Вблизи компьютера можно размещать контейнеры с жидкостями

Обновлено: 04.07.2024

Методика инструментального контроля и гигиеническойоценки уровней электромагнитных полей на рабочих местах

1. Общие положения

  • при вводе ПЭВМ в эксплуатацию и организацииновых и реорганизации рабочих мест;
  • после проведения организационно-техническихмероприятий, направленных на нормализацию электромагнитной обстановки;
  • при аттестации рабочих мест по условиямтруда;
  • по заявкам предприятий и организаций.

2. Требования к средствамизмерений

2.1. Инструментальныйконтроль уровней ЭМП должен осуществляться приборами с допустимой основнойотносительной погрешностью измерений ± 20 %, включенными вГосударственный реестр средств измерения РФ и имеющими действующиесвидетельства о прохождении Государственной поверки. 2.2. Следует отдаватьпредпочтение измерителям с изотропными антеннами-преобразователями.

3. Подготовка к проведениюинструментального контроля

4. Проведение измерений

4.1. Измерение уровнейпеременных электрических и магнитных полей, статических электрических полей нарабочем месте, оборудованном ПЭВМ, производится на расстоянии 50 см от экранана трех уровнях на высоте 0,5, 1,0 и 1,5 м.

5. Гигиеническая оценкауровней ЭМП на рабочих местах

Приложение 4 (обязательное)

Высота одноместного стола длязанятий с ПЭВМ

Рост учащихся или студентов в обуви, см

Высота над полом, мм

пространство для ног, не менее

Приложение 5 (обязательное)

Основные размеры стула дляучащихся и студентов

Рост учащихся и студентов в обуви, см

Приложение 6 (обязательное)

Размеры стула для занятий сПЭВМ детей дошкольного возраста

Размеры, не менее, мм

Приложение 7 (рекомендуемое)

Предложения по организацииработы с ПЭВМ

1. Гигиенические критерииоценки тяжести и напряженности трудового процесса пользователей ПЭВМ

Суммарное времярегламентированных перерывов в зависимости от продолжительности работы, вида икатегории трудовой деятельности с ПЭВМ

Категория работы с ПЭВМ

Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ПЭВМ

Суммарное время регламентированных перерывов, мин

группа А, количество знаков

группа Б, количество знаков

при 12-часовой смене

2. Организация занятий сПЭВМ студентов в учреждениях высшего профессионального образования

3. Организация режима работыс ПЭВМ обучающихся в учреждениях начального профессионального образования

4. Организация занятий сПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМдетей дошкольного возраста

Приложение 8 (рекомендуемое)

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидяили стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальнойамплитудой движения глаз.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Приложение 9 (рекомендуемое)

Комплексы упражненийфизкультурных минуток

Физкультминутка (ФМ) способствуетснятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются дляконкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма взависимости от самочувствия и ощущения усталости. Физкультминутка общего воздействияможет применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнить нетвозможности.

ФМ общего воздействия

1 комплекс

2 комплекс

3 комплекс

4 комплекс

Физкультминутка дляулучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головыоказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов,повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызываютрасширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения,особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливаетмозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственнуюдеятельность.

1 комплекс

2 комплекс

3 комплекс

4 комплекс

Физкультминутка для снятияутомления с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения счередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого поясаи рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

1 комплекс

2 комплекс

3 комплекс

4 комплекс

Физкультминутка для снятияутомления с туловища и ног

Физические упражнения длямышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела испособствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения,отечности в нижних конечностях.

1 комплекс

2 комплекс

3 комплекс

4 комплекс

Приложение 10 (рекомендуемое)

Комплексы упражненийфизкультурных пауз

Физкультурная пауза (ФП) -повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной,сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление,повышает умственную работоспособность.

Физкультурная пауза 1

Физкультурная пауза 2

Физкультурная пауза 3

Приложение 11 (рекомендуемое)

Профилактическая гимнастикадля дошкольников

Для снятия статического инервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физическиеупражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты,«рубка дров» и т.д.), игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения зрениярекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1мин), но регулярном проведении, она является эффективным мероприятиемпрофилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем,что при выполнении специальных упражнений (описаны ниже) обеспечиваетсяпериодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение сцилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессыаккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрениянормализуется. Кроме того, есть специальное упражнение (с меткой на стекле),предназначенное для тренировки и развития аккомодационной функции глаза.

Время и место проведениягимнастики

Зрительная гимнастика вовремя работы на компьютере

Упражнение 1 со зрительнымиметками

Упражнение 2 со зрительнымиметками и поворотами головы

Зрительная гимнастика послекомпьютерного занятия

Гимнастика для снятия общегоутомления

К работе в кабинете информатики допускаются только учащиеся и преподаватели, прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания преподавателя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.

Необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безопасности, т.к. нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, вызвать возгорание и навредить вашему здоровью.

При эксплуатации оборудования необходимо остерегаться:

- поражения электрическим током;

- механических повреждений, травм.

Требования безопасности перед началом работы

1. Запрещено входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, с громоздкими предметами и едой

2. Запрещено входить в кабинет информатики в грязной обуви без бахил или без сменной обуви

3. Запрещается шуметь, громко разговаривать и отвлекать других учащихся

4. Запрещено бегать и прыгать, самовольно передвигаться по кабинету

5. Перед началом занятий все личные мобильные устройства учащих ся (телефон, плеер и т.п.) должны быть выключены

6. Разрешается работать только на том компьютере, который выделен на занятие

7. Перед началом работы учащийся обязан осмотреть рабочее место и свой компьютер на предмет отсутствия видимых повреждений оборудования

8. Запрещается выключать или включать оборудование без разрешения преподавателя

9. Напряжение в сети кабинета включается и выключается только преподавателем

Требования безопасности во время работы

1. С техникой обращаться бережно: не стучать по мониторам, не стучать мышкой о стол, не стучать по клавишам клавиатуры

2. При возникновении неполадок: появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного её отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю

4. Выполнять за компьютером только те действия, которые говорит преподаватель

5. Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку

6. Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея

7. В случае возникновения нештатных ситуаций сохранять спокойствие и чётко следовать указаниям преподавателя.

1. Эксплуатировать неисправную технику

2. При включённом напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера

3. Работать с открытыми кожухами устройств компьютера

4. Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъёмов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры

5. Касаться автоматов защиты, пускателей, устройств сигнализации

6. Во время работы касаться труб, батарей

7. Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры

8. Нажимать на клавиши с усилием или допускать резкие удары

9. Пользоваться каким-либо предметом при нажатии на клавиши

10. Передвигать системный блок, дисплей или стол, на котором они стоят
11. Загромождать проходы в кабинете сумками, портфелями, стульями

12. Брать сумки, портфели за рабочее место у компьютера

13. Брать с собой в класс верхнюю одежду и загромождать ею кабинет


14. Быстро передвигаться по кабинету

15. Класть какие-либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру.

16. Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде

17. Работать при недостаточном освещении

18. Работать за дисплеем дольше положенного времени

Запрещается без разрешения преподавателя

1. Включать и выключать компьютер, дисплей и другое оборудование

2. Использовать различные носители информации (дискеты, диски, флешки)

3. Подключать кабели, разъёмы и другую аппаратуру к компьютеру

4. Брать со стола преподавателя дискеты, аппаратуру, документацию и другие предметы

5. Пользоваться преподавательским компьютером

Требования безопасности по окончанию работы

1. По окончании работы дождаться пока преподаватель подойдёт и проверит состояние оборудования, сдать работу, если она выполнялась

2. Медленно встать, собрать свои вещи и тихо выйти из класса, чтобы не мешать другим учащимся.

Как правильно сидеть за компьютером

Длительное сидение за компьютером мо жет привести к многочисленным проблемам со здоровьем. В течение дня - головная боль и снижение работоспособности, в перспективе - боли в суставах и спине, ухудшение зрения. Всё это последствия часов проведённых перед компьютером. Однако этих проблем можно легко избежать если сидеть за компьютером правильно. Для этого нужно соблюдать всего несколько простых правил.

Ни в коем случае не закидывайте ногу на ногу – это приводит к пережиманию вен, вследствие чего мозг недостаточно снабжается кровью. Ноги должны быть согнуты под углом чуть больше 90 градусов, ступни располагаться на полу или специальной подставке.

Спину необходимо держать прямо, ещё лучше откинуться на спинку кресла, оно примет на себя часть нагрузки позвоночника. Плечи должны быть расправлены.

Руки должны быть согнуты в локтях чуть больше, чем на 90 градусов. Клавиатура и мышь должны располагаться на уровне чуть ниже локтей. Если есть возможность, используйте клавиатуру и коврик для мыши с опорой для кистей.

Чтобы избежать проблем со зрением разверните монитор на 90 градусов к окну (чтобы на нём не было бликов). Смотреть на монитор нужно с расстояния вытянутой руки, а его верхняя треть должна находится на уровне ваших глаз.

Организация рабочего места за компьютером


Друзья, приглашаю вас на мой видеоблог про переезд на землю, путешествия, жизнь

Красивые картинки на тему удаленной работы представляют нам девушку, удобно развалившуюся с ноутбуком на диване, а с ней рядом еще и младенца, не отводящего глаз от монитора.

Но это рабочей обстановкой никак не назовешь, к тому же все знают, что так делать вредно. Не будем поддаваться на провокацию и разберем по порядку, как создать деловой уголок, чтобы находиться перед компьютером с минимальными потерями для здоровья.

В офисе

Работники офисов, проводящие перед монитором минимум 8 часов, рискуют испортить зрение и осанку. К тому же не все работодатели уделяют должное внимание нормативам установки техники. Но, чтобы ограничить вред для здоровья, сделайте максимально возможное из рекомендаций специалистов:

1. Компьютеры в помещении должны находиться не ближе 2 метров друг от друга, ни в коем случае не напротив.

2. Желательно установить монитор в углу.

5. Системный блок и другие элементы ПК нельзя ставить вплотную к стене или к другим предметам во избежание перегрева.

6. В офисе должна обеспечиваться достаточная вентиляция и увлажнение воздуха. Если этого недостаточно, проветривайте помещение.

7. Оконный и ламповый свет должны падать слева.

8. В помещениях без естественного освещения нужно совмещать общий (потолочный) и рабочий (настенный, настольный) свет. Желательно, чтобы он имел не направленный, а рассеянный характер.

9. Установите подставку для ног, если об этом не позаботился работодатель.

10. Лазерный принтер испускает вредное излучение, и желательно установить его как можно дальше от стола, лучше всего в отдельной комнате. Струйный принтер не вреден. При размещении учтите: оба они боятся пыли, прямого солнечного освещения и близости нагревательных приборов.

11. Если вы правша, телефон и органайзер расположите справа от себя.

Дома правильно обустроить свое рабочее место гораздо проще. И сделать это не менее важно, ведь тем, кто обрабатывает часть документации на выходных или занят на удаленной работе, приходится сидеть за компьютером продолжительное время.

Если позволяют условия, отделите рабочую зону от спальни. Это и вам пойдет на пользу, и в технике будет скапливаться меньше пыли. За неимением отдельной комнаты можно использовать перегородку. На фото под кабинет отведена часть лоджии.

Разделение пространства

Грамотный дизайн пространства не только настроит на деловой лад, но и сбережет здоровье. Помните о хорошем освещении. Белый потолок, светлые стены (рекомендуется бежевый, салатовый, лимонный цвет) хорошо отражают свет, что важно для глаз. Психологи единодушно утверждают, что создает спокойную обстановку и одновременно увеличивает продуктивность зеленый цвет.

Сделан с большой любовью, для каждого, кто хочет заработать первые деньги удалённо.

Обязательно установите компьютер в хорошо освещенном месте, а светильник разместите слева, ближе к переднему краю монитора.

Вопреки распространенному мнению, цветы не защищают от вредного излучения, да оно у современных моделей ПК и невелико. А потому вместо зарослей на подоконнике лучше поставить одно небольшое растение для поддержания влажности воздуха, например, алоэ.

Мебель приобретите в соответствии с нормами:

13. Вместо стула используйте специальное кресло, регулируемое по высоте, расстоянию от спинки до переднего края сиденья и углу наклона спинки. Качественное кресло имеет подлокотники, закругленную переднюю поверхность сиденья и обтянуто неэлектризующейся тканью, которую легко чистить.

Творческим людям будет полезно разместить вблизи стола магнитно-маркерную доску для идей, которые можно записывать или клеить на стикерах. И, разумеется, пару вдохновляющих мелочей: ваше фото из отпуска или любой красивый предмет. А результативность фриланса повысит пара мотивирующих цитат.

Правила для родителей

Проводя много времени за компьютером, мы невольно подаем пример детям. Увы, в современном обществе не получится “взять и отменить” эту технику для несовершеннолетних. Но обезопасить их от вредных воздействий можно при помощи следующих правил:

14. Главное правило: компьютер у детей не должен быть первоочередным интересом. Своевременно формируйте иные увлечения.

16. Освещенность в комнате должна быть достаточной, но не чрезмерной. В темной комнате сидеть за компьютером нельзя!

17. Мебель должна соответствовать росту ребенка (см. рисунок).

Размеры мебели для ребёнка

18. Под столом должно оставаться достаточно места для коленей.

19. Следите, чтобы чадо доставало ногами до пола, используйте специальную подставку для ног.

Как правильно сидеть за компьютером, показывает следующий рисунок.

Как правильно сидеть перед компьютером

Порядок на рабочем месте

Постарайтесь держать на столе только необходимые предметы. Минимализм повышает сосредоточенность на процессе. Вот пример явного перебора.

Беспорядок дома

Воздержитесь от привычки есть и пить у экрана. Доказано, что это мешает нормальному усвоению пищи. И, понятно, для техники опасно (особенно сладкий чай для ноутбуков).

Не забывайте о своевременной уборке с использованием специальных салфеток.

Техника безопасности при работе за компьютером

21. Перед началом работы убедитесь, что электрическая проводка исправна, розетка и штепсель не имеют трещин, провода не свисают с края стола, не лежат на полу, где есть опасность придавить их чем-то тяжелым.

22. В доме с маленькими детьми желательна розетка с защитой от внешних воздействий.

23. Шнуры не должны соприкасаться с нагревательными приборами во избежание повреждения.

24. Избегайте перегрузок сети бытовыми приборами, т. к. это может повлечь перегрев проводов, что при нерабочей автоматике приведет к пожару.

25. Нельзя работать на компьютере с видимыми внешними повреждениями.

26. Не кладите на системный блок посторонние предметы: это препятствует нормальному охлаждению и выводит ПК из строя.

27. Нельзя работать во влажном помещении и с мокрыми руками.

28. Не располагайте жидкости (воду в кулере или чай в стакане) вблизи компьютера.

29. Своевременно удаляйте пыль со всех участков компьютера. По мере необходимости (примерно раз в год) прочищайте системный блок.

Несколько советов для здоровья

Как бы комфортно ни сиделось вам в уютном кресле, учитывайте, что длительная сидячая работа повышает утомляемость. Поэтому, даже увлекаясь интересным заданием, не жалейте времени на отдых. Подчас во время кратковременной гимнастики или ходьбы мысль работает даже лучше, чем при сосредоточенном всматривании в буквы.

Делайте перерыв

А потому, дорогие коллеги, соблюдайте следующие советы врачей:

32. Не забывайте о глазах: во время работы чаще моргайте, позволяйте себе на пару минут оторваться от экрана и закрыть глаза. При этом полезно проделать различные упражнения: вращать зрачками по и против часовой стрелке, постукивать тихонько по голове подушечками пальцев, слегка надавливать на веки.

33. Просматривая бумаги во время работы, держите их на подставках, чтобы меньше напрягать зрение. Если приходится читать много текстов, не требующих непрерывного редактирования, лучше распечатайте их.

И помните, что людям, занятым сидячей работой, очень полезны активные выходные и отпуска. Бывайте на природе, путешествуйте.

В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. "Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным", – подчеркнул глава государства.

Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Требования к уборке

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

  • столов и стульев;
  • столовой мебели;
  • спортивного оборудования;
  • отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. "При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи", – следует из текста санитарных правил.

Требования к организации образовательного процесса

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

  • веса учебников: для 1-4-х классов – не более 300 г, для 5-6-х классов – 400 г, для 7-9-х классов – 500 г, для 10-11-х классов – 600 г – отклонение от этих показателей в сторону увеличения допускается только в пределах 10%;
  • способов скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление);
  • корешковых полей: на развороте издания они должны быть не менее 26 мм, а на странице, включая верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, – не менее 10 мм;
  • применения для выделения текста цветных красок – на уровне начального общего образования допустимо не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования – не более 2 цветных красок;
  • полиграфических материалов, применяемых для изготовления печатных учебных изданий, – они должны соответствовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
  • количества переносов на странице – их допускается не более 4.

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Читайте также: