Верно ли что предпосылкой к появлению цифровой культуры стало создание компьютера

Обновлено: 06.07.2024

Культурные исследования процессов информатизации стоят перед методологической необходимостью определения специфического предмета исследования и вхождения в междисциплинарный диалог с иными дисциплинами и подходами. Для решения этой задачи современные исследователи вводят новые поисковые термины и понятия: «киберкультура», «цифровая культура», «виртуальная культура», «сетевая культура». Очевидно, что информатизацию следует отнести на счёт тех технологических возможностей, которые делают её возможной в логике развития, эволюции, модернизации и т. п. Важно также иметь в виду, что информатизация – результат воспроизводства определённых культурных установок, таких как ценности рациональности, эффективности, универсальности. Ключевой вопрос изучения проблем культуры и технологического развития, становления цифровой культуры лежит в плоскости противоречий культурного и технологического детерминизма и поиска их сложных конфигураций.

В данном пособии мы рассмотрим, во-первых, точки зрения технологического и культурного детерминизма в интерпретации генезиса цифровой культуры, а также, во-вторых, попытаемся понять, насколько в обоих случаях даётся ответ на вопрос о специфике феноменов цифровой культуры.

Актуальность проблематики и исследований в данном направлении обусловлена необходимостью критической рефлексии культурных процессов, происходящих в современных обществах под влиянием цифровых технологий. Формирующаяся «цифровая культура», с одной стороны, требует критической рефлексии в рамках культурологического анализа – проверки технологий на их культурную состоятельность и ценность в аспекте анализа фундаментальных проблем трансформации культуры и общества: катастрофичность социальных процессов, дегуманизация и др. С другой стороны, требуется обновление самого культурологического знания и путей его трансляции в образовании с учётом возможностей и требований новых технологических реалий. Поэтому сочетание критического анализа с конструктивными решениями образовательного характера (критической педагогикой) позволило бы более эффективно интегрировать культурологическое знание в контекст современной цифровой культуры.

С точки зрения теории, существует насущная необходимость в комплексном междисциплинарном анализе существующих подходов к изучению и интерпретации цифровой культуры в её связи с общей динамикой культурных процессов (пост)современности.

Следует также отметить, что культурные исследования в силу своей специфики нередко склонны скептически игнорировать проблемы развития технологий как менее значимые, чем богатство многовекового духовного опыта. Такая позиция исключает само культурологическое знание из актуального контекста динамики современной культуры, что недопустимо как с научной, так и образовательной точки зрения. В частности, это не даёт возможность оценить перспективы использования цифровых технологий как для преподавания культурологии (мультимедиаресурсы), так и для анализа/исследования современных культурных процессов.




Цель данного учебного пособия – освоение теории и методологии анализа цифровой культуры в исторической и социокультурной перспективе. На его страницах вы познакомитесь с современными теориями цифровой культуры и подходами к анализу её формирования, проследите историко-культурную реконструкцию становления цифровой культуры, познакомитесь с понятийным аппаратом исследований цифровой культуры и информационных процессов.

Мы будем придерживаться методологической позиции, согласно которой исследования культуры опираются на принципы историзма и функциональности, а также открытость и плюрализм интерпретационных моделей.

Понятие о культуре мы будем трактовать в двух основных значениях: 1) культура как механизм социальной интеграции и регуляции (Г. Спенсер, М. Вебер, Т. Парсонс); 2) культура как особая социальная сфера (сфера духовного производства), включающая, прежде всего, социальный контекст мира искусства.

Важно помнить, что слово «культура» – одно из самых сложных слов в современном языке. Это объясняется отчасти многообразием сложных коннотаций этого слова в европейских языках, а отчасти причинами чисто теоретическими, поскольку термин «культура» используется в различных дисциплинах.

Можно выделить три основных современных употребления этого термина.

1. Аристократическое – общее, часто нравоучительное абстрактное понятие о развитии (интеллектуальном, духовном) человека и общества; синоним воспитанности, культурности, образованности, наличия манер и вкуса. Культура – мир норм, идеалов и ценностей, к соответствию которым должен стремиться каждый.

2. Антропологическое – образ жизни определённых (национальных, социальных, исторических) групп в отношении к тем символам, которые они создают и используют для самоидентификации. Это научное, антропологическое понятие, указывающее на своеобразие и самобытность различных культур.

3. Абстрактное имя для обозначения интеллектуальных и эстетических практик (музыка, литература, кино, наука, религия) и сферы культуры как определённой сферы общественной жизни, наравне с политикой, экономикой; также научное, но и более популярное, публицистическое понятие.

Нередко культурологи предпочитают подчёркивать материальность культуры как мира объектов и вещей, тогда как культурные исследования делают упор на символических системах (искусство, наука). Упрощая, мы можем выделить идеалистическую трактовку культуры как «просвещённого духа» (стили искусства, язык, культурная активность, наука) и материалистическую, т.е. культура как социальный порядок в целом.

Важно подчеркнуть, что в данном определении мы уже рассматриваем культурные практики как играющие конституирующую роль в формировании социального порядка. Культура – это знаковая (символическая) система. Мы будем говорить о цифровой культуре как системе механизмов социальной интеграции и производства культурных благ, основанной на использовании цифровых технологий, определяющей образ жизни и ценностно-нормативные ориентиры людей.

К феноменам цифровой культуры мы будем относить:

- персональный компьютер и его модификации в виде мобильных устройств;

- всемирную компьютерную сеть Интернет;

- технологии искусственного интеллекта;

- программные средства и приложения;

- иммерсионные среды виртуальной реальности (включая 3D);

- видеоигры и мультимедийные системы;

- инструменты компьютерной графики и визуализации (CGI);

- цифровые форматы традиционных средств коммуникации (книги, фотографии, аудио- и видеозаписи, цифровое ТВ);

- современное технологическое искусство;

Далее мы рассмотрим некоторые важнейшие феномены цифровой культуры, не претендуя, однако, охватить их все в нашем небольшом учебном тексте.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Набок О. А.

Цифровая культура - относительно новый термин, который возник вместе с трендом на цифровизацию и внедрением цифровых технологий ицифровых процессов в организациях. При внедрении цифровых изменений цифровая культура и внутренняя среда организации могут стать как “подводным камнем” и тормозить цифровые изменения , так и “точкой роста” организации; в этом случае, культура открыто поддерживает инновации и создает возможности для их развития и совершенствования. В своей статье автор описывает основные характеристики успешной цифровой культуры и раскрывает системный механизм создания цифровой культуры инноваций в организации.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Набок О. А.

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И СФЕРЫ УСЛУГ К ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Изменение организационной культуры предприятия как преодоление сопротивления цифровой трансформации Цифровая зрелость предприятия: методы оценки и управления Трансформация терминологии, компетенций и знаний в условиях цифровой экономики i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DIGITAL CULTURE.MECHANISMS FOR THE FORMATION OF DIGITAL CULTURE

Digital culture is a relatively new term that arose with the trend towards digitalization and the introduction of digital technologies and processes in organizations. When introducing digital change , the digital culture and internal environment of an organization can become both a ”pitfall” and inhibit change , or a “point of growth”; in this case, culture openly supports innovation and enables it to further development and improvement. In this article, the author summarizes the main characteristics of a successful digital culture and reveals a systemic mechanism for creating a culture of innovation in an organization.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

DIGITAL CULTURE.MECHANISMS FOR THE FORMATION OF DIGITAL

Набок О. А., управляющий партнер консалтингового агентства Trainyourbrain

further development and improvement. In this article, the author summarizes the main characteristics of a successful digital culture and reveals a systemic mechanism for creating a culture of innovation in an organization.

Ключевые слова: цифровая культура, изменения, культура инноваций, повышение продуктивности, производительность, цифровые процессы, эффективность команды, коллективный интеллект.

Keywords: digital culture, change, culture of innovation, increasing productivity, digital processes, team effectiveness, collective intelligence.

Прежде всего, цифровая культура требует определенных компетенций как в команде, так и во всей экосистеме организации. Цифровые компетенции критически важны у тех заинтересованных сторон экосистемы организации, которые непосредственно участвуют в формировании цепочки создания ценности финального продукта или услуги и процессов организации. В текущей экономике концепция постоянного обучения плотно вошла в нашу жизнь и открывает много возможностей как для людей, так и для организаций. Ключевым фактором здесь является желание и умение сотрудников учиться, проактивная позиция, умение оперативно и гибко осваивать новые навыки в постоянно изменяющейся среде, что напрямую отражается на эффективности команды и повышает продуктивность организации в целом.

Цифровая культура и среда инноваций призвана поддерживать клиентоцентричность организации. Причем как внешнюю, так и внутреннюю. Успешные организации отталкиваются в своих цифровых трансформациях от клиентского сервиса и приоритетных запросов клиентов. Именно предвосхищение потребностей клиентов - основной драйвер внедрения и оптимизации новых цифровых систем. Успешные организации уделяют большое значение и внутренней клиентоцентричности. Цифровые технологии позволяют интегрировать системы и отделы в единый организм и управлять организацией с помощью высокоточных данных, оперативно внедряя изменения в режиме реального времени. В цифровой культуре важно, чтобы все отделы оперативно поддерживали изменения и своих коллег - внутренних клиентов.

Гибкость и адаптивность организационных возможностей и моделей -следующее необходимое условие для успешной цифровой культуры. Цифровые трансформации требуют от организации гибкости и максимизации ее организационных возможностей, гибкости структуры, создания новых бизнес-моделей. При этом недостаточно создавать новые модели, важно их

Для снижения сопротивления сотрудников при внедрении цифровых изменений необходимо осознанное внимательное многоуровневое лидерство, наличие кросс функциональных команд и наделение их соответствующими полномочиями. Концепция лидерства претерпевает изменения в новой цифровой реальности. Постоянные изменения стали нормой. И только многоуровневая система лидерства позволяет оперативно управлять организацией в режиме постоянных изменений. По сути, организация стала сетью команд, причем в некоторых командах со смешанным интеллектом работа происходит совместно с искусственным интеллектом, и здесь нужно учитывать свои механизмы деления ответственности, постановки задач и другие важные моменты. Люди - основа бизнеса, и технологии помогают им стать гораздо более продуктивными. Происходит объединение навыков, появляется коллективная динамика, осведомленность и коллективный интеллект.

где процессы могут быть улучшены, дает максимально оперативный эффект и влияет на результаты, а скорость принятия решений и результативность в современном цифровом мире имеют стратегическое значение для успешности организаций. Вовлеченность формируется на фундаменте удовлетворенности сотрудников, их доверия и лояльности к организации.

расширяет свое влияние вовне организации, на все ключевые заинтересованные стороны экосистемы, делая ее взаимозависимой.

не заставит долго ждать. Процент повышения продуктивности команд при внедрении цифровых процессов разнится от 40 до 80%. Цифровая культура при этом, с одной стороны, способствует внедрению новых технологий и процессов, а с другой - помогает организации сохранять устойчивость в период турбулентных изменений за счет формирования коллективной динамики, осведомленности и коллективного интеллекта, что в итоге сильно повышает продуктивность организации в целом и устойчивость ее экосистемы.

05 Связь личных ценностей сотрудников с ценностями и стратегией организации, поиск внутренних драйверов мотивации f 1\

ОД Многоуровневое осознанное лидерство и полномочия кросс функциональных команд у |l

02 Информирование и своевременные омнмканальные коммуникации внутри экосистемы ■Т 1

01 Вовлечение всех заинтересованных сторон в выбор приоритетных технологий и установление реалистичных сроков реализации цифровых проектов Р

2. Булавкина Л.В. Цифровая трансформация: быстрые изменения в бизнесе без неприятных последствий // Интернет-маркетинг. — 2017. — No4. — С.250-256.

3. Попов А.В. Управление клиентским опытом в процессе цифровой трансформации // Маркетинговые коммуникации. — 2020. — No3. — С.200-208.

4. Рашке К. Цифровая трансформация через инновации продуктов и проектного управления // Управление проектами и программами. — 2018. — No3. — С.174-184.

5. Саматоев А.Т., Красностанова М.В. HR-технологии в цифровой экономике и менеджменте // Менеджмент сегодня. — 2019. — No3. — С.172-190.

6. Феофанова О.Ю. Лидерство в эпоху цифровой трансформации // Менеджмент сегодня. — 2019. — No4. — С.276-282.

8. Gere C. Digital Culture. London: Reaktion Books. 2002.

2. Bulavkina L. V. Digital transformation: rapid changes in business without unpleasant consequences // Internet marketing. - 2017. - No. 4 Dmitrov. - p. 250-256.

3. Popov A.V. Management of client experience in the process of digital transformation / / Marketing communications. - 2020. - No3. - pp. 200-208.

4. To Raschke. Digital transformation through product innovation and project management / / Project and Program Management. - 2018. - No3. - p. 174184.

5. Samotaev A. T., M. V. Krasnoshtanova HR technology in the digital economy and management // Management today. — 2019. - No3. - p. 172-190.

6. O Feofanova. Yu. Leadership in the era of digital transformation // Management today. — 2019. - No. 4 Dmitrov. - pp. 276-282.

8. Gir K. Digital Culture. London: Reaktion Books. 2002.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА ГУЗ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ 28.12.2020)

Всем привет, в тему последних моих разговоров с разными людьми о компетенциях и инструментах их оценки решила воскресить здесь старый пост из медиума.

Около двух лет назад я наткнулась на выдержки встречи с журналистами ректора ВШЭ, где он обозначил что одной из самых важных компетенций будущего и настоящего является “Цифровая культура”. Я с ним в этом плане не могу не согласиться, ибо про нее так же упоминается в исследовании “Assesment and teaching 21st century skills” и эта компетенция если не подводит меня память называется “ICT literacy”.

Собственно процитируем выдержку понятия “Цифровая культура”, которое приводит ректор ВШЭ

“Цифровая культура — это умение работать с большими данными, умение вести поиск, умение отбирать нужную информацию в потоке данных… Это наиболее общие умения, которые должны формироваться в общеобразовательной школе. Вуз — поздновато для культуры выбора, культуры выхватывания нужной информации из огромного потока данных, которые нас окружают.”

Умение сортировать и искать информацию в большом потоке данных как в том же интернете, так и в литературных источниках это бесспорно важный скилл. Например начиная со старших классов школы, ученикам уже необходимо уметь находить и подбирать наиболее оптимальный и подходящий материал для их восприятия при подготовки к экзаменам из огромного вороха всего всего.

Помимо старших классов это относится и вообще к обучению в любом возрасте. Например обучение тем же иностранным языкам. Нужно подобрать для себя оптимальный учебник, ресурс и т.д., что собственно думаю и есть компетенция цифровой культуры.

Да и рабочий процесс никто не отменял. Приведу свой пример, работая психологом в школе и подготавливая занятия для детей возраста 6 лет приходилось перерывать огромное количество ресурсов со всякими заданиями ибо кладезь развивашек бесконечна, плюс программа и рабочая тетрадь по которой я иду с детьми не всегда для них подходит по наполнению. И тут снова нам нужна компетенция цифровой культуры.

Поэтому первым шагом к прививанию цифровой культуры я думаю это будет простое умение не отбивать у детей любопытство, поощрять эти бесконечные почему. Для тех кто непосредственно работает с детьми самым лучшим вариантом будет включать задания с поисковостью и соревновательным компонентом. И детям весело, и у вас занятие занято :)

Пожалуй да прибудет с вами сила и любопытство до всего интересного в жизни :)

Начало теста:

Из приведенного ниже выберите то что является поисковой системой:
  • GOOGLE
  • Instagram
  • ВКонтакте
  • AliExpress
  • Организация, предоставляющая услуги доступа к сети Интернет и иные связанные с Интернетом услуги
  • Софт для связи с интернетом
  • Ноутбук раздающий интернет
  • Специалист по компьютерным сетям
  • Браузер для входа в сеть
  • Система передачи данных по сити
  • Системный модуль согласия
  • Система по управлению контентом в web приложении
  • редактор HTML страниц
  • Программно реализованная сложная система для создания веб-страниц без знания языков программирования.
  • Программа для поиска и просмотра на экране компьютера информации из компьютерной сети.
  • Протокол передачи данных


  • Программа для создания сайтов
  • Компьютерная игра
  • Программа для работы с таблицей
  • Инструмент используемый в WEB разработке
  • Сбор, анализ и визуализация информации
  • Составляет текстовые материалы
  • Создает интерфейс и "пописывает" динамические элементы
  • Компонует материалы
Чувство, которое должен испытывать покупатель, сталкиваясь с сайтом, которое должно подтолкнуть его к покупке или еще к чему-либо - это:
  • WOW-эффект
  • Emoji-эффект
  • Позитивный отклик
  • Эмоциональный отклик
На каком изображение показан вид паттерна визуализации Таймлайн: На каком изображение показан вид паттерна визуализации много переменных:


  • Не перегружайте информацией
  • Легкое сравнение данных
  • Простой дизайн
  • Минимум элементов


  • Минимум типов диаграмм
  • Единая цветовая палитра
  • Общепринятые цветовые решения
  • Легкое сравнение данных
  • Программа, служащая для организации игрового процесса "геймплея", связь с партнером по игре, или сама выступающая в качестве партнера
  • Набор знаков и символов
  • Визуальное отображение альтернативной реальности
  • Программа, просмотра медиаконтента
игры данного жанра характеризуются тем, что игроку для достижения цели необходимо применять стратегическое мышление-это:
  • Симулятор
  • Стратегия
  • Викторина
  • Аркада
  • Имитационная видео игра описывает разнообразную суперкатегорию видео игр, обычно предназначенную для имитации реальных действий
  • Игр, целью которых является решение логических задач, требующих от игрока задействования логики, стратегии и интуиции.
  • Игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
  • Игр, характеризующийся коротким по времени, но интенсивным игровым процессом.


  • RPG
  • Стратегия
  • Аркада
  • Симулятор

Идет подсчет результатов

Выберите, что Вас интересует:

От команды разработчиков Конструктора Тестов: Посмотрите и пользуйтесь нашим новым проектом: Сборник всех промокодов Покупайте в известных магазинах с хорошими скидками!
Сообщить о нарушение

Попробуйте пройти эти тесты:

Сможем ли мы угадать ваш возраст, задав вам 5 вопросов?

Если сможете закончить 13 крылатых фраз, то вы настоящий интеллигент

Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время

Догадливы и эрудированны ли вы настолько, чтобы парировать 15 вопросов обо всём?

Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?

Тест на широкий кругозор: сможете ли вы ответить хотя бы на половину вопросов?

Угадайте воинские звания России по погонам

Сможете ли вы набрать 10/10 баллов в нашем тесте на общие знания?

Насколько вы привлекательны?

Если вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10

Никто не может угадать, какое из этих колец самое дорогое

Блесните своей эрудицией, ответив на 70% вопросов верно

Тест по советским фильмам: Кто из актеров сказал эти известные всем слова?

Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?

Что вас ждет в старости?

Проверьте свой интеллект

Насколько Ваш мозг пошлый?

Вы очень интересный собеседник, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/10 — ТЕСТ

Тест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?

Комментарии:

Комментариев нет, будьте первыми! Команда Разработчиков 29 мая 2020

Популярные тесты

Сможем ли мы угадать ваш возраст, задав вам 5 вопросов?

Если сможете закончить 13 крылатых фраз, то вы настоящий интеллигент

Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время

Догадливы и эрудированны ли вы настолько, чтобы парировать 15 вопросов обо всём?

Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?

Тест на широкий кругозор: сможете ли вы ответить хотя бы на половину вопросов?

Угадайте воинские звания России по погонам

Сможете ли вы набрать 10/10 баллов в нашем тесте на общие знания?

Насколько вы привлекательны?

Если вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10

Никто не может угадать, какое из этих колец самое дорогое

Блесните своей эрудицией, ответив на 70% вопросов верно

Тест по советским фильмам: Кто из актеров сказал эти известные всем слова?

Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?

Что вас ждет в старости?

Проверьте свой интеллект

Насколько Ваш мозг пошлый?

Вы очень интересный собеседник, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/10 — ТЕСТ

Тест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?

Преимущества

Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный ("вирусный") трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!

Создавайте тесты онлайн, всё бесплатно. У нас можно бесплатно: создать тест онлайн для для учеников, друзей, сотрудников, для вашего сайта, с ответами и результатами - Все Бесплатно!

Пользователям

Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?

Конструктор Тестов ру - это огромное количество интересных и бесплатных тестов на сообразительность, IQ, зрение, знания правил дорожного движения, программирования и многое другое. Если Вам понравилось, обязательно поделитесь со своими друзьями в социальных сетях или просто ссылкой. А еще Вы можете легко создать свой тест и его будут проходить десятки тысяч людей.

Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!

Читайте также: