В школе программистов где изучают не только программирование но и различные компьютерные технологии

Обновлено: 04.07.2024

Директор по продукту, сооснователь Kodland Олег Хейфец постарался ответить почему интерес ребенка важнее интенсивных занятий и чем на самом деле полезна школа программирования.

За два года работы мы встречались с более пятью тысячами родителей. Большинство пап и мам ожидают от школы программирования примерно одно и то же — избавить ребенка от бесконечных часов в Minecraft и получить выпускника с фамилией Цукерберг. Однако программирование не заменит любимые игры, а курсы не гарантируют мгновенное трудоустройство.

Появление языка программирования Scratch в 2007 году вызвало бум в образовании детей. Миллионы школьников кодили, создавая собственные игры, мультфильмы и программы. Однако в России в то время только 30% семей позволили себе купить компьютер и только 25% решались выделить телефонную линию для модема.

Обучение программированию останавливалось на уроках информатики с устаревшей и сложной образовательной программой. Лишь немногие школьники начинали кодить до университетских времен.

Вероятно, препятствия на пути к изучению и «голливудская» интерпретация программистов закрепили понятие, что программирование — не для детей.

С популяризацией технологий, появлением быстрого интернета и открытием школ программирования мнение о науке слегка изменились. Популяризация Scratch и Python сделали изучение доступнее. Понять азы программирования может каждый, как и английский язык.

Подросток вполне способен создать успешный сайт или игру с базовыми знаниями. Как пример — Никита Пашинский, заработавший в 14 лет 4,5 тысячи долларов на созданной «стрелялке» Samoliotik. Наши «Python-ученики» еще не разработали новый «фейсбук», но уже создали небольшие игры в которых мы зависаем после уроков.

Для большинства пап и мам мир смартфонов и ПК чужд. Отправляя ребенка в школу программирования, родители не понимают, какой результат ожидать. После обучения мой ребенок станет программистом? Сертификат поможет найти работу?

Не стоит воспринимать программирование, как простой навык, поддающийся полному изучению уже в подростковом возрасте. Время от времени мы слышим фразы от родителей — «если бы во времена нашей молодости были такие технологии, то еще в школе мы бы работали в “гугл”».

Утверждение сомнительное — среди трудоустроенных школьников-программистов вспоминаются только уникумы, как Танмай Бакши, работавший с IBM Watson в 13-ть.

Прежде всего родители должны понимать, что школа дает базу и интерес к профессии. У подростков короче горизонт планирования. Дети до 15 лет слабо представляют реальные перспективы обучения. Только приближаясь к студенческому возрасту большинство задумываются о получении высшего образования, будущей работе, планах на жизнь. Детям же важен понятный результат, а не абстрактные цели.

Чтобы мотивировать ребят обучаться, мы создали в прошлом году «Хаб» — внутреннюю социальную сеть. Ученики 12-17 лет делятся проектами с открытым кодом — выставляют оценки, советуются, кооперируются.

Сейчас в ленте порядка двух тысяч работ от текстовых RPG, до сайтов дикой природы. Наиболее популярные проекты выводятся в топ ленты. Желание оказаться в центре внимания подстегивает ребят совершенствоваться, а визуализация цели мотивирует продолжать обучение.

Завершая курсы в школе программирования, ребенок с большим шансом продолжит индивидуальные занятия. Изучив азы Python или другого языка юного программиста ожидает долгий путь через библиотеки и фреймворки. Курсы программирования для детей — это только начало обучения, где важнее всего увлечь, а не создать готового специалиста.

Большая часть наших учеников - не фанаты уроков информатики в школе. Причина даже не в изучении устаревших Basic и Pascal, а в методе обучения. Педагоги не понимают интересов подростков, а те не находят практического применения полученным знаниям. Тогда амбициозные дети берут обучение в свои руки.

Каждый человек может освоить программирование дома — без курсов и учителей. Учебники, статьи, видео в Youtube дают необходимые знания для освоения профессии. Однако среди самообучающихся через МООК (массовых открытых онлайн-курсов) только 3-5% доходят до конца. Причем мотиваторы у «взрослых» серьезнее, чем желание детей создать игру или сайт.

Подростку сложно продолжать занятия постоянно сталкиваясь с нехваткой знаний, ошибками в коде и отсутствием быстрого результата. В итоге ребенок забрасывает учебу, а родители ставят точку на занятиях фразой «видимо, программирование — это не про нас».

Нам удается удержать 70% учеников благодаря преподавателям и геймификации. Помимо созданного хаба на занятиях ребята зарабатывают ачивки, проходят испытания и повышают уровень.

Во «взрослом» мире программисты тратят часы и недели в редакторе, чтобы получить видимый результат. Детям же важно видеть постоянный прогресс своего обучения, чтобы оставаться мотивированными.

«Левелап» вдохновляет заниматься усерднее. Параллельно с учениками обучаются и педагоги. Взрослым важно наладить контакт с юными программистами. Ученикам нужен не безликий лектор, а ментор.

Если перед обучением подросток желал создавать игры, а после первых недель заявил, что передумал — не нужно ставить крест на профессии. В программировании, как и в спорте, множество направлений. Не проявляет интерес к футболу, возможно, стоит попробовать баскетбол.

Не нужно отстраняться от всех занятий. Причиной потери мотивации может стать педагог, школа, коллектив или выбранное направление. Проще всего сказать — «программирование нам не подошло».

Заблуждения родителей часто распространены среди детей. Приходя на первый урок ребята уже представляют себя разработчиками в крупной студии или создателями нового Minecraft.

Мы стараемся не ломать мотивацию беспощадной правдой о тернистом пути программиста, но и не строим иллюзии о быстром обучении.

Главная задача школы программирования для детей — дать базу знаний и увлечь занятием. Подросток всегда сможет продолжить самостоятельное обучение и стать востребованным программистом, но для этого важно привить любовь к профессии. Это удастся, если не заниматься в стол, делиться успехами со сверстниками, найти ментора и, конечно, получить поддержку родителей.

На данной странице мы собрали часто задаваемые вопросы. Выберете интересующую вас категорию:

  1. Выбери отделение, в котором хочешь учиться в Москве: Проспект Мира, Профсоюзная, Физтехпарк, Высшая школа экономики. Или в Московской области: Мытищи, Королёв, Пушкино, Щелково. Также доступно дистанционное обучение в формате виртуального класса или интерактивных вебинаров.
  2. Запишись на вступительный экзамен через нашу систему EduApp.
  3. Или приходи подготовленным прямо в Школу в назначенное время.
  4. Сдай экзамен и начни путь настоящего программиста!
Как проходит вступительный экзамен и как к нему подготовиться?

Экзамен проходит дистанционно в нашей учебной системе Eduapp (ссылка), в заранее назначенное время. Для участия нужен компьютер с микрофоном и интернетом. Вступительный экзамен длится 60 минут и состоит из заданий по математике, логике и алгоритмике.

Если у тебя есть знания основ программирования, то ты сможешь их продемонстрировать. Это не обязательное условие для поступления, но является преимуществом абитуриента. Для решения задач не требуется углубленных знаний школьной программы или особых знаний по информатике. Основной упор делается на умение находить свои, порой нестандартные способы решения задач. Часть задач направлена на проверку математической культуры школьника и на выявление его уровня развития.

После успешной сдачи экзамена проводится короткое собеседование, цель которого — убедиться, что уровень знаний поступающего действительно соответствует учебной программе, на которую происходит зачисление. Далее ученику помогают выбрать группу.

Регистрируйся в нашей системе, разбирай задания и знакомься со Школой уже сейчас!

В Школу программистов можно поступить с третьего класса, минимальная базовая программа рассчитана на 3 года обучения. При этом учиться можно до 11-го класса, изучая все более сложные темы. Чем дольше будешь учиться, тем глубже и профессиональнее погрузишься в IT.

Для тех, кто приходит к нам гораздо позднее 3 класса, например, в 10, разработана специальная программа, позволяющая изучить основные технологии экстерном.

Обучение в нашей Школе основано на университетской модели: каждая группа изучает набор обязательных основных курсов, при этом уже начиная со второго семестра ты сможешь выбрать для посещения дополнительные спецкурсы, исходя из своих интересов.

Основные курсы — это набор предметов, которые должен изучить каждый начинающий программист. Именно они помогают освоить программирование, алгоритмизацию, работу с компьютерными сетями и другие навыки, являющиеся основой для развития в любом направлении IT-сферы.

В Школе программистов основными курсами являются различные языки программирования и математические курсы, такие как основы олимпиадной математики, дискретная математика, форматы данных, а также смежные дисциплины: алгоритмы и структуры данных, администрирование операционных систем, компьютерные сети.

На собеседовании каждому ученику предлагается несколько групп с разным расписанием, чтобы можно было выбрать наиболее подходящее время для учебы.

Какой документ я получу после окончания Школы программистов?

Каждый выпускник Школы программистов получает Свидетельство установленного образца. В нем указывается следующая информация: пройденный курс, даты обучения, список дисциплин с результатами (зачеты, экзамены, олимпиады).

Когда я смогу изучать видеомонтаж/Java/Ассемблер и т.д.?

Всему своё время: каждый семестр тебе будет открываться возможность изучать всё новые и новые спецкурсы, среди которых непременно однажды окажется желанный предмет.
Не забывай: для каждой технологии сначала нужно заложить фундамент, и чем сложнее курс, тем большая база нужна для его изучения.

Конечно.
Только не забывай, что каждый предмет требует самостоятельной подготовки, выполнения домашних заданий и, иногда, выполнения проектов. Рассчитывай свои силы и время правильно и изучай столько предметов, сколько хочется.

Нет.
Нашей первоочередной целью является подготовка программистов. Поэтому программа обучения разработана таким образом, чтобы максимально полно раскрыть для тебя будущую профессию.
А так как мир компьютерных технологий невероятно широк, мы предлагаем множество дополнительных спецкурсов, чтобы ты мог попробовать себя в каждой области, которая привлечет твоё внимание. Но основные, конечно, являются обязательными.

На все эти вопросы отвечают гуру IT-сферы в образовательном онлайн-сервисе «Лицей». В «Лицее» есть целое направление по профориентированию для школьников — лекции признанных профессионалов, тесты, интерактивные уроки — дизайнеров, маркетологов и др.

Кто такой айтишник?

Сейчас программист — это человек «необычный, загадочный, творческий», «человек, который меняет мир». Так говорит о профессии программиста директор по развитию цифровых технологий в Ростелекома Леонид Новожилов.

Но с фера IT — это не только программисты. Это системные администраторы, инженеры-разработчики, разработчики, тестировщики, архитекторы, дизайнеры, проектировщики, различные IT-менеджеры и множество других специальностей.

И, будучи школьником, сложно понять, чего тебе больше хочется. Но начинать выбор лучше именно со школы.

Например, с обучающих курсов в интернете. В Сети существует огромное количество контента для тех, кто хочет посвятить жизнь программированию. Нужно получить минимальные знания о том, как сделать простой продукт, и попробовать его сделать. Только когда будет результат, можно понять — нравиться именно это, или нужно обратить внимание на что-то другое.

Кому подойдет профессия программиста

«Кто-то традиционно думает, что ребята "айтишники", программисты – это люди с серьезным системным мышлением. Но в среде IT есть куча творческих профессий, например, дизайнеры», — обратил внимание директор по развитию цифровых технологий.

По его мнению, для того чтобы стать программистом, иногда полезно быть человеком, о котором часто говорят «с гуманитарным мышлением». Потому что именно оно дает возможность взглянуть на вещи шире и понять взаимосвязь различных явлений.

Но не нужно обольщаться и думать, что в IT-сфере обучаться не нужно, или можно откровенно халтурить. С таким подходом мало что выйдет. Учиться надо долго и тщательно.

А сколько нужно учиться?

Самоучки в этой сфере больше не нужны. Это больше для фриланса и местечковых работ.

Нужно нацеливаться на вуз и выбирать ЕГЭ по профматематике, информатике, а также, в зависимости от будущей специализации, физике или обществознанию. Для увеличения поступления шансов на бюджет в 11-м классе стоит готовиться по этим предметам дополнительно, не только на школьных уроках.

После вуза или колледжа вчерашних студентов ждет стажировка. «Когда к нам приходят ребята после института на стажировку, на три месяца, даже если кто-то у нас не останется, у них появляется практика работы на реальных проектах», — сказал Новожилов.

Но после стажировки для программиста все только начинается. В среде специалистов существует четкая градация: junior (младший), middle (средний) и senior (старший).

«Когда ты junior, младшенький, к тебе относятся как к младшенькому, тебе помогают учиться, развиваться, как делать правильно, чтобы поскорее стать "мидлом"», — говорит Новожилов.

«Во-первых, очень хорошая зарплата и авторитет. Его знают в сообществе и его ценят. И это круто, круто, что есть такой путь. Это звезда», — подчеркивает эксперт.

По его словам, хороший специалист может зарабатывать в России и от 500 тысяч рублей в месяц. «Сейчас классное время чтобы попробовать себя в любой профессии. Раньше таких возможностей не было. Сейчас есть. Пробуйте!» — резюмирует Новожилов.

Как попасть в «Лицей»

Чтобы посмотреть развивающие курсы, подготовить школьника к ЕГЭ и ОГЭ, подтянуть школьную программу, получить советы по выбору профессии, или выучить английский с нуля, нужно зарегистрироваться на сайте «Лицея».

Программу «Лицея» разработали для школьник с 1 по 11 классы преподаватели лучших московских вузов и школ в соответствии с Федеральным государственный образовательный стандартом.

● какие языки пользуются наибольшей популярностью у специалистов и работодателей в 2021 году.

● Что выбирать сначала — язык программирования или специализацию.

● Какие дополнительные навыки вам понадобятся и какие моменты необходимо учитывать.

● Что нужно для уверенного старта в профессии и как не облажаться, начиная с нуля.

Все языки, которые потребуются для работы в айти в целом, в одну статью не уместить. Мы опишем лишь те, которые пользовались наибольшим спросом в 2020 году и точно пригодятся вам в 2021-м.

💡 Чтобы стать специалистом в программировании, необязательно в совершенстве владеть всеми инструментами, что перечислены в нашей подборке. Что именно учить, зависит от ваших целей, направления, в котором вы хотите развиваться, должности и зарплаты , на которые претендуете, требований организации, в которую устраиваетесь и т.д. Но помните: жизнь программиста – это непрерывное самосовершенствование и изучение нового, если вы планируете добиться успеха.

Выбор направления для себя: какие языки учить?

Чтобы построить успешную карьеру в IT, нужно уверенно знать хотя бы несколько языков из представленного ниже списка языков. Каждый из них имеет сильные и слабые стороны, универсального-непогрешимого, чтобы на все века и для всех отраслей — не существует.

Для успеха комбинируйте возможности и преимущества разных инструментов, дополняйте свой арсенал языками, которые подходят для работы в выбранной вами нише и компенсируют недостатки языков программирования, которые вы уже знаете.

Как выбрать направление – куда податься

Первое, с чем вам нужно определиться, — со специализацией, которую вы хотите освоить: веб-разработка (интереснее вам фронтенд или бэкенд), мобильные и десктопные приложения, геймдев, научные направления и прочая. Это решение напрямую влияет на то, какие языки программирования вам понадобятся для построения карьеры Первое, с чем вам нужно определиться, — со специализацией, которую вы хотите освоить: веб-разработка (интереснее вам фронтенд или бэкенд), мобильные и десктопные приложения, геймдев, научные направления и прочая. Это решение напрямую влияет на то, какие языки программирования вам понадобятся для построения карьеры

Веб-разработка:

А ведь есть еще разработка клиент-серверных приложений, системное программирование, работа с базами данных (СУБД ) и информационной безопасностью , тестирование, наука (нейронные сети, моделирование структуры ДНК и т.д.), Интернет вещей (IoT), DevOp s и другие более специфичные и узконаправленные направления. Сначала определитесь, что вам интересно, затем подбирайте языки программирования из основных рейтингов.

Учитывайте свой темперамент

Например, если вам нравится:

● работать с «железом» и серверной частью, отдайте предпочтение embedded- или backend-разработке (дополнительные навыки — администрирование систем, работа с базами данных);

● заниматься визуалом, клиентской частью и маркетингом , ваш вариант — frontend и мобильные приложения (нужно уметь работать с графическими редакторами, дизайном, типографикой, пользовательским опытом);

● разрабатывать игры и все, что с ними связано — ваш путь однозначно в gamedev;

● проводить исследования и делать сложные математические вычисления — добро пожаловать в data science;

● искать чужие ошибки и указывать на них — попробуйте себя в роли тестировщика.

И так — с каждым направлением программирования, они во многом похожи, но и имеют ряд существенных отличий, которые нужно учитывать в самом начале.

Определитесь со своей целью

Смотрите не на индексы популярности по рейтингам, а на то, с чем вам нравится работать и для чего вы изучаете программирование – это ваше хобби, заработок, просто расширение кругозора, способ получить повышение на работе и т.д.

Учитывайте скорость изучения языка

Не оценивайте, подходит вам язык или нет, опираясь только на его синтаксические особенности и простоту – обращайте внимание и на время, за которое вы сможете его освоить. Например, наиболее интуитивно понятными считаются Python и JavaScript, как вариант – Ruby, PHP.

Ситуация на рынке труда

В выбранной вами специализации (конкуренция, соотношение спроса и предложения, заработная плата ). Если ваша цель — начать зарабатывать на разработке и быстро выйти на определенный уровень дохода, учитывайте расстановку сил на рынке труда в вашем регионе — какие специалисты востребованы, что нужно знать для получения должности и зарплаты , на которые вы претендуете.

Важно: языки общего назначения стабильно пользуются спросом, но владение узконаправленными инструментами — всегда плюс в вашу пользу в глазах работодателя, ведь уникальные и редкие умения ценятся высоко.

Ваш бюджет и время, которым вы располагаете

Время и средства, которые предстоит инвестировать в обучение программированию с нуля, для разных языков не одинаковы. Зависит от сложности освоения, стоимости учебных материалов, наличия/отсутствия бесплатного ПО и т.д. Этот факт полезно держать в уме при выборе.

Техническая база

Для работы на некоторых языках нужно соответствующее по мощности оборудование и платный софт, учитывайте это. Например, если вы хотите писать программы для iOS, вам понадобится и ноутбук от Apple, как ни крути.

Выберите язык, который вам по душе, и начните. Если что-то пойдет не так, всегда можно перейти на другой язык. Но, все же рекомендуем не бросать на полпути – нужно досконально знать хотя бы один, чтобы достичь чего-то в программировании. А так – чем больше их вы знаете, тем лучше. Самый простой подход — изучить требования рекрутеров в интересующих вас вакансиях и пойти по списку пересекающихся в них инструментов.

Проба направления на бесплатных курсах

При знакомстве с любым из языков нужно проштудировать его переменные, типы данных, препроцессор ы и другие основы , разобраться с консольными приложениями , модульным и процедурным программированием , прототипирование м и прочим При знакомстве с любым из языков нужно проштудировать его переменные, типы данных, препроцессор ы и другие основы , разобраться с консольными приложениями , модульным и процедурным программированием , прототипирование м и прочим

Поэтому предварительно вам понадобится некое введение в программирование , которое вы можете организовать для себя самостоятельно с помощью бесплатных учебников и материалов из интернета.

Как правило, программист изучает сначала один основной язык программирования, потом наращивает скиллы в других, более узкоспециализированных или смежных. Но какой бы инструмент для старта вы ни выбрали, обучение программированию с нуля логичнее всего начать с прохождения бесплатных курсов и с помощью учебных материалов , находящихся в открытом доступе — книг, мануалов, вебинаров, видеоуроков и т.д. В них собран огромный багаж знаний, которого более чем достаточно для пробы пера.

Есть бесплатные материалы и от онлайн-школ, например, Code-Basics от Хекслет . Аналогичные предложения есть и у Microsoft, SkillFactory , Code School и ряда других учебных заведений , причем если хорошо поискать, вы найдете как видеозаписи и просто полезные подборки, так и полные курсы с лекторами , практическими занятиями и даже обратной связью, включая проверку домашних заданий (последнее в бесплатных программах – редкая находка, но бывает).

Как учить язык новичку:

● Выбираем отрасль программирования и язык.

● Учим синтаксис по доступным материалам, которых в сообществах каждого языка просто море. Изучайте русскоязычные и англоязычные сайты.

● Практикуемся — пишем код, разбираем чужие работы и алгоритмы, вдохновляемся, тренируемся. Для этих целей вам пригодятся инструменты а-ля Microsoft visual studio , Git и аналоги.

● Ищем работу или разовые заказы на фриланс е и применяем знания — можно пойти джуном или стажером для начала.

● Параллельно углубляем знания, совершенствуемся, следим за тенденциями и обновлениями.

Важно: для знакомства с программированием и понимания, подходит вам выбранный язык или нет, вам не нужна научная степень по информатике (Computer Science ) и годы сидения в отечественных или заграничных вузах .

Для успеха необходима качественная, актуальная база знаний и регулярная практика. Этого на первых порах можно достичь и с помощью того, что вы найдете в Интернете. Первично то, что вы умеете, а не ваши «корочки». Бесплатные сервисы, практические курсы и учебники, блоги опытных программистов, тематические телеграмм-каналы и сообщества помогут ознакомиться с азами программирования и сделать первые шаги.

Пара слов о платных курсах

Если есть сложности с самоорганизацией, самообучение может оказаться не для вас — в этом случае попробуйте платные занятия и программы , это дисциплинирует и дает качественную базу.

Сейчас можно найти множество образовательных программ, рассчитанных как на начинающих с нуля программистов , так и на pro-developers и даже на тех, кто только-только освоил компьютер . Это могут быть простые видеокурсы с введением в программирование , пошаговые интерактивные курсы и комплексные программы, на прохождение которых уходит до пары лет.

Преимущества курсов от профильных учебных заведений:

  1. Качественная, структурированная образовательная программа с обилием теоретических лекций , практических задач и упражнений, тренажерами, тестированием , видеолекциями , онлайн-уроками , вебинарами, мастер-классами.
  2. Вас обучают программированию практикующие профильные эксперты своего дела и опытные наставники , у многих онлайн-школ – звездный преподавательский состав с ведущими специалистами отрасли, в том числе действующими лекторами в вузах .
  3. Во многих программах по окончании обучения слушатели курса получают сертификат, диплом или свидетельство/удостоверение о повышении квалификации или профессиональной переподготовке ;
  4. Также многие образовательные учреждения помогают с трудоустройством – предлагают консультации по составлению портфолио и резюме (которые пополняются уже в процессе обучения ), курируют при прохождении собеседований, гарантируют стажировк у и/или трудовые места в компаниях-партнерах. То есть после окончания срока обучения и сдачи курсовой/дипломной работы вы создадите полноценное конкурентоспособное портфолио и сможете найти работу (в отдельных случаях учебные центры возвращают деньги, если выпускник не трудоустроится в определенный срок по завершении курса) .
  5. Есть возможность подобрать учебную программу под свой бюджет – стоимость курсов варьируется, часто образовательные порталы и школы программирования предоставляют различные тарифы на выбор в одном онлайн курсе . Также нередко есть рассрочка , можно приобрести курсы со скидкой , по промокод у, за счет работодателя. Еще большинство учебных заведений предлагает удобные способы оплаты на выбор.
  6. Практически в каждом курсе, хоть вводном/базовом, хоть в продвинутом , есть открытые или закрытые чаты и сообщества для учеников, выпускников, наставников, менторов и кураторов – вы будете делиться успехами, задавать вопросы, получать обратную связь и найдете профессиональную поддержку. Живое общение в тематической тусовке единомышленников поможет вам быстрее обучиться программированию , познакомиться с нужными людьми, включая потенциальных работодателей, и быть в курсе событий.
  7. Можно выбрать продолжительность под свой уровень подготовки и количество свободного времени – длительность обучения на курсах разная, от нескольких часов до пары лет.

✅ Главный плюс – вам не придется самим выискивать информацию по крупицам, все собрано: интенсивы, инсайты, лайфхаки и рабочие схемы, книги, опыт, практика – бери и пользуйся. Причем найти такие курсы можно и на русском, и на английском языке , и на других.

Рейтинг популярных языков программирования в 2021 году

Теперь давайте разберем, какие языки программирования были наиболее востребованными в 2020-м и продолжат быть популярными в 2021 году.

Мы составили эту подборку на основе рейтинга института инженеров электротехники и электроники I EEE Spectrum . Он формируется на основе 11 показателей и метрик из 8 источников, среди которых Google, Git Hub, Career Builder, the IEEE, Hacker News, Stack OverFlow, Reddit и T witter . IEEE Spectrum оценивает языки комплексно — по отраслям и нишам, с точки зрения построения карьеры и количества вакансий, на основе упоминаний в соц.сетях. По этим причинам за основу мы взяли именно этот рейтинг.

Мировое господство, по данным IEEE Spectrum, в 2020 году ожидаемо завоевали Python , Java и С . Рассмотрим топ-20 популярных языков программирования, с которыми, по статистике, вас ждет перспективное будущее. В нашем списке они идут в порядке убывания.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родыгин Евгений Федорович

В статье описана необходимость обучения программированию в школе, рассмотрены методические рекомендации организации обучения программированию на базовом уровне, также представлены основные компоненты изучения языка программирования в школе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родыгин Евгений Федорович

Применение обучающих программ-тренажеров в обучении программированию Robomind как средство обучения программированию в школе Выбор программного средства для обучения программированию будущих бакалавров педагогического образования Структура, содержание и методические подходы к преподаванию языка программирования Python в школе i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации обучения программированию в школе»

Методические рекомендации обучения программированию в школе

МОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы», г. Йошкар-Ола

В статье описана необходимость обучения программированию в школе, рассмотрены методические рекомендации организации обучения программированию на базовом уровне, также представлены основные компоненты изучения языка программирования в школе.

Вопросы повышения уровня обучения программированию в школе продолжают оставаться актуальными. Профессия специалиста в области информатики и информационных технологий, довольно востребованная в настоящее время, требует прочных знаний, умений и навыков, которые необходимо получать и развивать со школы. Перед учителем поставлена задача не просто предоставить выпускнику набор знаний, а подготовить учащегося, умеющего самостоятельно решать возникающие перед ним проблемы, способного отвечать за собственное благополучие и общества в целом. Для этого требуется создать необходимые условия для подготовки ответственной, самостоятельной и активной личности, владеющей основными компетентностями. Одна из этих основных компетентностей - это умение составлять и осуществлять программу своей деятельности. Такие умения у учащихся формируются на уроках информатики при выполнении различных заданий и, прежде всего, при изучении темы «Алгоритмизация и программирование». Таким образом, особое внимание в обучении информатике необходимо уделять вопросу системы обучения программированию.

Тема «Алгоритмизация и программирование» является одной из самых сложных тем при изучении курса информатики. В настоящее время существует большое количество проблем в данном направлении. В целом есть два пути: либо преподавать на уроках информатики лишь офисные средства и различные прикладные программы, исключив программирование, либо изучать программирование. На сегодняшний день выпускник должен иметь необходимый набор знаний по информатике, позволяющий сдать ЕГЭ на достаточном уровне, для этого необходимо изучать программирование на уроках информатики, то есть первый путь отметается сразу. Проводящиеся соревнования (олимпиады, конкурсы, конференции) по программированию в нашей республике также являются подтверждением необходимости изучения темы «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики.

Следующим важным этапом при построении системы изучения темы «Алгоритмизация и программирование» является организация самого процесса обучения. В качестве основных видов организации процесса обучения программированию можно выделить традиционные виды занятий: лекционные, лабораторные и практические занятия. Для проведения занятий необходимо выбрать соответствующее учебнометодическое, техническое и программное обеспечение.

Основным этапом построения обучения является технология обучения программированию. Учитель не должен забывать, что цель обучения - не изучение языка программирования и не подготовка высококвалифицированных программистов, а изучение способов, алгоритмов и методов программирования при решении задач, то есть привитие навыков алгоритмического мышления учащимся.

В настоящее время изучение темы «Алгоритмизация программирования» в школе проводится для разных категорий учащихся, главным образом это связано с появлением профильного обучения. Одна категория учащихся изучает программирование в соответствии с содержанием образования по информатике, обязательного для всех учащихся общеобразовательных школ. Для основной школы цель обучения определяется изучением основных алгоритмических конструкций с использованием простых типов данных и массивов. Другая категория учащихся изучает программирование на углубленном уровне, что соответствует обучению в таких профильных классах, как информационно-коммуникационное и физико-математическое направления. Кроме базовых знаний в области программирования, описанных выше, учащиеся данных направлений должны владеть одним из современных языков программирования, обладая умением проводить вычислительные процессы и оперировать всеми основными типами данных.

занятиях учащиеся могут вспомнить основные алгоритмические конструкции. Затем осуществляется переход на изучение темы «Массивы», во время практических занятий учащиеся должны овладеть умением формирования и работой с массивами с помощью процедур и функций. При изучении данной темы учащиеся закрепляют знания алгоритмических конструкций и их использование при решении задач различного уровня сложности. В 11 -м классе на базовом уровне учащиеся знакомятся со строковым и символьным типом данных. Изучают принципы работы с символьными и строковыми переменными, также реализуя алгоритмические конструкции. Дополнительно рассматриваются такие структуры данных, как записи и множества. Изучение языка программирования заканчивается освоением понятия файловой переменной, повторением и решением задач сложного уровня, реализуя основные методы работы с данными.

Благодаря такому построению изучения языка программирования на базовом уровне дается возможность учащимся освоить основы алгоритмического языка Pascal, способствует развитию технологического, алгоритмического и творческого мышления учащихся, формирует основные навыки программирования.

В итоге изучения учащиеся должны знать:

- что такое алгоритм, какова роль алгоритма в системах управления;

- в чем состоят основные свойства алгоритма;

- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, множественный выбор, цикл, структуры алгоритмов;

- назначение вспомогательных алгоритмов, технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

- основные свойства величин в алгоритмах обработки информации: что такое имя, тип, значение величины; смысл присваивания;

- назначение языков программирования;

- в чем различие между языками программирования высокого уровня и машинно-ориентированными языками;

- правила представления данных на одном из языков программирования высокого уровня (например, на языке Pascal);

- правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, цикла, ветвления;

- правила записи программы;

- что такое трансляция;

- назначение систем программирования;

- содержание этапов разработки программы: алгоритмизация, кодирование, отладка и тестирование.

При этом учащиеся должны уметь:

- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

- выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя;

- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления на одном из учебных исполнителей;

- выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

- составлять несложные программы решения вычислительных задач с числами;

- программировать простой диалог;

- работать в среде одной из систем программирования (например, Turbo Pascal);

- осуществлять отладку и тестирование программы и другое.

Предложенные методические рекомендации обучения программированию с успехом используются в МОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы». Выпускники 11-х классов после изучения программирования по описанной методике в полной мере овладевают навыками программирования, которые так необходимы в современном веке развивающихся информационных технологий.

1. Аркадьев А. Г., Днепров Э. Д. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. - М.: Дрофа, 2008. - 112 с.

2. Окулов С. М. Задачи по программированию. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 824 с.

3. Малеев В. В. Общая методика преподавания информатики: учеб. пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с.

4. ЛапчикМ. П. Теория и методика обучения информатике: учеб. для пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 592 с.

Читайте также: