Традиционные виды дидактических средств это телевидение и компьютер

Обновлено: 17.05.2024

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения или дидактическими средствами.

Дидактические средства – это материальные или идеальные объекты, которые используются в обучении как источники получения знаний и формирования умений и навыков.

Понятие «дидактические средства» употребляется в широком и узком смыслах. При употреблении этого понятия в узком смысле под дидактическими средствами понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Широкий смысл предполагает, что к ним относится все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.

Дидактические средства призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы обучения, выполняют образовательную, воспитывающую и развивающую функции, а также служат для побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Западногерманские ученые Р. Фуш и К. Кроль считают, что дидактические средства, в частности аудиовизуальные, выполняют такие функции, как мотивационная, информационная (передают информацию), управления процессом обучения, оптимизационная. Последняя позволяет достигать лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и времени. Функции эти чаще всего выступают вместе, образуя структуры, состоящие из двух, трех и даже четырех слагаемых, причем одно из них выполняет роль доминирующего.

В педагогике нет строгой классификации дидактических средств. Существует множество различных классификаций, основанных на характере этих средств, степени сложности, субъектах деятельности, характере участия в их конструировании, составе объектов и др.

В качестве основания для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В этой связи они подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д.

В классификации дидактических средств с точки зрения их степени сложности они расположены по нарастанию их возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика (В. Оконь). В этой связи различают простые и сложные дидактические средства. К простым средствам обучения относятся словесные (учебники и другие тексты); визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.), а к сложным – механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.); аудиальные средства (магнитофон, радио); средства, автоматизирующие процесс обучения (лингофонное оборудование, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

По составу объектов дидактические средства можно классифицировать на материальные и идеальные. К материальным средствам обучения относятся учебники и учебные пособия; такие средства наглядности, как объемные (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.) и печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.), проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.); учебно-технические средства; учебно-лабораторное оборудование; материально-технические условия обучения (помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания и др.)

Материальные дидактические средства должны отвечать следующим требованиям:

- оборудование должно наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид;

- все приборы, имеющие общее назначение, должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам;

- количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности школьной программы;

- средства обучения должны соответствовать реальным условиям педагогического процесса.

Идеальные дидактические средства — это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Они могут использоваться в вербальной форме (устная и письменная речь) или материальной (уравнения, графики, таблицы, схемы, условные обозначения, коды, чертежи, диаграммы, опорные конспекты и др.). Материальные и идеальные дидактические средства не противостоят, а дополняют друг друга.




Влияние дидактических средств на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства — с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта.

В зависимости от того, кем из субъектов процесса обучения дидактические средства используются, они подразделяются на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют собой предметы (наглядные пособия, технические средства), используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые – это индивидуальные средства учащихся (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.

Дидактические средства становятся ценным компонентом процесса обучения в том случае, когда они используются в тесной связи другими компонентами этого процесса. Их подбор зависит не только от материальной оснащенности образовательного учреждения учебными пособиями, но и от поставленных целей урока, методов обучения, возраста учащихся, а также от характерных особенностей отдельных учебных предметов.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • · Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
  • · Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • · Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HD DVD и т.п.))
  • · Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
  • · Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  • · Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
  • · Тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
  • · Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)

Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения - это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения - это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

  • 1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
  • 2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т.п.)
  • 3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.) [2, с. 67].

Среди многих типологий дидактических средств - простотой отличается классификация, осуществленная Эдвардом Флемингом и Яном Якоби. Они подразделяют дидактические средства на три группы.

Природные средства, которые непосредственно представляют саму действительность.

Технические средства, которые косвенно отображают действительность. К этой группе относят визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, манипуляционные, автоматические средства и модели.

Символические средства, которые представляют действительность с помощью соответствующей символики, например живого и печатного слова, звуков, технических рисунков, графов и т.п.

Эта классификация, так же как и многие другие, не отвечает всем логическим требованиям, поскольку между техническими и символическими средствами линию демаркации установить трудно. Существует иная классификация дидактических средств. Она включает шесть следующих категорий:

А. Простые средства

  • 1. Словесные средства: прежде всего учебники и другие печатные тексты.
  • 2. Простые визуальные средства: оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, карты.

Б. Сложные средства

Механические визуальные средства, позволяющие передавать изображение с помощью технических устройств, например фотоаппарата, диаскопа, эпидиаскопа, микроскопа, телескопа.

Аудиальные средства, позволяющие передавать звуки и шумы с помощью проигрывателя, магнитофона или радио. Они позволяют учащимся лучше усваивать материал, новую тему.

Аудиовизуальные средства, объединяющие изображение со звуком: звуковой фильм или телевидение. Они способствуют формированию у учащихся определённых впечатлений, наблюдений, представлений о конкретных предметах, явлениях, процессах. Учитель получает возможность концентрировать внимание учащихся на процессах недоступных непосредственному наблюдателю, демонстрировать предметы с близкого расстояния, показывать процесс в выбранном темпе.

6. Средства, автоматизирующие процесс обучения, к которым можно отнести дидактические машины, лингвистические кабинеты, называемые языковыми лабораториями, а также компьютеры или электронные и аналоговые цифровые машины. Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования - процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Дидактические машины - это устройства для закрепления знаний (репетиторы, информационно - инструктирующие и др. машины), устройства для быстрого контроля успехов учащихся, тренировочные машины и т.д.

Эта классификация подчеркивает определенную особенность перечисленных средств, последовательность ее позиций выстроена от простого к сложному, позволяющему все более полно заменять все больше действий учителя и учащегося. Если в тексте учебника печатное слово только заменяет живую речь учителя, то визуальные и аудиальные средства из третьей и четвертой групп позволяют получить новое качество, которое живая речь могла только описать, но не воссоздать. Легко себе представить, как эти средства обогащают дидактический процесс и повышают его эффективность. Еще большие возможности содержатся в средства пятой и шестой групп. Они могут репродуцировать все вербальные действия учителя и, кроме того, все богатство звуков и зрительных образов. В связи с этим как сложные средства они могут в значительно большей степени обогащать дидактический процесс, нежели средства, отнесенные к первой и второй группам, которые мы называем простыми средствами [7, с. 156].

  • 1. Вербальные средства. Средством, экспонирующим словесное содержание, а особенно школьным учебникам уделялось до сих пор много внимания; с момента изобретения печатания Яном Гутенбергом (1492) они взяли верх над другими средствами.
  • 2. Визуальные средства. Простые визуальные средства включают группу средств, популярно называемых научной помощью. С физиолого-психологической точки зрения как в полном смысле этого слова обзорные средства они играют значительную роль в дидактическом процессе: они связывают между собой умственное и чувственное познание, содержание работы нашего ума с действительностью. Умственное познание, основанное на речи и мышлении, имеет смысл настолько, насколько оно связано с предметами и явлениями.

Визуальные средства отражают действительность в непосредственном виде, когда они представляют:

  • а) естественные объекты в природной среде, например деревья в лесу, в саду и в поле, животных на лоне природы или, по крайней мере, в зоопарке, географические или геологические объекты в месте их постоянного нахождения. Познавая естественные предметы в их обычной среде, учащийся может получить самые точные впечатления и понятия о них, понять связи и зависимости, которые имеют место между исследуемыми предметами и окружающей их средой. Такому познанию особенно способствуют хорошо организованные экскурсии, а также индивидуальное или групповое наблюдение;
  • б) природные объекты в искусственной среде, например экземпляры, перенесенные в предметную лабораторию, на выставку или в музей;
  • в) предметы, приготовленные в виде сухих (муляж животных или засушенные растения), мокрых (законсервированных в соответствующих жидкостях) или микроскопических препаратов.

Косвенный вид визуальные средства принимают в том случае, когда представляют действительность в виде:

а) модели, т.е. заменяющих средств, по возможности точно отражающих реальные предметы. Модели применяются тогда, когда мы хотим представить действительность в уменьшенном виде, например модель (макет) городской застройки, поселка, завода, дома, машины.

При использовании средств обучения на уроках технологии следует учитывать психологические особенности школьников.

С развитием информационно-коммуникационных технологий стали интенсивно развиваться и электронные средства обучения (ЭСО) - средства обучения, созданные с использованием компьютерных информационных технологий. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:

информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение - формирование умений и навыков по систематизации информации;

имитационные программные средства (системы), предоставляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров; моделирующие программные средства произвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных») с целью их изучения, исследования;

демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);

досуговые программные средства, используемые для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д.

В настоящее время электронные средства обучения отличаются многообразием форм реализации, которые обусловлены как спецификой учебных предметов, так и возможностями современных компьютерных технологий. Современные ЭСО могут быть представлены в виде:

  • - виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов;
  • - компьютерных тренажеров;
  • - тестирующих и контролирующих программ;
  • - игровых обучающих программ;
  • - программно-методических комплексов;
  • - электронных учебников, текстовый, графический и мультимедийный материал которых снабжен системой гиперссылок;
  • - предметно-ориентированных сред (микромиров, имитационно-моделирующих программ);
  • - наборов мультимедийных ресурсов;
  • - справочников и энциклопедий;
  • - информационно-поисковых систем, учебных баз данных;
  • - интеллектуальных обучающих систем.

Приведенный перечень не может являться исчерпывающим, поскольку в связи с развитием компьютерных технологий проектирования и создания программных продуктов появляются новые виды ЭСО и формы их реализации.

ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

Из числа эргономических требований к ЭСО, которые основываются на учете возрастных особенностей учащихся, целесообразно выделить требование, связанное с обеспечением гуманного отношения к ученику. Организации в ЭСО интуитивно понятного интерфейса и простоты навигации, свободной последовательности и темпа работы (кроме работы с контрольными тестовыми заданиями, где время работы строго регламентируется) [4, с. 110-123].

Необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения являются дидактические средства. Как подчеркивают ученые (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов и др.), хотя дидактические средства не оказывают решающего влияния на конечные результаты процесса образования, тем не менее, обогащая используемые методы, они содействуют эффективности обучения и развития учащихся. Правильно подобранные и умело включенные в систему применяемых учителем методов и организационных форм обучения, дидактические средства облегчают реализацию многих принципов дидактики.

В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников, дискеты с учебной информацией, записи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, дидактические материалы, а также слово преподавателя.

В последнее время существенно изменились средства обучения: появились электронные учебники, средства Интернет (электронная почта, мультимедиа, программные педагогические средства (ППС) и др.).

Во всех видах образовательных учреждений в настоящее время широко используются давно известные традиционные виды дидактических средств и вместе с тем все шире применяются так называемые средства новых информационных технологий. Рассмотрим, прежде всего, формы применения этих средств, обещающих в перспективе обеспечить в российских школах мировой уровень образования.

Аудио- и видеоучебные материалы записываются на магнитные носители, аудио- и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.

Телевидение и компьютер являются самыми важными информационными средствами среди всех, когда-либо изобретенных человечеством. Телевидение, а позднее видеозаписи, дали человеку возможность наблюдать события и слушать о них, расширяя, тем самым, его знания о мире, и помогли наглядно представить то, что невозможно было выразить с помощью слов. Изобретение компьютера открыло доступ к большому количеству информации и это средство стало практически универсальным, найдя свое применение и в образовании.

В связи с появлением персональных компьютеров и возможностью использования Интернет возникли новые модели процесса обучения: проблемно-компьютерное обучение, дистанционное/дистантное обучение. Появление этих новых элементов в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволит достичь нового педагогического эффекта.

Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных, изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это — автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Компьютерные обучающие системы — программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе дистанционного обучения (ДО) и позволяют:

  • • индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
  • • контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
  • • обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
  • • сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;
  • • демонстрировать визуальную учебную информацию;
  • • моделировать и имитировать процессы и явления;
  • • проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
  • • формировать умение принимать оптимальные решения;
  • • повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;
  • • передать культуру познания и формировать навыки информационной культуры.

Глобальная сеть Интернет является интегральным средством, широко используемым в современном образовании, в частности в дистанционном обучении. Для того, чтобы она выполняла функции дидактического средства, используются следующие информационные технологии:

  • — обработки данных, предназначенные для группировки, сортировки, агрегирования данных и вычислений;
  • — управления, предназначенные для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения пользователей Интернет, имеющих дело с координацией и управлением образовательным процессом;
  • — поддержки и принятия решения, предназначенные для организации взаимодействия пользователя Интернет и компьютера;
  • — экспертных систем, дающие возможность пользователям дистанционного обучения получать консультации экспертов по дисциплинам, о которых в них накоплены знания;
  • — коммуникации участников дистанционного обучения, обеспечивающие между ними оперативную связь и взаимодействие.

К дидактическим средствам Интернет относятся:

Применение вышеназванных средств являются функциями не только всей глобальной сети, а скорее учебного Интернета.

Учебный Интернет в России в настоящее время находится на первом этапе развития. Сначала он будет создаваться скорее всего хаотично, по инициативе наиболее «продвинутых» школ, вузов и педагогов. Упорядочивание его содержания произойдет после того, как будет наработан первичный материал. Тогда подключатся административные, научно-исследовательские и массовые образовательные структуры. Дистанционное образование будет носить характер дополнительного, и лишь затем начнет представлять собой полноценную форму образования, эквивалентную очной форме обучения. Возможные области применения учебного Интернета могут быть следующие: а) коммуникация учеников, учителей, школ с целью самоопределения и Завязывания знакомств; б) дистанционные образовательные проекты (базы данных, условия участия в них и др.); в) дистантные курсы: дополнительные, базовые, подготовка в вузы; г) система тестирования, дистантные формы выпускных и вступительных экзаменов; д) виртуальные классы и школы с комплексным дистантным образованием; е) система учительской подготовки: дистантные семинары, банки педагогических находок, базы данных по различным методикам, дистантная аттестация учителей; ж) дистантное студенческое обучение, з) родительские страницы и т. д. Актуальной проблемой учебного Интернета является дистанционное творчество учеников и учителей: проведение эвристических олимпиад и конкурсов, школьных творческих проектов, учительских семинаров.

Применение названных средств в современной дидактике еще только исследуется, опыт их применения пока невелик. Поэтому раскроем подробнее возможности этих средств на примере мультимедиа, как наиболее характерного дидактического средства средней и высшей школы.

Уже в начале 90-х годов XX века многие зарубежные исследователи указывали на быстро развивающуюся индустрию мультимедиа, активно использующую все предоставленные технологические возможности — высокое качество изображения и звука, а к середине 90-х ученые отмечают очевидные преимущества от использования мультимедиа в качестве дидактического средства по сравнению с традиционными информационными экранными средствами.

Сочетание интерактивных возможностей компьютера с коммуникативными особенностями видео является наиболее общим определением мультимедиа. На технологическом же уровне его можно определить как интеграцию двух или более различных средств передачи информации с персональным компьютером, где под компонентами такой интеграции понимается текст, графика, анимация, речь, музыка и видео. При этом пользователи программ имеют возможность контролировать связи между отдельными частями мультимедиа-программы, определять индивидуальные способы работы с ней, устанавливать скорость подачи и обработки информации и структурировать ее в соответствии с непосредственными целями деятельности. С точки зрения использования мультимедиа в учебном процессе и рассмотрения его как одного из информационных экранных средств наряду с учебным телевидением и видео, его можно определить как эстетически организованную наглядную форму предъявления учебного содержания, где происходит интеграция двух информационных потоков (звукового и зрительного), выполняющих свои специфические задачи и взаимодополняющих друг друга.

Представляется, что все приведенные выше определения отражают исключительно внешнюю, техническую сторону и не раскрывают развивающих возможностей мультимедиа как дидактического средства. Попытаемся более полно определить содержание этого понятия. Под «мультимедиа» будем понимать такое дидактическое компьютерное средство, которое, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей (звуковой и визуальной), обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемических процессов, позволяет тем самым реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению как педагогических целей обучения, так и целей развития, содействует формированию индивидуальности обучающегося.

Характерной чертой данного компьютерного дидактического средства является интерактивность. Под этим термином понимается возможность программы изменять свое «поведение» под влиянием действий, совершаемых пользователем. К интерактивным относят компьютерные дидактические средства, с помощью которых происходит взаимодействие между обучающимся и дидактическим средством.

В результате такой интеракции человек в ответ на свои действия получает обратную реакцию, или отдачу, от компьютера.

С помощью мультимедиа-программ появляется возможность представлять учебный материал на всех его уровнях, интегрируя абстрактность теоретического знания с конкретикой и предметностью практического и используя те или иные его формы в соответствии с учебными целями. Эта особенность данного средства более важна в ситуации вузовского обучения, когда студентам необходимо осваивать значительные объемы теоретической информации.

Как известно, наглядное представление знания является оптимальным тогда, когда обучающийся обеспечивается теми внешними средствами, которые необходимы ему для выполнения соответствующих когнитивных операций. С этой точки зрения, многие исследователи рассматривают мультимедийную визуализацию как «дополняющее» средство и подчеркивают, что такого рода внешняя информация должна вводиться в учебный контекст по мере возникновения необходимости в ней, с тем чтобы активизировать процесс усвоения знания.

Психологи отмечают, что образная информация как таковая и в качестве дополнения к текстовой лучше усваивается и ведет К более прочному запоминанию материала.

Визуальный ряд рассматривается многими исследователями проблемы информационных экранных средств как такая синтетическая конструкция, которая включает в себя как научный, так и эстетический компоненты. Форма построения визуального ряда, выступающая как совокупность разнообразных интеллектуальных и эмоциональных структур, не может не оказывать сложного воздействия на обучающихся. Структура, которую составляют элементы искусства, используется для построения научных форм, т. е. научные понятия выстраиваются в формах, характерных для искусства с целью насыщения образной эмоциональностью, придания эстетической окраски.

Таким образом, можно констатировать наличие у мультимедийных программных средств возможностей влиять на развитие интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и предметно-практической сфер индивидуальности обучаемых.

Дидактические средства обучения – это средства получения знаний, формирования навыков и умений. Дидактические средства обучения воздействуют на сенсорные органы обучающихся, облегчая познание действительности.

К дидактическим средствам обучения относятся: учебники и учебные пособия, дидактические материалы, наглядные пособия, лаборатории и оборудование. Средства могут быть словесными, образными, модельными и символическими. Дидактические средства представлены, с одной стороны, предметами, которые преподаватель использует в своей деятельности для более эффективной реализации задач и целей образования, а с другой стороны – индивидуальные средства обучения, а именно: учебники, письменные принадлежности, тетради и т.д.). Орудиями деятельности преподавателя являются учебные пособия, реализующие принцип наглядности обучения. Учебники, принадлежности для письма, тетради и т.д., представляя индивидуальное оснащение обучающихся, являются средствами их труда.

К дидактическим средствам обучения также относятся: пришкольные участки, спортивное оборудование и др.

Дидактические средства обучения являются важным и эффективным источником знаний и умений, облегчают проверку гипотез, закрепление проработанного материала, оценку степени овладения знаниями и т.д. Основу любого комплексного методического обеспечения предметов составляют дидактические средства обучения, выступая важнейшими компонентами учебно-воспитательного процесса.

Функции дидактических средств обучения

В процессе обучения дидактические средства выполняют ряд функций:

  • дидактическая - характеризует сущностные свойства и возможности средств обучения в определенной образовательной среде, играет информационную, интегративную, адаптивную, компенсаторную, интерактивную, мотивационную роли;
  • познавательная – осуществляет непосредственное познание обучающимися конкретных фрагментов действительности;
  • информационная – предоставляет различную информацию;
  • формирующая – развивает познавательные способности, волю и чувства обучающихся;
  • контрольная.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В педагогическом процессе функции дидактических средств обучения используются комплексно и разрешают методические проблемы обучения.

В процессе ознакомления с новым материалом наряду с познавательной функцией выступают формирующая и дидактическая функции. В комплексе они развивают прочность запоминания и умение самостоятельно мыслить.

В отдельном средстве обучения преобладает определенная дидактическая функция, обозначая его место и роль в системе средств обучения и учебном процессе. Функции дидактических средств обучения учитывают при определении методики использования средств обучения и проектировании системы обучения.

Некоторые западные исследователи (К. Кроль, Р. Фуш) аудиовизуальным дидактическим средствам приписывают такие функции, как: мотивационная, информационная, оптимизационная, функция управления процессом обучения.

В качестве компонента учебно-воспитательного процесса общие дидактические функции средств обучения выражаются в следующем:

  • увеличение степени наглядности, предоставление доступности для обучающихся учебного материала;
  • интенсификация труда обучающихся, максимальное развитие и удовлетворение их познавательной деятельности, позволяющие повысить уровень изучения материала;
  • источник информации, позволяющий освободить преподавателя от значительно объема механической и технической работы;
  • средство управления познавательной деятельностью обучающихся.

Классификация дидактических средств обучения

Относительно дидактических средств обучения чаще всего используют классификации, основанные на характере воздействия средств обучения: визуальное (наглядное), аудиальное, аудиовизуальное. К визуальным дидактическим средствам относятся оригинальные предметы и их эквиваленты, карты, диаграммы и т.д., к аудиальным – магнитофоны, радио, к аудиовизуальным – телевидение, озвученный фильм.

Согласно классификации, основанной на принципе от простого к сложному и от конкретного к абстрактному, среди дидактических средств обучения можно выделить: демонстрируемые в естественных условиях оригиналы; оригиналы в искусственных условиях; символы; модельные эквиваленты оригиналов; дидактические машины и программированные символы.

По степени сложности дидактические средства можно разделить на простые и сложные. Простые дидактические средства: естественные образцы в естественных или искусственных условиях; модели; препарируемые образцы; карты; картины; диаграммы и пр. Сложные дидактические средства- это разного рода электрические и механические устройства: телевизионная аппаратура, кинопроекторы, устройства, позволяющие автоматизировать процесс обучения и т.д. При этом разные виды чувственных воздействий подчиняются критериям сложности дидактических средств.

М. Годлевский предложил классификацию дидактических средств, в соответствии с которой выделяют:


Материальные средства обучения иначе называют дидактическими средствами. Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.

К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации:

- печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники;

- простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.;

- технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);

Аудиальные средства – это средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, разные виды проигрывателей (магнитофон, CD-плэер и т.д.), радиоприёмник.

Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации. К ним относятся кино-, теле- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).

Тренажёры – дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений. Современные тренажёры – это технические средства, которые стали массово применяться в школах России сравнительно недавно. К этой группе дидактических средств относятся, например, лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры. Однако в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.

Дидактические средства

Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет). Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообразию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визуальное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра. Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами делают компьютер удобным и эффективным средством обучения. Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов, на качественно новом уровне организовать дистанционное обучение.

Наряду с описанным выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются…

- технические средства обучения (ТСО);

- учебно-наглядные пособия (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.);

- раздаточный материал – компактные дидактические средства, предназначенные для индивидуального использования учеником (например: коллекции минералов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисунка; карточки с индивидуальными заданиями);

- дидактический материал – карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.;

- учебно-лабораторное оборудование – оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии);

- учебно-производственное оборудование – оборудование учебных мастерских, которое отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.

- оборудование и изделия для школ;

- технические средства обучения для высших и средних специальных учебных заведений;

- оборудование учебное для высших и средних специальных учебных заведений;

- учебные пособия для высших и средних специальных учебных заведений.

В свою очередь, внутри каждого из перечисленных разделов также происходит разделение продукции. Например, оборудование и изделия для школ подразделяется на.

- учебные натуральные объекты: препараты, коллекции, гербарии, скелеты, чучела;

- учебные модели, макеты и муляжи, а также части и принадлежности к учебным моделям и макетам;

- печатные средства обучения: картинки, карточки, таблицы, альбомы;

- экранно-звуковые средства обучения: учебные диафильмы, диапозитивы, транспаранты, кинофильмы и кинофрагменты, грампластинки, магнитные звукозаписи, видеофильмы;

- учебные приборы, аппаратуру и устройства: механические, электрические, тепловые, оптические, электронные, электротехнические, радиотехнические и прочие, а также части и принадлежности к учебным приборам, аппаратуре и устройствам;

- прочее оборудование и изделия для школ: учебные верстаки, инструменты, лабораторные посуда и принадлежности, классные доски.

Читайте также: