Укажите грамматически правильное продолжение предложения выключая компьютер

Обновлено: 06.07.2024

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

ВложениеРазмер
metodrekomendacii.docx 19.61 КБ

Предварительный просмотр:

А4: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать , что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом.

Деепричастный оборот не употребляется:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу… или Подъезжая к городу, мы почувствовали, что… ) ;

2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, ему стало грустно (правильно: Когда он приехал в Москву… или Приехав в Москву, он загрустил );

3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование ).

Грамматически верные продолжения предложения:

  1. Подлежащее выполняет основное действие (сказуемое) и дополнительное (деепричастие).
  2. Деепричастие и сказуемое относится к одному и тому же подлежащему.

Если нет подлежащего, то сказуемое (глагол) может:

  1. стоять в форме повелительного наклонения;
  2. стоять в форме 1 – го и 2 – го лица изъявительного наклонения (к глаголу можно подставить местоимения я, мы, ты, вы);
  3. быть составным глагольным сказуемым (вспомогательный глагол + инфинитив)
  1. В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
  1. Проснувшись на другой день, я сразу же подумал о предстоящем походе.
  2. Предположив, что это последний поезд, я совсем расстроился.
  3. Схватив ребенка в охапку, мать побежала на другую сторону улицы.
  4. Возвращаясь с выставки, ему пришлось заехать к родителям.
  1. В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
  1. Слушая эту волнующую музыку, я представляю бушующее море.
  2. Зная о его приезде, мы смогли к этому подготовиться.
  3. Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
  4. Сбегая по откосам оврагов, звенели ручьи.
  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?

Расставив знаки препинания неправильно,

  1. вы рискуете получить неудовлетворительную отметку.
  2. мне было обидно.
  3. Маша закрыла тетрадь.
  4. я ничуть не расстроился.
  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?

Путешествуя по разным странам,

  1. мой фотоальбом заметно пополнялся.
  2. следует для сохранения впечатлений вести дневник.
  3. я заметно расширил свои представления о мире.
  4. мой друг всегда мечтал о возвращении на родину.
  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
  1. мы двинулись в обратный путь.
  2. следует вернуться к упражнениям.
  3. альпинисты продолжили восхождение.
  4. мысли лучше идут на ум.
  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
  1. студенты обращались к справочной литературе.
  2. вы часто встречаетесь с новыми словами и выражениями.
  3. мне потребовался словарь.
  4. я никогда не отвлекался.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
  1. для Бродского начинается новый период жизни.
  2. И. Бродский пошел рабочим на завод, потом – в больничный морг.
  3. желание писать стихи не покидало поэта никогда.
  4. вскоре, в 1963 году, И. Бродского объявили тунеядцем и отдали под суд.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Сделав Ириша Хулигэна персонажем множества пародий и рисунков,

2) в комической песенке 90-х годов 19 века упоминается его имя.

3) у его семейства была дурная слава.

4) одна из газет создала ему невольную рекламу.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Забыв пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду,

  1. памятью об этом мифе осталось выражение яблоко раздора.
  2. греками овладело желание отомстить троянцам.
  3. родители героя Троянской войны Ахилла были жестоко наказаны.
  4. судьей между ними был избран троянский юноша Парис.
  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Обладая чудесным пламенем,

  1. об античном мифе известно всем и сегодня.
  2. у титана Прометея возникла мысль помочь людям.
  3. в мифах Древней Греции упоминается много имен реальных исторических деятелей.
  4. люди перестали подчиняться небожителям.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Решив отомстить одесскому градоначальнику Зеленому,

  1. у известного всей Одессе самодура не нашлось ни одного защитника.
  2. знаменитый дрессировщик Дуров вывел на арену цирка свинью, покрашенную в зеленый цвет.
  3. всем хотелось попасть на вечернее цирковое представление.
  4. в Одессе не хотелось долго задерживаться.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Стоя по горло в воде,

  1. фригийского царя ждало наказание.
  2. муки Тантала – страшная кара.
  3. тантал так и не смог утолить жажду.
  4. вода уходила из-под его губ.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая устную речь,

  1. она заставляет нас задуматься.
  2. мы не задумываемся над ее звучанием, а непосредственно воспринимаем смысл.
  3. необходимо единство правил произношения.
  4. каждое отклонение при этом от привычного орфоэпического произношения отвлекает слушающего от смысла.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Воюя постоянно с соседними народами и побеждая их,

  1. от Романа Волынского власть перешла к его сыновьям.
  2. у Романа Волынского было много побед, поэтому его называют самодержцем всей Руси.
  3. захваченных земель у Романа Волынского стало больше.
  4. Роман Волынский так прославился своими завоеваниями, что некоторые историки называют его самодержцем всей Руси.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Благословляя своего избавителя,

  1. изменения к лучшему произошли в Галиче, из которого бежали венгры и поляки.
  2. жителями города было сделано много для его защиты.
  3. жители Галича называли Мстислава Храброго красным солнышком.
  4. у жителей Галича появился защитник и могущественный покровитель.

Ответы: 1 – 4, 2- 3, 3- 2, 4 – 1, 5 – 4, 6 – 3, 7 – 2, 8 – 4, 9 – 3, 10 - 4, 11 – 2, 12 – 3, 13 – 2, 14 – 4, 15 – 3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом).

Данный ресурс закрепляет умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом. Дан алгоритм выполнения заданий данного типа. (Подготовка к ЕГЭ - выполнение задания А-4).

Учебный тренажёр по теме: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом)

Учебный тренажёр помогает выработать навык построения предложения с деепричастным оборотом. Только вначале нужно составить алгоритм выполнения задания, а после этого приступать к работе с тренажёром.


Электронный тренажер "Нормы построения предложений с деепричастным оборотом"

Благодаря данному тренажеру можно отработать умение выбирать грамматически правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом.


Алгоритм "Нормы построения предложений с деепричастным оборотом"

Данный алгоритм призван помочь учащимся опознавать (находить) грамматически правильно построенные предложения с деепричастным оборотом.


Открытый урок русского языка в 11 классе на тему "Нормы построения предложений с деепричастным оборотом"

Данный урок относится к урокам открытия нового знания.

Подгтовка к ЕГЭ А5. Синтаксические нормы (выбор форм согласования и управления; построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)

Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий.

Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )

В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Закрыв книгу,

1) всё сразу забылось.

2) персонажи остаются в нашей памяти.

3) попробуйте восстановить в памяти текст стихотворения.

4) мне вспомнилось вчерашнее утро.

Корректно: Закрыв книгу, попробуйте восстановить в памяти текст стихотворения.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 3.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Находясь в пути,

1) нам приносили свежие газеты.

2) всегда вспоминается дом.

3) мне понравилась поездка.

4) обычно думаешь о доме.

Корректно: Находясь в пути, обычно думаешь о доме.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 4.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Поднявшись на смотровую площадку,

1) в ясную погоду можно увидеть весь город.

2) открывается чудесный вид на Москву.

3) город виден как на ладони.

4) охватывает волнение при виде открывшихся просторов.

Корректно: Поднявшись на смотровую площадку, в ясную погоду можно увидеть весь город.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 1.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изменив свой облик,

1) у Марины появится возможность обрести интересную жизнь.

2) ваши возможности станут безграничными.

3) подчёркивается индивидуальность стиля.

4) можно открыть в себе новые способности.

Корректно: Изменив свой облик, можно открыть в себе новые способности.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 4.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прочитав пьесу Вампилова,

1) многое для меня осталось непонятым.

2) передо мной возникли образы персонажей.

3) мне захотелось посмотреть её постановку в театре.

4) я решил ближе познакомиться с творчеством этого драматурга.

Корректно: Прочитав пьесу Вампилова, я решил ближе познакомиться с творчеством этого драматурга.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 4.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Разбивая виноградники,

1) крестьяне учитывали рельеф местности.

2) большое значение имеют географические факторы.

3) учитывается состав почвы.

4) торговцами определялись потребности в винограде.

Корректно: Разбивая виноградники, крестьяне учитывали рельеф местности.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 1.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Применяя новый метод,

1) были достигнуты блестящие результаты.

2) язык усваивается очень быстро.

3) можно быстро овладеть любым языком.

4) сокращаются сроки овладения языком.

Корректно: Применяя новый метод, можно быстро овладеть любым языком.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 3.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Пользуясь фразеологическим словарём,

1) меня поразило богатство языка.

2) сначала читается вступительная статья.

3) объясните значение этого выражения.

4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

Корректно: Пользуясь фразеологическим словарём, объясните значение этого выражения.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 3.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая оперу «Снегурочка» Николая Андреевича Римского-Корсакова,

1) возникает лирическое настроение.

2) перед слушателями возникли образы персонажей.

3) восхищаешься талантом великого музыканта.

4) охватывает волнение.

Корректно: Слушая оперу «Снегурочка» Николая Андреевича Римского-Корсакова, восхищаешься талантом великого музыканта.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 3.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изображая любой предмет,

1) на картине запечатлевается мироощущение художника.

2) художником создаётся точная его копия.

3) художник передаёт своё представление о мире.

4) для художника важно его собственное мироощущение.

Корректно: Изображая любой предмет, художник передаёт своё представление о мире.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 3.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Оплатив счёт,

1) заказанные книги хранятся в течение месяца.

2) ваш заказ будет укомплектован издательством.

3) необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.

4) книги будут высланы вам в течение месяца.

Корректно: Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 3.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Подъезжая к городу,

1) мне встретился на окраине краеведческий музей.

2) начался сильный ветер.

3) у меня закружилась голова.

4) я заметил, что подул сильный ветер.

Корректно: Подъезжая к городу, я заметил, что подул сильный ветер.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 4.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Завоевав Британские острова,

1) устраивались встречи по футболу между завоевателями-римлянами и британцами.

2) римляне научили коренных жителей играть в футбол.

3) британцами была освоена игра в футбол.

4) вместе с римскими воинами туда проник и футбол.

Корректно: Завоевав Британские острова, римляне научили коренных жителей играть в футбол.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 2.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Употребляя деепричастие,

1) должна учитываться структура предложения.

2) важна грамматическая структура предложения.

3) нужно учитывать структуру предложения.

4) часто не учитывается структура предложения.

Корректно: Употребляя деепричастие, нужно учитывать структуру предложения.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 3.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Продумав распорядок дня до мелочей,

1) было сложно что-либо изменить.

2) мы достигли большей производительности труда.

3) учитывалось то, что у меня напряжённый график работы.

4) мне пришлось внести изменения в мою привычную жизнь.

Корректно: Продумав распорядок дня до мелочей, мы достигли большей производительности труда.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 2.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства,

1) Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных.

2) огромная территория перешла под власть Московского княжества.

3) перед Иваном Грозным встала задача расположить к себе новых подданных.

4) власть Московского княжества распространилась на огромную территорию.

Корректно: Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных.

Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Деепричастие — это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Правило.

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

  1. основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету
  2. часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается)
  3. возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Предложения с деепричастным оборотом (примеры)

  • Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.
  • В избушке, распевая, дева прядёт.
  • Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
  • Гусь, увидя детей, улетел.
  • Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.

синтаксические нормы

Ловушка!

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)

если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

Синтаксические нормы. Алгоритм действий.

1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

2) Выдели в каждом варианте основы.

3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.

4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.

5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.

6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

Разбор задания.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.

В каждом варианте найдем грамматическую основу:

1) меня начали покидать силы .

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна .

Правильный ответ – вариант №2.

Также посмотрите видео, если что-то непонятно.

Потренируйся.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.

3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.

1) нам выдали аттестаты и сертификаты единого экзамена.

2) нам нужно было теперь самим решать свою судьбу.

3) мы разъехались по разным городам страны. 4) очень быстро забываются знания по предметам.

16. Грамматически правильное продолжение предложения:

3) мы разъехались по разным городам страны.


Если вас не устраивает ответ или его нет, то попробуйте воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету школьной программы: русский язык.
На сегодняшний день (20.11.2021) наш сайт содержит 16352 вопросов, по теме: русский язык. Возможно среди них вы найдете подходящий ответ на свой вопрос.

Поможем написать работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Последние опубликованные вопросы



Индивидуальные работы по различным предметам

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Читайте также: