В этом здании жил и работал мемориальные доски как образ исторической памяти

Обновлено: 03.07.2024

Зачем мы вешаем на здания мемориальные доски? Чтобы помнить! Помнить что? Свои ошибки? Покажу 10 наиболее распространённых ошибок и субъективные точки зрения на мемориальных досках, посвящённых Великой Отечественной войне. Уточню - почти за каждой доской стоит нормативный акт местного самоуправления. Т.е., есть, кто отвечает и с кого спросить.

Ошибка 1-я: память о памяти, или доска ни о чём

Постоянно видишь доски, на которых ничего нет. Никакой информации - только о самой мемориальной доске. Ну, и что Вы узнали из этой доски? № госпиталя? Точные даты его пребывания? Количество прошедших через него бойцов? Имена медиков? Кстати, вообще не принято писать на мемориальной доске "мемориальная доска"!

Думаете, это - редкость? Обогатились, прочитав текст? Что за здание? Какой госпиталь? Кто им руководил?

Думаете, только госпиталям не повезло? Нет, загадочным девушкам-минёрам тоже! Что же эта за разновидность девушек такая - девушка-минёр? Чем отличается от обычных девушек? Кто они, сколько их, как их часть называлась? Да, неважно!

Ошибка 2-я: неточности в досках ведут к ошибкам

Впрочем, важно: неточности в датах и названиях на досках ведут к конкретным ошибкам. Казалось бы, что тут неверного? Вроде, всё правильно! Однако, стандартная надпись дат Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. здесь искажает ситуацию: эвакогоспиталь №1882 работал в 1941-1944 г., и отсутствие этой информации на доске при присутствии дат войны привело к возникновению ошибки.

Ещё пример подобной ошибки: эвакогоспиталь №3629 размещался в Кемерово в 1941-1944 г.

Ошибка 3-я: недостаток информации и догадки приводят к ошибкам

Это - одна из самых распространённых ошибок: почти та же проблема, что и раньше, но, здесь отсутствие конкретной информации из-за наших знаний ухудшает ситуацию: мы читаем: в годы Великой Отечественной войны, зная, что это - 1941-1945 гг., а, на самом деле эвакогоспиталь №2930 в Орехово-Зуево работал в 1942-1943 гг. Трудно было это написать?

Ещё один пример этой же ошибки. левитан далеко не всю войну провёл в Свердловске (хотя, прочтение доски подталкивает нас к этой мысли). Более того, Куйбышев (совр. Самара) оспаривает это право, и ни у одного города нет документов, доказывающих факт присутствия Левитана и сроки этого присутствия.

Ошибка 4-я: перебор информации на досках тоже может вести к ошибкам

Когда на доске слишком много информации, также возникают ошибки. Здорово ведь! В годы Великой Отечественной войны в 1941-1947 гг.! Получается, в Вологде война шла на 2 года дольше, чем у остальных! Любители точности, будьте точнее!

Ошибка 5-я: мемориальная доска - ещё и объект искусства, а не страница сочинения

Эта ошибка усиливает предыдущую, когда из текста мемориальной доски пытаются сделать небольшой роман.

Ошибка 6-я: изображения на досках

Очень часто ради красоты и изящества на досках размещают вместо нормального оружия и техники чёрт-те что.

Знаете, как называется ситуация с пистолетом-пулемётом Шпагина (ППШ) на мемориальной доске - перекос магазина, причём, нечинимый. Что это означает для бойца? Что у тебя в руках - бесполезное оружие!

Вот как выглядел настоящий ППШ с нормально установленным магазином. Я даже не говорю о других деталях оружия - отсутствии прицельных мушек, винтовочном прикладе и общей диспропорции.

Ошибка 7-я: преувеличения и предвзятости

На этой доске - сразу 2 проблемы: абсолютно лишние "Мемориальная доска установлена" (см. 1-я ошибка). В чём же 7-я ошибка? Предположим (кощунственно, конечно. ведь все знают!), что читающий текст не знает, что 17 июля 1941 г. Николай Сиротинин в одиночку 2 часа противостоял танковой дивизии Гудериана в деревне Сокольничи Кричевского района Могилёвской области. Старший сержант артиллерии, командир орудия 55 стрелкового полка 6 стрелковой дивизии уничтожил в этом бою 11 танков, 7 бронемашин, 57 солдат и офицеров противника. И геройски погиб. Но, авторы доски вместо рассказа б этом туманно намекают читающим: ЗНАТЬ НАДО! В чём тогда смысл мемориальной доски? И, что означают их слова о легендарном герое? Вообще-то, Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») — жанр несказочного прозаического фольклора. Т.е. герой доски - из фольклора? Он нереален? Осторожнее надо с такими терминами!

Ещё один, очень частый пример: кто сделал Ватутина выдающимся полководцем? Авторы доски? А, остальные были какими? Жуков, например? Или покопаемся в операциях Ватутина? Все были успешными? Под Ленинградом, например?

Одна из самых распространённых ошибок - использование неверных клише, штампов, стереотипов - как хотите, их называйте. Ну, не была германия фашистской, ну, никак! Италия - да, а Германию - гитлеровская, нацистская, но, никак не фашистская!

Из той же "оперы", но, ещё оригинальнее: как объяснить человеку, что у бомбардировщика нет идеологических (в данном случае - "фашистских") предпочтений, и что он может быть в данном случае только немецким?

Ошибка 9-я: Незнание фалеристики

Очень часто Герои Советского Союза становятся "жертвами" этой ошибки. По закону, Герой Советского Союза одновременно с Золотой Звездой Героя получал и орден Ленина, без которого не имел права носить Золотую Звезду. Но, на множестве мемориальных досок Звезда одинока.

Ошибка 10-я: грамотность русского языка

Читаем: "В этом здании 1941-1945 гг. " - банально пропущен предлог "в".

Подведём итоги: Крайне неприятно, когда в таком благородном деле, как установка мемориальных досок допускается столько ляпов и ошибок, создаются мифы и развиваются стереотипы. Да, и так получается, что именно с эвакогоспиталями больше всего ошибок.

Бонус для дочитавших: самое пакостное - когда на мемориальных досках неуважительно пишут ВОВ вместо Великой Отечественной войны. Не верите? Посмотрите на фото! Места не хватило? А, уж насчёт даты парада Победы - без комментариев!

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.

Проходя по улицам больших и малых городов, можно заметить на фасадах домов «дощечки» с надписями и изображениями. Порой это своеобразные памятники искусства, по которым можно, пусть и бегло, но самостоятельно, познакомиться с историей города, жизнью людей, его знаменитыми жителями и знаменательными событиями. Такие доски принято называть мемориальными. Что они собой представляют и зачем нужны? Какое влияние оказывают на формирование мировоззрения подрастающего поколения, рассказывая о героях и исторических событиях?


На эти и другие вопросы мы постарались найти ответы в ходе нашего исследования, которое поможет сохранить объекты культурно-исторического наследия, передать потомкам накопленные знания, а возможно, восстановить или вновь установить памятные знаки на местах знаменательных событий.

Объект исследования: мемориальные доски.

Предмет исследования: мемориальные доски города Кирова как часть исторического наследия старой Вятки.

Гипотеза исследования: если мы соберём интересные материалы по истории и местонахождению мемориальных досок исторического центра города Кирова, то сможем создать квест для проведения экскурсий.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение); эмпирические (наблюдения, анкетирование).

Для сбора необходимой информации были отобраны, изучены и проанализированы различные документы и материалы по теме исследования. Свой поиск мы начали с посещения областной научной библиотеки имени А.И. Герцена и Кировского областного краеведческого музея. Полученные сведения легли в копилку информационных материалов нашего исследования.

При использовании методического приема «ход от словаря» для толкования терминов и понятий были взяты «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова Н.Ю.Шведовой, «Словарь иностранных слов», энциклопедии и справочники.

Для гражданско-патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики и краеведения были использованы статьи из периодических изданий: Александрова Ю.Н., Бирюкова П.А. в журнале «Образование в современной школе» (2005. № 4. С. 9-12) и Гера Р.Д. в журнале «Воспитание школьников» (2005. №10. С. 6-8). Для подготовки и правильного проведения экскурсий и мероприятий, проанализирована книга Емельянова Б.В. «Экскурсоведение».

1. Историческое наследие Старой Вятки (на примере мемориальных досок)

1.1. Мемориальная доска как знак памяти

Проходя по улицам города, любой человек может подойти к дому с мемориальной доской, прочитать текст, посмотреть на изображение и погрузиться в правдивую историю, которую можно сравнить с хорошим фильмом или интересной книгой.

Появление такого понятия, как мемориальная доска, в русской культуре приходится на начало XIX века после войны 1812 года. Далее мемориальное увековечение продолжалось, но никак не декларировалось. И только в ХХ веке были заложены правила установки мемориальных досок декретом «О памятниках республики», подписанным В.И. Лениным 12 апреля 1918 года. В настоящее время, согласно действующему законодательству, мемориальные доски являются лишь информационными надписями, установленными на объекте культурного наследия. Но доски, выполненные профессионально, по праву можно считать монументальными скульптурными произведениями.

Помимо сохранения памяти, доски становятся украшением зданий, образовательными и познавательными элементами для людей. Они привлекают к себе внимание, являясь настоящими памятниками искусства. В каждом городе существует положение, в соответствии с которым устанавливаются мемориальные доски. Мы познакомились с положением о мемориальных досках города Кирова, которое помогло нам составить и откорректировать план дальнейших действий, выделив главные направления исследования.

1.2. История возникновения мемориальных досок

Мемориальные доски выступают наиболее массовой формой увековечивания исторической памяти общества художественными средствами наряду с памятниками архитектуры и скульптурными сооружениями. «Прародителями» мемориальных досок были надписи, сделанные на стенах пещер, сооружений и зданий, на стелах, арках, колоннах, монетах, на надгробных плитах или камнях. Некоторые из них сохранились до сих пор, пройдя в своем развитии длинный путь и отражая становление мировоззрения общества.

Самые первые из ныне существующих досок находятся в Москве. На резных досках Спасской башни Кремля помещены надписи на русском языке со стороны Кремля и на латыни со стороны Красной площади, они зафиксировали историю построения в 1491 году Спасской (Фроловской) башни архитектором Пьетро Антонио Солари.

Позднее мемориальные доски были установлены в Петербурге. Первая появилась на стенах Казанского собора, на ней увековечено имя архитектора А.П. Воронихина. С XVIII века досками стали отмечать уровень воды при наводнениях. (См. Приложение 1, рис.1) После введения в Петербурге городового положения 1870 года принято решение об установлении памятных досок на возведенных строениях. К числу достойного внимания были отнесены павильоны Сенного рынка, здание городской скотобойни, Петровской пожарной части и пожарного депо.

В конце XIX — начале XX вв. в Москве были установлены памятные доски, посвященные известным людям. Три из них сохранились и поныне на домах, где жили А.В. Суворов (ул.Большая Никитская, 42), А.Н. Скрябин (Большой Николопесковский переулок, 11 и на доме, где родился Н.И. Пирогов (Мельницкий переулок, 12). С этого времени началась массовая практика установки мемориальных досок по всей России.

1.3. Критерии установки мемориальной доски

Форма мемориальной доски, ее место на фасаде здания очень важны для создания выразительного памятника, несущего конкретную историческую информацию. Именные и «событийные» доски, как правило, легко читаются, быстро и надолго запоминаются, так как художественное отражение события выполняется в виде текстовой лаконичной надписи. Для установки мемориальных досок существуют определённые критерии:

1.4. Виды оформления мемориальных досок

Наибольшее значение в оформлении мемориальных досок имеет «архитектура» шрифта, общий рисунок текста, построение букв. Композиция доски может быть дополнена скульптурным портретным изображением или другими элементами декора. Приняты следующие виды оформления, которые мы рассмотрели на примере мемориальных досок города Кирова:

Таким образом, при установлении мемориальных досок необходимо обязательно учитывать критерии их установки и виды оформления.

1.5. Материалы для изготовления мемориальных досок

Важную роль в композиционном решении играют технические вопросы: согласованность текста, шрифт, расположение надписи на доске. Для облегчения этой задачи изготавливается модель или точная копия в мягком материале и в уменьшенном размере. После утверждения рабочей модели произведение изготавливается в полную величину.

По размеру мемориальная доска может быть небольшой, но важно учитывать размеры фасада здания и высоту места, где планируется установить её. Для этого изготавливают шаблон из фанеры, по размерам соответствующий оригиналу, и прикладывают на здание. Даже гениальный скульптор М.К.Аникушин использовал шаблоны на месте установки, чтобы до конца убедиться в правильности выбора размера памятной доски.

Мемориальные доски могут быть изготовлены из разных материалов: мрамор (56,5 %), чугун (12 %), бронза (10,5 %), гранит (8,5 %); силумин (6,5 %); гипс, медь, сталь, холст, бетон (очень редко); лабрадорит, ДСП, кирпич, плексиглас, (в единичных случаях). Для досок в городе Кирове характерны применение традиционных техник (чеканка, ковка, литье) с учетом особенностей материалов. Большая часть выполнена из меди и алюминия методом чеканки. Распространены доски из оргстекла и пластика. Мемориальные доски, установленные в начале XXI века, выполнены в современной технике – фотокерамике. После монтажа на здание даётся гарантийный срок эксплуатации любой мемориальной доски.

1.6. История мемориальных досок в городе Кирове

Кировчанам не приходится жаловаться на нехватку в городе мемориальных досок. Но, судя по большинству из них, история города начались только в 1917 году, а предыстория лишь немногим ранее – в 1905-м. Так, на доме № 73 по улице К.Маркса, где сейчас располагается детская библиотека им. Александра Грина, есть доска со следующим тестом: «Памятник истории. В этом здании 10 октября 1905 г. состоялся митинг протеста против царского манифеста 17 октября. 18 октября с балкона перед участниками митинга выступал председатель вятского комитета РСДРП В.А. Горбачев, призвавший массы к свержению самодержавия и установлению демократической республики. С 5 по 8 января 1918 г. проходил первый губернский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». (См. Приложение №1, рис.4)

Художественная составляющая мемориальных досок своим стилем и содержанием воплощает традиционные для России идеалы человека – воина и государственного деятеля. Несмотря на все изменения, произошедшие в стране и обществе в конце ХХ века, мемориальные доски прошлых лет сохраняют дух времени, в которое были созданы, сохраняют память о событиях и отношение современников к этим событиям.

Сегодня очень трудно ответить на вопрос, сколько всего в Кирове и области насчитывается мемориальных досок. Найти какие-то обобщенные сведения, специальные исследования, посвященные классификации и происхождению мемориальных досок нам не удалось. В открытых источниках попадаются только разрозненные сведения об отдельных досках, размещенных на территории города Кирова. Единого реестра, доступного для изучения всем желающим, просто не существует. Сейчас в городском управлении культуры ведется работа по подсчету каждой мемориальной доски. Но сбор, классификация и электронная подготовка такой сводной информации, разумеется, потребует длительного времени.

1.7. Функции мемориальных досок

При изучении памятных досок рассматривают три функции этих коммеморативных знаков. Благодаря историко-мемориальной функции происходит «очеловечивание» истории и для наших современников создается возможность зримее вообразить ту или иную эпоху через содержание события, роль человека в нем или строку биографии исторического деятеля.

Художественно-эстетическая функция не просто подкрепляет или усиливает историко-мемориальную функцию. Несмотря на сходство с текстом СМИ, мемориальный текст существенно отличается от него и становится фактом искусства. На данную функцию конкретной памятной доски может оказать влияние присутствие на фасаде того же дома другой, отличающейся по стилистике, доски или коммерческой рекламы. При размещении на ограниченном пространстве фасада здания доски необходимо учитывать особенности не только архитектуры дома, но и стиля памятных знаков, что уже находятся на нем. В ином случае городское пространство может получить образец эклектики в худшем смысле этого понятия.

Информационно-коммуникативная функция мемориальных досок основывается на первых двух и «вырастает» из них. Ее осуществление становится возможным благодаря сочетанию присущих мемориальной доске вербальных и невербальных способов воздействия на человека.

Исследование исторического центра города Кирова

Основная часть мемориальных досок находится в центральной исторической части города Кирова. Это объясняется тем, что здесь жили и творили многие известные художники, писатели, ученые, политические деятели.

В Вятке до конца 18 века была радиальная планировка: улицы лучами расходились от кремля. По новому плану 1784 года, после указа Екатерины II, Вятка приобретала параллельную планировку: улицы шли прямыми линиями с севера на юг, с запада на восток, пересекались под прямыми углами и разбивали город на кварталы. Первый градостроительный план был составлен Филимоном Меркурьевичем Росляковым, в которм было 16 улиц и 6 площадей. Через канавы и овраги внутри города планировалось строить мосты. Первыми построили два больших каменных дома для губернских учреждений (присутственные места), потом стали застраивать Московскую, Спасскую, Преображенскую улицы. Первый мост, который соединял старейшую часть города с Монастырской и Кикиморской слободой, был построен через овраг Засора.

2.1 Проведение анкетирования среди учащихся физико-математического лицея

Для определения необходимости и значимости исследовательской работы учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты «Знаете ли Вы?»:

1. На какой улице Старой Вятки наибольшая концентрация мемориальных досок?

2. Кому установлена мемориальная доска в первом корпусе Кировского физико-математического лицея? 3. Какой период российской истории отражают мемориальные доски старой Вятки? 4. Когда и в честь кого была установлена в городе Кирове последняя мемориальная доска? 5. Есть ли необходимость в создании квест-игры и разработке на ее основе экскурсионной программы?

Результаты опроса 70 респондентов показали следующее:

1. 68% ответили правильно на первый вопрос о том, что это улица Ленина.

2. 95% опрошенных дали верный ответ о Плетневе Денисе Евгеньевиче, участнике боевых действий в Чечне.

3. 15% респондентов дали правильный ответ о том, что мемориальные доски посвящены периодам становления Советской власти и гражданской войны, а также периоду Великой Отечественной войны.

4. 4% опрошенных дали ответ о том, что последняя мемориальная доска установлена в 2017 году на улице Орловской и посвящена В.М.Молотову.

На данном этапе мы использовали методы анкетирования и математической обработки данных и выяснили, что учащиеся желают узнать более подробно о расположении мемориальных досок, о людях и событиях которым они посвящены.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся лицея заинтересованы в изучении истории города и есть необходимость создания квеста, а так же разработке на его основе экскурсионной программы.

2.2. Примеры мемориальных досок в городе Кирове

История – это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим. На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых большую роль играет человек, который ведет общественную деятельность. Роль человека особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти или участвует в главных исторических событиях. Г.В. Плеханов отмечал, что история делается людьми и деятельностью каждой отдельной личности, занимающей активную жизненную позицию, вносящую свой труд и теоретические поиски на благо и во имя Отечества. Определенный вклад в развитие той или иной сферы общественной жизни – это уже вклад в исторический процесс в целом.

Французский писатель Ж. Леметр писал, что все люди участвуют в создании истории. Значит, каждый из нас хотя бы в самой малой степени обязан содействовать ее красоте и не давать ей быть слишком безобразной. Все наши дела и поступки тем или иных образом воздействуют на людей, которые нас окружают. Поэтому всем нам важно знать, где, когда и как проявил себя человек, именем которого названа улица или площадь, почему именно ему открыли и посвятили мемориальную памятную доску на доме, здании или в каком-либо общественном месте.

2.3. Разработка и оформление игры-квеста

В результате проведенного исследования и по инициативе учащихся лицея, неравнодушных к судьбе родного города, его историческому наследию, было решено

составить экскурсионную программу в виде игры

Участники экскурсии, решая задания квеста, получают информацию о местоположения мемориальной доски

узнают новую информацию о

знаменитых вятчанах, жителях города, известных людях, бывавших, живших и трудившихся в нашем городе

Квест предполагает наличие следующих типов заданий: анаграммы, кроссворды, определение исторической личности по краткому описанию, арифметические примеры с историческими датами.

Для отбора необходимых информационных материалов и фотодокументов мы посетили областную научную библиотеку имени А.И. Герцена. Часть сведений была получена при посещении Кировского краеведческого музея.

Разработка игры-квеста проходила следующим образом:

Пробный экземпляр игры-квеста был подготовлен и проведен с учащимися лицея, которые были очень заинтересованы, получили много новых сведений и положительных эмоций. Материалы игры можно дополнять и варьировать в зависимости от ситуационных моментов.

Таким образом, на основе данного квеста возможно проведение экскурсий для учащихся не только Кировского физико-математического лицея, а также для всех желающих, которые могут узнать много нового об истории родного города и людях, прославивших его, а так же мемориальных досках в их честь (см. приложение №6).

В ходе проведенного исследования, мы достигли поставленной цели и познакомились с мемориальными досками центральной части города Кирова. Все поставленные задачи нами выполнены. Мы нашли интересную информацию о мемориальных досках, проследили исторические судьбы лиц, имеющих к ним отношение. Кроме того, провели анкетирование и узнали мнение лицеистов об истории города на примере мемориальных досок.

А чтобы наша работа не была голословной и принесла пользу в воспитании подрастающего поколения, мы разработали и оформили квест-игру и экскурсионную программу на его основе, подтвердив тем самым гипотезу нашего исследования.

Все мемориальные доски являются источниками для извлечения исторической информации, на основе которой реконструируется прошлое. Это поможет учащимся в изучении исторического наследия и взаимосвязи таких компонентов как «роль личности в истории», «связь времен», «память поколений», «преемственность» и станет информационной базой не только для проведения уроков, но и различных мероприятий как внутри лицея, так и с привлечением социума.

Родина у нас одна. Но у каждого в ней есть свой уголок, с которого она начинается. Для нас это любимый город Киров.

2. Бирюкова П.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики. // Образование в современной школе, 2005.- № 4.- С. 9-12.

3. Богуславский Г.А. Город должен говорить // Ленинградская панорама. 1982.- № 11. – С. 34-35

5. Декрет о памятниках Республики / Декрет СНК от 12 апреля 1918 года. – Декреты Советской власти. Том II. – М.: Политиздат, 1959. – С. 95-96.

6. Динамика коллективной памяти // Империя и нация в зеркале исторической памяти. Сб. статей. / И. Герасимов и др.

8. Ефремова Н.Н. Мемориальные доски Петербурга: справочник.-СПб.: 2011

9. Материалы и документы из архивов краеведческого музея города Кирова.

12. Ожегов С.И. и др.Толковый словарь русского языка.– М.:2003.- С.350

13. Песков, О.В. Мемориальные доски Москвы. – М.:2005.

16. Святославский А.В. История России в зеркале памяти. Механизмы формирования исторических образов. М.: 2013.

Проходя по улицам малых и больших городов, можно заметить на домах своеобразные памятники искусства, представляющие собой дощечки с надписями и изображениями. Прочитав текст на них, можно узнать много нового об истории города и жизни выдающихся людей. Такие доски принято называть мемориальными. Что они собой представляет и зачем нужны?

Что представляет собой мемориальная доска?

мемориальная доска

Мемориальная плита является архитектурно-скульптурным произведением, увековечивающим память об исторических событиях и выдающихся личностях. Предназначается она для установки на фасадах зданий и изготавливается из долговечных материалов (металл, камень, сплав бронзы или чугуна). Художественное отражение события выполняется в виде текстовой локоничной надписи. Композиция мемориальной доски также может быть дополнена скульптурным портретным изображением или другими элементами декора.

История появления мемориальных досок

«Прародителями» мемориальных досок были надписи-граффити на стенах пещер, надгробных плитах или камнях. Некоторые из них сохранились до сих пор и отражают становление мировоззрения общества. Первые же памятные мемориальные доски на домах появились в XVIII веке, после победы в войне 1812 года. Сначала они служили для обозначения уровня воды при наводнениях. Позже на стенах Казанского собора увековечили имя А. П. Воронихина, а в конце мая 1880 года на улице Мойка,12 была установлена доска в память о Пушкине. Только в июне 1890 года на собрании Городской думы было принято решение о начале установки и других памятных досок. Так началось их повсеместное распространение.

мемориальные доски на домах

Критерии для установки мемориальной доски

Каждая мемориальная доска устанавливается не просто так, где заблагорассудится. Для начала специальная комиссия определяет значимость события, в честь которого происходит открытие памятника. Если она освещает заслуги какой-либо личности, то все достижения должны быть официально признаны и подтверждены архивными и/или наградными документами.

Установка мемориальной доски происходит не ранее чем через десятилетие после кончины удостоенной личности или свершившегося события. Ограничения по срокам установки снимаются, если увековечиваются лица, награжденные званиями Герой Социалистического Труда, Герой Советского Союза, Почетный гражданин города и т. д. Иногда по решению комиссии сроки могут быть уменьшены. Однако минимальный срок все равно составляет два года.

установка мемориальной доски

Обычно в границах одного города устанавливается одна мемориальная доска, отражающая память о личности. Это могут быть место работы, место жительства или другие знаковые места, которые связаны с жизнью и деятельностью человека. Бывают случаи, когда память о человеке уже увековечена в названии улицы или сквера, поставлен памятник или бюст, тогда доска не должна устанавливаться. Опять же по решению комиссии оговариваются исключения с учетом важности заслуг и событий.

Следует знать, что мемориальная доска не может находиться на зданиях зрелищно-массового назначения (музей, театр, галерея, концертный зал, Дом Культуры). Контроль за сохранностью досок и уход за ними осуществляет территориальная служба ЖКХ и инспектора по охране правопорядка. Ведется строгий подсчет памятных досок, даже тех, что утеряны со временем или требуют реставрации.

О чем может говорить надпись на мемориальной доске?

Памятные доски могут выделять некоторые места в определенном городе или свидетельствовать о событиях, происходивших в прошлом. Они бывают не только увековечивающие какие-либо факты или достижения людей. Есть особые виды мемориальных досок, на которых нанесены обобщенные высказывания, например, «В этом доме жил ветеран ВОВ. Честь и слава ему!»

Еще бывают доски, установленные по «частному случаю». Обычно они возникают по инициативе местных властей и зачастую не несут вообще смысловой нагрузки, например: «Здесь в 1904 году проезжал Николай II».

открытие мемориальной доски

Особой традицией считается открытие мемориальной доски с изображением родового герба или герба города. Такие памятные реликвии начали создаваться в эпоху Средневековья, когда люди почитали рыцарские и дворянские династии. В современном обществе такая мемориальная доска является редкостью.

Торжественное открытие памятных досок

Каждая мемориальная доска считается монументальным памятником живописи, поэтому процесс ее открытия, как правило, является торжественным и символичным. Обычно на такие мероприятия принято приглашать не только членов чиновничьего аппарата, но и деятелей искусства и лиц, связанных с событием, которое увековечивается. Присутствующие люди отдают своеобразную дань памяти, приобщаются к истории и передают свои традиции будущему поколению. Моменты открытия памятника зачастую освещаются прессой.

Открытие большей части прошло в дни начала учебного года. Некоторые школы отложили торжества до дня рождения героя, когда-то учившегося в тех стенах.

Фото: ibrest.by

Цель проекта, по словам председателя РВИО, министра культуры РФ Владимира Мединского, образовательная. Он считает, что история воспринимается глубже и эмоциональнее, если передается не только сквозь призму параграфов учебника, но через подвиг человека, жившего на соседней улице и ходившего в ту же школу.

- Проект не ограничивается одной установкой памятных досок, - продолжает исполнительный директор РВИО Владислав Кононов. - В школах будут уроки, уроки истории или уроки мужества на 9 Мая, на которых учителя будут рассказывать о герое, о подвиге. И память о них будет возвращаться каждому учащемуся.

Многие школы и прежде помнили о героических выпускниках, некоторые носят их имена. Но часто единственное упоминание о подвиге пылится в музейном уголке. Сложно предположить, насколько изменится ситуация. По меньшей мере, имена героев теперь имеют больше шансов заинтересовать учеников своим подвигом.

В годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза было присвоено более чем 11600 человек. Кто-то из них закрыл телом амбразуру, кто-то - направил горящий самолет на вражеские войска, кто-то, погибая, взрывал немецкие танки. Истории мужества теперь будут и историями про школяра, который учился несколько десятков лет назад в этом же классе.

Проект продолжится - появляются учебные заведения, которые просят помощи у РВИО в установке доски герою, когда-то здесь учившемуся. "Мы будем эти обращения поддерживать и содействовать в увековечивании памяти", - обещает Владислав Кононов. Он добавляет, что большая история всегда начинается с малой: истории города, улицы, дома. И потому проект является в определенной степени бессрочным: выдающихся личностей в истории России хватит еще не на одну сотню школ.

Читайте также: