Установите соответствие между характеристикой и видом памяти двигательная смысловая образная

Обновлено: 04.07.2024

[1836450]Установите соответствие между процессами памяти и их характеристиками.

1. Сохранение
2. Воспроизведение
3. Забывание

[7288686] это процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала - 1

[7288687] это восстановление прежде воспринятого материала - 2

[7288688] это процесс, обратный запоминанию - 3

[1836452]Установите соответствие между видами памяти и приемами запоминания.

1. Механическая память 2. Логическая память 3. Образная память

[7288692] основана на осмыслении материала, систематизации, выделении главных компонентов информации 2

[7288693] основана на дословном многократном запоминании 1

[7288694] основана на переводе информации в графики, схемы, картинки 3

[1836454]Установите соответствие между свойствами продуктивной памяти и их характеристиками.

1. Длительность 2. Готовность 3. Объем

[7288698] это предрасположенность человека всегда активно использовать всю запечатленную информацию 2

[7288699] характеристика, свидетельствующая о способности человека удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию 1

[7288700] это количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации 3

[1836455]
Установите соответствие между мнемотехническими приемами и их описанием.

1. Метод группировки 2. Метод рифм и ритма 3. Цепной метод

[7288701] служит опорой для группировок, которые осуществляются благодаря ритму (стихи запоминаются значительно легче прозы) 2

[7288702] заключается в мысленном выстраивании элементов запоминаемого материала в виде определенной взаимосвязанной последовательности образов, как правило, зрительных 3

[7288703] заключается в том, что необходимо сгруппировать материал таким образом, чтобы он укладывался в 7±2 единицы целостных образов 1

[1836456]Установите соответствие между мнемотехническими приемами и их описанием.
1. Метод Цицерона (метод мест) 2. Метод группировки 3. Цепной метод

[7288704] заключается в том, чтобы вспомнить хорошо известное место и мысленно разместить необходимую информацию на знаковые места 1

[7288705] заключается в мысленном выстраивании элементов запоминаемого материала в виде определенной взаимосвязанной последовательности образов, как правило, зрительных 3

[7288706] заключается в том, что необходимо сгруппировать материал таким образом, чтобы он укладывался в 7±2 единицы целостных образов 2


[1518113] Вид памяти, обеспечивающий переработку и хранение информации со специальной целью запомнить, – это память…

[6028124] послепроизвольная [6028125] кратковременная [6028126] непроизвольная [6028127] произвольная


[1518127] Преднамеренное, сознательное запоминание (или заучивание) может быть…

[6028180] механическим или логическим [6028181] оперативным или интегративным

[6028182] кратковременным или постоянным [6028183] ассоциативным


[1518128] Видом воспроизведенияне является…

[6028184] припоминание [6028185] узнавание [6028186] собственно воспроизведение [6028187] угадывание


[1518146] Процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта называется….

[6028256] памятью[6028257] ощущением [6028258] воображением [6028259] восприятием


[1518161] Запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений - это …

[6028316] эмоциональная память [6028317] оперативная [6028318] двигательная память [6028319] словесно-логическая память

[1518102] В кратковременной памяти одновременно находится в среднем ________ элементов…

[6028080] 7 [6028081] 11 [6028082] 10 [6028083] 4

[1518122]Ученый, который в процессе исследования памяти установил ее основные закономерности и вывел «кривые» запоминания материала, – это…

[6028160] Аристотель [6028161] И.М. Сеченов [6028162] Г. Эббингауз [6028163] У. Джемс

[1518133]Повторное использование прошлого опыта и возвращение его в сферу сознания обеспечивает…

[6028204] внимание [6028205] память [6028206] восприятие [6028207] мышление

[1518134] Сохранение, воспроизведение, переработку информации осуществляет…

[6028208] восприятие [6028209] память [6028210] воображение [6028211] мышление

[1518150] К видам памяти не относится _________ память.

[6028272] долговременная [6028273] образная [6028274] двигательная [6028275] аналитическая

[319712] Прием запоминания, заключающийся в переводе информации в стихи, строки, называется…

[1280129] ритмизацией [1280130] реминисценцией [1280131] эйдетизмом [1280132] методом Цицерона

[319713] Форма воспроизведения информации, которая осуществляется при отсутствии восприятия объекта, – это…

[1280133] воспоминание [1280134] припоминание [1280135] реминисценция [1280136] узнавание

[319719] Кратковременная память – это вид памяти, заключающийся в …

[1280157] удержании информации в памяти в течение очень короткого времени [1280158] мгновенном запечатлении информации

[1280159] оперативном удержании и преобразовании информации в определённых целях деятельности [1280160] памяти на отдельные события

[319725]Опознание предметов и явлений в условиях их повторного восприятия осуществляется благодаря…

[1280181] узнаванию [1280182] представлению [1280183] переживаниям [1280184] реминисценции

[319727]Вид памяти с длительностью хранения информации не более 30 секунд, – …

[1280189] сенсорная [1280190] кратковременная [1280191] долговременная [1280192] оперативная

[1836528]Установите соответствие между качествами мышления и их характеристиками.

1. Гибкость мышления 2. Критичность мышления 3. Быстрота мышления

o [7288988] это умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы 2

o [7288989] это способность быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение 3

o [7288990] выражается в свободе от сковывающего влияние закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач 1

2. Направление в психологии, которое в качестве первичных факторов памяти выдвигает некоторые целостные психологические структуры, несводимые к сумме составляющих ее частей, известно как:
а) ассоциативная теория памяти +
б) деятельностная теория памяти
в) психоаналитическая теория памяти

3. Репрезентация информации в сенсорном регистре – это:
а) в основном логическая память
б) в основном семантическая память +
в) акустическая или артикуляционная, возможно, зрительная и семантическая, память

4. Память о своей памяти называется:
а) оперативной памятью
б) автобиографической памятью
в) метапамятью +

5. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:
а) ведущий анализатор
б) активность субъекта
в) предмет отражения +

6. Опосредованная и непосредственная память различаются:
а) по ведущему анализатору
б) по использованию вспомогательных средств в процессе запоминания +
в) по видам деятельности

7. Генетически первичной считается память:
а) двигательная +
б) вербальная
в) образная

8. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:
а) эмоциональной
б) механической
в) логической +

9. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т.п., – это память:
а) наглядно – образная+
б) феноменальная
в) эмоциональная

10. В течение четверти секунды функционирует память:
а) кратковременная
б) сенсорная +
в) долговременная

11. Под способностью к воспроизведению прошлого опыта, и выражающиеся способностью длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения понимают:
а) память+
б) мышление
в) внимание
г) самосознание;

12. К видам памяти относятся:
а) преактивная и ретроактивная
б) распределенная и устойчивая
в) произвольная и непроизвольная+
г) все варианты верны;

13. Отметьте, к какому типу относится зрительная память?
а) механическая память
б) образная память+
в) логическая память
г) кратковременная память;

14. Определите, сколько в среднем слов за раз может запомнить человек?
а) 17 – 20
б) 3 – 4
в) 12 -15
г) 5 – 9+

15. Мнемотехнические приемы это:
а) специальные приемы для облегчения запоминания+
б) перевод информации в образы, картинки
в) длительное сохранение информации
г) сохранение информации в течение нескольких часов;

16. Как называется отсутствием памяти?
а) Апперцепция
б) Традукция
в) Амнезия+
г) все варианты неверны;

17. Какие существуют формы воспроизведения?
а) узнавание
б) реминисценция
в) воспоминание
г) все варианты верны;+

18. Определите, к какому виду памяти человек в естественных условиях не имеет доступа:
а) к промежуточной
б) к долговременной+
в) к оперативной
г) к кратковременной;

19. Что такое «метод зацепок»?
а) выявление арифметической зависимости между группами цифр в числе
б) выделение знакомых чисел
в) замена цифр образами+
г) все варианты верны;

20. Что понимается под отсроченным воспроизведением ранее воспринятого, казавшегося забытым?
а) реминисценция+
б) эйдетизм
в) индукция
г) дедукция.

Психология

Елена Филимонова

Елена Филимонова запись закреплена

Представления. Воображение. Память.

1. Генетически первичной считается … память.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ
образная
эмоциональная
вербальная

2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью.
механической
ЛОГИЧЕСКОЙ
эмоциональной
аудиальной

3. % Не являются формой воображения
мечты
грезы
ИЛЛЮЗИИ
галлюцинации

4. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей или их смещение известно как…
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
схематизация
типизация
агглютинация

5. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется …
восприятием
мышлением
ВООБРАЖЕНИЕМ
вниманием

6. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект …
ореола
плацебо
Б.В. ЗЕЙГАРНИК
недавности

7. Такие персонажи как Дюймовочка, Змей-Горыныч, великаны созданы с помощью приема …
ГМПЕРБОЛИЗАЦИИ
схематизации
типизации
агглютинации

8. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется…
гиперболизацией
схематизацией
типизацией
АГГЛЮТИНАЦИЕЙ

9. % Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является…
ведущий анализатор
ПРЕДМЕТ ВОСПРИЯТИЯ
активность субъекта
вид деятельности

10. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти …
7±2 *ВЕРНО*
неограничен
предел неизвестен
в среднем 10

11. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала ….
только полнота
только точность
только прочность
ПОЛНОТА, ТОЧНОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ

12. % Высшим видом памяти считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ

13. % Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является …
ведущий анализатор
предмет отражения
АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА
вид деятельности

14. % Тип памяти, при котором представления памяти максимально приближены к образам восприятии называется ….
ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ
наглядно-образная
эмоциональная
словесно-логическая

15. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется …
долговременной
эмоциональной
произвольной
МЕХАНИЧЕСКОЙ

16. Два противоположных явления связывает ассоциация по …
смежности
скорости
КОНТРАСТУ
смыслу

17. Впервые представления об ассоциациях были сформулированы….
Сократом
АРИСТОТЕЛЕМ
Демокритом
Р. Декартом

18. % Такие образы как сфинксы, гаркульи, кентавры созданы следующим приемом воображения….
гиперболизация
схематизация
типизация
АГГЛЮТИНАЦИЯ

19. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация по …
СМЕЖНОСТИ
скорости
контрасту
смыслу

20. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память…
наглядно-образная
феноменальная
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
словесно-логическая

21. % Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью…
ОПЕРАТИВНОЙ
иконической
кратковременной
эхонической

22. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., — это память …
эйдетическая
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНАЯ
феноменальная
эмоциональная

23. % Ранней генетической формой памяти является … запоминание.
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
произвольное
послепроизвольное
оперативное

24. % Опосредствованная и непосредственная память различаются по…
ведущему анализатору
СИПОЛЬЗОВАНИЮ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ЗАПОМИНАНИЯ
степени активности субъекта
видам деятельности

Виды памяти

Фото: Nova

Человеческая память является, по сути, взаимосвязанным процессом, состоящим из трёх компонентов: ввод информации (запоминание), её удержание (сохранение) и, наконец, воспроизведение. Их взаимосвязь выражена в том, что от того, как организовано запоминание, зависит сохранение информации, а от него – и качество воспроизведения. Это обстоятельство следует учитывать решая для себя задачу как улучшить паять взрослому.

По характеру психической активности различают образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную память.

Образная память

Образная память – это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Наглядно-образная память сохраняет материал в форме зрительных, слуховых и других образов. Поэтому выделяют несколько отдельных видов образной памяти, таких как слуховая (попробуйте вспомнить мурчание котёнка или потрескивание хвороста в костре), зрительная образная память (лицо близкого человека или любимая ваза – помните?), обонятельная (запах знакомого парфюма или просто свежесрезанной травы), тактильная (прикосновение тёплой руки или боль от укола), вкусовая (кислота ломтика лимона или сладость банана). Наглядно-образная память особенно важна в творческой деятельности.

Наш мозг предпочитает воспринимать мир, обрабатывая информацию обоими полушариями: правое воспринимает образ, а левое подбирает для него слова. Развивая образную память, мы восполняем пробел, вызванный дефицитом образов: в современном мире много информации, но основной её массив не задействует в работу правое полушарие, возникает дисбаланс, в результате которого нам все труднее запоминать, удерживать внимание, концентрироваться. Развитие образной памяти помогает включить в работу правое полушарие, задействуя воображение. Воображая, мы легко запоминаем. Поняв материал, мы создаём образ, закрепляющий понимание, и получаем знание.

Различают зрительную, слуховую, моторно-слуховую память, зрительно-моторно-слуховую память. Это виды так называемой сенсорной памяти, которая играет наиболее важную роль в обучении. Зная, какой тип памяти преобладает у ученика, можно дифференцированно подходить к процессу его обучения, достигая лучших результатов запоминания. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы в процессе усвоения материала принимало участие как можно больше органов чувств. В своё время на это обращал внимание известный педагог К.Д. Ушинский.

Зрительная память

Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная образная память предполагает использование зрительного анализатора для обработки информации. У многих людей зрительная образная память представляет основной тип запоминания.

Особенно актуально развитие зрительной памяти для художников, но широко используем её мы все. Развивая воображение, мы также помогаем развитию зрительной памяти, ведь то, что мы представляем, нам легче запомнить и воспроизвести.

Слуховая память

Слуховой памятью называют способность к запоминанию и точному воспроизведению звуков, будь то музыка, речь или какие-то другие звуки. Особенно она важна для музыкантов, но активно её задействуем все мы. Слуховую память легко выявить у ребёнка: если ему легко даётся материал, рассказанный учителем (и дома параграф уже можно не читать, так как он и так все помнит), значит, ребёнок – аудиал.

Двигательная память

Моторная память удерживает все, что связано с двигательной активностью. Руки и ноги словно сами «помнят», что им делать.

Двигательная память помогает нам запоминать движения и затем воспроизводить их. Благодаря ей мы разучиваем танцы, работаем с инструментами, ездим на велосипеде и т.д.

Развитие двигательной памяти способствует не только отточенность движений, меткости, ловкости. Без неё просто невозможно достичь успехов в любом деле, за какое бы мы ни взялись. Она лежит в основе навыков ходьбы, езды, письма, всех трудовых и практических навыков. Если бы мы не имели этой памяти, то вынуждены были бы учиться повторять то или иное действие. Чем более знакомы условия, тем точнее и вывереннее движения, тем лучше результат.

Обычно преобладает какой-то один тип памяти, но встречаются и смешанные, комбинированные. Так, моторно-слуховая память и зрительно-моторно-слуховая память относятся к комбинированным видам памяти.

Словесно-логическая память

Словесно-логический вид памяти хранит информацию в виде словесных понятий и чисел. Он отвечает за смысл, логику, взаимодействие между элементами словесной информации. В процессе обучения широко задействуются и образная, и словесно-логическая память. Образная память неразрывно связана с воображением и востребована во многих областях человеческой жизни.

Словесно-логический вид памяти мы используем постоянно. Когда мы изучаем новый материал, работает преимущественно именно она. От развития словесно-логической памяти зависит и развитие всех других видов памяти у человека: она опирается на них и играет ведущую роль в усвоении новых знаний.

Очень важно развивать словесно-логическую память младших школьников, ведь, как показывает практика, если ребёнок не овладеет приемами мыслительной деятельности и не научится учиться (простите за тавтологию) в младших классах, то он будет неуспевающим в средних и старших, отставая в обучении.

Развитие словесно-логической памяти способствует улучшению эрудиции, повышению образованности. Особенность словесно-логической памяти заключается в том, что мысли не существуют без участия языка, без слов, и их воспроизведение – тоже. Мы всегда работаем с мыслями, выраженными в словах, отсюда и название – словесно-логическая память.

Эмоциональная память

Эмоциональная память содержит все воспоминания о пережитых эмоциях и чувствах. Особенностью эмоциональной памяти является её яркость даже по прошествии многих лет после полученного эмоционального всплеска. Обычно она, подкреплённая эмоциональным импульсом, долго и прочно хранит информацию. Возможно, это связано с тем, что под влиянием сильных эмоций в механизм запоминания включаются гормоны надпочечников, не задействующиеся при обычном запоминании.

Иногда первичные эмоции замещаются вторичными, иногда противоположными, и тогда мы переоцениваем отношение к происходившим когда-то событиям.

Развитие эмоционального типа памяти способствует повышению интеллектуального потенциала человека. От развития эмоциональной памяти зависит и успех, и комфортность эмоционального состояния в семье и обществе. Произведения искусства, живая природа, художественная литература стимулируют развитие образного мышления, что способствует и развитию эмоциональной памяти.

Функции эмоциональной памяти:

  • Накапливание и воспроизведение эмоционального опыта, связанного с событием, вызвавшим эмоцию.
  • Формирование эмоционального интеллекта.
  • Влияние на развитие личности и её творческих способностей.

Через память на эмоциональные состояния мы принимаем решения о своих последующих шагах, имеем возможность учиться на своих ошибках и повторять успешный опыт. Функции эмоциональной памяти делают её вклад в формирование личности очень весомым.

Благодаря эмоциональному типу памяти мы умеем страдать, радоваться, сочувствовать. Однажды пережитые чувства от чего-то нас удерживают, к чему-то побуждают. Эмоции задействованы в том механизме, который побуждает нас к действию. Не мышление, а эмоции заряжают нас энергией.

Долговременная, кратковременная и оперативная память

По времени сохранения информации различают мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память способна хранить информацию совсем недолго, около 40 секунд, и объём её невелик, он составляет 7 плюс-минус 2 единицы информации. Этот объём можно увеличить путём объединения информации в блоки.

Большая часть информации из кратковременной памяти затем стирается, а меньшая переходит в так называемую оперативную память. Этому способствуют некоторые факторы, такие как эмоциональность подачи, яркость, неожиданность, необычность материала, многократность повторения, важность для конкретного человека. В оперативной памяти информация сохраняется до суток (максимум), затем менее важная её часть стирается, а более важная переходит в долговременную память. Здесь информация сберегается в течение всей жизни, и для этого организмом задействуются специальные нуклеиновые кислоты и белки памяти.

Интересно, что в фазе медленного сна происходит логическая обработка информации, а в фазе быстрого – перевод отобранной информации в долговременную память. Более подробно об этих процессах и о развитии долговременной памяти, а также о развитии кратковременной памяти Вы можете прочитать в нашем блоге.

Непроизвольная память и произвольная память

По степени волевой регуляции различают произвольную и непроизвольную память.

Непроизвольная память – это процесс, происходящий без усилий, «сам по себе», непроизвольно. Но, как правило, запечатление в этом случае связано с сильными эмоциями, вызывая, например, удивление, интерес. Материал, усвоенный с использованием непроизвольной памяти, запечатлевается лучше, чем с использованием произвольной, ведь непроизвольно мы запоминаем то, что находится в центре внимания, что интересно, что точно пригодится, и особенно – если с этим был связан умственный труд. А ведь именно такую информацию мозг и предпочитает отправлять в хранилище долговременной памяти.

Развитие непроизвольной памяти у дошкольников связано с вовлечением их в активное взаимодействие с предметами, с обучением пониманию их важности и умению разделять их на группы. Расширение интересов ребёнка также способствует развитию непроизвольной памяти.

Произвольная память – это процесс, при котором человек прилагает волевые усилия для достижения запоминания. В этом случае, когда «не хочется, а надо», мы используем «хитрости»: мнемотехнику, концентрацию внимания, мотивацию; стимулируем и награждаем себя за усилия и успехи.

Развитие произвольной памяти играет огромную роль в обучении, позволяя усваивать программу занятий младшим школьникам и способствуя общему интеллектуальному развитию, в том числе навыку мыслить логически и делать выводы, так необходимому старшеклассникам. Об упражнениях для развития произвольной памяти можно прочитать здесь:

По способу заучивания разделяют два вида произвольной памяти: механическую и смысловую.

  • При запоминании материала путем механического заучивания, без использования при этом анализа и преобразований, речь идёт об использовании механической памяти.
  • При запоминании смысла, а не формы информации, когда материал связывается с уже имеющимся и структурируется, мы говорим об использовании смысловой памяти.

Но, каким из видов произвольной памяти мы бы ни воспользовались, результат запоминания зависит от того, сумеем ли мы обеспечить прочное, длительное внимание к предмету запоминания.

Можно говорить о том, что произвольная память имеет особенности, отражающие её специфику.

Особенности произвольной памяти:

  • Наличие намерения сохранить информацию в памяти.
  • Приложение определенных усилий для запоминания информации.
  • Использование мнемонических приемов или иных способов запоминания.
  • Организованное повторение с целью лучшего запоминания.

Память – одна из важнейших когнитивных функций мозга, необходимая для полноценной жизни и развития человека, и её можно и нужно тренировать.

Тренировать память можно с помощью специальных упражнений для развития памяти. В увлекательной форме игры для этой цели можно заниматься на развивающих тренажёрах для мозга онлайн .

Читайте также: