В чем заключается работа тестировщика компьютерных игр

Обновлено: 01.07.2024

Тестировщик игр – не работа, а мечта по мнению многих геймеров. На первый взгляд кажется, что все что нужно делать – это играть с утра до вечера или с вечера до утра, да еще и получать за это зарплату.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как стать тестировщиков игр, а также какие преимущества и недостатки есть у этой работы.

❓ Кто такой тестировщик и что он делает

Тестировщик компьютерных игр – специалист, который ищет в них ошибки. Задача этого специалиста состоит не только в том, чтобы зафиксировать баг и сообщить о нем, но в идеале выяснить его причину и предложить потенциальное решение проблемы.

Для выявления ошибок тестировщикам приходится многократно проходить один и тот же фрагмент игры, тщательно проверяя все шаг за шагом. Тестирование может касаться не только механики игры, но и ее дизайна, а также проверок текстов в текстовых диалогах.

Плюсы и минусы профессии

➕ Начнем с сильных сторон. К ним можно отнести:

  • Возможность начать зарабатывать, не имея опыта в тестировании и специального образования, а лишь имея среднего уровня ПК и базовые знания о разработке игр и приложений. Такие тестировщики-новички выполняют самую простую и монотонную работу, получая за свой труд минимальную оплату.
  • Возможность работать удаленно. Не обязательно работать в офисе компании, можно заниматься проверкой игр и у себя дома.
  • Возможность профессионального роста. Освоив эту профессию на высоком уровне, вы сможете зарабатывать преподаванием, уйти в узкоспециализированную нишу и получать более высокую оплату труда, выйти на международный рынок вакансий, организовать собственную компанию или возглавить отдел тестировщиков.

➖ Теперь о минусах. К ним относятся:

  • Необходимость выполнять монотонные действия в течение длительного времени.
  • Высокая конкуренция на рынке, поскольку желающих «геймить и зарабатывать» много.
  • Необходимость тестировать однотипные игры в начале карьеры. Работа над известными играми достается опытным «акулам» тестирования.
  • Невысокая оплата труда на старте.
  • Ненормированный график. Перед релизом игр тестировщикам приходится работать сверхурочно.
Работу тестировщиком смело можно назвать трамплином для тех, кто хочет посвятить себя разработке игр, написанию тестов для них, прокачать свои знания и навыки. Как в любой другой профессии, здесь, чтобы достойно зарабатывать нужно стремиться вперед, развиваться и учиться.

Что нужно для работы тестировщиком

Кроме желания стать этим специалистом и хорошего ПК добиться успехов в этой профессии поможет:

  • Ответственность и организованность. Крайне важно уметь организовать свой рабочий процесс. Это поможет легче справляться с монотонными задачами.
  • Умение грамотно писать на английском и русском языках.
  • Элементарные знания Computer Essentials.
  • Знания в области SQL/xml/excel, форматов JSON и XML, а также хотя бы базовый уровень владения несколькими скриптовыми языками.

❓Как стать тестировщиком

Обучиться этому ремеслу можно на специализированных курсах. Если вы только задумываетесь об освоении этого направления, начните с базового курса по программированию или разработке приложений и игр. Обычно учебная программа таких курсов включает вебинары, практические разборы реальных кейсов и домашние задания, которые разбираются вместе с кураторами. Хороший курс – это максимум практики и обратной связи от преподавателей.

Для тех, кто уже работает тестировщиком, подойдет профессиональный курс , где вы сможете углубить свои знания, научиться тестировать игры на любых устройствах, включая смартфоны и XBOX.

Те, кто уже близко знаком с тестированием и трудом разработчиков приложений и игр прокачают свои знания с помощью интенсива . Пройдя курс, вы не только получите сертификат, подтверждающий освоение нового уровня, но и комплект обучающих материалов, а также умение разбираться в тонкостях и нюансах тестирования.

Маркетплейс BHAGs представляет лучшие предложения образовательных центров и онлайн-школ, в которых вы можете получить профессиональное образование по любой интересующей вас специальности.

Мы помогаем сравнить предложения по интересующим вас критериям и выбрать самое оптимальное из них, экономя ваше время, средства и силы!


«Мы только прошли третий уровень, графику надо немного подтянуть», – отвечает один из парней. Затем, развернувшись к своему другу, он улыбается, как будто только что выиграл в лотерею: «Не могу поверить, что мы играем в игры, и нам еще за это платят».
«Знаю, – отвечает ему второй. – И моя мама говорила, что это мое увлечение видеоиграми ни к чему хорошему не приведет».

Именно так на протяжение долгого времени люди представляли себе жизнь тех, кто занимается тестированием компьютерных игр – не как работу по 5-9 часов в день, а как мечту всех подростков. Кто бы не хотел сидеть на комфортном диване и целый день играть в игры с небольшими перерывами на «подтягивание» графики в третьем уровне?

Реальность немного отличается от этой картины. Так называемая проверка качества компьютерных игр (QA), то есть их тестирование (здесь и далее автор смешивает в кучу составляющие процесса – тестирование (базовый уровень), контроль качества и обеспечение качества – прим. переводчика), часто воспринимается как «играешь в игры, и тебе еще за это платят», но на самом деле это можно было бы лучше описать как процесс «ломания» игр. Это низкооплачиваемая, редко приносящая удовлетворение и часто разочаровывающая работа, которая влияет – так или иначе – на качество современных игр, но не так, как вы бы могли того ожидать.

Профессиональный тестировщик не просто сидит перед телевизором и, попивая какой-нибудь энергетик наподобие Red Bull, проходит пятый уровень последнего шутера. Он (или она) проводит по 14 часов кряду, атакуя стены в этих уровнях для того, чтобы проверить их целостность. Хорошее тестирование видеоигр больше похоже на решение головоломки, чем на набивание нового рекорда в Donkey Kong, что бы нам ни показывали в рекламных роликах. «Для того чтобы хорошо выполнять работу в QA-мире, необходимы специфический подход и особое отношение к жизни», – сказал мне опытный тестировщик компьютерных игр. «Это выходит за рамки страсти к видеоиграм и уж точно не совпадает с представлениями о том, что ты играешь в видеоигры и получаешь за это зарплату».

Обычно тестировщиков недооценивают, вспоминая о них лишь тогда, когда что-то идет не так. QA-профессионалы утверждают, что работа эта скучная, напряженная и часто рассматривается как возможность пробраться в другие области разработки игр, нежели более традиционный карьерный путь. Часто тестировщики работают по временным контрактам или для аутсорсинговых компаний, которые препятствуют их прямому общению с разработчиками игр. И когда в игре особенно много багов или она вообще выходит в свет в сыром, практически неиграбельном виде – как многие из последних релизов – то обычно все винят в этом тестировщиков. Они же, кроме всего прочего, и те, кто должен гарантировать защиту, будучи последней стеной между ошибками программистов и деньгами покупателей. Всю суть передает название процесса: обеспечение качества (Quality Assurance). Иными словами, тестировщики должны обеспечить качество продукта.

Но действительно ли виноваты те, кто тестируют игры, в том, что те выходят на рынок сырыми? Как возможно то, что тестировщики не находят тех багов, которые мы видим в играх? Почему то и дело множество серверов лежат? Чем вообще занимаются эти люди на протяжении всего рабочего дня?

В попытках изучить мир тестирования компьютерных игр и попытаться объяснить, в чем заключается эта работа и какова она, я в течение нескольких последних месяцев активно общался с огромным количеством людей, которые в настоящее время занимаются тестированием или когда-то были тестировщиками. Многие из них предпочли не называть себя, чтобы защитить свою карьеру. Некоторые говорили, что ненавидят тестирование, другие же утверждали, что не могут себя представить за другим занятием. Практически все сходятся в том мнении, что лишь немногие понимают, в чем именно заключается работа по обеспечению качества.

Сколько существуют игры, столько в них живут и баги. Некоторые относительно безобидны и даже стали легендарными, как загадочный MissingNo в Покемонах. Другие же вошли в историю видеоигр: бесконечные уровни Minus World в игрушке Super Mario Bros., в который можно попасть, пройдя сквозь стену. Но неутомимые участники игрового сообщества не сидят на месте: новые баги постоянно находятся и поносятся, а также веселят игроков – глюков в Legend of Zelda: Ocarina of Time, например, хватило на 17-минутное забавное видео!

Все это скорее дружелюбные баги. Большинство глюков в видеоиграх в лучшем случае раздражают, а в худшем – стопорят игру. Поэтому каждая игра и проходит проверку качества – обширное тестирование, проводимое для того, чтобы удостовериться в правильности работы игрушки. Аббревиатура QA пришла в индустрию видеоигр из мира продукции – микроволновок, машин, конвейеров – и во многом тестирование игр не отличается от проверки продуктов. Работа проверяющего заключается в том, чтобы обстучать и обшарить каждый уголок игры и наиграться в нее до чертиков, пока не будут удалены все глюки – точь-в-точь как рабочий на фабрике, дорабатывающий последнюю игрушку.

Когда дело доходит до QA, то игровая индустрия не имеет здесь никаких стандартов: все игры разные, и у каждой компании свой подход к тестированию. Но тестер обычно проводит месяцы за игрой, проверяя текущие варианты создаваемого продукта самыми различными способами. Чем больше багов находит тестировщик, тем выше он ценится компанией. Это, конечно же, очень непросто: видеоигры – это сложные наборы взаимодействующих систем, которые должны быть аккуратно и методично протестированы на баги. А это может включать в себя многоразовое прохождение одного и того же уровня с небольшими изменениями (будь то использование нового героя, другого оружия или выбор новой дороги) и ведения записей всего того, что с вами приключилось.

Давайте для примера возьмем Grand Theft Auto V. В огромном открытом мире, созданном разработчиками из Rockstar Games, тестировщикам приходилось разделять и властвовать. «Во время тестов разные люди занимались определенными миссиями или задачами, мини-играми и т.д.», – говорит человек, который помогал тестировать игру. «Обычно работа шла от общего к частному. Сначала ты проходишь основные миссии по порядку, потом идут кражи, затем дополнительные миссии и проверка различных персонажей, затем ты продвигаешься к тестированию стриптиз-клуба и проституток».

Этот же тестировщик сказал, что иногда им также приходится тратить уйму времени на крошечные участки игры. Например, когда дизайнеры из Rockstar попросили группу тестировщиков проверить все, что игроки могли бы сделать со службой такси в игре. Они быстро нашли, что если взять такси для новой миссии, то миссия запускается еще до того, как игрок отпустит таксиста с миром, что приводило к забавным моментам, когда автомобиль кружил вокруг или пытался сдать назад во время внутриигровых кат-сцен.

«Я думаю, что такая работа над проектами делает их гораздо лучше благодаря тому, что мы находим такие моменты, когда происходит что-то действительно дурацкое», – сказал тестировщик. «Мы нашли множество багов: говорящие свиньи, то и дело по-человечески встающие на задние ноги и уходящие прочь, простые прохожие, которые неожиданно стремительно взлетают ввысь. Тревор, сняв штаны, так и не удосуживался их одеть обратно – всю оставшуюся игру он бегал с болтающимися где-то внизу брюками. Собака Франклина погибала, едва прикоснувшись к воде… пес просто падал в пруд и камнем шел на дно, стоило ему только намочить лапы».


Обычные рабочие дни тестировщика могут значительно изменяться в зависимости от проекта, роли и позиции в компании. Так, человек, получивший работу через аутсорсинговую компанию, может провести 10 часов, врезаясь в каждую стену в последней версии Call of Duty, чтобы выяснить, где конструкцию можно пробить (эдакий «ударный тест»). Штатный сотрудник, который занимается тестами, может работать с программистом, пытаясь разобраться, отчего в их мобильной игре уменьшается частота кадров на версии для Android. Непостоянная и, как правило, монотонная по своей природе работа в сфере QA может нести в себе некоторые неожиданные испытания. Например, тестировщики, работавшие над музыкальной игрой Rock Band, говорили, что звуки, выдаваемые «пластмассовыми» барабанами, до такой степени приводили их в бешенство, что им пришлось установить правило: никаких инструментов по вторникам и четвергам.

Во время игры тестировщики записывают отчеты, используя программное обеспечение типа Jira, для того, чтобы объяснить, что произошло, и как это произошло. Программисты, которые в идеале не работают в данный момент над новым контентом и занимаются исключительно исправлением багов, анализируют отчеты и отвечают, если есть такая необходимость, – иногда с вопросами, проблемами и язвительными комментариями.

«Я не играл в BioShock Infinite по меньшей мере два года после релиза», – недавно сказал мне один бывший тестировщик. Он работал для компании 2K и много времени потратил на тестирование этой игры, он остался разочарован тем, во что в итоге превратился продукт, который, как он заметил, недостоин оригинальной версии.

«Единственное, что снова заставило меня играть в игру – это наблюдение за скоростным прохождением BioShock. Мы провели множество ночей за быстрым прохождением игры. Интересно увидеть, что игроки делают, чтобы урезать уровни».

Одним вечером тестировщик увидел видео, в котором был побит мировой рекорд прохождения игры. На одиннадцатой минуте он просто вышел из себя.

«Я взбесился, потому что они используют баг, чтобы выбраться из уровня и автоматически продвинуться вперед. Я ДОЛЖЕН БЫЛ НАЙТИ ЭТОТ ГЛЮК!» – написал мне тестировщик по мылу.

В течение очень долгого времени индустрия видеоигр выставляла тестирование как работу мечты: эй, дети, играйте в игры целый день, и мы вам за это будем платить! Но в последние годы, на поверхность выползли различные «ужастики» об этой профессии мечты: тестировщики начали делиться историями о монотонной изматывающей работе и плохом отношении к ним со стороны компаний, которые воспринимают их как расходный материал в огромной развивающейся машине.

Это выражается также и в низких зарплатах. Такая работа не имеет высоких требований – обычно для того, чтобы получить позицию тестировщика начального уровня, не нужно обладать опытом или дипломом. В то же время многие хотят заполучить эту работу, оттого и зарплаты средние. В 2014 году были опубликованы результаты исследования по зарплатам среднестатистического начинающего тестировщика. Оказалось, что годовой оклад такого работника составил около 55 тыс. долларов (судя по всему, это зарплата до вычета налогов – прим. переводчика), но это зарплата штатных сотрудников, в то время как большинство тестировщиков – контрактники, работающие либо напрямую с разработчиком, либо на компании, которые принимают заказы на тесты от множества издателей. Многие из этих контрактников говорили мне, что их зарплаты варьируются от 10 до 15 долларов за час – это в среднем 21-30 тыс. долларов в год.

Также тестировщики говорят, что на рабочем месте они ощущают неуважение к себе. Многим из них (особенно контрактникам) запрещено напрямую общаться с разработчиками, и все общение осуществляется исключительно посредством письменных рапортов о выявленных багах. «Это было чем-то вроде неписанного правила – нам нельзя было напрямую контактировать с разработчиками», – сказал мне один тестировщик. – Вся коммуникация обычно осуществлялась через QA-лидов. Все общение с разработчиками сводилось к комментариям в базе данных об ошибках, что нельзя назвать идеальной формой взаимодействия, при которой легко неверно интерпретировать комментарий/вопрос разработчика об ошибке как колкость или раздраженное замечание».

«Те, кто тестируют игры, думают только о том, чтобы найти баги, разработчики думают только об исправлении этих ошибок», сказал мне один тестер: «Они не являются командой и не работают вместе. Это почти как игра в теннис. Тестеры вообще-то заинтересованы в том, чтобы игра была глючной, иначе им нечего будет делать. Поэтому две стороны в каком-то смысле работают в ущерб друг другу, что нельзя назвать здоровым рабочим процессом».

В некоторых игровых компаниях начальство устанавливает для тестеров нормы найденных ошибок, и если багов будет меньше, чем указано в норме, то тестерам может грозить сокращение. Это порождает странное напряжение, когда тестировщики начинают конкурировать за то, кто первый найдет самые большие ошибки. Иногда такие сотрудники проявляют изобретательность и находят пути для того, чтобы больше работать, больше получать и выглядеть более ценными сотрудниками для компании. «Были и такие тестеры, которые выявляли баги в такое время, чтобы иметь возможность поработать сверхурочно. Если на выходные не запланировано дополнительных часов, то они сообщают о множестве ошибок днем в пятницу. В некоторых случаях это повлечет за собой сверхурочные часы работы», – рассказал мне один тестировщик.

Тестировщикам приходится также иметь дело с другими не самыми приятными вопросами индустрии игр, связанными в основном с обязательствами и частыми увольнениями. Крупные разработчики обычно нанимают десятки тестировщиков перед окончанием крупного проекта и прощаются с ними, как только игра выходит в свет. Вместо того, чтобы отмечать успешное завершение проекта с разработчиками, они вынуждены искать новую работу.

Учитывая все вышеперечисленное, у стороннего человека может создаться впечатление, что это ужасная собачья работа, но у нее есть и позитивные аспекты. Многие тестировщики говорят мне, что, несмотря на многие проблемы в работе, тестирование видеоигр может быть приносящим удовлетворение и уникальным в своем роде познавательным занятием.

«Мне нравилось заниматься тестированием, и я бы повторил это снова, если бы потребовалось», – говорит Обед Навас (Obed Navas), бывший тестер, который работал над такими тайтлами, как BioShock и Call of Duty. «Несмотря на то, что тестировщик – это не самое гламурное звание, и с такой работой ты рискуешь потерять всякий интерес к видеоиграм в нерабочее время, в конце концов возможность увидеть свое имя в титрах дорогого стоит. Также круто иметь какие-то связанные с проектами вещи, которые нигде нельзя достать, и на вопросы знакомых о том, где я их взял, с гордостью отвечать «Я работал над этой игрой».

Гид по профессии тестировщик: чем занимается специалист в сфере QA, сколько з. главное изображение

Позиция тестировщика считается одним из самых простых способов быстро войти в отрасль информационных технологий. Ходят слухи, что эту профессию легко освоить, работа у тестировщика — не бей лежачего, да и платят специалисту по тестированию программного обеспечения почти как программисту. Насколько эта информация достоверна? Давайте разбираться.

Кто такой тестировщик, за что отвечает и чем занимается

Тестировщик программного обеспечения планирует и выполняет тестирование приложений, отлаживает код, улучшает юзабилити программ. Часто к названию профессии добавляют латинские буквы q и a: qa тестировщик. Также употребляют название qa инженер. В латинских буквах спрятана суть деятельности тестировщика. Подробности ниже.

За что отвечает тестировщик

QA произошло от английских слов quality assurance — обеспечение качества. Это часть разработки, которая управляет качеством продукта. QA — широкое понятие, а работа над обеспечением качества начинается задолго до написания первой строки кода будущего приложения. В идеальном мире инженер по качеству работает над продуктом если не на этапе генерации идей, то на этапе исследования рынка и изучения потребностей целевой аудитории.

В широкое понятие QA входит ещё одно направление деятельности: QC, quality control или контроль качества. Инженеры QC контролируют продукт на этапе разработки и поддержки. Тестирование программного обеспечения — один из инструментов контроля качества. То есть тестировщик проверяет приложение в рамках мероприятий по контролю качества (QC), которые входят в комплекс работ по обеспечению качества (QA).

В широком смысле тестировщики участвуют в создании полезного для пользователей программного обеспечения. Если конкретизировать, тестировщики контролируют качество приложений, над которыми работает организация.

Чем занимается тестировщик

Как сказано выше, тестировщики проверяют программное обеспечение. Разберёмся, как они работают.

Есть ручное и автоматизированное тестирование ПО. Соответственно, специалисты по ручному тестированию проверяют приложения вручную, а специалисты по автоматизированному тестированию работают с помощью программ.

Ручной тестировщик по сути вручную имитирует действия пользователя приложения. Специалист убеждается, что программа работает как ожидается в разных сценариях взаимодействия. Ручное тестирование иногда называют поведенческим или тестированием методом чёрного ящика. Но автоматические тесты тоже чаще всего проводятся с использованием стратегии чёрного ящика.

Стратегией чёрного ящика называется подход, при котором объект тестируется без использования знаний о его внутреннем устройстве.

При планировании поведенческих тестов специалист учитывает технические требования к программному обеспечению. Пример: в спецификации указано, что после регистрации нового пользователя приложение отправляет письмо с подтверждением на указанный электронный адрес. Тестировщик регистрируется в приложении и проверяет, пришло ли соответствующее письмо.

Ручное тестирование — самый простой способ оценки качества приложения. Тестировать приложение вручную — «дорогая» операция, так как скорость и точность проверок ограничена возможностями тестировщиков.

Автоматизированное тестирование подразумевает проверку приложений с помощью программного обеспечения. Это не значит, что для автоматических проверок не нужны тестировщики. Напротив, специалист по автотестам должен знать и уметь больше, чем ручной тестировщик.

Вот примерное описание работы эксперта по автоматизированному тестированию. В первую очередь он выбирает тест-кейсы или функции приложения, которые нужно проверить. Обычно для автотестов выбирают критичные для работы ПО функции, например, обработку платежей, сохранение пользовательских данных. Автотестирование подходит, когда тесты повторяются неоднократно или для проверки функции приложения нужно использовать большие объёмы данных.

Затем тестировщик выбирает инструменты, планирует и реализует дизайн проверки. На этом этапе специалист готовит данные для тестов, настраивает инструменты, устанавливает расписание тестирования. Тесты запускаются, результаты тестирования автоматически фиксируются. Специалист анализирует полученные данные и передаёт информацию разработчикам.

Автоматизация тестов экономит ресурсы организации. Она позволяет с минимальными усилиями повторно тестировать приложения, требует меньше времени по сравнению с ручными тестами, сокращает количество ошибок.

Промежуточный итог: тестировщики контролируют качество программного обеспечения. Эта деятельность входит в комплекс работ по QA — обеспечению качества приложений. Тестирование бывает ручным и автоматизированным. Ручное тестирование предполагает проверку приложений вручную, а для автоматических тестов специалисты используют программы.

Работа тестировщиком: где работают QA-инженеры, сколько зарабатывают, какие вакансии есть на рынке

Тестировщики трудятся в командах, которые занимаются разработкой программного обеспечения. Это скорее средние и крупные компании, которые делают собственный продукт или работают по модели аутсорсинга.

QA-инженеров и QC-тестировщиков часто привлекают команды, которые используют DevOps. В таких командах разработка, тестирование и поддержка ПО выполняется циклически с использованием подходов Agile или Scrum.

Сколько зарабатывают тестировщики

По данным QA-инженера Антона Якутовича, на рынке есть несколько уровней тестировщиков. Новички получают меньше $600 в месяц, зарплата специалистов среднего уровня составляет от $1500, опытные специалисты получают до $2300. Эксперты по автоматизации тестирования экстракласса могут рассчитывать на зарплату от $2300 в месяц.

Большая часть вакансий открыта в Москве и Санкт-Петербурге. Но тестировщики требуются и в регионах. Например, в Новосибирской области открыто 293 вакансии по тестированию, в Татарстане — 219 вакансий, в Свердловской области — 210 вакансий.

Как стать тестировщиком: что надо знать и где учиться

В этом разделе говорим о необходимых для тестировщиков знаниях и об обучении. Важно понимать, что требования к соискателям отличаются от компании к компании, поэтому ниже вы найдёте обобщённую информацию.

Что должен знать и уметь тестировщик, какие софт-скилы нужны этому специалисту

В первую очередь специалист должен изучить основы тестирования. Классификация тестирования, методы и инструменты, создание сценариев тестирования, — вот базовый набор знаний, с которого будущие QA-тестеры начинают знакомство с профессией.

Тестировщик должен уметь работать с командной строкой, знать браузеры и инструменты разработчиков. Также понадобится умение работать с инструментами автоматического тестирования, например, HP-UFT (бывший QTP), Selenium, Sahi и так далее.

Специалисты называют разные софт-скилы, которыми должны обладать тестировщики. К специфичным для этой профессии мягким навыкам можно отнести внимательность к мелочам, критическое мышление, умение анализировать информацию.

Где учиться тестированию

Профессии «Тестировщик» на Хекслете пока нет. Тем не менее у нас есть полезные для будущих тестировщиков курсы и интенсивы. Вот некоторые из них:

Также вы можете посмотреть программы обучения в других школах. Например, курсы для будущих специалистов в области QA есть в «Тинькофф Образование», «Нетологии», GeekBrains, Skillbox и в других русскоязычных школах. А если вы владеете английским языком, можете пройти курсы на известных англоязычных площадках, включая Udacity, edX, Udemy, Coursera и так далее.

Промежуточный итог: чтобы работать тестировщиком, нужны специальные знания, включая основы тестирования, основы программирования, системы контроля версий, инструменты автоматизации и так далее. Часть знаний будущие тестировщики могут получить на Хекслете.

Профессия глазами профессионалов: комментарии экспертов о работе тестировщиков, перспективах и обучении

Мы обратились к опытным специалистам в сфере QA, чтобы узнать о нюансах профессии тестировщик. Они ответили на несколько вопросов о профессии.

Константин Виноградов: после курсов программистов можно смело становиться тестировщиком

Дмитрий Дементий: Чем работа тестировщика отличается от работы программиста? И что есть общего в работе тестировщика и программиста?

Константин Виноградов: Проще сказать, чем они похожи: оба специалиста работают над тем, чтобы на выходе получился качественный продукт, отвечающий требованиям заказчика. В остальном это совершенно разные направления работы.

Конечно, есть отдельные специализации, такие, как специалист по автоматизации тестирования (test automation engineer) или разработчик в тестировании (software development engineer in tests), чья работа почти идентична работе программиста. Она предполагает написание кода автоматических тестов и тестовых фреймворков.

Но в целом задачи тестировщика слабо перекликаются с задачами программиста. Анализ требований, составление тестового плана с учетом покрытия требований, выполнение ручного тестирование и запуск автотестов, подготовка отчетов — вот работа тестировщика. Если не рассматривать уровень простого мануального тестирования, я бы сказал, что такая работа имеет значительно большую аналитическую составляющую, чем техническую.

Валидация продукта требует от тестировщика достаточно большого кругозора, так как приходится смотреть на продукт глазами пользователя, понимать его потребности. Надо уметь «быть пользователем» и знать его потребности, что непросто, если речь идет о специализированных решениях. Надо знать отраслевые стандарты, которым должно соответствовать решение, и уметь это соответствие проверить. Надо уметь находить способы тестирования совместимости с конкурентными решениями.

Кроме того, от тестировщика требуется другое мышление. Способ думать разработчика должен привести его к одному правильному и оптимальному сценарию решения проблемы. Способ думать тестировщика ведёт его ко всему многообразию сценариев, которых, по определению, больше.

Еще раз повторюсь: мы не рассматриваем автоматизаторов и разработчиков в тестировании, потому что они, на мой взгляд, всё же разработчики, а не тестировщики.

Д. Д.: Кем проще стать: разработчиком или тестировщиком?

К. В.: Тестировщиком. Но не потому, что им быть проще. Просто порог входа ниже. Карьера разработчика начинается с позиции junior software developer, которая требует наличия минимальных знаний: язык программирования, основные алгоритмов и структур данных, знакомство с фреймворками и так далее. Чтобы стать джуном, ты уже должен быть разработчиком.

Карьера тестировщика начинается с уровня специалиста по ручному тестированию (manual testing): есть описание тестов, делай руками, вноси результаты в отчет. Очевидно, что начинать во втором случае проще.

Д. Д.: С финансовой точки зрения к чему выгоднее стремиться: к позиции тестировщика или программиста?

К. В.: С финансовой — к позиции программиста. Вот только смотри пункт про образ мышления. Есть мнение, что тот, кто рожден быть хорошим тестировщиком, будет паршивым программистом. И наоборот.

И опять особняком автоматизаторы: часто их зарплаты сопоставимы с программистами. Именно потому, что они, по факту, занимаются разработкой, и им платят, чтобы они действительно не ушли в разработку.

Д. Д.: Чтобы проверять написанные программистами приложения, тестировщик должен разбираться в коде лучше программистов. Этот тезис верный или нет?

К. В.: Это очень сильно зависит от подхода к тестированию в конкретной компании. Часто бывают случаи, что тестировщику вообще не приходится заглядывать в код. Особенно это может касаться различных embedded решений или прошивок устройств. Но знать, как разрабатывается продукт, как он работает, и почему сделано именно так, тестировщик должен.

Д. Д.: Можно ли рассматривать позицию тестировщика как один из простых способов войти в IT?

Д. Д.: Какими инструментами пользуются тестировщики: окружение, редакторы и IDE, библиотеки и фреймворки?

Все зависит от продуктового стека и того, чем автоматизируется тестирование. У меня:

  • Linux/macos;
  • VScode;
  • Pytest;
  • Jenkins;
  • Gitlab.

Д. Д.: Где можно научиться тестировать ПО? Можно ли стать тестировщиком после курсов программирования?

К. В.: Не буду приводить примеров курсов, потому что ничего не могу о них сказать. Все коллеги-тестировщики учились сразу на производстве. После курсов программистов можно смело становится тестировщиком. Как и после других курсов. Потому как профессии отражают совершенно различный подход.

Станислав Урюпин: тестированию можно научиться только на практике

alt_text

Станислав Урюпин, QA-инженер, руководитель волонтёрского образовательного проекта Sciberia

Дмитрий Дементий: Чем работа тестировщика отличается от работы программиста? И что есть общего в работе тестировщика и программиста?

Станислав Урюпин: Избегая формальных определений, отсылающих к различным стандартам, описание разницы в работе программиста и тестировщика можно свести к следующему виду — работа программиста заключается в создании приложений, а работа тестировщика заключается в обеспечении их гарантированной работоспособности. Тем не менее у этих профессий общие цели — создание полноценных программ, которые используют другие люди и системы.

Д. Д.: Кем проще стать: разработчиком или тестировщиком?

С. У.: Начать карьеру в IT проще тестировщиком, чем разработчиком. Но за последние годы сложность разрабатываемых программ и предъявляемых требований сильно возросли. Данные изменения не могли не отразиться на работе тестировщика. В связи с этим повысился порог вхождения в профессию.

Теперь начинающему тестировщику уже недостаточно знать в общих чертах теорию и то, как составляются тест-кейсы. Нужно знать многое: начиная от того, как устроена специфика работы в конкретной области тестирования, заканчивая представлениями о современных методологиях разработки.

Д. Д.: С финансовой точки зрения к чему выгоднее стремиться: к позиции тестировщика или программиста?

С. У.: На мой взгляд, неправильно подходить к выбору профессии, когда главным критерием выбора является уровень зарплаты. В этой позиции кроется одна уловка: очень сложно динамично развиваться в той профессиональной области, интерес к которой находится не на вершине мотивационного выбора. А не развиваясь динамично, нельзя рассчитывать на реальный рост зарплатных ожиданий. В любой области IT профессионалы высокого уровня могут получать достойную зарплату.

Д. Д.: Чтобы проверять написанные программистами приложения, тестировщик должен разбираться в коде лучше программистов. Этот тезис верный или нет?

С. У.: Этот тезис не является верным. Лучше самих программистов в коде не может и не должен разбираться кто-либо ещё. Тестировщики работают чаще всего по стратегии черного ящика, когда непосредственный доступ к коду закрыт для анализа. Зато тестировщику доступны различные способы и инструменты для определения работоспособности программ.

Д. Д.: Можно ли рассматривать позицию тестировщика как один из простых способов войти в IT?

С. У.: Можно, но лишь отчасти. Всё зависит от конкретных целей. Например, часто новички работу в тестировании рассматривают как промежуточный этап перед переходом в разработку. Тестирование и разработка — это разные области деятельности. В каждой из них найдутся характерные особенности, без которых продуктивная работа невозможна. Потому неизбежно придётся тратить ресурсы на погружение в предметную область.

Если цель — пройти в разработчики или иные направления работы в IT, такие, как DevOps или аналитика, стоит отдельно изучать эти направления. Но получится ли это делать без падения продуктивности работы в тестировании, вопрос открытый.

Д. Д.: Какими инструментами пользуются тестировщики: окружение, редакторы и IDE, библиотеки и фреймворки?

С. У.: Область тестирования обширна, и в ней много направлений, в которых найдутся свои инструменты. Есть инструменты, которыми пользуются тестировщики независимо от направления. Например, cистемы управления тестированием или системы отслеживания ошибок.

Д. Д.: Где можно научиться тестировать ПО? Можно ли стать тестировщиком после курсов программирования?

С. У.: Тестированию, как и многому другому, можно научиться только на практике. Если нет опыта, с которым можно начать карьеру, стоит изучить теорию и воспользоваться готовыми решениями для практики. Например, выбрать сайт или мобильное приложение и попробовать научиться составлять тест-кейсы или изучить на предмет возможных ошибок.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что ни одни курсы в мире не могут гарантировать трудоустройства, пока человек сам не будет стараться найти работу. Если пройти успешно курсы по программированию, и появится желание попробовать себя в тестировании, то знания, полученные на курсах, облегчают вход в профессию, так как области деятельности тесно связаны между собой.

Заключение: работодателям нужны тестировщики, а соискателям нужно учиться и практиковаться

Тестировщик — не человек с улицы, а квалифицированный специалист, который должен много знать и уметь, постоянно практиковаться и развиваться. Работодатели готовы платить достойные зарплаты специалистам по автоматизированному тестированию. Чтобы стать тестировщиком, нужно учиться самостоятельно или на курсах. По мнению экспертов, позицию тестировщика можно считать одним из простых способов войти в отрасль информационных технологий.

Никогда не останавливайтесь: В программировании говорят, что нужно постоянно учиться даже для того, чтобы просто находиться на месте. Развивайтесь с нами — на Хекслете есть сотни курсов по разработке на разных языках и технологиях


Головой о стену

Вам дают каску, большую прочную стену шесть на шесть метров и лесенку. Вам нужно передвигать лесенку, подходить к каждому спорному месту в стене и, надев каску, аккуратно биться в нее головой. Бывают творческие моменты: а что если ударить стену не головой, а ногой, или попробовать "дать пять" стене? Иногда это может привести к неожиданному результату: например, стена ответит вам комментарием. Это реальный пример того, чем занимается тестировщик видеоигр.

Тестировщик ищет баги. Я как-то тестировал игру своих знакомых разработчиков и нашел интересную уязвимость: если подойти к лошади, несколько раз позвать ее за собой и отпустить, а потом ударить кулаком и сразу сесть на нее, то лошадь становится наездником, а твой герой — ездовым животным. Как именно я это нашел, уже не помню, но из таких моментов и состоит моя работа. Разработчик посмеялся, выложил видео в интернет, и многие попросили оставить баг, что и было сделано. Перед этим мы, конечно, провели дополнительные тесты и узнали, что в конце дня герой-лошадь превращается обратно в человека, и никакого вреда игре это не несет, хоть и выглядит очень странно: лошадь, которая ходит на двух ногах и стреляет из копыт.


В этой работе требуются нереальная усидчивость и умение мыслить нестандартно. Если игра большая и сложная, а до ее релиза осталось совсем немного времени, то я могу проводить за тестами по 12 часов кряду. Однажды мне пришлось просидеть за монитором 36 часов подряд без сна и еды, поддерживая себя только кофе и желанием выполнить проект в срок.

В поисках неидеального

Мой интерес к тестированию родился во времена первых видеоприставок. Я любил игры и постоянно слышал разные мифы о них. Главным разочарованием стал миф о том, что если в игре "Утиная охота" на "Денди" пройти все уровни, то в конце можно будет застрелить собаку, которая тебя постоянно подкалывает. Нет, к сожалению, нельзя.


Родители изначально отнеслись к моему занятию негативно, пытались лишать компьютера, отбирали шнур питания. Но даже в те времена эти шнуры стоили недорого, и вопрос решался просто. Потом они смирились, когда поняли, что я спокойно совмещаю увлечения с учебой и основной работой: по образованию я экономист, занимаюсь маркетинговыми исследованиями.

Сегодня игры стали для меня работой, поиграть просто в свое удовольствие давно уже не удается. Порой я занимаюсь тестированием и без денег, просто из интереса.

Люди-тестеры

"Искать и не сдаваться, найти и докопаться", — вот девиз этой профессии. Мы общаемся в соцсетях, на форумах, специализированных сайтах и встречаемся в реальной жизни, чтобы отдохнуть и поговорить о чем-то еще, кроме компьютерных игр.


Представители этой профессии чаще мужчины, но женщин тоже хватает. Возраст большинства от 20 до 30 лет — молодые, веселые ребята, которые у монитора превращаются в зомби. Есть люди и старше, у которых в детстве не было видеоигр, но они составляют исключение. Как правило, тестировщик — это начальный этап карьерного пути в игровой индустрии. В этом направлении не особо принят дресс-код, но молодое поколение часто ходит в деловых костюмах, а более старая часть сообщества их за это не понимает.

Многие тестировщики — семейные люди. Кто-то находит свою вторую половинку внутри сообщества, но иногда профессиональная дотошность может мешать на личном фронте, и я тому пример. Как-то я познакомился с девушкой, но когда она узнала, чем я на самом деле занимаюсь и почему провожу так много времени за компьютером, то не очень поняла этот момент.


Профессионалы и любители

В игровой компании, где работают сто человек, в штате может быть десять и более тестировщиков, которые сидят в офисе и получают зарплату. Существуют также сторонние тестировщики, которых привлекают на финальных стадиях производства, чтобы проверить, как игра ведет себя при большом количестве пользователей. Ты заполняешь заявку на сайте и получаешь возможность познакомиться с игрой за несколько недель или даже месяцев до ее премьеры. Некоторые добросовестно проверяют игру и отправляют отчеты, цель других — быстрее добраться до заветной игрушки, поэтому они сразу кидаются играть.

Разработчики видят, кто присылает им отчеты, кто нет, и таким образом легко отделяют работающих тестировщиков от "халявщиков". На таких людях они научились зарабатывать, продавая так называемые комплекты раннего доступа. Цена на них такая же, как и на обычный доступ, то есть порядка двух тысяч рублей, если мы говорим о топовых компьютерных играх.

Читайте также: