Участие в интернет олимпиаде или компьютерном тестировании

Обновлено: 04.07.2024

Образовательные стандарты второго поколения ориентируют систему образования на формирование у учащихся универсальных и специальных способов действий. Новые социальные запросы определяют цели образования как «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся», обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Это означает, что работа системы образования должна быть перестроена таким образом, чтобы обеспечивать не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности «универсальных умений», так называемых «ключевых компетенций».

ВложениеРазмер
ispolzovanie_seti_internet_posredstvom_do.doc 67 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сети Интернет для повышения мотивации изучения предмета посредством дистанционных олимпиад и конкурсов

Главная задача педагога и

школы состоит в том, чтобы

помочь ученику обнаружить

то, что в нем заложено, а не

обучать его, «отливая» в

Образовательные стандарты второго поколения ориентируют систему образования на формирование у учащихся универсальных и специальных способов действий. Новые социальные запросы определяют цели образования как «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся», обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Это означает, что работа системы образования должна быть перестроена таким образом, чтобы обеспечивать не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности «универсальных умений», так называемых «ключевых компетенций». Для познания мира ученику необходимо научиться работать с информацией (информационная компетентность): собирать, анализировать, систематизировать, преобразовывать, сохранять, передавать и обмениваться информацией. На сегодняшний день информатизация является неотъемлемой частью общества.

Последние годы стали временем бурного развития компьютерной техники и компьютерных технологий. В этой области «человеческий фактор» является не просто решающим, а имеет главное значение. Причем, надо учесть тот факт, что наши дети – это уже члены информационного общества. Выдаваемый им объем информации во много раз превышает тот, который приходился на их ровесников еще два десятка лет тому назад. Информационные навыки уже прочно входят в их менталитет! Посмотрите, как ловко управляются они с различными электронными устройствами, практически не читая пособия и руководства; всевозможные плееры, Iphone, Ipad, смартфоны и т.д. стали неотъемлемой частью их экипировки. Именно поэтому требуются новые организационно-методические и технические подходы, нацеленные на поиск и подготовку талантливой молодежи, начиная еще со школьной скамьи. К сожалению, у многих ребят компьютер ассоциируется с игровой приставкой. Поэтому в своей работе, я, как учитель информатики, пытаюсь сделать так, чтобы компьютер стал для ребят не просто игрушкой, а помощником, инструментом, расширяющим горизонты их возможностей и способностей; вовлечь их в процесс освоения интересных областей информатики; подготовить к поступлению и учебе в вузе. «Настоящее образование, - писал в свое время Н.А. Добролюбов, это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему». К.Д. Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность». Чем интереснее учебный процесс, тем больше заинтересованность учащегося, и как следствие, лучше усвоматериала. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями. Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж и трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего - создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом. В этом заключается успешность образовательного процесса. Каждый педагог – новатор, и его задача, используя ИКТ, сделать образовательный процесс оптимально познавательным, интересным и нестандартным. А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), - это дети, которые никогда не станут снова детьми.

Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Одним из наиболее эффективных инструментов является система, опирающаяся на проведение широкого спектра дистанционных конкурсов и олимпиад по информатике и ИКТ среди учеников образовательных учреждений.

Педагогическая практика показывает, что для выполнения поставленной задачи эффективно применение информационных технологий, в том числе образовательных ресурсов сети Интернет. Использование образовательных ресурсов сети Интернет способно поднять на качественно новый уровень практически все направления образовательной деятельности. Учебная, внеучебная, исследовательская и организационная деятельность педагогов и учащихся во многих случаях становится более эффективной, если ее информационное обеспечение выстраивается с применением компьютерной техники и телекоммуникационных технологий. В сети Интернет электронные образовательные ресурсы систематизированы и представлены в каталогах на следующих порталах:

• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР),

• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция

• Информационная система "Единое окно доступа к образовательным

Указанные порталы содержат также ссылки на основные электронные библиотеки, справочники, энциклопедии, сайты заочных школ. Для учащихся доступ к образовательным ресурсам сети Интернет обеспечивает основной и дополнительный учебный материал, необходимый для успешной учебы, выполнения заданий преподавателя, самостоятельного обучения и организации досуга. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность оперативно знакомиться с новостями сферы образования; узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах; получать консультации; общаться с педагогами и сверстниками. Абитуриенты найдут полезную для себя информацию - сведения об институтах, университетах и академиях, в том числе о сроках и условиях поступления; учебные и методические материалы, необходимые для подготовки к ЕГЭ.

Огромная протяженность России, неравенство культурно-образовательных условий в городской и сельской местности, в центре страны и на периферии уже в прошлом ставили задачу создания разнообразных компенсационных механизмов. Эта задача решалась, в частности, путем развития уникальной отечественной системы заочных школ. Возникнув более 40 лет назад, заочные школы стали социальными проводниками культуры, предоставляя доступ к качественным образовательным услугам детям из малых городов и сельской местности на всей территории страны. В современных условиях, определяемых бурным развитием интернет-технологий, заочные школы превращаются в центры дистанционной работы, способные удовлетворить разносторонние потребности населения, в том числе по подготовке в вузы, обеспечению культурных запросов жителей удаленных территорий, внедрению оригинальных образовательных программ.

Дистанционное образование (ДО) – процесс приобретения знаний и навыков с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, и реализующей систему сопровождения и администрирования учебного процесса.

Дистанционные олимпиады – это одна из форм дистанционного образования детей. Они позволяют учащимся активизировать собственные знания, умения и навыки, способствуют самообразованию, самоорганизации и самодисциплине.

Основными целями и задачами таких олимпиад и конкурсов являются активизация работы со школьниками и создание для них необходимых условий, развитие творческого потенциала в области информационных технологий, приобретение участниками навыков работы с Интернет-технологиями, формирование проектной культуры, выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной

деятельности. Дистанционная олимпиада (конкурс) дает возможность всем желающим проявить свои способности на федеральном или региональном уровне, часто не выезжая из своего места проживания

Используя возможности ДО, можно проводить самые разнообразные

соревновательные мероприятия. Дистанционные конкурсы объединяет общая

  • личностное развитие их участников;
  • актуализация личного опыта каждого участника;
  • деятельностный подход;
  • активное использование коллективных способов деятельности;
  • ориентация как на когнитивное, так и на эмоциональное развитие личности;
  • поисковая активность каждого участника в процессе добывания новых знаний;
  • рефлексивность как основа саморефлексии и самоконтроля.

Дистанционные конкурсы, олимпиады, соревнования отличают от традиционных форм следующие характерные черты:

  • возможность учитывать индивидуальные особенностями обучающегося
  • массовость
  • гибкость: возможность проведения в удобное себя время и сроки, независимо от местоположения образовательного учреждения, в нерегламентированный отрезок времени
  • совместимость: обучение без отрыва от производства
  • охват: одновременное обращение ко многим источникам учебной информации
  • технологичность: использование в образовательном процессе новейших
  • достижений информационных и коммуникационных технологий
  • доступность
  • оперативность представления результатов.

Каждое дистанционное мероприятие - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию. Среди многообразия конкурсов педагог всегда сможет подобрать мероприятие, как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников. Интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета, развивающие мышление, логику, фантазию и креативность, не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей. Задания некоторых конкурсов можно выполнять не только в школе, но и дома.

Основными признаками дистанционных конкурсов являются:

1. Наличие сайта конкурса, где размещается информация о конкурсе, где

можно организовать регистрацию участников, разместить задания, опубликовать итоги.

2. Конкурс охватывает общеобразовательные учреждения района, региона,

может быть межрегиональным, российским, международным и проводится по месту учебы участников.

3. Продолжительность конкурсов колеблется от одного дня, например, когда

участники утром получают задания, а к вечеру отправляют решения, до месяца, когда участники выполняют какие-нибудь творческие задания.

4. Наличие координаторов конкурса (школьного, регионального) в чьи

обязанности входят: получение и тиражирование заданий, сбор и отправка решений, награждение победителей.

6. Каждый участник конкурса получает сертификат (бумажный или электронный), победители – дипломы или грамоты.

7. Итоги подводятся по школе, району, региону.

По степени использования компьютеров можно выделить следующие типы

  • Дистанционные конкурсы без использования компьютера.

Принять участие в таком конкурсе, как правило, может любой школьник без

  • Дистанционные конкурсы с использованием компьютера:

У каждой формы дистанционных занятий есть свои преимущества. Дистанционные олимпиады - это возможность кратковременного творчества, максимального взлёта фантазии, предметных способностей. Курсы - более систематичное изучение определенной темы или вопроса. Конкурс или проект -

объединяет творчество и систематичность, дает участникам возможность создать содержательный продукт на интересующую тему. Кроме того, во время проектов больше коммуникаций его участников, а также есть дух соревнования.

Дистанционные конкурсы по своей природе можно считать уникальными – они объединяют не только ученика и учителя, но и огромное количество людей из других городов и стран. Ребятам нравится соревноваться с другими детьми из городов России и стран ближнего зарубежья.

Использование ИКТ создаёт атмосферу творческого поиска, помогающую

школьнику как можно более полно раскрыть свои способности, существенно

повышает уровень знаний, творческую и познавательную активность учащихся.

Содержание курсов отражает требование ФГОС нового поколения и содержит

большое число дидактических подсказок и инновационных методик, необходимых

для осуществления организации исследовательской и проектной деятельности в

Что получают участники дистанционных конкурсов:

  • свободу, творчество, взаимопонимание, самореализацию, успех;
  • свидетельство для портфолио или аттестации;
  • общение со сверстниками и коллегами из других городов;
  • собственные творческие работы, их обсуждение и защиту;
  • личностный рост, умения находить нестандартные решения;
  • освоение телекоммуникаций: чат, форум, e-mail.

Что получают учителя и администрация школы:

  • развитие проектной деятельности учащихся;
  • метапредметные задания;
  • ИКТ в действии;
  • Деятельностный подход (УУД);
  • межпредметные и метапредметные;
  • урочная и внеурочная деятельность по предметам;
  • взаимодействие ученика, педагога и родителей;
  • образовательные результаты в соответствии с ФГОС.

В настоящее время Интернет продолжает развиваться. Образовательные

возможности всемирной сети должны быть направлены в первую очередь на

формирование информационной культуры личности, что позволит ей встать на более высокую ступень социальной лестницы через больший кругозор,

общительность, активную социальную позицию.

Приведу примеры дистанционных олимпиад, игр-конкурсов, в которых учащиеся принимают активное участие:

«Доброе имя учителя»;

В процессе нашей активной работы можно сказать, что дистанционное образование призвано не исключать, а дополнять традиционные формы обучения. Качественное образование в современном мире – это синтез самых различных форм получения знаний и современных технологий. Поэтому дистанционное образование является естественным и необходимым этапом в развитии современного образования.

Открытые международные студенческие Интернет-олимпиады (OIIO - Open International Internet-Olimpiad) проводятся с 2008 года с использованием инфокоммуникационных технологий. Они стали самыми массовыми студенческими олимпиадами на постсоветском образовательном пространстве.

Актуальность Интернет-олимпиад обусловлена Постановлением Правительства «О внесении изменений в Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности» (№1052) от 15.08.2019: «58.3. Экспертной группой также учитываются результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся, полученной в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций».

Принципы Интернет-олимпиад

  • добровольность участия студентов вузов и ссузов в Интернет-олимпиадах
  • проведение отборочных туров в форме компьютерного тестирования (режим online)
  • полное доверие вузам и ссузам в организации первого тура ИО; базовым вузам и ссузам - при проведении региональных туров
  • независимость оценки как от органов управления и контроля в сфере образования, так и от вузов
  • доступность

Возможности Интернет-олимпиад

  • системная массовая работа по выявлению одаренной молодежи
  • оценка качества подготовки студентов (на российском и международном уровнях)
  • "драйв" для повышения качества подготовки студентов


Рабочие языки Интернет-олимпиад: русский, английский, иврит.

Страны-участницы: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Грузия, Израиль, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Польша, Россия, Румыния, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан, Эстония.

Технология проведения

I тур - отборочный (вузовский)

Формат - компьютерное тестирование в своем вузе.

II тур - заключительный (региональный/всероссийский/международный)

Может быть проведен в следующих форматах:

II тур с прокторингом предполагает идентификацию личности до начала тестирования, видеонаблюдение и видеозапись экрана

* В случае обострения эпидемиологической обстановки в мире

III тур («Математика»)

Формат - традиционная форма (в базовых вузах).

Суперфинал («Математика»)

Формат - традиционная форма (Ариэльский университет, Израиль).

Вузам, оплатившим участие студентов в Интернет-олимпиадах, предоставляется доступ к рейтинг-листам. По итогам участия вузы получают информационно-аналитический отчет по результатам I-го тура, который содержит:


количественные показатели участия студентов как в целом по вузу, так и в сравнении с результатами всех участников (по всероссийскому и международному рейтингу)

анализ уровня сформированности предметных компетенций студентов вузов-участников

развернутый анализ результатов Интернет-олимпиады по дисциплине

Результаты Интернет-олимпиад учитываются:


Вузы и ссузы, студенты которых являются победителями Интернет-олимпиад, получают почетное звание "Победитель Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад" с возможностью размещения на сайте вуза/ссуза специального баннера с логотипом Интернет-олимпиад.

Студенты-победители по итогам Интернет-олимпиад получают:

Развивают нестандартное мышление, творческий подход и мотивируют к обучению

Ежегодно участвуют более 2 миллионов школьников из России и из-за рубежа

Как принять участие в олимпиаде?

Для участия понадобится компьютер или планшет с доступом в интернет.

Ученики заходят на сайт со своими логинами и паролями и решают задания.

Какие онлайн-олимпиады проходят на Учи.ру?

Менделеев на Учи

Олимпиада по химии

Математика с вузами

Как проходит олимпиада на Учи.ру?

Олимпиада состоит из двух туров. Пройти каждый из них можно в любое время в рамках объявленных дат.

Пробный тур

Ученики знакомятся с типами задач и тренируются без ограничений по времени и количеству повторений. Результаты не влияют на основной тур.

Основной тур

Награды

После завершения основного тура в личных кабинетах участника и учителя появляются результаты олимпиады: информация о количестве набранных баллов и электронная награда, доступная для скачивания.

Участники получают дипломы, грамоты и сертификаты участника, а учителя — личные благодарственные письма и письма школе.

Примеры олимпиадных заданий

preview

Сосуды с водой. «Заврики» по математике, 4 класс
Интерактивная задача, развивающая логическое и алгоритмическое мышление

preview

Космоквест. «Заврики» по русскому языку, 2 класс
Квест на знание морфологии, орфоэпии и фонетики русского языка

preview

Улитки и лягушки. BRICSMATH, 2 класс
Игра-головоломка для развития алгоритмического мышления

preview

Скейтборд. «Юный предприниматель», 4 класс
Задание учит грамотно использовать время и ресурсы

preview

Location. Олимпиада по английскому языку, 7 класс
Задание на знание культурных особенностей англоговорящих стран.


В начале года у меня был разговор с моим хорошим другом – студентом одного московского вуза: он рассказал, как в условиях карантина и массовой «удаленки» ему приходится сдавать экзамены. Я узнал новое для себя слово – "прокторинг". Естественно, как человек любопытный, сразу же после беседы полез смотреть, что это за чудо-юдо такое.

Итак, для тех, кому лень гуглить: прокторинг - это наблюдение за экзаменуемым, для предотвращения списывания. К слову следует сказать, прокторинг применяется и при обычных экзаменах, когда у профессора нет желания и возможности тратить время на контроль списывания, и он приглашает на экзамен либо аспиранта, которому доверяет, либо сотрудника кафедры. Оказывается, западных университетах существует такая профессия как проктор – это специально обученный человек, который натренирован на то, чтобы следить, чтобы экзаменуемые не могли воспользоваться каким-либо преимуществом, которое не положено по условию экзамена.

Но в сегодняшних условиях уже несколько месяцев студенты учатся дистанционно, и сессию в большинстве вузов не отменяли, на которых экзаменуемый сидит перед веб-камерой, а проктор наблюдает за ним. Одновременно этот человек видит, что у студента на экране компьютера. Если проктору что-то не нравится в поведении экзаменуемого, он выносит ему предупреждение или даже прерывает экзамен.

Если вы думаете, что «поскольку я уже не студент, то меня не коснется», не спешите закрывать статью. Прокторинг применяется при сертификации, при прохождении корпоративных курсов. А в связи с переводом их в онлайн формат, даже после снятия эпидемиологических ограничений большинство экзаменов будет переведено в онлайн формат, поскольку это экономически выгодно. Кроме того, системы прокторинга будут применяться в компаниях, которые проводят регулярное обучение сотрудников и тестирования для повышения квалификации или при приеме на работу.

Дисклеймер: Во всех олимпиадах и сертификациях, в которых мы приняли участие, мы написали организаторам и честно признались, что применяли средства обхода прокторинга и просили исключить нас из списка победителей, поскольку нашей целью было не выиграть олимпиаду, а обойти прокторинг. Там, где мы удостоверились, что это сделать удалось, мы прекращали самостоятельно дальнейшие участие. Мы не принимали участие во вступительных экзаменах в ВУЗы. А поскольку сдача сессионных экзаменов лежит на совести студентов, все они были предупреждены что нарушают правила, а мы оказывали только техническую поддержку.

Итак, в чем же заключается онлайн прокторинг? В основе своей это наблюдение за экзаменуемым посредством WEB камеры, контроль звуков в комнате экзаменуемого и контроль экрана монитора, что теоретически может контролироваться с помощью:

WEB камеры: аномалии в направлении взгляда; закрытие части лица; наличие других лиц в кадре; обнаружение вторичных гаджетов; обнаружение книг и заметок; обнаружение невербальной коммуникации; обнаружение калькулятора (если это не разрешено).

микрофона: обнаружение человеческого голоса; обнаружение шелеста бумаги.

контроля экрана монитора: обнаружение переключения монитора; обнаружение широковещательного ПО; обнаружение переключения вкладок в браузере; обнаружение сторонних алгоритмов.

При этом часто визуально контролируются панель задач и системное время на панели задач, иногда с точностью до секунды; вкладки в браузере; пару раз организаторы попросили продемонстрировать диспетчер задач и диспетчер устройств. При этом некоторое ПО для прокторинга может мониторить процессы, сетевую активность и другие параметры компьютера, но об этом позже.

Прокторинг может проводиться непосредственно под контролем человека - это называется синхронным прокторингом; может проводиться в полуавтоматическом режиме, когда система сама идентифицирует экзаменуемого и фиксирует возможные нарушения, а затем проктор подтверждает или опровергает предположения системы. И может применяться автоматический прокторинг, когда контроль и принятие решений обеспечивает система. Еще есть так называемый "пост прокторинг", когда ведётся запись всех активностей во время экзамена, которая затем просматривается проктором.

Для нас это стало вызовом, сможем ли мы обойти организационные и технические ограничения прокторинга. Первое, к чему мы приступили, было детальное изучения правил прокторинга, на основе анализа которых мы вырабатывали стратегию поведения. Для различных мероприятий правила различались деталями, но, в основном, их можно было свести к следующим пунктам:

обеспечить необходимые условия для работы системы прокторинга, в том числе в соответствии с рекомендациями к подготовке рабочего места; обеспечить достаточную освещенность и чистый рабочий стол.

использовать для идентификации оригинал документа, удостоверяющий личность;

не покидать зону видимости веб-камеры во время выполнения заданий;

при выполнении заданий экзаменуемый по требованию проктора обязуется расположить камеру так, чтобы обеспечить видимость любого места в комнате;

в случае отсутствия технической возможности для реализации вышеуказанного пункта (например, недостаточный угол обзора видеокамеры, встроенной в ноутбук или монитор компьютера) экзаменуемый по требованию проктора обязан показывать лист с решением задания по запросу проктора во время проведения экзамена;

не отключать микрофон и не снижать его уровень чувствительности к звуку во время тестирования;

использовать только одно средство вывода изображения (монитор), одну клавиатуру, одну компьютерную мышь;

участник олимпиады не имеет права предоставлять доступ к компьютеру посторонним лицам во время выполнения заданий заключительного этапа, в том числе посредствам программ для удаленного управления компьютером, вступать в разговоры с третьими лицами, открывать другие вкладки браузера, использовать справочные материалы (книги, записи и т.д.), любые гаджеты (мобильные телефоны, пейджеры, планшеты, умные часы и т.д.), наушники, дополнительные мониторы и компьютерную технику;

не использовать средства виртуализации;

не проговаривать вопросы и задания вслух с уровнем громкости, обеспечивающим возможность третьим лицам услышать текст заданий/вопросов;

выполнять инструкции проктора;

немедленно сообщить проктору о нарушениях правил, произошедших не по вине экзаменуемого.

Большинство вышеперечисленных требований обеспечивается добросовестностью экзаменуемого и сопровождается трудностями проверки их выполнения.

Некоторые организации не желали тратить деньги на системы прокторинга и пытались обеспечить контроль посредством систем видео связи Skype или Zoom, некоторые выбрали пост прокторинг и просили прислать видеофайл с записью экрана и web камеры программой захвата экрана и веб камеры.

Очень часто прокторинг обеспечивался следующим образом: сайт, на котором демонстрируются задания, и браузер просят включить демонстрацию экрана доступ к веб камере и микрофону.

В данном случае нам необходимо было получить задания, которые демонстрировались экзаменуемому. Мы делали скриншоты экрана каждые 10 сек в расшаренную папку, для этого написали простое приложение, которое не видно ни в панели задач, ни в диспетчере задач. Виден процесс, название которого ничем не выделяется. Отследить факт снятия скриншота достаточно сложно, а запретить практически невозможно, тем более что его можно делать на уровне драйвера. Или, например, можно воспользоваться картой захвата.

Необходимо было организовать канал обратной связи, но использовать микронаушник не очень хотелось, поскольку мы посчитали данный способ слишком простым и «неспортивным». Мы обнаружили, что чувствительность нашего микрофона недостаточно хороша, чтобы определить некоторые низкочастотные звуки, но при этом микрофон проходит все необходимые проверки. Поигравшись чувствительностью микрофона и АЧХ колонки, мы добились того, что смогли передать и воспроизвести низкочастотный звук, различаемый экзаменуемым, но при этом не фиксируемый микрофоном. Качество звука при этом чуть ниже среднего, но можно разобрать концепцию решения задачи. Для коммуникации экзаменуемого с помощником использовали обычный беспроводной дверной звонок, что позволяло коммуницировать в режиме "да/нет".

Поскольку в ходе олимпиады необходимо было писать код. А человек, который учавствовал не то что не умел программировать он даже печатать нормально не умел. Необходимо было расширить функционал нашего приложения. Суть его заключалась в следующем. Мы, анализируя задания получение со скринов писали код программки в обычный текстовый файл. Затем загружали его в папку на компьютере экзаменуемого. Программка отслеживала нажатия клавиш и в случае комбинации трех заранее выбранных клавиш. Считывала этот файл, а затем по нажатию любой клавиши на клавиатуре выводила на экран нужный символ. От экзаменуемого в данный момент требовалось в лучших традициях голливудских фильмов про хакеров, просто нажимать кнопки на клавиатуре как на пианино. По признанию самого экзаменуемого, самое сложное было в тот момент сдержать улыбку и держать «poker face». В данной олимпиаде мы вошли в топ 5 лучших после чего опять написали организаторам, и все рассказали. На удивление в данном случае нас выслушали с особым вниманием и обещали принять меры.

Стоит сказать, что не всегда удавалось найти понимание. Некоторым очень не нравилось, что их обманули, некоторых случаях нас обвиняли в мошенничестве и обещали пожаловаться в правоохранительные органы.

Далее мы столкнулись с системой examus или «Экзамус» на данный момент — это самая совершенная система прокторинга. Но ее использование вызывает кучу вопросов. Сама система представляет собой расширение, для браузера которое требует доступ к камере микрофону, может вести запись экрана. Анализирует запущенные приложения, подключенное оборудование историю браузера и историю поиска. И требует отключить антивирус на компьютере. По их заявлениям они обладают достаточно серьезными возможностями ИИ для анализа поведения экзаменуемого, анализа его клавиатурного почерка, экзаменуемого и планируют контролировать пульс ЭКГ и другие биометрические параметры. Система требует прав администратора в системе и может залезть куда угодно на компьютере. Она собирает обрабатывает кучу персональных данных.

Следует отметить что examus является закрытой системой нигде не публиковался аудит кода и ее истинные возможности и методы контроля. И даже для ВУЗов не раскрываются ее полный функционал.

Отдельный вопрос вызывает документ о политике приватности программы, в котором содержится абстрактный пункт о возможности «‎передавать личную информацию при заключении коммерческой сделки»

Студенты ВШЭ выражали претензии, публично заявив о недоверии к ней, и направив ректору просьбу пересмотреть решение об экзаменации через систему «Экзамус». Их недовольство спровоцировали стандарты проведения экзамена и вседозволенность программы. Студентам удалось выйти на связь с директором «Экзамуса». Хотя он и ответил на вопросы, его комментарии почти не внесли ясности. Мониторинг ранее открытых сайтов объяснялся необходимым "для статистики и повышения эффективности работы сайта", а пункт о личных данных оказался якобы обычной практикой IT-компаний, и необходим из-за обязанности передавать данные в правоохранительные органы.

Поскольку в данном случае это были не олимпиады, а сессионные экзамены и за попытку списывания у студента могли бы быть серьезные проблемы. К вопросу подошли максимально серьезно. Мы поставили себя на место прокторов и думали, как и что бы мы контролировали в системе.

Было принято решение не использовать виртуальную машину поскольку программе достаточно легко определить, что она запущенна в виртуальной среде. Так же приняли решение проводить тестирование на чистой только что установленной ОС и после экзамена откатывать ОС к изначальному состоянию.

В итоге мы успешно сдали все сессионные экзамены в нескольких вузах.

Так же мы без особых проблем прошли прокторинг при Сертификация по Яндекс.Директу. но там система не определяла вообще ни чего и можно было спокойно пользоваться программами удаленного доступа.

Выводы

В интернете очень большое количество маркетинговых статей о том, что прокторинг спасение от списывания, которые ни имеют ничего общего с действительностью если экзаменуемый достаточно заинтересован в успешном результате он сможет обойти практически любую систему.

Для студента данная система добавляет просто огромное количество стресса, помимо самого экзамена заставляет переживать за интернет соединение, работу компьютера, вдруг он посмотрел в окно почесал за ухом, и система приняла это за попытку коммуникации.

Данные системы будут дальше развиваться и применяться поскольку это существенно дешевле чем реальные экзамены.

Я даже боюсь представить каково это сдавать экзамен под детектором лжи.

Планы на будущее

Попробовать применить IP KVM, мы хотели его попробовать сразу, но не успели заказать и оттестировать.

Раздобыть карту захвата, которая не определяется системой и позволяет добавить в видеопоток на монитор собственную информацию попробуем реализовать технологию picture by picture.

Будем разрабатывать собственную клавиатуру, которая бы позволяла обеспечить подключение других систем.

Будем думать, как можно будет подделывать информацию с датчиков ЭКГ и пульса.

Читайте также: