В чем измеряют яркость дисплея

Обновлено: 07.07.2024

Наша методика тестирования экранов смартфонов и планшетов состоит из четырёх сравнительно несложных тестов:

  • Измерение максимальной яркости чёрного и белого полей, а также вычисление контрастности по полученным значениям;
  • Определение цветового охвата и точки белого;
  • Измерение цветовой температуры;
  • Измерение гаммы дисплея по трём основным цветам (красный, зелёный, синий) и по серому цвету.

Результаты каждого из этих тестов характеризуют отдельные особенности экрана, поэтому при окончательной оценке качества дисплея стоит воспринимать все четыре теста сразу, а не какой-либо из них в отдельности.

Для определения каждого параметра используется колориметр X-Rite i1Display Pro и программный комплекс Argyll CMS. В этом материале мы расскажем про каждый тест, а также объясним, как читать и понимать полученные нами графики. Итак, поехали!

На первый взгляд, этот тест кажется самым простым. Для того чтобы измерить яркость белого цвета, мы выводим на экран абсолютно белую картинку и измеряем яркость при помощи колориметра — полученное значение и будет называться яркостью белого поля. А для того чтобы измерить яркость чёрного, мы проделываем то же самое с абсолютно чёрной картинкой. Яркость белого и чёрного полей измеряется в кд/м 2 (канделах на квадратный метр). Контрастность узнаётся и того проще: поделив яркость белого поля на яркость чёрного, мы получаем искомое значение. Величина статической контрастности у практически идеального экрана смартфона или планшета составляет 1000:1, хотя результаты 700:1 и выше можно также назвать отличными.




К сожалению, простым этот тест можно назвать только с виду. В последние годы производители смартфонов пошли по тому же пути, что и производители телевизоров: они стали добавлять различные «улучшайзеры» изображения в прошивку аппаратов. Это не удивительно, а скорее закономерно, потому что почти все крупнейшие производители смартфонов занимаются разработкой телевизоров и/или мониторов.

В случае жидкокристаллических дисплеев (с OLED все ровно наоборот) эти «улучшайзеры» работают, как правило, следующим образом: чем меньше на дисплее светлых точек, тем ниже яркость подсветки. Сделано это, во-первых, для того, чтобы обеспечить большую глубину чёрного на тех изображениях, в которых много этого цвета. А во-вторых, чтобы не тратить зря электроэнергию: если изображение в основном т ё мное, нет смысла светить подсветкой на полную катушку — логично е ё приглушить.

Проблема в том, что реальная контрастность от этого не повышается: при использовании «улучшайзера» светлые участки на т ё мном изображении тоже станут чуточку темнее, так что соотношение яркости белого и ч ё рного в лучшем случае останется таким же, как и при полной подсветке. То есть если на дисплее, оснащ ё нном динамической оптимизацией подсветки, измерить светимости белого и ч ё рного полей, как описано выше, а потом просто поделить одно на другое, то получится не настоящее значение контрастности, а довольно абстрактная цифра. Чаще всего — очень заманчивая (вроде 1500:1), но не имеющая ничего общего с реальной контрастностью.

Для того чтобы обойти эту проблему, мы отказались от картинок, полностью залитых чёрным или белым цветом в пользу изображения, состоящего на 50% из белого и на 50% из ч ё рного. Таких картинок у нас две (50-50 и 50-50-2 на рисунке ниже), соответственно, мы измеряем значения светимости белого и ч ё рного полей как в верхней, так и в нижней частях дисплея — а вычисленные после деления этих чисел значения контрастности усредняем.


Полный набор тестовых изображений для измерения характеристик LCD-дисплеев

Оптимизация вносит изрядную погрешность в том числе и в измерение других параметров экрана — цветовой температуры и гамм. Поэтому для получения более корректных результатов мы и для этих тестов используем не полностью залитые цветом картинки, а квадраты, занимающие около 50% от площади экрана. Фон при этом заливается белым или чёрным цветом, чтобы соотношение светлых и тёмных точек на дисплее было более равномерным для всех тестовых изображений и динамическая подстройка подсветки вносила минимальные искажения в результаты.

Такой подход позволяет повысить реалистичность полученных значений контрастности и прочих параметров дисплея.

Наш глаз способен воспринимать огромное количество цветов, тонов, полутонов и оттенков. Вот только самые современные дисплеи мобильных устройств — как и их «большие братья», экраны телевизоров и мониторов — пока ещё не способны воспроизвести всё это буйство цвета. Цветовой охват любого современного дисплея очень сильно уступает части спектра, видимой человеческим глазом.

На графике ниже представлен примерный диапазон видимой (оптической) области спектра, или «цветового охвата человеческого глаза». Белым треугольником на нём выделено цветовое пространство sRGB, которое было определено компаниями Microsoft и HP в не очень далёком 1996 году как стандартное цветовое пространство для всего компьютерного оборудования, предполагающего работу с цветом: мониторов, принтеров и так далее.


По сравнению со всей оптической областью спектра цветовой охват sRGB не так уж и велик. А уж по сравнению с полным спектром электромагнитного излучения (не показанном на графике) — и вовсе песчинка в песочнице

Если честно, в работе с цветом всё далеко не просто, крайне запутанно и не так хорошо стандартизировано, как того хотелось бы. Однако, пусть и с изрядной долей условности, можно сказать, что большая часть цифровых изображений рассчитана на использование цветового пространства sRGB.

Из этого есть такое следствие: в идеальном случае цветовой охват дисплея должен совпадать с цветовым пространством sRGB. Тогда вы будете видеть изображения именно такими, какими их задумали их создатели. Если цветовой охват дисплея меньше, то цвета теряют насыщенность. Если больше — то становятся более насыщенными, чем нужно. «Мультяшная» картинка с перенасыщенными цветами, как правило, выглядит наряднее, но это не всегда уместно.


Здесь и далее: все различия примеров изображений утрированы для большей наглядности. То есть количественно они не обязательно соответствуют той разнице, которую можно видеть на реальных дисплеях, а просто показывают общие тенденции

Хорошими значениями цветового охвата можно считать показатели от 90 до 110% sRGB. Дисплеи, цветовой охват которых уже 90%, выдают слишком блеклую картинку. Экраны с более широким цветовым охватом могут ощутимо перенасыщать цвета и делать картинку излишне красочной.

Не очень удачными следует считать и такие настройки дисплея, когда треугольник цветового охвата по площади близок к sRGB, но сильно искажён: это означает, что, вместо предусмотренного стандартом цвета, на дисплее вы увидите какой-то существенно отличающийся от него цвет. Например, оливковый вместо зелёного или морковный вместо насыщенного красного.


Набор изображений для определения цветового охвата





Также во время измерения цветового охвата мы находим координаты точки белого и указываем её на графике. Более подробно о ней мы поговорим в следующем разделе.

Идеальная цветовая температура белого цвета составляет 6500 кельвин. Это связано с тем, что именно такой цветовой температурой характеризуется солнечный свет. То есть такой белый цвет является наиболее естественным и привычным человеческому глазу. Более «тёплые» оттенки белого имеют температуру ниже 6500 К, например 6000 К. Более «холодные» — выше, то есть 8000 или 10000 К и так далее.

Отклонения как в ту, так и в другую сторону, в принципе, нежелательны. При меньшей цветовой температуре изображение на экране устройства приобретает красноватый или желтоватый оттенок. При более высокой — уходит в голубые и синие тона. Также следует иметь в виду, что точка белого у дисплея может в принципе не попадать на кривую Планка, определяющую именно белый цвет. На таком дисплее белый имеет совсем уж нежелательный зеленоватый (очень характерный недостаток ранних AMOLED-дисплеев) или пурпурный оттенок.


В идеале для всех градаций серого — которые по сути представляют собой тот же белый цвет, но меньшей яркости, — цветовая температура и координаты цвета должны быть одинаковыми. Если они отличаются в незначительных пределах, то ничего страшного в этом нет. Если же они резко меняются от градации к градации, то на таком дисплее разные участки чёрно-белых изображений приобретают разный оттенок и в целом получаются слегка «радужными». Это не очень хорошо.


Тестовые изображения, используемые для измерения цветовой температуры

Исключение составляют самые тёмные градации серого: на практически чёрном цвете заметить паразитный оттенок практически невозможно, так что ничего страшного в завышенной цветовой температуре, например, полностью чёрного цвета нет — он может быть сколько угодно холодным, вы этого всё равно не увидите.

Мы измеряем цветовую температуру для градаций 10, 20, 30 . 100% от полностью белого цвета. В результате появляется график следующего вида:


Если не вдаваться в глубокую теорию, то графиками гамма-кривых можно назвать отношение входящего сигнала к измеренному сигналу, отображаемому монитором.


Набор изображений для измерения гаммы

К сожалению, идеальных дисплеев не существует, поэтому любой цвет на экране отображается с погрешностью, которую вносит ЖК-матрица. Именно эту погрешность мы и будем измерять. Для того чтобы наши измерения не оказались «сферическими в вакууме», на всех графиках гамма-кривых присутствует эталонная кривая, нарисованная чёрным цветом. За эталон принята гамма 2,2, которая используется в цветовых пространствах sRGB, Adobe RGB.



На примерах графиков видно, что полученные нами кривые далеко не всегда совпадают с эталонными. Если гамма-кривая проходит ниже эталонной, то это значит, что полутона на таком дисплее недосвечиваются, выглядят темнее нужного. При этом особенно могут страдать тёмные участки изображения — детали в них теряются. Если кривая идет выше эталонной — то полутона пересвечиваются и теряются уже детали в светлых частях изображения.



Также встречаются гамма-кривые s-образной и z-образной формы. В первом случае изображение получается более контрастным, при этом детали теряются как в светлых частях, так и в тёмных. Во втором случае — наоборот, контрастность занижается, хоть и с выгодой для детальности. Все случаи несоответствия гамм по-своему плохи, так как из-за них картинка на экране получается изменённой по сравнению с оригиналом.

Для того чтобы отличить хороший экран от плохого, надо смотреть на все диаграммы и графики сразу, одной или пары здесь недостаточно.

С яркостью белого всё просто — чем она больше, чем ярче будет дисплей. Яркость на уровне в 250 кд/м 2 можно считать нормальной, а все значения выше — хорошими. С яркостью чёрного дела обстоят наоборот: чем она ниже, тем лучше. Что же касается контрастности, то про неё можно сказать почти то же, что и про яркость белого: чем выше величина статической контрастности, тем лучше дисплей. Значения около 700:1 можно считать хорошими, а около 1000:1 — и вовсе великолепными. Отметим, что у AMOLED- и OLED-экранов чёрный почти не светится — наш прибор просто не позволяет измерить столь малые значения. Соответственно, мы считаем их контрастность почти бесконечной, а на деле — если вооружиться более точным прибором — можно получить значения вроде 100 000 000:1.

С цветовым охватом дела обстоят немного сложнее. Принцип «чем больше — тем лучше» здесь уже не действует. Следует ориентироваться на то, насколько хорошо совпадает треугольник цветового охвата с цветовым пространством sRGB. Полностью идеальные в этом смысле дисплеи практически не встречаются в мобильных устройствах. Оптимумом же можно считать такой охват, который занимает от 90 до 110% sRGB, при этом очень желательно, чтобы форма треугольника была близка к sRGB. Также на графике цветового охвата стоит посмотреть на расположение точки белого. Чем она ближе к эталонной точке D65, тем лучше баланс белого у дисплея.

Ещё одной мерой баланса белого является цветовая температура. У отличного монитора она составляет 6 500 К у насыщенного белого цвета и почти не изменяется на разных оттенках серого. Если температура ниже, то экран будет «желтить» изображение. Если выше — то «синить».

С гамма-кривыми всё ещё проще: чем ближе измеренная кривая к эталонной, которую мы на графиках рисуем чёрным, тем меньше погрешностей в изображение вносит матрица дисплея. Мы прекрасно понимаем, что всё это так сходу запомнить непросто. Поэтому мы будем ссылаться на данный материал в будущих обзорах. Так что информация о том, как следует читать приводимые нами графики, всегда будет у вас под рукой.

Яркость монитора

Иногда возникает необходимость узнать показатель измерения яркости. Нужно не только определиться с самим показателем, но и научиться измерять его. Это поможет установить правильные параметры при настройке.

В чём измеряется яркость монитора

По общепринятой системе единиц яркость, излучаемая монитором или любым другим источником, измеряется в канделах (кд/). Помимо этого, существуют и другие единицы измерения: стильб (сб), апостильб (асб), ламберт (лб) и нит (нт). Они уже не используются в качестве единиц измерения. Кандел и нит имеют одинаковое значение.

Параметр измеряется при помощи обычного бытового люксметра – прибора, который предназначен для измерения уровня освещённости, пульсаций и яркости. При помощи этого прибора также определяют качественные характеристики света.

Важно! Измерение при помощи люксметра нужно проводить несколько раз, затем рассчитать среднее значение показателей.

Яркость монитора

Характеристика параметра

Уровень данного параметра зависит от отражающей способности покрытия. Если он низкий или чересчур высокий, то это может вызвать дискомфорт во время работы за экраном. В результате появления дискомфорта может снизиться работоспособность и ухудшится концентрация внимания пользователя.

Однако высокий уровень параметра обязателен при просмотре 3D фильмов. Объясняется это тем, что 3D очки во время просмотра фильмов сильно затемняют картинку.

С параметром неразрывно связан параметр контрастности. Контрастность – отношение уровня чёрного цвета к белому. Так, например, уровень контрастности экрана, минимальная и максимальная яркости которого составляют 400,5 и 0,5 кд/соответственно, равен 800:1. Именно контрастность влияет на степень утомляемости глаз во время работы за монитором. Чем больше контрастность, тем выше чёткость изображения и, соответственно, ниже нагрузка на глаза.

Яркость монитора

Какой должен быть показатель

Показатели современных мониторов могут достигать 500 кд/. Однако такой показатель нельзя назвать преимуществом экранов, так как его повышение может отрицательно отразиться на человеческих глазах. Особенно это сказывается на глазах при недостаточном освещении или его отсутствии. Комфортными значениями для глаза являются 150-200 кд/. По санитарным нормам самым оптимальным уровнем является 200 кд/.

При выборе мониторов следует обращать внимание на равномерность их подсветки. Зачастую у низкокачественных мониторов самым ярким «местом» является центр. Данная «особенность» приводит к сильно заметному снижению подсветки по краям экрана.

Что такое Нит для яркости экрана телефона Фото 0
Что такое Нит для яркости экрана телефона Фото 1
Что такое Нит для яркости экрана телефона Фото 2
Что такое Нит для яркости экрана телефона Фото 3
Что такое Нит для яркости экрана телефона Фото 4

Как часто вам доводилось видеть описание того или иного телефона и изучать характеристики, измерение которых осуществляется в совершенно непонятных для вас единицах? В частности, яркость экрана 500 нит — это много или мало? Что такое «нит»? Какими бывают характеристики яркости экрана в Нит?

Важность показателя яркости экрана

Что такое Нит для яркости экрана телефона Фото 0

Солнце находится от Земли на расстоянии 149,6 млн км. И если 75 лет перемещаться без остановок на скорости 230 км/ч, то чисто теоретически до него можно доехать. Конечно, это очень далеко. Не правда ли?

Увы, данное астрономическое в полном смысле слова расстояние не мешает свету, исходящему от солнца, превращать экраны смартфонов в неразличимое пятно, когда стоят ясные дни.

ВАЖНО! Производители мобильников постоянно работают над тем, чтобы улучшить положение. Однако надо признать, что ощутимого прогресса в этой сфере в последние годы достичь так и не удалось.

Яркость экранов топовых смартфонов составляет 450-550 нит, что можно считать нормальным. По крайней мере, когда на улице облачно. Однако такую яркость идеальной признать нельзя.

Что такое Нит

Что такое Нит для яркости экрана телефона Фото 1

Нит — единица измерения определенного параметра. Она характеризует, насколько яркий дисплей смартфона. Яркость всегда будет выше, чем больше будет показатель Нит.

Если взять современные бюджетные смартфоны, то у них показатель яркости составляет 400-700 нит. Данное значение нормальное. И оно способно обеспечить картинку хорошего качества. Если взять модели более дорогие, то в них яркость достигает 1000 нит. Иногда яркость может быть и выше.

Нит (русское обозначение — нт; международное — nt; сокр. от лат. niteo — блещу, сверкаю). Именно так называется наименование единицы яркости, которое в определенной степени уже устарело.

В прошлом его применяли в Международной системе единиц (СИ) и системе МСК (МСС). 1 нит равен яркости равномерно светящейся плоской поверхности, площадь которой составляет 1 м2, в направлении, перпендикулярном к ней, когда сила света равна 1 кд. Соответственно, 1 нт = 1 кд/м2.

Международная комиссия по освещению одобрила Нит. Еще в 1960 году его планировали включить в СИ вместе с люксом. Однако Нит отвергла Генеральная конференция по мерам и весам, так как данное название не было широко распространено. Виной тому нехорошие ассоциации, вызванные словом nit (англ. «гнида, дрянь») среди тех, кто говорит по-английски.

ВАЖНО! Стандарты на единицы СИ использование данного термина не предусматривают. Официальной единицей яркости в системе СИ является кандела на квадратный метр. И все-таки производители, когда описывают свои гаджеты, нередко применяют именно ссылку на количество Нит.

Современная единица измерения

Что такое Нит для яркости экрана телефона Фото 2

Измерение яркости экрана смартфона формально осуществляется в канделах на метр в квадрате (кд/м2). В прошлом именно эту единица измерения официально называли нит. Данное обозначение можно встретить частенько и сегодня. То есть 1 кд/м2 = 1 нит. В переводе с латинского слово candela означает «свеча». Соответственно, яркость одной свечи и равняется 1 кд.

Логика такова: чем больше нит — тем ярче экран. Однако данная логика работает лишь с IPS-экранами, поскольку на AMOLED-экранах яркость находится в зависимости еще и от того контента, который отображается.

ВАЖНО! Дело в том, что технологии работы IPS и AMOLED принципиально отличаются. IPS-экран цвет отображает и черный, и белый. И для него нет никакой разницы между этими цветами. Подсветка сможет работать на полную силу даже в том случае, если весь экран отображает черный цвет.

Зато на AMOLED-экране черный цвет не станет потреблять энергию, поскольку будет полное отключение «подсветки» черного пикселя. Фактически пиксель – это и есть источник света на OLED-экранах.

Вот и выходит, что, чем больше белый цвет отображает пикселей на AMOLED-дисплее, тем меньше общая яркость экрана. И наоборот — яркость способна без проблем увеличится на 100 и более нит, как только пол-экрана будет отображать белый цвет.

Все потому, что у дисплея есть ограничение на мощность, максимально потребляемую. И как только половина пикселей отключена, то мощность для оставшихся пикселей поднимается.

Поэтому знайте, что яркость в технических характеристиках AMOLED-экранах — это лишь в ваших глазах приблизительное значение. Яркость может быть и выше, и ниже. Все определяется тем, как производитель измерял яркость, какая часть экрана отображала белый цвет.

ВАЖНО! С другой стороны, не такая уж большая существует зависимость яркости от количества действующих пикселей на современных AMOLED-дисплеях. Она составляет примерно 150 нит.

Прочие параметры, влияющие на яркость экрана

Что такое Нит для яркости экрана телефона Фото 3

Существуют и прочие показатели, которые способны оказать влияние на качество изображения. Таковыми являются тип экрана и некоторые другие параметры:

- ТИП ЭКРАНА. На IPS-экранах значение нит сполна отображает его яркость. На AMOLED-экранах значительно важнее, на что конкретно обратил свой взгляд пользователь. На таких смартфонах черным пикселям энергия не нужна. И потому картинки будут смотреться не так ярко, как, в частности, экран, который полностью белый.

- АНТИБЛИКОВЫЕ СВОЙСТВА. Как определить, какой будет яркость дисплея под лучами солнца? Проверьте антибликовые свойства. Делаем так: экран выключаем, а смартфон располагаем так, чтобы он мог отразить белый фон. Чем экран темнее, тем свойства лучше.

- КОЭФФИЦИЕНТ КОНТРАСТНОСТИ. Как правило, его указывает сам производитель. Чем больше коэффициент, тем выше контраст. Лучшие показатели у смартфонов, у которых AMOLED-экраны.

ВАЖНО! Значение Нит оказывает влияние на яркость дисплея. Однако влияние сильнее от того, каков тип экрана.

Отличие AMOLED в высокой контрастности, а также в более яркой картинке, как ни наклоняй дисплей. Проверку антибликовых свойств рекомендуется делать вручную. Ведь они могут оказывать сильное влияние на видимость, как только попадут лучи солнца.

Сравниваем параметры флагманских гаджетов

Что такое Нит для яркости экрана телефона Фото 4

Как различить экраны вне помещения у самых последних супер-смартфонов? Есть ли какие-либо различия? Давайте сравним iPhone 6s, Samsung Galaxy S7 edge, HTC 10 и LG G5 и изучим характеристики экранов, которые у них есть.

Эксперты провели эксперимент, при котором для всех дисплеев условия были одинаковые. Но проблема этих условий в том, что они нереальные. В реальной жизни они не существуют. А вы будете иметь дело с многочисленными вариациями ситуаций, изменения которых происходят ежесекундно.

ВАЖНО! К сожалению, измерения яркости в условиях лаборатории не могут всегда отражать то, насколько приемлемой станет яркость экрана фактически.

Начнем с LG G5 с его фантастическим показателем 800 нит, который явно выбивается среди других. Ведь это значение очень большое. Однако из-за того, что отражающая способность экрана высокая, программное обеспечение, которое повышает яркость, не работает, когда от него это требуется.

Экспериментально было установлено, что по факту информацию на экране G5 труднее всего различить под солнцем. Были предприняты попытки исследовать его в разных положениях и под разными углами. Однако яркость не становилась больше, несмотря на то, что эксперимент проводился в очень солнечный день.

Смартфон HTC 10 показал себя лучше, но не намного. Значение яркости здесь – 370 нит. И яркость в большей степени соответствует тому, что эксперты обнаружили при эксперименте. И все-таки экран еще очень далек от идеального, когда просмотр осуществляется вне помещения. Можно предположить, что в HTC за последние два года на этом поприще больших успехов не добились.

Теперь перейдем к iPhone 6s и Galaxy S7 edge. На бумаге Galaxy S7 edge имеет меньшую яркость. Однако по факту работа программного обеспечения настолько эффективна, что предоставляет возможность его экрану быть таким же различимым, как у iPhone 6s. В результате удается сильно повысить контрастность и насыщенность.

ВАЖНО! Изображение на экране S7 edge сильно искажено, однако читать его легче. Пользователей это устраивает. Мы берем аппарат, когда выходим на улицу, и намерены не прекрасной цветопередачей дисплея наслаждаться, а с комфортом читать с него информацию.

Отдадим должное iPhone 6s: его экран необходимой цели достигает уверенно и свойства изображения сохраняет. Отметим, что экраны iPhone 6s и Galaxy S7 edge намного легче читать в тот день, когда солнечно. Конечно, не идеально, но лучше, чем у LG и HTC.

Больших успехов в том, чтобы добиться повышения читаемости дисплея на улице, уже давно не было. По-прежнему лучший результат у iPhone. А программные трюки предоставляют возможность Samsung получить показатели, сравнимые с ним.

Некоторое разочарование есть из-за того, что прочие большие компании, например, LG и HTC, здесь ничем себя не проявили. И это нужно воспринимать так: или ты покупаешь смартфон от Apple или Samsung, или вынужден будешь смириться с тем, что у экрана вне помещения будет плохая различимость.

Как правильно настроить яркость подсветки монитора или телевизора

Множество людей в повседневной жизни пользуются компьютером или телевизором. Для того чтобы работа за компьютером была продуктивнее, а проведение досуга приносило удовольствие, расслабленность и вообще было комфортным, следует обращать внимание на настройки яркости экрана.

Что такое яркость

Для начала нужно разобрать, что же называют яркостью. В различных справочных изданиях под яркостью подразумевается световая величина равная величине светового потока. Или, проще говоря, это световая характеристика тел. Или еще проще — максимальное количество белого цвета на мониторе или экране вашего телевизора. А точнее в его центре. Измеряется яркость в канделах на 1 м² или кд/м². Кандела (от латинского — «свеча») — термин, которым обычно обозначают единицу силы света того или иного осветительного устройства.

Современные мониторы могут иметь данные показатели до 1000 кд/м² (достаточной можно считать яркость в 250 кд/м2), а телевизоры до 450–500 кд/м². В то же время для телевизора оптимальным и приемлемым для глаз будет значение в 200 кд/м².

Яркость измеряется специальными приборами. Чем больше будет вставлено значение уровня яркости на экране, тем лучше будет видно изображение на нем. Хотя это также зависит от других факторов, например, от окружающего освещения. Кроме того, неправильно подобранный уровень яркости оказывает негативное влияние на глаза, которые будут сильно уставать в процессе работы. Причем монитор компьютера оказывает намного большую нагрузку, чем телевизор.


Не все знают, но существует специализированный стандарт (ГОСТ Р 50949-2001), который устанавливает стандарты измерения и настройки яркости цвета, освещенности и контрастности мониторов. Однако, стандарт затрагивает в первую очередь ЭЛТ-мониторы, да и в целом навряд ли будет полезен рядовым пользователям.

Типичные ошибки при настройках яркости

Многие пользователи не задумываются над тем какой уровень яркости монитора или телевизора будет приемлемым для глаз. Ниже представлены типичные ошибки при использовании техники с разной степенью освещенности помещения.


1. Слишком яркая подсветка

В независимости от модели дисплея и других технических характеристик, нежелательно устанавливать слишком высокий уровень яркости. Это актуально для слабо освещенных помещений или же если в помещении темно и свет исходит только от монитора. Пользователь может в принципе не замечать никакого дискомфорта от слишком яркого экрана, однако организм обмануть сложно. Ярко освещенный монитор будет бить в глаза ярким снопом света, тем самым раздражая сетчатку. При длительной работе за компьютером они будут быстро уставать и приносить сильный дискомфорт, вплоть до болевых ощущений. Те же самые замечания будут справедливы и для телевизора. Но в тоже время телевизор будет приносить меньше дискомфорта глазам, так как он, в отличии от монитора, чаще всего находится на некотором удалении от человека.


2. Слишком тусклая подсветка

Слишком низкий уровень яркости (так же, как и высокий) нежелателен, если внешнее освещение вокруг пользователя слишком светло. Днем, когда помещение хорошо освещено или в него проникают солнечные лучи, экран следует сделать более ярким, так как тусклый свет не дает четко рассмотреть изображение. Пользователю приходится буквально напрягать глаза в попытках разобрать происходящее на мониторе, из-за чего они быстро устают. При работе с текстом на белом фоне это может быть не так заметно, однако, например, если пользователь играет, то просто не сможет полноценно разглядеть игровые события.

Яркость подсветки играет важное значение в играх, особенно в тех, где засчет нее создается мрачная, гнетущая атмосфера.

3. После покупки устройства не были проведены настройки

Некоторые модели мониторов или телевизоров не требуют никаких корректировок в настройках. И все же, пользователю после покупки желательно самостоятельно произвести настройки яркости и, по необходимости, контрастности. Отрегулировать тот и другой параметр можно войдя в меню монитора, через программное обеспечение графического устройства или же через операционную систему компьютера. Например, в Windows 10 это будет выглядеть следующим образом: Параметры–Система–Дисплей или Параметры–Специальные возможности–Высокая контрастность. Ниже показаны настройки через панель NVIDIA.


Влияние типичных ошибок настройки на глаза

Освещенность является одним из наиболее важных факторов, оказывающих сильное воздействие на глаза. Известно, что зрачок расширяется при ярком и сужается при тусклом освещении — это называется зрачковый рефлекс. Процесс происходит рефлекторно, не зависимо от человека, с помощью двух мышц (сложно устроенный кольцевидный сфинктер и радиальный дилататор). Первая ответственна за сужение зрачка, а вторая, соответственно, за расширение.


Благодаря этим мышцам, которые сужаются и расширяются, радужная оболочка регулирует проникновение световых лучей в глаз. При уменьшении яркости дисплея, зрачок расширяется, пропуская в глаз большой световой поток. При этом, если мышцы будут продолжительное время быть напряжены, от сильного или тусклого света, это постепенно приведет к сильной усталости. Причем от более тусклого света усталость будет еще более ощутимей, так как пользователь вынужден чаще всего напрягать еще и веки.


Чем отличается цветовая яркость от яркости подсветки

Не нужно путать яркость подсветки экрана и яркость цвета устройства, хотя эти вещи взаимосвязаны друг с другом. Яркость подсветки означает увеличение или уменьшение исходящего от экрана потока света, который можно отрегулировать простым нажатием кнопок. Это делает экран темнее или светлее. Цветовая яркость — это характеристика цвета как физического явления. Для простоты подберем к нему синоним «окраска» (хотя с научной точки зрения это будет не совсем правильно).

Цвет — это характеристика электромагнитного излучения, исходящего волнами от предметов и воспринимаемая человеком субъективно. Волны воспринимаются сначала глазами, а затем мозгом человека и преобразуются в цветовые ощущения. Сами предметы цвета не имеют, но освещенные светом они поглощают часть световых волн, а часть отражают. Вот эти отраженные волны и будут цветом предмета.


При разработке мониторов и телевизоров чаще всего применяются три цвета: синий, красный, зеленый. Смешиваясь они выдают то или иное изображение. Помимо самих цветов, качество изображения повышается за счет контрастности, насыщенности цвета, оттенка, резкости, цветовой температуры. В некоторых моделях телевизоров может присутствовать режим HDR, делающий картинку реалистичной и живой.

Для настройки яркости цвета на мониторе пользователю нужно провести более тонкие регулировки. Сделать это можно через меню настроек монитора или же посредством программного обеспечения видеокарты. Так, например, можно поэкспериментировать с выбором оттенков цвета, насыщенностью (выраженность цвета), цветовой температурой, гаммой цветов и т.п. На телевизоре, в зависимости от модели настраиваем насыщенность, цветовую гамму, цветовую температуру и т.п.

Современное телевидение основывается на смешении трех основных цветов (красный, зеленый, синий).

Зачем нужно внешнее освещение и нужно ли оно

Внешнее освещение потребуется в первую очередь в вечернее или ночное время, когда солнечный свет (естественное освещение) уже не проникает в помещение. Хотя и дневному освещению также стоит уделять пристальное внимание. Например, крайне нежелательно пользоваться компьютером в подвальных помещениях или там, куда естественный свет по каким-то причинам не попадает.

Но вернемся к вопросу выше. Отвечая на него, можно с уверенностью сказать, что такое освещение просто необходимо. Многие пользователи вообще не задумываются над этим, принимая свечение экрана достаточным для освещения. Но это глубокое заблуждение. Вот несколько вариантов внешнего освещения, которые могут пригодиться при обустройстве рабочего места.


1. Общее освещение. Всем привычная лампа на потолке или же дополнительные точечные светильники. Для работы в темное время свет не должен быть слишком ярким, желательно его приглушать. Также он не должен создавать блики на экране или причинять другие неудобства.

2. Рабочее. Здесь в ход пойдут всевозможные светильники и конечно же настольные лампы. Светильники можно разместить на стене или полу, лампы на столе. Основным правилом здесь будет, то что свет от приборов не должен светить на экран или бросать блики.


Лампу желательно иметь гибкую и многофункциональную, с регулятором и лампой накаливания. Расположить ее на столе лучше сбоку от монитора или же сверху, чтобы свет падал на стол (правильное расположение на схеме выше). Также возможна установка светильников по всему периметру рабочего места.

3. Комбинированное освещение. Сочетает в себе как общее (приглушенное), так и рабочее освещение, в котором можно использовать, например, настольную лампу. Как правило, многие пользователи используют именно комбинированное освещение.

Тепло или холодно

В продолжении предыдущего пункта нужно уточнить, что, работая при внешнем освещении, не стоит забывать о температуре света. Температура измеряется в градусах Кельвина, а свет может быть теплым (до 3600К) нейтральным (3800-5200К) и холодным (до 6000К). При каком свете работать зависит от человека, однако есть некоторые особенности. При теплом свете человек чувствует себя более расслабленно, да и визуально теплый выглядит более приятно и не напрягает глаза. Холодный также имеет свои плюсы, однако работать при нем не так комфортно и удобно, тем более от холодного глаза будут быстрее уставать. Если же не нравится холодный или теплый, то хорошим вариантом будет нейтральный, который не утомляет глаза и создает естественную дневную яркость. Монитор и телевизор также могут иметь теплую, холодную и нейтральную температуру цвета, измеряемую в тех же Кельвинах.

Более подробная шкала с указанием цветовой температуры различных источников света

Как правильно подобрать яркость по степени освещенности

Прежде всего нужно заметить, что для каждого человека параметры яркости на мониторе или телевизоре будут индивидуальными. Они зависят не только от качества внешнего освещения, но и от особенностей зрения каждого человека. Поэтому общим правилом в данном случае будет настройка путем подбора такого уровня яркости, который бы не вызывал дискомфорта.

1. Самый простой и быстродейственный способ — регулировка яркости соответствующими кнопками, расположенными непосредственно на мониторе, телевизоре или же корпусе ноутбука.


Настраивать нужно при наступлении сумерек или же в начале дня. Не забываем, что в темное время суток или пасмурные дни, яркость лучше постепенно снижать до 50 %, пока глазам не станет комфортно. Температуру цвета при этом лучше выставить теплую (около 3500К). Вот только если вы, например, играете, то яркость конечно же убавить не получиться, иначе рассмотреть какие-либо действия на экране будет затруднительно. В светлое время или, когда помещение залито солнечным светом, яркость наоборот лучше сразу же прибавлять до 60 или 100 %. Температура цвета при этом должна быть нейтральной, в пределах 5000К.

Данные в процентах и Кельвинах указаны условно, так как каждый пользователь будет производить настройки сугубо индивидуально. Если же постоянно нажимать кнопки нет желания, то можно, покопавшись в настройках, включить автоматическую (адаптивную) настройку.


2. На стационарных мониторах и телевизорах может быть несколько предустановок: стандартная, минимальная, максимальная или пиковая в зависимости от марки, производителя и других характеристик. Во всех типах, уровень яркости в канделах также будет отличатся. Например, в некоторых телевизорах пиковой может быть 300 кд/м², а в других уже 600 кд/м². Пользователю остается выбрать только тот или иной вариант, в зависимости от собственных предпочтений. Например, на телевизоре JVC можно выбрать из четырех вариантов настройки, каждая из которых имеет свой уровень яркости. Если выбираем «Яркий», то видим, что яркость находится на уровне 60 % и в целом это достаточно комфортный уровень. Но можно повысить уровень и до 100 %, настроив его вручную.

На телевизоре выбран вариант настройки

3. Можно воспользоваться картинками для настройки яркости и контрастности, специальным софтом или же онлайн-приложениями. Многие из них более всего подходят для выявления проблем с монитором, но тем не менее попробуем один из них — сайт CatLair.

Запускаем тестирование, выбираем третьего справа котика и регулируем яркость так, чтобы было видно как можно больше серого цвета. На картинке ниже, яркость регулировалась в пасмурную погоду, в вечернее время без внешнего освещения. В целом видно, что при низком уровне яркости, серый цвет более заметен, чем при высоком уровне яркости.

Разные котики отвечают за разные проверки и тесты монитора. Нам нужен третий котик.

Видимость серого цвета при низких настройках яркости подсветки (в пределах 20%)

Видимость серого цвета при высоких настройках подсветки (100%)

4. Правильная установка монитора по отношению к окнам. Нежелательно ставить монитор напротив окна, если оно не закрывается плотными шторами. Если пользователь будет сидеть лицом к окну, не закрытому шторами, то разница между естественным светом и светом от монитора будет вызывать дискомфорт. Если же экран расположен напротив окна, то разглядеть на нем что-либо будет проблематично из-за бликов и засветов.


Не яркостью подсветки единой.

Говоря про яркость нельзя не сказать про настройки контрастности, которые также влияют на интенсивность свечения экрана. Контрастностью называют отношение максимальной яркости какого-либо элемента изображения к яркости фона. Различается контраст темного изображения на белом фоне и наоборот. Другими словами, когда пользователи прибавляют ползунок контрастности к максимальному значению, то экран становится более белым, если же снижать контрастность к минимуму, то изображение будет черным. Какую контрастность выбрать — решать пользователю.

Если контрастность будет низкая, то разобрать на экране светлые цвета будет проблематично. Если же высокая, то обилие светлого будет бить в глаза. Однако, можно снизить уровень яркости и одновременно повышать контрастность, остановившись в тот момент, когда глаза начнут без напряжения смогут рассмотреть все на экране.


В заключении стоит добавить, что настройку яркости и контрастности лучше производить под свои индивидуальные потребности и ощущения. Главным условием здесь будет то, что изображение не должно причинить дискомфорта и придать усталость глазам. Помимо этого, нужно соблюдать расстояние до монитора, периодически делать перерывы в работе и не пренебрегать гимнастикой для глаз.

Читайте также: