Виды компьютерной зависимости у младших школьников

Обновлено: 07.07.2024

Жертвой компьютерной зависимости может стать человек любого возраста, социального положения. Но самые уязвимыми всегда останутся дети. Современные дети общаются с компьютерами с самого раннего возраста, даже «музыкальные» игрушки для младенцев напоминают компьютеры. Умные машины теперь сопровождают их всегда – ведь даже успокоить ребенка поможет компьютер – так легко включить мультик, или простую игру – и ребенок затихает. Ребенок видит, как сидят за компьютером мама и папа, а то и спорят, кто его займет. И уже компьютер превращается в объект вожделения. А потом компьютер превращается в предмет, без которого нигде не обойтись. Где найти любимые мультики? Их полно в интернете. Забавные картинки? В интернете. В школе уже – давным - давно перешли на компьютеризированное обучение. Компьютер – наш помощник. Но может и сослужить плохую службу, превратив полезное общение в болезнь.

Ребенок, общаясь с компьютером, открывает для себя новый мир. Мир, где все понятно, предсказуемо, где ребенок по щелчку мыши может получить почти все, что он хочет. И может быть так, что этот мир становится более желательным, чем мир реальный.
Намеренный, навязчивый уход в другую реальность с потерей интереса к другим занятиям, обязанностям, и называется зависимостью. Как, из-за чего может начаться компьютерная зависимость? Кто подвержен ей больше всех? Каковы ее признаки?

Признаки компьютерной зависимости:

• Яркое, агрессивное сопротивление ребенка, при попытке отвлечь его от компьютера
• Выраженный эмоциональный подъем, эйфория при контакте с компьютером
• Ребенок постоянно обдумывает предстоящую игру, предвкушает ее со всеми подробностями. Это предвкушение затмевает все дела, мысли. Из–за этого нарушается внимание, падает успеваемость в школе.
• При зависимости игра – стихийное, неконтролируемое действо, ребенок не способен следить за временем, засиживается ночами, способен играть целые сутки. Очень многие подростки могут играть ночью, если сильно увлекутся. Если это входит в систему, в ущерб сну – это один из признаков зависимости.
• Ребенок отдает все свои деньги, чтобы купить игры, оплатить интернет
• Нарушается график и качество питания, дети едят за компьютерами, способны проводить без еды очень долгое время. Многие увлекаются стимуляторами, например, кофе (чтобы постоянно держать себя в тонусе).
• Сужается круг интересов, с ребенком очень сложно говорить на иные темы, кроме компьютеров. То, чем он занимался до своего пагубного увлечения, часто обесценивается.
• При отмене (при поломке, отнятии) компьютера ребенок становится злым, раздражительным, не может найти себе занятие. Может угрожать, шантажировать, требовать пустить его к компьютеру.

Из за чего возникает компьютерная зависимость? Кто больше ей подвержен?

Зависимость начинается с того, ребенок по каким-то причинам стал проводить за компьютером больше времени, ему нравится графика, сюжет. При помощи компьютера он осуществляет свои желания, к примеру, агрессивные (никто не позволит ему избивать людей. А в игре – можно).

Это называется стадией «легкой увлеченности», без настойчивой потребности играть. Затем это переходит в стадию «увлеченности». Здесь уже будет настойчивая потребность играть, он предпринимает активные действия для осуществления этого.

На стадии «зависимости» происходят уже ощутимые изменения личности. Потребности ребенка меняются, игра уже полностью заменила реальный мир. Игра теперь подобна наркотику.

Имеется еще стадия «привязанности», когда потребность играть насыщается, и интерес спадает. Несмотря на то, что человек дистанцируется от компьютера, потребность в уходе от реальности сохраняется, и поэтому, возможна так называемая смена зависимости, переход и из компьютерной зависимости в другую ( алкоголь, и т.д.).
То есть нельзя говорить, что зависимость побеждена. Она лишь меняет свое лицо. Это самая долгая стадия, и возможно быстрое возвращение на стадии предыдущие. И чем выраженнее была зависимость, тем дольше будет эта стадия.

Каковы причины этой зависимости? Откуда она берется?

Предпосылки к формированию компьютерной зависимости начинаются еще в раннем возрасте. В наше время компьютер плотно вошел в нашу жизнь, и это касается не только детей, но и взрослых. Ритм нашей жизни убыстряется, мы уже не можем обходиться без интернета, а значит без ПК, смартфонов, планшетов.
Теперь это полноценная часть нашей жизни, а значит, и жизни наших детей. У родителей все меньше времени, чтобы играть с ними, но ребенок требует внимания. Что делают многие родители? Дают ребенку телефон, планшет, включают на компьютере мультфильм.
Это полностью удовлетворяет ребенка, это занятие охватывает его полностью. Обратите внимание на маленького ребенка, когда он смотрит в компьютер. Такое впечатление, что в мире больше ничего не существует. Он не отвлекается на взрослых, не реагирует на другие раздражители. Он очень ярко выражает свои эмоции, улыбается, смеется.

Такого выраженного эффекта очень сложно добиться при чтении книг, играх. Поэтому родители с удовольствием отдают малышей на попечение смартфонов, планшетов… В этом есть большая выгода – час, а то и больше свободного времени. Ребенок занят, увлечен, всем доволен. Запускается первый механизм зависимости – у ребенка формируется связь между положительными эмоциями, и компьютером. Хочешь развлечений – нужен телефон, который может дать мама. Посмотрев мультик на компьютере, малыш, даже самого раннего возраста, начинает другие манипуляции с компьютером – передвигать мышку, открывать файлы, все больше вовлекаясь в процесс.

Но все это лишь предпосылки, зерна, брошенные на благодатную почву. Компьютерная зависимость, как и любая другая, начинается тогда, когда человек чувствует, что мир к нему враждебен. У детей еще несформированы зрелые, взрослые защитные механизмы, и лучше всего работает один, примитивный и эффективный – избегание. В данном случае, избегание туда, где все понятно, приятно, предсказуемо, где можно испытывать яркие, положительные эмоции – в компьютере. Почему ребенок может убегать в другую реальность? В первую очередь, это неудовлетворительные отношения с окружающими. Для ребенка до 12 лет наиболее важными являются отношения с родителями. Для подростка (13 -16 лет) важны отношения со сверстниками. Какие же конкретно факторы могут предрасполагать к зависимости:

• Конфликты с родителями, отвергание ребенка, безнадзорность. Ребенку уделяется мало внимания, и он может чувствовать себя малозначимым, ненужным, покинутым, беспомощным. Компьютерные игры помогают получить те эмоции, которые он недополучил в семье, а также почувствовать себя сильным, важным, олицетворив себя с персонажем игры. Либо, он может искать признания в социальных сетях. Получив признание, ощущение себя признанным и важным, ребенку сложно отказаться от этого ощущения.

• Близко к этому лежит такая проблема, как постоянные конфликты между родителями. Ребенок при этом находится в постоянном стрессе, чувствует себя подавленным, выражено чувство вины, дом не воспринимается как безопасное место. Некоторые дети при вышеназванных конфликтах сбегают из дома, но многие – в компьютер.

• Проблемы в школе. Конфликты могут быть как с одноклассниками, так и с учителями. Особенно это имеет значение, когда ребенку 12 -16 лет (подростковый возраст). Подростки переживают это очень тяжело, ведь для них сверстники – это вся жизнь. Неважно – игнорируют ли его одноклассники, или издеваются, для него это одинаково мучительно. И ребенок укрывается в компьютере, чтобы получить то, чего ему не хватает. Он олицетворяет себя с персонажем, в роли которого он находится. Какой это персонаж? Сильный, смелый, непобедимый. Также, игра помогает ему отвлечься от тяжелых дум.

Именно из –за перечисленных факторов особую опасность представляют собой онлайн-игры. Чаще всего это командные игры, где человек становится частью какой либо игровой группы, сообщества. В этой игре он создает для себя персонажа, чаще всего фантастического, определенной расы, с определенными способностями. Как правило, выбираются самые сильные персонажи, с необычными способностями. То есть, человек делает себе новую личность, и дает ей жизнь в новом обществе таких же персонажей. Это на самом деле новая жизнь – со своими событиями, победами, поражениями. Реальность виртуально – но чувства настоящие. Мальчик, над которым издеваются одноклассники, в игре оказывается сильнейшим игроком наивысшего уровня, его уважают и боятся. Захочет ли он выходить из виртуальной реальности?
Иллюстрацией к вышесказанному может послужить случай из личной практики автора:

В центре социальной реабилитации среди веселой компании детей резко выделялся один подросток – Иван. В то время, как все остальные подростки весело общались друг с другом, он держался в стороне от всех. Ребята не отвергали его – они просто не были ему нужны. У него было только одно желание – чтобы в руке его был айфон, а в кармане – зарядное устройство. Иван отличался от остальных детей тем, что он единственный был из полной семьи с хорошим достатком. Родители отдали его в центр из –за того, что сутками проводил за игрой в «танки – онлайн», а если ему запрещали- убегал из дома, воровал деньги. В центре не было компьютера – он играл в телефон. Он играл в телефон не просто часами и сутками – он жил с телефоном, изредка прерываясь (очень нерегулярно ) на обед , сон, путь в школу. Когда он шел, например, в столовую, сразу бросался в глаза его взгляд, обращенный в себя. Рука сжимает айфон. За партой – игра. За едой –игра. За игрой он преображался – на щеках горел румянец, эмоции становились непосредственными, живыми. Нормальный, здоровый ребенок, каким он и должен быть. Педагоги ничего не могли сделать с ним, он считался самым проблемным ребенком в центре. У него пробовали просто отнять телефон, но вернули после того, как он со злости разбил окно и выломал замок в двери. Вся надежда персонала была на психолога.

Учитывая, что когда Иван проводил за телефоном, разговаривать с ним было невозможно, я настойчиво попросил его оставить смартфон в комнате перед приходом ко мне. Он пришел с большой неохотой, поглядывая в сторону комнаты. А на шее у него висел зарядный шнур. «Зачем тебе шнур?» - спросил я. «-Мне так удобно» – ответил он – «Не могу по – другому». На все вопросы Иван отвечал неохотно, формально, все время порываясь уйти. Но когда я спросил – «Ваня, а как ты думаешь, как родители относятся к тому, что ты играешь так много»?- он практически закричал «Да матери вообще все равно! Она наверное сейчас отдыхает от меня! Она все время танцами занимается. Хотела меня записать, я не захотел, она вообще забила. Мы с ней не разговариваем» - «Я понял тебя. Ну а папа?» «-Папа? Нормально. Мы ведь с ним вместе в танки играем. У него танк крутой. Хочу танк, как у папы»( широкая улыбка, блеск в глазах).
После ознакомительной консультации я реши пригласить на встречу родителей. Они отказались от встречи. Отец сказался занятым, обещая передать информацию матери. А через 2 дня они забрали его. Дальнейшая судьба мальчика мне неизвестна. Такая ситуация мне была не нова. Родители часто с неохотой ходят на родительские консультации – для них они бывают неприятны. Это сложно – признать, что работать нужно будет не только ребенку, но и им самим, и менять стратегии поведения, а значит, и уклад жизни.
Из этого примера видно, как больно мальчику ощущать, что он не нужен матери. А также насколько важно для него любовь и признание матери и отца. Если бы он получал от родителей внимания, сколько бы он хотел, ему бы не было причины входить в эту зависимость.

Как предупредить компьютерную зависимость? Можно дать несколько рекомендаций.

• Больше времени проводить с ребенком, прививать ему вкус к общению, к общим занятиям, развлечениям, которые не имеют ничего общего с компьютером. Хорошим выбором будет создание в семье культуры спорта, творчества.

• Не давать ребенку компьютер слишком рано, учить его развлекаться другими способами, без вмешательства компьютерной техники, то есть не формировать в семье компьютерную культуру. Знакомить ребенка с компьютером лучше всего с 5 – 6 лет, и чем позже, тем лучше.

• Договорится с ребенком о четком регламенте работы за компьютером. Допустим, это будет разделенные на части 2 часа в день, и ребенок сам будет решать, как ему их разделить. Главное – быть последовательным, и не увеличивать и не уменьшать оговоренное время. Иначе, в первом случае, ребенок не будет серьезно относиться к регламенту, во втором случае еще и возможны протестные реакции, и ребенок будет меньше вам доверять.

• Исходить из принципа – нельзя ребенку – нельзя и родителям. Если отец сам любит игры, и играет в них подолгу, то никакие запреты не помогут – ребенок тоже будет играть много. . Ребенок никогда не слышит слова – он видит поступки. Если родители увлченные, творческие люди – у ребенка больше шансов стать таким же.

• Разделять работу и развлечения. Родители могут сидеть за компьютером больше, если они работают, ребенок должен понимать это очень хорошо. Иначе неизбежно «а чего это вам можно, мне нельзя?»

• Не препятствовать общению с друзьями. Пусть у него будет больше увлечений вне дома.

• Прививать вкус к развивающим, логическим играм, можно играть вместе. Но у ребенка не должно сложиться связи, что общение с вами возможно лишь посредством игры!

• Не торопится покупать ему личный компьютер.

Что делать, если зависимость уже сформировалась?
Универсального рецепта не существует, поскольку каждая зависимость – это своя история, со множеством участников (семья, друзья одноклассники). У каждого ребенка своя причина возникновения зависимости. Наконец, каждый ребенок - уникален.
С зависимостью справится сложно, но вполне реально. Родителям можно дать такие общие рекомендации:

• Во – первых, нужно признать, что проблема существует, и с ней необходимо бороться. И не только ребенку, а всей семье. Необходимо подготовится к долгой, трудной и терпеливой работе.

• Необходимо быть готовым к тому, что вам, скорее всего, придется изменить стиль поведения по отношению к ребенку. Не стоит читать ребенку нравоучения, унижать его, вызывать чувство вины. Этим вы ничего не добьетесь, особенно если компьютер в зоне досягаемости. Поэтому, нужно стараться сменить деятельность ребенка, подкреплять любые его успехи , будь то в рисовании, спорте, учебе, танцах… Поймите, что может его привлечь, кроме компьютера, попытайтесь уделять ребенку больше внимания. Но нужно отличать внимание от контроля и давления – этим вы только усугубите ситуацию. Лучше показать ему, что вы расстроены тем, что он играет так много.

• Без помощи психотерапевта обойтись очень сложно, практически невозможно. Именно он может увидеть ситуацию со стороны, выявить проблему, которая привела к зависимости, и работать именно с этой причиной. Сделайте все, чтобы ребенок выразил согласие посетить психотерапевта.

• Проявите искренний интерес к ребенку, интересуйтесь тем, что нравится ему. Пусть это будет даже компьютерная игра. Ребенок начнет понимать – родителям на самом деле интересно, чем он увлекается, значит интересен и он сам. Расскажите о своих интересах, установите непринужденные отношения. Нужно, чтобы ребенок доверял вам.

Не стоит выбрасывать компьютер. От этого вы лишь станете злейшими врагами. Необходимо дозировать работу на компьютере, договариваться о регламенте. Это станет возможно, лишь когда ребенку будет предоставлена какая то адекватная замена. Ищите ее – совместные выезды, работа на природе, стадион, рыбалка. Не будьте навязчивыми и категоричными, исходите из пожеланий ребенка, и готовьтесь к тому, что быстро достичь успеха очень сложно.


К автору уже обратились 36 человек с сайта


В статье рассматриваются вопросы компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте и основные мероприятия по ее профилактике. Рассматриваются признаки и причины компьютерной зависимости в данном возрасте.

Ключевые слова: зависимость, компьютерная зависимость, интернет-зависимость, признаки компьютерной зависимости

В век информационных технологий, компьютер является неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей. Федеральный образовательный стандарт ориентируется на повышение информационной компетентности у младших школьников. По мнению М. В. Жуковой, ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность [3].

На сегодняшний день вопрос о компьютерной зависимости младших школьников является одной из самых актуальных. Дети с раннего возраста имеют доступ к электронной технике: смотрят мультфильмы, играют в виртуальные игры. Современное обучение требует выполнение домашнего задания при помощи компьютера, школьникам приходится искать материал в Интернете, большую часть заданий им необходимо выполнять в электронном виде (доклады, презентации, рефераты и т. д.). Вопрос в том, насколько младший школьник, включенный в такой учебный процесс, сможет в дальнейшем социализироваться.

Проведение время за компьютером и в сети Интернет может как положительно, так отрицательно влиять на развитие личности младшего школьника. С точки зрения положительного влияния работа за компьютером помогает учащимся развивать интеллектуальные способности, повышать уровень эрудиции, способствует развитию памяти. Социальные сети помогают приобретать более широкий круг знакомых и друзей, способствуя развитию коммуникативных навыков. Онлайн — игры помогают развивать воображение. К противоречивому влиянию сети Интернет на личность школьников исследователи относят интернет-аддикции, то есть зависимость от компьютера. Сюда относят пристрастие к играм, компульсивную навигацию по интернету, зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Это неуправляемая тяга влечет за собой много негативных последствий для школьников в сфере коммуникации. Заменяя непосредственное общение виртуальным, младшие школьники упускают возможность проявить свои чувства и эмоции, а также понять чувства и эмоции другого человека.

Термин компьютерной зависимости появился относительно недавно, примерно в девяностых годах прошлого столетия. Под этим термином Л. Н. Юрьева и Т. Ю. Больбот, понимают такое «нехимическое» расстройство личности, при котором обычные привычки и интересы перестают занимать основную часть свободного времени, отходя на второй план [1]. Таким образом, компьютерная зависимость — это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, независимо от пола [3]. По мнению А. Е. Войскуновского, неконтролируемое времяпрепровождение школьника за компьютером, обязательно со временем перерастёт в навязчивую привычку, которая по своей силе и проявлениям имеет сходство с наркотической [4].

В России тема компьютерной зависимости раскрыта в работах таких авторов как: В. Абраменкова, А. Е. Войскунский, В. А. Бурова, А. Ю. Егоров, С. В. Лободина, А. Н. Ивлева, К. Янг и др. Разделяют два вида компьютерной зависимости: от компьютерных игр и интернет-зависимость.

Наиболее выражено неблагоприятное влияние компьютерной зависимости на социальные качества младшего школьника, такие как дружелюбие, желание общаться, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается деградация социальных связей личности и так называемая социальная дезадаптация ребенка. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности появляется необъяснимая агрессивность и различные виды антисоциального поведения [2].

Подчинение «всемирной паутине» и видеоиграм, у младших школьников можно отнести к проблемам современной семьи, потому что именно родители и другие родственники, в первую очередь, способны положительно повлиять на ребёнка, чтобы предотвратить компьютерную зависимость.

Признаком аддикции (зависимости) является не само по себе количество времени, проводимое за компьютером, а сосредоточение всех интересов ребенка вокруг компьютера, отказ от других видов деятельности. Младшие школьники свой путь к зависимости обычно начинают с пристрастия к незатейливым играм — кибераддикции, где ребёнок отождествляет себя с персонажем, который строит города и побеждает врагов. В старшем возрасте проявляется сетевая зависимость — «сетеголизм». Данная зависимость является более серьезной, так как в этой ситуации ребёнок не мыслит своей жизни без компьютера [1].

Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое проявляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается [5].

А. Е. Войскунский перечисляет следующие характеристики зависимого поведения от сети Интернет [4]:

– отсутствие желание проводить досуг за пределами виртуальной реальности; пренебрежение домашними и рабочими делами;

– неспособность контролировать времяпрепровождение за компьютером;

– нежелание слушать негативные отзывы о бесконтрольном времени препровождения в сети от близких и друзей и др.

Особенности поведения младшего школьника, которые свидетельствуют о компьютерной зависимости, связаны с приоритетами в общении ребенка, нежеланием выполнять домашние поручения, контролем времени, снижением успеваемости и пренебрежением к успехам.

Таким образом, большинство исследователей рассматривают в качестве критериев диагностики компьютерной зависимости у младших школьников, появившиеся негативные качества личности (агрессивность, необщительность, некритичность к своему поведению и высказываниям) и поведенческие особенности, которые не способствуют социализации ребенка (пренебрежение учебой, семейными обязанностями и нормам личной гигиены). При наличии нескольких критериев у ребенка, можно диагностировать компьютерную зависимость.

Основная причина для возникновения компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте кроется в детско-родительских отношениях в семье, а именно отсутствие эмоциональной поддержки, которая в дальнейшем влияет на социализацию ребенка. Виртуальная реальность позволяет получить недостающую любовь и эмоциональное тепло, все суррогаты, связанные с дружескими отношениями, но так необходимые в этом возрасте. Также возможно возникновение компьютерной зависимости у ребенка при наличии инвалидности, что приводит к более узкому кругу общения, а возможность выйти в сеть позволяет его расширить.

Профилактика компьютерной зависимости среди младших школьников должна быть организована с учётом системности и непрерывности профилактической деятельности, и должна быть направлена на развитие эмоционально-личностной сферы, развитие навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции поведения, обучение учащихся эффективным моделям деятельности с компьютером.

Большое значение для профилактики зависимости имеет информационно-просветительская деятельность с педагогами и родителями, которая освещает вопросы негативного влияния Интернета и компьютерных игр на детей, а также необходимых мер по предотвращению формирования компьютерной зависимости. Для родителей важно сохранять баланс между требовательностью в отношении регламентации времени общения с компьютером и включенностью в жизнь ребенка.

Таким образом, информационные технологии могут нести как положительные черты, так и отрицательные. Излишнее увлечение компьютером имеет отрицательные последствия для физического и психического здоровья младшего школьника, возникают изменения в эмоциональной, поведенческой, мотивационной и когнитивной сферах.

Профилактика компьютерной зависимости младших школьников зависит от родителей и педагогов, окружающих ребенка. В первую очередь родители делают жизнь ребёнка более яркой, эмоциональной, наполненной общением и впечатлениями, поэтому важно не допустить, что бы виртуальный мир стал для ребенка важнее, чем реальный. Исследования показывают, что профилактика компьютерной зависимости должна начинаться в младшем возрасте. В заключение, следует отметить, что хотя основной группой риска для развития компьютерной зависимости (как игровой, так и непосредственно сетевой) являются подростки, тем не менее, требует внимания профилактика риска возникновения компьютерной зависимости среди младших школьников.

Актуальность. В последние годы проблема компьютерной зависимости среди несовершеннолетних детей стала одной из актуальных.
Взаимодействуя с компьютером, играя в компьютерные игры, ребёнок пытается, как правило, удовлетворить свои потребности. Поэтому причины возникновения постепенной тяги к взаимодействую с компьютером, а не с людьми, достаточно разнообразны.

Так, например, компьютерная зависимость свойственна детям, в семье которых нарушены детско-родительские отношения. Это выражается в недостатке общения, отсутствии тесных эмоциональных связей и взаимопонимания между ребёнком и родителем. Поэтому дети пытаются компенсировать ласку, заботу, внимание родителей за счёт игр, которые помогают им получать эмоции, позволяющие им чувствовать себя кому-то нужными.

Компьютерной зависимости также подвластны дети, у которых отсутствуют серьёзные увлечения, преобладает игровая мотивация над учебной, характерны такие личностные особенности, как лень, пассивность. У таких детей после школы остаётся много времени для себя, и в связи с интенсивным развитием информационных технологий, они погружаются в компьютерный мир игр, где у них появляются интересы, хобби, привязанность к игровым персонажам.

Также одной из причин желания детей играть в компьютерные игры являются нарушения в межличностной сфере, в особенности в школьном коллективе. Часто такому влиянию поддаются
дети с заниженной самооценкой, неуверенные в себе, замкнутые, испытывающие трудности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, отверженные или изгои. А компьютерные игры помогают им бороться со своими комплексами и страхами, проявить мужественность, смелость, доказать всем, что они лучшие и заслуживают уважения. То есть компьютер служит для таких детей способом защиты от недоброжелательной, некомфортной ситуации в классе. Дети не стремятся разрешать конфликтные ситуации, а избегают их, реализуя себя в компьютерных играх.

Целью данной курсовой работы является формирование навыков психологического исследования проблемы игровой компьютерной зависимости у младших школьников.

Задачи выполнения курсовой работы:

более глубокое усвоение теоретических знаний по отдельным разделам психологии;

применение психологического знания в решении проблемы игровой компьютерной зависимости у младших школьников;

закрепление практических навыков в процессе проведения исследования;

приобретение навыков работы с научной литературой и освоение методов теоретического исследования: анализа и синтеза, обобщения и др.;

развитие самостоятельности при выборе методов достижения поставленной цели и творческой инициативы при решении конкретных психологических задач.

Объект исследования: игровая компьютерная зависимость младших школьников.

Предмет исследования: психологические особенности учащихся младших классов.

Методы исследования: теоретический анализ, реферирование, эмпирические исследования, математический анализ.

Теоретическая и практическая значимость: данные исследования могут быть полезны, родителям, педагогам, социальным работникам и психологам. Также полученный материал может быть использован в качестве лекционного материала.

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы игровой компьютерной зависимости младших школьников

1.1.Проблема игровой компьютерной зависимости младших школьников в современном обществе

Компьютер все больше входит в жизнь людей всех возрастов, в том числе детей. Он незаменим в обучении, воспитании и социальной жизни. Однако в то же время компьютер всё чаще приводит к серьёзным проблемам, одна из которых – компьютерная зависимость. На данный момент не существует зарекомендовавших себя программ для лечения компьютерной зависимости, равно как и глубоких научных исследований этой проблемы.

По данным ООО Entermedia (2014 г.) процент продаж компьютерных игр ежегодно увеличивается на 50%.

Современный мир уже не представляется нам без информационных технологий: компьютеры, разного рода гаджеты, всевозможные технические новинки ежедневно окружают нас. На сегодняшний день существует широкий спектр компьютерных игр (свыше 20 различных жанров, включающих более 20 тысяч игр). Их сюжет и графика настолько реалистичны, что виртуальный мир может показаться реальным. Но, в таких играх, присутствует много жестокости и сцен насилия, что может негативно сказаться на психическом развитии личности.

Для взрослых людей компьютеры – это в первую очередь средство для работы и обучения. Что касается подрастающего поколения, то для детей компьютеры – это скорее средство развлечения. Дети сегодня уже с 3-5-летнего возраста начинают играть и к школьному возрасту не мыслят себя без компьютера.

Современные компьютерные технологии с их безграничными коммуникативными, информационными, развлекательными возможностями, с одной стороны, являются мощным средством интеллектуального развития ребенка, с другой – средством разрушения личности, подменяя мир реальных отношений и действий ребенка компьютерными моделями, блокируя самостоятельность и свободу выбора, формируя зависимость от игры.

Высокая степень реалистичности, великолепная графика и звуковое сопровождение современных компьютерных игр практически полностью погружают подростка в пространство игры, создавая иллюзию полного присутствия в виртуальном мире. [ Войскунский, А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета / А.Е.Войскунский // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2008. - № 2. - С. 140 – 153. ,с.52]

Актуальность проблемы противодействия игровой компьютерной зависимости признана на государственном уровне. Исходные данные общероссийского мониторинга показали, что численность детей и подростков в возрасте 7-14 лет с различной степенью выраженности игровой компьютерной зависимости колеблется от 2% до 10% человек.

Явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с конца 1980-х годов. Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Исследованием компьютерной зависимости занимались такие зарубежные психологи, как М. Шоттон, Ш. Текл, К. Янг Т. Больбот. Авторы рассматривают компьютерную зависимость как патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Они указывают на то, что формирование компьютерной зависимости возникает не только из-за необходимости в уходе от реальности, но и индивидуальные особенности человека. К таким особенностям авторы относят характер, который определяет устойчивое поведение человека. [ Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С.А.Шапкин // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. № 1. - С. 86 – 102 , с.82]

Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддиктивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком игнорируются не только жизненные заботы, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие.

В настоящее время выделяют пять типов компьютерной зависимости: навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам); страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм; виртуальные знакомства; киберсекс (увлечение порносайтами); компьютерные игры. Первое место занимают игры (26,5%), на втором — Интернет (12,4%) и на третьем — поиск информации на WEB-сайтах (7,8%). Между данными видами зависимостей есть как общие, так и специфичные признаки проявления.

Родоначальниками психологического изучения феномена зависимости от Интернета считаются клинический психолог К. Янг и психиатр И.Гольдберг. В 1994 году К. Янг (Young, 2000) разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник. Масштаб «Вестник Мининского университета» 2014 – №3 распространенности данного расстройства, по данным исследователей, составляет от 1 до 5% населения (Griffits, 2000; Young, 1998). [ Трафимчик, Ж.И. Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей младшего школьного возраста / Ж.И.Трафимчик // ЗОЖ. - 2011. - №1. - С.22 - 26. ,с.27]

Зависимость от компьютерных игр впервые была описана в 1995 году доктором А. Голдбергом. В 1997-1998 гг. по проблеме игровой компьютерной зависимости были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы и опубликованы первые монографии (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Суратт и др.). Авторы рассматривают данное психологическое расстройство как форму психологической зависимости, проявляющуюся в навязчивом увлечении компьютерными играми.

Основными последствиями игровой компьютерной зависимости, по мнению А. Голдберга, является болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс, а также причинение ущерба физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу. [ Беляева, А.В., Коул, М. Компьютерно-опосредованная совместная деятельность и проблема психического развития Текст. / А.В. Беляева, М. Коул // Психологический журнал, 1991. Т. 12. - № 2. - С. 145-152. ,с. 71]

Длительное время, которое ребенок проводит в виртуальном мире, может провоцировать развитие эпилепсии, вызывать повреждение суставов рук и метаболические нарушения у детей. Бесконтрольная игра может способствовать развитию расстройства питания, нарушению сна, истощению организма [ Беловол, Е.В. Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми / Е.В.Беловол, И.В.Колотилова // Психологический журнал. - 2011. - № 6. Т. 32. - С. 49-58. ,с.124].

Говоря о негативном влиянии на психику, исследователи делают особый акцент на зависимость агрессивного поведения и актов насилия от компьютерных игр [ Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов. –4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб. : Речь, 2003. ,с.67]. Так, К. Андерсон выделяет несколько видов реакций детей при игре в жестокие игры: агрессивное поведение, агрессивное мышление, агрессивную реакцию и просоциальное поведение, а также психологическое возбуждение. Однако, Л.Бенсли и М. Грифитс опровергают такую точку зрения, зафиксировав повышение уровня тревожности лишь у детей, не достигших 10-летнего возраста, и отмечая снижение агрессивных реакций, вызванных игрой, по мере взросления ребенка. А исследования С. Шимаи показывают, что школьники, играющие в компьютерные игры, более социализированы, чем их сверстники [ Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов. –4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб. : Речь, 2003. ,с.112].

Различные аспекты этой проблемной области разрабатываются психологами сравнительно давно. Так, психологом О.К. Тихомировым и его учениками О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабаниным, Ю.Д. Бабаевой и многими другими велись и ведутся исследования структурных и функциональных изменений в психической деятельности человека, в частности, и подростка, при взаимодействии с компьютером. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы.

Так, в исследованиях психологов И.В. Бурмистрова, Ю.В. Фомичевой, А.Г. Шмелева и других, высказывается мнение, что занятия с компьютером - это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность детей переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими [ Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психология зависимости: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2004. – 435 c. ,с.31].

1.2.Влияние компьютерных игр на структуру личности младших школьников

Компьютерная зависимость обычно условно делится на два вида – Интернет-зависимость и игровую. В большинстве случаев именно игровая зависимость более распространена в раннем возрасте. Перед родителями встает дилемма: если полностью запрещать ребенку пользоваться компьютером, он вряд ли будет чувствовать себя комфортно среди одноклассников, будет чувствовать себя неуверенным и не таким, как все. Но если позволять играть постоянно, то интерес к технике можете перерасти в серьезную болезнь.

Игра имеет огромное значение для развития ребенка. Активно играя, ребенок постоянно усваивает новые знания и набирает опыт. Игра для ребенка не менее важна, чем работа для взрослого человека, но наиболее существенным для него является само действие - играть, экспериментировать, фантазировать, конструировать.

В разном возрасте дети играют по-разному, а игры им нужны для усвоения новых впечатлений и приобретений, необходимых для жизни знаний [ Беляева, А.В., Коул, М. Компьютерно-опосредованная совместная деятельность и проблема психического развития Текст. / А.В. Беляева, М. Коул // Психологический журнал, 1991. Т. 12. - № 2. - С. 145-152. ,с.114]. Влияние компьютерных игр на личность ребенка и его социальную адаптацию в нашей стране до сих пор широко изучаются [4, с.17].

Благодаря знакомству с компьютером ребенок уже в раннем возрасте получает стимул к игре и, тем самым, к развитию. Компьютерные игры стимулируют, кроме всего прочего, память, мелкую моторику, язык и фантазию. Компьютер завладевает вниманием ребенка, а игра дает ребенку столь сильную мотивацию, что способность детей к концентрации возрастает, а это, в свою очередь, улучшает предпосылки для обучения. Умение ждать и быть терпеливым - навыки, которые ребенку при игре на компьютере так или иначе приходится осваивать.

Компьютеры развивают познавательные процессы, внимание, зрительную память, быстрота обработки зрительной информации. Также идет развитие мелкой моторики, аккуратности и внимательности. Стоит отметить тот факт, что некоторые ученые утверждают, что существует категория компьютерных игр, вызывающих сжигание калорий. Такие ученые, как В.Н.Друзин, В.Н.Буркова, М.А. Бутовская и др. считают, что бесспорным фактом является оказание компьютерными играми психологического влияния. Они позитивно сказываются на протекании психических процессов, на развитии логического мышления, памяти, быстроты реакции. Более того, они применяются при реабилитации пациентов с инсультом, при лечении детей с диабетом и астмой, в диагностике фобий и расстройств внимания, в общетерапевтической диагностике. [ Фурманов И.А. Психология депривирован- ного ребенка: Пособие для психологов и пе- дагогов. М.: Владос, 2004. 319 с. ,с.107]

Однако игры могут оказывать различное влияние на психическое развитие личности ребенка. Мы привыкли играть в ролевые игры с самого детства. Когда ребенок играет в ролевую игру, то он сознательно принимает на себя роль взрослого человека (мамы, папы, бабушки или дедушки), тем самым он удовлетворяет бессознательную потребность в познании мира, который его окружает. По мере взросления ребенок замещает ролевые игры на интеллектуальные, но всё же потребность принять на себя роль другого человека сохраняется. Эту потребность можно удовлетворить в компьютерной игре [2,с.51]. Голландский историк и социолог Й. Хейзинга [9, с.45] в своем большом монографическом исследовании под названием «Человек играющий» анализирует большое число проблем, связанных с игрой. Он стремится обнаружить игровое начало в самых разнообразных видах человеческой деятельности и проявлениях культуры: в праве, науке, философии, даже в войне. Игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение. Напряжение вызывается неуверенностью, неустойчивостью, неким шансом или возможностью. Чтобы нечто «удалось», требуются усилия. Одной из особенностей игровой деятельности является наличие явления «заигрывания», когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности. Но если игра продолжается достаточно долго, «вывести» ребенка из состояния игры бывает подчас весьма трудно: ребенок так «заигрался», что стал терять ощущение реальности. Его невозможно отвлечь от игры, уложить спать и т.д.; он нервничает, капризничает, он перевозбужден. Когда ребёнок играет ту или иную роль, он не просто как бы переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в неё, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом, его «самости».

Существует ряд исследований, доказывающих, что длительное времяпрепровождение за компьютером сказывается и на физическом состоянии ребенка: он перестает уделять должное внимание спорту и физическим нагрузкам, отдыху, подрывает свое здоровье. Компьютерные игры оказывают самое неблагоприятное влияние на психику ребёнка, который становится напряженным, эмоционально неуравновешенным, испытывает чувство тревоги [5, с.142]. Так, В.В. Рубцов [7, с.88] указал на то, что в целом развлекательные игры вредны, поскольку приводят к бездумно расточительной трате времени.

В зарубежных исследованиях получены противоречивые данные о связи самооценки, социальных навыков, успешности детей и подростков и временем, которое они проводят за компьютерными играми. С одной стороны, ученые утверждают, что игра является поддерживающей средой, где можно достигать результатов и утверждаться, но, с другой стороны, экспериментально доказано, что увлечение компьютером усугубляет проблемы в сфере социальных контактов, изолируя ребенка, давая возможность ухода от проблемы [10; 11].

Безусловно, жизнь в социально замкнутом пространстве меняет мироощущение, изменяет систему ценностей и направленность личности ребенка. [8,с 57]. Многие родители строго ограничивают общение ребенка с компьютером, руководствуясь широко распространенным тезисом о том, что компьютер вреден. Но сейчас никто не может точно и, самое главное, обоснованно сказать, в какой степени реален вред, наносимый психическому здоровью ребенка компьютером.

Современные компьютерные технологии с их безграничными коммуникативными, информационными, развлекательными возможностями, с одной стороны, являются мощным средством интеллектуального развития ребенка, с другой – средством разрушения личности, подменяя мир реальных отношений и действий ребенка компьютерными моделями, блокируя самостоятельность и свободу выбора, формируя зависимость от игры.

Актуальность проблемы противодействия игровой компьютерной зависимости признана на государственном уровне. Следовательно, эмпирическое исследование на выявление игровой компьютерной зависимости среди детей младшего школьного возраста будет крайне актуально.

Читайте также: