В какой стране была создана компьютерная игра тетрис

Обновлено: 06.07.2024

Тетрис — компьютерная игра, изобретённая в СССР Алексеем Пажитновым и представленная общественности 6 июня 1984 года. Идею «Тетриса» ему подсказала купленная им игра в пентамино.

Для большинства из нас, Тетрис - это просто старая игрушка, в которую где то, когда приходилось играть. Но для многих, Тетрис - это целая эпоха. И, кстати говоря, Тетрис - является зарегестрированной торговой маркой. Так что, поехали.

Интерес к фигурам домино, тримино, тетрамино и пентамино в СССР возник благодаря книге С. В. Голомба «Полимино» (издательство «Мир», 1975 год). В частности, пентамино было настолько популярно, что в «Науке и жизни» начиная с 1960-х годов был постоянный раздел, посвящённый составлению фигурок из набора пентамино, а пластмассовые наборы пентамино иногда продавались в магазинах.

«Тетрис» был впервые написан Алексеем Пажитновым в июне 1984 года на компьютере Электроника-60. Работая в ВЦ Академии наук СССР, Пажитнов занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи, а для обкатки идей применял головоломки, в том числе и классическое пентамино. Пажитнов пытался автоматизировать укладку пентамино в заданные фигурки. Однако вычислительных мощностей тогдашнего оборудования для вращения пентамино не хватало, приходилось отлаживать на тетрамино, что и определило название игры. В тех опытах и родилась основная идея «Тетриса» — чтобы фигурки падали, а заполненные ряды исчезали.

Для IBM PC игра была переписана на Turbo Pascal 16-летним школьником Вадимом Герасимовым.

Игра быстро распространилась по Москве и далее по всему миру. Несколько месяцев спустя про игру узнал импортёр программного обеспечения из Венгрии — Роберт Стейн. Стейн поехал в Москву, где он встретился с Алексеем Пажитновым, и договорился о лицензии на выпуск игры. По какой-то неизвестной для Стейна причине Пажитнов подарил ему тетрис. Роберт Стейн сразу решил, что игру можно было свободно издавать.

Стейн продал права на «Тетрис» компании Mirrorsoft (и её дочерней компании Spectrum HoloByte), принадлежащей британскому медиа-магнату Роберту Максвеллу. Стейн приехал договариваться о покупке прав у реальных правообладателей спустя несколько месяцев после заключения сделки. Русские отказались продавать Стейну права на «Тетрис» на его условиях. Тем временем две компании Максвелла — британская Mirrorsoft и американская Spectrum Holobyte — выпускают свой вариант «Тетриса». У игры появляются качественные по меркам того времени графика и звук, а также «русский колорит» — в фоновых заставках программы появляются Юрий Гагарин, Матиас Руст, незадолго до этого совершивший посадку своего спортивного самолёта на Красной площади, и другие подобающие случаю персонажи. На глазах рождается сенсация — первая игра из-за «железного занавеса».

Вполне возможно, что о Пажитнове так бы никто и не узнал, если б не пронырливость журналистов CBS, представивших всему миру настоящего автора популярной игры. После показа интервью с Пажитновым позиции Стейна пошатнулись, свои поездки в Москву и безуспешные попытки договориться с советскими организациями он не афишировал.

Пока Стейн тратит попусту время на уговоры руководителей «Электроноргтехники», Spectrum Holobyte и Mirrorsoft на условиях сублицензирования продают права на разработку консольных версий «Тетриса» соответственно фирмам Bullet-Proof Software и Atari Games. При этом первая получает возможность разрабатывать программы только для систем, продающихся на японском рынке. Условия второй гораздо выгоднее — её «зона ответственности» включает Японию и США.

В 1989 году в Nintendo полным ходом идёт разработка карманной игровой приставки Game Boy. Глава американского отделения фирмы Минору Аракава (Minoru Arakawa) убеждает президента Bullet-Proof Software Хенка Роджерса (Henk Rogers) вступить в переговоры со Стейном по поводу возможности разработки версии «Тетриса» для Game Boy. Тот согласен, однако Стейн не отвечает на попытки войти с ним в контакт. Тогда Роджерс летит в Москву. Чувствуя неладное, следом за ним в столицу СССР отправляется и Стейн. Туда же летит и Кевин Максвелл — сын медиа-магната.

Первым в «Электроноргтехнике» встречают Роджерса. Президент Bullet-Proof Software уже знает Пажитнова и Владимира Похилко, который до того, как присоединиться к разработке компьютерных игр, был профессором психологии МГУ. Роджерс производит благоприятное впечатление на собеседников и заключает контракт, согласно которому его компания теперь может разрабатывать версии «Тетриса» для карманных устройств. После этого он с гордостью демонстрирует своим новоявленным партнерам версию «Тетриса» для Famicom.

Роджерс пытается объяснить природу своих взаимоотношений с Spectrum Holobyte, Mirrorsoft и Tengen — подразделением Atari Games, занимающимся разработкой консольных игр. Ему-то пришлось приобретать права на свой японский «Тетрис» ещё и у Tengen. А та в свою очередь, имея лицензию на разработку программ для Nintendo Entertainment System, сделала специальный чип, позволяющий обходить защитные механизмы Nintendo и создавать картриджи для этой игровой системы фирмам, не являющимся лицензиатами Nintendo. Противоречия между Nintendo и Atari (с Atari Games и Tengen) настолько глубоки, что практически никто не сомневается в длительном судебном противостоянии этих фирм. Разбирательства между Nintendo и Atari продолжались вплоть до 1993 года.

В «Электроноргтехнику» прибывает Кевин Максвелл и там ему продемонстрируют картридж с «Тетрисом» для Famicom. Будучи совершенно неосведомлённым о действиях компании, основанной его отцом, Кевин поначалу отказывается верить своим собеседникам. Однако на картридже явственно видна надпись — Mirrorsoft. Младшему Максвеллу ничего не остаётся, кроме как заявить, что это, по всей вероятности, подделка.

В итоге, к началу 1989 года до полудюжины различных компаний заявили о своих правах на версии «Тетриса» для разных компьютеров, игровых консолей и карманных игровых систем. «ЭЛОРГ» заявила, что эти компании не имеют никаких прав на версии для игровых автоматов, и предоставила эти права компании Atari. Права же на версии для игровых консолей (видеоприставок) и портативных игровых систем, в острой и драматичной конкурентной борьбе с Atari (в которой могли быть замешаны самые высокие лица советского государства) — компании Nintendo. Сумма сделки с Nintendo составила 450 тыс. долларов США, плюс 50 центов с каждого проданного картриджа.

Tengen (подразделение компании Atari, занимающееся программным обеспечением для игровых консолей) выпустила свой вариант игры для консоли Nintendo NES, игнорируя соглашение, и многие игроки сочли версию Tengen лучше версии Nintendo. Игру назвали TETЯIS. Но Nintendo подала на Tengen в суд и выиграла. Всего через несколько месяцев после выпуска TETЯIS игру пришлось отозвать, после продажи около 50 тысяч экземпляров.

В марте 1989 года Роджерс вновь в Москве, куда следом за ним прилетают Аракава и главный исполнительный директор американского отделения Nintendo Ховард Линкольн (Howard Lincoln). В «Электроноргтехнике» их заверяют, что если тема «Тетриса» будет в судебном разбирательстве между Atari и Nintendo, то в Nintendo могут рассчитывать на «помощь Москвы». Встреча завершается подписанием контракта, сумма которого различными источниками оценивается от 3 до 5 млн дол.

Nintendo официально уведомляет Atari Games, что у той нет прав на легальный выпуск «Тетриса» для Nintendo Entertainment System. Лишь две недели спустя Tengen подаст заявку на получение авторских прав на этот продукт.

Ховард Линкольн (Howard Lincoln) ещё раз прилетает в Москву и убеждается в том, что «Электроноргтехника» не желает уступать властным структурам. В мае выходит «Тетрис» для Nintendo Entertainment System от Tengen. В июне начинаются слушания по делу Nintendo против Tengen и Atari Games. 15 июня судья Ферн Смит (Fern Smith) принимает решение в пользу Nintendo — Tengen запрещены производство и продажа «Тетриса». Проходит ещё немного времени, и Nintendo представляет Game Boy, в комплект поставки которого входит «Тетрис».

Nintendo от продажи игры получила очень неплохие прибыли, но сам Алексей Пажитнов смог воспользоваться плодами своего детища только в 1996 году, когда истёк срок первоначальной лицензии, и он начал получать первые (весьма небольшие) отчисления от продаж.

В 1996 году он с Хенком Роджерсом (англ. Henk Rogers) создал компании The Tetris Company LLC и Blue Planet Software, пытаясь получить прибыль от бренда Tetris. The Tetris Company LLC (TTC) зарегистрировала слово Tetris как торговую марку. С тех пор несколько компаний купили у TTC лицензию на торговую марку, но законность игр тетрамино, которые не используют название Tetris, не оспаривалась в суде. По американским законам, игру нельзя защитить авторским правом (только запатентовать), поэтому основным имуществом компании является торговая марка Tetris. Несмотря на это, TTC преследует клоны игры под именами, непохожими на Tetris. В мае 2010 года юрист TTC послал письмо в Google с требованием убрать с рынка Android Market все 35 клонов данной игры, хотя их имена не схожи с именем «Tetris».

В 1996 году Алексей Пажитнов устроился на работу в Microsoft, где под его руководством был выпущен набор головоломок Pandora’s Box. Сейчас непосредственно программированием Алексей Пажитнов уже давно не занимается, он работал в подразделении Microsoft разработчиком компьютерных игр с 1996 по 2005 год.

Однако, 29 июня 2010 года, в интервью журналистам одного из геймерских порталов, Алексей Пажитнов сказал, что последние десять лет он работал над многопользовательским режимом для своего детища. Но самое интересное, что он ещё не закончил.

Он сказал, что главная проблема кроется в динамичности Тетриса. На последних уровнях всё ваше внимание сосредоточено на игре, любое неосторожное движение и вы проиграете. Так что у вас просто не будет времени смотреть, что делают другие геймеры.


В 1990-2000-х годах в странах СНГ, в том числе и в Казахстане, были популярны игровые консоли Brick Games. Небольшие прямоугольные устройства разных цветов с характерно скруглёнными углами в народе называли "Тетрис” – по самой популярной игре, ради которой эту консоль и покупали.

6 июня 2019 года "Тетрису" исполнилось 35 лет. Informburo.kz рассказывает, почему это не просто игра, а целый культурный феномен, ставший символом детства для нескольких поколений.

Кто и как придумал “Тетрис”

"Тетрис" – это игра-головоломка, которую придумал и разработал советский программист Алексей Пажитнов из Вычислительного центра Академии наук СССР. Пажитнов написал игру на языке программирования Pascal , её выпустили для "Электроники-60" – серии микроэлектронных вычислительных машин советского производства.

Алексей Пажитнов, создатель “Тетриса”

Название "Тетрис" – производное от двух слов, "тетрамино" и "теннис".

Тетрамино – геометрические фигуры, образованные из 4 квадратов, которые по-разному соединены разными сторонами: это те самые фигурки, что падают в игре. Головоломки на основе подобных фигур существовали задолго до появления "Тетриса", именно они и стали основой идеи для игры. В СССР начиная с 1960-х было популярно пентамино: головоломки из фигур, образованных соединением 5 квадратов: им была посвящена постоянная рубрика в научно-популярном журнале "Наука и жизнь", а в магазинах продавали пластмассовые наборы фигурок (они были дефицитными, и купить их считалось удачей).

Пентамино

Такой набор пластмассовых фигурок пентамино вместе с другими классическими головоломками использовал Алексей Пажитнов для обкатки своих идей: в ВЦ Академии наук СССР он работал над искусственным интеллектом и распознаванием речи. Пажитнов пробовал автоматизировать укладку пентамино, но тогда мощности оборудования не хватало для обработки вращения пентамино. Тогда программист решил убрать один квадрат – получились тетрамино.

Опыты привели к идее игры "Тетрис": падающие фигурки можно вращать и ставить в разные места поля, от чего заполненные ряды исчезают. 6 июня 1984 года Пажитнов выпустил игру, ставшую известной во всем мире. СССР, в котором появился "Тетрис", не существует, а вот игра популярна до сих пор.

Как "Тетрис" распространился по всему миру?

В 1985 году шестнадцатилетний Вадим Герасимов переписал "Тетрис" на Turbo Pascal, адаптировав таким образом игру для IBM PC – первого массового персонального компьютера. Двумя годами позднее он также добавил в игру некоторые детали.

Это способствовало глобальному распространению игры.

Вадим Герасимов, второй создатель "Тетриса"

Спустя несколько месяцев после выхода “Тетриса” о нём узнал Роберт Стейн – импортёр программного обеспечения из Венгрии. Стейн приехал в Москву, чтобы договориться с Пажитновым о лицензии на выпуск игры. Пажитнов подарил ему "Тетрис", и Стейн решил, что игру можно свободно издавать. Он продал права на "Тетрис" компании Mirrorsoft и её "дочке" Spectrum HoloByte, но когда Стейн снова приехал договариваться о сделке в Москву, ему отказали в продаже прав на предложенных условиях.

Роберт Стейн

Пока Стейн пытался договориться, Mirrorsoft и Spectrum HoloByte выпустили свой вариант "Тетриса". В отличие от оригинальной версии Пажитнова, у нового "Тетриса" появился звук и была значительно улучшена графика, а ещё разработчики добавили в неё "русский колорит": например, в фоновой заставке игры появлялся Юрий Гагарин и другие персонажи.

Игра стала узнаваемой и распространялась как сенсационная новинка – первая игра из-за "железного занавеса" СССР.

Роберт Стейн так и не сумел договориться с руководителями "Электроноргтехники", его позиции особенно пошатнулись после того, как мир узнал настоящего автора игры: журналисты CBS взяли интервью у Пажитнова. Далее борьба за право выпускать популярную головоломку для разных устройств достигла нешуточных оборотов, что тоже подогрело интерес к "Тетрису".

Mirrorsoft и Spectrum HoloByte продали права как сублицензию на свою версию "Тетриса" для разработки игры для консолей фирмам Bullet-Proof Software (с распространением на японском рынке) и Atari Games (для рынков Японии и США). Nintendo разрабатывает Game Boy – карманную игровую приставку.

"Если вы хотите продавать Game Boy маленьким мальчикам, то продвигайте "Марио". Если хотите продать Game Boy всем – запускайте "Тетрис", – сказал руководству компании Хэнк Роджерс, президент Bullet-Proof Software.

Игровая консоль Game Boy от Nintendo

Хенк Роджерс пытался связаться со Стейном, чтобы решить вопрос с лицензированием игры, но не получил ответа. Тогда он решил сам лететь в Москву, куда также отправлись Стейн и Кевин Максвелл – сын медиамагната Роберта Максвелла, которому принадлежали Mirrorsoft и Spectrum HoloByte.

Здесь началось настоящее противостояние за права на выпуск игры между несколькими компаниями .

Роджерс из Bullet-Proof Software первым встретился с представителями "Электроноргтехники", он был знаком с Пажитновым и присоединившимся к разработке Владимиром Похилко. Русские заключили контракт с Роджерсом, теперь его компания могла разрабатывать версии "Тетриса" для карманных устройств. Он продемонстрировал версию “Тетриса” для Famicom – игровой консоли от Nintendo. Нарастала напряжённость между Bullet-Proof Software, разрабатывающей игры для Nintendo, и Atari Games. Компания Роджерса купила права на "Тетрис" для японского рынка не только как сублицензию у Mirrorsoft и Spectrum HoloByte, но также и у Tengen – подразделения Atari Games, распространяющую "Тетрис" для консолей в Японии. А вот Atari Games ничего покупать не стала: они сделали специальный чип, позволяющий обходить защитные механизмы Nintendo, что позволило создавать картриджи для этой игровой системы фирмам без лицензии Nintendo. Конфликт между компаниями привёл к длительному судебному разбирательству, длившемуся до 1993 года.

Алексей Пажитнов, Хэнк Роджерс и президент Nintendo господин Ямаути

Когда Кевин Максвелл прибыл в Москву, ему показали картридж с "Тетрисом" для Famicom, где производителем значилась Mirrorsoft – игра произведена по сублицензии компании. Кевин не был в курсе дел компании отца, поэтому заявил, что это подделка, и покинул Москву.

Спустя всего 5 лет о правах на версии "Тетриса" для разных компьютеров заявляют несколько компаний, среди которых – Atari и Nintendo. "Электроноргтехника" распределяет права: Atari достаются права на версии для игровых автоматов, а Nintendo – на игровые консоли и портативные игровые системы. Подразделение Atari игнорирует соглашение и выпускает игру, названную TETЯIS, для консоли Nintendo NES, за что Nintendo подаёт на неё в суд и выигрывает.

Выпущенный без лицензии TETЯIS от Tengen, подразделения Atari Games

В 1989 году в Москве вновь обсудили права на игру. Представитель "Электроноргтехники" сообщил, что компания на стороне Nintendo. Роберт Максвелл, глава Mirrorsoft, продавший права Atari, пытался переломить ситуацию. Он задействовал немалые ресурсы: газетный концерн Mirror Newspaper Group в Англии и издательство Macmillan в США, привлёк связи на уровне правительства. Из Москвы магнату пришло письмо, посланное лично Михаилом Горбачёвым, в котором сообщалось, что "не нужно беспокоиться по поводу японской компании". Но уговоры Nintendo вместе с поддержкой Роджерса самим Пажитновым перевесили, и "Электрооргтехника" не стала уступать властным структурам. Подразделению Atari решением суда запретили производить и продавать "Тетрис", а Nintendo выпустила консоль Game Boy с игрой.

Консоль Game Boy поставлялась с игрой “Тетрис” в комплекте

Консоль Game Boy поставлялась с игрой “Тетрис” в комплекте / Фото с сайта Wikimedia Commons

Nintendo получает высокую прибыль от продаж "Тетриса", а Пажитнов остаётся ни с чем вплоть до 1996 года: в этом году истекает первоначальная лицензия, и только после этого ему достаются первые небольшие отчисления от продаж. Зато хорошие отношения с Роджерсом идут ему на пользу: в этом же году они вместе создают компании The Tetris Company LLC и Blue Planet Software. Они регистрируют Tetris в качестве торговой марки, и теперь компании приобретают у них лицензию на игру.

Пажитнов перебрался в США и устроился на работу в Microsoft, где под его руководством выпустили набор головоломок Pandora’s Box. В компании он проработал вплоть до 2005 года, но непосредственно программированием не занимался.

"Тетрис" – лучшая игра-головоломка

Портал о гаджетах и технологиях Engadget пишет , что всего продано более 170 миллионов копий игры “Тетрис” для практически всех игровых и компьютерных платформ, которые только можно представить. По их данным, только постоянно развивающийся Minecraft продал больше.

В 2014 году игре исполнилось 30 лет, и в честь этого в Филадельфии на выставке Philly Tech Week геймдизайнеры сыграли в самый большой "Тетрис" – его спроецировали на 29-этажное здание. Хэнк Роджерс, глава The Tetris Company, заявил в интервью, что количество платных загрузок игры для мобильных телефонов превысило 425 миллионов.

“Тетрис” на стене 29-этажного здания в Филадельфии

"Тетрис" используют как пасхалку: например, его можно найти в текстовом редакторе emacs (открывается после нажатия Esc+X и ввода команды tetris) и клиенте программы μTorrent ("Справка" – "О программе", затем и нажать клавишу "Т"). Американский журналист Дан Акерман написал об игре книгу "Эффект Тетриса". По игре в "Тетрис" проводятся международные турниры, а саму игру даже решили экранизировать в виде эпического триллера.

Но "Тетрис" стал не просто популярной игрой. В 2007 году его сочли одной из 10 важнейших компьютерных игр и приняли на сохранение в самую крупную библиотеку мира – Библиотеку Конгресса США.

Психологи даже назвали в честь игры феномен, когда человек уделяет так много внимания и времени некой деятельности, что начинает видеть характерные для этой деятельности образы во сне, в мыслях, а также в реальном мире. Об эффекте или "синдроме Тетриса" впервые написали в 1994 году в журнале Wired в статье "This is Your Brain on Tetris". Люди, долго игравшие в "Тетрис", видели характерные падающие блоки во сне или периодически задумывались о компактном совмещении форм в реальном мире, замечали "пустые места" среди коробок в супермаркете или в массивах зданий на улице. В 1996 году в издании Philadelphia City Paper впервые назвали феномен "Эффектом Тетриса", и этот термин впоследствии прижился.

В "Тетрис" играли и продолжают играть разные поколения, он был и остаётся популярной головоломкой на самых разных устройствах. Хэнк Роджерс сказал : "Если экран может отображать, то на этом устройстве должен и будет работать "Тетрис". А сам Пажитнов в 2015 году отметил , что хотел бы адаптировать игру для платформ виртуальной реальности.

Мы не знаем, появится ли ещё одна подобная игра-головоломка, не теряющая популярность так долго. Но "Тетрис" уже 35 лет адаптируется под все возникающие технологии, и (во всяком случае, пока) нет причин полагать, что игре это когда-нибудь перестанет удаваться.

Права на головоломку Алексея Пажитнова десять лет принадлежали советскому правительству, а за рубежом её без лицензии продавали иностранные предприниматели.

Одна из первых обложек игры The Digital Antiquarian

Алексей Пажитнов работал в Вычислительном центре Академии наук СССР. Он изучал искусственный интеллект и распознавание компьютером человеческой речи. Иногда Пажитнов ночевал на работе и, чтобы отдохнуть, экспериментировал с созданием головоломок, которыми увлекался ещё с детства.

Вдохновение приходило к нему в неожиданные моменты. Дэвид Шефф в книге «Game Over. Как Nintendo завоевала мир» рассказывает, как Пажитнов гулял по океанариуму и был заворожён камбалой, которая, оказавшись рядом с водорослями, моментально меняла цвет с коричневого на зелёный. Так ему пришла мысль о фигурках, которые могли бы быстро менять свой цвет или форму.

Идея «Тетриса» родилась, когда Пажитнов наткнулся на детскую настольную игру «Пентамино». Смысл головоломки в том, чтобы сложить вместе несколько плоских фигурок, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов.

Программист начал экспериментировать, решив создать её компьютерную версию, но остановился на более простом варианте, где элементы были сложены из четырёх квадратов. Такие фигурки он назвал «тетрамино», от греческого «тетра» — «четыре». Пажитнов добавил к этому слову название своего любимого вида спорта, тенниса, и получил «Тетрис».

Первый «Тетрис» был написан для советского микрокомпьютера «Электроника-60», на котором Пажитнов работал в Вычислительном центре. Поэтому элементы игры состояли из пробелов, ограниченных с двух сторон скобками. Ни цвета, ни музыки тоже не было. Усовершенствовать игру Пажитнову помогли коллеги.

Одна из первых версий «Тетриса» на компьютере «Электроника-60» The Digital Antiquarian

Цветную версию «Тетриса» написал программист Вадим Герасимов. В школе он выделялся среди сверстников: знал языки программирования Basic и Pascal, умел взламывать защиту компьютера и запускать вирусы.

Мальчику было 16 лет, когда учитель информатики привёл его в Вычислительный центр Академии наук, чтобы потренироваться в программировании. Там его заметил коллега Пажитнова Дмитрий Павловский и пригласил вместе поработать над «Тетрисом».

Герасимов самостоятельно разобрался с операционной системой MS DOS и переписал головоломку для компьютера IBM. «Когда я делал “Тетрис”, меня даже не могло взять на работу ни одно государственное учреждение, мне было слишком мало лет. Я делал это просто ради удовольствия», — рассказывал программист.

Вместе Пажитнов, Павловский и Герасимов изменили игру: маленькие «тетрамино» стали разноцветными, появилась табличка с подсчётом баллов.

Первые копии «Тетриса» были бесплатными, их раздавали на дискетах сотрудникам центра. Игра начала набирать популярность в московском кругу компьютерщиков, и у Пажитнова, Павловского и Герасимова появился первый бизнес-проект.

Программисты планировали собрать около десятка игр для ПК, включая «Тетрис», в одну систему, которую они назвали «компьютерным луна-парком». За пару месяцев они разработали несколько игр в цвете, с графикой и звуком и представили некоторые коллегам по центру.

Цветной «Тетрис» Владимира Герасимова The Digital Antiquarian

Единственная проблема состояла в том, чтоб продать разработку, ведь заниматься частным предпринимательством в СССР запрещали. Чтобы дать жизнь хотя бы «Тетрису», Пажитнов отдал права на него компании «Электроноргтехника» («Элорг»).

Она обладала монополией на импорт и экспорт электронного оборудования и программного обеспечения в СССР. Все соглашения с партнёрами и планы по продаже игры проходили через неё.

Попасть за границу русской головоломке помог научный руководитель Вычислительного центра Виктор Брябрин. Он восхищался «Тетрисом» и отправил пробник игры в Институт компьютерных исследований в Будапеште. В то время там с визитом был Роберт Стейн, глава британской компании Andromeda, издававшей игры.

Среди программ он заметил «Тетрис», адаптированный венгерскими специалистами для компьютеров фирм Commodore и Apple, сел поиграть и с трудом остановился. «Я не был любителем игр, но если мне понравилась эта игра, видимо, это очень хорошая игра», — вспоминал Стейн.

Предприниматель захотел купить лицензию на «Тетрис», однако нужно было вести переговоры с СССР. А начать продажи Стейн хотел как можно скорее.

Глава Andromeda нашёл выход, который, по его мнению, позволял и быстро заработать, и соблюсти приличия. Он приобрёл лицензию на версии для Commodore и Apple у венгерской стороны и начал продавать игру американским издателям без лицензии на оригинал.

Предприниматель был уверен, что он сможет легко уговорить советских разработчиков, тем более если они узнают, что к их игре уже проявили интерес иностранные компании.

За это он получил аванс в виде 3000 фунтов стерлингов и компенсацию за пользование правами от 7,5 до 15% суммы продаж. Соглашение, которое Стейн предложил заключить советским партнёрам, звучало ещё выгоднее: аванс в виде $10 тысяч и 75% от общей суммы продаж «Тетриса».

Переговоры о продаже прав на игру взяло на себя подразделение Академии наук, занимавшееся лицензиями, «Лицензнаука». Стейн попытался получить расположение Пажитнова, заявив, что в Британии главным в сделке считают разработчика игры и его пожелания, однако программист встретил эти слова с подозрением.

Для него, как и для всей «Лицензнауки», подобные сделки были новым опытом. В СССР осторожничали, просили гарантий и ужесточали условия сделки: требовали аванса в $25 тысяч и 80% прибыли. После долгих споров Стейн уехал, так и не заключив контракт.

В США «Тетрис» рекламировали как первую игру из-за «железного занавеса». Её упаковали в красную коробку, поместили на обложку собор Василия Блаженного, букву «с» стилизовали под серп и молот. Ещё в «Тетрис» добавили музыку — мелодию песни «Коробейники» на стихи Николая Некрасова.

Реклама «Тетриса» в одной из американских газет The Digital Antiquarian

Игра получала положительные рецензии. Один из сотрудников офиса Mirrorsoft, после того как «Тетрис» запретили на всех компьютерах в этой компании, писал: «Не так много игр захватывают настолько, что играешь в них даже во сне, и “Тетрис” — одна из них, по крайней мере для меня. Всю ночь мне снились фигурки из игры, я не выспался и решил не играть в эту игру хотя бы двое суток. Более высокую оценку я дать не могу».

Mirrorsoft и Spectrum Holobyte начали выпускать игру для ПК в Европе и США, не зная о том, что Стейн всё ещё посылает в Москву письма с просьбами «встретиться где угодно и с кем угодно» для заключения сделки.

Алексей Пажитнов тем временем работал над другим проектом, обучающей программой «Биограф», и решил посоветоваться насчёт её продажи с представителями «Элорга».

В разговоре программист упомянул, с какими трудностями столкнулся при лицензировании «Тетриса». Однако представители компании заявили, что о продаже прав на головоломку слышат впервые. По их мнению, «Лицензнаука» не должна была вести переговоры и брать на себя ответственность за заключение соглашений.

Логотип компании «Электроноргтехника» The Digital Antiquarian

Сделка отменяется. Телеграмму об этом из «Элорга» послали Стейну, сообщив, что теперь все переговоры будет вести только сама обладающая правами компания. Виноватым, по мнению «Элорга», оказался сам Пажитнов. Он отправил телеграмму, написав, что согласен заключить сделку, и эту фразу западный партнёр истолковал так, как ему было выгоднее.

Стейн угрожал советской стороне скандалом, не стесняясь говорить о продаже прав на игру зарубежным компаниям и шантажируя расположением мирового компьютерного сообщества. В «Элорге» выслушали угрозы, продолжили придираться к деталям соглашения и в конечном счёте заключили сделку. Стейн получил права на «Тетрис» для различных типов ПК.

Издатели игр заинтересовались домашними приставками и переносными системами. Прав на производство картриджей с «Тетрисом» для таких устройств у Стейна не было, но он пообещал получить их, и Mirrorsoft продала Atari Games лицензию на издание игры в Японии.

Предприниматель снова начал переписку с Москвой, но «Элорг» волновало другое: компании так и не заплатили. С момента заключения сделки прошло уже полгода, но Стейн сослался на проблемы с транзакциями, согласился оплачивать пятипроцентный штраф за просрочку платежей и всё равно не выслал чеков.

Пока тянулись переговоры Стейна с «Элоргом», «тетрисомания» перекинулась на Японию. Там было продано 2 млн экземпляров головоломки. В Японии Mirrorsoft и Spectrum Holobyte продали версию игры для ПК, а также для приставок владельцу компании Blue Planet Software Хенку Роджерсу.

В это время Nintendo готовилась представить на рынке свою последнюю разработку — Game Boy, и ей нужна была игра, которая будет продаваться. Президент Nintendo лично попросил Роджерса получить права на переносные игровые системы, пообещав позже купить их у него.

Когда Хенк Роджерс отправил факс Стейну с просьбой о продаже лицензии на переносные системы, тот всё ещё спорил с партнёрами из СССР о гонорарах. Тогда Роджерс отправился в Москву сам.

В первый же день он заключил соглашение о покупке прав на переносные системы. По словам Пажитнова, с Роджерсом легко договорились, потому что он не просил никаких гарантий и не давал пустых обещаний. Но когда предприниматель, желая похвастаться своим бизнесом, достал из портфеля картридж «Тетриса» для видеоигровой системы Nintendo Famicom, беседа изменила направление.

Роджерс узнал, что все 130 тысяч картриджей, которые уже были проданы в Японии, на самом деле пиратские. Они произведены по лицензии на видеоигровые системы, которую Стейн так и не купил у «Элорга». Роджерс сразу же выписал чек на частичную оплату всех проданных картриджей и пообещал привлечь партнёра, который не только обеспечит крупное разбирательство, но и поможет разработчикам заработать на нём.

Этим партнёром была Nintendo. Крупное разбирательство началось с компанией Atari Games, которая пыталась доказать, что Famicom — это не игровая консоль, а маленький ПК, на которые у компании есть официальная лицензия.

Однако Nintendo предоставила официальный контракт русских со Стейном, в котором под «компьютером» понимали именно компьютер с клавиатурой, монитором и дисководом, работающий на обычном процессорном блоке, а не на микропроцессоре, который умещается на одном чипе.

Алексей Пажитнов и Хенк Роджерс на встрече в Москве The Digital Antiquarian

Сделать модификацию игры для двух пользователей хотел и Пажитнов, но он не успел развить эту идею. Забракованные картриджи стали раритетом, позже коллекционеры покупали их по $150 за штуку. Их до сих пор можно найти на eBay примерно за ту же цену.

Обложка пиратского картриджа Tetris Atari Games The Digital Antiquarian

Череда сделок и соглашений завершилась в пользу Хенка Роджерса и «Элорга». После долгих переговоров, судов, встреч и поправок в контрактах Стейн остался с лицензией для ПК и игровых автоматов стоимостью $150 тысяч, однако постепенно советская сторона стала лишать его всех связей с игрой, ссылаясь на неуплату компенсации за пользование правами.

В 1990 году у Стейна отозвали все права на «Тетрис». Предприниматель признался, что за всё это время заработал на игре около $200 тысяч, хотя мог бы миллионы. Mirrorsoft и Atari Games тоже лишились лицензий по результатам судебных процессов. «Элорг» и Nintendo остались с лицензией на переносные системы и готовящимся контрактом на домашние игровые системы, а Хенк Роджерс и советские обладатели прав — с деньгами.

Сумма аванса от Nintendo остаётся секретом, но, по слухам, достигала $3–5 млн. «Тетрис» выпускался в комплекте с Game Boy. К 1992 году в мире было продано 32 млн устройств, причём 46% игроков были взрослыми.

«Если вы хотите продать Game Boy маленьким мальчикам, запакуйте туда Mario. Но запакуйте туда “Тетрис”, и вы продадите GameBoy всем», — уверял Хенк Роджерс.

Роджерс получал по $1 за каждый проданный «Тетрис» в комплекте с Game Boy и ещё больше с каждой отдельно проданной игры. Nintendo головоломка Пажитнова принесла $80 млн без учёта продаж Game Boy. Если брать в расчёт продажи устройства, сумма составит несколько миллиардов долларов, ведь уже в 1991–1992 годах они достигли $2 млрд.

Алексей Пажитнов (второй слева) и Хенк Роджерс (второй справа) с партнёрами из Tetris Company The Digital Antiquarian

Когда в «Элорге» вели переговоры с Хенком Роджерсом, Алексей Пажитнов вспомнил о плане «компьютерного луна-парка», но передумал его воплощать. Программист был увлечён успехом «Тетриса» и не хотел разрабатывать другие игры.

Японские партнёры во время переговоров пытались уточнить детали выплат автору игры, но в «Элорге» отрезали: Пажитнов создавал её в рабочее время, а значит, вся прибыль должна идти государству.

Программист передал ей права в 1985 году на десять лет, и весь этот срок не получал прибыли с продаж собственной игры, тогда как советское правительство заработало несколько миллионов долларов на сделке с Nintendo.

Мировой чемпионат по классическому «Тетрису» проводится на Портлендской выставке ретро-игр и каждый год привлекает 6000 зрителей

После распада СССР предприятие «Элорг» стало частным. Роджерс пригласил Пажитнова в Токио, они стали партнёрами и в 1995 году основали Tetris Company. Только в 1996 году, когда права на «Тетрис» перестали принадлежать «Элоргу», Пажитнов начал получать доход с продаж.

Tetris Company вела переговоры о полной передаче прав и добилась этого в 2005 году. Специально для управления лицензиями на головоломку Роджерс и Пажитнов в этом же году создали Tetris Holding Company. Сейчас все права на игру принадлежат именно ей.

У него разве не должна была исчезнуть стена за плитой?

но в «Элорге» отрезали: Пажитнов создавал её в рабочее время, а значит, вся прибыль должна идти государству

Всеми силами отжать, и не дать заработать частнику. Узнаёте чиновников, да?
Всё вернулось на круги своя через 30+ лет

Я скорее узнаю подход типичной капиталистической компании.
Он разработал тетрис на мощностях НИИ и наверняка в рабочее время хотя бы одну минуту на него потратил. Этого уже достаточно, что бы компания претендовала на право обладания продуктом.

Обычно в трудовом договоре фиксируются обязанности сотрудника — то, что он делает сверх этих обязанностей, — его личная инициатива и он имеет право на прибыль от этой деятельности. Таков подход капиталистической компании.
К примеру, Игорь Сысоев разработал NGinx, работая в Рамблере, что не помешало ему через некоторое время основать свою компанию, а потом продать её.

Обычно в трудовом договоре фиксируются обязанности сотрудника — то, что он делает сверх этих обязанностей, — его личная инициатива и он имеет право на прибыль от этой деятельности. Таков подход капиталистической компании.

Подход капиталистической компании как раз обратный: все рабочее время и все разработки должны принадлежать ей. Все остальное — исключения. Как с nginx. Из интервью с автором:

То есть если у вас есть обязанность разрабатывать код, то это всё сильно усложняет. А если при этом ещё и внедрение прошло внутри компании — думаю, нет шансов просто все забрать себе, потому что ты автор.

Читайте также: