другими узлами и для оценки работы данного ТКРГ в составе полного усилителя пришлось собрать полный усилитель по схеме рис.7.


Рис. 7 Схема полного усилителя с предлагаемым ТКРГ (в центре).

На рис. 8 представлено как реализован ТКРГ практически в усилителе по схеме рис.7.


Рис. 8 Фото платы ТКРГ + РТ при регулировке.

Эскиз печатной платы представить не могу, так как она экспериментальная и не вполне соответствует окончательному варианту схемы.

Предлагаемый ТКРГ хорошо согласуется с «Регулятором тембра с псевдообходом» (Рис.7, слева. Статья есть в интернете). Такая связка становится как бы единым узлом без лишних связующих элементов. Так же ТКРГ хорошо согласуется с УНЧ из статьи «УНЧ с двойной термостабилизацией» (Рис.7, справа. Статья есть в интернете). УНЧ и ТКРГ имеют общий узел – усилитель напряжения. Соответственно несколько сокращено количество радиодеталей, усиления и ослабления сигнала по сравнению с обычным построением усилителей.

На рис. 9 показан момент прослушивания данного ТКРГ (в составе самодельного усилителя – серого цвета на фото) в сравнении с ТКРГ фирменного Грюндига R1. Там переменный резистор ALPS с одним отводом.


Рис. 9 Сравнение ТКРГ предлагаемого и «Grundig R1».

Прослушивание показало, что предлагаемый ТКРГ:

  • имеет тонкомпенсацию более равномерную при повороте регулятора громкости – ее просто не чувствуешь – как будто и нет ее. У Грюндига ясно слышно, на каком угле поворота регулятора громкости она действует;
  • имеет более правильную, понятную и слышимую частотную характеристику. Нет никаких бубнений, лишних призвуков. У Грюндика добавленные тонкомпенсацией низкие и высокие частоты слышатся какими – то комками. Непонятно, что добавляется – то ли просто гул на НЧ, а на ВЧ жесткость.
  • имеет больше очень низких и очень высоких частот;
  • имеет более линейную характеристику от угла поворота регулятора громкости на простом китайском резисторе. Это, даже, удивительно – резистор ALPS оказывается в середине очень слабо изменяет громкость, а резко на краях. Только сейчас это заметил.
  • у Грюндига общая глубина тонкомпенсации меньше и не дотягивает до оптимальной, установленной в предлагаемом ТКРГ.
  • динамический диапазон регулировки громкости примерно одинаков. Но надо учитывать, что если на громкость предлагаемого ТКРГ поставить то же резистор ALPS, то, наверное, диапазон регулировки будет поболее. Хотя и существующие диапазоны регулировки, думаю, удовлетворят любого меломана при любых прослушиваниях.
  • на предлагаемом ТКРГ иногда проскакивают слабо слышимые потрескивания на краях регулировки громкости. Лучше ставить переменные резисторы качеством повыше. Шуршаний ни тут ни там нет;
  • общее качество звука данного ТКРГ с усилителем значительно выше, чем у Грюндига, но здесь кроме ТКРГ еще и УНЧ с темброблоком, так что не совсем корректно сравнивать, да и громкость предлагаемого УНЧ ниже.

Вообще, по жизни, мне пришлось собрать и слушать много различных ТКРГ и про предлагаемый скажу, что он получше. Тем же, кому «лишь бы танцевать» будет абсолютно безразлично какой применен ТКРГ. И еще хочется возразить тем, кто считает, что ТКРГ не нужен вообще: при включении ТКРГ переключателем на малой громкости восприятие музыки значительно облегчается, музыка становится более доходчивой, не надо прислушиваться к звукам, крутить тембр, музыка явно красивее. Да и добавка тембров до самого упора иногда не полностью компенсирует недостаток НЧ. А вот отсутствие ТКРГ требует постоянной подстройки тембра под конкретную громкость. Думаю, что тот, кто повторит именно предлагаемый ТКРГ со мной согласится и будет очень доволен его звуком и качеством регулировки.

Литература по тонкомпенсированному регулятор громкости

  1. Радио 1980 - 04 с. 38 регулир в ОС, транзисторный;
  2. Радио 1982 – 09 с. 42 график КРГ;
  3. Радио 1984 - 09 с. 43 недостатки различных ТКРГ;
  4. Радио 1986 – 08 с. 49 на переключателях;
  5. Радио 1993 – 12 с. 21 резисторы с отводами;
  6. Радио 1994 – 06 с. 39 резист без отводов;
  7. Радио 2000 – 10 с. пассивные разница недостатки;
  8. Радио 2002 – 09 – с.16 на транзисторе резистор без отводов;
  9. Радио 2003 – 06 с.13 на ОУ бас коррекция недостатки;
  10. Схема ТКРГ усилителя «Корвет У50-068», «Корвет У100-068».

Форум по обсуждению материала ТОНКОМПЕНСИРОВАННЫЙ РЕГУЛЯТОР ГРОМКОСТИ


Сборник из 10 конструкций и схем приставок к цифровым мультиметрам, расширяющих функционал измерительных приборов.


Схема гитарного комбо-усилителя с блоком эффектов на базе микросхем TDA2052, PT2399 и TL072.


Модернизируем промышленный графический эквалайзер Прибой Э-014С.


Теория работы импульсных источников питания и варианты схемотехники.

Часто бывает, что и инженры путаются, говоря, что тембрлок и уж тем более эквалайзер - это вердно для музыки. И мы Аудиофилы тоже путаемся, говоря, что тембрблок и уж тем боле эквалайзер - это вредно для музыки. Но, при этом, мы ничего не имеем против Тонкомпенсации. Хотя она она тот же тембрблок.

1. Что такое Тонкомпенсация и Кривые Равной Громкости.

Как-то так вышло, что еще давным давно, еще во времена механического Аудиофильсва века этак 17-го, было замечено, что разная громкость звучания органа, по-разному воспринимается. Вот инженер вроде бы все настроил правильно. Вроде бы все как надо. А вот берет он ноты потише отключив половину труб - а оно опа, и где блин басы. А почему пронзительный яркий звук на вч превратился в гнусавый и писклявый? Все же по формулам настроено. Отдельно каждая труба проверена и выверена. Что происходит.

Стали исследовать. Орган-то делать надо. Заказчик то требует. А там ведь не тот заказчик, которого можно смело обмануть, и подусунуть ширпотреб, и пусть сам разбирается. Не тот, совсем другого уровня заказчик - он все видит.

И вот инженеры стали искать причины. Придумали различные способы измерения звукового давления. И оказалось, что оно изменяется пропорционально. Т.е. без искажения АЧХ. Все ровно убывает согласно формулам, и никаких нарушений нет. Но почему же тогда звук меняется?

И тут возникла идея поизучать человека. Начали ставить над ним эксперименты, гоняя проверенные "по приборам" сигналы издаваемые Органом. И оказалось, что это его уши реагируют по-разному. Это в них АЧХ на разной громкости разная.

Поизучали вопрос дальше, и вывели график кривых равной громкости.

Немножко данных для анализа графиков. Над каждой кривой изображены некоторые цифры. По середине изображения. Это уровень громкости в Фонах. Фон в переводе с греческого Звук(есть вариант с переводом - Голос). Т.е. когда мы говорим магнито-фон мы по сути говорим что это магнито-звук, когда говорим электро-фон - электро-звук. Теле-фон. И тд.

Этот же термин, внимание, в музыке, в ее теории, к инженерии имеющей мало отношения - используется для определения уровня громкости. Так вышло, что с децибелами он пересекается на частоте в 1 кГц. А вот на других частотах, например на на 50 Гц, для получения громкости в 20 фон нужно будет раскачать аж 45 дб, при том что на 1 кГц было 20 дб, а на 16 кГц придется делать 30 Дб.

Вывели этот термин как раз после испытаний человека в Органной Среде.

В результате данных исследований, иногда можно видеть, как органист вроде бы играя в одном "Тембре" одно произведение активно перебирает настройки регистров. Теперь вы знаете зачем. Он таким образом корректирует Ачх под разную громкость различных нот. Но не ту АЧХ что у органа - а ту, что у ушей человека.

2. Воторое рождение Тонкомпенсации

Но все стало сложнее, когда стали делать качественную акустику, усилители и магнитофоны с винилом и прочими источниками. Вдруг оказалось, что рок группа хорошо звучащая на приличной, но не очень кофмортной для повседневных дел громкости, сильно сдает свои позиции при попытке ее убавить.

Если мы проанализируем графики, то видно что более менее линейно наши уши рагируют на музыку в дипазоне от 60 - 110 фон. А мирная речь это 40 дб(а т.к. 1 кГц это в общем основа речевого диапазона то и 40 фон) Но тогда музыка начинает даже в самом тихом состоянии явно ее заглушать.

И тут-то один пронырливый инженер, вычитал в учебнике по музыкальной теории про кривые равной громкости.

История гласит что он не был Инженером-Антиаудиофилом. Ему хватило и ума и смелости, поизучать родственную звуковоспроиводящей электронике науку. Такое смелое отношение к усилителям и колонкам доступно далеко не всем инженерам. Многие дальше одного учебника по УНЧ нос не суют. А этот сунул.

Мало то, что сунул, так еще и попробовал сделать. Взял тембрблок да пассиком от маФОНа соединил крутилки так чтобы они с некоторым передаточным коэффеициентом крутились. И о чудо. Музыка и на более низкой громкости звучит полноценно.

Дальше он конечно схему модицифировал. Но схемотехнически там как были цепи тембрлока что на нч, что на вч, так они там и остались. Это те же же тембры, только крутятся автоматически вместе с ручкой громкости. И ничего более. Но зато теперь громкость убавлять стало приятнее.

3. Но у всех ли одинаковые уши?

И тут возникает вопрос. А как выбраны эти кривые? Как они исследованы? На сколько усреднены? И не менее важно - а на сколько вообще у них предел регулировки. Ведь согласно графикам у нас даже порог чувтвительнсоти(слышимости) по басу такой, что соседям в час ночи мало не покажется. Это же мы убавили так, что музыка едва едва звучала, а она басами то все равно наваливает?

Вот именно. Вопрос как же эти графики реализованы? Проверить просто. Ставим громкость на минимум и следим на столько басовики в колонках двигаются. Если не двигаются значит график реализован частично.

И это логично. Реализация этой функции другая.

Но все таки вернемся к ушам. Если они у всех разные как быть? Можно ли вообще относиться к ушам всех людей как к одинаковым?

Это еще более актуально в вопросах стереопанорамы. Многие Инженеры-Антиаудиоифилы знающие теорию считают, что центральный динамик в Домашнем Кинотеатре даром не нужен. Что это проделки маркетологов и т.д. Но так или это? Или у разных людей разное восприятие звука по центру? Особенно у детей и взрослых?

Нет, вы меня простите, но с чего вы взяли что там все универсально? Это ведь как пардон размер груди у девушек. Я чего именно его то приплел? По нему сразу понятно, что у всех все по-разному, и при этом мы мужки очень очень внимательны к этому различию.

А с ушами нам значит пофиг? Так вот там тоже все по разному. Хотите я привлеку ваше внимание к ним ничуть не меньшее, чем к груди?

Все просто! Курс физиогномики гласит, что чем выше уши относительно линии глаз, тем выше интеллект. И есть еще версия, что ракушки ушей это радиаторы процессора, что головным мозгом назван. Чем крупнее тем процессор мощнее. Т.е. чем крупнее уши и чем выше они над линией глаз тем выше интеллект.

Изображение

Здравствуйте .
"Достраиваю" УНЧ (Зуева) Тракт представляет собой линейный выход аудио карты ПК и сам мощник непосредственно. Между ними хотелось бы воткнуть регулятор громкости . В сети самой пожалуй распространенной схемой является ниже приведенная . Вроде бери и делай..Но Найти сдвоенный резистор нак 47 кОм большая проблема)))
Зато имеется СП сдвоенная ет 33 кОм. Как повлияет замена 47 на 33? Или потребуется полный пересчет номиналов данной схемы? Rrr751 писал(а): Как повлияет замена 47 на 33? Или потребуется полный пересчет номиналов данной схемы?

Если по простому, то уменьшите номиналы ВСЕХ элементов схемы на коэффициент = 33/47 = 0,7
. в том числе необходимо уменьшить и номиналы емкостей

В принципе можно ничего и не менять особой разницы не будет (с учетом разброса номиналов переменного резистора по ГОСТ)

Уменьшить резисторы, а конденсаторы - увеличить! А собери за 5 минут один канал на 47 к и послушай СВОИМИ ушами, может желание и пропадёт Неоднократно собирал такой регулятор.
Потенциометры были от 10к до 5м.
Как тут уже писали, пересчёт простой - во сколько раз больше резисторы,
во столько же раз меньше конденсаторы.
Работает хорошо. Последний раз редактировалось ГОГА рижский 28 мар 2018, 15:16, всего редактировалось 1 раз. WhatsApp, Viber +37128820074
Пожалуйте ко мне в гости на сайт
И на мой канал в youtube Rrr751 писал(а): Зато имеется СП сдвоенная ет 33 кОм. Как повлияет замена 47 на 33? Никак не повлияет, если использовать источник сигнала с низким выходным сопротивлением.
Например, повторитель на ОУ или даже просто эмиттерный повторитель, с низкоомным сопротивлением в эмиттерной цепи (до килоома-двух-трех).

Иногда, чтобы воспользоваться советом, нужно иметь не меньше ума, чем для того, чтобы его дать
Ларошфуко

Уменьшить резисторы, а конденсаторы - увеличить! Можно ничего не делать. Сверху переменников на 33 ставим постоянные на 15. Вы ж наверняка в здравом уме никогда не выкручиваете громкость на полную. А по пьяни будет кагбэ защита от выкручивания на полную.))

Изображение

Как то так пересчитал с учетом коэфф. равного 0,7. С веху пересчитанные значения номиналов ,в скобках "прежние" Mbemb писал(а): Можно ничего не делать. Сверху переменников на 33 ставим постоянные на 15. Вы ж наверняка в здравом уме никогда не выкручиваете громкость на полную. А по пьяни будет кагбэ защита от выкручивания на полную.))

Очень здравая мысль!
Тонокомпенсированные регуляторы требуют нормированного уровня на входе,
иначе тонокомпенсация работать будет не так как нужно.
Так как ТС собирается использовать в качестве источника звуковую карту,
то вопрос с избыточным уровнем по любому надо будет решать.

Однако цепь тонокомпенсации тоже прийдется корректировать

Последний раз редактировалось Атос 01 апр 2018, 20:15, всего редактировалось 1 раз. R4 нестандартный номинал (ближайший 7,5 или 6,8 кОм), R5 некритично, его вообще можно исключить.

Так как ТС собирается использовать в качестве источника звуковую карту,
то вопрос с избыточным уровнем по любому надо будет решать.

Однако цепь тонокомпенсации тоже прийдется корректировать

Увы ТС пока сам по ходу не знает толком чего хочет(
Занимается пока по большей части слесарными работами по внешности усилителя.
А так по сути В планах 2цеплять к УНЧ все что можно. И магнитофон приставку и проигрыватель.
по большому счету планирую прикупить УП (на подобии Радиотехники 001), регулятор громкости в УНЧ нужен по сути пока толдько для того что бы не изменять уровень громкости по средством "виртуального ползунка в Виндовс. Найти сдвоенный резистор нак 47 кОм большая проблема))) познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений Найти сдвоенный резистор нак 47 кОм большая проблема)))

Изображение

Правильно ли я понимаю ,что для перерасчета данного ТБ на использование переменых резисторов 47 кОм необходимо все номиналы резисторов увеличить в 2 раза,а номиналы конденсаторов уменьшить соотв.в 2 раза.?

Изображение

Правильно. С1 = С2 = 10 нФ, С3 = 2200 пФ, С4 = 4700 пФ, R1 = 2,7 кОм, R2 = 8,2 кОм, R4 = 2 кОм, R5 = 68 кОм, R7 = 1 кОм.
Очень удобно подбирать номиналы в программе Tone Stack Calculator:

Кстати, с вашими номиналами кривой регулятор получается, ВЧ только в минус регулирует. Обратите внимание, при каком положении регуляторов получается линейная АЧХ:

Изображение

Изображение

Номиналы схемы - для ЛИНЕЙНЫХ переменных резисторов. Вот только Баксандалл об этом не знал
Линейные можно применить при глубине регулировки не более 8 дБ, а не под 20, как в этой схеме. И линейность регуляторов никак не влияет на то, что ВЧ при данных номиналах можно только убавить. Схему УП с данным темброблоком повторяю вот эту.
Пойду менять номиналы резисторов и конденсаторов в ТБ.

На днях собрал схему ТК из первого поста на отдельно закорпусированном транзисторном мощнике, оставшемся после "деактивации" микролабовских колонок. Номиналы пересчитал под переменник 33 кОм - резисторы пропорционально уменьшил, конденсаторы увеличил. Теперь вроде приятнее играет.

Изображение
Изображение
Изображение

Дальше предстоит повозиться с другим усилком, пока что выбираю схему.

Изображение
Изображение

Сидя дома почти доделал УП, осталось заняться накладкой на перед. панель .
"Художественно" оформить это рукожопие..

Изображение

. Кстати, о "компьютерных" регуляторах: AIMP последних версий обзавёлся тонкомпенсированным регулятором громкости - правда, тонкомпенсация не совсем идеальная. Как временная мера - пойдёт.
(а Радиотехника УП-001, наверное, лучший вариант для использования с цифровыми источниками - возможно, даже лучше Корвета или Амфитона. ) Ну да ясень пень что приятнее. Природу то не обманешь. А у любителей слушать линейную АЧХ наверное особые уши тоже с линейной АЧХ. Им жить проще.

Изображение

И еще в справочнике Терещука стр.407:

Когда-то делал оба, понравился последний.

Недавно сделал в свой усилитель схемку из предыдущего поста.Активную бас коррекцию.Собирался лет 10,все не мог решиться.Усилитель у меня без ТБ,но баса иногда хотелось чуть больше,особенно на малой громкости. Схема оправдала ожидания.Подобрал пределы регулировки до +6дб макс,вполне хватает. ОУ поставил ОРА2132.

Приветствую всех!
Однако больше конечно хочу обратиться к уважаемому oldmao

Изображение

Я когда-то давно собирал вот такой пред Галченкова из журнала Радио (№4 1980г.)

Там применяются переменники 47К без отвода с линейной характеристикой.
Очень понравилось звучание!
Амфитон А1-012У сразу отдыхать отправился.
Слушал несколько лет. Всегда на одни и те же колонки "Электроника 150АС-002М".
Все что бывало попадало в руки и сравнивалось с ним - "нервно курило в сторонке".
Ну…, на мой тогдашний ух.

Изображение

Потом попалась на глаза вот такая книженция:

И я там, в качестве простого и высококачественного ТКРГ (без темброблока), увидел очень знакомый узел! С маленькими изменениями конечно.

Дело было за малым! И темброблок был отброшен.
Это было что-то! Как сразу звуку полегчало.
Я был впечатлен! Этот вариант мне понравился еще гораздо больше!
И с тех пор я, на достаточно высококачественном тракте, ни за какие коврижки не хочу слушать "лишнее звено" в виде темброблока!
Колонки теперь "Симфония-Стерео". Да и на "Электроника 150АС-002М" все было прекрасно слышно.

Так вот!
"Ложка дегтя" для меня в этом ТКРГ есть в виде описания самих авторов. Что там характеристика регулирования немного отличается от требуемой.
А т.к. я не радиоинженер, то не пользуюсь (не умею) всякими приятными современными программами визуализации.
И все время хотелось знать насколько "кривой" этот самый ТКРГ.
На современный мой ух у меня есть "вопросы" к элементам С1 и С2.
С1 - 1 мкФ по схеме. А по расчету приводимым в самой же книге он должен быть вроде 2мкФ.
Я установил 2мкФ.
Низы так и "прут"……. Уменьшил до 1.5мкФ (К73-17)
С2 - 430п по схеме. А на ух слишком много ВЧ.
Уменьшил до 150п (КСО). Вроде нормально.
Однако червь сомнения точит, что я там наделал по науке?


Не мог ли уважаемый oldmao так же "глянуть" в симуляторе на этот приятный уху ТКРГ
И высказать свое экспертное мнение!

Читайте также: