Вероятность правильного измерения с помощью компьютерного теста уровня усвоения учебного материала

Обновлено: 06.07.2024

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. Цель государственного контроля качества заключается в обеспечении стабильного соответствия качества образования потребностям человека, общества, и государства.

ВложениеРазмер
doklad.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. Цель государственного контроля качества заключается в обеспечении стабильного соответствия качества образования потребностям человека, общества, и государства.

Введение тестирования как формы внешнего контроля качества обучения потребовало от учителей широкого использования тестирования как формы и метода контроля в повседневной учебной деятельности. При этом введение нового должно быть не спонтанным, а научно и методически подготовленным шагом, тем не менее до сих пор имеется ряд нерешенных проблем и факторов, влияющих на качество мониторинга, например, отсутствие банка сертифицированных измерителей (надежных валидных тестов), недостаточное использование программного обеспечения для обработки результатов тестирования.
Методически слабая обеспеченность в области тестирования привела к тому, что в педагогическом сообществе в настоящее время нет единого понимания терминологии.


Под тестом понимается:

  • проба, испытание, исследование (Советский энциклопедический словарь);
  • инструмент, который состоит из задания на деятельность данного уровня, позволяющего выявить факт усвоения (В.П.Беспалько);
  • стандартизированный метод диагностики уровня и структуры подготовленности (В.С.Аванесов);
  • система специально составленных заданий, решение которых имеет однозначно правильный ответ (Е.А.Михайлычев);
  • метод педагогической диагностики (К. Ингекамп)

Итак , тест- это инструмент, состоящий из системы стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов.
Самое существенное требование, отличающее тест от традиционного экзамена и от остальных методов контроля,- это обязательная проверка его качества. Существуют соответствующие научно обоснованные критерии, которые позволяют оценить качество теста: объективность, надежность, валидность, трудность, эффективность.
Объективность
Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры его проведения и проверки.
Тесты - емкий инструмент, их показатели ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков, а не на констатацию наличия у школьников определенной совокупности усвоенных знаний. Выполняя тестовые задания, каждый ученик использует знания по всем темам, предусмотренным программой. Тест - широкий инструмент и с точки зрения интервала оценивания. При сравнении тестирования и традиционного оценивания можно увидеть, что первое предоставляет возможность расширить шкалу оценивания как вверх, так и вниз. Можно отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности, а широта теста дает возможность ученику показать свои достижения на широком поле материала. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он лишен при традиционном способе оценивания.
Надежность
Надежность- фундаментальная характеристика теста, которая показывает, в какой степени стабильны результаты тестирования при неоднократном обследовании. Обычно для оценки надежности тест проводят два раза и сравнивают полученные тестовые баллы. Чем более схожи результаты двух тестирований, тем более высок уровень надежности.

Валидность
Валидность теста- его пригодность для достижения поставленной цели: пригодность по содержанию, пригодность к применению в конкретных обстоятельствах, пригодность по какому-либо критерию. Тест может быть валидным, если средние результаты соответствуют большей части учащихся группы. Валидность теста зависит и от длины теста. Под длиной теста понимают количество заданий, входящих в тест.
Существуют тесты очень короткие, состоящие из 7-15 заданий, и очень длинные, состоящие из более 500 заданий. Если тест очень длинный, то ухудшается мотивация и внимание учащихся, а это снижает надежность и валидность. Практика показывает, что если тестирование занимает более полутора часов, то испытуемые с неохотой соглашаются отвечать на вопросы теста. С другой стороны, с точки зрения теории, чем тест длиннее, тем он надежнее. Возникающее противоречие между теорией и практикой решается компромиссом в ту или другую сторону, в зависимости от конкретного случая.
Трудность
Трудность теста- это степень сложности включенных в тест заданий. В процессе создания теста мера трудности регулярно проверяется на случайной выборке из того контингента, для которого тест предназначается. Дальнейшее совершенствование теста идет по пути замены ряда заданий, ответы на которые нарушают нормальность распределения. Трудность заданий влияет на надежность и валидность. Если тест очень трудный, то учащиеся чаще вынуждены догадываться, какой ответ правильный, но чем чаще они прибегают к догадке, тем больше распределение результатов теста приближается к случайному распределению. Поэтому пригодность теста для оценки знаний всей массы учащихся будет ниже, чем труднее тест. Такое же влияние на надежность, но по другой причине, оказывает легкий тест, в котором учащиеся редко догадываются, их ответы устойчивы, но между ними нет 5.различий.

Эффективность
Эффективность педагогического теста определяется творческим подходом составителей к разработке системы заданий, соответствующих конкретным целям тестирования.

К настоящему времени нет единства в классификации тестов. В соответствии с методологией создания теста выделяют

  • критериальные, предназначенные для выявления факта порога усвоения учебного материала;
  • нормативные, обеспечивающие ранжирование учащихся по уровню усвоения материала относительно нормы.

По профессиональному признаку можно определить:

  • стандартизированные и
  • нестандартизированные тесты.

Из существующего многообразия типологизации тестов выделим в первую очередь те, которые могут быть соотнесены с видами контроля:

предупредительным, текущим, итоговым. Это, соответственно

  • установочный
  • формирующий
  • итоговый тест

Установочный тест выявляет исходный уровень подготовки школьников, он содержит как легкие, так и трудные задания. Узнав базовый уровень учащегося, 6.учитель может наблюдать за развитием каждого ребенка, вносить элементы индивидуализации в учебный процесс. Формирующий тест определяет прогресс достигнутого в обучении. К данному типу тестов относят базовые и диагностические. Первые включают репродуктивные задания и проводятся на уровне формирований понятий. Вторые содержат задания от репродуктивных до творческих и выявляют уровень усвоения темы или раздела программы. Итоговый тест , который чаще всего называют тестом школьных достижений, должен отвечать всем требованиям стандартизированного научно обоснованного теста.
Проанализировав многообразие классификаций тестовых заданий, сопоставив их с нормативными документами, различают тесты по типам и видам заданий:

  • закрытые (задания с выбором верного ответа)
  • открытые (задания со свободно конструированным ответом)
  • с выбором одного верного ответа
  • с выбором более одного верного ответа
  • на установление соответствия
  • на установление правильной последовательности
  • на дополнение с кратким ответом
  • на дополнение с развернутым ответом

Одна из важных задач обучения- быстрая и надежная оценка знаний. Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества.

2. Опыт работы и результативность использования тестов как метода контроля за усвоением знаний

(на примере работы в 5-6 кл.)

На протяжении многих лет мне доводится работать преимущественно в старших классах средней школы, что накладывает на учителя большую ответственность в связи с предстоящими учащимся выпускными экзаменами. В прошлом учебном году я работала с 5-6 классами. Как вы знаете, в конце года, уже в апреле мы пишем ВПР. В течение всего учебного года ученики готовятся к ним. Тестирование как метод контроля за усвоением знаний играет в моей практике немалую роль. Мною составлены тематические тесты практически по всем разделам программы. Среди них преобладают закрытые тесты с выбором одного варианта верного ответа. Выбор типов тестов дает возможность не только сформировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для успешной работы, но и выработать вместе с ними стратегию и тактику поведения и действий во время решения тестов, что также необходимо для успешного преодоления трудностей во время ВПР.

В работе используются также открытые тесты . В основном к ним прибегаю при проверке теоретических знаний учащихся. Такая проверка проводится по вариантам после повторения очередной темы.

В практике работы тесты используются на разных этапах изучения темы. В начале работы над темой использую установочный тест, который, как уже было сказано, выявляет исходный уровень подготовки школьников, он содержит как легкие, так и трудные задания. Выявив базовый уровень учащегося, учитель может наблюдать за развитием каждого ребенка, вносить элементы индивидуализации в учебный процесс. Затем прибегаю к использованию формирующего теста, определяющего прогресс достигнутого в обучении. При этом в базовые тесты включаю репродуктивные задания. В конце изучения темы провожу итоговый тест.

Тестирование как метод контроля необходимо применять как можно раньше, чтобы к концу обучения в школе у учащихся сформировались прочные навыки работы с тестами различных типов, а также выработалась определенная стрессоустойчивость к ситуации контроля , так как психологические предпосылки успешной сдачи экзаменов играют, как известно, значительную роль в целом комплексе условий. Работая в среднем звене(5-6 классы), обязательно использую тестирование наравне с другими методами контроля.

Кроме тестов, составленных мною, широко использую уже имеющиеся тесты , различные тематические выборки из них, а также предлагаю в качестве домашнего задания составление тестов самими учащимися.

.Для успешной работы с тестами важно учитывать несколько составляющих:

  • содержательную (знание теории вопроса, сформированность необходимых практических навыков)
  • тактическую (умение правильно распределить время, понимать и учитывать специфику вопроса)
  • психологическую (отсутствие тревожности, уверенность в себе, нацеленность на результат)

Формированию всех этих составляющих уделяем внимание во время устной работы с тестами.

Таким образом, тестирование является эффективным и объективным методом контроля качества обучения. Использование тестов требует соблюдения методики работы с ними, систематической подготовки учащихся, обязательной работы над ошибками и коррекции знаний. Только в этом случае тестирование из механической проверки знаний превращается в метод не только контроля, но и познания нового, воспитания у учащихся таких качеств, как трудолюбие, собранность, нацеленность на результат, умение справляться со стрессовой обстановкой, то есть необходимых им в любой ситуации организационных компетенции.

Средства информационных и коммуникационных технологий все чаще применяют в ОУ для автоматизации процессов контроля и измерения результативности обучения. Педагоги используют как специально разработанные средства, нацеленные на педагогические измерения с использованием компьютерной техники, так и контрольно-измерительные подсистемы образовательных электронных изданий и ресурсов, применяемых в ОУ.

Создавая и используя компьютерные средства автоматизации педагогических измерений, важно понимать, что все эти средства и методы их использования сильно варьируются в зависимости от целей измерений и контроля.

Современные измерительные материалы и средства измерений все чаще называют тестами. Этот термин используется практически всегда, когда речь заходит о применении информационных и коммуникационных технологий в автоматизации измерений. Современное понятие тестов достаточно широкое и включает в себя практически все измерительные материалы, которые используются в ОУ, вне зависимости от их формы и содержания. Всеобщий интерес к подобному способу оценивания знаний предопределили его положительные стороны:

· высокая степень формализации и унификации процедуры тестирования,

· возможность одновременного проведения тестирования на нескольких компьютерах,

· возможность организации дистанционного тестирования посредством локальной компьютерной сети, либо через глобальную информационную сеть Интернет.

Тесты, как правило, применяются для целей контроля. В этом случае с их помощью определяют качество знаний обучаемых, закончивших изучение темы, одного или нескольких учебных курсов.

Кроме этого, применение тестов возможно и непосредственно в ходе учебного процесса. В этом случае работа с тестовыми материалами реализуется в виде практической самостоятельной работы обучаемых и позволяет реализовать обучение по принципам «учеба по аналогии» и «учеба на собственных ошибках».

И, наконец, тестовые материалы могут служить инструментарием, применяемым для достижения целей диагностики. В этом случае, в зависимости от результатов тестирования предпринимаются некоторые содержательные, методические или организационные мероприятия, способные положительно сказаться на качестве обучения.

Кроме этого для группировки тестов и адекватного использования компьютерных средств автоматизации тестирования существует уровневая классификация тестовых материалов.

Тесты II уровня предназначаются для выявления умений учащихся самостоятельно по памяти воспроизводить и применять ранее усвоенную деятельность в алгоритмической форме. К ним относятся: тесты на подстановку (в заданиях необходимо дополнить контролируемую пропущенную составляющую); конструктивные тесты (задания этих тестов требуют самостоятельного воспроизведения ответа (действия) по памяти); тесты – типовые задачи (задания можно решить путем буквального, не преобразованного использования усвоенных алгоритмов деятельности).

Тесты III уровня предназначаются для выявления готовности учащихся к продуктивным действиям эвристического типа, это нетиповые задачи и ситуации (в задании известна цель, но неясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, требуется самостоятельная предварительная трансформация усвоенных правил типового действия и применение их для решения в данной, ранее незнакомой ситуации).

Тесты IV уровня предназначены для выявления творческих умений учащихся – их исследовательских возможностей по получению новой информации. Это тесты – проблемы (задачи, алгоритмы, решения которых неизвестны и не могут быть прямо получены путем преобразования ранее известных методик).

Кроме этого, в процессе информатизации могут учитываться также и группы тестовых материалов, сформированные по их назначению. В такие группы собираются:




· тесты интеллекта , используемые для анализа уровня развития познавательных процессов и функций мышления учащихся;

· тесты способностей , предназначенные для оценки возможности в овладении учащимися различными видами деятельности;

· тесты достижений , с помощью которых оценивают развитие знаний, умений, навыков обучающихся по результатам обучения;

· тесты личности , служащие для оценки эмоционально-волевых качеств учащегося.

При этом из всех видов тестов, используемых в общем среднем образовании, самыми многочисленными и распространенными являются тесты достижений.

При использовании средств ИКТ, нацеленных на автоматизацию педагогических измерений, необходимо учитывать один из двух основных подходов к измерению результатов обучения учащихся и оценки достижения ими требований государственных стандартов общего среднего образования. Первый из них, нормированный подход, предполагает сравнение учащихся друг с другом по уровню усвоения определенного содержания в рамках устоявшихся норм выполнения заданий. Второй, критериальный подход, предполагает сравнение образовательных достижений учщихся с содержанием курса или критерием, в виде требований к результатам обучения.

Тестовые задания, входящие в содержание средств ИКТ, должны отвечать системе специфических требований, в которую, в первую очередь, входят требования предметной чистоты содержания, определенности, валидности, однозначности, простоты, надежности, правильности формы, локальной независимости, технологичности и эффективности.

Различают содержательную и функциональную валидность. Содержательная валидность – это соответствие теста содержанию контролируемого учебного материала. Функциональная валидность – соответствие теста оцениваемому уровню деятельности.

Требование простоты теста означает, что тест должен иметь одно задание одного уровня и не должен состоять из нескольких заданий разного уровня усвоения.

Однозначность определяется как одинаковость оценки качества выполнения теста разными экспертами.

Понятие надежности тестирования определяется как вероятность правильного измерения уровня усвоения. Требование надежности заключается в обеспечении устойчивости результатов многократного тестирования одного и того же учащегося.

Построение компьютерных систем автоматизации тестирования на базе средств ИКТ, как правило, происходит с учетом следующих этапов:

1. разработка тестовых заданий по отдельным дисциплинам и отдельным темам этих дисциплин;

2. разработка структуры тестовых заданий;

3. применение различных подходов к диагностике результатов обучения;

4. определение и применение критериев отбора содержания тестовых заданий;

5. выявление особенностей применения систем тестового контроля знаний в обучении, прогнозировании, контроле;

6. выявление приемов и шкал для определения оценки, получаемой учащимися в результате тестирования;

7. исследование возможных путей информатизации и автоматизации тестового измерения результатов обучения;

8. построение контрольно-измерительных средств ИКТ, их апробация и доработка;

9. формулирование рекомендаций по практическому применению контрольно-измерительных средств ИКТ в рамках общего среднего образования.

Основными преимуществами заданий, представляемых в тестовой форме, по сравнению с традиционными задачами и вопросами, являются краткость, логическая структурированность, стандартизованность и единая относительно простая процедура проведения тестирования и оценки его результатов. Именно эти преимущества делают тесты наиболее пригодными для оценки результатов обучения и проверки соответствия этих результатов требованиям государственных стандартов образования. Подобные формы представления тестовых заданий максимально упростили их формализацию и позволили создать средства ИКТ, автоматизирующие процессы педагогического контроля и измерений.

Говоря о внедрении информационных и коммуникационных технологий в систему педагогических измерений можно выделить аспекты, положительно сказывающиеся на эффективности измерений и контроля. Такие аспекты также должны войти в систему подготовки педагогов и сотрудников, занимающихся педагогическими измерениями. В числе таких аспектов следующие:

· освобождение педагога от выполнения трудоемкой и рутинной работы по подготовке и проведению персональных педагогических измерений для каждого учащегося,

· предоставление педагогу времени для творческого совершенствования профессиональной деятельности,

· обеспечение всесторонней и полной проверки результативности обучения,

· повышение объективности педагогических измерений и обеспечение их стандартизации,

· высокая степень формализации и унификации педагогических измерений,

· возможность одновременного проведения измерений для нескольких учащихся,

· возможность организации дистанционного педагогического измерения с использованием телекоммуникационных технологий,

· возможность привлечения большего количества педагогов к разработке, ведению и использованию базы контрольно-измерительных материалов,

· оперативность и многофакторность статистической обработки результатов педагогических измерений.

Возможный отрицательный эффект от информатизации педагогических измерений может быть вызван следующими причинами:

1. Скорость работы учащихся с компьютерной техникой во многих случаях становится важным фактором, влияющим на результаты педагогических измерений.

2. Процесс работы за компьютером невозможно сохранить в динамике для последующего анализа и оценки, возможно сохранение и фиксация только лишь статического результата его работы, эквивалентного тому, что может быть отражено на листе бумаги.

3. Существующие стандарты образования и учебные программы не фиксируют тип техники и перечень программного обеспечения, используемых в обучении в системе общего среднего образования. Это влечет за собой возможность несоответствия типа аппаратного и программного обеспечения, используемых для обучения, компьютерам и программам, используемым для педагогических измерений, что может необоснованно повлиять на итоговый результат.

4. Во многих случаях средства ИКТ могут являться отвлекающим фактором, отрицательно сказывающимся на объективности педагогических измерений.

Для успешного внедрения педагогических систем измерения результативности обучения важно решение трех основных задач.

Первая из них состоит в собственно создании таких систем измерений, как на содержательном, так и на технологическом уровне. Систем, привязанных к существующему государственному стандарту общего среднего образования, позволяющих определить степень достижения каждым учащимся требований к знаниям, умениям и навыкам, определенным в стандарте.

Вторая задача заключается в необходимости обязательной подготовки и переподготовки педагогов к эффективному использованию современных систем и средств педагогических измерений в рамках преподавания «своей» дисциплины.

И, наконец, третья задача заключается в необходимости выработки у обучаемых умений и адекватного отношения к проверке и самопроверке результативности обучения.

План семинарского занятия 4:

4.1. Образовательные электронные издания и ресурсы: классификация и особенности использования в учебном процессе.

4.2. Оценка качества образовательных электронных изданий и ресурсов.

4.3. Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования.

4.4. Информатизация контроля и измерения результатов обучения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое электронное издание?

2. Что такое образовательное электронное издание?

3. Какие компьютерные средства учебного назначения можно рассматривать как компонент образовательного электронного издания?

4. Какие критерии могут лежать в основе классификации образовательных электронных изданий?

5. Приведите примеры классификаций образовательных электронных изданий.

6. Какие виды требований необходимо предъявлять к образовательным электронным изданиям?

7. Перечислите и опишите традиционные дидактические требования к образовательным электронным изданиям.

8. Перечислите и опишите специфические дидактические требования к образовательным электронным изданиям, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и коммуникационных технологий.

9. Какие требования предъявляются к документации, сопровождающей образовательные электронные издания?

10. Опишите требования, предъявляемые к образовательным электронным изданиям, применяемым на отдельных видах учебных занятий.

11. Объясните смысл понятий "апробация" и "экспертиза" образовательных электронных изданий. Чем отличаются эти понятия?

12. Опишите назначение и технологию апробации образовательных электронных изданий.

13. Опишите назначение, этапы и технологию экспертизы образовательных электронных изданий.

14. Какие особенности характеризуют проведение занятий в классно-урочной системе с использованием средств ИКТ?

15. Опишите особенности метода проектов как метода обучения, основанного на использовании информационных и коммуникационных технологий.

16. Опишите сущность и особенности метода информационного ресурса при условии его использования в системе общего среднего образования.

17. Какие качества привносят в учебный процесс методы дидактических и деловых игр, основанных на использовании средств ИКТ?

18. Как информационные и коммуникационные технологии могут способствовать индивидуализации обучения?

19. Опишите технологию и преимущества проведения учебной телеконференции в рамках обучения.

20. В каких случаях использование информационных и коммуникационных технологий способствует межличностному общению участников учебного процесса?

21. Какие цели преследует измерение уровня знаний, умений и навыков обучаемых?

22. Какие формы использования средств ИКТ в измерении результатов обучения вы знаете?

23. Каковы преимущества и недостатки современных компьютерных систем педагогического тестирования?

24. Каким требованиям должны удовлетворять педагогические тестовые материалы для эффективного использования средств ИКТ в измерении и контроле результатов обучения?

25. Классифицируйте тестовые материалы, используемые в рамках педагогических измерений с использованием средств ИКТ.

Тестирование в настоящее время становится органической частью современного образовательного процесса, важнейшим средством установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный, личностно-ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп обучения, устранение субъективизма и авторитаризма в оценке уровня учебных достижений учащихся, средством объективизации экспертизы качества образовательного процесса и его индивидуализации.

Если тесты используются как инструмент измерения (речь сейчас идет о тестах достижений, которые направлены на оценку достигнутого уровня знаний, умений и навыков), то необходимо производить стандартизацию теста и рассчитывать различные характеристики теста и тестовых заданий. Процедура эта достаточно затратная по ресурсам, и ее нужно повторить, как минимум, дважды (апробация теста и непосредственно сама стандартизация).

Для того чтобы лучше почувствовать разницу между двумя видами тестов (а точнее, между двумя подходами к использованию тестов), приведу следующую таблицу.

Тест как инструмент измерения
(тесты достижений)

Тест как учебная активность
(тесты для самопроверки)

Обратная связь учащемуся

По форме (чаще всего): один правильный вариант из многих

Разнообразная форма, главное, обеспечить развернутую обратную связь

Обучающий эффект не желателен

Ярко выраженный обучающий эффект

Измерение «до» и «после», измерение сдвига от обучения для внешних отчетов.

Итоговая оценка, аттестация

Измерение сдвига от обучения в «глазах учащегося»

Указать на сделанную учащимся ошибку

В настоящее время практика организации различных видов тестирования требует соответственно разных тестов. Поэтому полная классификация тестов основывается не только на учебных достижениях, но и на различных подходах по достигнутым результатам.

О бобщенная классификация тестов по разным основаниям деления.

1. По процедуре создания: стандартизованные и нестандартизованные.

Стандартизируется процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности на всех этапах тестирования.

Направлен на определение не только ЗУНов, но и компетенции, а потому не является полностью закрытым (предполагает не только выбор правильных вариантов ответа), а включает в себя творческое задание (в тестах по медицине – ситуационная задача, в текстах по русскому языку – анализ текста и т.д.). Стандартизированные тесты с творческим заданием могут проводиться на всех этапах обучения, то есть служить и для промежуточного, и итогового контроля.

Нестандартизированные тесты в образовании практически не используют из-за их узкой специализированной направленности.

2. По средствам предъявления:

- бланковые – «бумага и карандаш»:

А) с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и испытуемый фиксирует только результат;

Б) с использованием бланков, в которых испытуемый фиксирует правильные ответы. Бланки предъявляются отдельно от заданий

  • предметные - в которых необходимо манипулировать материальными объектами. Результативность этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий;
  • аппаратурные – тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления;
  • практические – тесты сходные с лабораторными работами, но имеющие тестовое оснащение и соответствующие инструкции;
  • компьютерные – с использованием персональных компьютеров.

3. По направленности, т.е. по тому, что предполагается изучать при помощи теста:

  • тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;
  • личностные тесты, изучающие особенности личности;
  • тесты достижений.

4. По характеру действий:

  • вербальные – связанные с необходимостью произведения умственных действий (словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установления закономерностей и т.д.);
  • невербальные (практические), связанные с практическим манипулированием предметами (карточками, деталями и т.д.), такие тесты в чистом виде не встречается в образовательной практике.

5. По ведущей ориентации:

  • тесты скорости – содержащие простые задачи, время решения которых ограничено;
  • тесты результативности, включающие трудные задачи, время решения которых не ограничено, либо лимитировано мягко. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи;
  • смешанные тесты – которые объединяют в себе черты вышеперечисленных. Представлены задачи различного уровня сложности, время испытаний ограниченное, но достаточное для решения большинства заданий. Оценкой служат как скорость выполнения, так и правильность решения.

6. По степени однородности задач (по структуре):

  • гомогенные – имеющие одну шкалу и позволяющие оценить одно свойство или качество личности. Включает задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием.
  • гетерогенные (многоразмерные), имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить несколько разнообразных характеристик личности и включают задания разные по характеру и содержанию. Такие тесты могут быть использованы при рубежном тестировании.

Кроме того, выделяют

тесты обученности, с помощью которых эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Преимущество их в том, что одновременно можно занять продуктивной работой всю группу обучающихся и за несколько минут получить срез их обученности.

тесты – действия, которые понимаются как процедура, ориентирующая испытуемого на выполнение какого-нибудь практического действия (практические испытания). Такие тесты распространены как проверка реальных профессиональных умений (напечатать на машинке или на компьютере текст, откорректировать газетную статью, измерить давление пациенту и т.д.. Тесты-действия позволяют проверить не только уровень овладения навыком, но и оценить различные качества личности и уровень формирования сопутствующих компетенций. Например, могут помочь оценить когнитивный стиль, эстетический вкус, юмор и т.д.

ситуационные тесты, имитирующие методы учебной деятельности. Требуют не произвести реальное действие, а сымитировать его. Простейшая форма метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение (например, студенту педвуза – что делать, если ученик не готов к уроку или нагрубил учителю?). Время решения задачи резко ограничено, при оценке учитывается не только правильность ответа, но и быстрота реакции, которая имеет важное значение в реальной ситуации. Более сложная форма анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации (например, обучающимся экономистам предлагается смоделировать развитие производства при росте цен на сырье). Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации – лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально.

Конечно, не все необходимые характеристики усвоения материала можно получить средствами тестирования. Например, такие показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это означает, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. В рамках классической теории тестов уровень знаний испытуемых оценивается с помощью их индивидуальных баллов, преобразованных в те или иные производные показатели. Это позволяет определить относительное положение каждого обучающегося в нормативной выборке.

Существуют некоторые основные положения, которых необходимо придерживаться при подготовке материалов для тестового контроля:

Если задания теста подобраны по нарастанию трудности и достаточно полно отображают планируемую содержательную структуру изучаемого и контролируемого материала, то возможно ранжировать школьников по уровням подготовленности: чем меньше пробелов в ответах ученика на тестовые задания, тем лучше структура его знаний; чем выше его тестовый балл, тем выше качество его подготовленности.

Вместе с тем результаты тестового контроля позволяют оценить и качество работы педагога: если тестовый балл в основном отражает способности и степень прилежания учащегося, то структура знаний в значительной степени характеризует особенности организации учебного процесса (умение преподавателя правильно выстроить программу обучения, доступно ее изложить, использовать приемы индивидуализации обучения и др.). Наиболее быстрыми для проверки и оценивания являются задания с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов. Быстро выполнившим задания можно предложить дать более подробное обоснование выбора того или иного ответа. Важно выяснить, почему каждый учащийся выбрал именно этот ответ, в чем он был прав или ошибался, каких знаний ему не хватило для правильного ответа. В процессе такой работы знания учащихся углубляются, исчезает психологическое напряжение при работе с тестом, возникают потребность в добывании знаний, желание пройти следующее тестирование с достижением ожидаемого результата. При периодическом использовании различных видов такого контроля появляется возможность сопоставлять результаты, он может явиться основой динамического мониторинга учебных достижений школьников и индивидуализации обучения.

Важно, что тестовые технологии коренным образом изменяют роль учителя: от передачи знаний и проведения контроля он должен переходить к сотрудничеству с учащимися в педагогическом процессе и совместному прохождению итогового контроля. В этом случае учитель выступает консультантом и помощником в подготовке к аттестации, соучастником в прохождении внешнего тестирования. Учитель из контролера превращается в помощника, а ученик из пассивного потребителя информации превращается в самообучающегося субъекта, так как для учителя и ученика появляются одинаковые цели – успешно пройти итоговую аттестацию (в том числе единый государственный экзамен). Традиционная формула обучения учитель – учебник – ученик заменяется на новую: ученик – учитель – учебник – тестовый контроль – самоподготовка, в центр внимания учителя ставится личность ученика. Именно технологии сотрудничества в обучении и контроле позволяют обеспечить совершенствование всего учебного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

6. Усвоение причинно-следственных связей (прямых): Что произойдёт, если…?

7. Усвоение причинно-следственных связей (обратных):

8. Усвоение закономерностей:

9. Усвоение закона:

Доказать, что… (Подтвердить действие закона на примере …)

10. Усвоение теории: Рассказать о теории. Объяснить …с позиции теории…

Ключ. При проверке результатов проверочной работы учитель заполняет аналитическую таблицу.

Усвоение компонентов системы знаний

Если ученик дал правильный ответ на вопрос, учитель ставит 1 балл,

По сумме баллов выявляется уровень усвоения системы знаний.

Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности школьников.

10-8 баллов – оптимальный уровень,

7-6 баллов – допустимый, «4»;

5-4 балла – критический, «3».

4. Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)

Цель – определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.

Предполагается, что учитель при изучении нового материала даёт учащимся задание для самостоятельной работы следующего содержания:

2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи;

3) сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи;

4) дать краткий ответ на свои вопросы;

5) записать вопросы на карточку;

6) обменятся карточками с партнёром;

7) ответить на вопросы партнёра (письменно),да именно! И на уроках изобразительного искусства.;

8) оценить работу партнёра.

В процессе анализа результатов деятельности учащихся учитель выявляет уровень владения следующими умениями.

I часть

1. Отбирать основное содержание учебного материала.

2. Кодировать учебную информацию в форме конспекта.

3. Отбирать материал для конструирования вопросов.

4. Конструировать репродуктивные вопросы.

5. Отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнёра).

II часть

6. Конструировать проблемные вопросы.

7. Отвечать на проблемные вопросы (свои и партнёра).

8. Оценивать работу партнёра.

9. Корректировать работу партнёра.

10. Рационально разделять время в процессе самостоятельной художественно творческой работы.

При проверке результатов самостоятельной работы учащихся учитель заполняет аналитическую таблицу, определяет уровень достижения каждого ученика и выявляет уровень познавательной самостоятельности каждого учащегося.

Аналитическая таблица

Если ребёнок владеет умением, то он получает 3 балла;

если испытывает затруднения – 2 балла;

если допускает ошибки, но знает, как выполнить действие – 1 балл;

если умение не сформировано – 0 баллов.

По сумме баллов выявляется уровень готовности к самостоятельной работе:

30 баллов – идеальный уровень, «5»;

27–29 баллов – оптимальный уровень,

«5»; 25–26 баллов – допустимый уровень,

«4»; 20–24 балла – критический уровень, «3».

Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности учащихся.

Если у ученика сформированы умения первой части диагностики, он владеет репродуктивными умениями и, следовательно, может без помощи учителя выполнять задания для самостоятельной работы репродуктивного характера.

Если сформированы умения и первой, и второй частей диагностики, то ученик владеет творческими умениями и может самостоятельно выполнять задания разного уровня сложности.

Коррекционная работа по результатам диагностики

(на примере диагностики уровня готовности школьника к самостоятельной работе с текстом учебной статьи).

В процессе этой работы учитель обращает особое внимание на формирование

Коррекционная работа наиболее эффективно осуществляется науроках изобразительного искусства.

Урок по подготовке школьников к конструированию вопросов и заданий состоит из двух частей и представляет собой систему игр и упражнений.

Важное условие – не нарушать последовательности упражнений.

Если уровень подготовки детей не позволяет в течение одного урока выполнить все задания, то объём работы можно разделить на несколько уроков.

Учебный урок изобразительного искусства № 1.

Обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного характера.

Игра 1. Кто назовёт больше вопросительных слов?

Цель – научить отбирать вопросительные слова для репродуктивных вопросов.

Ход игры. Ученики называют вопросительные слова. Учитель отбирает вопросы репродуктивного характера и выписывает их на доске (Что? Где? Сколько? Когда? Какой? Куда? и т.д.).

Игра 2. Составь вопрос.

Цель – научить конструировать вопросы репродуктивного характера.

Ход игры. Ученики выбирают любое вопросительное слово из записанных на доске и составляют вопрос по содержанию урока.

Игра 3. Выбери слово.

Цель – научить отбирать непонятные слова и выражения в тесте учебной статьи.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать текст учебной статьи (0,5 с.) и выбрать сложные для понимания или непонятные термины.

Слова записываются на доске.

Игра 4. Кто быстрее?

Цель – научить конструировать репродуктивные вопросы по содержанию нового учебного материала.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся прочитать текст учебной статьи,

выбрать сложные для понимания или непонятные термины, выписать их в тетрадь юного художника и, используя вопросительные слова на доске, сконструировать вопрос по содержанию урока.

Игра 5. Кто больше?

Цель – научить конструировать несколько разных вопросов репродуктивного характера.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать новый блок учебной информации и сконструировать несколько вопросов с разными вопросительными словами

по содержанию текста учебной статьи.

Игра 6. Конкурс на лучшую систему вопросов.

Цель – научить конструировать систему вопросов.

Учитель предлагает прочитать блок новой учебной информации и разработать систему вопросов по содержанию учебной статьи. Условия конкурса:

1) участники игры работают в творческих парах;

2) на конкурс предлагается 5-6 вопросов;

3) вопросы должны охватывать основное содержание учебного материала;

4) вопросы должны быть взаимосвязаны между собой;

5) вопросы должны начинаться с разных вопросительных слов.

Игра 7. Вопрос – ответ.

Цель – научить моделировать эталон ответа на вопрос репродуктивного характера.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся, работающим в творческих парах, сконструировать 5 вопросов репродуктивного характера

о содержанию нового учебного материала,

затем разработать эталон ответа на каждый вопрос.

Вопросы и ответы записать в рабочую тетрадь.

Далее выбрать один вопрос и ответ на него и предложить учащимся класса для обсуждения.

Учебный урок изобразительного искусства №2.

Обучение конструированию вопросов и заданий творческого характера.

Игра 1. Подбери вопросительные слова.

Цель – научить конструировать вопросы творческого характера.

Ход игры. Учитель на доске записывает ряд вопросительных слов и выражение:

Что произойдёт, если…?

Учитель изобразительного искусства подбирает 2-3 предложения, которые можно использовать для конструирования творческого задания.

Зачитывает эти предложения вслух и выписывает их на доске.

К каждому предложению предлагает подобрать варианты вопросительных слов и сконструировать задание творческого характера.

Игра 2. Найди опорное предложение.

Цель – научить отбирать материал для конструирования творческих заданий.

Ход игры. Учитель предлагает в тексте учебной статьи про одного из художников

(объём – 1 с.) выбрать предложения,

которые выполняют две функции:

1) несут основную смысловую нагрузку;

2) могут быть использованы, для конструирования познавательных задач.

Учащиеся выбирают предложения из текста и зачитывают их.

Игра 3. Кто больше?

Цель – научить отбирать учебный материал для конструирования творческих заданий

в определённое время.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать фрагмент учебной статьи и выписать опорные предложения

(работа продолжается в течение 5 минут).

Игра 4. Познавательная задача (работа в творческих парах).

Цель – научить конструировать познавательные задачи.

Ход игры. Учитель объясняет, что познавательная задача состоит из двух частей: смысловой (опорное предложение) и вопроса.

Затем предлагает прочитать блок учебной информации,

найти опорное предложение и сконструировать познавательную задачу, используя вопросы и вопросительные слова, выписанные на доске.

Пример познавательной задачи:

На территории России нет художников граффитистов

Игра 5. Кто быстрее?

Цель – научить конструировать систему познавательных задач, используя текст учебной статьи.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать блок учебной информации, отобрать 3 опорных предложения,

взаимосвязанных по содержанию с учебным материалом,

сконструировать познавательные задачи и предложить свой вариант решения задачи. Первые три работы зачитываются в классе

(один партнёр читает вопрос, другой – даёт ответ, класс обсуждает варианты познавательных задач и их решение).

Игра 6. «Слоёный пирог»

Цель – научить распределять обязанности в творческих парах (время работы – 10 минут).

Ход игры. Учитель предлагает задания следующего содержания:

1)прочитать фрагмент учебной статьи;

2) отобрать опорные предложения;

3) закодировать информацию (ЛОС – логический опорный сигнал);

4) сконструировать познавательные задачи по тексту учебной статьи, коротко записать вариант ответа

Игра 7. Конкурс на лучшее домашнее задание.

Цель – научить конструировать оригинальное домашнее задание по пройденному материалу.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся прочитать статью по теме урока, разбить статью на логические части (3-4), выбрать одну из них, озаглавить её и сконструировать творческое задание для домашней работы; разработать свой вариант ответа.

1) домашнее задание конструируется по содержанию учебного материала, изученного на уроке;

2) работа на конкурс выполняется индивидуально или в творческих парах (пары комплектуются по желанию учащихся);

3) домашняя работа включает систему из 4-5 вопросов и заданий разного уровня сложности.

Учащиеся вместе с учителем выбирают экспертную группу, которая просматривает работы и отбирает 3-4 варианта, предлагаемых учащимися; учащиеся выбирают домашнее задание.

«Диагностика обученности и уровня достижений учащихся в рамках реализации ФГОС НОО»

Наименование разделов и тем

Общая трудоем-кость, ч

По учебному плану дистанционные занятия, ч

Модуль I. Диагностика как средство контроля качества обученности в начальной школе

Понятие о педагогической диагностике, ее виды, функции, методы. Этапы организации педагогической диагностики

Показатели качества процесса обучения

Пути повышения оценки качества образования. Современные способы организации контроля

Модуль II. Виды учета уровня достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО

Контроль успеваемости учащихся. Принципы диагностирования и контролирования обученности

Система оценки образовательных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС НОО. Зарубежный опыт контролирования

Модуль III. Технология оценивания образовательных достижений учебных успехов

Технология оценивания образовательных результатов младших школьников

Технология диагностики предметной обученности учащихся

Этапы применения технологии системного диагностирования предметной обученности

Читайте также: