Виды артов в рисовании на компьютере

Обновлено: 05.07.2024

2 декабря — день, когда можно поздравлять всех 2D художников с профессиональным праздником. Дату выбрали не случайно, а из-за удачного созвучия: 2nd of December —> 2D day. В честь этого неофициального, но родного праздника решили поговорить о том, как возникли и эволюционировали графические редакторы.

Веселого дня 2D-художника всем!

Первые графические редакторы

В 50-х годах началось развитие CG (computer graphics) как направления. Целью было создать инструмент, который помог бы ученым и инженерам визуализировать результаты исследований. Разработка началась в исследовательских центрах Bell Labs и Boeing, а в 60-х и 70-х к задаче подключились исследовательские университеты штатов Огайо, Юты и Северной Каролины, а также MIT, NYIT и Корнеллский университет.

Прародитель интерактивной графических приложений — Sketchpad

Первый графический редактор был разработан Айвеном Сазерлендом (Ivan Satherlend) в 1963 году во время работы над кандидатской диссертацией в MIT. Sketchpad умел чертить ровные линии, увеличивать и уменьшать изображение, создавать трехмерные объекты. В эти времена никто еще не слышал о чем-либо подобном компьютерной графике, и мало кто представлял, что на компьютере можно будет рисовать или ретушировать фотографии.

Айвен Сазерленд демонстрирует возможности Sketchpad. Практически все современные графические программы так или иначе выросли отсюда

Для работы в программе использовалось световое перо, которым можно было рисовать прямо на экране монитора.

Можно предположить, что перед нами первый стилус для работы с компьютерами

Когда случилось разделение на растр и вектор

Спустя 21 год, в 1984 году появилась MacPaint — программа для первого компьютера семейства Macintosh. Софт был довольно простым, как по функциям, так и с точки зрения интерфейса. Любопытно, что современный художник легко разберется в инструментах MacPaint, так как иконки не претерпели значительных изменений до сих пор.

Ядром MacPaint стали более 8 тысяч строк кода на языках Паскаль и Ассемблер. Сейчас этого очень немного, особенно для графического редактора. Например, в современных версиях Adobe PS более 120 миллион строк кода. Но в то время были другие стандарты.

Пользователи MacPaint могли работать только в одном окне и с одной картинкой. Размер окна и его положения нельзя было поменять, как и подвигать панели инструментов. Прочие программы для Mac уже умели производить такие операции, так что все эти ограничения сильно вредили MacPaint. Это ограничение сняли в версии 2.0.

Зато внутри MacPaint уже можно было двигать изображение, еще и без эффекта мерцания! Для этого софт использовал два отдельных буфера обмена: в одном хранились пиксели текущего положения, а во втором — пиксели предыдущего. Возможность вернуться к предыдущему состоянию рисунка подарила цифровым художникам их любимую функцию — отмену последнего действия.

Вместо привычного зума в программе использовали функцию FatBits: с ее помощью можно было увеличить небольшой участок полотна в 8 раз и изменять положение отдельных пикселей.

Каждый пиксель в режиме FatBits - кликабельный квадрат с белыми гранями

Для Mac существовал не только растровый редактор, но и векторный. Его назвали MacDraw. Программа использовалась прежде всего для создания диаграмм, блок-схем и чертежей. Благодаря интеграции с текстовым редактором к чертежам можно было добавлять пометки, что было весьма нужной функцией.

В MacDraw было проще изменять параметры объектов

P.S. Если вам интересно, почему сейчас в основном речь идет о Mac, то причина простая: Windows 1.0 появилась только в 1985 году.

Начало работы с силой нажатия и цветом

Нового графического редактора для Mac уже не пришлось ждать два десятилетия. Всего через два года, в 1986 г, появился SuperPaint. Теперь с растровыми и векторными изображениями можно было работать в одной программе, а еще в арсенале художников начали появляться новые функции: сначала автообводка, потом кривые Безье, вскоре добавились горячие клавиши и возможность настраивать панель инструментов и т.д.

В 1991 году вышел SuperPaint версии 3.0 с поддержкой цветных изображений, а к 1993 году SuperPaint даже научился работать с инструментами, реагирующими на силу нажатия.

Работа в SuperPaint выглядела, например, так:

Специальные компьютеры для работы с графикой

В крупных студиях использовали не просто программы, а рабочие станции, заточенные под работу с цифровой графикой.

Почему прогресс шел так медленно?

Все дело в технических ограничениях, а именно в объеме оперативной памяти. Показатель RAM очень важен для цифрового художника, ведь графическим редакторам нужно много памяти. Даже сегодня Photoshop подвисает регулярно, а на заре компьютерной эры техника тем более не могла похвастаться большим объемом «оперативки». Первый ПК от IBM, выпущенный в 1981 году, имел всего 16 килобайт памяти, а первый Mac 1984 года — 128 килобайт.

Разработчики могли наращивать объемы оперативной памяти компьютеров, но в итоге росла и цена. Поэтому для профессиональных нужд дизайнеров в малом объеме разрабатывались дорогостоящие рабочие станции.

Специальный компьютер SuperPaint (тезка вышедшей позже программы для Mac)

Чтобы понять, почему производительность железа играла такую большую роль, можно произвести такие подсчеты. SuperPaint 1972 года поддерживал изображения с разрешением до 640х480 пикселей и с глубиной цвета 8 бит. Это значит, что только для хранения картинки с таким разрешением ему нужно было около 307 килобайт (640*480*1). А всего оперативной памяти у SuperPaint было 311 килобайт, и в оставшиеся килобайты уходили на обработку всех операций. Возможно, это немного радикальный пример, но общую мысль он иллюстрирует.

Ретушь и работа с графикой — на рабочей станции за 300 тысяч долларов

Выпущенный в 1981 году Quantel Paintbox представлял собой очень прогрессивную специализированную рабочую станцию. В ее комплект помимо монитора, мыши и клавиатуры входили планшет и стилус. В поздней версии он стал реагировать на силу нажатия. Компьютер с невероятной стоимостью 369 тысяч долларов — в эквиваленте 2019 года — успешно справлялся с задачами по ретуши фотографий и стал золотым стандартом для профессиональных дизайнеров.

Английский Quantel Paintbox стал новым словом в сфере технологий. До появления Photoshop он служил основным инструментом для создания цифровой графики

Создатели Quantel Paintbox считали, что ТВ программам просто необходима цифровая графика. Поэтому рабочую станцию активно рекламировали среди крупных телекомпаний. Кампания была небезуспешной. Дебютом Quantel Paintbox в этой индустрии стала передача с прогнозом погоды для канала BBC. Quantel Paintbox позволял не только вырезать и вставлять изображения, изменять их цвет и текстуру, но и рисовать, имитируя различные инструменты: аэрограф, мелки, уголь и т.д.

Quantel Paintbox применялся дизайнерами и художниками из разных сфер деятельности, но конечно, использовать дорогой компьютер могли только крупные студии

Как Pixar Image Computer положил начало Adobe Photoshop

Знаменитая студия анимации Pixar изначально была структурным подразделением LucasFilms. Ее работники занимались созданием компьютерной графики для фильмов, а также исследованиями в этой области. Для решения задач, стоящих перед подразделением, ими был создан Pixar Image Computer.

Компьютерами Pixar пользовались также медики и метеорологи

Компьютер позволял создавать трехмерные изображения в высоком разрешении (1280х1024 пикселей для цветных и 2048х2048 для черно-белых), а также проводить манипуляции с отснятыми кадрами - настраивать цветокоррекцию, резкость, вращать их, размазывать, совмещать несколько изображений. Делалось это с применением систем видеомонтажа и встроенных графических редакторов.

Возможности машины впечатлили тогда никому не известного Джона Нолла, простого студента школы кинематографа. Джон смог поработать за компьютером Pixar, когда пришел устраиваться на работу в студию по созданию спецэффектов Industrial Light & Magic. Пять лет спустя Джон Нолл стал известен как один из создателей Photoshop. Расскажем о возникновении этой программы поподробнее.

Анимация для одного из первых мультиков Pixar Red’s Dream создавалась с помощью Pixar Image Computer

Его величество Adobe Photoshop

Сегодня Adobe Photoshop — лидер на рынке графических редакторов, знакомый даже тем, кто далек от рисования и дизайна. Этой программой пользуются многие цифровые художники, однако сами создатели даже не предполагали, что в ней можно будет полноценно рисовать от начала до конца.

Братья Нолл и предтеча PS — Display

Идея создания Photoshop принадлежала старшему брату уже упомянутого Джона Нолла — Томасу Ноллу. В 1987 году Томас написал диссертацию на тему обработки изображений. Он был недоволен возможностями своего Apple Mac Plus, который не мог показывать изображения. Для их вывода на монитор Томас написал программу под названием Display.

Братья Томас и Джон Нолл — создатели знаменитого Photoshop

Оказалось, что программа Томаса похожа по возможностям на Pixar Image Computer. Была одна существенная разница:

Программу Томаса можно было запустить на Mac стоимостью менее 3 тысяч долларов, а компьютер Pixar стоил 135 тысяч.

Джон Нолл с энтузиазмом подключился к работе над Display и предложил добавить в нее множество новых функций: гамма-коррекцию, осветление и затемнение изображений, возможность настраивать цвет и контраст. Томасу пригодился опыт работы младшего брата в Industrial Light & Magic. Идея использовать цветовые каналы в Adobe Photoshop во многом перекликается с деятельностью специалистов по спецэффектам.

Первые успехи

Джон поспешил применить программу брата на практике и небезуспешно. Раннюю версию Photoshop (0.63) использовали при создании состоящего из воды существа в фильме “Бездна”, который вышел на экран в 1989 году. Несмотря на то, что картина едва окупилась, она получила премию Оскар за прорыв в создании визуальных эффектов.

Братья задумались о том, чтобы монетизировать программу. Во время поиска издателя Display был переименован в ImagePro, а несколько позже, в 1989 году — в Adobe Photoshop. Это произошло уже после заключения контракта с Adobe в 1988 году. Благодаря удачному сочетанию цены и возможностей она обошла конкурентов и стала популярнейшим графическим редактором.

Интерфейс первой версии Adobe Photoshop напоминал MacPaint

Когда графические редакторы обзавелись слоями?

Появление более мощных процессоров расширило возможности графических редакторов, и художники смогли работать с изображениями большего разрешения. Раньше стандартом был размер изображения 640х480 пикселей. Если картинку увеличивали, то компьютер попросту зависал.
Революцией в цифровой живописи стало появление слоев в Photoshop 3.0, что позволило комбинировать различные части изображения.

Поддержка слоев впервые появилась в Photoshop 3.0, выпущенном в 1994 году

Корни технологии слоев — в полиграфии и в мультипликации. Прозрачная пленка использовалась для расположения элементов на монтажном столе или для прорисовки движений персонажей. В графическом редакторе они работают по схожему принципу.

Мультипликаторы пользовались слоями задолго до появления Photoshop

В то время слои были уникальной «фишкой» программы, хотя на момент релиза этот инструмент не мог похвастаться особой гибкостью. Возможности добавлять корректирующий слой, применять стили, группировать их и изменять режим наложения появились лишь в последующих версиях. Сейчас же слои доступны практически в любом графическом редакторе.

В век инновационных технологий активно развивается абсолютно новый феномен в области искусства. Digital Art — создание художественных работ в цифровой форме с использованием компьютерных разработок. Digital Art — это не только цифровая живопись и разнообразные виртуальные анимации, но и, как пример, электронная музыка. Возможности этой области безграничны, ведь каждый раз появляются обновленные формы и образы различных арт-объектов. Иными словами — происходит глобальное переосмысление современного искусства.

Digital Art делится на два направления. А именно: перенесенные в цифровое пространство работы, а также новые произведения, которые созданы благодаря электронным технологиям. Это направление дарит своим почитателям не только доступный мультимедийный формат, но и интерактивную форму взаимодействия с искусством. Например, можно стать частью арт-произведения, а также всячески видоизменять его. Итак, рассмотрим разновидности искусства в сфере цифровых технологий:

Один из основополагающих видов искусства в медиапространстве — нет-арт. Для реализации проектов в этой области необходим Интернет. Чаще всего нет-арт встречается в виде разнообразных веб-страниц, которые не несут какой-либо глобальной функциональной нагрузки. Преимущественно подобные проекты содержат как визуальные, текстовые материалы так и аудиодорожки.

Цифровая живопись

Цифровая живопись – это метод создания художественного объекта на компьютере или же на графическом планшете. Этот вид искусства нашел свое воплощение в специальном наборе виртуальных инструментов, которые полностью имитируют настоящие средства для рисования.

Этот вид искусства включает в себя разработку стилей и дизайнов для области компьютерных игр. Игровой арт — комплексная сфера. С одной стороны, авторы имеют пространство для воплощения творческих идей и самовыражения. С другой стороны — они также наделяют свои работы набором определенных функций для игрового пространства.

Данная разновидность в сфере Digital Art реализуется благодаря цифровым изображениям. Создаются такие изображения при помощи специальных растровых графических редакторов. Особенность данной области заключается в том, что иллюстрации редактируется на уровне пикселей.

Этот вид цифрового искусства взаимодействует с электронной музыкой. Для воплощения такого арт-проекта в режиме реального времени требуется специальный аудиочип компьютера или приставки.

В современном обществе цифровые технологии играют одну из ключевых ролей, ведь они охватывают практически все сферы деятельности человека. Этот феномен затронул и область искусства. Digital Art становится все более востребованным, это направление находится в стадии постоянного обновления. Разнообразные электронные технологии также стали инструментами для самовыражения огромного количества художников. Digital Art не вытесняет традиционное искусство, а, скорее, дополняет его. Соединяя старое и новое, мы получаем что-то по-настоящему уникальное и притягательное. Digital Art — это обновленный взгляд на искусство, а также поток свежих впечатлений и ярких эмоции.

Цифровая живопись - три способа создания иллюстраций на компьютере

Наверняка многие художники не раз задавались вопросом, как создавать цифровые иллюстрации, причём не просто удовлетворительного уровня, а качественные работы, от которых захватит дух у любого искушённого зрителя. Это, как и любое ремесло, требует постоянного внимания и времени.

Для начала же необходимо разобраться в самом процессе создания цифровой живописи, который может развиваться в нескольких направлениях. Статья расскажет вам об этих вариантах, среди которых вы можете выбрать подходящий для себя.

foto 1

Создание иллюстрации по фотографии

Главное достоинство этого метода в том, что он подойдёт всем без исключения, даря возможность тем, кто не может похвастаться умением хорошо рисовать. Принцип такой обрисовки следующий: исходная фотография служит основой для рисунка до тех пор, пока художник не почувствует себя комфортно продолжать работу без неё.

Если, к примеру, работаете в Adobe Photoshop, то, уменьшив прозрачность фотографии и создав новый слой, можете смело, мазок за мазками создавать иллюстрацию, повторяя все линии и сгибы объектов. Это можно сделать как мышкой, так и при помощи специального планшета со стилусом – аксессуаром в виде маленького тонкого пера для управления устройством с сенсорным интерфейсом.

foto 3

foto 2

Ниже представлены видео, где показан данный метод создания таких иллюстраций:

Создание иллюстрации по отсканированному рисунку

Этот метод уже для людей, активно практикующих создание качественных иллюстраций, то бишь умеющих рисовать.

Так, готовую (или частично готовую) работу сканируют и открывают в соответствующей программе на компьютере для дальнейшего наложения штрихов поверх рисунка.

Следующие видео продемонстрируют данный метод на практике:

Создание иллюстрации сразу на компьютере

Как видно по названию, это самый сложный уровень, который активно применяется профессионалами в этой сфере.

Соответствующие видео прилагаются:

Итак.
Примерно полгода тому назад в мои загребущие руки попала вот такая прелесть.


Графический планшет Wacom Bamboo CTL-470. Хотя мой планшет уже не "конфетка", весь в царапинах, в пятнах и с тупым стилусом [наконечник ручки-стилуса со временем тупится]


ОДНАКО рисуется на нем так же хорошо, как в первый раз. Стоит 15500тг. Покупала в Ipoint

Великолепное соотношение цены и качества!
Пожалуй с этого и начинается мир цифрового искусства полный своеобразных проблем и неожиданностей.

Итак. Планшет есть. Но многие приобретая планшет думают, что будут рисовать на нем так же, как и на бумаге. Боюсь огорчить "чайничков", рисовать вы будете примерно так:


И это в начале очень непривычно. Но через пару недель, а то и меньше, даже с этим можно свыкнуться, главное юзать планшет как можно чаще. :)

Вместе с планшетом, обычно, идет диск с программой для рисования и драйвер планшета. Программа эта "ArtRage" и она не самая лучшая. Есть графические редакторы намного лучше и функциональнее ее.

Например, номер один среди начинающих (и не только) цифровых художников японская прога "Paint Tool SAI".


Русифицированную версию с кряк файлом можно скачать в Rutracker'e

Данный редактор легок в обращении, все понятно и просто. Есть все необходимые инструменты, а с дополнительными настройками можно создавать совершенно новые кисти и эффекты. Работа с слоями и текстурами позволяет имитировать бумагу, акварель, карандаш и много всего другого.
Ничем не уступает Photoshop'у, разве что нет возможности работать с текстом. А так самое то для "чайников". Как и для ФШ на Ютубе есть всевозможные уроки и туториалы.


Те, у кого руки из нужного места и с художественным образованием, наверное, с легкостью смогут нарисовать что-то такое..




Concept Artist: Jaime Jones (США)

Artist: lizzy-john (США)




Artist: Диэр Anndr Kusuriuri (РФ)

Это профессиональные "артеры" или художники (кому как удобнее), но есть и любители, самоучки и просто начинающие чайнички, как я.

Artist: Hannisen (РФ)



Artist: DU ER IKKE DEN SOM ØDELEGGER FUTTET

И мои криворукости:



Ну вы поняли.


Просто огромная разница в опыте, уровне или как еще говорят в "скилле".

А теперь об источниках.

У всех этих художников есть своя среда обитания. В западных странах очень популярны онлайн-галерея DeviantArt и блог-платформа Tumblr. Японские, корейские и многие артеры из Азии выкладывают работы на Pixiv.

Рисовальщики из СНГ и ближнего зарубежья, как галереей пользуются в основном группами Вконтакта. Хотя и первые три сайта тоже довольно популярны у нас.
Во всех этих "источниках" художники не только выставляют свои работы, но и общаются друг с другом, обмениваются знаниями, советуют и критикуют работы, устраивают флешмобы, дарят и получают рисунки, делают заказы. Так же осуществляется купля-продажа профессиональных работ. А профессионалов там не мало, уж поверьте. Даже работники таких студий, как Дисней и Пиксар обитают там же.

В общем, диджитал арт это нечто большее, чем просто цифровые рисунки. Среди молодых людей есть свой "сленг" и термины, свои группы и сообщества, свои звезды, проще говоря свой мир.

Кстати о сленге.

Line art (лайн-арт) — любое изображение, состоящее из прямых и кривых линий, расположенных обычно на плоском фоне, без переходов тени или цвета и передающее двухмерные или трёхмерные объекты.
Speed Painting — c оздание одного произведения (картины) в рамках этого понятия ограничивается определённым небольшим промежутком времени: от получаса до часа.
Коллаб (от англ. collaboration ) — термин из онлайн-галерей художников, обозначающий совместную художественную работу.
Kомишн (комишен, коммишен, коммишн, commission) - заимствовано из английского и в узком смысле обозначает художественную работу, выполненную на заказ.
Оверпэйнт — рисование поверх готового или почти готового изображения другим художником. Может использоваться для подсказок или исправления ошибок работы (если об этом просят).
Трейд (от англ. Art trade , сокращённо AT) — разновидность обмена: взаимные рисунки на заданную тему. Обычно художники стараются изобразить персонажей друг друга
Арт-челендж - " вызов самому себе", ежедневное рисование на заранее заданные темы
WIP — сокращение англ. work in progress. Обычно набросок или фотография незавершённой работы, которую выкладывают, чтобы спросить совета либо показать процесс создания.

Читайте также: