Виды компьютерных технологий обучения

Обновлено: 04.07.2024

В переводе с греческого технология обозначает "искусство", мастерство, умение. Технология изменяет исходное состояние объекта.

В дальнейшем понятие "технология" перешло в сферу обработки информации, где объектом является не материальный, а информационный продукт.

Информационная технология - это процесс, который использует совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации.

Современные информационные технологии - это обобщённое название технологий, которые отвечают за обработку, хранение, передачу, воспроизведение и защиту информации с использованием компьютеров. Сегодня ни одна из современных областей производства, науки, культуры, спорта и экономики не обходится без компьютеров. Компьютеры - это "помощники" человека в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.

В настоящее время современные информационные технологии - это новый способ передачи знаний, соответствующий качественно новому содержанию развития и обучения ребенка. Этот способ представляется достаточно важным, поскольку дает возможность ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность ребенка, когда он получает новые знания, преуспевает в умственной деятельности.

Главный аспект компьютеризации образования - это вопрос о реформаторской роли компьютеров в учебном процессе. Если представлять их только лишь видом ТСО, то никакой реформаторской роли образования нести не будет. Компьютеризацию необходимо рассматривать как явление парадигмального характера. Компьютер - предвестник начала новой эры, которая характеризуется безбумажной цивилизацией и машинной обработки знаний, информации.

Если посмотреть на историю с точки зрения педагогики, то в ней можно выделить определенную периодизацию, которая не совпадает с традиционной, т. е. социологической. Она (периодизация)представлена следующим образом:

а) дописьменный период (носителем, передатчиком, а иногда и создателем знаний является человек, педагог; также вместе со знаниями он передает и моральную сущность и несет за это ответственность);

б) письменный-докнижный (носителем знаний становится рукописная книга, но в силу ее недоступности, а во многих случаях и непонятности, возникает кастовый характер образованности);

в) письменный-книжный (носителем и источником знаний, доступных для масс, становится книга, выпускаемая массовыми тиражами и доступная абсолютно всем; ведущая роль человека в таком случае совсем мала);

г) период безбумажных, электронных технологий и коммуникаций, который мы все застали и видим то, что происходит, и что предстоит еще увидеть и осмыслить.

Для всех этих этапов разрабатывалась и веками формировалась индивидуальная технология для работы с информацией. Например, взять книжный период. Существует большое количество литературных источников, в которых описаны технологии работы с книгами, подробно изучены и методически разработаны разные виды чтения, типы конспектов и конспектирования, техника работы с картотеками, методика создания личного справочного аппарата, правила поиска литературы и профессионально грамотного оформления записей и многое другое. Правила работы с книжными источниками и ведение записей люди осваивают на протяжении всего пути обучения, от школы до вуза. Появление совершенно новых материальных носителей информации повлекло за собой аналогичный процесс - разработку постоянно совершенствующейся системы методик и их использования в различных сферах жизни.

Каждая методика работы с аппаратными устройствами должна учитывать ее возможности и конструктивные особенности. Особенно важно учитывать параметры техники будущего. По тому, как развивается компьютерная техника, можно предположить, что в недалеком будущем развитие компьютеров будет происходить по традиционному плану, т. е. в идеологии самого компьютера как технической системы, и в основополагающих подходах к его использованию коренных, кардинальных изменений не ожидается. Направлениями,которые ожидаются в будущем можно считать следующие:

1. Скачкообразное повышение частоты ЦПУ (от 2,5 Ггц и выше).

2. Повсеместное распространение видеопанелей - плоских ЖК-мониторов большого размера, интегрирующих функции ПК и ТВ.

3. Постепенное увеличение емкости HD (75 Гб и выше).

4. Широкое распространение "голосовых" технологий (ввода текстов и управления работой компьютера с помощью голоса).

5. Переход на принципиально новые, высокоскоростные типы плат оперативной памяти (от 400Мгц и выше).

6. Резкое увеличение относительного количества портативных компьютеров.

7. Последовательное снижение цен на модели массового пользования.

8. Повсеместное внедрение компьютера во все сферы практической жизни.

9. Тотальную "интернетизацию" технической базы и всего программного обеспечения компьютеров.

10. В сфере информационного обеспечения ПК возможен переход к технологии квантования текстов, дополнения сплошных массивов научного текста их квантованными копиями - наборами логически укомплектованных, содержательно замкнутых дефиниций [6, с. 52].

Комплекс баз знаний, которые построены по принципу квантованных текстов, даст возможность компьютеру автоматически создавать завершенные, исчерпывающие компиляции по всякой заданной проблеме. В связи с этим наиболее важным для общества будет массовое внедрение специальных программ и интегрированных пакетов программного обеспечения (далее ПО) во все сферы деятельности, что будет знаменовать переход всего человечества на современные информационные технологии.

Совершенствование ПО сблизило компьютер и человека, позволило работать на компьютере без использования специальных языков программирования, что вовлекло множество людей в круг активных пользователей компьютерной техники. И будущее компьютерной цивилизации будет основываться не на возможностях техники, а на психологии массы людей, которые сидят перед мониторами индивидуальных компьютерах. Из всего спектра возможностей, которые предоставляет компьютер, главное место занимают сетевые технологии.

На сегодняшний момент информатика как наука о законах бытования информации в мире занимает главенствующую роль и рассматривать ее нужно как самостоятельную науку. А такую отрасль, как программирование будет вернее всего выделить в отдельную специальность и называть ее именно программированием - конкретной дисциплиной с определенными целями и задачами, которая предназначена для маленького круга одаренных программистов. А все, касающееся компьютерной поддержки учебного процесса и компьютеризации разных видов деятельности, необходимо давать всем, в должном объеме и особенно целенаправленно. А для реализации этого учитель в новых условиях должен иметь доступ к компьютерной технике, быть готовым к самостоятельной разработке и изготовлению компьютерных дидактических материалов. Но здесь имеются в виду не обширные программные продукты, которые имеют коммерческую основу, а речь идет о рабочих материалах, которые используются учителем на занятиях.

Стремительное внедрение компьютерной техникив образование разделяется на следующие направления:

• использование компьютерной техники в виде средства обучения, которое улучшает процесс преподавания, что повышает его качество и эффективность;

• использование современных информационных технологий в роли инструментов обучения, познания самого себя и действительности;

• рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

• использование средств новых информационных технологий в роли средства творческого развития ученика;

• использование компьютерной техники в виде средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

• организация общения в ходе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

• использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

• интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом в ходе использования системы современных информационных технологий.

Организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования в большей степени отвечают возможности современной вычислительной техники:

• комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить нужную информацию;

• трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой разной форме (при наличии необходимых устройств);

• вычислительные - быстрое и точное преобразование различных видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

• графические - предоставление результатов своей работы в качественной наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

• моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Выше перечисленные возможности компьютера способствуют не только первоначальному становлению личности ученика, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения знаний и умений в полном объеме.

При помощи внедрения современных информационных технологий в образование педагоги смогли качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Цель данных технологий в образовании- это усиление интеллектуальных возможностей обучающихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. При использовании средств современных информационных технологийнеобходимо руководствоваться основными педагогическими целями:

1) Интенсификация каждого из уровней учебно-воспитательного процесса при помощи применения средств современных информационных технологий:

• углубление межпредметных связей;

• повышение активности познавательной деятельности;

• повышение эффективности и качества процесса обучения;

• увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности ученика, подготовка его к комфортной жизни в условиях современного общества:

• совершенствование различных видов мышления;

• развитие умений принимать оптимальное решение или развитие информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

• предлагать варианты решения в сложной ситуации;

• формирование коммуникативных способностей;

• формирование умений моделировать задачу или ситуацию;

• эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

• развитие умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3)Работа на выполнение социального заказа общества:

• подготовка пользователя компьютерными средствами;

• подготовка информационно грамотной индивида;

• осуществление профориентационной работы в области информатики.

Большое количество педагогов начинают включать современные информационные технологии в свою методическую систему, учитывая при этом их большое влияние на процесс образования.

Отбор содержания некоторых предметов с целью создания компьютерных программ имеет практическую реализацию компьютерных технологий и переход на дальнейшие этапы информатизации. ПО должно отражать действующий учебный план и быть согласованным во времени с учебным планом школы. В следствии этого, одной из главных научно-методических вопросов в этой ситуации становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий, которые применяются в школьном образовании.

Компьютерные учебные программы проникли в систему образования в начале 70-х годов, именно тогда, когда начали внедрятся персональные компьютеры, но до сих пор эти программы не нашли общепризнанного и «узаконенного» названия. В основном применяются такие формулировки,как: программно-методический комплекс, программные средства учебного назначения, контролирующе–обучающие программы, обучающие программы и др. Наиболее распространенным из них является понятие – программное средство учебного назначения.

Таким образом, современные информационные технологии — это широкий спектр дисциплин и областей деятельности, который относится к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

На данный момент под современными информационными технологиями понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии взаимосвязаны с использованием компьютеров и программного обеспечения с целью хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Информационные технологии и их роль в дошкольном образовании Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. Федеральный государственный.

Информационные технологии в жизни современной семьи. Информационные технологии в жизни современной семьи. Воспитатель Киселева Г. П. В условиях современного развития общества и производства.

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе Использование современных образовательных технологий в учебном процессе воспитателя ГБДОУ д/с № 100 Миделашвили М. Л Исходя из образовательных.

Консультация «Современные технологии в образовательном процессе» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 96 КОНСУЛЬТАЦИЯ «Современные технологии.

Семинар-практикум для педагогов «Современные игровые технологии в процессе сенсорного развития детей раннего возраста» Содержание 1. Игра, как способ познания 2. Что такое игровая технология и ее роль для дошкольника 3. Сенсорное развитие ребенка 4. Игровые.

Семинар-практикум: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается.

Современные образовательные технологии Отчет воспитателя МБДОУ детского сада № 16 станицы Губской С. А. Моторкиной об использовании современных образовательных технологий, соответствующих.

Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ В данной презентации представлены все современные здоровьесберегающие технологии, которые успешно применяются в работе МДОУ "Детский сад.

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

". в 21 веке цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущи». С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласны администрация и педагоги нашей школы. Поэтому коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным образованием.

Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

  • создание единой информационной среды образовательного учреждения;
  • разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
  • анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
  • формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
  • подготовка пользователей единой информационной системы.

Направления использования информационных технологий в работе образовательного учреждения


Информационные технологии в учебном процессе.

Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):

Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий (по Козленко А. Г.):

  1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
  2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
  3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет:

  • Средства обучения on-line применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет;
  • Средства обучения off-line – это автономно используемые средства.

На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала.

Затем информационные технологии стали вводиться на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов. При приобретении мобильного компьютерного класса появилась возможность использовать компьютер для проведения лабораторных работ и экспериментов. Применение этого электронного продукта возможно на всех этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление материала.

В индивидуальном режиме с учащимися желающими углубленно изучать предмет проводится работа и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры для подготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ, системы виртуального эксперимента, обучающие игры.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще две функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно не только в образовательном, но и в воспитательном процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой.

В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Информационные технологии в административно-управленческой деятельности.

Использование информационных технологий в административно-управленческой деятельности школы позволяет осуществлять анализ образовательной ситуации, проводить мониторинг учебно-воспитательной и инновационной деятельности, осуществить оперативную подготовку и выпуск дидактических материалов, учебно-методического и научно-методического обеспечения, автоматизировать выполнение основных должностных обязанностей педагогов и методической службы.

Одна из важных задач, неизбежно встающая перед руководителем образовательного учреждения, — это перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию, что, по мнению специалистов в этой области, позволит избавиться от рутинного и отнимающего много времени труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса.

В настоящее время в образовательные учреждения внедряются программные комплексы, призванные помочь в организации административной деятельности в общеобразовательной школе. Созданы информационно-справочные системы, обеспечивающие нормативно-правовую поддержку работников системы образования.

Наиболее перспективным направлением информатизации организационно-методической и управленческой деятельности является использование программных продуктов компаний «1С», «Хронобус», “ФинПромМаркет-XXI”, «Системы-Программы-Сервис», «Кирилл и Мефодий» и др.

  • «АРМ Директор» разработана компанией АВЕРС (ООО). Эта программа предназначена для автоматизации процессов управления образовательным учреждением, планирования и мониторинга учебно-образовательной деятельности, унификацией внутришкольного и кадрового делопроизводства, решения многих других управленческих задач в образовательном учреждении.
  • Внедряется автоматизированная информационно-аналитическая система АВЕРС «Расписание», «Тарификация».
  • Программный продукт «1С:ХроноГраф Школа 2.0» охватывает практически все сферы деятельности руководителя образовательного учреждения. Это комплексное решение, позволяющее администратору получать оперативный доступ к информации в общей базе данных с возможностями всестороннего анализа и подготовки управленческих решений.

Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.

Информационные технологии в воспитательном процессе.

Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь нашей школы и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания.

Информационные технологии в воспитательной системе школы используются по следующим направлениям:

  1. Организация внеклассных мероприятий, общешкольных праздников и концертов, библиотечных уроков, классных часов, творческих игр.
  2. Проектная деятельность.
  3. Установление контактов и общение учащихся и педагогов в режиме Он-лайн с ровесниками и коллегами из других школ и городов.
  4. Выпуск школьной газеты «Глобус», которая создается в кружке юных журналистов, издание буклетов.
  5. Организация перемен. Школа поделена на определённые зоны по интересам: актовый зал (караоке-студия), шахматный клуб (Интерактивная доска + электронная обучающая программа по шахматам), библиотека (просмотр научно-популярных и развлекательных фильмов), медиатека (для увлечённых компьютером).
  6. Кружок по компьютерной графике и анимации.

Применение информационных технологий открыло необъятные горизонты в воспитательной работе школы. Дети стали активными участниками учебно-воспитательного процесса. Они свободно владеют компьютером, умеют ориентироваться в информационном пространстве.

Таким образом, необходимость применения современных ИТ настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах.

Информационные технологии в педагогической и методической деятельности.

Компьютер и информационные технологии заняли прочное место в деятельности руководителей методической работы. Они стали неотъемлемым атрибутом, без которых сегодня немыслимо эффективное существование и развитие.

Информационное обеспечение методической службы школы включает подготовку, обработку и хранение информации, в результате чего формируется база данных, с которой работают все пользователи в той или иной степени: руководители методических объединений, временных творческих коллективов, совета кураторов научного общества учащихся и администрация школы. Созданные в школе информационные блоки удобны для создания системы обратной связи, для развертывания системы сбора предложений, диагностирования членов коллектива, отслеживания опытно-экспериментальной работы.

В течение ряда лет ведется обработка данных различных программ наблюдения и изучения состояния работы с педагогическими кадрами: диагностических карт учителей, результатов исследований трудностей в работе педагогов и потребностей в повышении квалификации. Компьютерные программные средства создали условия для проведения мониторинга по различным направлениям: анализ дидактических средств, используемых учителем; характеристика педагогического мастерства; характер внутришкольных коммуникаций. Диагностирование методической работы преследовало цель: используя критерии и показатели, получить информацию о ее влиянии на рост профессионального уровня и развитие творческого потенциала педагогов для принятия решений о методической помощи и включения учителей в педагогический поиск. Изучив фактическое состояние уровня подготовленности педагогов, мы выявили группы учителей, имеющих затруднения в практической деятельности, творчески работающих, с установленным стилем работы, разработали систему коррекционных мер, определили перспективы профессионального роста каждого работника. Полученную информацию систематизировали в базу данных, разработали электронное портфолио о каждом педагоге.

Компьютерные программные средства по управлению персоналом способствуют решению задач: определение тенденций во взаимодействии и взаимовлиянии различных факторов в развитии образовательного процесса; выявление позиции каждого его участника.

Заключение

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии. Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца.

Часто педагоги задаются вопросом: так ли это необходимо для учителя, в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий?

Цели использования информационных технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.

  • Укрепить мотивацию школьников к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе;
  • Добиться более эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся без временных и иных затрат;
  • Сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;
  • Сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;
  • Внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;
  • Выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы.

Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.

В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?

Практически в любых. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:

При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.

При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.

При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.

Окружающий мир. 3 класс. Часть 1

Электронная форма учебника (ЭФУ) Окружающий мир. 3 класс. Часть 1 включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Окружающий мир 3 класса Виноградова Н. Ф. Калинова Г. С. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1 соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник интегрирует знания о природе, человеке и обществе. В процессе изучения «Окружающего мира» решаются различные образовательные задачи: у младших школьников формируются знания о планете Земля, ее растительном и животном мире; воспитывается культура отношения человека к природе. Система обучающих заданий развивает умственные способности учащихся, их восприятие, мышление, воображение.

Наиболее частые направления использования ИКТ в учебном процессе

Создание мультимедийных презентаций. Это один из самых простых и доступных способов ярко и наглядно представить учебный материал. В качестве авторов презентаций выступают как педагоги, так и учащиеся: в первом случае презентация готовится к уроку как средство эффективной подачи нового материала, во втором — как форма творческой самостоятельной работы.

Использование интернет-ресурсов. Включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы вне урока.

Работа с дидактическими играми и обучающими программами. Способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию учащихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной для школьников форме.

Основной принцип применения ИКТ в повседневной практике педагога

Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно:

А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.

Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.

В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.


Данная концепция разработана на основе анализа научных работ известных ученых в области применения компьютера как средства обучения. Материал может быть интересен студентам педагогического направления подготовки, преподавателям и специалистам, занимающимся разработкой компьютерной технологии обучения.

Оглавление

  • Введение
  • 1 Структура и содержание компьютерной технологии обучения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Концепция компьютерной технологии обучения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 Структура и содержание компьютерной технологии обучения

1.1 Значение и возможности компьютерной технологии обучения

Качество обучения является определяющим критерием эффективности образовательного процесса и в традиционной и любой инновационной технологии обучения.

Компьютерное обучение, основанное на использовании основных принципов обучения, которые наиболее полно отвечают личным, индивидуальным запросам обучающегося предполагает не только изменение организационных форм обучения, но и разработку новых комплексных взаимоподдерживающих видов деятельности обучающихся и педагогов-наставников. При обучении с помощью компьютера и на основе компьютера создается особый процесс взаимодействия и сотрудничества, в основу которого должна быть положена личная заинтересованность обучающегося в получении новых знаний и возможностей общения через компьютерные сети, профессиональный интерес и выполнение обучающимся практически значимой работы.

Функциональные свойства современных компьютерных и коммуникационных технологий предоставляют образовательному процессу реализацию следующих возможностей:

− неограниченные возможности сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и применения разнообразной по своей природе информации;

− повышение доступности образования, расширение форм получения образования;

− обеспечение возможности получения непрерывного образования и повышения квалификации в течение всего активного периода жизни;

− развитие личностно-ориентированного, дополнительного и опережающего образования;

− значительное расширение и совершенствование организационного обеспечения образовательного процесса (виртуальные школы, лаборатории, университеты, другое);

− повышение активности субъектов в осуществлении образовательного процесса;

− создание единой информационно-образовательной среды обучения и не только одного региона, но страны и мирового сообщества в целом;

− обеспечение независимости образовательного процесса от места и времени обучения;

− значительное совершенствование методического и программного обеспечения образовательного процесса;

− предоставление возможности выбора индивидуальной траектории обучения;

− развитие самостоятельной творчески развитой личности;

− развитие самостоятельной поисковой деятельности обучающегося;

− повышение мотивационной стороны обучения.

Все перечисленные возможности компьютерной техники позволяют разрабатывать новые технологии обучения — компьютерные технологии обучения (КТО, которые могут способствовать повышению качества образования и развитию профессиональной и профессиональной активности.

Компьютерная технология обучения — это такая область знаний, которая находится на стыке дидактики и информатики, психологии и математики, эргономики и экономики, системотехники и социологии (А.П. Ершов).

Мы предлагаем следующее определение компьютерной технологии обучения.

Компьютерная технология обучения (КТО) — это совокупность методов, приемов, способов, средств обеспечения педагогических условий для обеспечения целенаправленности процесса обучения, самообучения и самоконтроля на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, интерактивного программно-методического обеспечения, моделирующего часть функций педагога по представлению, передаче информации и управлению познавательной личностно-ориентированной деятельности обучающегося.

В предложенном определении новой технологии обучения необходимо обратить внимание в первую очередь на два нюанса. Мы используем термин обучающийся, а НЕ обучаемый, что очень часто можно наблюдать в различных источниках при рассмотрении применения компьютерной технологии обучения. Именно обучающий себя является основным субъектом процесса формирования новых знаний, активно используя при этом те возможности, которые ему предоставлены новой средой обучения. Компьютерные технологии обучения реализуют опосредованное присутствие педагога через методику представления последним учебного материала и алгоритма управления (направления) процессом его изучения.

Компьютерный контроль — автоматизированная процедура контроля, применяемая с целью управления текущим процессом обучения и обеспечения индивидуализации обучения в компьютерной среде, позволяющая оценить уровень усвоения, понимания и применения изучаемого материала.

Компьютерное тестирование — это процедура аттестации уровня усвоения, понимания и применения изучаемого материала на основе применения дидактических возможностей компьютерной техники для установления соответствия личностной модели знаний требуемой стандартизированной модели знаний испытуемого.

Компьютерные технологии обучения позволяют создавать организационное и методическое обеспечение управления познавательной и учебной деятельностью обучающегося, повысить эффективность самостоятельной работы и качество образования, если будут выполнены следующие условия:

− разработаны адаптивные многоуровневые алгоритмы управления познавательной деятельностью обучающегося и на их основе выполнены разработки качественных компьютерных средств обучения, отвечающих психологопедагогическим требованиям организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

− выполнен методически обоснованный пересмотр учебного материала с целью выделения разделов, тем, вопросов, требующих достаточно большого времени на изучение, которые рациональнее изучать с помощью компьютерных средств обучения (КСО);

− разработаны методики построения групповых и индивидуальных занятий с применением КСО.

1.2 Цели, задачи КТО

Цель разработки и внедрения компьютерной технологии обучения в современных условиях информатизации общества и необходимости в соответствии с этим модернизации образования может быть декомпозирована на подцели:

1) создание технологической основы повышения подготовки и непрерывного совершенствования профессионального уровня специалистов любого профиля;

2) повышение демократизации и непрерывного повышения образовательного и культурного уровня любого члена общества;

3) интенсификация и повышение качества образовательного процесса на всех его уровнях.

Известный ученый в области информатизации образования, директор института информатизации образования РАО И.В. Роберт 2 выделяет следующие педагогические цели разработки компьютерной технологии обучения (КТО) и использования компьютерных средств обучения (КСО):

1) развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

− развитие мышления, (например, наглядно-действенного, нагляднообразного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

− эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);

− развитие коммуникативных способностей;

− формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных обучающих игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

− развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);

Читайте также: