Учимся говорить правильно компьютерная игра

Обновлено: 18.05.2024

Логопедические компьютерные игры для детей все чаще используются в коррекции отклонений в развитии ребенка. Это эффективное дополнительное средство компенсации в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Безусловно, занятие не может состоят только лишь из компьютерных онлайн-игр – достаточно одной, которая будет соответствовать тематике определенного урока.

Игровая форма не нарушает общей концепции занятий. Напротив, они повышают интерес к занятиям у ребенка, поэтому их эффективность оказывается намного выше. Логопед, который использует в своей практике компьютерные технологии, должен решить две задачи:

  1. Сформировать у ребенка навыки использования компьютером.
  2. Использование компьютерных игр для коррекции речевых нарушений.

В последнее время число детей, имеющих различные проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, речью, интеллектом и другими нарушениями развития, увеличивается. Именно поэтому применение дополнительных методик в коррекции оказывается все более актуальным. И применение компьютерных технологий является одним из тех методов, которые применяются в логопедической работе все чаще.

Какие цели и задачи решают компьютерные логопедические игры?

Логопедические компьютерные игры для дошкольников решают следующие задачи:

  • первое знакомство ребенка с компьютером и информационными технологиями;
  • совершенствование ВПФ: внимания, памяти, мышления и т.д.;
  • закрепление навыков ориентации в пространстве;
  • развитие сенсорных эталонов и ЭМП;
  • развитие ручного праксиса;
  • развитие просодики: дыхания, слитности, ритма, высоты и тембра;
  • развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;
  • развитие фонетической стороны речи;
  • развитие словаря по разным лексическим темам и развитие связной речи;
  • знакомство с изображением, названием букв;
  • обучение чтению;

Все эти цели и задачи могут достигаться через одну игру, либо можно чередовать их, достигая необходимого результата.

Какие игры бывают

Компьютерные логопедические игры бывают двух видов – ролевые и не ролевые. В первую категорию относятся игры от первого и третьего лица. К не ролевым играм относятся аркадные, головоломки, на быстроту реакции и т.д.

Есть определенные виды игр, которые хорошо известны среди специалистов, поэтому они чаще всего применяются на практике.

2.Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока. Каждый блок программы состоит из нескольких модулей. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов:

  • «Просодика» (Модули: дыхание, слитность, ритм, высота и тембр);
  • «Звукопроизношение»;
  • «Фонематика» (Модули: звуки, слова, анализ, синтез);
  • «Лексика» (Модули: слова, словосочетания, валентность).

3. Компьютерная логопедическая программа «Учимся говорить правильно» направлена на развитие:

  • фонематического восприятия на материале неречевых и речевых звуков;
  • навыков звукового анализа;
  • лексико-грамматического строя речи;
  • связной речи.

4. Программа «Видимая речь» предназначена для коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Она состоит из 14 модулей, включающих в себя по нескольку игр: «Наличие звука», «Громкость», «Громкость и голос», «Звонкость», «Включение голоса», «Высота», «Высотные упражнения», «Автоматизация фонемы», «Цепочки фонем», «Дифференциация двух фонем», «Дифференциация четырех фонем», «Спектр высоты и голоса во фразе», «Спектр звука».

5. Программа «Домашний логопед» предназначена для коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения фонетико-фонематической системы и направлена на:

  • развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;
  • автоматизация звуков в скороговорках и чистоговорках;
  • в программы есть рекомендации родителям (артикуляционная гимнастика в картинках, упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, постановка и автоматизация звуков).

6. Существуют определенные компьютерные логопедические игры для школьников младших классов. К таким тренажерам относится Дэльфа-142. Логопедический тренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Состав упражнений: меню «Звук» (19 упражнений), меню «Буква» (9 упражнений), меню «Слог» (4 упражнения), меню «Слово» (19 упражнений), меню «Предложение» (8 упражнений), меню «Текст» (3 упражнения).

Развитие речи. Учимся говорить правильно

Описание:
Психологи считают, что интеллект ребенка напрямую связан с уровнем развития речи. Чем раньше ребенок научится правильно воспринимать и анализировать звуки речи, тем быстрее будут развиваться его интеллектуальные способности. Кроме того, в дошкольном и младшем школьном возрасте активно развивается способность общаться. Уверенная и непринужденная речь, умение свободно выражать мысли и чувства поможет ребенку адаптироваться в любом детском коллективе, придаст уверенности в себе и позволит избежать многих психологических трудностей и проблем в общении.

В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа научит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Также малыш познакомится с основами письменной речи, увидит связь буквы и звука, приобретет навыки чтения. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Содержание
1) Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.)
2) Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов)
3) Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка)
4) Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста)

Особенности игры:
* Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения
* Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи
* Несколько уровней сложности в каждом задании
* Программа разработана совместно с учителями-логопедами
* Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей

по использованию пособия «Учимся правильно говорить»

Пособие «Учимся правильно говорить» предназначено для коррекционно-развивающей

работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, имеющими нарушения речи.

Данное пособие является образовательным ресурсом для индивидуальных и подгрупповых

занятий по развитию фонематического слуха, темпо-ритма, лексико-грамматического строя

речи и связной речи. Цифровые образовательные ресурсы содержат тестовые интерактивные

игры, тренажеры, статический и динамический видеоряды, звуковые материалы (звуки неречевые и речевые, звукоподражания).

Наглядно-дидактическое пособие включает в себя следующие разделы:

1. Неречевые звуки

3. Речевые звуки

4. Развитие связной речи

Раздел «Неречевые звуки» представлен видеорядом, состоящим из серии тематических и сюжетных иллюстраций, и экспериментальных заданий, которые можно использовать

при изучении лексических тем «Профессии», «Транспорт», «Наш дом», «Зима», «Весна»,

«Лето», «Осень». Учитель-логопед, используя представленные иллюстрации, может проводить лексическую работу по уточнению, расширению и закреплению словарного запаса детей и грамматического строя речи.

Экспериментальные задания представлены в двух уровнях сложности: «Изучение» и

«Задание», что позволяет учителю-логопеду осуществлять дифференцированный подход в

процессе коррекционно-развивающей работы.

Так например, при работе с задание «Музыканты» в режиме «Изучение» дети получают

инструкцию: «Найди все музыкальные инструменты на экране. Назови их. Выбери инструмент и послушай, как он звучит». Таким образом, дети соотносят звучание с изображением

Переходя в режим «Задание», дети получают инструкцию: «Послушай внимательно и

запомни, какие инструменты звучали. Потом выдели инструменты в последовательности их

звучания». Если задание выполнено неверно, звучит голос диктора «Попробуй еще раз». При

правильном выполнении задания – поощрение. В данном задании предусматривается не-

сколько уровней сложности:

1-й, 2-й уровень: звучит один музыкальный инструмент

3-й уровень: два музыкальных инструмента и т.д.

Аналогичным образом представлены задания «Транспорт», «Наш дом», «Лес», «Колокольчики», «Дождик».

Раздел «Звукоподражание» представлен видеорядом, состоящим из серии тематических и сюжетных иллюстраций и экспериментальных заданий, которые можно использовать

при изучении лексических тем «Домашние животные», «Птицы», «Домашние птицы», «Моя семья». Учитель-логопед, используя представленные иллюстрации, может проводить лексическую работу по уточнению, расширению и закреплению словарного запаса детей и грамматического строя речи.

В разделе представлены следующие экспериментальные задания: «Кто живет рядом с

нами», «Скотный двор», «Птичий двор», «Голоса». Задания этого раздела, так же представ-

лены в двух уровнях сложности, аналогично заданиям раздела «Неречевые звуки».

Раздел «Речевые звуки» представлен мультимедийными играми-заданиями двух типов. К первому типу относятся задания «Услышь звук У», «Услышь звук А», «Услышь звук

О», «Услышь звук Э» «Услышь звук Ы», «Услышь звук И», «Услышь звук С», «Услышь звук

Сь», «Услышь звук Ш», «Услышь звук Л», «Услышь звук Ль», «Услышь звук Р», «Услышь

звук Рь», «Услышь звук З», «Услышь звук Зь», «Услышь звук Ж», «Услышь звук Ч», «Услышь звук Ц», «Услышь звук Щ».

Ко второму типу заданий относятся задания «Определи место звука У в слове», «По-

мести картинки в ящики. Звуки А, У», «Помести картинки в корзины. Звуки А, У, О», «Игра

«Кто это? Что это?», «Сосчитай звуки», «Помести картинки в корзины. Звуки С, Сь», «Определи место звука Ш в слове. Распредели по домикам», «Помести картинки в корзины. Звуки

С, Ш», «Определи место звука Л в слове, распредели по домикам», «Помести картинки в

корзины. Звуки Л, Ль», «Помести в ящики. Звуки Р, Л», «Помести в домики. Звуки С, З»,

«Помести в ящики. Звуки Ш, Ж», «Посчитай слоги. Помести слова в корзины», «Посчитай

слоги. Помести слова в домики», «Помести в ящики. Звуки Ц, С, Т», «Помести в корзины.

В первом типе заданий предусмотрены три уровня сложности, которые позволяют развивать фонематическое восприятие на уровне звукоряда, слогоряда и ряда слов. Например, в

игре-задании «Услышь звук У» перед началом задания предлагается выбрать уровень сложности. После нажатия на кнопку «Начать» звучит инструкция. По щелчку мыши по самолету

из него вылетает шарик, которому соответствует озвученный текст (первый уровень – звук,

второй уровень – слог, третий уровень – слово). Если в слышимом есть звук У, то необходимо щелкнуть мышью по шарику. Если задание выполнено верно – поощрение. В случае не-

верного ответа звучит голос диктора «Попробуй еще раз». Аналогично проводится работа со

всеми заданиями первого типа.

Во втором типе заданий дети получают инструкции на дифференциацию звуков, звуков

по их количеству, слов в зависимости от места расположения заданного звука, слов, в зависимости от количества слогов и слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные

предметы. Например, в игре-задании «Помести картинки в ящики. Звуки А, У» после нажатия на кнопку «Начать» звучит инструкция диктора, побуждающая ребенка назвать картинки, выделить в названиях звуки «А» или «У» и помесить картинки в соответствующие ящики. При верном выполнении задания звучит поощрение, затем дается следующий набор картинок. В случае неверного выполнения задания звучит: «Попробуй еще раз». Учитель-логопед может оказать ребенку определенный вид помощи в зависимости от затруднений ребенка (сконцентрировать внимание, обратить внимание на артикуляцию звука и т.д.).

Четвертый раздел «Развитие связной речи» представлен мультимедийными играми-

заданиями двух типов. К первому типу заданий относятся игры «Слово-действие», «Подбери

действия», «Слово-признак», «Подбери признаки» и «Составляем рассказ-описание». Ко

второму типу заданий относится игра-задание «Перескажи рассказ».

В первом типе заданий представлено по несколько вариантов заданий. Так например, в

игре-задании «Слово-действие» перед каждым из вариантов заданий звучит инструкция:

«Оживи картинку. Подбери к предмету действие. Составь предложение из двух слов». В случае правильного выполнения задания, с помощью мыши можно перейти к следующему. Задача детей состоит в переносе карточки с картинкой к ячейке со словом, т.е. в соотнесении действия с предметом. В случае неверного выполнения задания – голос диктора «Попробуй еще раз». В случае необходимости учитель-логопед оказывает помощь ребенку. Аналогично

выполняются другие игры-задания этого типа.

Игра-задание «Перескажи рассказ» (второй тип) ориентирована на работу с серией картинок и обучению пересказу небольшого рассказа с опорой на картинки. В игре представлены четыре набора картинок и четыре рассказа. Логопед может выбирать рассказы в зависимости от уровня речевого развития детей и изучаемой лексической темы. На экране представлен ряд картинок. Детям дается инструкция «Рассмотри картинки. Послушай рассказ.

Расставь картинки в последовательности рассказа. Перескажи рассказ с опорой на картинки».

Логопедические компьютерные игры для детей все чаще используются в коррекции отклонений в развитии ребенка. Это эффективное дополнительное средство компенсации в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Безусловно, занятие не может состоять только лишь из компьютерных онлайн-игр – достаточно одной, которая будет соответствовать тематике определенного урока.

Игровая форма не нарушает общей концепции занятий. Напротив, они повышают интерес к занятиям у ребенка, поэтому их эффективность оказывается намного выше. Логопед, который использует в своей практике компьютерные технологии,должен решить две задачи:

1. Сформировать у ребенка навыки использования компьютером.

2. Использование компьютерных игр для коррекции речевых нарушений.

В последнее время число детей, имеющих различные проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, речью, интеллектом и другими нарушениями развития, увеличивается. Именно поэтому применение дополнительных методик в коррекции оказывается все более актуальным. И применение компьютерных технологий является одним из тех методов, которые применяются в логопедической работе все чаще.

Какие цели и задачи решают компьютерные логопедические игры?

Логопедические компьютерные игрыдля дошкольников решают следующие задачи:

• первое знакомство ребенка с компьютером и информационными технологиями;

совершенствование ВПФ: внимания, памяти, мышления и т. д. ;

• закрепление навыков ориентации в пространстве;

• развитие сенсорных эталонов и ЭМП;

• развитие ручного праксиса;

развитие просодики: дыхания, слитности, ритма, высоты и тембра;

• развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;

• развитие фонетической стороны речи;

• развитие словаря по разным лексическим темам и развитие связной речи;

• знакомство с изображением, названием букв;

Все эти цели и задачи могут достигаться через одну игру, либо можно чередовать их, достигая необходимого результата.

Какие игры бывают

Компьютерные логопедические игры бывают двух видов – ролевые и не ролевые. В первую категорию относятся игры от первого и третьего лица. К не ролевым играм относятся аркадные, головоломки, на быстроту реакции и т. д.

Есть определенные виды игр, которые хорошо известны среди специалистов, поэтому они чаще всего применяются на практике.

2. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока. Каждый блок программы состоит из нескольких модулей. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов:

«Просодика» (Модули: дыхание, слитность, ритм, высота и тембр);

«Звукопроизношение»;

«Фонематика» (Модули: звуки, слова, анализ, синтез);

«Лексика» (Модули: слова, словосочетания, валентность).

3. Компьютерная логопедическая программа «Учимся говорить правильно»направлена на развитие:

• фонематического восприятия на материале неречевых и речевых звуков;

• навыков звукового анализа;

• лексико-грамматического строя речи;

4. Программа «Видимая речь» предназначена для коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Она состоит из 14 модулей,включающих в себя по нескольку игр: «Наличие звука», «Громкость», «Громкость и голос», «Звонкость», «Включение голоса», «Высота», «Высотные упражнения», «Автоматизация фонемы», «Цепочки фонем», «Дифференциация двух фонем», «Дифференциация четырех фонем», «Спектр высоты и голоса во фразе», «Спектр звука».

5. Программа «Домашний логопед» предназначена для коррекционно - развивающей работы с детьми,имеющими нарушения фонетико-фонематической системы и направлена на:

• развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;

• автоматизация звуков в скороговорках и чистоговорках;

• в программы есть рекомендации родителям (артикуляционная гимнастика в картинках, упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, постановка и автоматизация звуков).

6. Существуют определенные компьютерные логопедические игры для школьников младших классов. К таким тренажерам относится Дэльфа-142. Логопедический тренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Состав упражнений: меню «Звук» (19 упражнений, меню «Буква» (9 упражнений, меню «Слог» (4 упражнения, меню «Слово» (19 упражнений, меню «Предложение» (8 упражнений, меню «Текст» (3 упражнения).

Рекомендации по применению

Использовать только лишь информационные технологии на логопедических занятиях нельзя, потому что это дополнительная нагрузка на зрение и опорно-двигательную систему. Важно соблюдать правильную осанку ребенка, а помещение, где проводится занятие, должно быть хорошо освещено.

Логопедические компьютерные игры позволяет улучшить процесс коррекции, сделать его намного более продуктивным благодаря тому, что у ребенка повышается интерес к занятиям. При этом важно сочетать использование современных технологий и классические дидактические игры.

Компьютерные игры разрешаются!

Компьютерные игры разрешаются! Компьютерные игры - главный бич для детей нашего времени. Много борюсь с этим, но увы, зачастую безрезультатно. Дети буквально зомбированы.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Консультация для родителей «Компьютерные игры. Польза или вред?» Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Вследствие ускоряющегося.

Логопедические дидактические игры по автоматизации звуков с кругами Луллия

Логопедические дидактические игры по автоматизации звуков с кругами Луллия Решение коррекционной задачи по автоматизации звуков в речи нередко затрудняется из-за необходимости большого количества повторов одного.

Читайте также: