Увлекаетесь ли вы компьютерными играми с оружием

Обновлено: 05.07.2024

Появившись первого сентября в группе детского сада, новенький мальчик Слава сразу завоевал популярность. Все стремятся с ним подружиться, ведь у Славы всегда наготове идеи для интересных игр. То он зовет ребят бороться с космическими пиратами, и шестилетние космонавты с готовностью взлетают на лесенку-ракету. То делит друзей на команды, и земные жители сражаются против пришельцев. То превращает привычные догонялки в игру, где каждый герой обладает суперспособностями.

Дети в восторге. Они сплотились, без устали играют в ролевые игры и бурно обсуждают, кто сегодня атакует, а кто спасается. Обеспокоены только воспитатели, чем и делятся на собрании с родителями: какую игру ни возьми – везде у мальчиков сражения, стрельба, воинственные выкрики и выяснение, кто ранен, а кто уничтожен. Приносить оружие в детский сад запрещено. Но дети находчивы: строят пистолеты из конструктора, вооружаются карандашами, находят в траве палки, да и просто целятся друг в друга пальцами: пиу-пиу.

Может ли увлеченность военными играми зайти слишком далеко – вот что волнует взрослых. Если ребенок просит у Деда Мороза в подарок пистолет – это признак того, что в нем накопилось много внутренней агрессии или просто один из этапов познания мира? Могут ли игрушечные танки и автоматы воспитать жестокость в детях? Попробуем разобраться.

Почему детям интересно оружие?

Военные игры занимают детей на протяжении многих веков. Однако предрасположенность мальчиков к игре с оружием научно не обоснована: если и существует ген, который отвечает за милитари-увлеченность, то он не доказан. Дело скорее в том, что ребенок не может игнорировать сигналы, которые дает ему среда: новостные сюжеты по телевизору, драки в фильмах, компьютерные стрелялки, игры в «войнушку» старших братьев и друзей.

Заинтересоваться оружием ребенок может и без подачи родителей. В вашем мирном доме может не быть телевизора и компьютера, но однажды сын вернется с прогулки, наведет палец на плюшевого дракона и скажет: тра-та-та. Ровно как соседский мальчик, с которым он только что познакомился во дворе. Можно не покупать любителю «Звездных войн» световой меч – ребенок сам вставит фонарик в рулон от фольги и будет изображать джедая. Можно не затрагивать тему войны в разговорах, а мальчик увидит набор искусно выполненных солдатиков в магазине и застынет в восхищении.

Для мальчиков «войнушка» – важный элемент дружбы: дети объединяются в команду, учатся кооперироваться и играть по правилам, ищут правых и неправых, стремятся добром победить зло. Они существуют внутри фантазии, но потом легко переключаются: одна секунда и «стоп, я больше не солдат, а снова Миша».

Но бывает, что дети заигрываются, и игра уже напоминает настоящую войну, а воображаемые сражения выливаются в слезы, ссадины, обиды и потасовки. И там, где стирается граница между выдумкой и реальностью, необходимо вмешательство взрослых.

Прежде всего, за детскими играми нужно наблюдать. Прислушавшись к разговорам и выкрикам, вы поймете, как играют дети: имитируют сюжеты из увиденных фильмов или придумывают свои сценарии, видят целью игры – уничтожать врагов или изображают маневры, кувырки и перебежки, играют честно или используют запрещенные, болезненные приемы.

Если что-то в этих действиях вас беспокоит, попробуйте стать одним из участников игры, внесите в нее добрые моменты и уведите сюжет в более мирное и справедливое русло:

назначьте себя Магистром Йодой, учителем, наставником, который мудрым голосом напомнит, что в вашей галактике настоящие ранения недопустимы;

введите в игру военного врача или медицинский патруль, который помогает «раненым»;

составьте вместе с детьми список правил и предложите систему штрафов за их несоблюдение;

воплощайте не операцию по уничтожению противников, а игру в героев, которые защищают слабых или спасают планету, а врагов и хулиганов не убивают, а берут в плен и перевоспитывают;

подскажите, что если кому-то перестает нравиться ход игры – ребенок чувствует несправедливость, испытывает боль или не хочет играть злодея, он может крикнуть «стоп-игра», и тогда все должны остановиться и решить проблему;

если никто из детей не хочет играть отрицательного героя, предложите ввести воображаемого персонажа: детям на самом деле легко представлять, что противник – это шкаф, стул или даже кто-то совершенно невидимый.

Не спешите покупать игрушечное оружие, особенно если оно выглядит как копия настоящего. Лучше, если дети сами смастерят мечи из лего, картона, пенопласта. Если же вы покупаете игрушку в магазине, старайтесь, чтобы пистолеты и бластеры выглядели как игрушки – разноцветные и не способные причинить вред людям и животным. Попробуйте заинтересовать детей безопасными военными игрушками: наборами картонных или пластиковых солдатиков, фигурками рыцарей. С помощью фигурок можно устраивать реконструкции исторических сражений на игровых полях и сместить воинственный акцент: в такой игре оружие находится в руках игрушечного солдатика, а не ребенка.

Обсуждайте рисунки и игры на военную тематику. Слушая восторженные рассказы о мальчишеских сражениях, подчеркивайте разницу между реальными военными действиями и выдумкой: «Правда, интересно иногда притворяться?» или «Хорошо, что это не по-настоящему». Маленькие дети не понимают опасность оружия. Поэтому стоит лишний раз напомнить им о том, что даже игрушечные пистолеты нельзя направлять на тех, кто не в игре. Объясните, почему другим людям это может быть неприятно. Хорошей иллюстрацией к такому разговору может стать рассказ Николая Носова «Саша», где мальчик накрепко усваивает урок, почему нельзя пугать своим оружием прохожих.

Не разбираясь в предмете, дети могут романтизировать военные действия: высокие лозунги, красивую форму, изящное оружие. Говоря о войне, читая книги, важно рассказывать не только о подвигах и победах, но и об обратной ее стороне: о блокаде и недостатке продуктов и лекарств, о том, как дети оставались без родителей, о трудностях солдатского быта. Воспитывайте серьезное отношение к оружию, когда даже не заряженное ружье воспринимается как заряженное. Сходите на выставку, посвященную военному делу, подарите увлеченному ребенку энциклопедию на эту тему. Высказывайте свою позицию по поводу боевых действий в мире. Ребенок перенимает взгляды родителей и вряд ли вырастет агрессивным в семье, где жестокость не поощряется, на детей не поднимают руку, никто друг на друга не кричит и не решает проблемы с помощью кулаков.

Строго ограничивайте присутствие детей у экранов во время просмотра новостей, учитывайте возрастные категории при выборе фильмов дома и в кинотеатре, дозируйте время у компьютера – это гораздо эффективнее, чем запрещать играть с танком и саблей, ведь большинство военных сценариев дети не выдумывают, а копируют с экранов.

Если вас беспокоит, что игры в войну занимают большую часть детского времени, ограничьте их точно так же, как ограничиваете время просмотра мультфильмов или компьютерных игр. Переключайте детей на другие виды деятельности. Покажите, что чувствовать свою силу они могут и иными способами: колотить боксерскую грушу, осваивать боевые искусства, играть в дартс и кегли – здесь тоже поражается цель, но нет жестокости по отношению к ближнему.

Решение – запрещать или разрешать игры с оружием – ложится на плечи родителей. С одной стороны, такая мера может устранить грубые сценарии в играх, если увлеченность ими превысила норму. С другой стороны, ребенок, которому запретили играть с мечом и щитом, может решить, что у него плохая фантазия и мысли. В идеале даже во время военной игры ребенок отделяет выдумку от реальности и устанавливает для себя четкие понятия о плохом и хорошем, а родители наблюдают за течением игр и смотрят, не выходят ли они за рамки разумного. Порой мальчишеские увлечения могут даже помочь в воспитании: ребенок, который воображает себя супергероем, может собраться, если ему напомнить о том, что настоящий герой всегда делает зарядку, не ленится рано вставать и без капризов ест кашу. А коллективные стрелялки и имитация боевых действий, скорее всего, будут просто периодом, который мальчишки должны отыграть и перерасти. Как и любой этап в своем развитии.

Игры серии Call of Duty, Unreal Tournament и другие шутеры помогают игрокам существенно улучшить работу мозга и быстрее справляться с задачами, требующими внимания, восприятия и концентрации. Об этом говорится в исследовании профессора университета Рочестера Дафны Бевалиер, опубликованном в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
В исследовании Бевалиер говорится, что мозг человека всегда пытается предугадать следующее действие вне зависимости от того, чем мы заняты: разговариваем, ведем машину или проводим хирургическую операцию. Чтобы улучшить предсказания, мозг постоянно строит специальные модели или, как назвала их профессор, «шаблоны». И чем лучше получаются эти наброски, тем выше производительность у человека. Как выяснила Бевалиер, шутеры помогают улучшить качество «шаблонов».
Профессор вместе со своими коллегами провела несколько тестов, чтобы сравнить то, как с различными задачами справляются поклонники шутеров и люди, которые не увлекаются играми. В результате выяснилось, что игроки проявили себя намного лучше именно благодаря тому, что их мозг предлагал более качественные «шаблоны». Дальше исследователи попытались поэкспериментировать с другими жанрами. Они пригласили добровольцев и разделили их на две группы: первая на протяжении девяти недель наиграла 50 часов в быстрые шутеры, в том числе Unreal Tournament и Call of Duty, а вторая провела столько же времени в более спокойных проектах, вроде The Sims. Участники выполнили тесты до и после игры. В результате те, кто увлекался шутерами, улучшили качество своих «шаблонов» и превзошли игроков из другой группы.
Бевалиер пришла к выводу, что игроки в шутеры справлялись с поставленными задачами лучше не из-за того, что уже выстроили в мозге все необходимые модели для поставленных ситуаций, а формировали их на лету и делали это намного быстрее остальных, демонстрируя более развитую способность к обучению. Также она выяснила, что этот благоприятный эффект от шутеров действует продолжительное время, а не только непосредственно после игры. Участники, игравшие в шутеры, повторно выполняли тесты в последующий год и каждый раз подтверждали, что выстраивают более качественные «шаблоны».
Сейчас Дафна Бевалиер пытается выяснить конкретные факторы шутеров, которые помогают игрокам улучшить работу мозга. Профессор предполагает, что такого же эффекта можно добиться от игр и других жанров, которые поддерживают быстрый темп и требуют от участника, чтобы он концентрировал внимание не на чем-то одном, а сразу на нескольких аспектах.
Ученые давно пытаются определить то, как видеоигры (особенно с насилием) влияют на людей. В июле 2013 года австралийские ученые выяснили, что насилие в играх никак не сказываются на поведении подростков. В августе их американские коллеги подтвердили гипотезы, добавив, что в некоторых случаях такие проекты помогают успокоиться детям с синдромом дефицита внимания. В июне 2014 года ученые из трех университетов США заявили, что дурные поступки в видеоиграх делают людей более чуткими к моральным запретам, которые они нарушают. По словам главы исследовательской группы Мэттью Гриззарда, безнравственное поведение в играх вызывает в игроках чувство вины, которое может подтолкнуть к размышлениям о нарушенных моральных запретах. В ноябре исследователь Кристофер Фергюсон из университета Стетсона выяснил, что жестокие игры и кино не увеличивают уровень насилия в обществе, а наоборот скорее борются с ним.

Стратегия в реальном времени Starcraft — это игра, в которой, чтобы выиграть, нужно управлять армией, оценивать ресурсы, баланс сил… В общем — стратегически мыслить. Две группы пользователей играли в две версии Starcraft, а третья развлекала себя The Sims (опять ?), которая, как вы помните, имитирует повседневную жизнь, а потому не нуждается в сложносочинённых тактиках и стратегиях. Игрища продолжались от 6 до 8 недель, при этом каждый участник потратил на них 40 часов.
Важно: играли только женщины, так как, по словам авторов работы, им нужны были люди, которые «по жизни» не очень-то увлекаются компьютерными и видеоиграми, а среди мужчин найти достаточное число тех, кто тратит на игры меньше двух часов в неделю, очень, очень нелегко.
В общем, оказалось, что Starcraft стимулирует когнитивную пластичность: Starcraft-игроки выполняли тесты быстрее и точнее своих коллег, забавлявшихся с «Симами». Что, наверное, не должно удивлять, если сравнить обе игры между собой. (Впрочем, если учесть некоторое предубеждение против любых компьютерных игр, все ещё существующее в сознании людей, подобные результаты ещё долго будут изумлять почтенную публику.)
Влияние компьютерных игр на психологию интересует науку давно, и такие эксперименты время от времени ставятся: например, опыты с играми в жанр Action показали, что они «раскачивают» способность быстро принимать решения. Стратегии же, в чём нас уверяет вышеописанный эксперимент, развивают умение учиться на ошибках и перестраивать мышление по ходу выполнения задачи. Теперь исследователи намерены выяснить, сколь длителен сей когнитивный эффект от игр.
Психологи давно отказались от представления о когнитивных способностях как о чём-то неизменном и неподвижном: в зависимости от обстоятельств наше мышление может делаться более или менее пластичным. Менее пластичным оно становится с возрастом, и было бы, конечно, любопытно узнать, помогут ли компьютерные игры пожилым людям сохранить подвижность ума.

Что ж, на сегодня пожалуй хватит и так много текста, надеюсь из всего этого вы вынесли что-нибуть полезное, всем пока и удачи!

Игры с пистолетом: за и против

«Мама, купи пистолет!» – часто слышим мы в магазинах игрушек. Детский интерес к оружию пугает многих молодых родителей. Покупать или не покупать? Как реагировать, когда ребенок отчаянно просит приобрести пистолет? Эксперты Я – Родитель объясняют, чем вызван этот интерес, а также – чем он может быть опасен.

Почему мальчики любят оружие?

Большинство мальчиков неравнодушны к играм с пистолетами, мечами и шлемами. В три или четыре года они уже активно используют оружие в играх. Психологи объясняют такое поведение разницей в ролевом воспитании.

Страсть к военным баталиям у мальчиков проявляется инстинктивно. Её можно сравнить с безобидным желанием девочек играть в дочки-матери с куклами. Сыновья, как известно, мечтают быть похожими на своих отцов. Определенная доля агрессии нужна мужчине для защиты его семьи.

Родителям важно правильно реагировать на детские инстинкты.

Как может пригодиться игра в «войнушку»?

Война «понарошку» избавляет мальчиков от агрессивной энергии, которая в них накапливается. Ребенок «выбрасывает» порцию этой энергии в игре, при этом освобождая место для других, более позитивных эмоций.

Что делать, когда ребенок просит пистолет?

Не так давно кем-то была взброшена идея о том, что военные игрушки и популярная «войнушка» портят мальчиков, закладывая в них потенциал для совершения криминальных действий в будущем.

Однако мамам и папам следует знать: накладывая вето на увлечение сына игрушечным оружием и выяснением отношений с помощью силы, они – сами того не желая – подогревают этот интерес ребёнка.

Вместо запретов попробуйте научить мальчика правильному и безопасному обращению с игрушечным оружием. Пусть ребенок использует его для защиты, а не для нападения. Подобный принцип заложен во многих восточных единоборствах.

В чем секрет правильной игры?

Как известно, мамы больше пап боятся детского интереса к оружию, и в этом страхе есть смысл: мужская агрессия, пусть и детская, не должна быть направлена на женщин. Мама всегда инстинктивно хочет оградить себя от этой угрозы, запретив ребенку играть с оружием.

Это именно тот секрет, который объясняет споры и страхи вокруг детских пистолетов. Если ваш ребенок начинает «заигрывать» в пистолет с мамой, сестрой или девочками в саду, ему стоит объяснить, что «войнушка» – игра для мальчиков.

Как снизить градус агрессии в игре?

Как снизить градус агрессии в игре?

Если вас все же сильно беспокоит агрессивность ребенка, вы можете следовать 6 простым правилам:

На сегодняшний день научно не доказано, что игры в войну способы каким-либо образом нанести вред дальнейшему развитию ребёнка. Это может служить успокаивающим аргументом для тех родителей, которые опасаются того, что военные игрушки сделают их из ребёнка революционера.


В Санкт-Петербурге уже были случаи, когда подростки переносили кровавую виртуальную агрессию «в реал».

Лишь развлечение?


Несколько лет назад в Весёлом посёлке произошла «компьютерная» трагедия. Десятиклассник, который прекрасно характеризовался учителями и соседями по дому, подсел на игру «Диабло». Однажды подросток зарезал своего отца, потому что, по его словам, получил команду «убей его» во время компьютерной игры. Позже молодой человек был признан вменяемым. В позапрошлом году другой тинэйджер в доме на Октябрьской набережной прямо во время игры нанёс несколько ножевых ударов своей матери. Она успела вызвать «скорую». Врачи и полиция застали уже мёртвую женщину и… как ни в чём не бывало продолжающего играть в «стрелялку» подростка. Любопытно, что и этот 17-летний парень был признан психически здоровым.

Неужели агрессивные компьютерные игры и впрямь толкают на убийства?

- Данные случаи - лишь исключения из правил, - считает философ и геймер Дмитрий Скрипченко. - В начале «нулевых» подростки играли в «стрелялки» («квейк», «контрал страйк»), в компьютерных клубах по Сети - друг против друга. Агрессия никак не переносилась «в реал», на улицу. Сейчас играют дома в онлайн-игры, и здесь геймер действительно начинает ассоциировать себя с компьютерным персонажем, он становится вторым «я». Однако и в данном случае человек, отойдя от монитора, становится самим собой. Это всего лишь развлечение. Прежде чем запрещать «стрелялки», необходимо провести большое исследование с участием социологов, психологов, психиатров. Телевизор куда больше влияет на человека, но его ведь не думают запрещать?

Не запрет, а отбор

Блоггер Дмитрий Пучков (Гоблин), автор сценария патриотической компьютерной игры «Девятая рота», полагает:


- Большинство «стрелялок» не несёт никакой смысловой нагрузки, а доступ к ним не ограничен. Считаю, нужен не запрет агрессивных игр, а их отбор. Кроме того, к таким развлечениям детей можно допускать только с определённого возраста, когда психика человека уже сформирована. Большинство игр у нас - американские, они не созданы для природы нашего человека. Выход - создавать свои, конечно, с учётом мнения психологов.

О том, что компьютерные «стрелялки» всё же «кое-чему» учат, на правах анонимности нам рассказал боец спецназа одной из российских спецслужб:

- В ходе подготовки спецподразделений уже несколько лет как раз используются компьютерные игры. Причём бойца «стрелялки» готовят прежде всего психологически - он должен привыкнуть нажимать на курок и не испытывать моральных терзаний от вида трупа. Солдат должен действовать на автомате.

Как видим, «стрелялки» тренируют и настоящих стрелков. Поэтому вопрос об их запрете открыт. Отметим, что в ряде западных стран допуск подростков к агрессивным играм ограничен, а то и вовсе запрещён.

Читайте также: